Можно ли выбрасывать старые шины на помойку?
Закапывать и сжигать старые покрышки, равно как сооружать из них «лебедей» и прочие арт-конструкции, запрещено законодательством РФ. «РГ» разобралась с тем, куда девать шины и что грозит нарушителям, решившим избавиться от отходившей свое резины незаконными методами.
Водители, сменившие несколько автомобилей, наверняка сталкивались с дилеммой — куда девать отслужившие свое покрышки. Казалось бы, вопрос риторический — взять и выбросить.
Или как вариант — использовать в качестве клумб, ограждений или, к примеру, для оформления спортивных или детских площадок.
К сожалению, ни одна из вышеперечисленных опций не является приемлемой, и все потому, что автомобильные шины вредны для экологии, а именно — относятся к 3 — 4-му классу опасности для окружающей среды.
Считается, что в течение минимум трех лет вредные вещества могут попасть в грунтовые воды и загрязнить почву в радиусе более 50 метров. И это только если оставить отслужившие свое «баллоны» валяться где-нибудь во дворе. Если попробовать, к примеру, утилизировать их посредством сжигания, класс опасности сразу повысится до первого — второго. Дело в том, что в атмосферу в этом случае будут выбрасываться токсичные пиролизные масла и вредные для здоровья соединения металлов.
Санкции за выбрасывание отработанных покрышек
Согласно законодательству РФ, за незаконное захоронение и сжигание покрышек предусмотрен административный штраф — о 1 тыс. до 2 тыс. рублей для физических лиц, от 2 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц, от 2 тыс. до 50 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и от 10 тыс. до 250 тыс. рублей для юридических лиц.
Если же при сжигании покрышек пострадала окружающая среда или погибли птицы или животные, то речь идет и вовсе об уголовной ответственности. Статья 250 УК РФ предполагает штраф в размере до 80 тыс. рублей, либо арест на срок до трех месяцев.
Особо подчеркнем, что с 2021 года в России запретили использовать автомобильные покрышки во дворах и на газонах для создания различных скульптур и ограждений. Также категорически запрещено сооружать из покрышек укрепления для берега, создавать из них спортивные тренажеры и детские аттракционы. Более того, после выхода закона о запрете правоохранительные органы обязаны заставить вас убрать колеса во дворах, приусадебных и земельных участках.
Что будет, если выбросить покрышки на контейнерную площадку во дворе
В этом случае старая резина станет головной болью УО/ТСЖ, отвечающих за содержание придомовой территории. Соответствено, ответственность за нарушение при проверке надзорным органом также будет возложена на организацию, управляющую домом.
Что остается коммунальщикам? Правильно! Они попытаются установить личности автовладельцев, которые оставили шины на помойке у дома. Причем в крупных городах сделать это будет не столь сложно, поскольку дворовые пространства, как правило, оснащены камерами видеонаблюдения. Установив личность нарушителя, представители УО/ТСЖ могут обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь их к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. УО/ТСЖ имеет право также взыскать с бывших владельцев шин убытки через суд.
Что можно сделать со старыми покрышками
Старые покрышки можно отнести в магазин, где была приобретена новая резина. Однако это платная услуга. Цены варьируются в зависимости от аппетита владельцев, но, как правило, речь идет о взимании 50 рублей за покрышку.
Возможно также отвезти старую резину в специальные контейнеры, которых, впрочем очень и очень немного — порядка четырех сотен на всю страну. Тем не менее, в крупных городах такие точки имеются, и их геолокацию не сложно выяснить в Сети.
Можно поступить даже еще проще — дать объявление о продаже отработавших свое колес за минимальную цену или о безвозмездной передаче частному лицу или конторе. Очень нередко такая тактика срабатывает. В России действует немало компаний по утилизации, которые принимают использованные шины от частных лиц, взимая за это небольшую плату.
Есть и такой вариант — обратиться к крупным шинным дилерам, которые заинтересованы принимать отработанные шины у частников и, что не менее важно, гарантируют их отправку на переработку. Или, скажем, можно направиться в официальный пункт приема вторсырья. При этом долго искать такие конторы не потребуется. Дело в том, что очень часто они совмещены со станциями шиномонтажа или магазинами запчастей. Причем в ряде случаев приемка осуществляется бесплатно, а иногда — за символическую цену (от 100 до 250 рублей за комплект колес).
Как перерабатывают старые шины
Распространенная мировая практика — переработка шин на крошку для ее дальнейшего использования или сжигание без доступа воздуха в пиролизных печах.
В первом случае измельченную резину применяют для изготовления покрытий детских и спортивных площадок, а также в производстве резиновых матов и шумоизоляционных составов.
Существует также технология, при которой крошку добавляют в резиновую смесь при изготовлении новых шин. Именно по этой причине ваши старые покрышки вполне могут заинтересовать работающих в нашей стране шинников. И, наконец, набирает обороты технология добавления крошки в асфальт, что, как известно, в несколько раз повышает его износостойкость.
Сдаём старые шины в утиль: зачем это, куда обращаться и сколько это стоит
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проблемой «Куда девать отслужившие свое шины?». Вариантов находилось немало: от «новаторских» клумб на даче и детских площадок до безответственного складирования в ближайшем лесу или, в лучшем случае, около мусорного контейнера во дворе. Только вот о том, что шины содержат хоть и малоопасные, но токсичные вещества и подлежат специальной утилизации, особо никто и не задумывается…
В большинстве европейских стран вопрос утилизации продуман с момента выпуска каждой шины и отправки покупателю. Где-то в ее стоимость изначально включены расходы на переработку, и автолюбителю нужно всего лишь отвезти использованные шины в специальный приемный пункт. В Швеции, например, владельцу автомобиля нужно заплатить 80 евроцентов за сданную шину. Все остальное – не его заботы.
В России же дело обстоит несколько иначе. Если в крупных городах приемные пункты использованных шин все же появились, но работают они в основном с оптовиками, то на периферии система сбора и утилизации шин находится или в зачаточном состоянии, или ее просто не существует.
Ситуацию пытаются изменить крупные шинные дилеры, которые не только готовы принимать отработанные шины у частных лиц сами или через партнеров, но и гарантировать их отправку на переработку. Кстати, вблизи Москвы действуют два крупных предприятия по утилизации шин: в Чехове и в Радужном, что во Владимирской области.
В небольших шиномонтажах у вас также могут принять использованные шины за какую-то символическую плату, только не факт, что дальнейшая их судьба сложится в соответствии с законодательством. А оно, между прочим, в сфере утилизации шин существует достаточно давно.
Это, в частности, Федеральный закон No 89-ФЗ от 24.06.98г «Об отходах производства и потребления» (редакция от 2014 года) и ГОСТ Р 54095-2010, именуемый как «Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин».
Одна из главных статей закона за номером 47 обозначена как «Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства». Не будем приводить все ее пункты, но основные положения обязывают всех пользователей, как юридических, так и физических лиц, во-первых, сдавать отработавшие шины на утилизацию. Во-вторых, деятельность предприятий по утилизации и переработке является лицензируемой.
В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших автомобильных шин предложены, в частности, утилизация с получением тепловой и электрической энергии, пиролиз, получение резиновой крошки и производство из нее.
Однако в приведенном выше ГОСТе от 2010 года есть и такие пункты:
9.3 Захоронение можно использовать только при отсутствии других целесообразных методов.
9.3.1 Размещение покрышек, завершивших жизненный цикл, посредством захоронения в окружающей среде допустимо, только если другие способы повторного использования материалов или восстановления энергии неприменимы.
В Европе же какое-либо захоронение использованных шин просто запрещено на основании директивы 1999/31 /ЕС «О захоронении отходов на полигонах». Не случайно в странах ЕС 82% отслуживших свое покрышек проходит переработку. Похожая ситуация – в Японии и США, правда, у американцев законодательство в этом вопросе различается от штата к штату.
Справедливости ради отметим, что, по данным исследований как американских, так и европейских ученых, сами по себе использованные покрышки не представляют особого вреда и относятся к 4-классу опасности для окружающей среды. То есть малоопасны.
Но при определенных условиях, например, при кислой или щелочной почве произойдет постепенное разрушение металлического каркаса с выбросом вредных соединений меди, цинка, свинца и кадмия. Их процентное содержание мизерно: от 0,001 до 0,02 % к массе шины, но тем не менее экологи бьют тревогу.
Другое дело, что их сжигание в атмосфере тут же переводит класс опасности шины в максимальный второй или даже первый. Это связано с присутствием в продуктах горения токсичных пиролизных масел, а также упомянутых выше соединений металлов.
Именно поэтому наиболее предпочтительные по всему миру способы утилизации – переработка шин на крошку для ее дальнейшего использования или сжигание без доступа воздуха в пиролизных печах. В этом случае можно получать калорийное жидкое топливо.
В России резиновая крошка находит применение в основном при изготовлении покрытия детских и спортивных площадок, производстве резиновых матов и шумоизоляционных составов с резиновым наполнителем. Есть и технология, при которой крошку добавляют в резиновую смесь при изготовлении новых шин.
Несмотря на то, что добавление крошки в асфальт в несколько раз повышает его износостойкость, эта методика применяется у нас крайне мало. В первую очередь из-за дороговизны процесса. На переработку тонны покрышек в крошку потребуется порядка 500-700 кВт электроэнергии. В то же время в дорожном строительстве США резиновую крошку применяют давно и практически повсеместно.
Один из нюансов переработки и утилизации шин заключается в их конструкции. Шины для грузовых автомобилей, цельнометаллокордовые или ЦМК, можно несколько раз восстанавливать. Но при полном износе каркаса для утилизации таких шин требуется дорогостоящее оборудование и особые технологии.
С легковыми моделями все обстоит несколько проще. Нужно лишь вырезать металлизированное бортовое кольцо, и шину можно отправлять либо в пиролизную печь, либо в специальный шредер для получения разнофракционной крошки. Оставшиеся части металла удаляются путем магнитной сепарации.
Ежегодный объем пришедших в негодность шин по России составляет около 1,2 млн тонн. Увы, но до сих пор в переработку от этого количества попадает не более 10-15%. Все остальное валяется по обочинам дорог или на свалках. В чем же тогда проблема? Ведь на рынке существует огромное количество предложений по оборудованию для утилизации шин.
Если посмотреть их, то получается, что небольшой цех по производству резиновой крошки можно разместить на площади в 80 кв.м, а стоимость комплекта оборудования в зависимости от марки и страны происхождения составит от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей.
Но индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса, похоже, не рвутся в эту производственную нишу. С учетом нынешнего законодательства получается очень хлопотно. Мало того, что нужно получать государственную лицензию, так еще и предприятие не разместишь там, где удобно. На утилизацию отходов с установленным классом опасности действуют строгие экологические ограничения.
Проблемы пытаются решить члены Ассоциации производителей шин (АПШ). В последние годы ими было выдвинуто предложение о создании в России объединения производителей и импортеров шин, которое бы занималась вопросами утилизации шин. Но и это предложение пока находится лишь в стадии рассмотрения и проработки. И опять же все упирается в законодательство и подзаконные акты, в которых будут прописаны все нормативы утилизации шин.
Дело еще и в том, что на сегодняшний день потребность в продуктах переработки шин в России составляет не более 50% от ежегодного количества отправленных в утиль. То есть порядка 600 тысяч тонн использованных шин остаются неутилизированными. Но даже это можно считать идеальным вариантом. В действительности на начальном этапе шинные производители готовы утилизировать не более 10-15% выпущенных в обращение шин.
Комментарий эксперта компании «ШИНСЕРВИС»
Нужно понимать, что, даже не занимаясь переработкой шин, а только их сбором и отправкой на специализированные предприятия, посредник решает немалое количество задач. От банального складирования и транспортировки шин до оформления и сдачи немалого числа отчетных документов для контролирующих органов.
Именно поэтому компания «ШИНСЕРВИС» принимает использованные шины от частных лиц, взимая за это небольшую плату: 50 рублей за шину с посадочным диаметром 13-15“, 60 – за 16-дюймовую, 70 – за 17-18-дюймовую. Максимальная плата составляет 100 рублей за сдачу 22-дюймовой шины. Несколько дороже обходятся шипованные шины, поврежденные, а также шины для грузовых автомобилей и внедорожников. Они будут гарантированно подготовлены к утилизации и отправлены на заводы по переработке шин.
В федеральной сети «ШИНСЕРВИС» клиент может подъехать в любой из наших центров и избавиться от ненужных шин, не нарушая законодательства. Для автовладельцев из Москвы и Московской области, кстати, есть возможность и сэкономить. Для этого достаточно купить услугу или товар в одном из центров «ШИНСЕРВИС», и шины у вас примут практически бесплатно, по 1 рублю за штуку.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Как правильно избавиться от старых шин
Во всех без исключения странах одна из самых острых проблем — переработка и утилизация изношенных автомобильных шин. В среднем резина «ходит» от 6 до 10 лет, после чего автовладельцы её меняют. Каждый год на всей планете накапливается около 25 миллионов отходов в виде изношенных шин. И поскольку у современных автопокрышек сложная конструкция и состав, они на полигонах самопроизвольно не разлагаются. Если старые покрышки складировать или сжигать, они оказывают непоправимый вред окружающей среде. Правильнее всего перерабатывать старую резину.
Многие компании в Москве принимают старую резину с разной конструкцией на утилизацию не бесплатно, а за деньги, поэтому на таких отходах можно неплохо заработать. Специализированные пункты приёма готовы предложить автовладельцам выгодные условия сотрудничества, поэтому, если у вас скопилось много старых покрышек, лучшим решением будет сдать их. Точные адреса компаний в Москве, которые осуществляют приём покрышек, можно легко узнать в интернете.
Как правильно утилизировать старый комплект шин? Какие методы их переработки считаются самыми эффективными и экологичными? Какие деньги специализированный пункт приёма готов заплатить за сдачу на утилизацию автомобильных изношенных колёс? Об этом поговорим более подробно.
Как перерабатывают и утилизируют старые покрышки?
Технологий переработки изношенных шин существует много, о них мы расскажем ниже.
Измельчение
Самой безопасной считается та, что предполагает их измельчение в крошку (крупу или гранулят). Её преимущества:
- экологичность — при утилизации не выделяются токсические компоненты, которые попадают в атмосферу;
- абсолютное сохранение состава и его характеристик — его смело можно использовать для изготовления новой партии шин и другой продукции.
К минусам этого способа относят чрезмерный расход энергии и высокую стоимость спецоборудования.
Ещё два способа утилизации изношенных покрышек, которые используют пункты сбора и приёма отходов — механический и ударно-волновой. О каждом из них расскажем более подробно.
Ударно-волновой метод
Этот метод подразумевает охлаждение в специальных криогенных камерах отходов. Перед тем как провести утилизацию автопокрышки замораживают при температуре в –80°С, потом ударной волной дробят в бронекамерах. Ударная волна вырабатывается при помощи специальных веществ или генерируется.
Дробление шин происходит в полностью замкнутой системе и проходит всего в 2–3 этапа. По окончании процесса получают измельчённую стружку из корда и резины. Компоненты в дальнейшем разделяют, используя сепараторы.
- Дробить можно покрышки разного вида и типа. Ударно-волновое измельчение идеально подходит для переработки автошин со стальным кордом диаметром до 4 метров. Другие технологии позволяют перерабатывать автошины диаметром не более 1,2 м.
- Ударно-волновой метод позволяет измельчать отходы в порошок, который в последующем можно использовать при устройстве асфальтированного дорожного покрытия.
- Оборудование, используемое для измельчения автошин по такой технологии, простое в обслуживании и ремонте. Замена режущих элементов требует нескольких минут, благодаря этому минимизируются возможные простои. Взрывоциркулятор до первого капитального ремонта бесперебойно функционирует на протяжении 10 лет.
- Расход электроэнергии при таком варианте переработки самый минимальный. Чтобы измельчить 1 тонну изношенных автопокрышек, требуется 250 кВт/ч. При этом на переработку отходов механическим способом уходит около 1000 кВт/ч на каждые 1000 кг.
Почему к ударно-волновому измельчению шин в Москве прибегает далеко не каждый завод, оказывающий такую услугу? Оборудование, необходимое для проведения процедуры, стоит достаточно дорого, поэтому не каждое предприятие, куда сдать можно изношенную авторезину, позволяет себе его приобрести.
Механический
Эта технология переработки считается самой простой. Она включает в себя такие этапы:
- Сортировка. Отработанные автошины сортируют с учётом их размеров.
- Подготовка. С автопокрышек срезают бортовые кольца, резину разрезают на несколько частей, используя магнит, удаляют стальной корд.
- Измельчение. Полученные отходы измельчают с помощью шредера до размера «чипсов» до 10 см², затем их обрабатывают на специальном магнитном сепараторе, позволяющем полностью убрать корд, ещё раз измельчают и пропускают через разные сита, чтобы отсортировать по фракциям.
Если процесс полностью автоматизирован, то требует немного времени и обходится достаточно дёшево.
Почему старые автошины нельзя выбрасывать как обычный мусор
У вас в гараже накопилось много старых автошин, и вы не знаете, куда их девать? Не рекомендуем выбрасывать изношенную авторезину в мусорный контейнер, установленный рядом с домом, сжигать или закапывать. За такие действия предусмотрен штраф. Физическое лицо заплатит до 2000 рублей, предприниматель — до 50 000 рублей, должностное лицо — до 30 000 рублей, компания — до 250 000 рублей.
Что делать со старыми автопокрышками? Их можно:
- отдать бесплатно в шиномонтаж;
- выбросить в специальный контейнер (их немного, всего 350 по всей стране);
- попытаться продать;
- сдать в специализированные компании, которые утилизируют такие отходы.
Последний вариант — оптимальный. Найти, кто может принимать изношенные автошины, несложно. Посмотрите карту приёмок в поисковике и найдите подходящий для себя адрес. Самый крупный московский завод, занимающийся утилизацией авторезины — Дмитровский. Здесь могут принимать колёса разных габаритов. Цена на отходы самая высокая в Москве и области. Если нет возможности самостоятельно доставить сырьё на завод, узнайте телефон предприятия, созвонитесь с менеджерами и обговорите этот момент. Сотрудники завода организует вывоз автошин с любого адреса в городе или области на собственном транспорте. Плюс ко всему, за сдачу отходов вы заработаете деньги.