Плотность бензина
В повседневной жизни владельца легкового некоммерческого автотранспорта плотность бензина – не самый важный показатель, и в этом обзоре подробно разберем, почему не нужно тратить время на такие расчёты, если речь не идёт о крупных закупках топлива. При температурных колебаниях бензину свойственен определенный предел усадки, и некое изменение плотности происходит независимо от литража. Однако в ситуации с малыми объёмами бензина – например, приобретаемыми на АЗС для заправки авто – плотность горючего от температуры меняется незначительно.
Бензин, плотность и температура – как правильно считать
По какой формуле можно рассчитать плотность бензина
Пример расчёта плотности при температурных поправках
Требования к плотности в ГОСТ
Как измерить плотность бензина прибором ареометром
Бензин, плотность и температура – как правильно считать
Прежде чем приступить к несложным арифметическим подсчётам, нужно вспомнить, что в разных ситуациях бензин измеряется в разных количественных характеристиках.
✔ по массе (в килограммах и тоннах) – эту систему применяют производители нефтепродуктов перед отпуском топлива оптовым покупателям;
✔ по объёму (в литрах) – так производится розничный отпуск бензина от АЗС конечному потребителю.
Такая система упрощает жизнь автовладельцам, но становится камнем преткновения при расчётах за отпуск топлива между компаниями. В итоге знание коэффициента плотности бензина на практике имеет значение только между производителем и оптовым покупателем, то есть, между нефтеперерабатывающей компанией и АЗС.
По какой формуле можно рассчитать плотность бензина
В школьной программе физики значение плотности любого вещества объяснялось просто: в случае с топливом – это число, которое показывает, сколько килограммов бензина можно вместить в один кубический метр пространства. Например, если плотность в паспорте на горючее АИ 95 указывается как 748 кг/м 3 , это означает, что в условной ёмкости размером в один кубометр помещается 748 килограммов бензина.
Но в розницу на АЗС топливо отпускается в литрах, и на этот случай пригодится одна и та же формула, но в разных видах:
Перевести массу в объем (кг в литры)
V (объём) = m (масса) × p (плотность)
Узнать плотность вещества
Из того же курса начальной физики можно вспомнить и о расширении и сужении различных веществ относительно изменения температур. Ко всем маркам бензина это правило также применимо. Плотность снижается, если температура растёт и наоборот: показатель увеличивается, когда температура падает. В этом случае формула расчета намного сложнее и учитывает сторонние параметры. При этом погрешность в расчетах снижается незначительно, в среднем колебания фиксируются в пределах 7-10 килограммов или 10-13 литров бензиновых смесей на каждую тонну.
Определенное влияние имеет сорт нефти, из которого произведен бензин, наличие и вид присадок и дополнительно – температура окружающей среды со всеми следующими за ней поправками, применением многочисленных формул, промежуточной интерполяции.
Предельно точные расчёты проводятся на основании ГОСТ 8.599-2010 (Прил. А и Б), и важны при экспертизе качества или при расчетах за очень крупные партии топлива. На такие случаи разработаны государственные стандарты и методологии экспертиз бензиновых продуктов, существуют разные формулы и стандарты для определения разных видов плотности:
✔ для массы бензина при t +15C (до 2015 года замеры проводились при +20 градусах);
✔ отношение массы объёма топлива к массе такого же объема воды при равных температурах – относительная плотность или также называемая замерами удельного веса нефтепродуктов;
✔ измерение плотности в градусах API, вычисляется по отдельной формуле.
Однако на практике, при финансовых расчетах за поставки партий топлива между компаниями часто принимается правило трёх единиц:
В одной тонне бензина при изменении температуры на один градус объём содержания топлива меняется на один литр.
Пример расчёта плотности при температурных поправках
Чтобы рассчитать предельно точную фактическую плотность, необходимо обратиться к таблицам температурных поправок по формуле Менделеева.
p4 t – относительная величина;
t – температура испытаний;
α – температурная поправка* на 1 0 С.
*Поправка на температуру – значение табличное и такие данные необходимы только для профессиональных расчётов, взять эти данные можно из школьного учебника физики.
Исследуется горючее марки АИ -98, в документах на бензин указано значение p = 0,76 г/куб см. при температурном режиме +20 градусов. Для расчёта необходимо знать температуру в ёмкости (напр. цистерне), предположим её нулевой. Разница между температурами составит двадцать единиц. В этих условиях температурная поправка, согласно установленным коэффициентам, составит 0,000818 г/куб. см.
0,76 + 0,000818 × (20 — 0) = 0,776 г/куб. см или 776 литров бензина в каждой тонне при нулевой температуре окружающей среды.
Требования к плотности в ГОСТ
Государственные стандарты подробно описывают методики, позволяющие рассчитать плотность горючего разных марок, и основой для этого служит ГОСТ 32513-2013, описывающий все без исключения характеристики бензиновых смесей. В числе прочих параметров соответствия требованиям к качеству топлива в этом нормативном документе перечислены ГОСТы и стандарты, какими следует пользоваться для проведения исследований.
Плотность при t +15С, кг/куб. м
Плотность дизельного топлива
Дизельное топливо используется для заправки автомобилей, сельскохозяйственной и железнодорожной техники. Качество солярки определяется ГОСТами и ТР ТС и влияет на работоспособность ДВС, в частности – плотность дизельного топлива. Она изменяется в соответствии с внешними факторами.
Плотность топлива дизельного зависит от наличия тяжелых фракций. При повышении КПД мотора ухудшается испаряемость, происходит ускоренное накопление нагара.
1. Что такое «плотность дизельного топлива»
Под плотностью дизельного топлива понимают одну из характеристик, которая определяет эффективность работы горючего при различных температурных показателях: плюсовых, до –35°С и ниже. Величину измеряют в кг/м3 или г/см3. Плотность — отношение веса к объему. По сути, это показатель того, сколько горючего умещается в 1 м3.
2. Эталонные значения
Вычисление удельной массы ДТ выполняют при 20 °С. Отклонение температуры требует корректировки на коэффициент. При нагреве топлива производят вычитание, при охлаждении – сложение.
3. Какие параметры оказывают влияние
При измерении плотности дизельного топлива учитывают тип горючего, колебания температуры и наличие присадок. Это связано с тем, что происходит изменение эталонных показателей – массы, объема.
4. Зависит ли плотность дизтоплива от температуры
Плотность ДТ зависит от колебаний температуры. Оптимальные показания наблюдаются при 20 °С.
5. Расчетные нормы
Контролеры при проверке объема солярки в цистернах, бочках принимают во внимание изменение плотности горючего. Расчеты ведутся с учетом корректирующих коэффициентов и сравнения показателей с табличными данными.
6. Разница плотности летом и зимой
В соответствии с существующими стандартами, показатели удельной массы солярки определяются так:
- летний период (плюсовые температуры) – 860 кг/м3;
- отрицательные показатели (зима до – 35 °С) – 840 кг/м3.
Для северных регионов (работает до –50 °С) плотность дизельного топлива составляет 830 кг/м3.
При превышении показателей температуры горючее густеет и забивает систему подачи топлива за счет наличия парафинов.
Пример вычисления плотности ДТ
Алгоритм получения показателей горючего:
- Находим табличное значение (в г/см3) горючего при 20 °С.
- Определяем степень нагрева солярки градусником. Предположим, получили значение 31 °С.
- Производим вычисление температурного отклонения 31 – 20 = 11 °С.
- Определяем корректировочный коэффициент: 11 х 0,0007 = 0,0077 (г/см3).
- Вычисляем плотность. Для этого из значения ДТ по паспорту вычитаем поправочный коэффициент.
Если температурные показатели меньше 20 °С, то алгоритм вычислений аналогичен. Но последнее действие – суммирование, а не вычитание.
7. Зависимость экономичности от плотности
Прямой зависимости нет. Плотность зимнего дизельного топлива отличается от летнего требованиями ГОСТ и температуры.
Утверждение, что зимнее горючее менее экономично — неверно. Зимой расход горючего увеличивается из-за лишних затрат: подогрева антифриза, магистралей, блока цилиндров, кабины и прочего.
8. Как вычислить плотность при 20 °С
Теоретическое вычисление предполагает:
- Проведение замеров ареометром и градусником в емкости, где находится горючее.
- Вычисление разницы температур.
- Применение корректировочного коэффициента.
Полученные результаты определяют тип топлива. Это влияет на вязкость горючего и способность использования в различных климатических зонах.
9. Зависимость плотности, расхода и эксплуатации
По плотности можно определить, при каких условиях может быть использовано горючее, какое влияние оказывается на работу двигателя. Если неправильно выбрать солярку, то:
- снизится мощность мотора;
- ухудшится пусковой и крутящий момент.
Также в таком случае при передвижении в сложных условиях (дождь, снег, крутые подъемы и спуски) при нормативной нагрузке автомобиля будет наблюдаться перерасход топлива, чрезмерный износ двигателя.
10. Зависимость плотности от качества ДТ
Плотность влияет на количество фракций в составе горючего. Так, повышенные показатели сообщают о том, что в ДТ содержатся тяжелые углеводороды. Они ухудшают процесс выброса солярки, снижают скорость образования топливной смеси. Данные процессы провоцируют нарушение в работе мотора, увеличивают потребление солярки и повышают образование нагара.
11. Что регулирует ГОСТ
Требования ГОСТ определяют нормативы, которые предъявляются к ДТ в зависимости от вида. Учитывают:
-
Все это влияет на технические показатели горючего, сферу его использования.
Какие требования предъявляют к составу дизтоплива
ГОСТ Р 305-82 и 52368-2005 определяют допустимое количество примесей, плотность по маркам. Превышение обозначенных показателей негативно сказывается на работе ДВС, силе впрыска горючего, составе отработанного газа. Требования ГОСТ не допускают наличия водных растворов из-за возможности появления коррозии, повреждения фильтров и насосов.
12. Почему зимой расход больше
Плотность дизельного топлива определяет выделяемое количество энергии при работе ДВС. За счет того, что зимнее дизтопливо менее плотное, чем летнее, увеличивается расход топлива (из-за меньшего выделения энергии). При этом в зимнее время горючее расходуется на обогрев кабины водителя, топливной системы, разогрев масла и т. д. Однако использовать летнее топливо категорически запрещено, поскольку в его составе содержатся парафины. Они снижают текучесть солярки, а при пониженных температурах превращают топливо в гель.
13. Может ли солярка замерзнуть
Солярка густеет в зависимости от количества фракций и плотности при низких температурах. Вязкость определяется типом горючего и объемным содержанием фракций. Если в дизтопливе есть вода, то при температуре ниже 0°С происходит кристаллизация (образуется лед внизу бака). Это препятствует поступлению солярки в топливную систему. При отогревании топливной системы подача горючего возобновляется.
14. Как проверить, что в продаже зимнее топливо
Поступление на АЗС горючего зависит от сезона. В теплый период реализуется летнее ДТ, а в холодное время года – зимнее. Определить, какое топливо вам продали, довольно легко. Нужно поместить около 100 мл горючего в прозрачную емкость, после чего поставить его в морозилку. Если жидкость начнет мутнеть, это значит, что в составе присутствуют парафины. Зимнее топливо должно сохранять свои свойства при температуре до –22 °С, а арктическое – до –34 °С (но в холодильнике данные показатели не достигаются).
15. Самостоятельное определение плотности
- Оценку текучести. Небольшое количество ДТ наливается на металлическую поверхность. Если топливо хорошо стекает, остается жидким и не мутнеет, то солярка пригодна для использования. Если горючее стекает плохо, мутнеет, то при использовании начнется его кристаллизация, что приведет к обездвиживанию автомобиля. Данный способ применяется при температуре ниже –10 °С.
- Проверку консистенции. Если температура ниже –20 °С, то можно оценить капли на заправочном пистолете. Отмечается помутнение, загустение? Лучше заправиться на другой АЗС.
- Оценку точных данных. Можно получить при использовании ареометра. Для этого нужно прогреть топливо до + 20 °С, выполнить замеры и сравнить полученные результаты с табличными.
Если оценка ДТ производилась после заправки, и полученные данные указывают, что горючее не соответствует показателям, следует уменьшить скорость кристаллизации. Для этого в бак добавляют качественную солярку.
16. Шаг изменения плотности
Корректирующий коэффициент – шаг изменения веса. В соответствии с ГОСТ, он равен 0,0007 единиц.
17. Показатели нефтепродуктов
Плотность топлива дизельного выше по сравнению с бензином. Так, АИ-92 определяется на уровне 0,76 г/см3, у АИ-95 – около 0,75 г/см3, для АИ-98 – 0,78 г/см3. У сжиженного газа самая низкая плотность – 0,53 г/см3, а у авиационного керосина – 0,81 г/см3.
Данные показатели определяются присутствием легких фракций, температура кипения которых составляет + 50 °С. Топливо остается одинаково текучим в любое время года. Кристаллизация начинается от – 60 °С.
18. Формулы расчета основных показателей ДТ
Для получения корректных данных учитывают температурные показатели, сорт горючего, корректировочный коэффициент (для дизельного топлива – + 20 °С, для бензинов – + 15 °С). У полученных результатов может быть небольшая погрешность (зависит от приборов). Точные результаты получают в лабораториях на специализированном оборудовании.
19. Расчет веса
Для определения веса нефтепродукта необходимо умножить плотность на объем топлива.
На нефтебазах топливо хранится в цистернах, на которых есть метки и маркировочные таблицы с указанием погрешности измерений.
20. Считаем объем
В процессе реализации продукции нужно определять объем топлива. Расчет предполагает деление массы на плотность топлива. Из сопроводительных документов получают значение массы, а по сорту из документации узнают плотность дизельного топлива. При отсутствии данных производят замеры ареометром.
21. Вычисление плотности
Расчет проводят как соотношение массы к объему. Исходные параметры указываются в сопроводительной документации либо определяются самостоятельно: вес – с помощью взвешивания емкости, а объем – по меткам в резервуаре. При вычислении плотности нужно не забывать про температурные показатели, от которых зависят корректировочные поправки.
Плотность бензина: АИ 92, АИ 95, таблица плотностей, измерение
Плотность бензина — это удельный вес бензина в жидком веществе.
За номинальную единицу берется 1 кг/л. Бензин меняет характеристики, когда его температура понижается. Поэтому, чтобы определить его плотность, надо сначала измерить температуру. Российские ГОСТ устанавливают температуру на уровне +15 градусов для измерения плотности бензина. Во времена СССР показатель был на уровне +20 градусов.
- На плотность влияют качество нефти и способ ее обработки. Чем выше показатель плотности, тем выше КПД и работа с двигателем.
- На равнинной местности топливо сгорает быстро, энергоэффективность максимальная, мотор работает без перебоев.
- Но на гористой местности машина начинает барахлить. А все потому что, во время подъема меняется давление, плотность горючего снижается.
Плотность бензина АИ-92
Бензин АИ-92 — это марка топлива высокого качества, которая пользуется большой популярностью в нашей стране. При температуре в +15 градусов плотность горючего составляет 740-770 кг/м3.
Стоит отметить, что плотность никак не зависит с октановым числом. Поэтому, например, АИ-80, топливо с высоким октаном, может быть с низким показателем плотности.
Чтобы определить плотность бензина, необходимо независимое измерение.
Плотность бензина АИ-95
Бензин АИ-95 — это вторая по популярности среди российских автовладельцев марка топлива. Она отличается повышенной стойкостью к химическому самовозгоранию. Технические характеристики бензина повышают за счет специальных присадок. Нефтепродукт становится безопасным для двигателя и топливной системы. В условиях +15 градусов плотность бензина составляет от 745 до 755 кг/м3.
Плотность бензина по ГОСТ
Плотность горючего в России регламентируется ГОСТ 32513-2013 от 22 ноября 2013 года. Документ определяет основные характеристики горючего, от которых зависят эксплуатационные свойства.
Также ГОСТ требует, чтобы топливо, произведенное в России на экспорт, соответствовало стандарту Евро-5. Этот формат оценивает плотности при температуре +20 градусов. Он также содержит требования по уровню экологичности.
Таблица плотности
Марка бензина
Среднее значение плотности г/см3
Как измерить плотность
Измерить этот показатель можно только в специальной лаборатории при температуре в +15 градусов. В домашних условиях тоже можно измерить плотность, но уровень погрешности будет выше, чем при лабораторном замере.
Автолюбители могут самостоятельно измерить плотность топлива, если сомневаются в его качестве. Один из признаков суррогата — слишком большой расход.
Где покупать качественное топливо
Если вы заправляете частный автомобиль, рекомендуется пользоваться сетевыми АЗС крупных российских производителей нефтепродуктов. Они заботятся о репутации и продают качественное горючее.
На трассе, если поблизости нет сетевой заправки, обратите внимание, где заправляются дальнобойщики и следуйте их примеру. Им необходимо качественное горючее особенно при маршрутах на дальние расстояния. Как только появляются проблемы с топливом на конкретной АЗС, они сообщают об этом в свою компанию, которая заносит заправку в черный список. А благодаря радиосвязи, дальнобойщики быстро передают друг другу информацию о нерадивых продавцах.
Частные АЗС зарабатывают за счет дальнобойщиков, так как они закупают сразу большие объемы, в отличие от легковушек. И если такая заправка попала в черный список, то в скором времени она разорится.
Если вы ищете оптового поставщика горючего, обратите на присутствие компании в сети. Если она давно на рынке, стабильно развивается и продолжает расти, у нее будут регулярно обновляющийся сайт, живые соцсети.
Если у компании есть дополнительная инфраструктура, ей наверняка можно доверять — она вкладывается в свое развитие и клиентский сервис. Речь идет о мобильное приложении, рассылках для клиентов, маркетплейсе.
Отдельно посмотрите на сайт компании. Помимо истории, миссии и фото руководства, на нем должна быть информация о продаваемых нефтепродуктах с указанием производителя, его контактными данными, паспортами качества и другими необходимыми документами.
Такая информация позволит вам проверить поставщика. Например, позвонить на НПЗ и уточнить, сотрудничают ли они с компанией. Преимущество поставщика, который напрямую закупает нефтепродукты у НПЗ, очевидно. Чем меньше мелких перекупщиков, тем ниже конечная цена для покупателя.
Почему покупать у OilResurs выгодно
Мы не только торгуем топливом, но и предлагаем качественный сервис и высокую безопасность сделок для наших клиентов.
На нашем маркетплейсе вы можете выбрать необходимый нефтепродукт от ближайшего НПЗ. Там же есть информация о производителе и сопроводительная документация для горючего.
Наши клиенты получают ежедневную рассылку актуальных цен на топливо. Вам не нужно обзванивать поставщиков самостоятельно и сравнивать цены. Мы собираем прайсы крупнейших производителей и посылаем вам бесплатно.
Если топливо нужно срочно, а у вас кассовый разрыв, можно оформить заказ в рассрочку или кредит. Мы сотрудничаем с несколькими крупнейшими банками и кредитными организациями России. Компания с любой финансовой ситуацией может приобрести у нас топливо.
В личном кабинете вы сможете заводить сделки, отслеживать статус заказов, получать закрывающие документы.
Статьи
Плотность топлива – это его удельный вес, а именно количество массы в единице объема.
Плотность топлива во многом зависит от плотности нефти из которой оно получено. Согласно ГОСТ Р 52368-2005 плотность топлива при температуре +15 °С должна быть в пределах 0,820-0,845 г/см3, а по ГОСТ 305-82 не должна превышать 0,860 (при 20°С)
Плотность топлива зависит от температуры, впрочем, как и для любой другой жидкости: при повышении температуры плотность топлива снижается и наоборот – при снижении температуры плотность топлива увеличивается. Существуют специальные таблицы для пересчета плотности топлива в зависимости от температуры. Для дизельного топлива температурная поправка изменения плотности составляет, в среднем 0,0007 г/см3 на 1°С.
Плотность топлива очень лукавая цифра, из за этой цифры возникают постоянные конфликты между поставщиком и грузополучателем. А причина заключается в том, что учет топлива на НПЗ и нефтебазах производится по массе – в тоннах, а учет отпуска топлива автотранспорту производится в литрах. Естественно, что количество литров в одной и той же массе может меняться в зависимости от температуры. Например, летом, при температуре +20°С, бензовоз слил в подземную емкость АЗС десять тонн дизельного топлива с фактической плотностью 0,840 г/см3.При этом объем топлива составил 11905 л. Через некоторое время температура топлива в подземной емкости снизилась до +4 °С. Из за снижения температуры плотность топлива увеличилась на величину 0,0007*16=0,0112 г/см3. При этом первоначальный объем (11105 литров) слитого в подземную емкость уменьшился до: 10000кг / (0,84+0,0112)= 11748 л. Разница в объеме составила: (11905-11748)=157 литров.
В практических расчетах усадки топлива рекомендуем воспользоваться более простым соотношением: «Один литр на одну тонну на один градус» — именно такое изменение объема происходит от изменения плотности топлива.
рассчитать доставку бензина ЗДЕСЬ.