Как устроены автомобильные провода
Высоковольтные провода – особенности конструкции и правила выбора
Важной частью системы зажигания любого автомобиля являются высоковольтные провода. Эти элементы выполняют ряд функций, подчиняются особой классификации и требуют специального подхода при замене. Остановимся более подробно на характеристиках и видах высоковольтных проводов.
Описание и конструкция высоковольтных проводов
Воспламенение горючего в двигателе внутреннего сгорания осуществляется при помощи искры. Эту искру создает система зажигания, состоящая из нескольких важнейших элементов. Высоковольтные провода в этой системе отвечают за передачу импульса тока на свечи зажигания.
Элементы располагаются между свечами и коммутирующим элементом. Последнее может быть представлено распределителем-трамблером (в контактной системе), датчиком (в бесконтактной) или коммутатором (в микропроцессорах). В системе установлены провода для каждой свечи, а также кабели для синхронизации катушки с коммутатором.
Все виды высоковольтных проводов имеют примерно одинаковую конструкцию, которая включает в себя следующие элементы:
- основная жила, проводящая ток;
- изоляционное покрытие;
- наконечники для соединения элементов;
- защитные колпачки.
Разновидности высоковольтных проводов
Классификация высоковольтных проводов может осуществляться сразу по нескольким критериям. По типу токопроводящей жилы принято рассматривать модели с металлическими и неметаллическими сердечниками.
Металлические жилы – это традиционное решение, которое в современных системах стараются использовать как можно реже. Сердечник представляет собой конструкцию из нескольких медных жил. Кабель имеет большое сечение и маленькое удельное сопротивление.
Неметаллические варианты появились еще в прошлом веке и с тех пор неуклонно набирали популярность. Современные неметаллические провода могут иметь активное или реактивное сопротивление. В первом случае используется резистивный сердечник, а во втором – индуктивный.
Кабели с активным сопротивлением получили свое название из-за особенностей работы резистивного сердечника, который сам по себе представляет собой активную нагрузку для электросети. Провода с реактивным сопротивлением имеют сердечник с обмоткой, представляющей собой катушку индуктивности. Нагрузка в этом случае будет реактивной.
Конструкция высоковольтных проводов с активным сопротивлением включает в себя основную жилу, специальную обмотку и изоляцию. Жилу изготавливают из нити, которая создана из льняных волокон. Также нередко используются углеродные материалы и полимеры. Так как это неметаллы, для провода тока материалы обсыпаются графитом.
Обмотка в кабеле создается из силикона или специализированных материалов с похожими свойствами. Причем в них всегда добавляется металлическая крошка для обеспечения необходимой проводимости. В проводах с реактивным сопротивлением дополнительно присутствует проволочная обмотка. Как и в первом случае, вся система обернута в изоляцию.
Изоляция может быть однослойной, двухслойной или многослойной. Первый вариант предполагает использование одинарной оболочки из не проводящего ток полимера. Но этот подход не отличается долговечностью и универсальностью, так что его практически полностью вытеснили более продвинутые решения.
В двухслойной изоляции всегда есть основной слой и дополнительное покрытие, обеспечивающее надежную защиту от топлива, масел и других воздействий.
В состав многослойной изоляции входят следующие компоненты:
- Внутренняя изоляция. Основное покрытие, окружающее токопроводящую жилу и предотвращающее пробой.
- Оплетка. Высокопрочный слой, изготовленный из синтетических волокон или стекловолокна. Предотвращает разрыв и деформацию кабеля даже при серьезных механических нагрузках.
- Оболочка. Верхний слой, обеспечивающий защиту от грязи и внешней среды.
В качестве основного материала для изготовления изоляции применяют ПВХ, силикон, каучук, а также смеси на основе полиэтилена.
Высоковольтные провода могут иметь прямые или Г-образные наконечники. Они изготавливаются по известному стандарту, так что проблем с соединением деталей возникать не должно. Для защиты наконечников предусматриваются специальные колпачки, создающиеся из диэлектрических материалов (силикон, резина).
Основные характеристики
В качестве основной характеристики любого высоковольтного провода принято рассматривать показатель электрического сопротивления. Подобный кабель всегда будет причиной радиопомех, которые влияют на работу всех систем. Перед конструкторами стоит задача по снижению помех. Решить проблему помогает установка дополнительного резистора или повышение сопротивления самих жил.
По параметру сопротивления все кабели рассматривают в рамках трех групп:
- С нулевым значением. Тут используется медная жила, сопротивление которой не выше 0,022 Ом/м.
- С низким показателем. Неметаллическая жила, формирующая индуктивное сопротивление. Удельное сопротивление составляет 1-6 кОм/м.
- С высоким показателем. Неметаллическая жила, обладающая резистивным сопротивлением в пределах 12-40 кОм/м.
Высоковольтные провода обычно имеют длину не более 80 см, так что общее сопротивление редко превышает 16 кОм.
Выбор в пользу того или иного провода зависит от того, где именно планируется использовать элемент. Для контактных систем подбирают модели с относительно небольшими показателями сопротивления до 1.5 кОм/м. В бесконтактных системах активно применяются кабели с большим сопротивлением.
Есть и другие важные параметры проводов:
- Пробивное напряжение. Обычно находится в пределах 35-40 кВ.
- Рабочие температуры. Современные провода стабильно работают при температурах от -60 до +110°C.
Большая часть имеющихся на рынке моделей соответствует общим стандартам. Однако при желании можно найти и более продвинутые решения с улучшенными характеристиками. В частности, встречаются провода с возможностью функционирования при температуре до +220°C.
Как выбрать высоковольтный провод
Во время подбора проводов необходимо рассматривать четыре основных момента:
- вид используемой в машине схемы зажигания;
- тип свечей;
- вид контактов на соединяемых элементах;
- расстояние между свечами и коммутатором.
При использовании контактной системы зажигания надо подбирать провода с сопротивлением до 2 кОм. Это же касается ситуации со свечами, конструкция которых предполагает резисторы. Для установки на старый автомобиль лучше всего подойдут традиционные медные провода со встроенными резисторами.
Бесконтактные системы зажигания предполагают использование кабелей с большими показателями сопротивления. Они же применяются вместе со свечами без резисторов. Если провода с высоким сопротивлением попытаться совместить со свечами с резистором, вполне вероятно появление сложностей при формировании искры.
Остальные характеристики подбираются на основе индивидуальных рекомендаций для конкретного автомобиля. Обычно на упаковке с проводами указывается, для каких машин их можно использовать. Попытки вручную соединить откровенно неподходящие друг к другу элементы могут закончиться серьезными проблемами.
В продаже имеются разные комплекты высоковольтных проводов. Это может быть набор исключительно кабелей для соединения коммутатора со свечами. Иногда же вместе с ними поставляются провода для подключения катушки.
Высоковольтные провода – важная часть системы зажигания, без которой добиться стабильной и равномерной работы автомобиля не удастся. Надо внимательно подходить к выбору запчастей и стараться покупать только самые качественные товары с подходящими характеристиками.
Как работают высоковольтные провода зажигания
Автомобильные высоковольтные провода являются частью системы зажигания. Именно по ним передается напряжение 30-40 тысяч вольт на свечи зажигания от высоковольтной катушки. Учитывая, что через них проходит такое высокое напряжение, провода зажигания должны соответствовать высоким техническим требованиям. Они редко выходят из строя при должной эксплуатации. Тем не менее периодически их необходимо менять в силу различных причин. Рассмотрим эти причины и конструктивные особенности таких изделий.
Какие требования предъявляются к высоковольтным проводам
Во-первых, такие изделия должны иметь высокие изолирующие характеристики и стойкость к перепадам температуры. Во-вторых, они рассчитываются на вибрацию и механическое воздействие. В-третьих, должны выдерживать высокую нагрузку. Таким требованиям соответствуют только высоковольтные провода с медной жилой, так как этот цветной металл обладает высокими эксплуатационными характеристиками. Реже используются изделия с угольной сердцевиной ввиду более низкой практичности. Что касается изоляции, используется пластик или силикон. Оба материала обладают высокими изоляционными свойствами, но пластик прочнее и долговечнее. Поэтому самое широкое распространение получило устройство провода с медной жилой и пластиковой изоляцией.
Типовое напряжение составляет от 25 до 50 киловатт
Неисправности проводов
Как правило, для каждого цилиндра предусмотрен отдельный провод и катушка зажигания. Поэтому выход из строя даже одного провода сразу чувствуется, так как один цилиндр перестает работать, что негативно сказывается на тяговых свойствах силового агрегата и динамичности всего автомобиля в целом. В большинстве случаев высоковольтные провода зажигания редко выходят из строя, так как существует всего три вида их поломки:
- Утечка тока – возникает в случае загрязнения свечей зажигания или самих проводов.
- Повреждение изоляции – происходит механическим путем или от воздействия отрицательной температуры, когда изоляция трескается.
- Разрыв электрической цепи – возможен при обрыве провода, неправильного его соединения или окисления соединительных клемм.
Таким образом, необходимо периодически проверять чистоту элементов системы зажигания, так как это может способствовать утечке тока. Чтобы исключить неправильное подключение, соединять вв провода необходимо согласно номерам посадочных гнезд. Нумерация подключения расположена слева на право.
Как проверяют высоковольтные провода
Как и любая другая кабельно-проводниковая продукция, высоковольтные провода имеют определенное удельное сопротивление, а потому их можно проверить мультиметром. Для этого нужно перевести прибор в режим омметра и измерить каждый провод по отдельности. Сопротивление на них колеблется в пределах 3,4-9,9 кОм, в зависимости от специфики системы зажигания. У каждого провода сопротивление должно быть примерно одинаковым. Если у одного данный параметр отличается от остальных на 2-4 кОм, значит он не пригоден к эксплуатации. Рекомендуется менять свечные провода комплектом, даже если не работает только один. Это обусловлено тем, что в процессе эксплуатации их сопротивление начинает расходиться. В новом комплекте у всех изделий этот параметр одинаковый, что положительно влияет на работу системы зажигания.
Как выбрать высоковольтные провода
Рекомендуется выбирать провода с силиконовыми колпачками. Этот материал более эластичный, а потому не такой хрупкий при отрицательной температуре. Что касается изоляции самой жилы, лучше пластик, так как он выдерживает более высокие механические нагрузки. Говоря про выбор производителя, на сегодняшний день высоким спросом пользуются провода высоковольтные следующих брендов:
- Bosch – настоящее качество от немецкого производителя.
- Champion – ведущий изготовитель элементов систем зажигания, работающий в США.
- Hyundai/Kia – корейские производители автомобилей известны и комплектующими к системам зажигания.
- Magneti Marelli – итальянский создатель автомобильных запчастей, входящий в группу Fiat.
- NGK – данный производитель особо выделяется свечами зажигания, но и высоковольтные провода предлагает надлежащего качества.
- VALEO PHC – данный бренд представляет собой группу предприятий, расположенных в 20 странах мира и специализирующихся на выпуске автомобильных комплектующих.
Выбирая провода на свечи любого из вышеперечисленных брендов, вы получите качественные изделия с длительным сроком службы.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
4139 просмотров
Принцип работы натяжного ролика ремня ГРМ
Как работает натяжной ролик ремня ГРМ Газораспределительная система двигателя внутреннего сгорания работает за счет передачи крутящего момента посредством ремня ГРМ. Чтобы он нормально функционировал, необходимо.
10254 просмотра
Популярные причины неисправности тормозного цилиндра
Распространенные причины выхода из строя главного тормозного цилиндра В данной статье рассмотрим, что такое ГТЦ, а также признаки и причины его неисправности. Эта буквенная аббревиатура сокращенно обозначает главный тормозной.
Как устроены провода зажигания?
Оторвал наконечник, хотел его обратно приделать, но не нашел нити, хотя отрезал пару сантиметров. Обмотка в два слоя, провод, какие-то волоски и все.
Сейчас, конечно, новые куплю, но все-таки?
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218781/
11:01, 30.11.2006
От пользователя dishlo
какие-то волоски
оно и есть
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218793/
11:42, 30.11.2006
высокое напряжение передается с меньшими потерями.
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218809/
13:07, 30.11.2006
От пользователя Alex0815
высокое напряжение передается с меньшими потерями.
чево? а провода — да такие и есть, они как правило графитовые
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218839/
demiurg_ii
13:28, 30.11.2006
От пользователя tihon
От пользователя Alex0815
передается с меньшими потерями
на активном сопротивлении провода. (ЛЭП потому и высоковольтные)
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218847/
17:46, 30.11.2006
От пользователя demiurg_ii
на активном сопротивлении провода. (ЛЭП потому и высоковольтные)
причем тут сопротивление провода потери и лэп?
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218931/
17:59, 30.11.2006
потому что ток «бежит» по поверхности проводника, вот и делают высоковольтные провода в виде труб
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218938/
demiurg_ii
19:32, 30.11.2006
От пользователя tihon
причем тут
на етот вопрос я ответить затрудняюсь 🙂
От пользователя lexoos
«бежит» по поверхности проводника
а ето не про высокоЧАСТОТНЫЕ штуки случаем? 🙂
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218957/
ddd [ г o сть ]
19:37, 30.11.2006
От пользователя lexoos
потому что ток «бежит» по поверхности проводника, вот и делают высоковольтные провода в виде труб
Акуительная глубина знаний! Даёшь волноводы в систему зажигания! 🙂 Серебрёные.
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218958/
22:23, 30.11.2006
Щас вообще делают токопроводящие части ВВ проводов или из силикона с графитовым наполнителем или из углеродного волокна (тонкие белые волоски). Так что ремонтируй провод на здоровье. Рекомендую наконечник обжимать клещами для коаксиала сетевого.
Если интересно разобраться, что там ток проводит — возми тестер. Лампочка с батарейкой не помогут — у ВВ провода сопротивление от 12 до 20 кОм на метр.
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/218999/
22:32, 30.11.2006
От пользователя Radar
или из силикона с графитовым наполнителем
силикон это оболочка провода, чтобы высокое не шило
От пользователя Radar
или из углеродного волокна (тонкие белые волоски)
белые вослоски это стекловолокно которое обсыпано графитом. никакого углеродного волокна нет
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/219000/
09:19, 01.12.2006
От пользователя Radar
делают токопроводящие части ВВ проводов или из силикона
Крутая фраза.
От пользователя lexoos
ток «бежит» по поверхности проводника,
МММММММда. это справедливо для токов высокой частоты.
От пользователя ddd [гость]
Акуительная глубина знаний!
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/219042/
09:50, 01.12.2006
на активном сопротивлении провода. (ЛЭП потому и высоковольтные
Все с точностью до наоборот: взамен токоограничительных резисторов, которые раньше устанавливались в крышки распределителей и в наконечники свечных проводов и в сами свечи, теперь применяются провода высокого сопротивления.
Основное назначение этой приблуды снизить помехи радиоприему.
Наверно все замечали, как трещит радио рядом с древним авто, хозяин которого выкинул эти резисторы, чтобы якобы увеличить мощность искры ?
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/219048/
Petrov_kamensk
09:50, 01.12.2006
все смешалось в кучу, вот вам и разностороннее образование. все знают но применять не умеют.
по поверхности проводника распространяются токи Высокаой частоты — скин эффект, чем частота выше тем меньше глубина проникновения в слой, по этому на высокой частоте можно делать проводник в виде трубы.
белые волоски, стекловолокно для механической прочности- иначе тянулись бы как сопли и при малейшем превышении усилия рвались.
проводок — то самое распределенное сопротивление, скорей всего нихром.
ну а четная резиновая тонкая хрень, тотже проводок то по другой технолонии. похоже резина с низким удельным соспотивлением ( как раз 20кОм\м).
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/219049/
10:46, 01.12.2006
От пользователя demiurg_ii
на активном сопротивлении провода. (ЛЭП потому и высоковольтные)
именно активное я и имел в виду, ведь толщина (именно про толщину мы говорим) проводника на него и влияет.
на искрообразование влияет именно ток, для повышения которого и увеличивают напряжение, при неизменном сопротивлении.
https://m.e1.ru/f/go/39/218781/219071/
16:53, 01.12.2006
От пользователя tihon
силикон это оболочка провода, чтобы высокое не шило
Например, в «Хорсах» там силиконовый черный проводник из токопроводящего силикона. Внутри него стекловолокна для прочности, снаружи — изоляция из силикона.
В проводах фирмы МСМ между двумя слоями силиконовой изоляции рубашка-оплетка из стекловолокна, внутри центрального проводника из токопроводящего силикона нету ничего. Провода называются «тройной силикон».
В проводах, которые мне достались с машиной проводник именно из токопроводных синтетических нитей. Кстати, из жгутиков таких волокон сделаны ТЭНы современных электропледов, это обеспечивает пожаробезопасность и долговечность, а также такие проводники на ощупь не обнаружить.
От пользователя Petrov_kamensk
проводок — то самое распределенное сопротивление, скорей всего нихром.
Это в самых отстойных советских вариантах 🙂
От пользователя Petrov_kamensk
ну а четная резиновая тонкая хрень, тотже проводок то по другой технолонии. похоже резина с низким удельным соспотивлением
Силикон с наполнителем.
От пользователя tihon
белые вослоски это стекловолокно которое обсыпано графитом. никакого углеродного волокна нет
Есть даже во всех нормальных электроодеялах. Сами распарывали лет 5 назад такое для съемок рекламы и сильно офигевали. Выглядит как мягкие волокна из капронового шнура, но ток проводит. Лично тестером проверял.
Технологий — вагон и маленькая тележка 🙂
Высоковольтные провода зажигания
0 25 Октября 2016
Высоковольтные провода зажигания
- Высоковольтные провода зажигания
- Требования к автомобильным высоковольтным проводам
- Устройство высоковольтных проводов зажигания
- Неисправности высоковольтных проводов зажигания
- Как проверить высоковольтные провода
Автомобильные высоковольтные провода зажигания — это один из важных компонентов, который отвечает за работу системы зажигания. Их главная функция — обеспечить постоянную и стабильную передачу электрических разрядов, которые передаются от модуля зажигания к свечам. При этом напряжение в модуле от 25 до 50 кв. До того как появится искра это напряжение передается в высоковольтные провода зажигания. Чтобы провода смогли нормально работать они должны полностью соответствовать специальным требованиям.
- Требования к автомобильным высоковольтным проводам
- Устройство высоковольтных проводов зажигания
- Неисправности высоковольтных проводов зажигания
- Как проверить высоковольтные провода
Требования к автомобильным высоковольтным проводам
- отличные изолирующие характеристики;
- устойчивость к температурным воздействиям;
- нормально переносить вибрации и колебания температуры.
Важно! Выбирая высоковольтные провода, обращайте внимание на их качество, надежность и устойчивость к нагрузкам — это будет гарантией их длительной службы и нормальной работы вашего авто.
Устройство высоковольтных проводов зажигания
Провода высоковольтные свечные делятся на группы: с медной жилой в центре самого провода и резисторной сердцевиной (угольной). Также провода могут иметь отличия в типе изоляции: пластик или силикон.
Самыми известными проводами высоковольтного зажигания являются провода с пластиковой изоляцией (жесткой и толстой) и медной сердцевиной. Данные провода отличаются долговечностью и стабильной работой.Такие провода многие автомобилисты возят с собой в багажнике, чтобы использовать их как запасные, если случится поломка.
Располагаются высоковольтные провода следующим образом: они подключены к катушке зажигания через цилиндры и идут на трамблер. Номера посадочных гнезд должны отвечать соответствующему цилиндру. Провода трамблера подключаются по тому же принципу. Нумерация для подключения проходит слева на право.
Неисправности высоковольтных проводов зажигания
Самыми распространенными неисправностями высоковольтных проводов в машине являются: утечки тока или разрывы электрической цепи. Разрыв цепи может возникнуть из-за снятия провода, плохого соединения в системе зажигания, окисления или повреждения самой жилы.
Бронепровода пробивать может через неисправность старых свечей, нагар или масло, которое попало на провода при соединение. В данном случае высоковольтные провода пробивают ток, а это может негативно сказаться на работе транспортного средства.
Утечка тока возникает из-за загрязнения свечей, проводов, катушки распределителя или катушки зажигания, при повреждении изоляции и колпачков. Провода также могут повредиться во время снижения температуры. Они становятся жесткими и ломкими, поэтому может возникнуть повреждение изоляции.
От повышения температуры могут пострадать свечные колпачки, потому что они находятся рядом с нагретым двигателем и его деталями. Постоянная вибрация и тряска приводит к тому, что места соединения расшатываются и ухудшаются контакты.
Важно! Чтобы избежать потери импульса передаваемого к свечам периодически проверяйте соединения гнезд и наконечников в системе зажигания.
Как проверить высоковольтные провода
Провода вв можно проверить мультиметром. Если провод показывает значение сопротивления не такое как другие или расходится в показаниях больше чем на 2-4 кОм — значит, он неисправен. Сопротивление на проводах для свечей зажигания должно быть от 3,4 кОм до 9,9 кОм. Но все еще зависит от производителей, которые указывают нормы сопротивления на самих проводах.
Важно! Провода лучше всего менять комплектом, даже если неисправен только один.
При выборе автомобильных высоковольтных проводов обязательно обращайте внимание на производителя. Выбирайте провода, у которых колпачки и изоляция из материала (например, силикон), который не станет ломким на морозе и сможет выдержать высокую температуру.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.