Как называется ручка на коробке передач
Перейти к содержимому

Как называется ручка на коробке передач

  • автор:

«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот» «автоматом», поскольку это разные вещи. Что ж, с одной стороны, такой упрёк не нов: рядовой потребитель вовсе не обязан знать профессиональную терминологию, ему главное – ощущение от езды. С другой, мы подумали и решили всё-таки дать пояснения по этому вопросу, благо изрядная часть нашей аудитории не приемлет гаражный сленг и желает знать, как на самом деле «правильно», как по науке.

В от с науки и начнём, и не с какой-нибудь, а с «Теории автоматического управления», именно она поможет нам разобраться с коробками – основы ТАУ дают студентам практически любой инженерной специальности. Нет-нет, мы вовсе не собираемся грузить читателей принципами работы регулятора Уатта и описанием пропорционально-интегрального закона как одного из принципов автоматического регулирования систем. ТАУ предлагает куда как более простые постулаты, некоторые из которых мы адаптируем для пояснения несложного, казалось бы, и ясного как день вопроса: чем отличается автомобиль с ручной коробкой от автомобиля с автоматической?

С ответом спешить не будем, а уточним, что ТАУ определяет разбивку всех систем по типу управления на следующие: «ручные», «полуавтоматические» и «автоматические». Что это означает в приложении к автомобилю? Это означает, что если водитель:

  • А – сам выбирает передачу — скажем, решает, что вот сию секунду нужно перейти с третьей на вторую или с шестой на седьмую, и
  • Б – сам переключает ступень с помощью механического привода, на одном конце которого – рука водителя, на другом – каретка синхронизатора.

. то коробка по критерию «тип управления» классифицируется как «ручная».

Рукоятка переключения передач porsche_911

Сразу перескакиваем на третий случай – «автоматические». Простая логика подсказывает обратное: если электроника думает за водителя по полной программе, при этом

  • А – выбирает ступень, то есть, сама решает, куда переключиться в данный момент – вверх или вниз, и
  • Б – сама осуществляет это переключение.

. стало быть, перед нами коробка передач, которая по критерию «тип управления» классифицируется как «автомат» или «автоматическая».

Opel-Insignia_Country_Tourer-2018-1600-69

С вариантом «полуавтоматическим» сейчас знакомы большей частью гонщики — скажем, управляющие болидами Формулы-1. За водителем в данном случае остаётся только выбор ступени: водитель даёт сигнал – замыкает контакт, а электроника, следуя этому указанию, уже производит сам процесс включения передачи с помощью сервопривода.

Из всего изложенного напрашивается простой вывод: тип коробки передач по критерию «тип управления» не подразумевает ровным счётом никаких конструктивных особенностей той части коробки, в которой трансформируется момент. Это важно, потому что одна и та же коробка, как мы покажем ниже, по критерию «тип управления» будет «автоматической», а по критерию «тип трансформации момента» — «механической». Может ли такое быть?

Коробки0 (2)

“Механическая” и “ручная” — это одно и то же?

Да, ещё как может! Только для начала давайте зададимся вопросом, правильно ли называть «ручные» коробки «механическими» — вроде бы, это давно вошло в обиход. Да, мы к этому привыкли, поскольку в 80-е, 90-е и первой половине 2000-х широкий потребитель практически не знал других автоматических коробок кроме гидромеханических, представляющих собой пару гидротрансформатора и планетарного редуктора.

13C766_01

Здесь оговоримся сразу: в рамках настоящего материала мы не рассматриваем эволюцию конструкции коробок. Малой серией порой выпускали такую всячину, что народ недоумевал: зачем? В любом случае, об этом мы напишем отдельную статью, там будет о чём поговорить. Произошедшая подмена «ручные — значит механические» ничего плохого не несёт, тем более, что во многом это отражало потребительскую картину автомобильного мира в три десятилетия до середины двухтысячных.

Opel-Corsa-2015-1600-66

Между тем, слово «механический» по критерию «тип преобразования момента» означает, что крутящий момент в коробке увеличивается или уменьшается без применения пневматических, электрических или иных устройств, кроме механических. Проще говоря, крутящий момент, поступающий в коробку, меняется за счёт взаимодействия двух любых «железок». Обратите внимание, что мы говорим «железки», а не «шестерёнки»: этот критерий группировки коробок передач уже напрямую увязан с конструкцией агрегата.

Трёхвальные и двухвальные

Итак, конструкция. Начнём с «ручных» коробок, поскольку здесь есть свои особенности. В применении к ним мы часто слышим: «двухвальная» или «трёхвальная». Это очень интересный термин, который поменял значение с течением времени. Когда-то он означал количество валов, участвующих в передаче мощности на ступенях переднего хода. Сейчас он означает количество пар шестерен, через которые передаётся момент на одной передаче переднего хода. У трёхвальных коробок таких пар две: шестерни первой пары размещаются на входном и промежуточном валах, шестерни второй – на промежуточном и выходном. У двухвальных коробок такая пара одна. То есть, количество валов, физически имеющихся в коробке, здесь совершенно ни при чём.

13C55_02_

Напомним, что ещё задолго до появления фольксвагеновских DSG, где ведомые шестерни чётных передач размещаются на одном валу, а нечётных – на другом, ручные коробки стали делать с двумя выходными валами – просто для того, чтобы увеличение количества ступеней не влияло на увеличение длины, а проще говоря, чтобы коробку было легче разместить под капотом при поперечной компоновке силового агрегата. Само собой, ни о каком «преселективном» включении ступеней речи здесь не шло.

Трёхвальные коробки – традиционные, от них стали отказываться по мере вытеснения продольной компоновки компоновки подкапотного пространства на легковых автомобилях от А до D класса поперечной. Типичный её признак – наличие передачи с передаточным числом 1,0, когда момент передаётся без участия шестерен: минуя промежуточный вал. Передача эта – компромиссная, поскольку при расчёте это число всегда получается или больше, или меньше единицы. Со временем всё большую территорию стали отвоёвывать двухвальные коробки, которые, с одной стороны, дают меньший габарит, а с другой, инженеры, проектируя их, избавлены от необходимости вынужденного применения передачи 1,0.

«Гидро» без «механики»

Возвращаемся к группировке коробок по критерию «трансформация крутящего момента». Наличие гидравлического звена (гидротрансформатора), в котором на части режимов изменяется момент, автоматически относит коробку к типу «гидромеханических», при этом совершенно неважно, как устроена та часть коробки, которая идёт после гидротрансформатора – это может быть и планетарный редуктор, и… вариатор. Да-да, эпитет «гидромеханический» настолько прочно закрепился за классической конструкцией «автомата», состоящего из гидротрансформатора и планетарного редуктора, что по инерции ни к какой другой коробке мы его уже не применяем. А зря.

DB02_60792_large

Эксперты Росстандарта при выдаче сертификата, позволяющего продавать новые автомобили (одобрение типа транспортного средства, ОТТС), обязательно определяют конструктивный тип трансмиссии. Скажем, для версии Nissan Qashqai с вариатором это «гидромеханическая».

Между тем, бывают и коробки передач, сконструированные на базе вариатора, которые нельзя отнести к «гидромеханическим» по той простой причине, что между двигателем и шкивами вариатора нет гидравлического узла, изменяющего момент. А что же там есть? Как правило, это два мокрых многодисковых сцепления, одно из которых отвечает за передний ход, а второе переключает поток мощности на задний. Похожая вариаторная коробка установлена, к примеру, на Lifan X70, у которого в графе «трансмиссия» одобрения типа транспортного средства указано: «механическая».

И вот тут мы подошли к важному моменту: в зависимости от критерия группировки коробок передач, вариаторная коробка без гидротрансформатора может быть одновременно и «механической», и «автоматической». «Механической» она может быть по типу трансформации крутящего момента – в её конструкции отсутствует гидротрансформатор, «автоматической» — по типу управления. А давайте зададимся вопросом: может ли вариаторная коробка быть и «механической», и «ручной»?

Jaguar-XF_Sportbrake-2018-1600-77

Оказывается, может! Водителю для этого понадобится рычаг с приводом, раздвигающим и сдвигающим половинки пары шкивов – ведущего и ведомого, и не более того. Надобности в этом нет никакой, поэтому такого огорода ни один автопроизводитель городить не станет, однако никаких технических препятствий к организации ручного управления вариатором нет.

“Робот” — это “автомат”?

Теперь давайте попробуем самостоятельно определить тип упомянутой коробки концерна Volkswagen, которая для автомобилей марки VW имеет аббревиатуру DSG, то есть, direct shift gearbox. С одной стороны, водитель машины с коробкой DSG не выбирает передачу и не включает её — стало быть, по типу управления, коробка «автоматическая». В конструкции коробки нет гидротрансформатора – на его месте стоят либо два сухих сцепления, либо два пакета фрикционов, работающих в масляной ванне. Стало быть, по типу трансформации крутящего момента DSG – это типичная механическая коробка, что и фиксирует ОТТС на любую из моделей концерна VW с таким агрегатом — скажем, на Skoda Octavia.

DB2008AU00003__large

Уточним, что в потребительской среде российских автовладельцев такие коробки принято называть «роботами». Откуда это пошло? От бездумного перевода западных пресс-релизов и статей. Опять же, если отдельно взятый потребитель представляет себе конструкцию, которую он называет «роботизированной коробкой», то ничего плохого в этом нет, максимум, что может случиться – его не поймут, ведь слово «роботизированный» в применении к трансмиссии не несёт ровным счётом никакого типа конструкции или принципа действия коробки.

Речь может идти как о коробках типа double clutch transmission (то же, что и DSG, только общее название), так и о коробках single clutch transmission, то есть, об агрегатах с одним автоматически срабатывающим сцеплением. Такие коробки были распространены ещё некоторое время назад: например, коробку Easytronic широко применяли в Opel.

2003096-il6anomfc4

Наконец, «роботизированными» коробками часто называют и такие, в которых часть функций по включению передачи берёт на себя электроника. Такие агрегаты хотя и не часто, но встречались на рынке. Скажем, коробка Porsche Sportomatic, разработанная ещё в конце 60-х: у машины было две педали – газ и тормоз, при этом сцепление срабатывало автоматически, когда водитель обычным рычагом переключал каретки синхронизаторов из одного положения в другое. Все нагрузки при этом сглаживал гидротрансформатор.

В общем, давайте говорить правильно! А теперь вернёмся к вопросу, с которого мы начали статью: что же отличает автомобиль с ручной коробкой от машины с «автоматом»? Ответ прост: количество педалей. В первом случае их три, во втором – две. Собственно, это и есть главный вывод, который нужно запомнить, остальное – детали…

Узнаем где располагается ручка КПП и как она взаимосвязана с коробкой передач?

ручка КПП

Каждый автомобиль оснащается коробкой передач, которая передает усилия крутящего момента от ДВС на ведущие колеса. В свою очередь переключение скоростей невозможно без ручки КПП. Эта на первый взгляд малая деталь играет далеко не последнюю роль в автомобиле. Как она устроена и где располагается – далее в нашей статье.

Расположение и свойства

ручка КПП тюнинг

На данный момент практически на всех автомобилях ручка КПП размещается по центру относительно водительского и переднего пассажирского места, рядом с центральной консолью. Современный рычаг трансмиссии имеет напольно-дистанционное расположение. Сама деталь связывается с КПП при помощи тросиков, валика и специальной тяги (кулисы). Последний элемент располагается вне корпуса коробки. У центральной консоли ручка КПП располагается практически на каждом автомобиле, вне зависимости от того, коробка «автомат» это или «механика».

Кулиса КПП — важный элемент автомобиля. Без неё полноценная работа транспортного средства не.

В некоторых случаях рычаг находится непосредственно на рулевой колонке. Это расположение было популярно на многих отечественных автомобилях, таких как 21-я «Волга» и «Москвич» старых образцов. Большую популярность он получил в 30-50-х годах прошлого века и активно применялся на машинах американского и европейского производства. В наши дни таким рычагом оснащаются лишь немецкие автомобили, да и то оборудованные АКПП и в лимитированных версиях. Причем это скорее не рычаг, а пара кнопочек, расположенных непосредственно на рулевом колесе (их называют «лепестками» переключения скоростей).

ручки КПП

Почему подрулевая ручка КПП резко утратила свою популярность? Дело в том, что переключение передач таким рычагом влекло за собой повышенный износ тяг, повышался риск неполного включения/выключения скорости, а также «выбивание» передачи, вплоть до полного замыкания тяг. Поэтому в силу своей ненадежности подрулевые механизмы постепенно теряли свою популярность.

С каждым годом автоматическая коробка передач становится все.

Схемы переключения

ручка КПП

Большинство современных автомобилей имеют весьма примитивную схему переключения КПП, за счет чего ее очень легко выучить. Глядя на третье фото, можно увидеть, что передачи включаются в продольной или поперечной плоскости, а сами режимы размещаются параллельно друг от друга. При переводе ручки с одного режима в другой задействуется специальная вилка, которая толкает рычаг, и тот, сдвигая синхронизатор, включает нужную передачу. В нейтральном положении N устройство удерживается на нескольких или одной пружине (см. фото № 4).

Ручка КПП: тюнинг

На данный момент особо популярным стал тюнинг рычага коробки передач, особенно у владельцев отечественных автомобилей. Каждый второй «Жигуленок» оснащается не заводской ручкой КПП. Готовые устройства можно приобрести в любом специализированном магазине. Стоят они недорого. Хромированные ручки без узоров продаются по цене от 500 до 600 рублей. Такие же, только с неоновой подсветкой, стоят 1 000 рублей. Кожаные либо комбинированные (хром, узоры и кожа) стоят от 1 до 2 тысяч. Некоторые автомобилисты самостоятельно тюнингуют ручку КПП – приобретают небольшой кусок кожи, обрабатывают и зашивают его на штатное место.

Кулиса КПП: что это такое, как отрегулировать

kulisa

Далеко не все автомобилисты представляют, как называется та или иная деталь в их автомобиле. При этом речь идет не только о «запрятанных» в двигатель механизмах, но и об устройствах, с которыми они взаимодействуют буквально каждый день. Одной из таких деталей является кулиса КПП.

Обратите внимание: Название «кулиса» не является официальным для данного механизма, но оно общепринято. На самом деле данная деталь называется тягой привода управления коробки передач.

Оглавление: 1. Что такое кулиса КПП 2. Признаки износа кулисы КПП 3. Регулировка кулисы КПП 

Что такое кулиса КПП

Многие водители ошибочно считают, что под кулисой понимается рычаг переключения передач, но это не совсем так. Если речь идет о кулисе КПП, подразумевается составной механизм, задачей которого является связь рычага переключения передач и штока. То есть, кулису увидеть, а уж тем более потрогать, водитель не может. Данный элемент располагается между рычагом и непосредственно коробкой переключения передач, а размещается она под днищем автомобиля, около карданного вала, а в некоторых случаях под самим рычагом переключения передач.

Как можно понять из описания, кулисе регулярно приходится сталкиваться с серьезными нагрузками, поэтому данный элемент должен иметь хорошую прочность. Несмотря на это, кулиса подвержена повреждениям. Если в ней отсутствует достаточно смазочных компонентов, в нее попали капли воды, пыль или другой «мусор», велик риск выхода детали из строя.

Обратите внимание: На некоторых автомобилях кулиса может без замены проработать 200-300 и даже более тысяч километров. Но, если брать средний результат, обычно кулиса КПП выходит из строя на 100 тысячах километров эксплуатации.

Признаки износа кулисы КПП

Водитель должен обращать внимание на возможный выход из строя агрегатов автомобиля, в том числе знать характерные признаки износа кулисы КПП, чтобы своевременно предпринять действия по ее замене. Несмотря на то что механизм довольно надежный, следует знать следующие «симптомы» его скорой поломки:

Водители часто игнорируют появление люфта в коробке передач, считая, что это нормальная ситуация. На самом деле, если возник люфт, нужно обязательно провести диагностику КПП, а при необходимости отрегулировать или заменить кулису. Дело в том, что незначительный люфт уже является достаточно серьезным симптомом неисправности кулисы КПП. Если ее «сорвет» в процессе движения автомобиля, это может привести к тяжелым последствиям, как для автомобиля, так и для водителя, поскольку велик риск в такой ситуации попадания в ДТП. Именно поэтому, если вы замечаете наличие проблем с переключением передач КПП, обязательно обратитесь в сервисный центр для диагностики и ремонта кулисы, если он потребуется.

Регулировка кулисы КПП

Не всегда требуется полная или частичная замена кулисы. Довольно часто можно ограничиться простой регулировкой. При этом отрегулировать кулису возможно своими руками, без обращения в сервисный центр. Есть два способа регулировки:

    По задней передаче. Для того, чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, необходимо ослабить на ней хомут, после чего перевести рычаг КПП в то положение, которое соответствует идеальному включению задней передачи. После этого затягивается хомут, и на этом работа считается завершенной;

Стоит отметить, что выше описаны общие процессы регулировки кулисы КПП. Важно сказать, что процесс может отличаться, в зависимости от автомобиля, поэтому перед началом работ рекомендуется ознакомиться с инструкцией конкретно для вашей модели машины.

Рукоятка рычага коробки передач с обшивкой, для VW Golf 3, Vento и T4.

Здравствуйте. Своим сегодняшним обзором – я продолжу серию мини-обзоров посвящённых товарам для салона автомобиля с Aliexpress. В сегодняшнем, даже не мини, а микро-обзоре я расскажу о рукоятке переключения передач с обшивкой, применяемой для автомобилей VW Golf 3, Vento и T4. Каталожный номер детали: 1H0711141A + 1H0711115A.

Заказ был сделан 14 июля. Продавец оперативно выслал товар и уже 27 июля я забрал пакет с рукояткой с почты:

Сама рукоятка сделана из немного мягкого пластика, обшивка – из искусственной кожи, как и указано в описании:

На самой рукоятке находится схема переключения передач:

Швы выполнены аккуратно:

Старая рукоятка пришла в окончательную негодность:

Старая и новая рукоятки:

Новая рукоятка идеально подошла на своё место:

За такую цену – это очень удачное приобретение.

Продолжение серии мини-обзоров следует…

Вместо котиков

Возможно, именно так Почта России теряет отправления. Груз легко может выпасть из открытого фургона. Данный фургон был остановлен, и водитель закрыл дверь.

Спасибо за внимание!

Планирую купить +2 Добавить в избранное Обзор понравился +7 +16

  • 04 августа 2017, 16:02
  • автор: Svyazist
  • просмотры: 8013

Комментарии ( 21 )

  • consumewhore
  • 04 августа 2017, 16:18

Интересно, куда Тесленко делась? Ну, которая kefir / WOLFRIEND.

  • bdos
  • 04 августа 2017, 16:23

какая же логическая цепочка вас вывела из обзора ручки кпп на WOLFRIEND?

  • Kartus
  • 04 августа 2017, 16:25

Фантазии, это же очевидно)))

  • Gyzmo
  • 04 августа 2017, 16:42

Или видео, где девушка в авто «дружит» с рычагом КПП 😉
Фуфу, извиняюсь!

  • ChipNdale
  • 04 августа 2017, 18:24

Выжили ее отсюда, как и ЛизуНяшку
П.С. а логика для этого вопроса, именно под этим обзором, и мне непонятная
Нате

  • xpm
  • 04 августа 2017, 18:31

На двойное образование Лизы здесь переодический смотрят:)

  • lamlam
  • 05 августа 2017, 17:46

Ша лизаняшка будет?

  • Rem86
  • 04 августа 2017, 16:57

На T4 другая ручка. И задняя по-другому включается нежели на Golf3 (на месте шестой она).

  • onetwo12
  • 04 августа 2017, 17:59

Ну у вас и помойка в тачке.

  • ChipNdale
  • 04 августа 2017, 19:11

Зато не жигули)))

  • Svyazist
  • 04 августа 2017, 20:11

День поездок с открытыми окнами. У нас пыльные бури. Не тротуары, не дороги не убираются от пыли и грязи. Я так подозреваю, что городская администрация имеет нестандартную ориентацию.

  • jesternk
  • 04 августа 2017, 19:39

А для ваза подскажет кто хорошие чехлы на кпп?

  • vvmel
  • 04 августа 2017, 20:51

для ВАЗа надо хорошее всё.

  • Naevus
  • 04 августа 2017, 19:54

Хромовый ободок стерся за меяц.
Сама рукоятка меньше размером чем штатная — привыкнуть можно, но первое время не комфортно.

  • santer
  • 04 августа 2017, 20:32

Чисто для расширения кругозора — а сколько стоит такой оригинальный набалдашник с чехлом?

  • remius
  • 05 августа 2017, 08:48


  • beerok
  • 04 августа 2017, 22:43

Лайфхак.
Снимаем старую обшивку с рычага. Расправляем, обводим карандашом на листе бумаги\картона по контуру, вырезаем.
Находим старую кожаную куртку (в моем случае взял просто лист кожи), прикладываем шаблон из бумаги\картона, обводим кусочком мыла, вырезаем.
Берем хорошую толстую нитку (х\б суровим свечкой, если капрон — не нуждается в обработке) нужного цвета, сшиваем обшивку.
Готово! И это вам не кожа молодого дермантина, которая от морозов и эксплуатации скоро превратится в набор дырок.
С набалдашником тоже можно порукожопить, но это другая история.

  • consumewhore
  • 05 августа 2017, 09:48

Это не «лайфхак». Это кружок кройки и шитья для самых маленьких.
Есть вариант отнести старую шкурку в «Ателье по пошиву и ремонту одежды» и заказать пошить новую из «материала заказчика».

  • serge_petrov
  • 08 августа 2017, 00:57

осталось дело за малым ‘находим старую кожаную куртку’

  • serge_petrov
  • 08 августа 2017, 00:56

Данный фургон был остановлен, и водитель закрыл дверь

вы молодец

  • aksakalko
  • 20 июня 2018, 14:59

Не могли бы ответить на несколько вопросов? Это у вас Golf III? Каким образом стягивается чехол снизу? Там шнурок или резинка? Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *