Автомобильная платформа
Стратегию автомобильных платформ используют в своей деятельности многие крупные автомобильные компании, среди которых Chrysler, Ford, General Motors, Hyundai-Kia, Mazda, Mitsubishi, Peugeot-Citroen, Renault-Nissan, Toyota, Volkswagen. Необходимо отметить, что концепция автомобильной платформы варьируется от одного производителя к другому.
Использование автомобильных платформ обеспечивает производителю ряд существенных преимуществ:
- сокращение расходов на разработку новых моделей автомобилей;
- уменьшение времени наладки производства для выпуска новой модели автомобиля;
- гибкое взаимодействие между отдельными автомобильными заводами, позволяющее перевести производство с одного завода на другой;
- более широкое использование производственных возможностей заводов за счет повышения производительности, стандартизации производства;
- оптимизация запасов деталей и компонентов, необходимых для производства автомобиля;
- возможность охвата нескольких сегментов автомобильного рынка (например, бюджетные автомобили и автомобили бизнес-класса);
- повышение качества конечной продукции за счет уменьшения номенклатуры компонентов.
Вместе с тем, стратегия автомобильных платформ имеет ряд недостатков:
- постепенное стирание различий между автомобилями, т.н. псевдоинжиниринг – выпуск нескольких моделей автомобилей, но по сути один автомобиль с разными названиями;
- невозможность внесения изменений в платформу, обусловленная несовместимостью конструктивных элементов;
- размывание ценности конечного продукта, восприятие дорогих автомобилей дешевле их реальной стоимости (например, Lexus никогда не встанет в один ряд с Mercedes-Benz, потому что по сути это Toyota);
- с другой стороны бюджетные автомобили, благодаря платформе, получают большую ценность;
- высокая вероятность отзыва из эксплуатации большого числа автомобилей по причине обнаружения дефекта в платформе.
Модульная платформа
Дальнейшим развитием стратегии автомобильных платформ является модульная платформа, которая позволяет создавать автомобили различных классов на основе унифицированных модулей. Модульная архитектура автомобиля значительно сокращает расходы на разработку и время вывода на рынок новых моделей.
О разработке модульных платформ сообщают ряд автомобильных компаний: Mercedes-Benz (MFA, MRA, MHA, MSA), Peugeot-Citroen (EMP2), Renault-Nissan (CMF), Volkswagen (MQB, MLB), Volvo (SPA), Toyota (TNGA).
Пионером широкого внедрения модульных платформ является компания Volkswagen. На основе ее Modular Transverse Matrix (MQB) планируется выпустить свыше 40 моделей автомобилей с поперечным расположением двигателя в различных кузовах (классах) и под разными марками (Audi, Seat, Skoda, Volkswagen). Модульная платформа позволила производителю сократить вес автомобиля, расходы топлива и предложить потребителю новые технологии, доступные до этого на автомобилях более высокого класса.
Volkswagen реализовал модульный принцип на всех уровнях: от отдельных конструктивных элементов, узлов и агрегатов до автомобиля в целом. Основными модулями являются двигатель, трансмиссия, передняя и задняя подвески, электрооборудование. Кроме бензиновых и дизельных двигателей на платформе могут быть размещены альтернативные силовые установки: двигатели на газовом топливе, гибриды, электродвигатели.
Одной из основных характеристик модульной поперечной платформы от Volkswagen является единое положение для всей линейки двигателей. Это обеспечивает фиксированное расстояние от оси переднего колеса до педального узла. Другие размеры модульной платформы (колесная база, ширина колеи, передняя часть кузова, задняя часть кузова, кокпит) могут изменяться.
Наряду с преимуществами использование модульной платформы может сопровождаться рядом проблем:
- техническая сложность и большой запас прочности нового автомобиля (не нужно для малого и среднего класса);
- высокая стоимость адаптации платформы к некоторым моделям автомобилей (дешевле разработать новую платформу);
- ограничения в использовании новых систем (появившихся после выхода платформы);
- проблемы качества из-за неоптимизированной конструкции автомобиля.
Таким образом, для получения максимального эффекта модульная платформа требует аккуратного, взвешенного и экономически обоснованного применения.
Платформа (автомобиль)
Платформа — совокупность основных компонентов, набор комплектующих, типовые конструктивные и технологические решения, применяемое оборудование в конструкции автомобиля. Платформы используются для унификации процесса производства и комплектующих. Даёт возможность снизить стоимость производства новых изделий, повысить серийность и уровень автоматизации производственных процессов. В рамках корпорации позволяет всем подразделениям использовать общую платформу, сокращая издержки и время на разработку новых моделей.
Платформа — не фиксированный набор компонентов и требований, от платформы к платформе они могут отличаться. Всё то, что будет включено в платформу определяется её разработчиками. Также платформа не всегда определяет характеристики будущего автомобиля (созданные на базе одной платформы автомобили могут попасть в разные классы, иметь различные технические характеристики). Также возможны ситуации когда автомобили одной марки с разным кузовом или модификацией будут иметь разную платформу.
Преимущества и недостатки использования автомобильных платформ
Преимущества
- сокращение расходов на разработку новых моделей автомобилей;
- уменьшение времени наладки производства для выпуска новой модели автомобиля;
- гибкое взаимодействие между отдельными автомобильными заводами, позволяющее перевести производство с одного завода на другой;
- более широкое использование производственных возможностей заводов за счет повышения производительности, стандартизации производства;
- оптимизация запасов деталей и компонентов, необходимых для производства автомобиля;
- возможность охвата нескольких сегментов автомобильного рынка (например, бюджетные автомобили и автомобили бизнес-класса);
- повышение качества конечной продукции за счет уменьшения номенклатуры компонентов.
- бюджетные автомобили, благодаря платформе, получают большую ценность (Ford Focus и Volvo S40 используют одну платформу);
Недостатки
- постепенное стирание различий между автомобилями, т.н. псевдоинжиниринг – выпуск нескольких моделей автомобилей, но по сути один автомобиль с разными названиями;
- невозможность внесения изменений в платформу, обусловленная несовместимостью конструктивных элементов;
- размывание ценности конечного продукта, восприятие дорогих автомобилей дешевле их реальной стоимости ;
- высокая вероятность отзыва из эксплуатации большого числа автомобилей по причине обнаружения дефекта в платформе.
Список автомобильных платформ
Daimler Chrysler
- W/S/CL 203, C/A 209, R 171 (2000): (Mercedes-Benz C-класс (T-Modell, Sportcoupé), Mercedes-Benz CLK, Mercedes-Benz SLK-класс)
- W/S 211, C 219 (2002): (Mercedes-Benz E-класс (T-Modell), Mercedes-Benz CLS-класс)
- W/X 164, W/V 251 (2004) (Mercedes-Benz M-класс, Mercedes-Benz GL-класс, Mercedes-Benz R-класс)
- W/C 169, T 245 (2004): (Mercedes-Benz A-класс, Mercedes-Benz B-класс)
- W/V 221, C 216 (2005): (Mercedes-Benz S-класс, Mercedes-Benz CL-класс)
- W/S/C/X 204, C/A 207, R 172 (2007): (Mercedes-Benz C-класс, Mercedes-Benz GLK-класс, Mercedes-Benz E-Klasse Купе/Кабриолет, Mercedes-Benz SLK-класс)
- W/S 212, C/X 218 (2009): (Mercedes-Benz E-класс, Mercedes-Benz CLS-класс)
- DaimlerChrysler LX-Plattform: (Chrysler 300C, Dodge Magnum, Dodge Charger, Dodge Challenger) (с 2005; На платформе LX-Plattform также построен Mercedes-Benz W210)
Fiat
- Fiat Mini platform (Fiat Panda II (2003), Fiat 500 (2007), Ford Ka II (2008), Fiat Novo Uno, Lancia Ypsilon III (2011), Fiat Panda III (2012))
- Fiat C-platform (Fiat Bravo (2007), Lancia Delta)
- Fiat Compact platform (Alfa Romeo Giulietta (2010), Dodge Dart (2013), Fiat Viaggio, Alfa Romeo Giulia (2014))
- Fiat Type Two platform(Tipo Due) (Fiat Bravo, Fiat Brava, Fiat Marea, Fiat Marea Weekend, Fiat Marengo, Fiat Coupé, Alfa Romeo 145, Alfa Romeo 146, Lancia Lybra, Fiat Multipla, Fiat Stilo, Alfa Romeo 156, Alfa Romeo 147)
- Fiat Type Three platform (Fiat Tipo, Fiat Tempra ZFA159, Fiat Tempra S.W., Lancia Delta, Lancia Dedra, Lancia Dedra SW, Alfa Romeo 155, Alfa Romeo Spider, Alfa Romeo GTV)
GM/Fiat
- GM/Fiat Premium platform (Alfa Romeo Brera, Alfa Romeo Spider, Alfa Romeo 159)
Ford
- Ford B3 platform
- Ford C1 platform
- Ford EUCD platform
- Ford CD3 platform
- Ford DEW platform
- Ford D2C platform (Ford Mustang)
General Motors
- GM Gamma platform
- GM Delta platform
- GM Epsilon platform
- GM Sigma platform
- GM Theta platform
- GM Lambda platform
- GM Zeta platform
Hyundai-Kia
- Hyundai Solaris (RB) platform (Hyundai Accent IV, Hyundai Solaris, Hyundai i20, Hyundai ix20, Hyundai Veloster, Kia Rio, Kia Venga, Kia Soul)
- Hyundai-Kia J platform(J3/J4/J5) (Hyundai Elantra, Kia Cerato, Kia Sportage, Kia Carens, Hyundai i30, Kia cee’d)
- Hyundai-Kia MX platformHyundai i10, Kia Picanto
- Hyundai-Kia Y platform(Y3/Y4) (Hyundai Sonata, Hyundai Santa Fe, Kia Optima/Magentis)
Lancia/Saab
- Type Four platform(Typ Vier): (Alfa Romeo 164, Fiat Croma, Lancia Thema, Saab 9000)
Mazda
- Mazda B platform (Автомобили C-класса: Mazda3/Mazda Familia/Mazda 323)
- Mazda C platform (Средний класс: Mazda Lantis)
- Mazda D platform (Субкомпактные автомобили: Mazda Demio)
- Mazda F platform (Спортивные автомобили: Mazda RX-7)
- Mazda G platform (Средний класс: Mazda6/Mazda Atenza/Mazda 626/Ford Probe)
- Mazda H platform (Полноразмерные автомобили: 929)
- Mazda J platform (Полноразмерные автомобили: Eunos Cosmo)
- Mazda L platform (Минивэны: Mazda MPV)
- Mazda M platform (Средний класс: Mazda Persona)
- Mazda N platform (Спортивные автомобили: Mazda MX-5)
- Mazda S platform (Спортивные автомобили: Mazda RX-8)
Mitsubishi/Daimler Chrysler
- Mitsubishi GS platform(«Project Global» by Mitsubishi): (Mitsubishi Outlander, Mitsubishi Lancer, Mitsubishi Lancer Evolution X, Mitsubishi Delica, Mitsubishi ASX (aka Mitsubishi RVR (GA3W)/Outlander Sport). Dodge Caliber, Jeep Compass, Jeep Patriot, Dodge Avenger, Dodge Journey/Fiat Freemont, Chrysler Sebring III, Chrysler 200. Citroën C-Crosser/Peugeot 4007, Citroën C4 Aircross/Peugeot 4008. Proton Inspira)
- Mitsubishi PS platform (Mitsubishi Eclipse, Mitsubishi Endeavor, Mitsubishi Galant)
- Mitsubishi Z platform: (Smart Forfour, Mitsubishi Colt)
Porsche
- 987: (Porsche Boxster, Porsche Cayman)
PSA
- 106/Saxo/T1: (Peugeot 106, Peugeot 206, Citroën Saxo)
- N: (Citroën ZX, Peugeot 306, Citroën Xsara, Citroën Xsara Picasso)
- D/X/Z: (Peugeot 405, Peugeot 406, Peugeot 607, Citroën Xantia)
- PF1: (Peugeot 1007, Peugeot 207, Citroën C2, Citroën C3, Citroën C3 Pluriel)
- PF2: (Peugeot 307, Peugeot 308, Peugeot 3008, Peugeot Partner, Citroën C4)
- PF3: (Peugeot 407, Citroën C5, Citroën C6)
PSA/Toyota
- B-0: (Peugeot 107, Citroën C1, Toyota Aygo)
Renault-Nissan/Renault Samsung Motors
- Nissan B platform
- Nissan C platform
- Nissan D platform
- Nissan F-Alpha platform (Nissan Pathfinder, Nissan Armada, Nissan TitanInfiniti QX56)
- Nissan FF-L platform (Nissan Murano I, Nissan Teana I)
- Nissan FM platform (Nissan Skyline/Infiniti G35 V35-series, Nissan Fuga/Infiniti M Y50-series, Nissan 370Z Z34-series, Nissan 350Z Z33-series, Infiniti FXInfiniti EX)
- Nissan MS platform (FF-S platform) (Nissan Almera, Nissan Primera P12, Nissan Wingroad I, Nissan X-Trail I, Renault Laguna II, Renault Espace IV, Renault Vel Satis)
- Nissan PM platform (Nissan GT-R (R35))
- Nissan S platform (Nissan Silvia, Nissan 240 SX)
- Nissan V platform
Suzuki
- Suzuki K-car platform (Suzuki Alto, Suzuki Wagon R, Nissan Pixo)
Toyota
- Список платформ Toyota (Англ.)
Volkswagen AG
- Volkswagen Group A0 platform
- Volkswagen Group A platform
- Volkswagen Group B platform
- Volkswagen Group C platform
- Volkswagen Group D platform
- Volkswagen Group MQB platform (Audi A3, VW Golf 7 все модели имеют переднее поперечное расположение двигателя )
- Volkswagen Group MLB platform
- Volkswagen Group MSB platform (заднеприводная платформа предназначена для автомобилей с передним расположением двигателя)
- New Small Family (NSF) (Typ AA)
Volkswagen, Audi, Porsche
- PL71: (VW Touareg I, Porsche Cayenne, Audi Q7)
- PL72: (VW Touareg II, Porsche Cayenne II)
См. также
автомобиля | ||
---|---|---|
Кузов | Рама | Платформа • Антикрыло • Body-on-frame • Бампер • Полукабриолет • Шасси • Запасное колесо • Зоны деформации • Бамперы Дагмар • Крыша багажника • Крыло • Боковые крылья • Радиаторная решётка • Крыша • Воздухозаборник • Монокок • Обвес • Стойка • Понтонные крылья • Заднее крыло • Шейкер-ковш • Спойлер • Подрамник • Tonneau |
Отделения | Багажник • Капот | |
Двери | Двери типа «Крыло бабочки» • Двери типа «Крыло чайки» • Заднепетельные двери • Ламбо-двери • Сдвижные двери • Верхнеподвесные двери | |
Окна | Парниковые • Люк • Электростекло • Quarter glass • Лобовое стекло • Стеклоочиститель • Тонировка | |
Другое | Curb feeler • Наклейка на бампер • Hood ornament • Japan Black paint • Monsoonshield • Nerf bar • Автомобильная шина • Фаркоп • Грузовое приспособление • Веткоотбойник | |
Оборудование экстерьера | Автомобильная светотехника | Фонари дневного света • Фары • Скрытые фары • Лампы высокой интенсивности • Световозвращатель • Лампа направленного света • Указатели поворота |
Опознавательные знаки и другое | Идентификационный номер транспортного средства • Автомобильные номера • Vanity plate • Парковочный радар • Противоугонная система • Очистительная жидкость лобового/ветрового стекла • Боковые зеркала заднего вида | |
Оборудование интерьера | Датчики для водителя | Резервная камера • Турбонаддув • Зуммер • Онбордер • Электронные приборы • Топливомер • GPS и GPS-приёмник • Индикатор на лобовом стекле • Idiot light • Индикатор сбоя • Ночное виденье • Одометр • Антирадар • Детектор дальнего света • Спидометр • Тахометр • Бортовой компьютер |
Управление | Боуденовский трос • Круиз-контроль • Электронное управление дроссельной заслонкой • Коробка передач • Ручной тормоз • Manettino dial • Автомобильный руль • Заслонка • Ручное управление | |
Защита от угона | Ключ • Автосигнализация • Иммобилайзер • Клаксон • Автоматическое определение местоположения автомобиля • VIN etching • Центральный замок | |
Безопасность и сиденья | Подушка безопасности • Подлокотник • Автоматические ремни безопасности • Нераздельное сиденье • Сиденье • Защита от детей • Тёщино место • Ремень безопасности | |
Другое | Кондиционер • Ancillary power • Аудиосистема • Автомобильный телефон • Центральная консоль • Приборная панель • Спущенная шина • Вещевой ящик • Гидроусилитель руля • Зеркало заднего вида • Солнцезащитный козырёк | |
Создатели | ||
Конструкторские автомобильные фирмы | Bertone • BMC • Cardi • Castagna • Coggiola • Colani • DC Design • EDAG • Fioravanti • Ghia • Heuliez • I.A.D. • I.DE.A • IED • ItalDesign • Karmann • Michelotti • Pininfarina • Rinspeed • Sbarro • Spada • Stola • Torino Design • Zagato • Zender | |
Конструкторы | Джорджетто Джуджаро • Раймонд Лоуи • Алек Иссигонис • Баттиста Фарина «Пинин» • Виталий Андреевич Грачёв • Луиджи Колани • Михаэль Мауэр • Фердинанд Порше • Энцо Феррари | |
См. также: Автомобильный дизайн |
- Автодизайн
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Платтер, Бруно
- Платформа (вагон)
Что такое автомобильная платформа?
Ранее понять, что подразумевается под автомобильной платформой, было проще. Подвижное шасси скромного Volkswagen Beetle было использовано при создании стильного купе Karmann Ghia, простая платформа Citroën 2CV легла в основу причудливого Dyane, эксцентричного Ami 6 и внедорожника Méhari. С тех пор в результате прогресса определить, что такое автомобильная платформа или архитектура, стало сложнее.
Различные производители вкладывают в понятие автомобильной платформы или архитектуры разные значения. Американские автопроизводители под платформой понимают набор крайне важных для автомобиля размеров: расстояние между центром передней оси, капотом и точкой, в которой находится бедро водителя. Под архитектурой понимают все детали, размещенные между этими габаритами: шасси, днище кузова, силовая установка и т.д. Мировые производители не так конкретны в своих определениях.
Основной целью использования общей автомобильной платформы или архитектуры является получение максимальной прибыли с инвестиций в разработку платформы. Производители могут позволить себе потратить больше средств на все те невидимые элементы, которые удерживают кузов, к которым крепится трансмиссия и подвеска и которые обеспечивают защиту пассажиров при столкновениях. Как следствие, это положительно сказывается на качестве автомобилей. При этом одна и та же платформа может быть использована для производства целого семейства автомобилей на одном конвейере. Большие общие объемы продаж автомобилей на одной платформе позволяют производителям отбить затраты на разработку и делать конечную стоимость автомобилей более низкой для покупателей. Унификация оборудования и производственных процессов также помогает упростить процесс обучения сотрудников и удовлетворять высокий спрос на популярные модели, так как одну и ту же модель автомобиля можно производить на разных заводах, если там имеется необходимое оборудование для создания необходимой автомобильной платформы.
Эволюция автомобильных платформ
Платформа с рамной конструкцией. Идея создания такой платформы была позаимствована у повозок, запряженных лошадьми. Подвижное шасси являлось основой платформы, которую использовали многие производители, иногда немного меняя длину продольных или поперечных балок. На такую раму очень просто установить двигатель, трансмиссию и другие важные узлы и элементы, а также и сам кузов. На сегодняшний день общую платформу с рамной конструкцией используют компании Chevrolet и GMC для производства своих пикапов, а также General Motors и Ford для производства рамных кроссоверов.
Платформа с несущим кузовом. С середины прошлого века производители начали объединять конструкцию шасси с кузовом, что позволило увеличить жесткость конструкции и снизить ее вес. Теперь производителям нужно более тщательно выбирать, что именно в своей платформе они хотят сделать общедоступным. Общими становятся передний и задний подрамники, поддерживающие подвеску и трансмиссию, а также такие важные элементы, как расстояние между передними колесами, точки крепления капота, точка расположения бедра водителя и расположение трансмиссии и ведущих колес. Все это определяет то, как автомобиль будет сминаться в случае столкновения и напрямую влияет на безопасность пассажиров. Разработка такой платформы является более трудоемким и дорогим процессом. На сегодняшний день многие производители используют немного модифицированные вариации платформы Toyota New Global Architecture.
Модульные платформы. Сегодня многие автопроизводители говорят о модульных платформах, подразумевая такие платформы, на которые можно установить различные силовые установки. Например, Compact Modular Architecture (CMA) от Volvo используется как в XC40 с двигателем внутреннего сгорания, так и в полностью электрической версии этого автомобиля.
Чем отличается одна и та же платформа у различных производителей?
Сегодня наблюдается тенденция к росту количества отличий между автомобилями, построенными на одной платформе. New Chrysler Corporation удалось избежать банкротства в 1980-х годах, благодаря выпуску большого количества доступных автомобилей на платформе K. Эти автомобили отличались между собой преимущественно колесной базой и длиной, а в ширину были в основном одинаковы. Это привело к тому, что компактные автомобили Dodge Shadow и Plymouth Sundance казались слишком широкими и тяжелыми, а премиальные автомобили Chrysler Imperial и New Yorker Fifth Avenue выглядели слишком узкими на фоне конкурентов в лице Cadillac и Lincoln.
Сегодня лучшие автомобильные платформы допускают отличия по длине колесной базы, ширине колеи, высоте автомобиля и массе автомобиля в снаряженном состоянии. Платформа Volkswagen MQB с поперечным расположением двигателя используется примерно в 50 моделях автомобилей, начиная от компактного хэтчбека Golf, заканчивая трехрядным кроссовером Atlas. Эти модели отличаются между собой длиной колесной базы на 348 мм, шириной колеи — на 203 мм, длиной на 780 мм и массой в снаряженном состоянии более чем на 500 кг. Кузов, конечно же, может быть какой угодно. Корпорации, занимающиеся разработкой платформ и продажей автомобилей, могут быть совсем не связаны между собой. Так, например, в 80-х годах Fiat и Saab совместно разработали платформу Type Four, которая легла в основу Alfa Romeo 164, Fiat Chroma, Lancia Thema и Saab 9000. Из более свежих примеров автомобилей разных производителей, построенных на одной платформе, можно упомянуть Mazda MX-5 Miata и Fiat 124, а также упомянутые вначале Toyota GR Supra и BMW Z4.
Можно ли сегодня встретить примеры переклеивания логотипов?
Да, Subaru BRZ (2022) и Toyota 86 — это почти одинаковые автомобили с минимальным количеством отличий как снаружи, так и внутри. Объемы продаж этих моделей слишком малы, чтобы производитель заморачивался с чем-то, кроме изменения дизайна бампера, радиаторной решетки и фар. Более популярные модели на одной платформе отличаются куда более значительно. Пикапы Chevrolet и GMC все еще схожи между собой, но новые кроссоверы Chevrolet Tahoe, GMC Yukon и Cadillac Escalade значительно отличаются, и отличий становится только больше при выборе более дорогих комплектаций. Между Lincoln Corsair, Nautilus и Navigator внешне очень мало общего с Ford Escape, Edge и Expedition, но при этом они очень похожи в том, чего мы не видим, так как построены на одной платформе.
Как обстоят дела с платформами для электромобилей?
Архитектура современных электромобилей, включающая в себя коммуникации, компьютеры и сенсоры, управляющие информационно-развлекательной системой, системами безопасности и помощи водителю, шасси и трансмиссией также чаще начинает использоваться на различных автомобильных платформах. Электромобили становятся все более сложными цифровыми устройствами, и чем ближе мы приближаемся к полностью автономным электромобилям, тем дороже становится разработка различных компонентов для повышения вычислительных мощностей. Следовательно, чтобы удешевить производство и сделать электромобили более доступными, создатели платформы стараются использовать одну и ту же платформу для производства различных моделей автомобилей.
Производители начинают разрабатывать шасси для электромобилей, похожее на скейтборд. На нем располагается аккумулятор, двигатели, подвеска и другие важные элементы. Такое шасси внешне напоминает шасси Volkswagen Beetle. Электродвигатели намного компактнее и проще двигателей внутреннего сгорания, и в них обычно используется более простая односкоростная или двухскоростная трансмиссия, при условии, что они устанавливаются на шасси, а не непосредственно на колесо. General Motors скоро представит платформы BEV3 и BT1, которые будут использованы в Cadillac Lyriq и GMC Hummer EV и Chevrolet Silverado. Компания также планирует разработать платформу для Honda, а Volkswagen планирует поделиться своей платформой MEB с Ford и другими производителями.
Стартап REE Automotive и компания Schaeffler продемонстрировали значительно упрощенные платформы для электромобилей, которые включают в себя аккумулятор, а также угловые блоки, в которых спрятаны двигатель, элементы трансмиссии, тормозов и рулевого управления. Вряд ли на базе этой платформы можно будет создать комфортный автомобиль с хорошей управляемостью, но для коммерческого применения в качестве автономного такси или автомобиля для доставки грузов это отличный вариант.
Хотите выгодно купить автомобиль из-за границы?
Обращайтесь в WESTMOTORS, мы обязательно поможем!
Внимание, платформа: что скрывается за единой базой машин
Глобализация мирового автопрома внесла такую сумятицу в головы автомобилистов, что они зачастую не могут разобраться, какой же, по сути, автомобиль оказывается в их владении. Opel, Daewoo, Renault, Dacia, Porsche или Volkswagen — список можно продолжать до бесконечности. Разбираемся в единообразии платформ.
Для веры в уникальность своего автомобиля рядовому автовладельцу достаточно эмблемы на капоте и достойной страны происхождения, подтвержденной грузовой таможенной декларацией. А на вопрос, какая у его автомобиля платформа (в просторечье — база), он, скорее всего, подумает о железной дороге или овощехранилище. Между прочим, зря, особенно в наше время. Хотя бы потому, что в постгарантийный период эти знания позволят сэкономить немало денег.
Самые известные одноплатформенники: VW Touareg и Porsche Cayenne
Доноры или соплатформенники?
Понятие «платформа» в автомобилестроении родилось не сегодня, но только с развитием Интернета до конечного потребителя стала доходить информация о том, что таковая вообще существует. Причем маркетологи и пиарщики автомобильных компаний неохотно делились этим фактом с покупателями, особенно когда все чаще речь стала идти о платформе унифицированной. Не только в рамках одного бренда, но и в рамках межбрендового сотрудничества.
Помимо интернет-трактовок «платформ» есть весьма четкое определение, которым пользуются автопроектировщики.
Платформа – компоновочная схема автотранспортного средства (АТС), объединяющая конструкторско-технологические решения и/или агрегатную часть, на базе которой планируется проектирование нескольких отдельных или целого семейства моделей автомобилей.
Выбирая автомобиль, нужно быть готовым к тому, что практически любой автоконцерн никогда не станет разрабатывать платформу для производства всего лишь одной модели. Дорого это и невыгодно как для производителя, так, в конечном счете, и для покупателя. Особенно в массовом сегменте. Исключения могут быть разве что для штучных суперкаров, где цена не имеет значения.
Задние Рычаги у Cayenne и Touareg отличаются лишь накладкой из пластика
В чем же тогда вопрос? Покупайте и радуйтесь приобретению. Ан нет. Если владелец Volkswagen Touareg будет гордиться, что его авто построено на одной базе с Porsche Cayenne, то отдавший за премиальный внедорожник куда больше денег — едва ли. Потому маркетологи с продавцами и нервничают, предпочитая умалчивать о факте, которого нет ни в одной инструкции к автомобилю.
Из-за этого малоискушенный покупатель общедоступных марок все равно думает, что его обманывают. Ведь на одной платформе могут существовать автомобили, весьма серьезно различающиеся по цене, позиционированию и даже классу. Один из первых «одноплатформенных» шоков российский потребитель испытал в начале XXI века, когда концерн Ford, в состав в которого входили, в частности, Mazda и Volvo, вывел на рынок Ford Focus, Mazda3 и Volvo S40 на глобальной платформе C1.
Ford Focus и Mazda3 — схожие по «железу», но разные по характеру
Слух о том, что вся троица — это один и тот же автомобиль, но с разным дизайном, разлетелся мгновенно. Прознав про такое, все ринулись хватать Focus, как самый доступный по цене. Чуть позже, правда, смекнули, что Mazda3, несмотря на схожую платформу и силовые агрегаты (поршневые кольца от «трешки» ставят, в частности, на 1,8-литровые «Фокусы» и поныне), едет интереснее. А Volvo S40 при всем своем комфорте, который не снился более доступным «собратьям», из-за более высокой стоимости не мог конкурировать с собратьями по концерну.
Дело заключалось в том, что изначально автолюбители не учли простой вещи: при всех свойственных соплатформенникам общих ключевых параметрах поведение автомобиля и его восприятие складываются из нюансов конструкции. Особенно если база делится не в рамках одного бренда, а между разными, входящими в материнский концерн марками. Каждая из них, понятное дело, имеет свои инженерно-технологические наработки, свое видение продукта и, как итог, своего покупателя.
Зато общеизвестные в России и при этом столь разные Opel Astra J и Chevrolet Cruze, объединенные платформой Delta II от GM, уже никого не отпугивали. При этом каждый из них четко попал в свою покупательскую нишу. Не отпугивали и бюджетные Renault Logan, Sandero, Duster с одноплатформенным (B0) Lada Largus. Пока уживаются на рынке Lada Granta и Datsun on-DO, Lada Kalina и Datsun mi-DO. Они, правда, играют в примерно равном, сверхбюджетном ценовом сегменте.
LADA Kalina вполне может существовать с японским именем и в японской одежде
Не обошлось и без промахов. Один из последних – опыт глобального сотрудничества концернов PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, выпустивших на российский рынок не просто одноплатформенные, но практически идентичные кросcоверы Peugeot 4007, Citroen C-Crosser и Mitsubishi Outlander XL. Особенно в условиях, когда последний стал продолжателем истории обычного Outlander, а французы выкатили на рынок первые в своей истории кроссоверы. В то же время в Jeep Compass, Dodge Caliber, Chrysler Sebring вы едва ли распознаете общую для всех вышеперечисленных автомобилей платформу GS от Mitsubishi – слишком уж они разные как внешне, так и на ходу.
Но в случае с франко-японской троицей попытки маркетологов развести потребителей по маркам, делая упор на разницу в колесных дисках или решетке радиатора, особым успехом не увенчались. Покупатель безапелляционно выбрал японский шильдик согласно личным критериям надежности, не внимая никаким сторонним доводам. По данным агентства «Автостат», в период пика спроса на эти автомобили в 2010-2011 годах было продано 25 140 экземпляров Outlander XL и лишь 3880 и 2810 автомобилей 4007 и C-Crosser соответственно.
Даже несмотря на такой результат, альянс попытался выжать из GS еще толику прибыли. Mitsubishi ASX, Peugeot 4008 и Citroen C4 Aircross, построенные на ней же и продающиеся у нас и поныне, – все те же близнецы. Соотношение продаж – как и в прошлом случае – не в пользу французов. По весьма туманным причинам разводить кроссоверы по рынкам как в первом, так и отчасти во втором случае не стали.
Плеяда франко-японских одноплатформенников продается и сегодня
Если говорить о межбрендовых платформах как о средстве потенциальной экономии для автолюбителя, то оно будет действовать избирательно. До истечения гарантийного срока это коснется издержек на каско (риски угона Porsche выше, чем VW), стоимости обслуживания и ремонта (Opel дороже Chevrolet). Зато по истечении гарантии в выигрыше при покупке некоторых запчастей окажутся владельцы более дорогих брендов.
Подобрать «оригинал» от более дешевого соплатформенника не составит особого труда. Придется лишь покопаться в каталогах запчастей на сайтах интернет-магазинов. На одном из популярных ресурсов мы отыскали комплект подшипника передней ступицы для Opel Astra J. В фирменной коробочке Opel (каталожный номер 03 28 021) он предлагается по цене 9509 рублей. В упаковке и с маркировкой General Motors (код 13583479, применимость по каталогу GM для Chevrolet Cruze, Orlando, Opel Astra J) деталь стоит уже от 5868 руб. То есть владелец Astra J (мы уже знаем, что Astra J и Cruze одноплатформенники в рамках этого концерна) без оглядки может сэкономить почти 4 тысячи.
Astra и Cruze делят платформу Delta II от GM
И подобных примеров можно привести множество. Так, каталог запчастей у Volkswagen Group общий. В нем четко и помодельно расписана применимость деталей. То есть за ту же ступицу, которая идентична для утвержденных моделей Audi, VW, SEAT или Skoda, переплачивать в зависимости от позиционирования бренда не придется – она будет под единым каталожным номером. Так что при замене можно смело отметать «оригинальный подшипник Audi».
Недолго музыка играла
Тем временем платформы доживают свой век, уступая место модульным конструкциям. «За рулем» неоднократно писал о MQB – модульной схеме, на которую Volkswagen сделал ставку для всех своих брендов аж до 2018 года. Правда, ее уже нельзя считать платформой в чистом виде. Как мы уже рассказывали – это «кубики», из которых можно построить платформу практически любого класса. Audi A3, SEAT Leon, Skoda Octavia, VW Golf, новые VW Tiguan, Skoda Yeti и многие другие модели концерна – все это MQB.
По словам инженеров, общего в этих автомобилях от 25 до 40%. Так что, покупая Audi, вы получите ее на 60-75% в виде той самой эксклюзивной начинки, дизайна, и объективного повода для расстройства нет. Кроме того, что затраты на страховку или сервис будут, естественно, выше, чем в случае со Skoda. Модульность не отменяет деление по потребительским сегментам, а бизнес производителя становится куда более выгодным за счет уменьшения затрат на конечный выпуск.
Правда, чтобы перейти на такие схемы конструирования и производства, требуются очень большие вложения. Пока их смог позволить себе Volkswagen, пытающийся выбраться из кризиса французский концерн PSA, применивший в 2013 году модульную схему EMP2 (Efficient Modular Platform) для новых поколений Peugeot 308/408, Citroen C4 Picasso. Не отстали и ниссановцы с их CMF и шведы из Volvo, выпустившие на основе Scalable Product Architecture (SPA) кроссовер XC-90 второго поколения. Уже в ближайшее время шведы готовятся «натянуть» на эту платформу все последующие поколения своих машин старше модели S60. На свою схему модернизации они потратили куда меньше, чем конкуренты из Германии – около 11 млрд долл.
В шведской модульной архитектуре SPA можно изменять почти все
Тем не менее все базовые узлы, интерфейсы, основные электронные компоненты в шведских автомобилях будут единообразными. Модули в случае необходимости можно будет масштабировать – увеличивать, скажем, длину днища, высоту стоек, объем моторного отсека, чтобы избежать компромиссов, на которые пришлось бы пойти при создании, например, седана и вседорожника на общей платформе.
Потребительские опасения того, что модульная архитектура в случае обнаружения дефектов может потребовать отзыва огромного количества автомобилей, скорее всего, относятся к теории. Во-первых, столь именитые автопроизводители наверняка просчитали подобные риски. Во-вторых, в рамках массового сегмента еще не один десяток лет будут присутствовать проверенные временем и недорогие платформы.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!