Влияние октанового числа на расход топлива
Октановое число бензина определяет его устойчивость к детонации. Чем больше октановое число, тем дольше бензин не взрывается при сжатии, тем сильнее его можно сжать. То есть, если двигатель хочет выжать из топлива больше энергии, он должен сжать топливо сильнее, а бензин от этого может взрываться (не в баке, а в цилиндре двигателя). Поэтому для таких двигателей придумывают бензины, которые выдерживают большее сжатие, не взрываясь. Чем больше степень сжатия топлива в двигателе, тем выше должно быть октановое число бензина.
Как это влияет на расход?
Возьмём абстрактный двигатель одной абстрактной современной легковой машины. Степень сжатия топлива в этом двигателе не зависит от вида топлива, это характеристика, связанная исключительно с геометрическими параметрами: (Vc+Vh)/Vc, см. картинку. На расход может повлиять только выделяемая при сгорании топлива энергия. А отличается ли энергия сгорания 95-го бензина от энергии сгорания 92-го? Судя по данным википедии, удельная теплота сгорания бензина 42-44 МДж. Даже если предположить, что 42 — это для 92-го, а 44 — для 95-го (это предположение изначально ложно, так как есть ещё 80-й и 98-й), то всё равно говорить о приросте 15% мощности нельзя вообще никак.
Для нашего абстрактного двигателя разница между бензинам следующая: если двигатель имеет степень сжатия 6-8, то ему достаточно, чтобы октановое число было 76/80 — бензин уже не будет детонировать в цилиндрах, но если 80-й бензин залить в наш абстрактный двигатель, у которого степень сжатия 8-9, то 80-й бензин начнёт взрываться (детонировать) раньше, чем его подожжёт искра от свечи, и пользы двигателю от этого будет мало: бензин не должен взрываться внутри цилиндра в нормальном режиме, он должен сгорать. Если же в этот двигатель залить 98-й, то он точно не будет детонировать раньше времени, зато он будет слишком медленно гореть после поджига (потому что рассчитан на большее сжатие) и поэтому будет вытекать недогоревшим в выхлопную трубу (от этого, кстати, клапана и прогорали раньше).
К счастью, в современных двигателях есть «мозги», которые позволяют ему самому решать, в какой момент поджигать топливо в цилиндре, поэтому в обоих случаях топливо поджигается раньше, чем если бы был залит родной 92/95. В случае с пониженным октановым числом это приводит к тому, что топливо сгорает слишком рано, расход растёт, движок ощутимо «не тянет». В случае с повышенным октановым числом просто снижается КПД (из-за растянутого времени сгорания топлива), расход растёт некритично, возможно ощущение что «не тянет» (на раннем зажигании так будет, даже с родным бензином).
Итак, правильный ответ на вопрос «влияет ли октановое число на расход»: если лить бензин с октановым числом ниже, чем расчётное, то расход повысится, если выше — то как минимум не снизится, может тоже повыситься.
Если двигатель рассчитан на 95-й — на 92-м расход повысится. Если двигатель рассчитан на 92-й, то на 95-м никаких преимуществ не будет.
1. Если бензин разбавлять ослиной мочой, то его энергия сгорания снизится, соответственно расход увеличится. Так что расход зависит от заправки. Если на заправке бодяжат только 95-й или только 92-й, то расход может изменяться при переходе с одного на другой (вопреки вышеизложенной теории), но в данном случае это происходит из-за ослиной мочи, а не из-за октанового числа бензина.
2. Производитель автомобиля может заявлять заниженное октановое число в требованиях к топливу, чтобы привлечь больше нищебродов покупателей. Стоит проверить степень сжатия своего двигателя, чтобы знать, имеет ли смысл попробовать более дорогой бензин, не рискуя нарваться на эффект плацебо. Занижение минимального октанового числа может приводить ко всяким спецэффектам, например, я замечал, что после каждой заправки (я заправляюсь 95-м) моя машина «не тянет» несколько первых километров. Это потому что мозги ещё не определили, что там залито в бак, и настроились на дефолтный 92-й, то есть, включили раннее зажигание.
3. 95-экто, 95-G-drive и т.п. — надо понимать, что даже если они и работают, то есть даже если они и прибавляют мощи, то точно не за счёт изменения октанового числа. Октановое число — 95, это указано в чеке. Соответственно:
1 как я отмечал выше, у этого топлива может быть повышена теплота сгорания (за счёт присадок),
2 у него могут быть присадки, повышающие другие характеристики, влияющие на общий КПД (вязкость, количество и вид образуемых газов, скорость сгорания, etc),
3 у него может отсутствовать ослиная моча в составе (это даёт эффект по сравнению с топливом, у которого этот компонент присутствует),
4 либо у него могут быть присадки, вызывающие эффект плацебо.
Что примечательно, нефтяники этот момент скрывают, то есть узнать, какой именно вариант используется для G-drive, а какой для 95-экто, — достаточно проблематично. Я склонен считать, что это комбинация из 3 и 4, но народ утверждает, что некоторые виды такого бензина смывают осадок в бензобаке, что намекает на элементы варианта 2 (очевидно, что смывают осадок они прямо в двигатель, так что с этим нужно поаккуратнее).
4. «95-й делают из 92-го, добавляя присадки». На самом деле — пофиг, хоть из 80-го, если у него октановое число 95 — значит, он 95-й, если он горит как бензин — значит это бензин, если он выделяет нужно количество энергии — машина будет ехать на нём, как на 95-м. До тех пор, пока в составе нет ослиной мочи и эти присадки не разъедают чего не надо (например, они могут убивать катализатор — но на расходе это не отразится) — этот бензин является нормальным 95-м. Если же он выпадает хлопьями в осадок на второй день — то здесь уже снова не в октановом числе проблема.
5. Есть разные способы определения октанового числа бензина, которые применяются в разных странах по дефолту. Американский способ определения октанового числа покажет на нашем 95-м примерно 90-92 своих попугая. Если в руководстве от американского автомобиля написано «лить 92-й», то при переходе на 95-й вы получите улучшение всех характеристик в точном соответствии с теорией, изложенной выше: расчётным бензином для такой машины является аналог нашего 95-го. Можно ориентироваться на степень сжатия, чтобы проверить, не занижает ли производитель требования и не скопипастил ли он октановое число из доков на американские запчасти.
Октановое число / Степень сжатия:
92 / до 10,5
95 / 10-12,5
98 / 12-14,5
102 / 13,5-16
109 15,5-18.
Двигатель 2111 имеет степень сжатия 9,8 — 9,9
Как качество бензина влияет на работу двигателя?
Чего проще: заправиться на ближайшей АЗС и поехать дальше, радуясь равномерной работе двигателя и плавному ходу автомобиля. К сожалению, в жизни не всё так идеально: случайно залив некачественный бензин, вы столкнётесь и с «прыгающими» оборотами, и с раньше срока ушедшими на покой свечами, и с повышенным расходом топлива. Как именно качество бензина может повлиять на работоспособность двигателя, расскажет «УкрХимАнализ».
Какой бензин можно назвать плохим
Современные двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине, отличаются высоким, зачастую просто несравнимым с первыми образцами автомобилестроения, коэффициентом полезного действия, позволяющим не только развивать большие скорости, но и перевозить тяжёлые грузы. Есть у такой мощности и обратная сторона: для работы двигатель необходимо заправлять хорошим топливом, удовлетворяющим сразу нескольким условиям.
Показатели качества бензина:
- Октановое число. Высокое содержание в топливе изооктана гарантирует, что бензин не станет детонировать раньше времени — и что микровзрывы не разрушат двигатель.
- Минимум «понижающих» добавок. Почему бы продавцу не залить в бензин немного воды — и не получить, скажем, вместо 25 литров целых 27? Вопрос в том, сколько продержится двигатель, вынужденный работать с неоднородной смесью, отличающейся пониженным октановым числом.
- Минимум «повышающих» добавок. Вливание в чистый бензин алканов, эфиров или спиртов действительно помогает повысить октановое число — при этом буквально убивая систему подачи топлива, уплотнители и, конечно, двигатель.
- Минимум бензола. Это соединение при сгорании выделяет сажу, забивающую двигатель изнутри — что, по понятным причинам, не идёт ему на пользу.
- Минимум серы. Её сгорание в двигателе приводит к образованию оксидов, которые, смешиваясь с паром, оседают в виде сернистой и серной кислот, разъедающих металл.
Плохой бензин не соответствует одному или нескольким из перечисленных критериев. Помимо того, в некачественном топливе могут содержаться смолы, мазут и другие добавки, довольно быстро выводящие двигатель из строя.
Именно поэтому важно заправлять автомобиль только хорошим чистым бензином: траты на топливо окупятся долгой безотказной работой двигателя и, в конечном счёте, вашей безопасностью.
Так ли опасен для двигателя некондиционный бензин?
Топливо, «отравленное» снижающими цену добавками, негативно влияет на работу практически всех систем автомобиля: от свечей до выхлопной системы. Самый сильный удар приходится на цилиндры двигателя, страдающие от неконтролируемой детонации — буквально серии взрывов, разрушающих металл. Использование некачественного бензина приводит к:
- Снижению мощности. Разбитые цилиндры просто не могут выдавать те же параметры, что работающие на хорошем топливе.
- Увеличению расхода. Некачественный бензин расходуется в больших количествах — скоро вы заметите, что на преодоление одного и того же пути требуется чуть больше бензина, чем раньше; и непредвиденный расход будет лишь расти.
- «Плавающим» оборотам. Систематическая заправка плохим бензином приведёт невозможности угадать, сколько именно оборотов выдаст двигатель на этот раз.
- Потере управляемости. Разрушающее влияние некондиционного бензина на автомобиль рано или поздно приведёт к невозможности вовремя выполнить обгон, разогнаться или притормозить; какими могут быть последствия, рассказывать, думаем, не имеет смысла.
Хотя существуют простые признаки хорошего горючего, только профессиональный анализ способен дать уверенность в качестве топлива — и, в конечном счёте, безопасности вашей машины.
Контроль показателей горючего
Лаборатория «УкрХимАнализ» выполнит полный анализ бензина, дизеля и иных видов топлива. Мы работаем в соответствии с ДСТУ 7688:2015, предоставляем независимые достоверные отчёты. Услугами лаборатории можно воспользоваться в Киеве, Киевской области и по всей Украине. Мы поможем вам обрести уверенность в своей машине — и избежать несчастных случаев!
У Вас есть вопросы или Вам нужна консультация?
Качество топлива и его влияние на автомобиль
Каждый водитель на своей практике сталкивался с проблемой низкокачественного топлива. Негативное воздействие «плохого» бензина ощущается с первыми метрами езды, но на самом деле, сюрпризом могут стать более серьезные последствия, вплоть до капитального ремонта элементов топливной системы или замены агрегатов.
После некачественной заправки автомобиль начинает дергаться, значительно теряет в мощности, возникают проблемы с запуском двигателя.
Некачественное топливо последствия .
Все знают о существовании проблемы, но никто ничего не может ее решить.
Пожалуй, топливо сомнительного качества появилось вместе с двигателем внутреннего сгорания. Владельцы автозаправок, а иногда и сами производители горючего, не пренебрегают тем, чтобы «разбавить» свою продукцию дешевыми присадками, которые якобы увеличивают октановое число. Но, как говорится, в одном месте прибывает, в другом – как правило, это карман автовладельца, — убывает.
Не секрет и то, что каждый автомобиль воспринимает одно и тоже топливо по-своему. Допустим, что в бензин добавили достаточно качественные присадки в нужной пропорции, многие автовладельцы заправили и без проблем эксплуатируют свои машины. Но нет 100%-ной гарантии, что топливная система Вашего новенького «болида» так же с легкостью «скушает» этот бензин.
Как вычислить суррогатный бензин?
Причина повсеместного появления суррогатного бензина или дизеля — жажда легкой наживы. Но не редки случаи обычной халатности, что называется, срабатывает человеческий фактор. Например, емкости для хранения бензина изначально не были вычищены, систематически нарушается технология слива из бензовозов в подземные цистерны. В итоге, в емкости попадает и начинает накапливаться грязь, которая потом оказывается в автомобильных топливных баках.
Характерными признаками низкокачественного топлива считаются:
- Октановое число не соответствует заявленному
- Наблюдается высокая концентрация таких веществ, как ацетон, этиловый спит, вода, грязные примеси, присадки, в основе которых содержатся частицы тяжелых металлов
«Обидно… но самостоятельно во время заправки оценить качество бензина практически невозможно. Единственное, что может насторожить, это резкий запах ацетона, но его, как говорится, к делу не пришьешь. Только специальная экспертиза топлива способна провести качественный анализ».
Чего ожидать при некачественной заправке?
- В топливном баке появляется грязный осадок, который забивает сеточку фильтра тонкой очистки, засоряются распылители топливных форсунок и топливоподающие магистрали. Топливный насос начинает работать на износ.
- На свечах появляется характерный красный налет. Снижается эффективность их работы.
- Выходит из строя сначала первый кислородный датчик, затем – второй.
- Выгорает или закоксовывается каталитический нейтрализатор. Автомобиль теряет мощность.
- Возрастает вероятность скорого износа ДВС, возможно, потребуется ремонт топливного насоса высокого давления или регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей.
Первые симптомы не удачной заправки.
- Существенно снижается мощность, слабый отклик на педаль акселератора, нет динамики при разгоне.
- На холостом ходу двигатель работает неровно.
- Заметно увеличился расход топлива автомобиля.
- Работа двигателя стала более шумной, появились посторонние звуки, лязгание и стук.
- Запуск двигателя автомобиля затруднен, мотор глохнет спустя несколько секунд работы.
Что нужно предпринять?
1. Если Вы почувствовали «неладное» — припаркуйтесь и заглушите мотор во избежание серьезных последствий.
2. Для тех, кто готов идти до конца в борьбе за качественное топливо на российский заправках, рекомендуется вернуться на АЗС, предъявить чек, в письменной форме изложить свои претензии и вызвать специалиста спец.лаборатории для проведения независимой экспертизы. Эксперт произведет забор горючей жидкости в специальные емкости, опломбирует их и предоставит результаты проверки заинтересованным сторонам.
В случае, если независимый эксперт подтверждает Ваши подозрения о низкокачественном топливе, АЗС в добровольном или судебном порядке обязана будет возместить убытки, вызванные заправкой, а так же компенсировать затраты на экспертизу.
Если экспертиза покажет, что качество топлива соответствует стандарту, что расходы за экспертизу ложатся на плечи заявителя.
Если поломка привела к ремонту.
Если «плохая» заправка произошла, но времени на разбирательство кто прав — кто виноват нет, придется вызвать диагноста и, возможно, ремонт топливной системы:
- Снять бензонасос, очистить или заменить сетчатый фильтр. В некоторых случаях автовладельцев ждет замена топливного насоса в сборе.
- Слить содержимое бака, максимально очистить внутренние поверхности, дать просохнуть.
- Прочистить или заменить топливопровод.
- Проверить состояние свечей, по необходимости заменить.
- Проверить работу форсунок. Произвести их чистку специальной жидкостью под давлением или заменить.
- Использовать очиститель топливной системы бензинового двигателя
4 простых правила, чтобы не попасть в эту ситуацию.
- Старайтесь заправляться на проверенных АЗС крупных компаний. О добросовестном отношении владельцев заправки к бизнесу говорит общий ухоженный вид и чистота автозаправочной станции.
- Не стоит поддаваться соблазну и заправлять «евротопливо» на сомнительной заправке где-то в глубинке.
- Избегайте «акций» и мест, где стоимость топлива значительно ниже средней.
- Сохраните всегда чек!
Эта статья была полезна для 23 людей. Эта статья помогла Вам?
Да, помогла Нет, не для меня
Почему эта статья Вам не помогла?
Какие факторы влияют на расход топлива
Вопрос расхода топлива волнует почти всех без исключения автомобилистов. С учетом ежегодного роста цен на топливо, эта статья расходов начинает становиться все более актуальной, а пути уменьшения затрат на бензин – важным поводом для дискуссий на профильных форумах и в сообществах.
Поговорим о том, от чего зависит расход топлива у автолюбителей для одной и той же марки автомобиля с одинаковыми характеристиками. Не секрет, что заявленные производителем цифры по расходу топлива могут отличаться на 10-15% от фактического расхода у автомобилиста. С одной стороны, нет поводов не верить заявленному расходу от производителя – компаниям нет смысла занижать расход топлива, так как, в любом случае, любые уловки вскроются на тест-драйвах, в профильных журналах и в сообществах автолюбителей.
С другой стороны, надо понимать, что производитель замеряет расход в неких “идеальных” условиях – соответственно, и данные по расходу топлива можно считать “идеальными”. А, как мы знаем, идеальная картина и реальная – часто имеют сильные отличия друг от друга.
Давайте разберемся, какие факторы могут существенно повлиять на расход топлива автомобиля. Этих пунктов всего пять:
1. Манера езды
Важно помнить – самый экономичный режим вождения – на скорости от 60 до 90 километров в час, с оборотами до 2500. Тогда автомобиль двигается в основном за счет собственной инерции. Чем ниже или выше фактическая скорость – тем менее оптимальным становится расход топлива.
Самый высокий расход топлива – при движении в пробках, начале движения и обгоне.
Стиль вождения также очень сильно влияет на потребление топлива – любители “жечь со светофоров” и постоянно давить газ в пол получают фактический расход топлива на 15-20% выше, чем у никуда не спешащего дачника, едущего со скоростью 70 км/ч. Тут уже решайте сами, что вам важнее – приехать быстрее или сэкономить бензин.
2. Время года
Расход топлива зависит от времени года: зимой потребления топлива в среднем выше на 1-1.5 литра, за счет необходимости прогрева двигателя и его быстром остывании, а также за счет езды по заснеженным дорогам.
Летом расход топлива может вырасти на те же 1-1.5 литра при активном использовании кондиционера.
3. Резина, ее износ и накачка шин
Расход топлива также зависит от установленной на автомобиль резины (штатная или нештатная) – на внедорожной резине расход топлива автомобиля на 10% выше. Чем выше износ протектора автомобиля – тем выше расход топлива. На “лысой” резине мало того, что ездить опасно по причине увеличенного тормозного пути..но и не выгодно – потому что авто затрачивает больше энергии на разгон и торможение, а соответственно, и увеличивает расход топлива.
Также, езда на недокачанных шинах может увеличить расход топлива на 3-5%, опять же, же за счет необходимости авто затратить больше энергии в движении.
4. Топливо и его качество
Многие автолюбители в целях экономии, на автомобили с рекомендуемым для заправки бензином АИ-95 заливают вместо него бензин АИ-92. Расход автомобиля на нерекомендованном топливе в среднем будет на 1-2 литра выше. Более того, использование нерекомендованного топлива может негативно сказаться на общем износе двигателя и топливной системы, особенно, если топливо не соответствует нормативам по качеству.
От качества топлива зависит и его расход и общее техническое состояние автомобиля. При заправках на АЗС с некачественным топливом, его расход также может увеличиться на 5-10%. Мы рекомендуем заправляться на проверенных заправках федеральных брендов, так как, в целом, качество топлива у них лучше.
5. Общая исправность автомобиля
Повышенный расход топлива может также быть признаком неполадок в самом автомобиле. Следует провести диагностику авто на предмет наличия ошибок по компьютеру, заменить расходники (фильтры, масло, свечи) и замерить расход топлива еще раз в сравнении.
Наиболее серьезно на расход топлива влияют следующие поломки автомобиля:
- Неисправный лямбда-зонд (10-20%)
- Неработающая свеча/свечи (5-40%)
- Изношенные и забитые форсунки двигателя (10-40%)
- Не отрегулирован карбюратор (до 50%)
- Забит воздушный фильтр (10-70%)
- Засоренный катализатор (до 10%)
О том, как уменьшить расход топлива можно почитать в одной из следующих наших статей. А также, для тех, кто ради уменьшения затрат на топливо думает об установке ГБО, есть другая наша статья. В ней рассказывается о плюсах и минусах установки ГБО на автомобиль.
Пишите в комментариях о ваших случаях увеличения и уменьшения расхода топлива и расшаривайте статью в соц сетях! Пусть больше людей узнает о факторах влияния на расход топлива.