Гул и вой в коробке передач: механика и автомат
В устройстве автомобиля КПП представляет собой сложный и важный агрегат, который предназначен для преобразования крутящего момента от ДВС перед его передачей на ведущие колеса. Независимо от типа трансмиссии (механическая или автоматическая), любой сбой в работе КПП может привести к поломке агрегата и других не менее важных узлов автомобиля.
Поскольку ремонт КПП является сложной и дорогостоящей процедурой, необходимо постоянно следить за техническим состоянием коробки, соблюдая правила эксплуатации и обслуживания. Любые появившиеся признаки, указывающие на неполадки трансмиссии автомобиля, нужно фиксировать и проводить диагностику, после чего исправлять неполадки.
Затягивание с решением проблем может повлечь за собой другие неисправности, причем более серьезные. При этом причин возникновения неполадок, связанных с работой коробки переключения передач, может быть несколько, а основными признаками являются посторонние шумы. Далее мы рассмотрим, почему воет МКПП или АКПП, на что указывает вой или гул в КПП, а также как устранить гул в коробке передач.
Вой или гул в коробке передач: причины возникновения неисправностей, диагностика и устранение
Итак, перед диагностикой КПП необходимо рассмотреть основные причины гула и воя в МКПП и АКПП, частые неисправности и методы их устранения. Нередко владельцы автомобилей с механической или автоматической трансмиссией в процессе эксплуатации сталкиваются с таким признаком неполадок или неисправностями, которые сопровождаются гулом или воем в коробке.
При этом посторонний звук может возникать как при переключении одной, так и нескольких передач, на ходу на разных или всех передачах и т.д. Интенсивность звука при этом тоже может быть разной.
- Начнем с механики. Прежде всего, с учетом конструктивных особенностей конкретных механизмов в МКПП, шум может оказаться нормой. В большей степени, это касается бюджетных автомобилей. Однако если шум в коробке сильный и заглушает работу ДВС, это говорит о том, что искать проблему нужно в самой коробке.
Еще причиной возникновения шума может послужить не коробка, а другие связанные с ней узлы и элементы (сцепление, износ выжимного подшипника, износ элементов трансмиссии и т. д.). В любом случае, необходимо выявить проблему путем диагностики и устранить как можно скорее.
Чтобы понять, почему воет МКПП, нужно обратить внимание на следующие моменты. Хотя механическая коробка проще АКПП, этот агрегат все равно конструктивно сложный. Это значит, что посторонний звук (вой или гул) в коробке может появляться по разным причинам.
Основные причины возникновения шумов в МКПП:
- недостаточное количество смазывающей жидкости (гул или вой слышен на повышенных передачах и отсутствует на пониженных);
- износ подшипника первичного вала либо подшипника ведущей шестерни (меняющийся шум в коробке в режиме нейтраль при выжатом сцеплении);
- выход из строя синхронизаторов и шестерен передач (возникновение постороннего звука со скрежетом при включении одной или нескольких передач, включение передач затруднено);
- износ или некачественная замена деталей главной пары (возникновение продолжительного гула может привести к выходу из строя МКПП);
- некачественная сборка после капитального ремонта коробки (возникновение гула из-за несоответствующего попадания пары вал/шестерни) и т.д.
Теперь рассмотрим, почему воет автоматическая коробка передач. С учетом того, что автоматическая коробка представляет собой сложный и высокотехнологичный агрегат, в норме такая КПП работает несколько тише механической коробки.
- Исправная автомат-коробка практически не издает посторонних шумов, вибраций, скрипов и других звуков. По этой причине при возникновении любых шумов немедленно прекращают эксплуатацию автомобиля и проводят диагностику, чтобы избежать возможного повреждения дорогостоящих узлов и элементов коробки.
После диагностики часто требуется демонтаж коробки для последующей разборки и дефектовки. Только после этого можно говорить о комплексном подходе для качественного устранения поломки.
Основные причины возникновения шумов в АКПП:
- недостаточный уровень трансмиссионной жидкости (работа коробки сопровождается толчками и при переключениях и продолжительным воем с меняющейся тональностью);
- засорение фильтра АКПП (замена фильтра с полной заменой ATF);
- нарушение зацепления шестерен в насосе (нарастающий шум с возникновением гула);
- истирание или повреждения зубьев на ведущей шестерне или на валу (шум либо гул подшипников);
- износ деталей главной пары (появление люфтов, как следствие, возникновения постороннего шума);
- смещение при установке или после ремонта шестерен, в результате отмечается появление излишнего трения деталей (нарастающий гул при включении одной из передач);
- плохое крепление полуосей (возникновение гула или воя при повышении или понижении скоростного режима) и т.д.
Как устранить гул в коробке передач
Посторонние звуки в виде гула или воя могут возникнуть как в механической, так и в автоматической коробке. Причем шум может проявиться либо постепенно, либо внезапно. Главной из причин, независимо от типа трансмиссии, может быть утечка или недостаток смазывающей трансмиссионной жидкости в коробке.
Проблему в этом случае решают методом проверки масла в МКПП или АКПП. При необходимости, осуществляется долив жидкости до уровня либо жидкость меняют частично или полностью. Замену масла в автомате также совмещают с заменой или очисткой фильтров АКПП.
Если же дело не в масле, агрегат нуждается в диагностике и ремонте. В любом случае, шум КПП устраняют путем выявления и устранения поломки. В рамках ремонта зачастую также требуется демонтаж коробок.
Кстати, в некоторых случаях, когда коробка воет или гудит КПП, шумы можно уменьшить присадками. При этом важно понимать, что серьезные неисправности таким способом не решить. Как максимум, удается отсрочить ремонт.
Что в итоге
Как видно, возникновение посторонних шумов в виде воя или гула во время работы КПП никак не стоит игнорировать, так как это может сигнализировать о серьезных поломках агрегата и других узлов автомобиля. В подобной ситуации важно как можно быстрее выяснить, какая деталь коробки или узел автомобиля становится причиной гула или воя.
Оптимальным решением в данном случае является прекращение эксплуатации автомобиля и проведение качественной диагностики коробки передач, после чего осуществляется ремонт КПП или других элементов.
Реклама наших партнеров
Акционные товары
Bosch S5 001 12В 52Ач
Addinol Premium 0530 C3-DX (5W30) 5 л
Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л
Addinol Premium 0530 FD (5W30) 5 л
- Моторные масла
- Для легковых автомобилей
- Для грузовых автомобилей
- Для смешанного автопарка
- Для 4-х тактных двигателей
- Для 2-х тактных двигателей
- Газомоторные масла
- Суда и рельсовый состав
- Тракторные масла
- Для газонокосилок
- Автоматическая КП
- Механическая КП
- Гидродинамические редукторы
- Антифриз
- Стеклоомыватель
- Tормозная жидкость
- Очистка двигателя
- Масляный фильтр
Новые записи в блоге
- 01.08.2023 Снятие головки блока цилиндров: правильный демонтаж ГБЦ
- 19.07.2023 При перегазовке хлопки в глушителе: карбюратор, инжектор, дизель
- 07.07.2023 Что можно понять по цвету свечей зажигания при проверке
- 05.07.2023 О чем говорит нагар на свечах зажигания и его цвет
- 28.06.2023 После запуска двигателя черный или сизый дым
Гудит коробка передач, что делать?
Гул в механических коробках переключения передач проблема довольно распространенная, и оставлять без внимания её нельзя. Ведь гул в коробке передач говорит о серьезной проблеме, которая может закончится выходом КПП из строя.
Давайте разберемся почему же гудит коробка передач или редуктор моста.
Как правило гул в механической коробке передач, который слышен при движении автомобиля, связан с увеличенными зазорами между пятнами контакта зубьев шестерен или рабочих поверхностей подшипников (подшипник первичного вала или ведущей шестерни). Увеличенные зазоры могут быть как результатом износа, так и результатом использования некачественных деталей при сборке узла. Иногда гудит выжимной подшипник. Этот гул слышен при выжиме педали сцепления.
Другой причиной гула в коробке передач может быть низкий уровень масла, а так же его несоответствующая вязкозть или чрезмерное загрязнение продуктами износа.
Гул может издавать не только коробка передач, но и другие узлы трансмиссии, например, ступичные и подвесные подшипники, крестовины карданного вала. Но это тема другой статьи.
Как же устранить гул в коробке передач?
Для устранения гула в коробке передач в первую очередь проверьте уровень масла и его чистоту. Если уровень масла низкий — долейте, если оно грязное поменяйте. Вязкость масла на глазок определить трудно. Признак слишком высокой вязкости: в холода коробка гудит пока холодная, а после прогрева перестает гудеть. Пониженная вязкость масла бывает, как правило, если вы его не поменяли в положенный срок.
Если после замены масла на свежее и соответствующей вязкости, гул в коробке передач не прекратился значит причина скорее всего в износе шестерен или подшипников. В этом случае можно просто заменить детали (но гарантии, что купите качественные, нет!).
Замены деталей может не потребоваться, если применить защитно-восстановительный состав для редукторов и МКПП компании «Моторесурс».
Автовладельцы препараты такого класса обычно называют присадками. На самом же деле это не присадки, а трибосоставы. В отличии от присадок, которые изменяют свойства масел, трибосоставы на масло не влияют, они изменяют свойства трущихся поверхностей.. Чтобы устранить гул в коробке передач, защитно-восстановительный состав компании «Моторесурс» нужно просто залить в коробку через маслозаливное отверстие.
Попав в масло защитно-восстановительный состав (ЗВС) создаст на трущихся поверхностях защитное покрытие, которое уменьшит зазоры между деталями. Уменьшение зазоров в свою очередь снизит или полностью устранит гул в коробке передач. Кроме того применение ЗВС значительно уменьшит потери на трение, на порядок улучшив накат автомобиля, что в итоге снизит расход топлива.
Упаковка ЗВС компании «Моторесурс» для редукторов и МКПП рассчитана на трансмиссионные узлы с объемом масла до 3,5 литров.
Опыт применения данного состава специалистами СТО «К-Сервис» (ул. Северная 45в) показал, что примерно через 1,5 – 2 тысячи км пробега после заливки препарата в гудящие коробки передач переднеприводных автомобилей ВАЗ (а это распространенный дефект данных узлов), гул в этих коробках передач прекращался.
Отличный результат получил на своем спортивном ВАЗ 2114 постоянный участник и призер соревнований по дрег рейсингу Александр Рапоцевич. Он рассказал нам, что раньше ему приходилось менять подшипники в КПП через 1-2 гонки, после применения ЗВС компании «Моторесурс» для редукторов и МКПП, коробка передач на его авто отходила уже 8 гонок и подшипники остаются в рабочем состоянии, то есть ресурс подшипников продлен уже минимум в 4 раза! А еще однажды возвращаясь с соревнований из Барнаула, он около 100 км проехал без масла в КПП, без всяких последствий!
Аналогичных результатов можно достигнуть, применяя ЗВС компании «Моторесурс» для редукторов и МКПП на любых механических трансмиссионных узлах, будь то передний или задний мост, или раздаточная коробка. Надо лишь правильно выбрать дозировку и в этом поможет инструкция по применению.
Применяя ЗВС компании «Моторесурс» для редукторов и МКПП вы получите следующие эффекты:
• Значительное продление ресурса трансмиссионных узлов • Уменьшение вибрации и гула в коробке передач и в мостах • Увеличение наката автомобиля • Улучшение переключения передач в МКПП • Облегчение эксплуатации трансмиссии в холода • Многократное повышение «живучести» узлов при потере масла и перегрузках • Экономия топлива до 5 % на моноприводных автомобилях и до 10% на полноприводных • Продление срока службы масла в узлах в 1,5-3 раза Для профилактики износа ЗВС компании «Моторесурс» рекомендуется применять при замене трансмиссионного масла через каждые 100 тыс. км.
ИТОГ: Если у вас гудит коробка передач или мост, не торопитесь тратить деньги на ремонт на СТО, сначала попробуйте заменить масло и применить защитно-восстановительный состав компании «Моторесурс». Я уверен, что в большинстве случаев вы сможете избежать дорогостоящего ремонта применяя этот состав. Так же применяйте ЗВС компании «Моторесурс» для защиты от износа. Помните- профилактика выгоднее ремонта!
О чём «поёт» коробка передач: вся суть пугающих звуков
Странный вой, доносящийся из недр моторного отсека при движении автомобиля, годами досаждает многим автомобилистам. Разбираемся в сути нудных звуков и решаем, бояться такого пения или понять и простить собственный автомобиль.
Странный вой, доносящийся из недр моторного отсека при движении автомобиля, годами досаждает многим автомобилистам. Разбираемся в сути нудных звуков и решаем, бояться такого пения или понять и простить собственный автомобиль. Гул или вой, исходящий из механической коробки передач, частенько наблюдается не только на доживающих свой век, но и на совершенно новых машинах разных ценовых сегментов. Чем бюджетнее и проще транспортное средство – тем, разумеется, выше вероятность столкнуться с неприятными звуками. Скажем сразу – удивляться вою не стоит! Невероятно, но факт: для многих машин он является нормой. Вот так, к примеру, звучит типичная коробка тольяттинской разработки:
Кто-то из читателей наверняка даже не обратит внимание на натужный вой страдающего с момента рождения российского агрегата, иные сочтут, что надо немедленно ехать в сервис, чтобы перебрать «механику» и «вылечить» её недуги. Каждый из них будет по-своему прав. Основных возможных причин воя трансмиссии насчитывается как минимум четыре. Чтобы разобраться в них, нелишним будет представить, как устроена и как работает типичная «механика». По сути своей этот важнейший элемент автомобиля представляет собой металлическую коробку, в недрах которой находятся параллельные валы с шестернями, передающими от двигателя на колёса крутящий момент и задающими скорость их вращения – через главную передачу и дифференциал. Совмещая шестерни в различном сочетании, мы получаем разное передаточное отношение. Шестерни вторичного вала подвижны и соединяются с ним при помощи муфт, которые выполняют роль замков. Замыкая и размыкая муфту, водитель подключает и отключает ту или иную передачу.
Коробка передач – это не двигатель внутреннего сгорания, в цилиндрах которого постоянно происходят микровзрывы, шуметь в трансмиссии почти нечему: воют подшипники валов да пары трения шестерёнок. И те, и другие нуждаются в постоянной смазке, которая не просто снижает потери на трение и увеличивает ресурс деталей, но также отводит тепло, смывает продукты износа, и, разумеется, снижает уровень шума во время работы.
Именно поэтому первое, что нужно сделать при появлении трансмиссионного гула – проверить уровень и состояние масла в коробке. При недостаточном уровне масла вой обычно возрастает с повышением передач. Первой сдаётся рабочая пара шестерёнок пятой передачи (на ряде старых коробок она вовсе вынесена за корпус и смазывается с помощью хитрой «лейки» – масло до неё доходит в недостаточном количестве). Если автомобиль достался вам подержанным, нелишним будет залить в агрегат новое масло именно той спецификации, которую рекомендует производитель транспортного средства. К «певучести» агрегата частенько приводит недостаточная или избыточная вязкость лубриканта. Подшипники, на которых вращаются валы коробки, имеют ограниченный ресурс службы. Чем больше они нагружаются и изнашиваются, тем заметнее начинают звучать. Качество этих элементов у отечественных и китайских производителей может быть крайне низким.
Ну а наиболее частой и явной причиной характерного воя являются шестерни передач, склонные неравномерно изнашиваться и выкрашиваться. Гул от пар трения определить несложно – его характер изменяется под нагрузкой: при отсутствии тяги неприятный звук исчезает, и наоборот. И тут мы подошли к главному – именно этот вой возникает, если автопроизводитель использует плохо обработанные и подогнанные комплектующие низкого качества. Звук присутствует на совершенно новом автомобиле и никуда не исчезает после обкатки. С этим приходится мириться и жить. А как же задний ход? Гул при движении задним ходом возникает потому, что для реверсивной передачи применяют прямозубые шестерёнки. Такие детали намного проще, дешевле, но и, конечно же, шумнее косозубых шестерён, используемых на передачах переднего хода. Разница в звучании, что называется, налицо!
Машина почти новая, а коробка передач воет: в чём подвох
Автомобили с механической коробкой передач в России по-прежнему пользуются стабильным спросом. Несмотря на дешевизну и простоту конструкции, такая трансмиссия после покупки автомобиля нередко проявляет себя не лучшим образом: внезапно или сразу после выезда из салона она начинает нудно выть. Почему? Объясняем на пальцах.
depositphotos
Казалось бы, шуметь коробка передач, тем более на новых автомобилях, не должна в принципе. Но посторонние звуки, исходящие от агрегата при движении, нередко – норма. Лучше других водителей знают о проблеме обладатели российских «Лад», а также хозяева иномарок начального ценового уровня. На поведении машины данные шумы никак не сказываются: автомобиль прекрасно ускоряется, замедляется и ни в чём проблем не доставляет. Казалось бы, езди и радуйся! И всё же, проблемы, очевидно, есть.
Внутри любой механической коробки передач, напомним, расположены два или три вала с набором шестерён. Именно с помощью различного сочетания последних задаётся скорость вращения вторичного (ведомого) вала, а следом – и самих колёс автомобиля через главную передачу и дифференциал. Совмещая между собой шестерни в различном сочетании, водитель получает разное передаточное отношение. Как раз в шестерёнках и валах и кроется основной источник проблем.
По-настоящему классная «механика», грамотно спроектированная и собранная из отменных комплектующих, выть может по одной-единственной причине – из-за чрезмерного износа. Ни о каком гуле и завываниях при разгоне, торможении трансмиссией и тем более равномерном движении речи быть не может. А вот про агрегаты из разряда автомобильного барахла сказать этого, к сожалению, уже нельзя. Таинственные воющие звуки, к примеру, прекрасно знакомы обладателям переднеприводных «Лад». Природа этих звуков до безобразия банальна: производитель комплектующих не может обеспечить подобающего качества обработки шестерён и главной пары. При вращении шестерён неровности в точках соприкосновения вызывают характерный гул, который меняет тональность в зависимости от выбранной передачи, скорости и характера движения.
© depositphotos
Некачественные шестерни, — не единственная причина нудного гула. Немалый вклад в него вносят столь же некачественные или изношенные подшипники валов. При увеличении люфтов в подшипниках меняют положение и сами шестерни передач, изменяется пятно контакта. На проблему с подшипниками указывает характер воя: при интенсивном ускорении или замедлении на выбранной передаче звук изменяется.
С одной стороны, такого рода звуки – всего лишь напоминание о том, что у вас есть «механика» и что она работает. С другой, одолеть эту проблему в ряде случаев невозможно в принципе. Посудите сами: чтобы победить вой, нужно снять коробку передач, разобрать, выявить проблемные компоненты, порождающие неприятный звук, заменить их на новые, заведомо более качественные, и всё собрать обратно. Такая операция выливается в астрономическую сумму, но не даёт никаких гарантий. В случае с тольяттинской продукцией, с большой вероятностью, это не даст ровным счётом ничего. Ещё один вариант – замена агрегата на новый целиком. Это решение ничем не лучше. В отдельных случаях причиной гула в коробке передач становится масляное голодание (например, если уровень изначально был ниже нормы или если масло вытекло). Долив масло до нужного уровня, вы, проблему, опять же, не решите: из-за масляного голода шестерни и подшипники активно изнашиваются, что точно так же приводит к увеличению зазоров, а значит, к гулу.