Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Когда делать регулировку клапанов и для чего это нужно
Механизм газораспределения двигателя выполняет две важных функции: подача ТВС (топливно-воздушной смеси на моторах с распределенным впрыском или воздуха на моторах с прямым впрыском), а также отвод отработавших газов из камеры сгорания. Подача топлива (впуск), так и удаление отработавших газов (выпуск) осуществляется за счет впускных и выпускных клапанов.
- С учетом того, что в процессе работы двигателя происходит существенный нагрев, металлические элементы при таком нагреве имеют свойство расширяться. От нагрева клапан может удлиняться, в результате изменяется тепловой зазор;
- Фактически, регулировка клапанов – это регулировка теплового зазора клапанов между кулачком распределительного вала и элементом клапанного механизма (толкателем), который воздействует на клапан для его открытия;
- Регулировать клапана нужно каждые 50-60 тыс. км пробега, а также следить за признаками изменения теплового зазора в виде шума, цокота или стука клапанов (особенно после прогрева мотора).
Постепенно тепловой зазор может изменяться, что приводи к шумной работе двигателя и стуку клапанов. В свою очередь, если клапана стучат на холодную/на горячую, это является проблемой.
В подобной ситуации происходит ускоренный износ ГРМ, может пострадать распредвал, падает мощность мотора, увеличивается расход топлива, активно изнашиваются другие детали ДВС. Подробнее о том, когда нужно регулировать клапана, зачем нужна регулировка клапанов, а также как часто регулировать клапана, читайте в нашей статье.
Почему нужна регулировка клапанов
Для многих старых моторов на автомобилях из 90-х процедура регулировки является нормой. При этом более современные двигатели, оснащенные гидрокомпенсаторами, в такой регулировке не нуждаются. Однако сегодня также встречаются современные моторы без гидрокомпенсаторов, на которых нужно регулировать клапана.
Если коротко, впускные и выпускные клапана открываются за счет того, что клапан толкает кулачок распределительного вала. Кулачок передает усилие на клапан через толкатель, набегая на него при вращении распредвала. Закрытие клапанов осуществляется за счет пружин.
Такая конструкция на моторах без ГК (гидрокомпенсаторов) предполагает наличие определенного теплового зазора между кулачком распредвала и толкателем (коромыслом). Зазор необходим по причине того, что при работе мотора клапана сильно нагреваются и металл расширяется, стержень клапана становится немного длиннее.
Другими словами, тепловой зазор компенсирует температурное расширение металла. При этом важно, чтобы такой зазор был не больше и не меньше нормы, а оставался в пределах допустимого. Для этого выполняется регулировка клапанов, то есть регулировка теплового зазора.
- Идем далее. Чтобы понять, зачем нужна регулировка клапанов, следует обратить внимание на особенности работы клапанного механизма при условии уменьшенного или увеличенного теплового зазора.
- Если совсем убрать тепловой зазор (клапана зажаты), при выходе двигателя на рабочие температуры клапан станет длиннее. За счет этого распредвал будет немного давить на клапан, в результате чего клапан не будет полностью закрываться. Результат – нарушение герметичности камеры сгорания, снижение компрессии, износ тарелок и седел клапанов, возможный прогар клапана и т.д. По этой причине тепловой зазор нужен для того, чтобы клапана полностью закрывались.
- Слишком большой тепловой зазор, который может возникнуть по причине естественного износа кулачков распределительного вала, толкателей клапанов и т.п., приведет к сильному износу клапанного механизма. Это происходит по причине того, что слишком большой зазор даже после нагрева двигателя становится причиной позднего и неполного открытия клапанов, а также ударного воздействия от кулачка на толкатель (клапана стучат).
Как в первом, так и во втором случае, ГРМ и сам двигатель активно изнашиваются, мотор не выходит на оптимальные показатели, падает мощность, увеличивается расход топлива, нарушается стабильность работы силового агрегата. При зажатых клапанах падает компрессия, при большом зазоре ухудшается наполняемость цилиндров и т.д.
Если не регулировать клапана: что будет с двигателем
Сразу отметим, что в процессе эксплуатации автомобиля тепловые зазоры по ряду причин постепенно изменяются. Если не регулировать клапана, может произойти как сильное увеличение, так и уменьшение теплового зазора. Уменьшение зазора приведет к тому, что клапана не будут полностью закрываться. Увеличение зазора будет означать, что клапана открываются не полностью. При этом последствия для двигателя будут разными.
- Если тепловой зазор уменьшен, происходит неполное прилегание клапана к седлу. В результате камера сгорания теряет герметичность, падает компрессия. Также происходит прорыв раскаленных газов из камеры сгорания, что значительно увеличивает тепловые нагрузки на клапана.
Дело в том, что для эффективного охлаждения клапанов необходимо максимально плотное прилегание клапана к седлу. Если клапан прилегает неплотно, температура клапана сильно повышается в результате прорыва раскаленных газов во время сгорания топлива. При этом сильнее всего страдают выпускные клапана, так как впускные все же частично охлаждаются за счет поступающей смеси топлива и воздуха (распределенный впрыск) или воздуха (на моторах с прямым впрыском).
В свою очередь, через выпускные клапана ничего не поступает, а только реализован отвод горячих отработавших газов из цилиндра. По этой причине охлаждение для выпускных клапанов в зоне седла клапана предельно важно само по себе. Если к этому добавить прорыв газов из-за неплотного прилегания, возникает перегрев, быстро разрушается тарелка клапана, то есть выпускной клапан попросту прогорает. Прогар клапана ведет к дорогостоящему ремонту двигателя.
Также добавим, что попадание газов из камеры сгорания во впуск и выпуск также приводит к негативным последствиям. Повышение температуры негативно сказывается на сроке службы каталитического нейтрализатора, из строя быстрее выходят и другие элементы впускной и выпускной системы двигателя.
- Увеличение теплового зазора клапанов приводит к тому, что возрастают ударные нагрузки на клапанный механизм. Другими словами, сильно изнашивается сам ГРМ. Прежде всего, можно выделить износ распредвала и толкателей клапанов.
При увеличенном зазоре также имеет место несвоевременное открытие клапанов, также клапана открываются не до конца. Фактически, частично сбиваются фазы газораспределения, цилиндры хуже наполняются рабочей топливной смесью, нарушается их вентиляция.
В таких условиях двигатель теряет мощность, работа мотора становится более шумной (клапана стучат), двигатель не тянет и расходует больше топлива. На многих автомобилях также отмечаются сбои в работе «на горячую», двигатель работает неровно, повышаются вибрации двигателя и т.п.
Когда регулировать клапана
Как правило, в мануале содержится определенная информация, на каком пробеге нужна регулировка клапанов. Зачастую рекомендуется проверять тепловые зазоры клапанов и регулировать клапана каждые 60-80 тыс. км пробега. На практике, опытные автолюбители и автомеханики рекомендуют выполнять такую регулировку клапанов каждые 50 тыс. км независимо от типа двигателя, а также марки и модели авто.
Еще добавим, что на автомобилях с ГБО вопросу регулировки клапанов нужно уделять отдельное внимание. Регулировать клапана в двигателях на газу нужно чаще. Оптимально это делать через каждые 30 тыс. км пробега. Дело в том, что при работе на газу температура в камере сгорания выше, то есть растет теплонагруженность. В таких условиях даже небольшое отклонение теплового зазора от нормы может привести к серьезным последствиям в виде прогара клапана.
То же самое можно сказать о двигателях, которые были форсированы тем или иным способом. Например, если двигатель после чип-тюнинга, нагрузки на такой мотор могут быть увеличены на разных режимах его работы. По этой причине регулировать клапана нужно чаще.
Также на необходимость регулировки клапанов могут указывать следующие признаки:
- двигатель работает шумно, клапана стучат или цокают, причем шум явно увеличивается после прогрева мотора;
- увеличен расход топлива, пропала тяга и мощность, двигатель работает нестабильно, есть подозрение на сбитые фазы газораспределения;
Что касается покупки б/у автомобиля с неизвестной историей обслуживания, если конструктивно предусмотрена регулировка клапанов, данную процедуру лучше выполнить безотлагательно. В ряде случаев это позволяет увеличить ресурс мотора и ГРМ, а также получить лучшую отдачу от двигателя и одновременно повысить его топливную экономичность.
Как отрегулировать клапана
Сразу отметим, что без определенного опыта и наличия специальных инструментов от самостоятельной регулировки тепловых зазоров клапанов лучше отказаться и доверить такую операцию специалистам. Если же возникла необходимость регулировать клапана самому, нужно узнать, какой должна быть величина теплового зазора для конкретного двигателя.
Такие показатели можно найти в руководстве по эксплуатации, также можно задать вопрос на профильных форумах или изучить специализированную литературу. В целом, тепловые зазоры небольшие, измеряются в десятых долях миллиметра. Указанную величину определяют при помощи специальных щупов, которые идут в наборе с определенным шагом.
Еще следует помнить, что тепловой зазор будет разным для впускных и выпускных клапанов. С учетом того, что выпускные клапана подвержены более сильному нагреву, именно металл выпускного клапана расширяется от нагрева сильнее. Это значит, что тепловой зазор выпускных клапанов должен быть несколько большим, чем зазор впускных клапанов.
Рекомендуем также прочитать статью о том, когда нужно менять маслосъемные колпачки, а также как выполняется замена маслосъемных колпачков своими руками. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены сальников клапанов, а также на что обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.
Что касается самой регулировки, на разных двигателях конструктивно можно встретить различные решения. При этом самыми распространенными считается регулировка клапанов следующими способами:
- при помощи регулировочных шайб;
- посредством установки толкателей;
- регулировка зазора винтами.
Способ регулировки шайбами предполагает подбор шайб, подходящих по толщине. Такие шайбы вставляются между толкателем клапана и кулачком распределительного вала для получения нужного зазора. По аналогии с первым способом, на некоторых моторах вместо шайб можно заменить толкатели, чтобы в результате получить необходимый тепловой зазор клапанов.
Если конструктивно реализована возможность регулировки при помощи винтов, данный способ считается наиболее простым и удобным. Дело в том, что при такой регулировке нет необходимости подбирать шайбы или толкатели. Чтобы выставить тепловой зазор, достаточно измерить уже имеющийся при помощи щупов, после чего подстроить зазор посредством откручивания или закручивания регулировочного болта с последующей фиксацией этого болта при помощи контргайки.
Подведем итоги
Как видно, регулировка клапанов на моторах, где такие действия предусмотрены в рамках сервисного обслуживания, является важной и ответственной процедурой. Если не регулировать клапана в двигателе, можно значительно сократить ресурс газораспределительного механизма, что в ряде случаев приводит к необходимости снимать ГБЦ, выполнять замену клапанов, седел и т.д. Также может значительно изнашиваться распределительный вал, толкатели клапанов и т.д.
Появление любых посторонних шумов в двигателе является поводом для проведения углубленной диагностики. При этом стук клапанов, особенно «на горячую», может четко указывать на необходимость их регулировки. Выполнить данную процедуру необходимо сразу, так как двигатель с неотрегулированными клапанами активно изнашивается.
Рекомендуем также прочитать статью о том, когда необходима замена направляющих втулок клапанов и как заменить направляющие клапанов своими руками. Из этой статьи вы узнаете об особенностях выполнения данной процедуры, а также на что нужно обращать внимание при самостоятельной замене направляющих втулок клапанов.
Напоследок отметим, что регулировка клапанов не обязательна для всех без исключения двигателей. Моторы, оснащенные гидрокомпенсаторами, в регулировке клапанов не нуждаются. Дело в том, что гидрокомпенсатор фактически является плунжером и автоматически регулирует тепловой зазор за счет давления моторного масла, что исключает необходимость периодически регулировать клапана вручную.
При этом наличие гидрокомпенсаторов в двигателе также нельзя назвать идеальным решением, так как срок их службы ограничен, эффективность работы сильно зависит от давления, качества и состояния моторного масла. По этой причине многие современные двигатели могут не иметь гидрокомпенсаторов. На таких моторах периодическая проверка тепловых зазоров и регулировка клапанов является обязательной сервисной процедурой.
Когда нужна регулировка клапанов
Этот механизм (гидрокомпенсатор) имеется на всех современных автомобилях, но если у вас его нет, то придется регулировать тепловой зазор клапанного механизма «в рукопашную».
Если регулировкой пренебрегать, то с течением времени клапана начинают стучать, причем стук этот будет усиливаться с количеством пройденных километров. Стучать будет как на холодном моторе, так и на прогретом.
Естественно, что это существенно снизит ресурс как самого клапанного механизма, так и двигателя автомобиля в целом, поскольку от исправности элементов поршневой группы зависит работоспособность всех узлов силового агрегата.
Кроме стука в двигателе, невыставленный или неправильно выставленный зазор клапанов может повлечь и появление такой неприятности, как прострелы в глушителе.
Обычно хлопки начинают проявляться на прогретом моторе, сначала при работе ДВС под нагрузкой, а затем, с усилением неисправности, и при работе мотора на холостых оборотах.
Это связано с тем, неправильный тепловой зазор на такте сжатия не позволяет клапану закрыться полностью, что нарушает герметичность камеры сгорания.
В следствие этого, часть топливного заряда может попадать в выпускной коллектор и воспламеняться там.
Решить проблему может только регулировка клапанов и выставление правильного теплового зазора.
Отсутствие гидрокомпенсатора в моторе требует от автовладельца более внимательного отношения к своему автомобилю, поскольку периодичность проведения работ по регулировке клапанов определяется не производителем, а эмпирически, в процессе эксплуатации.
Проще говоря, появление шума при работе двигателя говорит о том, что пора регулировать клапаны пришла.
На автомобилях отечественного производства это случается примерно через 25-30 тысяч километров пробега.
На импортных машинах, где выставленный клапанный зазор в моторе ведет себя более стабильно, в два раза реже, примерно через 60-70 тыс.км пробега.
Однако, принимая во внимание, что иномарки без гидрокомпенсатора, это, как правило, сильно не новые автомобили в возрасте, то и необходимость в регулировке теплового зазора у них может возникать чаще, примерно, как у отечественных машин, плюс минус 5-10 тыс. км. пробега.
Специфика клапанного механизма при регулировке теплового зазора потребует определенных знаний и специальных инструментов, поэтому весь процесс лучше доверить профессионалам автосервиса.
Так, например, при выставлении зазоров необходимо учитывать тип ДВС.
Это касается соблюдения температуры двигателя, при которой регулировка клапанного зазора будет максимально точной.
Эти данные можно найти в руководстве автопроизводителя по ремонту конкретного мотора.
Чаще всего «регулировочная» температура это 20-25 градусов. Если температура будет выше предписанной, то отрегулировать клапана правильно без корректировки не получиться.
Измерение зазора производится специальным щупом под винтом регулировки, причем таких щупов может понадобиться несколько, чтобы исключить погрешность.
Следует иметь ввиду, что с первого раза выставить идеальный зазор технически невозможно.
Это связано с тем, что после фиксации зазора контргайкой, его величина неизбежно сбивается. Опытный мастер сделает нужную поправку на выявленную погрешность затяжки и немного увеличит зазор.
Уменьшать зазоры не рекомендуется, поскольку регулировка проводится на не прогретом, не работающем двигателе.
После пуска мотора и прогрева всех элементов ЦПГ, клапанный тепловой зазор станет меньше.
Умышленное уменьшение теплового зазора для снижения шумности мотора в дальнейшем повлечет негативные последствия в виде перегрева и прогара клапана, износа кулачков распредвала.
Производить регулировку клапанов на моторах с регулировочными шайбами несколько проще, но и здесь потребуется опыт подобных работ и опять же специальный инструмент.
Также будет важным соблюдение рекомендованной производителем температуры двигателя и точность измерений.
Их нужно делать дважды, до и после полного оборота распредвала. Размеры должны совпасть, в противном случае регулировку и замеры необходимо сделать заново.
Цены на регулировку клапанов двигателя
Наименование | Двигатель | Отечественные | Иномарки | |
Поиск неисправности двигателя руб/час | от | 1000 | 1250 | |
Клапан (притирка ) за 1 шт | от | 300 | 500 | |
Клапана (регулировка ) зазоров 16 клапанов | 16 клапанов | от | 1800 | 2200 |
Клапана (регулировка ) зазоров 8 клапанов | 8 клапанов | от | 1100 | 1200 |
Распред. вал с регулировкой клапанов (с /у) V-образный | V-образный | от | — | норматив |
Распред. вал с регулировкой клапанов (с /у) однорядный | однорядный | от | 1100 | 3500 |
Распред. Вал с регулировкой клапанов (с /у) оппозитный | оппозитный | от | — | норматив |
Через сколько км необходимо регулировать клапана на ВАЗ-2114: рекомендации завода и владельцев
Многие автомобилисты сталкивались с процессом регулировки клапанов ВАЗ-2114 на автосервисе или проводили данную операцию своими руками. Но, не все знают, через какой промежуток времени необходимо проводить данную операцию.
Видео ниже расскажет о регулировке клапанов на ВАЗ-2114:
Зачем необходима регулировка клапанов
Схема-устройство клапана и элементов для регулировки
Регулировка клапанов, а точнее зазора, проводится для того, чтобы фаска клапана плотно прилегала к седлу. Это связано со многими факторами, такими как:
- повышенный расход бензина;
- выпуск отработанных газов;
- не попадание лишнего воздуха в камеру сгорания;
- не попадания отработанных газов в газораспределительный механизм или впускной коллектор (см. «замена прокладки впускного коллектора своими руками«);
- прочие последствия.
Становиться понятным, что ни в коем случае, не стоит допускать эффекта « щелканья » клапанов, поскольку это сигнализирует, что необходима регулировка.
Через сколько км нужно регулировать клапана на ВАЗ-2114
Процесс регулировки зазора клапанов
Согласно, нормативно-технической документации и практике автомобилистов, клапана необходимо регулировать каждые 15 000-20 000 км или при возникновении необходимости.
Как рекомендует завод-изготовитель в своих технических документах, регулировку клапанов на 8-клапанном двигателе ВАЗ-2114 стоит проводить во время каждого второго планового технического обслуживания двигателя.
Шайба регулировочная. При помощи её и проводится регулировка зазора клапана
Для регулировки клапанов используют специальные регулировочные шайбы. Их существует 125 размеров, но применяемость нашли только небольшое количество.
Рассмотрим, какие именно: 3.30, 3.35, 3.40, 3.45, 3.50, 3.55, 3.60, 3.65, 3.70, 3.75, 3.80, 3.85, 3.90, 3.95, 4.00, 4.05, 4.10, 4.15, 4.20, 4.25, 4.30, 4.35, 4.40, 4.45, 4.50;
Последствия несвоевременной регулировки
Известно, что несвоевременное проведение любой операции по ремонту и обслуживанию автомобиля, тянет за собой определенные последствия, которые могут быть, в одном случае – легкие, а в другом – фатальные для силового агрегата. Итак, рассмотрим, основные из них:
- Изношенность деталей и узлов головки блока цилиндров, а именно газораспределительного механизма.
- Износ распределительных валов.
- Частичное или полное разрушение толкателей.
- В отдельном случае, приводит к обрыву ремня ГРМ и соответствующим последствиям, таким как замена ремня ГРМ. Клапана на ВАЗ-2114 не гнёт!
Выводы
Клапана на ВАЗ-2114 стоит регулировать не позже, чем после 20 000 км пробега. Несвоевременные регулировочные работы могут привести к неожиданным и разрушительным последствиям. Поэтому, автолюбитель должен соблюдать рекомендации завода-изготовителя.