17) ВАЗ 2103 Универсал
Я, как любитель и ценитель классических моделей ВАЗ (особенно троек) очень досадую тому, что в серию данный автомобиль так и не пошел! а вот что об этом автомобиле пишут на сайте dirty.ru/comments/264195:
Когда итальянцы предлагали ВАЗу проект этой модели, Виктор Поляков сказал: «А зачем нам этот автомобиль?».
Так этой модели и суждено было бы остаться лишь в проекте, но спустя некоторое время ВАЗ самостоятельно выпустил четыре экземпляра в порядке эксперимента (один из них на фото).
Если бы они пошли в серию, то имели бы индекс 2104. Впрочем, этому было не суждено случиться.
А недавно нашёлся владелец одного из этих экспериментальных экземпляров «тройки»–универсала Pryanik и поведал увлекательную историю про этот редчайший автомобиль. К его чести сказать, хоть автомобиль достался ему в слегка помятом состоянии, новый владелец быстро понял, насколько редкий у него экземпляр и в данный момент ведёт восстановительные работы.
Період реєстрації доменного імені autodriving.net закінчився 19.10.2023 р.
Наразі autodriving.net знаходиться у періоді автоматичного пільгового продовження реєстрації (ARGP).
Тривалість дії ARGP для доменного імені autodriving.net — 29 днів (не гарантовано).
Протягом дії ARGP (до 17.11.2023 р.), період реєстрації autodriving.net може бути продовжено тільки реєстрантом.
Якщо ви є реєстрантом (власником) доменного імені autodriving.net — невідкладно, сплатіть продовження реєстрації. Не відкладайте продовження реєстрації на останній день періоду ARGP.
В іншому разі — починаючи з 17.11.2023 р. доменне ім’я буде видалене без можливості продовження реєстрації.
Контакти з питань продовження реєстрації доменного імені:
Сайт компанії: Hvosting.ua
Номер телефону: +380 (44) 3375789
ВАЗ 2103
Решил поделиться своими впечатлениями о ВАЗ 2103. Итак, 1980 год выпуска, цвет желтый. Купил в 2001 году за 30 тыс. рублей на авторынке. Из представленных автомобилей, укладывающихся в мой бюджет, этот экземпляр понравился больше всего. После приобретения проведена замена всех эксплуатационных жидкостей. И начались будни эксплуатации. Следует особо отметить, что автомобиль не подводил, разве что потребовал настройки карбюратора. Были проварены места установки домкрата (поддомкратники) с дополнительной антикоррозионной обработкой. В процессе проведения кузовных работ была обнаружена течь сальников задней полуоси, заменены прямо в этом же сервисе. Потом, еще чуть поднабрав денег, установил сигнализацию и комплект музыки: кассетную магнитолу, антенну и четыре колонки. На тот момент для меня это было серьезное достижение. Особо дальних вояжей в ВАЗ 2103 не было, разве что семьей съездили за грибами и привезли их целый багажник. Чистили их до утра. За время этого пробега (итого около 400 км) машина чувствовала себя великолепно. Никаких капризов. Единственно, что не нравилось в автомобиле, так это крайне неудобные сиденья для дальней дороги. Расположение сиденья, руля, педалей таково, что при моем росте и весе (182 см, 100 кг) шея и поясница сильно затекают и правая нога сильно устает давить педаль газа. Решено было перетянуть салон, с изменением формы передних сидений. Может, помните — диван «Стиль» был очень моден. Передние сиденья было решено переделать, сформировав на них что-то типа подголовников и подобие боковой поддержки, а задние отформовать под два посадочных места. Раз уж салон разбирался, была проведена дополнительная обработка днища автомобиля битумной мастикой, залито масло в пороги (чтобы не гнило). Ну и, разумеется, постелен линолеум. Получилось красиво, но в процессе примерки нового салона выяснилось, что за счет утолщения сидений свободного места в машине стало меньше, и мне пришлось немного менять наклон спинки водительского сиденья, чтобы не упираться головой в потолок, но позже такая вальяжная посадка стала даже нравиться. Долго радоваться машиной не пришлось. В конце октября 2001 года я рано утром поехал в ГАИ пройти техосмотр на своей ВАЗ 2103. За ночь насыпало снега и чуть подморозило. Что характерно — прошел. По дороге домой со встречной «вылетает» УАЗ и бьет мою машину в левый борт так, что ломает боковые стойки, днище выгибается горбом, а задний мост вылезает наружу. Но моя машина, в ответ на мою о ней любовь и заботу, спасает мне жизнь и здоровье, только от удара вылетев в кювет, но не перевернулась. Я отделываюсь легким ушибом плеча и поцарапанным осколками боковых стекол лицом.
Достоинства : низкая цена приобретения и содержания. Приспособленность к жестокой эксплуатации.
Недостатки : неудобная посадка за рулем.
ВАЗ 2103, 1982 г
ВАЗ 2103 — это была моя первая «ласточка». А с машинами — как с женщинами, первый опыт запоминается на всю жизнь. Вот и я, сдав на права, взял у своего дедушки для тренировки навыков эту красавицу. Называли мы ее «Царевна Лягушка» (за ее зеленый цвет). До меня машина зимой не эксплуатировалась, но возраст все равно внес свои отпечатки. Да, последние лет 5 она стояла в гараже практически без движения, поэтому первый же тест-драйв показал необходимость замены тормозов. Т.к. машина была первая — поехал к дилеру. Надо было видеть лица людей на станции, когда я приехал на машине, которая уже 20 лет как не выпускалась. В общем, заменили тормозные трубки и задние колодки — на этом ремонт закончился, и началась эксплуатация. На ВАЗ 2103 мы с будущей супругой успели съездить в соседние области с туристическими целями, после чего ударились в автотуризм и приключение, о чем нисколько не жалеем. За все время эксплуатации, а это почти год, были поменяны: глушитель, помпа, стартер, замок зажигания, передние колодки, карбюратор. И все. Ремонтировать ВАЗ 2103 было очень удобно и легко, правда, качество новых запчастей оставляло желать лучшего. Родные запчасти не ломались, а то, что было поменяно, ломалось снова и снова. На пробеге 120 тыс. км интереса ради скинули головку блока — там все было в норме. На двигателе стояла прокладка для перехода на 76-1 бензин — мы ее вытащили, после этого динамика немного возросла. Проходимость, кстати, тоже довольно неплохая — ездили по полям и по лесам без фанатизма. В общем, о ВАЗ 2103 у меня только светлые воспоминания. Свой путь она закончила трагично — меня заставили отдать ее одному из родственников, который умудрился, до сих пор не понимаю как, пробить чугунный блок двигателя. Около масляного щупа была дыра сантиметров 5 в диаметре. В общем, очень жаль. Это была моя первая машина.
Достоинства : проходимость. Ремонтопригодность. Низкая стоимость запчастей.
Недостатки : низкая динамика. Отсутствие безопасности и комфорта.
ВАЗ 2103, 1973 г
Это мой четвертый автомобиль. Первым был Москвич 2140, потом ВАЗ 21099, Nissan Cefiro, но случились определенные события и «Цефиро» пришлось продать. Денег не было, а машину хотелось. Стал я просматривать объявления в поиске какой-нибудь дешевой машины. И тут один мой знакомый предложил купить (за «смешные» деньги) у его деда тройку. Я лично даже не знал тогда, как эта машина выглядит. В общем, поехали смотреть. И тут, надо отметить, я был приятно удивлен. К тому моменту я уже посмотрел кучу «копеек», «шестерок», «семерок». Все они были в состоянии «клинической смерти» — ржавые, мятые, с развороченными салонами, технические жидкости лились, откуда только можно и нельзя. А «тройка» блестела. Она стояла в гараже и блестела. Чистый салон с хромированными вставками, сиденья и диван не продавлены и не «зашарканы» (там даже подлокотник был, чего нет в новых ВАЗ и некоторых бюджетных иномарках). В общем, когда я сел за руль ВАЗ 2103, то было ощущение, что я в каком-то музее сижу в отреставрированной машине. Мне лично салон понравился больше, чем в новых «семерках»: вставки из искусственной кожи, хромированные накладки на дверях и руле. Двигатель — по словам продавца, был сделан капремонт, заменен карбюратор, новые провода на свечи и т.д. по мелочи. Завелась машинка легко и с первого раза. После того, как я в ней прокатился по деревенскому автобану, нареканий к работе ходовой части не возникло. «Троечка» ехала плавно и мягко, переваливаясь через небольшие колеи, оставленные комбайнами «Нива». В общем, купил я ее. И не жалею. Ни разу за год эксплуатации меня не подвела. Ездил и по городу, и по трассе. Удобная была машина, особенно для своего времени. По трассе больше 90 не разгонялся, хотя я думаю, что она бы пошла быстрее. Но как-то страшно было — все-таки машине 37 лет. Расход впечатлил: зимой литров 12-13 она кушала. Но и заводилась в любой мороз. Конечно, в -40 я ставил ее у приятеля в отапливаемом боксе, но до -30 стояла на улице и заводилась. Не с первого раза и грелась долго. Самое интересное, что в такой старой машине, собранной еще итальянцами, за год ничего не сломалось. Вообще не сломалось. Не скрипел и не разваливался салон (как в 21099), ничто не гремело в двигателе и не выливалось из патрубков. Неплохая печка (долго грелась, но уж если вышла на температуру, то в салоне было тепло). Проходимость тоже порадовала — и рыбалка, и бездорожье, перевалы в Горном Алтае — нигде не застрял. Умели всё-таки и у нас делать машины.
Достоинства : надежность. Проходимость. Качество.
Недостатки : возраст.
ВАЗ 2103, 1980 г
Машина досталась мне оригинальной, без колпаков, тонировки и т.п. Полный «сток», а я в свою очередь ничего менять не стал. «Классика» должна быть «классикой», тем более ВАЗ 2103. Родной двигатель (1.5 л) оказался очень даже «неуставшим», чем я был удивлён. Как говориться: «Едет на все 72 кобылы». Карбюратор родной стоит, возможно «вебер», утверждать не берусь. Знаю только, что вакуумного привода там нет, потому на газ реагирует относительно бодро. Только на малых оборотах надо открывать потихоньку — иначе провал. Проехал то всего 6 тыс. км за 2 месяца. Машина очень понравилась, по мелочам правда постоянно что-нибудь приходилось делать — то лампочка не горит, то ремень свистит, то фонарик на двери околел. Но вот и весна подкралась незаметно, по весне первыми цветут как правило машины. Мой ВАЗ 2103 не исключение. Спасаемся «Мовилем» и прочими вещами, больше всего боюсь за хром. Вместе с весной придёт и тепло, а летом автомобиль мне совсем не нужен плюс перспективы армии. Решил продать, так что практически эксклюзивное авто запросто может стать вашим. Не ждите от него безупречной работы, прежде всего это — старый ВАЗ. Однако замечу, что в дороге он меня не подводил ни разу.
Достоинства : внешний вид.
Недостатки : возраст. Безопасность.
ВАЗ 2103, 1976 г
Показатель цена-качество у ВАЗ 2103 просто зашкаливает, за такие деньги, машина прекрасно едет, все, конечно, относительно. Не конкретно моя, а вообще «тройка» мне кажется очень красивым автомобилем, много хрома, хромированные клыкастые бампера, такой советский стиль. Отличный, конкретно для нее двигатель. Кто бы что не говорил про ВАЗ 2103, что он древний, тупой, ненадежный. Отлично тянет с 300 до 4000 оборотов, затем «скисает». Неплохой крутящий момент, можно тронуться с 4-ой передачи, практически не чувствует нагрузки, динамика, для такой древней тачки классная. У мамы Mazda Familia, мотор zl-de, объем 1.5, автомат, так вот Мазда просто «овощем» кажется (двигатель в идеале). Ни на одной классике, на которой я ездил за рулем (штук 15, наверное), не было такого бодрого двигателя, вот что значит, отец сделал, ну и карбюратор тоже повлиял. «Неубиваемая», крайне ремонтопригодная, простая как топор, идеально подходящая для наших «дорог», подвеска. Все что требуется, просто следить за состоянием шаровых. Приятное чувство, что тебе не надо боятся кочек, ям, ты просто едешь и знаешь, что даже если у тебя потечет амортизатор, он стоит 500 руб. и поменять его 10 минут. Простота. Минимум деталей, никакой электроники в принципе, для работы идеальный автомобиль. В -33 ВАЗ 2103 завелась на 5 оборот стартера, я даже домой аккумулятор не заносил. Крепкая по кузову на удар. Для такой небольшой машинки места действительно много внутри, сам за собой сажусь спокойно, еще и место остается. По минусам: крайняя ненадежность. Просто отвратительное качество запчастей, кривые руки «мастеров», год выпуска, все это в сумме испортило мне нервы напрочь. Навесное. Карбюратор, такая противная вещь, то почисти его, то настрой, то мы ехать не хотим нормально. Стартеры ломаются у 95% «жигулистов». Рулевой редуктор. Эти люфты, вечные подруливания на трассе. Нет центрального замка. Поставить можно, но это деньги. Посадка за рулем. Я 188 см ростом и 78 кг весом. Чтобы хоть как-то крутить руль, приходиться двигаться вперед, в итоге ноги всегда сильно согнуты, по трассе отвратительно. Механизм открывания стекол. Тоже частая поломка, проездил все время с отверткой в двери, чтобы стекло держалось. 5-ступенчатая коробка очень ненадежная. Повсюду щели, дует отовсюду.
Достоинства : все в отзыве.
Недостатки : все в отзыве.
ВАЗ 2103, 1979 г
Красный ВАЗ 2103, двигатель 1,5 л, бесконтактное зажигание, салон от Марк 2, все остальное сток, даже резина. Шумоизоляция по дверям новая, остальная еще с 79 года живая не истлела, не сгнила. В местном клубе любителей классики авторитетный человек ткнул пальцем на стекло и сказал, что с таким значком на печати стекла, шли авто на экспорт в ГДР. Все железо родное с 79 года. На сколах краски ни намека на ржавчину, не опознал то ли такой грунт качественный, то ли обработка кузова чем то, на оцинковку не похоже. Все стеклышки made in USSR. Двигатель имел 3 ремонта до меня, что для 76 поршни по моему критично и следующей «капиталки» он не переживет а жаль. Несмотря на год, движок в паре с 4-ступенчатой коробкой позволяет спокойно держаться в современном потоке, динамика отличная, не кручу больше 3200 и так едет отлично. Подвеска выше всяких похвал, в меру мягкая устойчивость отличная, крены минимальные зад не виляет в занос уходит с неохотой, если не специально боком ехать. В салоне ВАЗ 2103 тишина ничего не скрипит не дребезжит, на стоячем авто о работе двигателя сужу исключительно по тахометру, а то так не понятно работает он или нет, его не слышно. Шумоизоляция — вибраций 0. С чем сравнить даже не знаю с чем адекватно, 2109 — однозначно «нервно курит в стороне», мои Тойоты по уровню шума тоже проигрывают особенно «Кариб», но у него другие достоинства. Вот в «Крауне» 95 года так же тихо было, но это авто совершенно другого класса плюс год выпуска. Ну пожалуй хватит хвалить, а то прям какой то идеальный авто получается. Теперь минусы: рулевое управление на ВАЗ 2103 тугое, особенно со стоковой резиной. Не регулируется рулевая колонка. Выпуск отвратный, будем лечить прямотоком. Тормоза явно требовались на ВАЗ 2103 не от 01, их не хватает, они тормозят сносно, но хочется более четкие. Генератор слаб откровенно. Ближний свет в мокрую погоду отвратителен, в сухую более-менее, будем лечить, ксенон не вариант. Шумная печка.
Достоинства : внешность. Шумоизоляция.
Недостатки : тугое рулевое управление. Тормоза. Слабый генератор.
ВАЗ-2103: Люкс по-советски
На дворе – тысяча девятьсот семьдесят второй. Популярность появившихся пару лет назад «копейки» и «двушки» на пике. Однако модельный ряд требует расширения. Руководство дает «зеленый» проекту люкс-седана на базе ВАЗ-2101.
«Трешка» должна была стать имиджевой версией платформы в люксовом и более мощном исполнении. Причем цена ее в итоге оказалась выше базовой модели в полтора раза. За ВАЗ-2103 просили 7500 рублей! Деньги по тем временам немыслимые для большинства «эсэсэровцев», однако страна большая и потребности у людей могли быть разными.
Надо заметить, что итальянцы параллельными путями тоже разрабатывали версию FIAT 124 Speciale, более дорогую и укомплектованную. Однако, несмотря на схожесть в решении передней части, внешне машины получились достаточно разными. И можно с уверенностью сказать, что этот тот самый редкий случай, когда наша версия интереснее. Причем, как FIAT 124S, так и более старший FIAT 125, представитель того же семейства, выглядят не так привлекательно, как ВАЗ-2103.
FIAT 124 Speciale
Прекрасно, когда есть возможность оторваться от изучения исторических фактов, и не просто посмотреть на фотографии, а тут же сесть за руль героини рассказа, вживую пощупать автомобиль.
В наших руках машина из первых партий, 1972 года выпуска. Таких сегодня осталось мало, они по-настоящему ценятся поклонниками и знатоками.
Посмотрите, насколько удачно и выверено рука дизайнера поработала с исходным образом «копейки», как выудила из него новые пропорции и эмоции. Как видоизменила наивный облик исходника.
Заостренная передняя часть, с отрицательным углом наклона радиаторной решетки, взгляд новых сдвоенных фар меньшего размера. Машина стала визуально шире за счет того, что решетка обхватывает оптику. Это взгляд, определенно, не спутаешь ни с каким другим.
Такая же ситуация и с задней частью – отрицательный угол, большие красивые фонари, эффектная хромированная обводка и прямоугольная насадка на трубу глушителя.
И обилие тонких хромированных линий, изящество которых делает щедрую отделку хромом не излишней, а полностью уместной. Нельзя не упомянуть отдельно характерную полосу с изящным указателем поворота в форме ромба. Именно она сделала строже и стремительнее вид сбоку, избавив кузов от присущей «копейке» округлости.
Хорошая получилась «трешка». Граненая, стремительная. Как про нее тогда говорили – кажется, что она едет, даже когда стоит на месте. И ведь это действительно так!
К слову, этот великолепный серый цвет почти полностью повторяет реальный, под номером 624 (темно-серый, мышиный). Машины семейств 2101, 02 и 03 окрашивались в такой колер только один, дебютный, год.
Любопытно, что точно в такой оттенок выкрашен FIAT 125 – дальнейшее развитие модели 124, который внешне достаточно сильно перекликается с нашей «трешкой» боковинами.
FIAT 125
Первые версии автомобилей имели много европейских комплектующих, из Италии, Германии, Чехии и так далее. Однако со временем число их сокращалось. Все начинали делать в СССР. Однако с головной и задней оптикой наладить нормальное качественное производство не удавалось достаточно долго. Поэтому много машин шло с европейскими фарами. Вот и наша, например, с немецкими. Но здесь все по законам жанра, ведь автомобиль – из первой партии.
У таких есть ряд характерных отличий. Это, например, передняя панель кузова без прорезей, с «глухим фартуком». Или клыки оригинальной формы на бамперах (позже их посадка стала менее глубокой). Знатоки помнят штампованные диски с каемкой вокруг отверстий. Отделка багажника была коричневой (потом стала серой). Ну и достаточно большое количество иностранных комплектующих, как уже говорилось.
Ах да, еще надпись «Жигули» на капоте была выполнена на белом фоне.
Салон машины также явился для всех откровением. Эффектная красно-черная расцветка интерьера с удобными дышащими вставками на виниловых креслах поразила всех без исключения жителей Советского Союза. Все захотели себе этот салон!
Еще бы – полноценная приборка аж с пятью циферблатами («итальянские спортивные разработки»!), среди которых есть даже датчик давления масла и тахометр! А отделка под дерево!
А полноценная центральная консоль с пепельницей и радиолой. Отделка потолка – перфорированным винилом.
На загляденье вышел автомобиль. А ведь у него еще и под капотом были проведены соответствующие ревизии. Вместо скромного 1,2-литрового движка тут сидит 1450-кубовый, который прибавил враз 13 лошадок и выдает теперь солидные 75 лошадей!
Эта машинка выезжала из 20 секунд в разгоне до сотни (19) и достигала умопомрачительных 150 километров в час!
В салоне были элементы класса люкс. Например, зеркальце в пассажирском козырьке, сигнальные фонари в дверях, которые загорались при открытии. Также был подлокотник на задней спинке. Появились толстые тканевые ковры на полу, а дополнительная отделка закрывала все металлические элементы.
Ну чем не мечта простого советского жителя? Она таковой и являлась! В первый год было выпушено всего 500 плановых экземпляров, которые ценились выше обыденной «Волги».
Тогда было престижно перевыполнять план, и руководитель завода Поляков дал задание выпустить еще 1250 внеплановых «трешек». Сказано – сделано. Только вот это были не чистые «трешки». Так как нужных комплектующих не доставало, брали от «копейки». В этих машинах, которые носили название «временных» (ВАЗ-2103В), даже салон от «копейки» стоял…
Как бы то ни было, а модель, определенно, удалась. Пожалуй, во всем этом ряду, ВАЗ 2103 – самый редкий и наиболее харизматичный автомобиль.
Нам было очень приятно и интересно восстанавливать именно машину из первой серии, которая в большей степени несет свой оригинальный «код ДНК». После посещения нашего реставрационного автомобиль – как новый.
Ведь мы провели полный цикл восстановительных работ. Вся техническая начинка, от первого болтика до последней гаечки проинспектирована нашими специалистами и приведена в состояние нового. Кузов отпескоструен и покрашен, защищен антикором. В общем, машине уготована долгая жизнь с ее новым владельцем.
А пока «трешка» у нас, можно и прохватить немного.
Да, моторчик тут определенно резвее, чем у ВАЗ 2102, о которой мы также недавно рассказывали.
Иная жесткость кузова и развесовка делают управление этой машиной более приятным, а звуковой комфорт выше, чем в более дешевом универсале. Однако не стоит думать, что он хоть сколько-нибудь дотягивает до современного уровня. Оба они — очень шумные и вибронагруженные автомобили, а разница лишь в нюансах.
Машина резвая, но ехать на ней быстро не хочется. Она из медленной эпохи. Поэтому отпускаем газ, кладем руку спинку на пассажирского сидения, в рот – соломинку, и только спокойное движение на скорости 60-70 км/ч. Сразу появляется комфорт, становится тише, можно смотреть в окно и разглядывать пейзажи.
В таких машинах можно выбираться ненадолго в терапевтических целях из бешеного ритма современной жизни, где требуется только ускорение. Когда едешь не спеша, чувствуешь себя совершенно иначе.
Для того и нужны такие вот ретро-автомобили. Они несут в себе другую энергетику, и если настроиться с ними на одну волну, то очень интересно будет ее прочувствовать и понять.
Текст и фото: Леонтий Тютелев