Слойность в грузовых шинах
Современные грузовые покрышки – конструкционно сложные изделия, при производстве которых используются особые материалы, а также уникальные технологии. Выбирая шины к грузовикам, следует учитывать нанесенную маркировку, в том числе на параметр слойности.
Норма слойности (НС) определяет прочность шинного каркаса. В моделях авторезины, предназначенной для грузового автотранспорта, она обозначается латинскими литерами PR, после которых следует ряд чисел через тире. Указанному параметру соответствует коэффициент нагрузки (для стран, где действует TRA) или индекс грузоподъемности (для стран, где действует ISO и ETRTO). Параметр слойности грузовых автошин отмечает предельную величину максимальной нагрузки, которую способен вынести каркас авторезины.
Где используется данный показатель?
В прежние времена прочность покрышки повышалась посредством использования больших слоев хлопкового полотна, размещенного под протектором. Размещение слоев, которые располагались под углом, было попарным. По этой причине значения слойности оказывались всегда кратны двум. Для современных автошинах хлопок заменен на нейлон, обеспечивающий слоям большую прочность. Одно время на покрышках присутствовала маркировка, означающая, что в шине присутствует два новых нейлоновых слоя, соответствующих по выдерживаемой нагрузке четырем слоям, если сравнивать со старыми технологиями.
Со временем слои видоизменились, нейлон упрочнялся стальным кордом, поменялось расположение прослойки. Старая система маркировки стала бесполезной и преобразилась характеристику, обозначаемую диапазон нагрузки.
Слойность авторезины имеет немаловажное значение в вопросах назначения и условий их эксплуатации. К примеру, автопокрышка 9.00R20 с НС = PR16 при равном давлении характеризуется меньшей гибкостью и упругостью, нежели авторезина, отмеченная символом PR14. Такое свойство, несмотря на незначительную разницу, находит существенное выражение в экономичности расхода топлива. Резина PR16 рассчитана на большую грузоподъемность, чем покрышка с отметкой PR14.
Показатель слойности также повышает износоустойчивость изделия. На ее значение влияет размер авторезины. Для модели 9.00R20 НС равна 16, тогда как у спецшин 23,5-25 бывает до 28 слоев.
Подбирая автошины, необходимо учитывать условия эксплуатации грузового автотранспорта. Если машина перевозит небольшой груз на медленной скорости по карьерам, лучше выбирать покрышки с малым показателем слойности. Для транспорта, занятого транспортировкой больших грузов, следует выбирать авторезину со слойностью повыше.
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
На каждой шине, как российского, так и зарубежного производства, имеется маркировка, соответствующая стандарту российскому, международному, американскому и т. д. Информация на боковинах шин позволяет выбрать наиболее подходящее изделие для конкретных условий эксплуатации. В этой статье мы познакомим читателя с наиболее часто встречающимися обозначениями. Следует отметить, что многие производители вводят собственные обозначения, дополняющие стандартные.
1) Наименование или товарный знак изготовителя (рис. 1, поз. 1).
2) Обозначение шины (см. рис. 1): первое число 195 (поз. 2) указывает ширину профиля (в миллиметрах или дюймах); дробь с числом /60 – серия (отношение высоты профиля к ширине в %); буква R – радиальная конструкция каркаса (тире вместо R означает диагональную конструкцию); следующее число 14 (поз. 3) – посадочный диаметр обода в миллиметрах или дюймах; Н (поз. 4) в данном обозначении – высота шины.
Ширина профиля и посадочный диаметр на некоторых шинах выражаются двойным обозначением – и в миллиметрах, и в дюймах, например 9,00-20 (260-508).
Для обозначения широкопрофильной шины используют три числа, указывающие соответственно на наружный диаметр, ширину профиля и посадочный диаметр в миллиметрах (1500х600х635). В обозначении арочных шин присутствуют два числа, выражающие наружный диаметр и ширину профиля в миллиметрах (1500х840). Важнейшие геометрические характеристики пневмокатков определяют три цифры, обозначающие те же параметры, как и для широкопрофильных шин, в миллиметрах (1000х1000х250).
3) Модель шины (рис. 2, поз. 1) – Бл-85.
4) Заводской (порядковый) номер шины (на рис. 2, поз. 2). Заводской номер может включать дату изготовления и индекс изготовителя.
5) Индекс скорости (рис. 2, поз. 3) – условное обозначение максимально допустимой скорости в км/ч: S – 180, Q – 160, P – 150 и т. д.
Если обозначение имеет такой вид: 195/70 НR14, то Н – индекс допустимой максимальной скорости.
6) Норма слойности – условное обозначение прочности каркаса, у грузовых шин обозначается HC или PR с числом через тире и соответствующим этой норме слойности коэффициентом нагрузки (в странах, где действуют стандарты TRA) или индексом грузоподъемности – в соответствии с требованиями стандартов ETRTO и ISO. Например, норме слойности НС-6 соответствует коэффициент нагрузки С, норме слойности 18 – коэффициент нагрузки J и т. д.
На американских шинах просто указывается материал и число слоев корда (см. рис. 1, поз. 5) или, например, TREAD: 4 PLUES (2 PLUES RAYON+2 PLUES STEEL) и SIDEWALL: PLUES RAYON (брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (боковины) – из двух слоев вискозного корда).
7) Индекс грузоподъемности – цифровой код, соответствующий определенной максимальной нагрузке на шину в кг. Для шин грузовых автомобилей индекс грузоподъемности указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь). Например, индексу грузоподъемности 117 соответствует максимальная нагрузка на шину 1285 кг, индексу 151 – 3450 кг и т. д. На американских шинах просто пишется MAX LOAD; MAX PRESS («максимальная нагрузка»; «максимальное давление» – рис. 1, поз. 6).
8) Балансировочная метка в виде круга диаметром 5. 10 мм над закраиной борта, с которой должен совмещаться вентиль, обозначает самое легкое место шины.
9) Номер ГОСТ или ТУ, по которым изготовлена шина.
10) Штамп ОТК с указанием сорта шины.
11) Знак направленного вращения (стрелка).
Надписи:
12) «Radial» – для радиальных шин.
13) «Tubeless» – для бескамерных шин.
14) «Т» – для радиальных шин с текстильным брекером и каркасом.
15) «Steel» – для шин с металлокордным брекером.
16) «All steel» – для цельнометаллокордных шин.
17) «Север» – для морозостойких шин.
18) «Ш» – для шин, предназначенных для ошиповки.
19) «М+S» или «М(.)S» (грязь и снег) – для шин с зимним рисунком протектора.
20) «Regroovable» – для шин, пригодных для восстановления нарезкой канавок протектора.
21) «Reinforced» – для усиленных шин (по ГОСТ 4754–97).
22) «All seasons» – для всесезонных шин (по ГОСТ 4754–97).
23) TWI или другой символ, указывающий место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора.
24) Индекс давления PSI – значение испытательного давления.
25) Знак официального утверждения «Е» с номером страны, выдавшей сертификат.
26) Страна-изготовитель, на английском языке (например, Made in Russia).
27) Индекс назначения, который проставляется на шинах США и Канады: LT (Light Truck) – указывает, что шина предназначена для легких грузовых автомобилей и микроавтобусов.
28) Некоторые низкопрофильные шины обозначаются индексом L (Low Section Tyre).
29) «DOT» – знак сертификации шин по стандартам США, включает несколько кодов: код изготовителя, кодовый номер размера шины, дата производства.
30) На американских шинах указываются индексы TRACTION INDEX и TEMPERATURE INDEX – сцепных качеств и температурный.
«Обувь» Е, L, G
Шины для тяжелой техники – КГШ (крупногабаритные шины), или по-английски OTR (Off The Road), обычно с посадочным диаметром более 24 дюймов (610 мм) имеют особые обозначения. Для классификации шин по назначению и условиям эксплуатации используются коды TRA (Tire and Rim Association). WD – означает «Wide Base», широкое основание.
Шины для мобильной техники Нigh Speed Service
NHS – Non Highway Service – для эксплуатации на бездорожье.
TG – Tractor Grader – тракторный грейдер.
ML – Mining Logging – горные работы, трелевка, с периодической эксплуатацией на дорогах.
DT – Desert Tire – шина для пустыни, для песчаной поверхности. Также часто используется на асфальтовых катках.
MCS – Mobile Crane Service – шины для мобильных кранов.
Шины для землеройных машин
Буквы Е, L, G обозначают тип техники, для которой используются шины. Цифра после буквы обозначает тип и глубину рисунка протектора.
E | Шины для землеройных машин (Earthmovers) |
---|---|
L | Шины для погрузчиков и бульдозеров (Loaders & Dozers) |
G | Шины для грейдеров (Graders) |
Шины Е применяются, как правило, на машинах, выполняющих земляные работы: самосвалах, скреперах и мобильных кранах. Эти шины используются для транспортировки грузов по бездорожью на короткие расстояния до 4 км в один конец при скорости до 65 км/ч.
Глубина протектора шин типа Е может обозначаться с использованием числового рейтинга. Обычная глубина имеет рейтинг 100, глубокий – 150, что означает глубину в 1,5 раза больше обычной, мелкий – 60, что составляет 60% от обычной глубины.
Примеры рисунков протекторы шин E
Код | Тип рисунка | Глубина рисунка протектора | Применение |
---|---|---|---|
E-1 | Ребристый | Обычная | На не ведущих колесах, чаще всего устанавливается на управляемых мостах самосвалов |
E-2 | Повышенного сцепления | Обычная | Может устанавливаться на любые оси и чаще всего применяется на скреперах с элеваторной загрузкой |
E-3 | Для каменистой поверхности | Обычная | Обладает хорошей устойчивостью к повреждениям камнями и хорошим сцеплением. Преимущественно используется на самосвалах с задней разгрузкой и с разгрузкой через дно, скреперах и мобильных кранах. Может устанавливаться на любых осях. Имеет хорошую теплостойкость и применяется на машинах, транспортирующих грузы на большие расстояния и с высокой скоростью |
E-4 | Для каменистой поверхности | Глубокая | Имеет глубину протектора в 1,5 раза больше, чем шины Е-3 с обычной глубиной протектора. Благодаря большой массе протектора эта шина имеет более длительный срок службы и повышенную стойкость к повреждениям. Преимущественно используется на любых осях транспортных средств в горной промышленности и в карьерах, где преобладают короткие перевозки по скалистому грунту |
E-7 | Для сыпучей поверхности | Мелкая | С ребристым рисунком протектора, предназначена для техники, которая работает на мягких песчаных грунтах |
Шины L используются для погрузчиков и бульдозеров, работающих в условиях бездорожья. Большая часть шин из-за своей тяжелой конструкции имеет ограничения по скорости (8 км/ч) и расстоянию перевозки грузов (76 м). Шины L-2 и L-3 также устанавливаются на грейдеры.
Глубина протектора L-4 составляет примерно 150% от глубины протектора L-3, а глубина протектора L-5 – 250% от глубины L-3.
Примеры рисунков протекторы шин L
Код | Тип рисунка | Глубина рисунка протектора | Применение |
---|---|---|---|
L-1 | Повышенного сцепления | Обычная | Обладает максимальным сцеплением на песчаных и мягких грунтах |
L-3 | Для каменистой поверхности | Обычная | Обладает хорошим сцеплением и сопротивлением воздействию горной породы; предназначена для погрузчиков |
L-4 | Для каменистой поверхности | Глубокая | Благодаря утяжеленному протектору обладает более высоким сопротивлением повреждениям от воздействий горной породы, протектор также служит дольше по сравнению с шинами для погрузчиков |
L-4S | Гладкий | Глубокая | В горнорудной промышленности для техники, эксплуатирующейся под землей в тяжелых условиях; обладает исключительно прочным протектором |
L-5 | Для каменистой поверхности | Сверхглубокая | Для погрузчиков, работающих на скалистых поверхностях; благодаря утяжеленному протектору обладает повышенным сопротивлением воздействию горных пород |
L-5S | Гладкий | Сверхглубокая | Имеет высокую устойчивость к повреждениям; применяется на скалистых поверхностях и на подземных машинах в горнорудной промышленности; более всего подходит для эксплуатации с защитными цепями на горячем шлаке и в тяжелых условиях засыпных работ |
Шины G применяются в основном на автогрейдерах всех типов при скоростях до 40 км/ ч без ограничения расстояния. Они также могут устанавливаться и на погрузочную технику.
В настоящее время шины одного типоразмера часто используются для разных типов техники и поэтому имеют двойное обозначение (L-2/G2, E-3/L-3).
Примеры рисунков протекторы шин G
Код | Тип рисунка | Глубина рисунка протектора |
---|---|---|
G-2 | Повышенного сцепления | Обычная |
G-3 | Для каменистой поверхности | Обычная |
Как определить слойность грузовой шины?
При выборе покрышек оценивают различные характеристики, которые показывают особенности резины. Хорошие шины для самосвалов изготавливаются из резины высокого качества, которая усиливается металлическим кордом. Перед их покупкой оценивают ключевые параметры: ширина и высота профиля, радиус, сезонность, тип корда, рисунок протектора, индекс нагрузки, скорости и слойность. Часто обращают внимание на последний критерий, многие не до конца понимают, что он обозначает. Поговорим подробнее об этом параметре и отметим его особенности.
Что такое слойность грузовой шины?
Покрышка состоит из нескольких слоев – тканая основа, хлопок, стекловолокно, стальной корд и нейлон. В комплексе такая конструкция получается прочная и обладает отличной износостойкостью. Слойность показывает количество слоев в покрышке, чем она больше, тем толще шина.
Слойность напрямую зависит от грузоподъемности – чем она выше, тем толще должна быть покрышка. Для легковых автомобилей допустимо 4-6 слоев, для грузовых – более 6. Производители руководствуются этими стандартами при изготовлении.
Что показывает слойность?
Слойность не всегда влияет на качество покрышки и здесь не работает правило «чем толще, тем крепче». Современные технологии позволяют изготавливать прочные и износостойкие шины с минимальным количеством слоев, которые обладают превосходными эксплуатационными характеристиками. Если сравнивать толщину покрышек сейчас и нормы для изготовления старых образцов, они будут отличаться. Сегодня используется более прочная и износостойкая резина, которая позволяет выдерживать большие нагрузки при минимальной толщине.
При выборе следует обращать внимание на слойность – она должна быть в допустимых пределах. Лучше подобрать колеса от проверенного производителя, такая резина по своим характеристикам выигрывает у дешевых аналогов.
Как определить слойность?
Чтобы узнать, сколько слоев в покрышке, нужно посмотреть на боковину, где выбита полная маркировка. Слойность на импортных образцах обозначается как PR (Ply Rating), а на отечественных покрышках буквами «НС» (норма слойности). Цифра, которая идет перед буквой и отображает значение параметра.
При выборе покрышек нужно оценивать не только слойность, но и другие критерии. Среди ключевых значений следует обратить внимание на грузоподъемность и индекс скорости, по этим данным можно подобрать резину под конкретные грузоперевозки.
Как определить слойность грузовой шины?
- 31 марта 2023 17:32:34
- Отзывы :
- Просмотров: 302
Слойность грузовой шины – важный параметр, определяющий прочность и надежность шины, а также ее способность выдерживать нагрузки. Чем больше слоев, тем более износостойкой и прочной является шина. В этой статье мы рассмотрим, как определить слойность грузовой шины и почему это важно для безопасности и эффективности грузоперевозок.
Изучите маркировку на боковине шины
Один из самых простых способов определить слойность грузовой шины – внимательно изучить маркировку, указанную на ее боковине. Обычно здесь можно найти информацию о количестве слоев каркаса и слоев брекера (протектора). Например, обозначение «14PR» указывает на 14 слоев (пластин) шины.
Обратитесь к техническим характеристикам
Если информация о слойности на боковине отсутствует или непонятна, обратитесь к техническим характеристикам шины. Информацию можно найти в каталоге производителя или на его официальном сайте. Также эти данные могут быть указаны в инструкции по эксплуатации грузовика или в руководстве по обслуживанию.
Оценка визуального состояния
Хотя визуальный осмотр не позволяет точно определить количество слоев, он может дать представление о состоянии и возрасте шины. Если вы видите трещины, износ или другие видимые повреждения, это может указывать на то, что шина старая или изношенная, и возможно, потребуется замена.
Почему важно знать слойность грузовой шины
Нагрузка: Знание слойности шины позволяет определить ее грузоподъемность и корректно распределить нагрузку на грузовике, тем самым предотвращая преждевременный износ и аварии.
Безопасность: Шины с большим количеством слоев обычно обеспечивают лучшую устойчивость на дороге и сцепление с поверхностью, что снижает риск аварий и улучшает безопасность вождения.
Долговечность: Шины с большим количеством слоев обычно имеют более длительный срок службы, что снижает затраты на замену и обслуживание.
Эффективность: Правильный выбор шин с соответствующей слойностью позволяет оптимизировать эффективность топлива и повысить производительность грузовика.
Оптимизация затрат: Выбор грузовых шин с подходящей слойностью исходя из нагрузок, которые будет испытывать транспортное средство, поможет оптимизировать затраты на эксплуатацию и обслуживание. Слойность влияет на стоимость шины, и выбор шин с более высокой слойностью, чем требуется, может привести к ненужным дополнительным расходам.
Соблюдение законодательства: В некоторых странах или регионах могут быть установлены требования к минимальной слойности грузовых шин. Знание слойности своих шин поможет вам соблюдать законодательные нормы и избежать штрафов или других санкций.
Улучшение управляемости: Подобранные с учетом слойности шины могут повысить управляемость грузовика, обеспечивая максимальную стабильность и отзывчивость при маневрировании и торможении.
Повышение комфорта: Шины с правильной слойностью и конструкцией могут обеспечить меньшие вибрации и шум, что способствует улучшению комфорта водителя в кабине и снижению утомляемости при длительных поездках.
Определение слойности грузовой шины имеет ряд преимуществ, которые могут повлиять на безопасность, производительность и экономичность грузового транспорта. Информированный выбор шин с учетом слоев позволит вам оптимизировать затраты, улучшить управляемость и комфорт, а также соблюдать законодательные требования и обеспечить безопасность на дороге. Не забывайте регулярно проверять состояние своих шин и при необходимости обращаться к специалистам за консультацией и заменой изношенных или поврежденных шин.
Определение слойности грузовой шины является важным аспектом в обеспечении безопасности и надежности грузоперевозок. Используя информацию с боковины шины, технические характеристики и визуальный осмотр, владельцы грузовиков и транспортные компании могут выбирать подходящие шины, способные выдерживать нужные нагрузки и обеспечивать максимальную долговечность.
Знание слойности грузовой шины также помогает правильно распределить нагрузку на транспортное средство, обеспечивая безопасность и улучшая эффективность работы. В целом, грамотный подход к выбору и эксплуатации грузовых шин с определением их слойности поможет вам сэкономить на затратах, связанных с заменой и обслуживанием, а также снизить риски аварий и повысить безопасность дорожного движения.