Почему ломается коробка передач механика
Перейти к содержимому

Почему ломается коробка передач механика

  • автор:

МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: КАК РАБОТАЕТ И КАК ЛОМАЕТСЯ

На самом деле это тот агрегат, от которого все водители мечтают избавиться. Но он все еще остается самым распространенным в мире и будет таким, пока бензиновые и дизельные машины окончательно не заменят «электричками». Речь идет об одной из старейших конструкций современного авто – механической коробке передач. Да-да, именно той, которую нужно переключать вручную, которую все хотят заменить «автоматом» и которую так трудно сломать.

Если составить рейтинг самых живущих и беспроблемных узлов и агрегатов автомобиля, механическая коробка передач, вероятно, займет одно из первых мест. На многих массовых моделях владельцы о ней, как говорится, просто забывают. Но именно эта неприхотливость может сыграть с коробкой плохую шутку: она вдруг рассыпается, ставя водителя перед фактом недешевого ремонта.

Поэтому для владельца автомобиля, не привыкшего разбрасываться деньгами, важно знать некоторые подробности о его механической трансмиссии.

Для чего нужна коробка передач

Буквально в нескольких строчках – о том, для чего вообще нужна коробка передач. Автомобильный двигатель имеет разную отдачу на разных оборотах: есть определенный диапазон оборотов, в котором его следует держать во время движения. Но скорость машины водитель постоянно меняет, и двигатель из этого диапазона «выпадает». Чтобы сохранить при этом тягу и приемлемый расход горючего, изобретатели автомобиля вынуждены были создать коробку передач.

Коробка передач изменяет зависимость оборотов колес от оборотов двигателя. То есть на одних и тех же оборотах двигателя на первой передаче машина едет медленно, а на пятой – быстро. Достигается это за счет шестерен разного диаметра, у каждой передачи – своя пара шестерен со своим соотношением диаметров (так называемое передаточное число).

Конструкция любой коробки предполагает переключение потока мощности между разными парами шестерен – соответственно, на выходном валу коробки получаются разные обороты и разный крутящий момент (то, что в народе называется тягой). В механических коробках это делается вручную водителем, у разного рода «автоматов» переключения выполняют те или иные сервоприводы.

В момент переключения передач коленчатый вал двигателя и входной (первичный) вал коробки должны быть разъединены. Для этого между коробкой и двигателем стоит механизм сцепления. Сцепление может быть разных типов, но в любом случае обеспечивает плавное соединение валов.

Как устроена МКПП

Конструктивно коробки передач имеют три типа: с цилиндрическими шестернями (все обычные МКПП и «работы»), с планетарными шестернями (классические гидромеханические «автоматы») и вариаторы (CVT). Сегодня мы говорим о самом простом, наиболее надежном и дешевом типе – чистой механике.

В крепком корпусе типовой МКПП есть следующие основные детали: несколько пар шестерен, блокировочные муфты между ними и три вала – первичный, вторичный и промежуточный. Валы вращаются на подшипниках, причем промежуточный имеет на себе шестеренки, жестко связанные с ним (обычно это вообще одна целая деталь). Шестерня первичного вала также закреплена жестко.

Шестерни вторичного вала вращаются на нем свободно, но каждая пара постоянно находится во взаимной сцепке. Именно так – все шестерни попарно сцеплены постоянно. А переключение передач происходит за счет сцепления/расцепки нужной шестерни со вторичным валом. В этом помогают блокировочные муфты, которые часто ошибочно называют синхронизаторами. И вот с этого места – поподробнее.

Как работает МКПП

Валы в типичной механической коробке расположены параллельно. Причем первичный (входной) и вторичный (выходной) еще и соосные, то есть как будто продолжают друг друга, хотя связи не имеют и вращаются каждый сам по себе. Чтобы передать крутящий момент с первичного вала на вторичный, служит промежуточный вал. Поток мощности из первичного вала через первую пару шестерен передается сначала на промежуточный вал, а затем из него (через выбранную водителем другую пару шестерен) – на вторичный вал. И дальше – через кардан или ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) на ведущие колеса.

Ключевой элемент переключения передач – блокировочная муфта (муфта включения). Это несложное устройство, расположенные между соседними шестернями на вторичном валу. Муфта вращается вместе с валом, и при этом может двигаться вдоль него по шлицам, нарезанным на ее внутренней поверхности и на валу. Подобные наружные шлицы имеют по бокам и обе шестерни с обеих сторон муфты. Когда водитель переводит рычаг МКПП в положение определенной передачи, муфта частично надвигается на одну из шестерен, и их шлицы входят в сцепление – эти две детали становятся как бы одним целым. Таким образом, нужная шестерня начинает вращаться вместе со вторичным валом – передача включена.

В каждой МКПП есть так называемая прямая передача, чаще четвертая. Ее включает муфта, соединяющая напрямую первичный и вторичный валы, в обход промежуточного. Для задней передачи имеется отдельная шестерня с собственным валом, через нее пускают крутящий момент, чтобы изменить направление движения вторичного вала.

Синхронизаторы

Все легковые механические коробки сегодня имеют устройства для облегчения переключений – синхронизаторы. Когда-то их могло не быть на отдельных передачах, например, на первой. На нынешних авто они отсутствуют разве что на заднем ходу. Если бы не было синхронизаторов, при переключениях водителю пришлось бы более аккуратно обращаться с педалью сцепления и акселератором, а во многих случаях не обошлось бы без так называемого двойного нажатия и короткой перегазовки в положении нейтрали.

Фактически синхронизатор – кольцо из медного сплава, расположенное между блокировочной муфтой и шестерней. Кольцо синхронизатора свободно вращается на валу и свободно двигается вдоль него. Но перед тем как муфта надвинется на шлицы шестерни, оно оказывается зажатым между муфтой и шестерней, и за счет сил трения, проскальзывая в масляной ванне, уравнивает их обороты. После этого шлицы муфты и шестерни входят в соединение без удара и износа.

МКПП и передний привод

На автомобилях с передним приводом – а таких сегодня большинство среди легковушек – в коробке передач размещена также главная передача. Подобная схема и на экзотических как сейчас машинах с задним расположением двигателя.

Главная передача – это еще один набор шестерен, который передает крутящий момент от вторичного вала коробки на колеса, распределяя его между левым и правым колесом благодаря механизму дифференциала. На стандартной машине водитель никак этим механизмом не управляет и непосредственно работы МКПП он не касается. Но когда главная передача выходит из строя, приходится демонтировать и разбирать коробку передач. Более того, в особо неудачных случаях разрушенные детали дифференциала попадают в шестеренчатые коробки и ломают их.

Механизм переключения (кулиса)

По сути этот механизм расположен не в коробке, а в салоне либо под его полом. Но проблемы кулисы водители часто «навешивают» на МКПП, поэтому есть смысл вспомнить ее здесь.

Муфты переключения в коробке перемещаются вилками включения, связанными через тяги или тросики с рычагом в салоне. Тросики со временем перетираются и рвутся, но чаще всего вина кулисы в нечетком переключении объясняется изношенными шарнирами у рычага. К сожалению, ремкомплекты с новыми втулками существуют не для всех моделей авто, и иногда этот механизм приходится заменять весь.

Что изнашивается в коробке

Благодаря относительной простоте и давно отработанной конструкции механические коробки обычно без проблем служат более 150–200 тыс. км. И когда что-то у них ломается, изношенными оказываются большинство деталей. То есть чаще всего ремонт МКПП – это ее капитальный ремонт.

В первую очередь в типичной «механике» изнашиваются синхронизаторы, и тогда некоторые передачи включаются либо с осложнениями, либо с хрустом. Из-за износа шестерен и муфт может «выбивать» передачи – то есть они самовольно выключаются на ходу. Обычное дело – изношенные подшипники, их недорого заменить; хуже, когда попутно оказываются разбитыми их посадочные места в картере коробки. Тогда дополнительно потребуются сварочные и станочные работы. Слабое место некоторых популярных моделей – недолговечные шестеренки дифференциала главной передачи.

В абсолютном большинстве случаев для ремонта коробки ее надо снимать с автомобиля. В переднеприводных машинах это сам собой громоздкий и недешевый процесс, связанный с демонтажем других элементов трансмиссии и подвески. Поэтому так важно экономить ресурс коробки и не делать ничего, что может ускорить ее выход из строя.

Как быстро сломать МКП

Несмотря на техническую простоту, сократить жизнь «ручной» коробки можно даже без откровенных издевательств над ней. Для этого достаточно:

  • Не заменять масло в картере. Очень часто автопроизводитель заявляет, что МКПП не нуждается в замене масла вплоть до конца срока эксплуатации машины. Но если вы хотите, чтобы трансмиссия служила вам без проблем как можно дольше, через определенный срок масло нужно заменить. Автомеханики советуют делать это каждые 60–100 тыс. км в зависимости от модели.
  • Переключаться на задний ход, когда машина еще катится вперед, и наоборот.
  • Переключать передачи, не снижая обороты двигателя к холостым.
  • Переключать передачи слишком быстрыми движениями.
  • Ездить при низком уровне масла в картере. На самом деле коробка-«механика» долго не подает водителю сигналов тревоги, даже если из нее полностью вытекло масло, и может проехать так не одну сотню километров. Но после этого агрегат придется либо выбрасывать, либо серьезно ремонтировать.
  • Продолжительно держать руку на рычаге переключения передач – например, во время движения или ожидания на светофоре. В современных авто с их комфортными органами управления даже незначительное усилие, приложенное к рычагу, может приводить к перемещению деталей внутри агрегата – а это означает их ненужный износ.
  • Эксплуатировать машину с необычными проявлениями в трансмиссии: при новых шумах, вибрациях на рычаге переключения, усложненном переключении передач и т. д.

Важно

У многих моделей авто МКПП является особым компонентом: ремонтировать коробку может оказаться дороже, чем заменить на исправную, хотя и подержанную. Но здесь есть два важных момента: во-первых, разница в стоимости будет минимальной, а во-вторых, в одном случае вы получите агрегат с новой начинкой внутри, а в другом – опять-таки старый механизм, который хоть и работает сейчас, но наверняка скоро тоже сломается. То есть с инженерной точки зрения лучше «откапиталить» изношенный агрегат, чем заменить его подержанным с неизвестным остатком ресурса.

Ведущим производителем деталей для механической коробки передач является компания Schaeffler (бренды INA, FAG, LuK ). Ассортимент включает все соответствующие группы продуктов: от маховиков до систем передачи мощности, систем сцепления и компонентов для коробок передач.

В частности, марка Schaeffler LuK удерживает безоговорочное лидерство на рынке запчастей для сервисного обслуживания автомобилей. Каждая из более 4300 ее позиций для систем трансмиссии подобрана индивидуально под соответствующие требования автомобиля и типы ремонта.

Почему ломается коробка передач и как починить трансмиссию без разборки

Слушайте радиоэфир, чтобы узнать особенности современных механических и автоматических коробок переключения передач, а также советы по уходу за ними, чтобы не попасть на ремонт с высокой ценой. Во многих современных автомобилях именно коробка передач может являться самым уязвимым узлом. Среди наиболее распространенных форм отказа коробки передач встречаются:

  • 34,4% — недостаточная смазка
  • 19,6% — загрязнение
  • 17.7% — неправильная установка агрегата
  • 6.9% — перегрузка
  • 2.8% — ошибки обработки

Основной причиной является недостаточное качество смазки поверхностей трения, вызванная недостаточным количеством трансмиссионного масла, смешиванием или несовместимостью специальных жидкостей, использованием неправильной смазки и нарушением интервалов, ухудшением консистенции смазки или масла. Это происходит потому, что масло действует как охлаждающая жидкость, снижая трение и, соответственно, температуру, которые являются следствием контакта металл-металл.

Загрязнения коробки передач вызваны водой, попадающей в систему из-за конденсации или выхода из строя уплотнителей и мелкими частицами металла, образуемыми в ходе износа трущихся поверхностей, либо попадающим в систему с грязным маслом или из-за открытой заправочной крышки КПП.

Большая перегрузка значительно сокращает срок службы всех запчастей автомобиля. Основными симптомами перегрузки являются шум и вибрация в коробке передач и двигателе, повышенная температура, высокое содержание металлической стружки в масле и снижение динамики разгона.

поломка автоматической коробки передач

Признаки выхода из строя коробки передач

Вой и гул коробки передач

Это может показаться довольно очевидным, но часто это симптомы, которые мы игнорируем больше всего. Когда ваша машина начинает издавать звуки, которых не должно быть, самое время ее проверить на ближайшей станции технического обслуживания, либо самостоятельно заняться профилактикой и заменой смазки. Когда это произойдет, не ждите, что оно пройдет само собой. Исправьте его как можно скорее, прежде чем возникнут дальнейшие повреждения.

Долгий отклик

Ваша трансмиссия разработана таким образом, чтобы вы могли мгновенно переключать передачи. Итак, когда есть отложенный отклик на действия водителя и авто не сразу делает то, что вы хотите, это признак неисправности.

Запах горелого

Запах чего-то горящего никогда не является хорошим знаком, когда он исходит из вашей машины. Причиной может быть множество, но чаще всего это обозначает перегрев трансмиссионной жидкости. Не паникуйте, когда это произойдет, стоит дать остыть и заняться обследованием.

Утечка жидкости

Жидкость там, где ее быть не должно, — один из самых простых симптомов, который можно обнаружить. Лучший способ определить место утечки — положить несколько кусков картона, когда машина припаркована. Затем выдвиньте эти куски, чтобы увидеть, где течет ваша машина. Обязательно поделитесь этой информацией с механиком или специалистом по обслуживанию.

Скрежет

Этот симптом по-разному проявляется в МКПП и АКПП. Для механических коробок передач: когда вы переключаете передачу и слышите или чувствуете скрежет; это может означать, что вы только что износили сцепление и вам необходимо его заменить. Но это также может означать, что один из синхронизаторов трансмиссии изношен и поврежден. Для автоматических трансмиссий резкое переключение передач и пинки АКПП могут быть вызваны несколькими причинами. Обратитесь к профессионалу для диагностики.

Шумы в нейтральном положении

Звук удара не обязательно вызывает признаки осторожности или проблемы, если только он не происходит, когда ваш автомобиль находится на нейтральной передаче. Но не волнуйтесь; Иногда эту проблему легко решить, заменив трансмиссионную жидкость. Однако, если вы продолжаете слышать шумы, исходящие от коробки передач, когда она находится в нейтральном режиме,это плохой признак.

Что делать при обнаружении признаков неисправности АКПП и МКПП

Чтобы обойтись малой кровью и не потратить большие суммы на ремонт коробки передач, стоит действовать незамедлительно при обнаружении перечисленных признаков. Для начала следует обратиться к специалисту и описать поведение коробки передач, далее будет проведена диагностика и, если не поздно, после небольшого ремонта можно снова наслаждаться автомобилем.

Если на поиск мастера, ожидание осмотра и ремонта не хватает времени и денег, то рекомендуем обработать коробку передач составами Супротек АКПП или Супротек МКПП, в зависимости от типа трансмиссии. Эти присадки способны отремонтировать коробку передач без разбора и потери лишнего времени и средств. Триботехнический состав восстанавливает поверхности трения коробки передач, что позволяет справиться с пинками АКПП, гулом, перегревом, повышенным износом и трением.

В большинстве случаев, если вовремя использовать состав при обнаружении неисправностей, либо в профилактических целях в любое время — можно избежать ремонта коробки передач и продлить срок его службы, при этом не разбирая агрегат.

10 признаков поломки коробки передач

Мы насчитали 10 признаков, указывающих на поломку трансмиссии, при обнаружении которых нужно безотлагательно отправляться в сервисный центр.

Depositphotos

Коробка передач — один из важнейших компонентов любого автомобиля, поломка которого нередко приводит к невозможности дальнейшей эксплуатации машины. Это сложный агрегат, вне зависимости от того, какой тип трансмиссии установлен на вашем авто — «механика», гидротрансформатор, вариатор или «робот». А значит, ему стоит уделять повышенное внимание в процессе эксплуатации транспортного средства. Мы насчитали 10 признаков, указывающих на поломку трансмиссии, при обнаружении которых нужно безотлагательно отправляться в сервисный центр.

Передача не включается

В России по-прежнему очень много автомобилей с механической трансмиссией. Она надёжна и относительно проста, однако рано или поздно тоже ломается. Одна из наиболее частых неисправностей — невозможность включения передачи. Выглядит поломка так: вы садитесь в автомобиль и пытаетесь воткнуть скорость, выжав сцепление, однако рычаг словно упирается и не заходит в паз до конца.

© Depositphotos

Причин такого поведения трансмиссии может быть несколько. К примеру, это случается при низкой текучести масла (часто бывает зимой), падении уровня масла в поддоне либо нарушении регулировок кулисы или тросика (также характерно для зимы), при поломке сцепления. В любом из перечисленных случаев у вас серьёзные проблемы.

Запах гари

Принюхайтесь. Возможно, вы ощутите запах подгорающего масла и почувствуете жар, исходящий от коробки передач (особенно сильно это проявляется при продольном расположении двигателя, когда коробка находится непосредственно под рычагом выбора передач). Запах гари говорит о том, что ваша трансмиссия сильно греется из-за чрезмерной нагрузки или критического падения уровня масла в агрегате. Не забывайте, что масло не только уменьшает потери на трение, но ещё и отводит лишнее тепло от шестерён. Как бы то ни было, данная неисправность говорит о необходимости срочной ревизии уровня и качества масла, а также последующей его доливки или замены. Низкий уровень смазки быстро выводит из строя подшипники и шестерни коробки передач, после чего она становится неремонтопригодной.

10 способов сэкономить на заправке.

Шум на «нейтрали»

Заведите двигатель и прислушайтесь. Возможно, вы заметите странный шум, характер которого меняется, когда вы выжимаете сцепление. Заметили? Шум может исходить как от чрезмерно изношенных подшипников первичного вала. Это также может сигнализировать о пониженном уровне масла или неправильном его типе либо сильном износе выжимного подшипника. Неисправность последнего можно выявить, до упора выжав педаль сцепления. Когда подшипник изношен, вы услышите при этом сильный шорох или гул. При отпускании педали шум снова приглушается.

Выбивает передачу

Ещё одна неприятная неисправность возникает, когда рычаг выбора передач самопроизвольно начинает выскакивать на «нейтраль» прямо во время движения. Как правило, при изменении нагрузки — резком ускорении или торможении двигателем. Это, как минимум, небезопасно: в самый неподходящий момент вы попросту лишаетесь тяги. Водителю с такой поломкой приходится вручную удерживать рычаг в нужном положении, снимая руку с рулевого колеса. Причин неисправности также существует несколько. Самый лёгкий случай — разрушение или сильный износ опор силового агрегата. Намного сложнее и дороже обойдётся устранение поломки, связанной с сильным износом зубцов синхронизаторов и шестерён передач. В этом случае вам придётся демонтировать и разбирать коробку. Также передачи может выбивать из-за сбитой регулировки механизма их выбора.

10 неисправностей, которые быстро убивают автомобиль.

Поломка корзины сцепления и износ прижимного диска

© opel-links.ru

Для выбора передач на автомобиле с механической трансмиссией водителю приходится размыкать двигатель и коробку передач с помощью сцепления. Когда вы нажимаете на педаль, специальный подшипник надавливает на упругие лепестки корзины сцепления, в результате чего происходит механическое разъединение двигателя и трансмиссии. Когда диск сцепления замкнут, крутящий момент постоянно передаётся на первичный вал коробки передач — он крутится вхолостую в корпусе коробки.

При критическом износе лепестков они отламываются и не позволяют разомкнуть прижимной диск. Фрикционы прижимного диска также изнашиваются и со временем начинают пробуксовывать, не позволяя передать весь крутящий момент на колёса автомобиля. Машина перестаёт нормально ехать, а обороты двигателя при движении на относительно небольшой скорости увеличиваются. Не забывайте, что детали сцепления при нормальной эксплуатации требуют периодической замены в среднем раз в 100–160 тыс. км пробега.

Масляные подтёки

Масляные подтёки на корпусе коробки передач или под днищем автомобиля требуют безотлагательного решения проблемы. Масло может сочиться через повреждённые сальники штока механизма выбора передач, пыльники колёсных приводов или из-за механических повреждений корпуса агрегата. При потере масла в механической коробке передач она перегревается и быстро выходит из строя, «автомат» и вовсе перестаёт работать. Жидкость гидротрансформатора трудно спутать с другими маслами, применяемыми в автомобиле — она имеет красноватый оттенок, едкий запах и сладковатый привкус. В отличие двигателя, трансмиссия не должна со временем терять масло — оно не угорает и никуда не уходит, если агрегат находится в исправном состоянии. Проверить уровень масла порой бывает непросто — специального щупа для этого обычно не предусмотрено; контроль и долив жидкости осуществляется через заливную пробку на корпусе.

6 верных признаков, что вам пора сменить амортизаторы.

Горит значок «неисправность силового агрегата»

© Depositphotos

При наличии в вашем автомобиле автоматической трансмиссии о её неисправности может свидетельствовать горящая пиктограмма «неисправность силового агрегата». Эта лампочка зажигается по множеству причин, в том числе и по вине трансмиссии. Диагностировать поломку самостоятельно вы сможете только при наличии считывающего устройства, подключаемого к «мозгам» автомобиля через специальный разъём. Также сделать это позволяют нештатные бортовые компьютеры и специализированные приложения для смартфонов.

Резкие звуки и рывки

Скрежет также свидетельствует о серьёзных проблемах с механической трансмиссией. На «механике» это говорит, в частности, о проблемах с синхронизаторами и шестернями передач. Точную причину неприятных звуков определит лишь квалифицированный механик. Поломка автоматической трансмиссии приводит к сильным толчкам при переключениях. Плавность её работы теряется. Это верный признак, что пора отправиться на ремонт.

Автомобильный кондиционер: готовим к лету правильно.

Подвывание и гул

© Depositphotos

Изношенная механическая коробка передач проявляет себя всевозможными посторонними звуками, которые проявляются в виде характерного воя, пощёлкиваний или гула. Эти звуки исходят от разрушающихся подшипников и сильно изношенных пар трения. При этом характер звуков меняется в зависимости от выбранной передачи, оборотов двигателя и режима движения. Пренебрегать такими шумами опасно. Особенно сильно они проявляются при недостаточном уровне масла или его загрязнении. По трансмиссионным шумам можно косвенно определить пробег машины. Впрочем, некоторые коробки передач (к примеру, отечественной разработки) шумят ещё с завода из-за слабого конструктива и чрезвычайно низкого качества изготовления.

Полная неработоспособность

Иногда механическая коробка передач полностью перестаёт функционировать. К примеру, вследствие механического разрушения шестерёнок или подшипников, повреждения корпуса или выпадения толкателей, не позволяющих одновременно включить сразу две передачи. «Автоматы» же часто просто блокируют селектор в положениях «паркинг» или Drive. Случается это как из-за механических поломок, так и по причине проблем в электрических цепях. В любом случае это не светит ничего хорошего и может вылиться в длительный дорогостоящий ремонт, а то и вовсе в замену агрегата на новый.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *