Правда ли, что самокаты признали транспортным средством?
Многие СМИ опубликовали новость, что Верховный суд вынес решение о признании самокатов полноценными транспортными средствами. Эта новость была тем более удивительной, что сейчас продолжается подготовка законопроекта о придании самокатам статуса средств индивидуальной мобильности, управление которыми должно регулироваться отдельными положениями ПДД. Рассказываем, что же произошло на самом деле и какие изменения в правах и обязанностях ждут водителей автомобилей и самокатчиков.
Самокат или пешеход?
Как сообщает «Коммерсант», в мае 2021 года в подмосковных Химках произошло ДТП. Машина поворачивала налево, а по встречной полосе двигался человек на электросамокате, который в результате аварии погиб. Следственное управление МВД Химок возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека). Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч, на котором передвигался погибший, «механическим транспортным средством», что делало его полноправным участником дорожного движения. И если самокат двигался по своей полосе, то встречные машины при повороте должны были его пропускать.
Адвокаты водителя автомобиля с этим выводом не согласились и после прохождения инстанций обратились в Верховный суд. Они старались добиться признания того, что все самокатчики являются пешеходами, которые не имеют права выезжать на проезжую часть. Однако Верховный суд отказал в удовлетворении иска.
В решении суда нет ничего удивительного и ничего нового. Если самокат имеет электромотор мощностью свыше 250 Вт, то он попадает под характеристику мопеда или мотороллера.
В соответствии с пунктом 1.1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» к мопедам относят двух- или трехколесные транспортные средства, способные разгоняться не более чем до 50 км/ч, имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 куб см. или электродвигатель с максимальной мощностью от 250 Вт до 4 кВт.
Самокат же погибшего в Химках гражданина имел мощность 5,4 кВт и мог разгоняться до максимальной скорости 85 км/ч. Тем самым по существующим российским законам этот самокат необходимо уже отнести к мотоциклам или к мотороллерам категории L3, потому как максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Низкая безопасность
В целом, мощные самокаты как вид транспорта становятся самым опасным из всех существующих в России. Небольшие колеса и слабые тормоза не позволяют тормозить столь же эффективно, как автомобили и мотоциклы, а значит, человек на электросамокате легко может врезаться в другие транспортные средства.
Водитель легко теряет равновесие от наезда на камень или просто из-за неудачного резкого торможения. В итоге, человек летит кубарем на проезжую часть и рискует попасть под колеса автомобилей.
Самокатчики на высокой скорости могут врезаться в выруливающий из дворов транспорт. Если самокатчик обгоняет пробку между рядов, а какой-то автомобиль поворачивает налево перпендикулярно потоку, то самокат не успевает затормозить и, как правило, бьется в крыло или в дверь машины. Человек перелетает через крышу и оказывается на асфальте.
Нужны ли права для управления самокатом?
Если самокат или скутер имеют мотор мощностью менее 250 Вт, то юридически он считается пешеходом и права для катания на нем не нужны. Эти устройства вскоре получат статус «средств индивидуальной мобильности».
Но если самокаты имеют мотор, мощность которого составляет свыше 0.25 кВт, то к ним предъявляются особые требования. Эти транспортные средства должны оборудоваться световыми приборами, водитель обязан иметь шлем, а его право передвигаться на таком виде транспорта должно быть подкреплено водительским удостоверением категории М.
Другими словами, чтобы кататься на мощных самокатах, теперь потребуются новые права и соответствующее оснащение. Причем не важно, ездит ли гражданин по тротуару или по дорогам общего пользования. Также на мощном электросамокате запрещается ездить вдвоем и перевозить детей, потому как это не предусмотрено его конструкцией.
Нарушителям грозят большие штрафы. В соответствии по статьей 12.7. КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не имеющим прав, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
Если же гражданин дает покататься на электросамокате с мотором мощностью свыше 0.25 кВт ребенку, то штраф выписывается еще больше. В соответствии по статьей 12.7. КоАП РФ, «передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей».
Тем самым, сейчас мощные электросамокаты попадают под фактический запрет в городах, потому как не каждый их покупатель готов сдавать на права категории М.
Электросамокаты и моноколеса в Украине признали транспортными средствами: что это значит
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Электросамокаты, моноколеса и другие персональные средства передвижения в Украине законодательно признали транспортными средствами. Это первый шаг к изменению Правил дорожного движения (ПДД) для урегулирования использования такого транспорта, в частности, запретов движения по тротуарам.
Речь об этом идет в законопроекте № 8172, который уже подписал президент Владимир Зеленский. Нормы документа объяснил Богдан Лепявко, координатор ГО U-Cycle, которая продвигает создание велосипедной инфраструктуры в украинских городах.
К примеру, по его словам, вопрос о том, где именно можно ездить на самокатах и моноколесах (тротуары, велодорожки, проезжая часть) пока не нормирован, для этого нужно менять ПДД. «Но теперь есть термин, который можно взять и указать в ПДД. Это следующий шаг», – отметил Левко.
В целом легкие электрические транспортные средства в законодательстве теперь разделены на две категории. Это:
- легкое персональное электрическое транспортное средство: электродвигатель – до 1000 Вт, максимальная конструктивная скорость – до 25 км/ч;
- низкоскоростное легкое электрическое транспортное средство: мощность двигателя – более 1000 Вт, максимальная конструктивная скорость – до 50 км/ч, масса – не более 600 кг (подобные средства передвижения с возможной скоростью более 50 км/ч по закону считаются мотоциклами).
По словам Левко, обычно в Европе транспортные средства из первой категории приравниваются к велосипедам, а из второй – к мопедам. Однако в Украине такие правила еще не приняты.
«Иногда могут делать какие-то исключения (например, движение по тротуарам с дополнительным ограничением скорости). Но даже это уже не так страшно, когда есть такое разделение, ибо очевидно, что устройств, быстрее 25 км/ч, на тротуарах уж точно не будет», – предположил Левко.
Также эксперт отметил, что такие правила и исключения из них эффективнее применять на уровне городов, а не сразу всей страны. «Это европейский подход, и он развязывает руки транспортным планировщикам: позволяет приоритезировать определенные виды транспорта, регулировать их скорость на конкретных улицах, при необходимости вносить изменения», – отметил Левко.
Как писал OBOZREVATEL, для управления многими видами транспортных средств в Украине нужны водительские права. Однако, есть и исключения – на некоторые «машины» не нужны никакие разрешительные документы.
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber. Не ведитесь на фейки!
Электросамокаты и моноколеса приравняли к автомобилю. Что это значит для их владельцев и пешеходов, объясняет юрист Максим Боярчуков
Электросамокаты, моноколеса и другие виды легкого электротранспорта в Украине законодательно признали транспортными средствами. Какие будут последствия для их владельцев и улучшит ли это решение ситуацию на дорогах, объясняет Максим Боярчуков, управляющий партнер юридической компании «Максим Боярчуков и Партнеры»
Электротранспорт как удобный и быстрый способ передвижения по городу приобрел большую популярность в Украине. Долгое время оставался нерешенным вопрос нарушения правил дорожного движения пользователями такого транспорта и можно ли приравнивать электросамокаты к транспортным средствам.
Теперь владельцев электротранспорта будут трактовать как водителей – президент подписал закон №8172. Кроме того, в документе вводится определение для разных видов автотранспорта, работающего на альтернативном топливе.
Авторы закона указывают, что его цель – определить термины, которые уже применяются в нормативно-правовых актах, но хаотично. Поэтому не было четкого понимания значения таких понятий и дальнейшего их применения на практике.
Главная цель инициативы – популяризировать среди населения использование электротранспорта. Как результат – будет развиваться инфраструктура зарядных станций, уменьшится зависимость Украины от импорта энергетических ресурсов, это будет способствовать экономической выгоде, поскольку электроэнергия стоит дешевле других видов топлива.
Электротранспорт разделили на две категории:
- Легкий персональный – колесное транспортное средство, оснащенное и приводимое в движение исключительно электрическими тяговыми двигателями мощностью в диапазоне до 1000 Вт, с одним, двумя, тремя или четырьмя колесами, имеющее максимальную конструктивную скорость в диапазоне до 25 км в час.
- Низкоскоростной – оснащен и приводится в движение исключительно электрическими тяговыми двигателями, с двумя, тремя или четырьмя колесами, максимальная конструктивная скорость в диапазоне не менее или равна 50 км в час и более 10 км в час. Снаряженная масса – не более 600 кг.
Что ждать владельцам легкого электротранспорта
Новый закон не обязывает владельцев электросамокатов и моноколес их регистрировать или получать регистрационный номерной знак. Также не требует от владельцев получать водительское удостоверение для управления таким транспортом. Возможно, в будущем будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты и такие обязанности у владельцев-водителей появятся. Скорее всего, самокаты и моноколеса будут приравниваться к велосипедам, и какие-то особые требования вряд ли появятся.
В Правилах дорожного движения (ПДД) нет определения, что такое электросамокат или моноколесо. Так что законодателю придется внести изменения и в ПДД.
Теперь электросамокаты и моноколеса подпадают под определение «транспортное средство», поэтому их водителям нельзя ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.
Пока ждем внесения изменений в ПДД, пользователям такого транспорта нужно соблюдать основные правила дорожного движения (например, как для велосипедистов).
А именно: двигаться как можно правее проезжей части, ближе к тротуару, управлять электротранспортом не будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пользоваться светоотражающими элементами, заметными на одежде, и пассивными средствами безопасности – шлемами.
Украинские суды уже длительное время признают пользователей электросамокатов полноценными участниками дорожного движения – водителями транспортных средств, которым запрещено двигаться по тротуарам и которые обязаны соблюдать установленные для проездных частей правила. За нарушение ПДД уже неоднократно привлекали как к административной, так и уголовной ответственности, а также суды взыскивали моральный и материальный ущерб в пользу пострадавших от ДТП с участием пользователей легкого электротранспорта.
Несколько примеров. В постановлении от 17 мая 2021 года по делу №761/31629/20 Киевский апелляционный суд, несмотря на отсутствие в ПДД определения электросамоката, заключил, что это устройство соответствует понятию «транспортное средство», поскольку предназначено для перевозки людей.
В 2021 году Шевченковский районный суд г. Запорожья удовлетворил иск пенсионерки, пострадавшей от наезда электросамоката. Суд взыскал с виновной 102 000 грн материального ущерба и 23 000 грн морального ущерба.
Водителя самоката признали виновным в нарушении правил на транспорте (статья 291 УК Украины), однако освободили от наказания в виде года лишения свободы, установив испытательный срок (дело №336/7734/20). В этом деле суд признал электросамокат транспортным средством, предназначенным для перевозки людей и (или) груза.
Согласно реестру судебных решений, есть случай, когда страховой компании даже удалось взыскать средства с родителей малолетнего водителя электросамоката за повреждение застрахованного автомобиля. Днепропетровский районный суд 23 января 2023 года принял решение по делу №204/1674/22 и взыскал в пользу истца 41 000 грн.
Суд отметил, что ввиду того, что малолетний водитель использовал электросамокат как транспортное средство и не имел права двигаться по тротуару, а ответчик не предоставил доказательств того, что ущерб не является следствием недобросовестного осуществления или уклонения от осуществления воспитания и надзора за малолетним лицом, поэтому иск страховой компании подлежит удовлетворению.
Изменится ли что-нибудь для владельцев парка самокатов
С принятием закона для компаний, владеющих парками самокатов, ничего не изменилось. К примеру, приложение компании Bolt достаточно подробно информирует пользователей о правилах использования электросамокатов и парковки.
Кроме того, каждая поездка на электросамокатах компании застрахована. Страховка действует с момента разблокировки и до момента блокировки самоката. Она распространяется и на третьих лиц, пострадавших в результате непредсказуемых действий пользователей.
Возможно, уже после внесения изменений в ПДД что-то изменится для компаний, владеющих парками самокатов, но пока об этом говорить рано.
Принятый закон станет началом создания надлежащих условий для развития и стимулирования использования в Украине транспортных средств с электрическими двигателями. Надеемся, что законодатель не будет затягивать с внесением изменений в Правила дорожного движения, ведь самое главное – это безопасность, которой не всегда придерживаются пользователи электротранспорта.
Является ли самокат транспортным средством?
Нет. Согласно текущей реакции ПДД самокат не является транспортным средством, а человек на самокате считается пешеходом. Отметим, что в случае с электрическими самокатами ситуация не является однозначной – смотрите наш материал по ссылке ниже.
Поддержите Let’s Kick!
Вы можете поддержать Let’s Kick через сервис Boosty, оформив один трёх вариантов ежемесячной подписки или сделав единовременное пожертвование.
Пожертвование также можно сделать с помощью сервиса YooMoney. Полученные средства мы используем для поддержания работы сайта и развития сообщества. В качестве благодарности мы подарим вам Самокарту, если у вас её ещё нет. Просто оставьте ваше e-mail в комментарии к переводу и получите карту на заезде Let’s Kick.
@letskickmoscow
© 2011 – 2022 Движение городских самокатов Let’s Kick. Материалы опубликованы под лицензией Creative Commons BY-NC-SA 3.0: при использовании ссылка на источник обязательна, коммерческое использование материалов сайта не допускается. Политика конфиденциальности.