Азот в шинах зачем
Перейти к содержимому

Азот в шинах зачем

  • автор:

Азот в шинах: плюсы и минусы

Обращаясь на станцию технического обслуживания за той или иной услугой, водитель может столкнуться с ситуацией по навязыванию дополнительных услуг. Мастерам выгодно при работе с автомобилем получить максимально высокий чек, даже если водитель хочет провести ремонт или замену конкретной детали. При обращении в сервисный центр для смены летней резины на зимнюю, водитель может столкнуться с ситуацией по навязыванию услуг.

В последнее время часто водителям в шиномонтажных мастерских предлагают накачать шины азотом. Эта услуга появилась на российском рынке относительно недавно, и водители, которые мало разбираются в технических нюансах автомобиля, зачастую соглашаются ею воспользоваться, вследствие чего их чек при «переобувке» увеличивается. В статье рассмотрим, есть ли плюсы от закачки азота в шины, или же данная услуга является не более чем маркетинговым ходом.

Оглавление: 1. Азот в шинах: плюсы и минусы 2. Снижение риска «взрыва» колеса 3. Колесо с азотом легче 4. Стабильность движения 5. Можно не проверять давление в шинах 6. Долгий срок службы покрышки и снижение коррозии диска 

Азот в шинах: плюсы и минусы

Если посмотреть автомобильные форумы, можно встретить противоречивые мнения о том, нужно ли закачивать азот в зимнюю или летнюю резину. Некоторые водители однозначно говорят, что это необходимо, другие утверждают, что не чувствуют разницу при эксплуатации резины с азотом или обычным воздухом.

Среди основных плюсов, которые приводят сторонники азота, можно выделить:

  • Снижение риска «взрыва» колеса, поскольку в нем отсутствует кислород;
  • Колесо становится легче, вследствие чего, меньше затраты на топливо;
  • Движение на колесах, накачанных азотом, стабильное и не зависит от разогрева покрышки;
  • Даже если такое колесо проколется, на нем можно еще спокойно ездить. За счет этого водители могут не волноваться за давление в шинах и реже его проверять;
  • Покрышка гораздо дольше служит и не гниет.

Что касается водителей, которые против азота, чаще всего у них всего один аргумент, касательно эффективности новой технологии. По их словам, разница между «чистым» азотом и воздухом, который закачивается обычно, минимальна. В этом есть доля истины, если посмотреть на составы.

Как известно, воздух, который закачивается в колесо, в среднем, состоит на 78-80% из азота и 18-20% из кислорода и около 1% углекислого газа. Тот азот, который шиномонтажные сервисы обещают закачать в колеса, состоит примерно на 95% из азота и на 5% из кислорода. Как можно видеть, разница в процентом соотношении азота не сильно высока – около 15-20%.

Обратите внимание: Все значения по процентному содержанию азота и кислорода, приведенные выше, являются усредненными. Например, некоторые сервисы могут использовать «азот», в котором 85-90% азота, а остальное – кислород.

Получается, что все обозначенные выше преимущества водитель должен получить за счет дополнительных 15-20% азота, при этом доплатив достаточно весомую сумму за это.

Разберем каждый из пунктов, который водители ставят в плюс использованию повышенного содержанию азота, отдельно.

Снижение риска «взрыва» колеса

Из-за отсутствия кислорода, который, как известно, горит, водители предполагают, что покрышка имеет минимальный шанс взорваться, если она накачана полностью азотом. Однако дело в том, что шины сами по себе не взрываются. Так принято говорить, но на самом деле никакого взрыва в них не происходит.

Обратите внимание: Речь идет об эксплуатации автомобиля в нормальных условиях. Например, при дрифте, из-за перегрева колес, они действительно могут взорваться.

Когда говорят о взрыве колеса, чаще всего имеют в виду, что они лопаются, а здесь факт наличия кислорода никак не влияет. То что внутри будет закачан азот может предотвратить возгорание колеса после того, как оно лопнет, но на городских автомобилях возгорание лопнувших колес обычно не происходит (за редкими исключениями).

Итог: Снижение риска взрыва и воспламенения колеса – это не то, что может привлечь в азоте водителей, эксплуатирующих обычные городские автомобили в нормальных условиях.

Колесо с азотом легче

Топливо – то, что водители всегда хотят сэкономить, независимо от того, используют они бензиновый или дизельный двигатель. Перспектива потратить 500-1000 рублей за закачку азота в шины, чтобы после «отбить» за сезон на этом несколько тысяч рублей, благодаря уменьшенному весу покрышек, может привлекать водителей.

Но, чтобы оценить экономию, лучше посмотреть на реальные цифры веса воздуха и азота, а после вычесть разницу и определить экономию. Масса кубометра воздуха составляет примерно 1,29 кг, а масса чистого азота (обратите внимание, именно чистого) примерно 1,25 кг. В одном колесе диаметра 14-15 вмещается около 0,0774 кг чистого воздуха или 0,075 кг азота. Соответственно, с 4 колес экономия при закачке азота вместо воздуха по весу выходит около 10 грамм.

Итог: 10 грамм в общей массе автомобиля – это эквивалент слова «ничего». Налипшая грязь весит гораздо больше. Соответственно, накачивая шины азотом, сэкономить на топливе не получится.

Стабильность движения

Каждому водителю известно, что в холодное время года при движении автомобиля со стоянки его «поведение» будет сильно отличаться от того, как он будет себя вести при прогретом двигателе и шинах. Это происходит из-за того что при трении шин об асфальт они нагреваются, вследствие чего меняется давление.

В мастерских, где предлагают накачать азот в шины, специалисты утверждают, что давление при этом будет всегда постоянным, благодаря отсутствию кислорода. По их мнению, это позволит автомобилю всегда вести себя одинаково.

Но если обратиться к законам физики, а именно, к закону Шарля и закону Гей-Люссака, можно сделать вывод, что давление газа в шине при разогреве в любом случае будет увеличиваться.

Итог: Нет никакой разницы, использовать воздух или азот, давление будет «прыгать» в любом случае.

Можно не проверять давление в шинах

Обратите внимание: Перед тем как начать обсуждение данного пункта, дадим рекомендацию – обязательно перед поездкой, особенно зимой, проверяйте давление в шинах.

Водители, которые не хотят проверять давление в шинах, могут решиться заплатить за закачку азота в покрышки, чтобы им было спокойнее. Однако данный пункт не совсем корректен. Если обратиться к физике процесса, чаще всего стравливание давления происходит через микротрещины.

Молекулы кислорода имеют размер 0,000000029 см, а молекулы азота 0,000000031 см. Как можно видеть, разница не особо значительная. Соответственно, если накачать шины азотом, то вероятность стравливания давления через микротрещины снизится не сильно. К тому же, современные бескамерные шины могут годами держать давление, если нет серьезных «пробоин». Даже при проколе покрышки у водителя есть возможность добраться до автосервиса.

Итог: Данное преимущество – это не более, чем «сказка для ленивых», кто не хочет проверять давление в шинах постоянно.

Долгий срок службы покрышки и снижение коррозии диска

Пожалуй, один из пунктов, который действительно можно обосновать. Сторонники азота утверждают, что при его использовании вместо воздуха диск не ржавеет внутри, а сама резина расходуется менее активно. Поскольку кислород является одним из главных катализаторов окисления, при его отсутствии меньше вероятность возникновения ржавчины внутри колеса. Однако данный плюс сомнительный, поскольку снаружи на колесо все равно воздействует кислород и даже более агрессивная среда – грязь, снег, дождь, пыль и так далее.

Обратите внимание: Современные диски «стареют» очень долго, поскольку они выполнены из сплава алюминия и магния.

Итог: При закачке азота удастся сохранить диск новеньким внутри, но ржавым снаружи.

Зачем нужна накачка шин азотом и в чем ее недостатки?

Зачем нужна накачка шин азотом и в чем ее недостатки?

В прайсе многих отечественных автосервисов недавно появилась новая услуга – накачка шин азотом. Что это такое? Это когда вместо обычной смеси, в которой присутствует до 80% инертного газа и примерно 18-20% кислорода, используют более концентрированный вариант – комбинацию из 95% азота и 5% кислорода.

Изначально идея появилась среди профессиональных автогонщиков, которым в колеса болидов закачивают именно такой состав для улучшения ходовых характеристик и снижения износа деталей. Сейчас подобная опция пользуется спросом в европейских странах и США, а вот многие российские автомобилисты еще не до конца разобрались в её целесообразности. Чтобы это сделать, необходимо четко понимать, зачем нужна накачка шин азотом, плюсы и минусы процедуры, а также её эффективность конкретно для вашего автомобиля.

Положительный эффект наполнения шин инертным газом

Особенностью азота является максимальная степень чистоты, благодаря которой удается сделать езду безопасной, ведь давление внутри камер распределяется равномерно.

Другие преимущества накачки шин азотом, о которых заявляют автосервисы:

  • профилактика гниения резины и увеличение срока службы покрышек;
  • минимизация вероятности разрыва шины в случае перегревания наружной поверхности во время экстренного торможения;
  • поддержание стабильного объема в сочетании с уменьшением нагрузки на подвеску и как следствие оптимизация ходовых показателей;
  • снижение шумового и вибрационного фона, что положительно сказывается на удобстве пассажиров и внимательности водителя;
  • улучшение чувствительности рулевого управления, возможность без лишних рисков проходить крутые повороты, не расходуя чрезмерное количество топлива;

Примечательно, что за рубежом вместо воздуха азотную смесь используют в основном при обслуживании коммерческого автотранспорта. Это обусловлено повышенными нагрузками, важностью сохранения грузов и обеспечения безопасности пассажиров. Накачка грузовых шин азотом более эффективна, что связано с особенностями колес.

Технология закачки газа

Как и в случае с воздухом, для наполнения колес азотом сотрудники мастерской задействуют генератор с давлением внутри до 8 кг/см². Смесь несколько раз очищается перед закачкой, чтобы в шины не попали грязь, пыль, различные примеси и влага. После этого воздушные массы отделяют кислород и другие газы, а затем происходит подача в камеры. Чистота подаваемого азота должна быть 95%, если вы хотите получить выраженный положительный результат в сравнении с наполнением воздухом.

Стоит ли закачивать в шины азот?

Зная, что дает накачка шин азотом, каждый автомобилист должен сам решить, есть ли смысл тратить деньги на подобную услугу. Принимать решение стоит, учитывая регулярность использования автотранспорта, климатические условия региона (для севера азот вместо воздуха будет неплохой альтернативой) и наличие свободных денежных средств. Естественно, если решитесь воспользоваться таким сервисом, выбирать стоит проверенную автомастерскую с грамотными специалистами и предварительно уточнить, какой процент азота в закачиваемой смеси.

Накачивание шин азотом – плюсы и минусы

Накачивание шин азотом – плюсы и минусы

Все мы знаем, что поддержка оптимального давления внутри покрышки – обязательное условие для ее нормальной работы. От этого зависит не только комфорт езды, но и безопасность. Долгие годы для таких целей использовали воздушный насос, но сегодня появилась относительно новая услуга – подкачка азотом.

Впрочем, плохо с ней знакомы только в странах бывшего СНГ, а вот для европейских водителей это давно не редкость, они активно загружают его в легковые и грузовые шины. Впервые это было использовано на Формуле-1, правда, тогда применяли азотно-воздушную смесь. Разумеется, как и у всякого нововведения, у накачки шин азотом имеются свои сторонники и противники. И чтобы разобраться, кто из них прав, стоит выслушать аргументы обеих сторон.

Преимущества подкачки азотом

Среди плюсов данной методики можно выделить следующие:

azot

  • безопасность – из-за сниженного коэффициента расширения давление внутри покрышки меняется пропорционально;
  • инертность – с воздухов внутрь шины поступает множество посторонних веществ, в то время как азот чист и к тому же неохотно вступает в реакции, поэтому исключает риск появления ржавчины;
  • стабильность давления – азот почти не реагирует на температурные колебания;
  • снижение риска утечки;
  • более медленный износ в сравнении с накачкой воздухом;
  • улучшение управляемости – машина становится более предсказуемой, снижается риск пробуксовывания;
  • повышение маневренности.

Стоит отметить, что азот легче воздуха, поэтому накачанные им покрышки тоже весят меньше тех, в которые закачан воздух. Это придает автомобилю плавности хода. Одним словом, преимуществ немало, однако почему же до сих все не перешли на азот? Дело в том, что у противников данного метода подкачки тоже имеются свои доводы.

Минусы накачивания азотом

Главной аргумент против для многих – это то, что для совершения процедуры нужно ехать в специализированный сервис. Либо же покупать баллон с азотом и возить его с собой, что не всегда безопасно и удобно. В то время, как воздушный насос всегда в багажнике и не занимает много места. Услуга накачивания обходится недешево, поэтому далеко не все считают целесообразным переплачивать за азот.

azot

Еще один весомый аргумент – в составе воздуха итак имеется достаточно высокое содержание азота, около 78%. Так стоит ли переплачивать, и оправдана ли такая трата? Вывод каждый делает сам, но не стоит забывать, что именно посторонние примеси могут стать причиной разрушения колеса изнутри. Поэтому применять азот имеет смысл уже хотя бы по причине его чистоты. Что же касается остальных плюсов, то многие вообще считают их мифами. Да, шины действительно становятся легче, и давление в них сохраняется более стабильно, но это не всегда оправдывает денежные вложения. Впрочем, стоимость услуги подкачки азотом с каждый годом становится все более доступна, поэтому и целесообразность использования данной услуги растет. Особенно если вы используете дорогие покрышки, которые хотелось бы сохранить в рабочем состоянии как можно дольше.

Азот в шинах – подкачка или надувательство?

Многие шиномонтажные мастерские в качестве дополнительной услуги предлагают накачать шины азотом вместо атмосферного воздуха. По утверждению персонала, результатом должны стать улучшенная динамика автомобиля, повышенная ходимость резины, заметное увеличение плавности хода и снижение шума. Так ли это на самом деле? Разберем все пункты по порядку.

Для начала немного арифметики. Как известно из школьного курса, атмосферный воздух на 20% состоит из кислорода, еще 2% приходится на различные газы, вроде углекислого, водорода, гелия и т.д. И главное – 78% занимает азот. Уже немало. По нормативам шиномонтажа, после подкачки азотом, этого газа в шинах должно быть около 95%. То есть, все обещанные изменения нам якобы обеспечат дополнительные: 95 — 78 = 17% азота. Именно за них нам и предлагают заплатить.

Основной аргумент шиномонтажников – молекулы азота крупнее частиц кислорода и потому они значительно меньше улетучиваются через резиновый слой покрышки, а стало быть, и давление в колесе сохраняется дольше. Теоретически это правда. Как верно и то, что конструкция современных шин сама по себе успешно противостоит утечке – внутри как правило предусмотрен герметизирующий слой, который чаще делают из бутилкаучука. Будьте уверены, потратив миллионы на разработку новых моделей, шинники про размер молекул тоже не забыли. Если же колесо имеет проколы, повреждения, заводские дефекты, огрехи в сборке, то тут уже диаметр молекул не поможет – «травить» будет обязательно. Хорошо, предположим, что у вас некачественная покрышка, и через ее поры выходит кислород. Что тогда остается внутри? Правильно – азот. Несколько раз подкачал колесо – вот, по логике, уже и обещанная концентрация. Но раз продолжает сдуваться и дальше, то, как мы уже сказали, вопрос не молекулах. Так что если шина долго сохраняет давление, дело не в азоте или кислороде, а в качественной резине и прямых руках шиномонтажника.

Еще один веский аргумент в пользу азота – безопасность. У этого газа коэффициент теплового расширения в несколько раз меньше, чем у кислорода. То есть, с колебаниями внутренней и внешней температуры колеса, давление в нем должно оставаться относительно стабильным. Теоретики много спорят по этому поводу, приводя формулы и законы о прямой зависимости между температурой и давлением газа в замкнутом объеме, а также об одинаковом коэффициенте объемного (не теплового) расширения для всех газов. Но мы практики, поэтому вернемся к нашим цифрам и инструментам – обещанные 17% азота при давлении в 2-2,5 бар не дают заметного эффекта, позволяющего обнаружить разницу в давлении привычным манометром. Погрешность прибора иногда больше.

Еще одно слово в пользу безопасности. Азот – газ инертный и не поддерживает горение при аварии и возгорании машины как кислород. Спорить не будем, это актуально – где-нибудь на планете без атмосферы. Но уж если машина, упаси ее, загорелась, неужели считанные лишние литры кислорода из каждого колеса будут хоть сколько заметны на фоне неисчислимых литров из атмосферного воздуха?

Кроме того, инертный азот в отличие от очень активного кислорода, по идее, должен весьма бережно относиться к внутреннему резиновому слою шины, а также ободу диска. Тем более, что из атмосферного воздуха внутрь колеса попадает немного водяного пара, а это уже все предпосылки для коррозии. Возразить трудно, да мы и не станем. Вот только снаружи колесо изо дня в день подвергается воздействию воды, грязи, реагентов, ультрафиолетового излучения и многих других реалий внешнего мира. Пока небольшой объем кислорода вместе с мизерным количеством воды успеют нанести внутри заметный урон, снаружи колесо успеет истлеть дотла. А в реальности быстрее сотрется протектор.

Считается, что раз удельная масса азота меньше, чем у кислорода, то и накачанное им колесо весит меньше. А значит уменьшаются неподрессоренные массы – ход автомобиля становится мягче, управляемость лучше, снижается нагрузка на подвеску. И всего этого следует ожидать от суммы масс молекул газа после замены 17% объема? Тогда для большего эффекта надо согнать с обода еще и парочку микробов. Чтобы результат снижения неподрессоренных масс был действительно заметен, надо поменять стальные диски на литые, а литые на кованые. И не забыть про спортивные шины с легким каркасом.

Еще нам обещают значительное снижение деформации покрышки. И это после того, как перед накачкой колеса азотом из него принудительно откачивают воздух до такой степени, что шины на дисках становятся похожи на четырехугольные национальные пельмени. В то время как квалифицированный персонал в шинных магазинах избегает малейших перегибов, заломов, скручиваний протектора и боковины покрышек. Уж если мы заговорили о безопасности, то после таких издевательств над внутренним каркасом шины разговоры о молекулах и процентах кажутся неуместными.

Так есть ли положительный эффект от накачки шин азотом? Есть, в каждом отмеченном нами пункте. Только он настолько мал, что даже в сумме практически незаметен, порой и с помощью приборов. В гонках «Формулы 1», где на счету в буквальном смысле каждый грамм и тысячная доля секунды, это может быть и актуально. А в повседневных поездках, если хотите заметно улучшить поведение автомобиля, лучше купите шины классом повыше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *