Какое в москве движение правостороннее или левостороннее
Перейти к содержимому

Какое в москве движение правостороннее или левостороннее

  • автор:

В России появилось левостороннее движение

Самый праворульный регион России ввел левостороннее движение. Власти города подчеркивают, что новая схема была введена с целью разведения транспортных потоков и с большим количеством праворульных автомобилей в городе не связана, а новые полосы предназначены только для общественного транспорта.

Левостороннее движение по улице Семеновской, г.Владивосток

Самый праворульный регион России ввел левостороннее движение. Правда, всего на двух улицах города Владивостока. Власти города подчеркивают, что новая схема была введена с целью разведения транспортных потоков и с большим количеством праворульных автомобилей в городе не связана, а новые полосы предназначены только для общественного транспорта. Так что говорить о полноценном левостороннем движении, как, например, в Японии, неправильно. Между тем, некоторые местные водители уже начали путаться в новой схеме и, не замышляя ничего противозаконного, выезжают на ставшую встречной полосу. Как сообщает РИА PrimaMedia, левостороннее движение появилось на улице Семеновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на улице Мордовцева.
В первом случае указанный участок дороги разделили на две части бетонными блоками. Правая, как и прежде, предназначена для всех участников дорожного движения. Левая — только для общественного транспорта. Как и в Москве, выезжать на выделенку другим машинам запрещено.

По данным агентства, бетонные блоки были поставлены для безопасности, чтобы водители не выезжали на спецполосу, рискуя встретиться лоб в лоб с автобусом. Однако некоторые водители все же путают направления и выезжают на встречную, неверно понимая установленные на данном участке знаки. На улице Мордовцева выделенную полосу для общественного транспорта также отделили от водителей бетонными блоками. По официальным данным, новая схема была введена в связи с предстоящим открытием моста через бухту Золотой Рог, в целях оптимизации дорожного движения и исключения пересечения транспортных потоков. Однако пока что эта схема только путает водителей. Местное управление ГИБДД также не одобрило новшество. Госавтоинспекции не понравилась идея введения левостороннего движения в стране, где принято правостороннее. Однако местная администрация с определением «левостороннее движение» не согласна. Как рассказал РИА Новости представитель местных властей, речь идет только о введении выделенных полос. «Специалисты долго разрабатывали эту маршрутную схему, так как в центре города крайне напряженное движение. В рамках этой схемы на двух улицах в пределах одного квартала введены выделенные полосы общественного транспорта. В том числе для оптимизации на этих участках транспорт движется и по левой стороне», — пояснил собеседник агентства, подчеркнув, что говорить о левостороннем движении в данном случае нельзя, так как выезд личного транспорта на выделенку запрещен. Длина новых участков составляет всего 50 метров. ГИБДД с определением администрации согласна, отмечая, что называть схему левосторонней некорректно. «Это не так. Но в целом, все комментарии по этому поводу должен давать разработчик движения — администрация города», — рассказали агентству в ГИББД по Владивостоку.

Интересные факты о левостороннем и правостороннем движении

Всех автомобилистов мира можно разделить на две категории: одни ездят по левой стороне дороги, другие — по правой. Последних почти в два раза больше, но единства по вопросу правильности направления движения нет. Выбор ведущей полосы в разных странах является крайне интересной темой. В этой статье мы рассмотрим основные исторические предпосылки данной проблемы и законах, действующих в различных регионах мира.

Немного истории

Сегодня не существует единого мнения по поводу того, почему в одних государствах ездят по левой стороне дороги, а в других — по правой. На основании находок археологов можно сделать вывод, что в Древнем Риме движение было левосторонним. Об этом свидетельствуют найденные ими остатки старых каменоломен. Левая колея в них обычно была разбита гораздо сильнее, чем правая.

Позднее во многих государствах стало практиковаться правостороннее движение. С физиологической точки зрения это казалось более удобным, поскольку большинство людей — правши. Данная тенденция также связана с тем фактом, что экипажи, являющиеся в те времена наиболее распространенным видом транспорта, проще направлять на обочину сильной правой рукой. В 1752 году императрица Елизавета подписала указ о введении в России правостороннего движения.

В Великобритании примерно в то же время был издан билль, в соответствии с которым всем транспортным средствам следовало передвигаться по левой стороне Лондонского моста. Нарушители данного регламента должны были выплатить штраф в размере одного фунта серебра. Спустя двадцать лет этот закон стал обязательным для всех английских дорог, в том числе железных, а после этого укрепился на территории британских колоний.

Авто с правым рулемПраворульный автомобиль

Все дело в конструкции

Руль у самых первых автомобилей отличался от современных аналогов. Он представлял собой не колесо, а своеобразный рычаг, внешний вид которого напоминал штурвал корабля, перемещающийся в горизонтальной плоскости. Поскольку у большинства людей рабочей является правая рука, они стали садиться слева, чтобы управлять машиной было удобнее. С появлением в конце XIX века традиционной круглой «баранки» начали возникать споры о том, к какому борту ее нужно смещать.

Сначала рулевое колесо устанавливали справа, ближе к обочине дороги, чтобы выходить из авто было проще. Позже, в связи с возникновением необходимости обгонов конструкцию стали размещать слева, чтобы водителю был лучше виден встречный поток. В 1908 году компания «Ford» выпустила первый серийный автомобиль с современной посадкой и левым рулем.

Лево руля!

В настоящее время левостороннее движение введено во многих странах, таких как:

  • Великобритания.
  • ЮАР.
  • Япония.
  • Сингапур.
  • Австралия.
  • Таиланд.
  • Индия.

Довольно часто возникают ситуации, когда водителю при пересечении границы приходится менять полосу движения. Например, сообщение между правосторонним Лаосом и левосторонним Таиландом осуществляется с помощью специальны сигнальных огней. В некоторых случаях для этой цели сооружаются многоуровневые развязки, как это сделано между Китаем и Макао.

Левостороннее движениеУправление машиной с правым рулем

Формальная сторона вопроса

В 1968 году Венская конвенция утвердила, что въезд на территорию государств с иным расположением полос остается в рамках закона. Однако, этот документ был подписан не всеми странами. Например, в Чили и Австралии использование автомобилей, оснащенных «неправильным» рулем, запрещено, и они после пересечения границы они в обязательном порядке должны быть переоборудованы. Единственным исключением из этого правила являются антикварные машины.

В некоторых государствах, в том числе в Литве и Словакии, регистрация праворульных авто сопряжена с определенными сложностями. Кроме того, перестановка руля обойдется автовладельцам в кругленькую сумму. Но несмотря на это, переоборудование рулевого колеса никак не отражается на размещении педалей, которое является одинаковым во всех странах.

В России количество праворульных автомобилей возрастает по мере перемещения на восток, что обусловлено близостью к Японии, откуда по доступной цене поставляются авто с пробегом. Впрочем, в Санкт-Петербурге, Москве и других городах Центрального региона также есть водители, предпочитающие правый руль, но по большей части это все равно считается экзотикой.

Лево руля! Интересные факты о правостороннем и левостороннем движении

История организации дорожного движения вообще и выбор ведущей полосы в частности — штука весьма интересная. Об исторических предпосылках, а также о том, как целая страна в один день «переехала» на другую сторону дороги и что на данную тему говорит закон, — в материале «Вокруг света».

История вопроса

На самом деле до сих пор нет единого мнения, почему так получилось, что в одних странах ездят по правой стороне дороги, а в других — по левой. Археологи, исследуя всевозможные материалы и свидетельства, смогли доказать, что, например, у древних римлян движение было левосторонним. Так, были найдены остатки старых каменоломен, по дороге от которых левая колея была обычно разбита сильнее, чем правая. На одном из выпусков серебряных монет, датированном 50 годом до нашей эры, изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне дороги. Действительно, это логично при езде верхом: боевая правая рука по отношению к встречному всаднику свободна и в любой момент может быть занесена для удара или защиты.

Читайте также

Позднее, когда «ездить» с оружием стали реже, во многих государствах начало складываться правостороннее движение. Это казалось удобнее с физиологической точки зрения: большинство людей правши. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Потому-то это и стало сначала традицией, а потом и нормой. В России указ о введении правостороннего движения был издан в 1752 году императрицей Елизаветой.

На Западе было иначе, и в 1756 году был издан английский билль, согласно которому по Лондонскому мосту экипажам следовало ездить по левой стороне. Нарушитель регламента должен был выплатить штраф в виде фунта серебра. Еще через двадцать лет закон закрепил это правило на всех английских дорогах, в том числе на железных, а следом традиция перекочевала и во все британские колонии.

Все дело в конструкции

У самых первых автомобилей руль совсем не был похож на современный. Это было не колесо, а рычаг, напоминавший штурвал корабля и перемещавшийся в горизонтальной плоскости. Так как у большинства водителей правая рука все-таки сильнее и ловчее, они начали садиться слева, чтобы проще было перенести нагрузку на руль. Уже потом, с появлением в конце XIX века круглой баранки, начались споры, к какому борту ее, собственно, смещать. Сначала устанавливали ближе к краю дороги, то есть справа, чтобы проще было выходить из авто. Потом, с возникновением необходимости обгонов, — слева, чтобы лучше видеть встречный поток. А первым серийным автомобилем с левым рулем и современной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.

Исключения встречались и встречаются даже там, где движение правостороннее. Например, в Италии долгое время все модели производителя Lancia оснащались правым рулем — специально для езды по горной местности, так как, по замыслу конструкторов, при подъеме водитель должен был сидеть подальше от обрыва. Та же история с некоторыми американскими и канадскими почтовыми автомобилями — руль справа, чтобы почтальону было удобно опустить корреспонденцию в почтовый ящик, не выходя из машины.

Попробуй перестройся!

Сегодня по левой стороне дороги ездят во многих странах — в ЮАР и Великобритании, в Японии, Таиланде и Сингапуре, в Австралии и Индии, на Ямайке и в Восточной Африке… Нередко бывает так, что при пересечении границы приходится переезжать на другую сторону дороги. Например, сообщение между левосторонним Таиландом и правосторонним Лаосом осуществляется при помощи специальных сигнальных огней. Иногда для этой цели сооружают многоуровневые развязки — как, например, между Китаем и анклавом Макао.

Кстати, в Швеции ездили по левой стороне дороги до 1967 года. Потом вопрос о переходе на правостороннее движение вынесли на референдум, и 83% шведов высказались против — всех все устраивало. Спустя несколько лет парламент уже не спрашивал ничьих мнений, а просто вынес постановление. Действо было беспрецедентное — 5 сентября в 4:50 все автомобили остановились и осторожно сместились на правую сторону, а ровно в 5 утра продолжили движение. Водителям, понятное дело, было боязно, поэтому в первый месяц после введения новых правил количество ДТП в Швеции стремилось к нулю. Потом, правда, все вернулось на круги своя.

Были и другие подобные переходы. Например, Корея перешла на правостороннее движение в 1946 году, как только закончилась японская оккупация. А на Самоа получилось еще интереснее: так как местный автопарк по большей части состоял из подержанных «праворуких» авто, правительство в какой-то момент решило, что ездить надо по левой стороне.

А это вообще законно?

Венская конвенция о дорожном движении еще в 1968 году утвердила, что въезд в страну с иным расположением полос в большинстве случаев остается в рамках закона. Впрочем, документ подписан не всеми государствами. Например, в Австралии и Чили автомобили с «неправильным» рулем запрещены и по правилам на въезде обязательно должны быть переоборудованы. Исключение делают разве что для антикварных машин.

В некоторых европейских странах, например в Словакии и Литве, с регистрацией праворульного автомобиля обязательно возникнут сложности. К тому же перестановка руля обойдется недешево: в вышеупомянутой небогатой Камбодже замена вполне может быть сопоставима и со среднегодовым доходом рабочего. Одно радует: ни заводская установка, ни перемещение руля никак не сказываются на расположении педалей. Во всех странах оно закреплено формулой АВС — Accelerator-Brake-Clutch, то есть «газ, тормоз, сцепление» справа налево. Или «газ, тормоз», если речь идет о машине с автоматической коробкой передач.

В России процент авто с правым рулем существенно растет по мере перемещения с запада на восток. Причиной тому близость Японии и огромное количество достойных авто с пробегом, которые ввозятся оттуда по доступной цене. Впрочем, и в Москве, и в Санкт-Петербурге есть автолюбители, которые принципиально предпочитают правый руль, хотя таких меньшинство. Большая же часть автовладельцев считает, что «праворукие» машины — это как-то несолидно, что ли… А вот в Японии автомобиль с левым рулем, напротив, воспринимается как роскошь, экзотика и статусная «игрушка».

Фото: IMAGEBROKER / ALAMY (в анонсе), Denver Post / Contributor / Getty Images, Science & Society Picture Library / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Gerhard Joren / Contributor / Getty Images

Какое в москве движение правостороннее или левостороннее

FISHKINET

Левостороннее и правостороннее движение

Левостороннее и правостороннее движение

Как нетрудно догадаться, правостороннее движение ничем не хуже и не лучше левостороннего — лишь бы к нему были полностью адаптированы и автомобили, и дорожная инфраструктура. Начинающие английские или австралийские водители осваиваются на дороге не медленнее и не быстрее, чем немецкие и российские «чайники». Может быть, поэтому все страны мира так долго не могут прийти к единому варианту — и к примеру, небольшое государство Самоа в Океании пять с небольшим лет назад перешло с правостороннего варианта на левосторонний. Дело в том, что сто лет назад Самоа было немецкой колонией и при прокладке дорог вводилось привычное немцам правостороннее движение — однако машины на острова удобнее возить из Австралии и Новой Зеландии, где они в абсолютном большинстве «праворукие». Поэтому местный премьер-министр осенью 2009 года дал стране команду ездить по другой стороне дороги.

Но если две схемы движения одинаково хороши (или одинаково плохи) — как же тогда осуществлялся выбор? Неужели наши предки в какой-то момент банально подкидывали вверх монетку? Отнюдь.

В конце прошлого века археологи проводили раскопки на территории каменоломни древнеримских времен и обнаружили в том числе дорогу к ней. На основании того, что с одной стороны колея была ощутимо глубже, чем с другой (причиной чего была разница в весе между пустой и груженой телегой), специалисты сделали вывод, что на территории этого древнего «предприятия» было принято левостороннее движение. Ряд других находок подтверждают этот вывод: в древности люди явно предпочитали двигаться по левой стороне.

Левостороннее и правостороннее движение

Жокеям, управляющим самой роскошной каретой из имеющихся в распоряжении британской королевской семьи, не надо никуда прижиматься: на улицы, по которым должен проехать экипаж, ни одно другое транспортное средство просто не пустят.

Дело в том, что это для автомобилиста нет принципиальной разницы, какими боками разъезжаться. Но тысячи лет назад самым популярным средством передвижения по суше была лошадь, а вот для всадника или правящего повозкой кучера разница уже имеется. Большинство людей — правши, и предпочитает садиться на лошадь с левой стороны, а оружие или, к примеру, кнут держать в правой руке. Именно из-за этого всадники, к примеру, предпочитали расходиться правыми боками — чтобы находиться в более удобной на случай нападения позиции. А кучерам было сподручнее ехать слева, чтобы у кнута было меньше шансов зацепиться за кусты или изгородь на краю дороги — или зацепить кого-то из идущих по обочине.

Таким образом, левостороннее движение выглядит более привычным и естественным — но кому же тогда пришла в голову мысль занять другую сторону дороги? Ряд историков считает, что во всем виноваты многоконные упряжки, где кучер сидел не на карете или повозке, а непосредственно на одной из лошадей. Удобнее всего кучеру было на левой задней лошади — однако в этом случае он не особо хорошо «чувствовал габариты» экипажа, разъезжаясь со встречными повозками. Поэтому и роскошные экипажи знати («шестисотые мерсы» своего времени), и тяжелые грузовые телеги (сталкиваться с которыми было себе дороже) начали держаться правой стороны. Со временем привычку ездить справа приобрели и те, кто правил менее громоздкими и престижными экипажами. В результате в XVIII веке правосторонняя схема движения была официально закреплена во многих европейских странах: к примеру, во Франции это сделали в 1794 году, а в России — еще раньше, в 1752 году, указом императрицы Елизаветы Петровны.

Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

Попытаемся разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.
Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *