Как правильно «прикурить» авто
От неприятного сюрприза в виде резкой разрядки АКБ не застрахован ни один автовладелец. Особенно актуальна это проблема зимой, когда после ночевки машины в холодном гараже или на морозе стартер не способен раскрутить коленвал двигателя из-за отсутствия достаточных пусковых токов. Оптимальный выход из ситуации – перенос батареи в теплое помещение с дальнейшим восстановлением напряжения и емкости специальным зарядным устройством. Если такой вариант не подходит, можно «прикурить» севший аккумулятор от схожей по параметрам АКБ, установленной в другом автомобиле.
Донор и реципиент
Со стороны прикуривание авто напоминает процедуру прямого переливания от «дарящего» (донора) к «принимающему» (реципиенту). Здесь кровь – электрический ток, вены – аккумуляторы, иголки – клеммы-крокодилы, трубки – изолированные провода. Как и в медицине, важны совместимость, корректный выбор оборудования и порядка действий, соблюдение «стерильности», чтобы избежать возгорания.
Основные ошибки прикуривания авто:
- работающий двигатель автомобиля-реципиента;
- включенное зажигание и электроприборы;
- номинальная емкость отдающей АКБ ниже, чем принимающей;
- неправильное направление или последовательность подсоединений клемм-крокодилов;
- малая длина или недостаточная площадь сечения питающих проводов;
- несоблюдение правил пожарной безопасности (бензин и масло на двигателе).
Эти нарушения способны нанести серьезные повреждения не только АКБ, но и электросистемам обоих автомобилей. Чтобы избежать поломок, следует придерживаться корректного порядка действий и четко соблюдать меры предосторожности.
Правильное прикуривание от чужого аккумулятора
Рекомендованный специалистами алгоритм состоит из нескольких последовательных шагов:
- выравнивание заряда аккумулятора на машине-доноре (5-10 минут работы ДВС на 2000-3000 об/мин);
- выключение на обоих авто зажигания и всех систем, питающихся от бортовой сети;
- присоединения красного провода к плюсу донорской АКБ, а затем – к положительной клемме севшего аккумулятора;
- подключение черного провода к минусу АКБ-донора с последующей фиксацией второго «крокодила» к неокрашенной части кузова или блоку ДВС авто-реципиента («масса»).
- запуск двигателя реципиента с обязательной работой в течение 5-10 минут на 1500-2000 об/мин;
- отключение проводов в обратной последовательности (минус от реципиента – минус от донора, плюс от реципиента – плюс от донора).
Очень важно соблюдать полярность, чтобы избежать короткого замыкания. Не стоит доверять визуально симметричному расположению АКБ, которые могут иметь конструктивное исполнение с прямой и обратной полярностью. Единственный правильный ориентир – заводская маркировка на корпусе.
Теоретически прикуривание авто с севшим аккумулятором будет успешным и при присоединении отрицательного крокодила не к «массе», а к клемме «–» на батарее. Но на практике такая схема подключения приводит к ускоренному разряду АКБ-донора, особенно в мороз. Еще одной особенностью минусового «крокодила» является сильная искра при подаче пускового тока на стартер. Если под капотом присутствуют остатки масла или бензина, возникает серьезная угроза пожара. Именно поэтому перед прикуриванием необходимо вытереть на двигателе и внутренних поверхностях кузова все подозрительные пятна.
Количество попыток
Прикуривание автомобиля от батареи другой машины имеет количественные ограничения. Нельзя бесконечно нагружать донорский АКБ без риска глубокой разрядки, даже если это качественный австрийский автоаккумулятор Banner или мощный «американец» Exide. Оптимальное количество неудачных пусков – 2-3 (максимально-допустимое – 4-5).
При исчерпании лимита следует:
- выключить зажигание у проблемного автомобиля;
- не отсоединяя провода, завести двигатель авто-донора на 15-30 минут (2000-3000 об/мин) для подзарядки батареи от генератора;
- повторить попытку пуска мотора машины-реципиента.
- При повторном неудачном результате возможно наличие дополнительной неисправности или несоответствие электрических параметров АКБ.
- От какого аккумулятора можно прикурить авто
Необходимо соблюдать два простых правила выбора автомобиля-донора для параллельного присоединения к севшей батарее. Первое условие касается одинакового рабочего напряжения и всегда выполнимо, поскольку большинство АКБ для легковых и коммерческих авто имеют 6-баночную конструкцию, генерирующую 12В. Исключения связаны с мототехникой (6В) и тяжелыми грузовиками, автобусами, спецтехникой (24В).
Второе требование более значимо и часто становится проблемой в нештатных ситуациях на трассе или в малонаселенной местности. Недопустимо, чтобы емкость аккумулятора прикуриваемого авто была больше, чем у донора. В такой ситуации высока вероятность быстрого разряда работающей батареи без достижения достаточных пусковых токов на стартере реципиента.
Правильные провода для прикуривания автомобиля
Приняв решение купить авто аккумулятор Bosch, Delkor, «Зверь» или любой другой марки, стоит сразу приобрести качественные провода прикуривания. Это важнейший элемент запуска двигателя от автомобиля-донора, к которому предъявляются очень жесткие требования по материалам и конструкции:
- площадь поперечного сечения – от 16 мм2 (толщина карандаша) для безопасного прохождения сильных пусковых токов 200-500 ампер;
- наружная изоляция – плотная, толстая, гибкая из ПВХ или полиэтилена для надежной защиты пользователей и беспроблемной эксплуатации в мороз;
- токоведущий сердечник – медная многопроволочная жила;
- цветовая маркировка – черно-красная, разнесенная для однозначной идентификации темного «–» и более яркого «+». Могут быть другие вариации оттенков (черно-желтый, черно-зеленый, черно-синий и т.д.);
- длина – 2,0-3,5 метра для удобного подключения без критического сближения машин;
- зажимы («крокодилы») – медные, латунные, бронзовые или комбинированные с острыми зубьями, сильной пружиной и эргономичными ручками с диэлектрическим покрытием.
Даже в тех комплектах стартер-кабеля, где оба проводника одного цвета, окрас крокодилов всегда разный. Не стоит увлекаться большой длиной стартерного провода. Этот тот случай, когда удобство вредит качеству, поскольку каждый метр «съедает» 0,5 вольта напряжения. Также следует избегать тонких моделей, подверженных ускоренному термоэлектрическому износу. При прохождении через них тока 300-400 ампер быстро выгорает медный сердечник и плавится внешняя оболочка. Технико-эксплуатационные свойства алюминиевых вариаций мало чем уступают медным по электрике, но не выдерживают регулярных нагрузок на излом
.
Для самостоятельного изготовления проводов прикуривания следует использовать силовой кабель в негорючей изоляции, например, ВВГнг или ПВСнг, сечением 20-25 мм2. Вместо «крокодилов» могут использоваться наконечники или торцевые петли.
Можно ли прикуривать от заведенной машины
Для современных авто-доноров такая практика чревата серьезными техническими проблемами, поскольку, кроме АКБ, в коммутационных процессах участвуют генератор и электронный блок управления. Резкие перепады напряжения при запуске авто-реципиента создают чрезмерную нагрузку на контроллеры и электросистемы, провоцируя мгновенные поломки или сокращая ресурс оборудования. Многие рекомендуют отключать минусовую клемму машины-донора при прикуривании, чтобы изолировать электросхемы от воздействия авто-реципиента.
Пуско-зарядные устройства и бустеры
Сейчас можно не только удобно купить аккумулятор для авто с доставкой, но и беспроблемно подобрать оптимальное ПЗУ для его регулярного обслуживания. Универсальный прибор служит для корректного восстановлении емкости АКБ от сети 220В. Он способен запускать двигатель как с предварительной частичной подзарядкой, так и моментально при глубоком разряде. Важной особенностью пуско-зарядных устройств являются высокие стартерные токи в 400-700 и больше ампер.
Особняком стоят компактные пусковые устройства – бустеры (джамп-стартеры), которые полностью автономны и выступают эффективной альтернативной прикуриванию от другой машины. Стандартно укомплектованы «крокодилами» и емкими литий-полимерными батарейками. Одного заряда достаточно для 4-5 успешных пусков силой 150-1000 ампер. С бустерами отлично взаимодействуют зарубежные АКБ, например, аккумуляторы для автомобиля Hankook (производитель AtlasBX Co. Ltd Южная Корея), и отечественные бренды «Зверь», «Аком», «Титан-Стандарт», «Сибирь».
Проблема, как правильно прикурить авто, рано или поздно возникает перед каждым автовладельцем. Она больше актуальна для людей, которые мало или нерегулярно эксплуатируют машину, из-за чего на АКБ существенно влияет эффект саморазряда. Именно поэтому важно иметь в багажнике комплект надежных стартерных проводов и уметь их применять. Основные моменты запуска двигателя от авто-донора – соблюдение полярности, правильная последовательность установки (демонтажа) зажимов-крокодилов, совместимость батарей и безопасность бортовой сети.
Если АКБ регулярно теряет напряжение и емкость, особенно при снижении температуры или непродолжительном простое, стоит задумать о замене. Сейчас можно дорого сдать автомобильный аккумулятор в Москве и значительно сэкономить на приобретении новой батареи с длительной гарантией и многолетним сроком службы.
Как подключить аккумулятор на автомобиле
Наверное, каждый автолюбитель сталкивался с проблемой установки и снятия аккумулятора в первый раз. Существуют классические правила, и если их не соблюдать, возникнут различные неисправности, вплоть до повреждения батареи.
Установка
Как правильно установить АКБ
Перед непосредственной установкой аккумулятора необходимо провести подготовительную работу.
- Первый этап. Следует узнать полярность аккумуляторной батареи, чтобы исключить переплюсовку. Как правило, АКБ имеют классическую или прямую схему разводки — плюс слева, минус справа. Однако в последнее время стали встречаться в большом количестве и батареи с обратной схемой, когда плюсовая клемма находится уже справа.
- Этап второй. Проверить заряд. Если батарея разряжена, потребуется сначала подпитать её током через зарядочник. Процесс этот важный, и чтобы зарядка производилась грамотно, надо действовать по инструкции. Обычно батарея заряжается порядка 14 часов, после чего нужно сначала вынуть зажим устройства с отрицательной клеммы АКБ, а затем только, с положительной.
- Обеспечить безопасность монтажа. Дело в том, что аккумулятор содержит электролит — химически агрессивную жидкость. Она может вытечь из корпуса, если поставить батарею на кривую или наклонную поверхность. Само подключение АКБ должно проводиться при отключённых потребителях, поэтому надо и об этом позаботиться. Проверить, не включена ли оптика, автоакустика и другие приборы. Место установки АКБ следует тщательно осмотреть, протереть от грязи, пыли и мусора. Батарея должна плотно сесть на своё место.
- Проверить клеммы проводов и выводы самой батареи. На них не должно быть слоя окислов или грязи. Если это наблюдается, необходимо зачистить места мелкой наждачной бумагой.
После установки аккумулятора на своё место, надо подключить провода. Их два: чёрный плюсовой и красный отрицательный. Цвета могут быть и другими, и чтобы не запутаться, рекомендуется смотреть на металлические наконечники кабелей. Они бывают помечены в соответствии со своей полярностью. Первым делом соединяется плюсовой провод — наконечник вдевается на положительный вывод аккумулятора. Затем таким же манером, но уже на отрицательный вывод, подключается провод массы. Клеммы следует прочно зафиксировать, используя подходящий по размерам гаечный ключ. Сами провода не должны быть чересчур натянутыми.
Как отключить автомобильный аккумулятор
Снятие или отключение автомобильного внешнего источника питания проводится в целях ремонта или замены. Также как в случае с установкой, здесь потребуется знание некоторых специфических моментов.
Минусовой провод снимается первым
Примечательно, что многие новички и не догадываются о том, где находится аккумуляторная батарея. Например, на некоторых машинах он расположен не в подкапотном пространстве, а в багажнике или в салоне под задним сидением. Поэтому для начала следует определить его местоположение, заглянув в руководство по автомобилю.
Итак, демонтаж батареи проводится по такой инструкции:
- обеспечивается лёгкий доступ к АКБ — при необходимости снимаются защитные крышки и другие мешающие элементы;
- некоторые аккумуляторы штатно фиксируются посередине специальной планкой или ремнём, который надо вытащить;
- далее с помощью ключа вывернуть крепёжные гайки с клемм.
Внимание! Существуют два типа современных аккумуляторов: с верхними или боковыми клеммами. В первом случае достаточно вывернуть крепежи гаечным ключом. А вот для боковых фиксаторов понадобится другой инструмент: комбинированный или торцевый ключ. Кроме того, есть АКБ с пружинными зажимами проводов, которые надо снимать плоскогубцами.
Сначала рекомендуется демонтировать отрицательную клемму, чтобы случайно не произошло замыкания. После этого снять провод плюса. Освобождённый аккумулятор нужно вытащить, взявшись за ручки или специальные выемки.
На некоторых автомобилях, например, Volvo, аккумуляторная батарея должна подключаться и отключаться по-особому:
- устанавливаться во втором положении ключа зажигания, чтобы не возникло ошибок при включении модулей;
- отключаться не раньше 5-минутного перерыва после выключения зажигания, чтобы электронный блок успел сохранить важные информационные сигналы.
Добросовестные производители делают выводы своих аккумуляторов разного диаметра. Это помогает владельцу не перепутать полюса при подключении или отключении батареи. Старайтесь выбирать только лучшие изделия, чтобы их эксплуатация проходила удобно и долго.
Как «прикурить» автомобиль и ничего не спалить
Повернув ключ в замке зажигания или нажав кнопку запуска, вы увидите «гирлянду» хаотично моргающих ламп на приборной панели, но не услышите характерного шума работающего стартера. Оживить машину в этом случае поможет процедура «прикуривания».
- Зачем «прикуривать»
- Когда можно, а когда — нет
- Что нужно, чтобы «прикурить»
- Инструкция
- «Прикуривание» зимой
- Техника безопасности
- Вредно или нет
Зачем «прикуривать» автомобиль
Все современные автомобили с ДВС заводятся посредством электрического стартера. Для работы этого устройства нужен электрический ток. Когда штатный аккумулятор машины по какой-то причине садится (это обычно происходит в холодное время года), запуск двигателя привычным поворотом ключа или нажатием кнопки становится невозможен. Оживить железного коня в этом случае можно несколькими способами. Самый быстрый и простой из них — так называемое «прикуривание».
Под «прикуриванием» на водительском жаргоне понимается процесс запитывания бортовой сети автомобиля от автомобиля-донора с помощью пусковых проводов. Соединив заряженный АКБ с разряженным, можно запустить двигатель, не прибегая к замене аккумулятора или пуску с толкача, который, к слову, на машинах с автоматической трансмиссией просто невозможен. «Прикуривание» — относительно несложная процедура, с которой может справиться каждый. Главное — соблюсти ряд важных условий и действовать аккуратно. Любая ошибка в этом деле может обойтись очень дорого.
«Прикуривание» от другого автомобиля возможно только тогда, когда аккумулятор вашей машины по какой-то причине просто сел. Неполадки иного рода не просто не приведут к желаемым результатам, но и могут полностью обездвижить автомобиль — не только ваш, но и вашего потенциального спасителя.
Фото: Shutterstock
Когда нельзя «прикуривать» автомобиль
«Прикурить» современный автомобиль от другой машины можно далеко не всегда. Нужно соблюсти ряд обязательных условий. Если для старой техники эта процедура почти не несла потенциальных рисков, то в отношении новой требует предельной осторожности и аккуратности. Даже обычное отключение клемм от АКБ на современной машине может привести к возникновению ошибок и отказам важных систем.
Лучше не пытаться завести двигатель машины методом «прикуривания», если:
- автомобиль внезапно заглох, а дальнейшие попытки завести его от штатного аккумулятора не привели к успеху;
- в бортовой электрике есть очевидные проблемы (греются или оплавляются провода, не работает генератор, скачет напряжение, наблюдаются сбои охранной системы и так далее);
- порван ремень генератора;
- ощущается химический запах или есть следы задымления;
- есть подтёки топлива;
- аккумуляторная батарея физически повреждена.
Пытаться запустить мотор от машины-донора стоит только тогда, если вы абсолютно уверены в исправности вашего автомобиля.
Что нужно, чтобы «прикурить»
Для «прикуривания» автомобиля нужны всего два ключевых компонента:
• Автомобиль-донор с исправным и заряженным аккумулятором
В роли «донора» может выступить не только другой автомобиль с аккумулятором, но и отдельно взятая АКБ. Также запустить мотор можно с помощью так называемого «бустера» — мощного литиевого аккумулятора в компактном корпусе. Во всех перечисленных случаях процедура идентична.
• Пусковые провода с зажимами-«крокодилами»
Пусковые провода рассчитаны на большие токи. При их подборе нужно руководствоваться простым правилом: чем выше ёмкость аккумулятора, тем большего сечения требуются пусковые провода. С помощью них соединяются клеммы вашего аккумулятора с клеммами аккумулятора-донора.
Есть и ещё один нюанс, который нужно учитывать. В некоторых современных автомобилях доступ к АКБ и её выводам максимально затруднён. «Прикурить» такие машины без частичной разборки и длинных пусковых проводов физически невозможно.
Как «прикуривать» автомобиль: инструкция
Схема подключения пусковых проводов (Фото: из открытых источников)
Процедура «прикуривания» конкретно вашего автомобиля описана в инструкции по эксплуатации. Если инструкции по какой-то причине нет, воспользуйтесь этим алгоритмом:
- Расположите автомобиль-донор таким образом, чтобы «крокодилы» пусковых проводов дотягивались от одного аккумулятора до другого. Сделать это может быть непросто: в некоторых моделях автомобилей аккумуляторы находятся в багажнике или в салоне, а не под капотом.
- Заглушите двигатель автомобиля-донора и проследите за тем, чтобы были отключены все дополнительные потребители (фары, подогревы, магнитола, вентилятор отопителя и так далее). Проконтролируйте отключение лишних потребителей на своём автомобиле.
- Подключите «крокодил» красного пускового провода к плюсовой клемме «уснувшего» автомобиля, а затем «крокодил» на другом конце провода — к «плюсу» аккумулятора автомобиля-донора. Положительный и отрицательный выводы помечены соответствующими символами.
- Подсоедините один конец «минусового», чёрного провода, к батарее машины-донора, а второй «крокодил» прицепите к неокрашенной металлической части своей машины. Желательно — как можно ближе к стартеру. Рекомендуется подключить «минусовой» кабель непосредственно к двигателю. Но только на машине с севшей батареей.
- После подключения проводов обе машины соединяются в единую цепь. Севший аккумулятор начинает подпитываться электроэнергией от аккумулятора-донора. Если аккумулятор-донор хорошо заряжен с «свеж», можно попытаться сразу запустить мотор «приболевшей» машины. Делать это можно лишь в том случае, если ёмкость батареи-донора выше, чем у разряженной АКБ. После успешного запуска пусковые провода сразу же отключаются.
Если уверенности в мощности аккумулятора-донора нет или если вы пытаетесь оживить машину с дизельным двигателем, сперва нужно завести двигатель автомобиля-донора, дать поработать ему 5–10 минут на повышенных оборотах, и только потом заводить «уснувшую» машину, предварительно заглушив машину-донор. - При отключении пусковых проводов после успешного запуска нужно действовать в обратной последовательности: сперва отключается чёрный, «минусовой» провод, затем — красный, «плюсовой».
- После запуска машины с севшим аккумулятором не глушите её мотор хотя бы 20–30 минут. Ещё лучше сразу отправиться в путь. На высоких оборотах двигателя зарядка аккумулятора идёт быстрее, чем при холостой работе двигателя.
Фото: Shutterstock
Как прикуривать автомобиль зимой
При «прикуривании» автомобиля зимой нужно попытаться максимально минимизировать возможные потери тока и снизить нагрузку на аккумуляторы обоих автомобилей. Чем ниже температура воздуха, тем меньше эффективная ёмкость любой аккумуляторной батареи. Дополнительные потребители съедают драгоценную электроэнергию. Негативно сказываются на возможностях запуска мотора «уснувшей» машины даже такие мелочи, как загустевшее масло в моторе и трансмиссии.
Если вы заводите машину на «механике», обязательно выжмите педаль сцепления в момент прокрутки мотора стартером. По возможности постарайтесь согреть аккумуляторную батарею. В некоторых случаях это позволяет обойтись без посторонней помощи и «прикуривания».
Техника безопасности
При неаккуратном «прикуривании» автомобиля есть вероятность повредить электронику обеих машин — как донора, так и «захворавшего» авто. На эти моменты стоит обратить особое внимание:
- «Прикуривать» машину рекомендуется только от автомобиля с более мощным аккумулятором. При этом не важно, каким топливом питаются моторы — бензином или дизельным горючим.
- Напряжение в бортовой сети должно быть одинаковым. В сети большинства автомобилей используется напряжение 12 вольт, но есть и гибридные машины с 24-вольтовой схемой. Обязательно убедитесь, что напряжение идентично.
- Старайтесь избегать «прикуривания» от работающего мотора. Это действие — крайняя мера, несущая потенциальную угрозу электроники обеих машин. Когда оба двигателя работают одновременно, электронная «начинка» донора подвергается перегрузке.
- Нужно проявлять предельную аккуратность в процессе подключения/отключения пусковых проводов. Касание «плюсовым» проводом кузова любой из машин при одновременном соединении «минусовых» клемм ведёт к короткому замыканию. В лучшем случае сгорят предохранители, а в худшем — электронные блоки управления, реле-регуляторы или проводка.
- Обратите пристальное внимание на то, куда именно вы подключаете «крокодилы» пусковых проводов. Если есть хотя бы малейшие сомнения, «минусовые» клеммы подсоединяйте к массе, то есть к кузовам машин или к силовым агрегатам.
- Не используйте в процессе «прикуривания» тонкие, ненадёжные провода. Если сечения проводников не хватит, они будут сильно греться, а изоляция — плавиться. Возможен даже пожар.
Фото: Shutterstock
Вредно ли «прикуривать» автомобиль
«Прикуривание» автомобиля — стандартная процедура, обычно не несущая в себе угроз транспортным средствам. Но это не значит, что она действительно не может навредить.
Подключаясь к заведомо исправному и заряженному аккумулятору, вы заводите автомобиль от него. Серьёзных скачков напряжения и фатальных последствий для электроники обеих машин не происходит. Реальную опасность несут несоблюдение техники безопасности и «прикуривание» от авто с незаглушенным мотором.
- Всё, что нужно знать о знаке «Кирпич»: действие, нюансы, наказания
- 5 фактов о ДВС, которые будут интересны всем водителям
- Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать
Как подсоединить провода к аккумулятору
Наибольшая нагрузка на автомобильную аккумуляторную батарею и провода, соединяющие её с бортовой сетью, приходится на момент запуска двигателя. Кратковременные пики потребляемого стартером тока могут достигать нескольких сотен ампер, в зависимости от температуры и вязкости масла в системе смазки. Жёсткие условия эксплуатации проводов для аккумулятора предъявляют к ним определённые требования, в числе которых:
- достаточное сечение, обеспечивающее малое падение напряжения при протекании стартерного тока;
- надёжные клеммные зажимы для присоединения проводов к АКБ с малым переходным сопротивлением;
- гибкость, исключающую возникновение изломов провода вследствие вибрации и периодического отключения АКБ;
- устойчивость изоляции к высокой температуре под капотом и воздействию смазочных материалов.
При замене штатных проводов АКБ, а также проводов для «прикуривания» авто возникает вопрос — использовать ли готовые провода, купленные в магазине запчастей или изготовить их самостоятельно, отдельно купив кабель, наконечники и клеммные зажимы.
Второй вариант вполне доступен автомобилистам, имеющим некоторый навык электромонтажных работ, а с учётом риска приобретения некачественных готовых изделий, он может оказаться более предпочтительным.
Типы провода для аккумулятора
Провода, предназначенные для подключения непосредственно к выводам АКБ, могут быть стационарными или переносными. Стационарные являются частью системы электрической бортовой сети автомобиля, переносные служат для «прикуривания» или подключения сторонних потребителей: компрессора, вулканизатора, переносного светильника и т.п.
Стационарные провода АКБ относятся к стандартным изделиям, предназначенным для конкретной модели автомобиля. Они делятся на три типа:
- провода для подключения к плюсовому выводу АКБ;
- минусовые провода или провода «массы»;
- перемычки для соединения АКБ между собой в автомобилях с 24-х вольтовой бортовой сетью.
Особенности конструкции проводов для АКБ
Провода для аккумулятора представляют собой жгуты определённой конфигурации с напрессованными клеммами и наконечниками.
Каждый из жгутов (плюсовой и минусовый) состоит из двух проводов различного сечения. Провода, предназначенные для соединения со стартером обычно выполняются сечением не менее 16 мм 2 и оборудованы медными наконечниками. Плюсовой провод, питающий остальных потребителей бортовой сети, может иметь площадь сечения 6 – 8 мм 2 и подключается к блоку предохранителей. Второй провод минусовой клеммы (также 6 – 8 мм 2 ) соединяется с кузовом автомобиля, то есть «массой».
При самостоятельном изготовлении, сечение стартерных проводов лучше увеличить до 35 мм 2 , а проводов «массы» и питающих блок предохранителей – до 10 мм 2 . Благодаря такому запасу уменьшится величина падения напряжения в проводах и облегчится запуск двигателя. При изготовлении комплекта особое внимание следует уделить монтажу клемм и наконечников. При некачественном обжатии, в местах их соединения с проводами может появиться значительное переходное сопротивление, которое вызовет локальный перегрев и оплавление изоляции. При большом сопротивлении проводов двигатель может и вовсе не завестись, так как напряжение на обмотке стартера будет слишком низким.
Для монтажа наконечника конец провода зачищают от изоляции и удаляют окисел с жилы при его наличии. Для опрессовки лучше использовать специальный пресс, но при его отсутствии можно использовать слесарные тиски. После обжатия в тисках гильзу наконечника можно накернить для улучшения контакта. Наконечники лучше взять медные лужёные, они не подвергаются окислению, как чистая медь. Гильзу наконечника плюсового провода следует защитить изоляционной трубкой, лучше термоусаживаемой. Это предотвратит от его случайного соприкосновения с корпусом автомобиля и короткого замыкания.
Провод АКБ — обзор марок
Рассмотрим наиболее распространённые марки проводов российского производства, использующиеся при монтаже автотракторной проводки.
ПВА. Данный тип провода предназначен для монтажа электрических цепей автомобильных транспортных средств. Медная токопроводящая жила высокой гибкости покрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, рассчитанной на напряжение до 48 вольт. Провод не распространяет горение при условии одиночной прокладки и устойчив к воздействию автомобильного топлива и масел.
Допустимый диапазон температуры при эксплуатации ПВА составляет от -40°С до +105°С. В ходе заводких испытаний провод выдерживает воздействие температуры +135°С в течение 96 часов.
ПГВА. Специализированный автомобильный провод. Медная многопроволочная жила имеет класс гибкости 3.
Менее устойчив к воздействию высокой температуры, допустимый диапазон которой от -50°С до +70°С. Поливинилхлоридная изоляция рассчитана на напряжение до 48 вольт.
КГ. Кабель КГ 1х35 мм 2 может применяться для изготовления аккумуляторных проводов для питания стартера автомобиля. Токопроводящая медная многопроволочная жила 5-го класса гибкости.
Наружная оболочка из резины РТИШМ обеспечивает работоспособность кабеля при напряжении до 660 вольт.
Особенности подключения проводов АКБ
При самостоятельном монтаже аккумуляторных проводов нелишней будет их дополнительная защита от механических повреждений с помощью пластиковой гофрированной трубки.
Не во всех моделях автомобилей минусовый провод непосредственно соединяется со стартером. В этом случае предполагается, что ток стартера к минусовой клемме протекает по деталям корпуса машины.
При переделке проводов лучше предусмотреть прямое подключение минуса к двигателю стартера. Это обеспечит наиболее надёжный контакт, наименьшее сопротивление стартерной электрической цепи, и как следствие более лёгкий запуск автомобиля.