Всё об асфальтировании / Справочник / Шумовая полоса
Шумовая полоса — средство организации дорожного движения, представляющее собой искусственную неровность (выемку или возвышенность), выполненную в виде чередующихся поперечных полос на поверхности дорожного покрытия, вызывающее вибрацию элементов подвески транспортного средства и увеличение шума качения колес с целью предупреждения водителя о приближении к опасному участку дороги или съезде с полосы движения.
Назначение и область применения шумовых полос
Устройство шумовых полос является одним из средств повышения безопасности дорожного движения. При наезде на шумовую полосу водитель транспортного средства начинает испытывать существенное вибрационное и шумовое воздействие, что в свою очередь способствует повышению его внимания к дорожной ситуации, предупреждая о съезде с выбранной полосы движения или приближении к опасному участку дороги.
В отличие от элементов принудительного снижения скорости («лежачих полицейских»), шумовые полосы, не нанося значительного вреда подвеске транспортного средства, создают при этом существенный дискомфорт как для водителя, так и для пассажиров, сигнализируя о неблагоприятной дорожно-транспортной ситуации.
Областью применения шумовых полос являются опасные участки автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения, требующие изменения скоростного режима или направления движения. На городских улицах шумовые полосы применяют редко в силу того, что при ограничении в городе скорости до 60 км/ч не получается должного шумового эффекта.
Поперечные шумовые полосы рекомендуется устраивать:
- перед нерегулируемыми пешеходными переходами, нерегулируемыми пересечениями и примыканиями;
- перед железнодорожными переездами без шлагбаума;
- на участках концентрации ДТП и подходах к ним;
- на участках автомобильных дорог с радиусом кривых в плане менее нормативных;
- на участках с необеспеченной видимостью;
- на подъемах и спусках.
Продольные шумовые полосы рекомендуется устраивать:
- по оси дороги на участках автомобильных дорог с запрещенным обгоном;
- на краевых укрепительных полосах дорожных обочин.
Устройство продольных шумовых полос не допускается:
- на мостах, путепроводах и на подходах к ним;
- в местах сужения проезжей части;
- на участках двухполосных дорог с разрешенным обгоном;
- на пересечениях и примыканиях и на расстоянии менее 10 метров от границы перекрестка;
- на участках дорог с ограничением по уровню шума.
Классификация шумовых полос
По расположению на автомобильной дороге
- Поперечная шумовая полоса — устраивается в поперечном направлении проезжей части автомобильной дороги. Высота поперечной шумовой полосы над уровнем проезжей части должна составлять от 5 до 10 мм. При этом край шумовой полосы (включая элементы блока шумовой полосы) должен иметь скос (уклон) со стороны направления движения транспортных средств.
- Продольная шумовая полоса — устраивается вдоль краевой или разделительной полосы проезжей части. Продольные шумовые полосы устраивают на автомобильных дорогах с шириной проезжей части не менее 7 м, имеющих краевые укрепительные полосы по «ДБН В.2.3-4:2015 Автомобильные дороги».
- Краевая шумовая полоса — наносится на краевой укрепительной полосе обочины и предупреждает водителя о съезде с полосы движения на обочину.
- Осевая шумовая полоса — наносится по оси дороги на центральной разделительной полосе и предупреждает водителя о выезде на встречную полосу движения.
По виду применяемого материала и технологии устройства
- Из термопластика или холодного пластика. Представляет собой блок, состоящий из 4 элементов шириной 15 см ±1 см или 5 элементов шириной 10 см ±1 см с равными промежутками между ними. Достаточно часто шумовые полосы из термопластика окрашивают в желтый или красный цвет, что оказывает также и визуальное воздействие на водителя.
- Из цветных покрытий противоскольжения. Представляет собой сплошной блок шириной 1 метр ±5 см из цветного противоскользящего материала.
- Выполненная методом фрезерования асфальтированного покрытия. Устройство фрезерованной шумовой полосы осуществляется с помощью самоходной или навесной дорожной фрезы с шириной фрезерного барабана до 50 см. Продольная шумовая полоса, выполненная методом фрезерования, должна состоять из отдельных чередующихся элементов шириной от 20 до 40 см и длиной от 10 до 20 см. Глубина элементов должна составлять от 10 до 20 мм. Интервал между осями соседних элементов должен быть не менее двух длин элементов и не более 1,2 м. При фрезеровании толщина верхнего асфальтобетонного слоя должна превышать глубину нарезки шумовых полос так, чтобы не нарушалась целостность верхнего и нижележащих слоев.
- Выполненная путем монтажа металлических скоб. Данный способ актуален при устройстве продольных шумовых полос на цементобетонном дорожном покрытии.
Из термопластичных материалов, холодного пластика или цветных покрытий противоскольжения устраиваются только поперечные шумовые полосы, а методом фрезерования, как правило, продольные.
В некоторых случаях (при большой высоте выступов) роль шумовой полосы может выполнять структурная дорожная разметка. Структурная разметка — дорожная разметка из термопластиков или холодных пластиков, нанесенная не сплошным слоём, а отдельными фрагментами (каплями).
Мировой опыт применения шумовых полос
Положительный опыт применения шумовых полос в различных странах мира свидетельствует о высокой эффективности этой технологии для повышения безопасности дорожного движения. В США шумовые полосы применяются в 85 % штатов и значительно снижают количество смертельных случаев.
На автомобильных дорогах Японии устройство шумовых полос на обочине и по сплошной разделительной линии позволило уменьшить количество столкновений со встречным транспортом до 55 %. В Финляндии, Дании и Швеции применение шумовых полос также позволило добиться значительного снижения уровня аварийности и является обязательным для нового строительства.
Что такое шумовая разметка и зачем она нужна
Опасные участки автомобильных дорог, такие как пешеходные переходы, крутые повороты и другие, обычно оборудуют лежачими полицейскими. Эти устройства уже доказали свою действенность. Но у них есть пара недостатков – дорогая себестоимость, а также вред для автомобилей. Если шофер по каким-то причинам не обратил на препятствие внимание и не успел сбавить скорость – может выйти из строя подвеска. Поэтому в 2012 году была предложена альтернатива, носящая название шумовая разметка.
Зачем нужна шумовая разметка
Свое название разметка получила потому, что во время движения по ней машина начинает мелко вибрировать, а из-под колес появляется характерный звук. И это хорошо ощущает и слышит водитель. Таким образом разметка предупреждает, что надо сбавить скорость.
Именно мелкая вибрация не создает угрозы автомобилю, если сравнивать с лежачим полицейским. Когда сидящий за рулем человек по неопытности или по другим причинам игнорировал предупреждение на дороге, то, пролетая шумовую разметку на скорости, его транспортное средство не пострадает.
Где устанавливают шумовую разметку
Места установки шумовой разметки те же, что и у лежачих полицейских:
- Перед пешеходными переходами.
- Поворотами или развилками.
- Участками трассы, где установлены требования «сбавить скорость».
- На кривых участках, где радиус меньше, чем это требуют нормативы.
- Перед железнодорожными нерегулируемыми переездами, где не установлены шлагбаумы.
- В местах с плохой видимостью.
- Около детских учреждений: школ, садов, институтов и прочих схожих организаций.
- На участках, где аварийность имеет повышенный уровень.
В городах шумовые полосы устанавливаются реже, чем на трассах. Все дело в том, что это устройство плохо работает, если скорость движения машины меньше 80 км/ч. То есть вибрация хоть и появляется, но она мало ощутима, а шум еле слышен. Поэтому водитель на них может не среагировать.
Сегодня разметку этого типа стали укладывать и вдоль дорог. Обычно на участках, где обгон запрещен, и у края полотна, около обочины.
Но есть и места, где устройства шумового типа устанавливать запрещено:
- Мосты.
- Сужение трассы.
- Двухполосные дороги, на которых обгон разрешен.
- Где установлены нормы ограничения звуков.
- 10 м до перекрестков.
Разновидности и используемые материалы
Существует четыре разновидности шумовой разметки, которые классифицируются по месту их расположения на дорожном полотне:
- Поперечные. Как следует из названия, данную разметку монтируют поперек трассы. При этом угол наклона элементов конструкции должен быть направлен вдоль движения транспортного средства. Высота составляет 5-10 мм.
- Продольные. Их место расположения – разделительные полосы и края дороги. Используются только в том случае, если ширина полотна не меньше 7 м.
- Краевые. Эту разновидность укладывают на обочине. Цель – привлечь внимание водителя, если он начинает съезжать с дороги. Такое нередко случается, когда шофер заснул за рулем. Вибрация и шум разбудят его.
- Осевые. Разметку наносят на главную разделительную полосу. Цель – предупредить водителя, что он выезжает на полосу встречного движения.
Существует и другое разделение шумовых полос. В основе лежит материал, из которого устройства изготавливаются. Здесь также четыре позиции:
- Высокопрочный термопластик или полимер холодного вида. Изготавливается в виде блоков шириною 10-15 см. Их укладывают с небольшими промежутками.
- Материалы противоскользящего типа. Это конструкция из одного блока, длина которого равна ширине дорожного полотна, а монтаж производиться без зазоров.
- Фрезерование. Для этого используется сам асфальт, лежащий как покрытие трассы. В нем делают углубления размером 10-20 мм, все зависит от толщины самого покрытия. Длина пазов варьируется в диапазоне 10-20 см, ширина 30-40 см.
- Скобы. Эти стальные приспособления обычно монтируют на дорогах, покрытых железобетонным материалом. Поперечно их не устанавливают, только продольно.
Необходимо добавить, что технологию фрезеровки можно использовать для формирования и продольных, и поперечных шумовых полос. Пластик и противоскользящие элементы устанавливаются только поперечно.
Есть еще одна разновидность, которая носит название «структурная». Представляет собой небольших размеров элементы, изготовленные из холодного полимера или термопластика. Их наносят на дорожное полотно по отдельности на необходимом участке. По внешнему виду они напоминают застывшие капли. Обычно монтаж производят полосами с определенным размером зазоров между элементами.
Технология нанесения – это всегда применение специальной техники независимо от вида шумовой разметки. От соответствующего технического оснащения зависит качество работы. Никакого ручного труда. Монтажом должны заниматься только дорожные службы.
Сегодня одной из передовых технологий является спреевое нанесение пластика, который окрашивается экструдерным способом – безвоздушным.
Требования к шумовой разметке
Для шумовой разметки был разработан ГОСТ под номером Р526052006. В нем обозначены следующие правила:
- Для окрашивания используются только высококачественные материалы яркого цвета, чтобы полоса была хорошо видна издалека, при любой погоде и в любое время суток.
- Высокая безопасность проезда, особенно это относится к подвеске автомобиля.
- Не применять материалы, которые увеличивают скольжения колес по устройству, особенно при торможении.
- Установка проводится только на участках дорог, обозначенных выше.
Как показывает опыт, шумовая разметка на самом деле эффективный вариант повысить безопасность на дорогах. Он почти в два раза дешевле лежачих полицейских. А это значительная экономия денежных бюджетных средств, потому что дорог в регионах много, и на каждую приходится укладывать по несколько десятков или сотен приспособлений. Но, чтобы гарантировать высокое качество изделия, необходимо использовать высококачественные материалы и красители, а также точно соблюдать монтажную технологию.
Шумовая полоса или лежачий полицейский?
Лежачие полицейские появились на наших дорогах не от хорошей жизни. Мы стали забывать, что большую часть времени, мы все-таки пешеходы, а не водители. При этом сами ходим по пешеходным переходам, и возмущаемся водителями, не пропускающими нас на зебре или старающимися проскочить перед самым нашим носом.
Добавим сюда дам, не выпускающих из рук мобильник, ухитряющихся краситься на ходу, подслеповатых пенсионеров, «зеленых» водителей, путающих педали, и вот вам полная картина, почему лежачие полицейские перед нерегулируемыми пешеходными переходами необходимы.
Сами возмущаемся ИДН, установленными в безлюдных местах, без светоотражателей, отсутствием предупреждающих знаков об их наличии. Однако, неудобства и возмущения всех вместе взятых водителей, по всей стране, не стоят даже одной потерянной человеческой жизни.
К чему все вышесказанное? А вот к чему: у наших городских чиновников, отвечающих за безопасность дорожного движения, появилось новое, модное увлечение — шумовые полосы, которые начали устанавливать перед пешеходными переходами и, даже иногда вместо стоявших ранее, лежачих полицейских, или как их альтернатива.
Что такое шумовая полоса и для чего ее устанавливают
Что такое шумовая полоса? Википедия определяет ее как дорожную разметку в виде 4-6 поперечных полос на линии движения, выполненную термопластиком, отлитую из асфальтобетона или вырезанную фрезой в дорожном покрытии. Высота этих барьеров или глубина выреза не должна превышать одного сантиметра. Служит эта полоса для привлечения внимания водителей о приближении к перекрестку и ни слова как о дорожном оборудовании, призванном способствовать снижению скорости. Шумовые полосы обладают еще одной особенностью — вибрирующий звук, производимый колесами автомобиля, пересекающими их, весьма громкий и слышен в соседних к дороге домах даже за закрытыми окнами.
Основное назначение шумовой полосы — разбудить водителя, впадающего в дремоту от монотонной дороги, предупреждая о выезде за пределы своей полосы движения. Эти полосы устанавливаются вдоль магистралей, отделяя обочины, а также на разделительных осевых, делящих полосы встречного движения. Второе их назначение – предупреждение водителя о подъезде к участку улицы или дороги, где, возможно, придется тормозить или даже останавливаться. Они привлекают внимание, вместе с дорожными знаками ограничения скорости. Высота этих поперечных барьеров создает шум в салоне и некоторую вибрацию автомобиля, но не разрушает подвеску и не создает особого дискомфорта водителю и автомобилю.
Почему шумовая полоса не работает как средство ограничения скорости
Выбор скорости движения остается за человеком, сидящим за рулем. Опытный, ответственный водитель снизит скорость, согласно предписаниям дорожных знаков, шумовая полоса будет служить ему в помощь, заставит усилить внимание. «Гонщик» все равно сбросит ее перед самым препятствием или не сбросит вообще, если оценит дорожную ситуацию, как не опасную для него – «проскочу». А если ошибется в оценке? Лежачий полицейский, в отличие от шумовых полос, не предлагает, а заставляет водителя снизить скорость, грозя поломкой подвески автомобиля за ослушание. Не попадались еще гонщики, проскакивающие лежачих на 80 километрах в час. И на 60 не попадались, даже на казенных автомобилях.
Дорожный регламент рекомендует устанавливать шумовые полосы не ближе 20 метров перед пешеходным переходом. В связи с этим, программа «Главная дорога» телевизионной компании «НТВ», провела эксперимент на улице некоего российского города, с целью выяснить, как влияет на безопасность пешехода наличие шумовой полосы перед пешеходным переходом. Известно, что материал «термопластик», повсеместно используемый для нанесения этих полос, довольно скользкий, даже после высыхания.
Результаты дали увеличение тормозного пути автомобилей при начале торможения на шумовой полосе, и был сделан весьма неутешительный вывод. Приводим его дословно с сайта НТВ «…Эксперимент показал, что шумовые полосы, уложенные прямо перед зеброй, опасны. Прозевавшему внезапного пешехода водителю, остановить машину на них еще труднее, особенно на мокрой дороге, а тем более при гололеде. Даже при наличии умной электроники результат торможения может быть печален…»
Что делать, чтобы водители снижали скорость перед пешеходными переходами
Вот поэтому очень странным выглядит решение городских властей некоторых российских городов заменить (!) лежачих полицейских на шумовые полосы на улицах. Вряд ли они добьются этим повышения безопасности пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках, но вот жалобы граждан, живущих в соседних с дорогой домах, на шум проезжающих через полосы машин, они дождутся точно и весьма скоро.
Мы, ПК «Технология», ведущий производитель безопасного дорожного оборудования, наши дети, родственники, друзья и знакомые – это и водители, и пешеходы в одном лице, поэтому двумя руками голосуем за меры, повышающие безопасность на наших дорогах. Мы считаем, что шумовые полосы не могут рассматриваться, как реальное средство для снижения скорости и ими невозможно заменить лежачих полицейских. Только вместе они усиливают эффект привлечения внимания к дорожным знакам и дорожной ситуации впереди. Мы за совместную установку шумовых полос и лежачих полицейских там, где опасно полагаться только на сознательность наших водителей, но не за замену шумовыми полосами лежачих полицейских.
Опасны ли шумовые полосы?
Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед пешеходным переходом, опасным поворотом или же сигнализировать о случайном съезде в сторону обочины. Но есть водители, которые считают шумовую разметку злом. Почему они так думают, и действительно ли шумовые полосы безопасны — разберёмся с экспертами.
В конце мая этого года один из федеральных каналов показал сюжет, там проводили тест разметки. Смысл эксперимента сводился к тому, что на шумовых полосах разные автомобили увеличивали свой тормозной путь. Седан с ABS остановился на три метра дальше, чем при торможении на сухом асфальте, а машина без вспомогательной антиблокировочной системы вообще вылетела на пешеходный переход. На мокром асфальте показатели стали ещё хуже. Заявленная в ходе теста скорость составила 60 км/ч, а расстояние от разметки до «зебры» ― 17 метров. Получается шумовая разметка мешала обеспечить безопасность дорожного движения.
«Кроме того, разметка из гладкого пластика становится причиной потери управления мотоциклом при наезде на линии ведущим колесом, что увеличивает количество ДТП с участием мототранспорта. Возможно, это станет причиной замены шумовой разметки на другой способ предупреждения водителей. Например, на привычные лежачие полицейские. Либо приведёт к изменению технологии её изготовления», ― говорит руководитель прессслужбы ГК «Авто-СпецЦентр» Анна Уткина.
Многие наши коллеги подхватили эту тему, и новостные ленты даже, казалось бы, уважаемых изданий запестрели заголовками типа: «Шумовая разметка оказалась опасной». При этом специалисты отрасли отнеслись к эксперименту довольно скептически.
«Нас этот вопрос, конечно, заинтересовал, очень хотелось бы увидеть результаты тестов и понять, в каких условиях они проводились, ведь очень многое зависит от того, какой именно материал тестировался, осуществлялась ли посыпка микростеклошариками, каким в итоге был коэффициент сцепления», ― рассуждает директор ООО «Формула-К» Алексей Грязнов.
Он также отмечает, что в ГОСТе нет такого показателя, как скользкость разметки. Но при этом изначально термопластик имеет шероховатую, а не гладкую поверхность, и это обеспечивает отсутствие скольжения при наезде на него.
По словам экспертов, качественный термопластик содержит в своём составе разнофракционные минеральные наполнители и микростеклошарики. К тому же стеклянные микросферы обязательно распыляются на свеженанесённую разметку для повышения её световозвращающих характеристик.
Разметка, нанесённая таким материалом, становится шероховатой, функциональной и безопасной для всех участников дорожного движения. В видеоролике (доступен в YouTube) журналисты специально проводят ногой по шумовым полосам и выносят вердикт: «Скользкие». Напомним, дело было в мае.
«Как разметчики, мы хорошо знаем, что в составе термопластика обычно присутствуют специальные добавки, для того чтобы добиться антискидного, то есть противоскользящего эффекта. В материал добавляются абразивы повышенной крупности: кальциты, песок, мрамор. За счёт этого обеспечивается шероховатость разметки и повышается сцепление колеса с поверхностью дороги, что положительно влияет на безопасность», ― рассказывает директор ООО «БРИЗ-Центр» Евгений Петрюк.
То есть получается, что для теста журналисты федерального каналы выбрали место, где в качестве шумовой разметки нанесли холодный пластик? Или может термопластик, но с нарушением технологии? Объяснение журналисты выдали довольно простое.
Мол, при торможении на неровностях колесо в воздухе оказывается заблокированным раньше, нежели если бы оно находилось в сцеплении с дорожным покрытием. В момент «полёта» колеса ABS ослабляет сжатие колодок, и когда шина вновь оказывается на дороге, торможение становится слабым.
«Современные алгоритмы ABS, безусловно, учитывают такие ситуации. Тем не менее в своей практике мы наблюдали удлинение тормозного пути за счёт того, что колесо начинает подскакивать над поверхностью асфальта. Соответственно, ABS начинает работать по другим алгоритмам, и удлинение тормозного пути составляет от 15 до 25% для любого автомобиля», ― приводят в сюжете комментарий руководителя центра испытаний ФГУП «НАМИ» Дениса Загарина.
Получается, что тот, кто наносил разметку на дорогу, сделал это излишне толстым слоем пластика. Хотя в ГОСТ 33025-2014 указано, что шумовая полоса не является искусственной неровностью, и её высота над уровнем проезжей части должна составлять от 5 до 10 мм включительно.
Алексей Грязнов, директор ООО «Формула-К»: «В нашей компании есть своя научная лаборатория, в которой мы постоянно работаем над улучшением технических и технологических показателей материалов. Работаем и над совершенствованием рецептуры холодного пластика и термопластика для шумовой разметки, для этого типа нанесения. Добиваемся, чтобы материал максимально сохранял геометрию, чтобы структурные элементы не сливались и не растекались, а сохраняли свою форму.
И это лишь один из нюансов. Что касается изменений, которые, возможно, будут внедряться в шумовой разметке, то, если пофантазировать, есть вероятность, что где-то появится структурная музыкальная разметка. В некоторых странах проводили такие эксперименты: когда при наезде возникает не просто шум, но и простенькая мелодия из нескольких нот.
Но и в том виде, в каком она существует сейчас, шумовая разметка очень актуальна и отлично работает. Для уставшего или задремавшего на загородной трассе водителя резкий звук из-под колёс ― это сигнал, что машина выехала или на обочину, или на встречную полосу. В нашем крае такая разметка встречается не так часто, как хотелось бы, но там, где она нанесена, она себя оправдывает».
Инновации в помощь
Кроме того, на видео промелькивают кадры близко снятой шумовой разметки. Видно, что она изношена и в некоторых местах буквально отколота. Это результат зимнего содержания дорог.
Эксплуатационная нагрузка на дорожную разметку в зимней период действительно велика, говорят специалисты. Уборка наледи отвалом, воздействие реагентов и шипованных шин автомобилей. Добросовестные производители современных разметочных материалов используют высококачественные связующие, позволяющие повысить адгезионные свойства толстослойных пластиков.На долговечность нанесённой разметки из термо- или холодного пластиков влияют не только качество нанесения и уборочная техника. Жара, холод и переходы через 0 °С деформируют дорожное полотно (это физика, тут ничего не поделаешь). А вместе с асфальтобетоном испытывает нагрузки и разметка.
«При производстве каждой партии материала мы обязательно учитываем особенности климата той местности, где он будет нанесён, и практику содержания дорог. Например, для тёплых регионов, как правило, изготавливаем термопластик с достаточно высокой температурой размягчения, чтобы в жару разметка дольше сохраняла свои свойства. Казалось бы, для Сибири такой вариант тоже подходит, ведь летом дорожное покрытие здесь может нагреваться до 50-70 градусов.
Ради эксперимента мы протестировали этот материал. В итоге, когда термометр показывал -30-40 °С, термопластик стал хрупким и начал откалываться, поскольку не предназначен для использования при низких температурах. Поэтому для сибирских дорог мы нашли золотую середину и производим достаточно эластичный материал, сохраняющий свои свойства даже зимой», ― рассказывает Алексей Грязнов.
Исследования по улучшению свойств холодного и термопластика лаборатории производителей разметочных материалов ведут постоянно. Там разрабатывают и совершенствуют рецептуры материалов, тестируют новые сырьевые компоненты, позволяющие применять толстослойные разметочные материалы в разных эксплуатационных условиях, повышая период их функциональной долговечности.
«В 2019 году создан уникальный вид холодного пластика, который отвечает всем критериям действующих нормативных документов. Он состоит их двух компонентов, имеет нижний базовый слой с тонким основанием в 1-2 мм, а верхние тактильные полосы наделены противоскользящими свойствами. Именно этот вид пластика, запущенный в серийное производство, может стать одним из лидеров рынка материалов для дорожной разметки», ― приводит пример Анна Уткина.
В дорожной отрасли новшества для привлечения внимания водителей к опасным участкам дороги появляются постоянно, говорит Евгений Петрюк.
Кроме того, разработчики нормативной базы, производители дорожно-разметочного оборудования и материалов, подрядчики, выполняющие нанесение разметки, а также представители автомобильных сообществ ведут консолидированную работу по совершенствованию шумовой разметки.Евгений Петрюк, директор ООО «БРИЗ-Центр»: «Шумовые полосы страдают от применения отвалов точно так же, как и любая другая разметка. Мы своей задачей видим использование термопластика и холодного пластика, адаптированных для конкретного климата.
Конечно, если снег очищается грейдером без специальных прорезиненных прокладок на отвалах, а также КДМ с металлическими щётками, порчи материала не избежать, но при соблюдении минимальных правил очистки покрытия при содержании дорог, термопластик для продольной шумовой разметки вполне себя оправдывает: служит весь положенный срок и даже дольше.А вот для поперечной структурной разметки, которая создаёт шумовой эффект перед пешеходным переходом, нужны более стойкие материалы. На таких участках термопластик по долговечности уступает холодному пластику.
Снизить ущерб от чистки дорог помогают и способы нанесения. Если брать в качестве примера Красноярский край, то в Емельяновском районе на участке Красноярск-Элита шумовые элементы находятся справа и слева от осевой линии, то есть на одном уровне с ней. Это позволяет исключить срезание отвалами снегоуборочной техники профильных элементов шумовой разметки, но не снижает эффект для водителей».Источник: журнал «Грейдер»