Проверка термостата тремя способами и пять его неисправностей
В 80% случаев проверка термостата легко выполняется без снятия с машины. Описанные в статье два способа диагностики «на месте» позволяют выявить 5 из 5 возможных неисправностей этой детали. Разборка же системы охлаждения потребуется лишь для того, чтобы уточнить или подтвердить поставленный диагноз, а также для замены термостата в случае подтвердившейся неработоспособности.
Принцип работы и функции термостата
Чтобы уверенно пользоваться предложенными в статье методиками диагностики термостата, придётся кое в чём разобраться. А именно:
- Как работает термостат?
- Зачем он вообще нужен?
- Как выполняет свои функции в исправном состоянии?
Работает термостат крайне просто. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при достижении охлаждающей жидкостью определенных температур. Когда антифриз холодный — термостат закрыт. При температуре выше 80 °C (зависит от двигателя) — открывается. Срабатывает это за счёт того, что внутри детали есть специальная капсула, содержащая сильно расширяющуюся от нагрева смесь (на основе воска). Когда она нагревается, её объем увеличивается, капсула давит на шток и, преодолевая сопротивление пружины, открывает клапан.
Теперь разберёмся вкратце — зачем нужен термостат и какие функции на него возложены. Для этого рассмотрим устройство системы охлаждения автомобильного двигателя в упрощённом виде. А состоит она из двух контуров:
- Малый контур — включает «водяную рубашку» двигателя, а также радиатор, который используется для работы печки в салоне машины.
- Большой контур — включает всё вышеперечисленное, плюс основной радиатор и расширительный бачок.
Термостат же установлен в системе таким образом, чтобы разделять или сообщать эти два контура в нужный момент. Когда мотор ещё холодный или вышел лишь на нормальную рабочую температуру – клапан полностью закрыт. Охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру. За счёт этого двигатель быстрее прогревается. Кроме того, раньше можно включать печку для обогрева салона автомобиля в зимнее время.
Когда же температура охлаждающей жидкости достигает критически высокой температуры, термостат по описанному выше принципу начинает приоткрываться. Часть горячего антифриза поступает в основной радиатор, где происходит её охлаждение. В малый контур, тем временем, течёт холодная (или охлаждённая) жидкость. Когда температура в малом контуре снижается, термостат закрывается. За счёт этого постоянно поддерживается номинальная рабочая температура двигателя.
Следует отметить, что клапан термостата необязательно открывается или закрывается полностью. Он срабатывает по мере увеличения или понижения температуры охлаждающей жидкости, и в соответствии с этим изменяет свою пропускную способность. Эта особенность позволяет добиться более плавной терморегуляции, за счёт чего в системе не происходит резких скачков температуры.
Подведём промежуточные итоги. Термостат нужен для того, чтобы:
- холодный двигатель быстрее выходил на рабочую температуру;
- раньше можно было пользоваться печкой в салоне;
- температура охлаждающей жидкости поддерживалась на нужном уровне;
- в случае перегрева понизить температуру в малом контуре, сбросив часть антифриза на охлаждение в основной радиатор.
То есть, если бы термостата не было — двигатель долго бы прогревался, а зимой вообще не выходил бы на рабочую температуру. Чтобы устранить эту проблему, пришлось бы уменьшать объём системы охлаждения. Но в этом случае двигатель будет быстро перегреваться и закипать. Это важно понимать, так как на этом основывается часть описанной ниже диагностики.
Неисправности термостата и их признаки
Многие автолюбители идут путём, который кажется им более простым — они начинают искать неисправности, не зная, какими они могут быть. Однако автомобиль является таким механизмом, в котором какой узел не возьми, везде встречается целый набор поломок. Аналогичная беда и с термостатом. Неисправность у него далеко не одна, а целых пять. С их изучения и предлагается начать диагностику. Попутно рассмотрим последствия, которые следует ожидать при той или иной поломке термостата.
Неисправность 1. Термостат заклинило в открытом положении
Как показывает практика, заклинивание клапана в открытом положении является самой часто встречающейся неисправностью. Возникает она по разным причинам, у которых один и тот же исход. А именно — термостат независимо от температуры охлаждающей жидкости постоянно открыт. Это означает, что антифриз всегда циркулирует по большому контуру.
В результате заклинивания термостата в открытом положении возникают следующие проблемы:
- двигатель долго прогревается летом;
- зимой даже не выходит на рабочую температуру;
- печка дует либо слегка тёплым, либо вообще холодным воздухом;
- двигатель работает нестабильно и не на полную мощность;
- значительно увеличивается расход топлива;
- снижаются смазывающие свойства и текучесть моторного масла;
- как следствие — ускоряется износ трущихся деталей двигателя.
Как правило, автолюбители обращают внимание на эту поломку именно в зимнее время года, когда нужна печка, а она не греет. Хотя на самом деле холод в салоне не является самым неприятным последствием данной неисправности термостата. Ускоренный износ мотора и повышенный расход топлива — куда более серьёзные проблемы.
Неисправность 2. Термостат заклинило в закрытом положении
Эта поломка встречается реже, чем первая, но зато она намного опаснее. Когда клапан термостата заклинивает в закрытом положении, охлаждающая жидкость может циркулировать только по малому контуру, а к основному радиатору доступ ей отрезан. В результате двигатель и печка нормально выходят на рабочую температуру, но вскоре антифриз перегревается и закипает. В системе создаётся очень большое давление, и её, в конце концов, разрывает в самом слабом месте.
В отличие от первой описанной неисправности, долго эксплуатировать автомобиль с заклинившим в закрытом положении термостатом не получится. Как только это случится, двигатель при первом же запуске быстро выйдет на рабочую температуру, и тут же начнёт перегреваться. Если своевременно не обратить внимание на указатель температуры охлаждающей жидкости, то через несколько минут из-под капота повалит густой белый пар. Возможно, двигатель перегреется до такой степени, что произойдёт заклинивание деталей поршневого механизма, и тогда проблем будет ещё больше.
Заклинивание термостата в закрытом положении чаще всего происходит по одной и той же причине — расширяющийся состав вытекает из капсулы, и клапан более не может преодолевать сопротивление пружины. Также может случиться залипание тарелки клапана в корпусе термостата. Такое бывает после очень длительного простоя автомобиля, а вот при регулярной эксплуатации не встречается.
Неисправность 3. Термостат рано открывается и закрывается
Если термостат открывается слишком рано, охлаждающая жидкость из малого контура сбрасывается в основной радиатор, не достигнув нормальной рабочей температуры. В результате двигатель никогда не прогревается до конца. Соответственно, дефект сопутствуется плохой работой печки, немного повышенным расходом топлива, снижением приёмистости и другими проблемами, описанными при рассмотрении первой неисправности.
К счастью, встречается эта поломка очень редко. В основном, когда накануне в систему охлаждения устанавливается неоригинальный термостат. Дело в том, что у разных двигателей оптимальная рабочая температура отличается, и в соответствии с этими показателями разрабатываются и термостаты. В итоге, если на машину поставить неродную деталь, то клапан может открываться и закрываться слишком рано.
Неисправность 4. Термостат поздно открывается закрывается
Эти дефекты аналогичны предыдущим, но являются более опасными. Если рано открывающийся и закрывающийся термостат — это просто непрогретый двигатель, то при позднем срабатывании возможно кипение охлаждающей жидкости и разрушение системы. Вентилятор основного радиатора в данном случае, опять же, ничем не поможет, поскольку до датчика, включающего обдув, горячая жидкость доходит с опозданием.
Проявление этих неисправностей происходит по той же причине, что и в предыдущем случае. Установленный термостат рассчитан на срабатывание при других температурах. Однако не следует сбрасывать со счетов и такой вариант, что момент открывания и закрывания клапана сместился из-за износа. Например, если со временем ослабится пружина, возвращающая и удерживающая термостат в закрытом положении, то открываться он начнёт раньше, чем положено.
Неисправность 5. Термостат открывается или закрывается не до конца
Последняя распространённая поломка термостата — это когда его клапан по тем или иным причинам не может открыться или закрыться полностью. Данная неисправность не является такой критической или опасной, как заклинивание в закрытом положении. Но, всё же, некоторые неприятные последствия появятся.
Так, если термостат не закрывается до конца, большой контур не полностью отсекается от малого, когда двигатель холодный или пытается выйти на рабочую температуру. Уже такого, казалось бы, незначительного дефекта хватит для того, чтобы мотор долго прогревался, а зимой так и не вышел никогда на нормальную температуру. Опять же, печка греет плохо, топлива расходуется больше, моторное масло не достигает нужной текучести и так далее.
Второй вариант, когда клапан не до конца открывается, может быть куда опаснее. Проблема кроется в том, что при серьёзной нагрузке пропускной способности термостата не хватит, чтобы в нужном объёме сбросить перегретый антифриз в радиатор для охлаждения. Итог может быть таким же печальным, как описано в случае с заклиниванием клапана в закрытом положении.
Проверка термостата тремя простыми способами
Как было обещано в самом начале, два из трёх предложенных способов диагностики термостата позволяют выявить неисправности без снятия детали с машины. Последний способ потребует частичной разборки системы охлаждения, но, с другой стороны, он является более точным и наглядным.
Способ 1. Проверка термостата по приборной панели
В системе охлаждения любого автомобиля есть датчик температуры антифриза. Устанавливается он всегда на малом контуре, то есть, условно перед термостатом. Соединён этот датчик с указателем температуры, который расположен на приборной панели. В его роли может выступать как обычная стрелка со шкалой, так и цифровое табло. Независимо от исполнения в работе указателя температуры наблюдается закономерность, по нарушению которой можно определить неисправности термостата.
А работает указатель при исправном термостате следующим образом. Когда холодный двигатель запущен для прогрева, температура заметно повышается в течение нескольких минут. Затем стрелка (или цифры) останавливается на определенной отметке, и некоторое время остаётся примерно в одном и том же положении. Если после этого дать двигателю нормальную нагрузку (начать движение), то со временем можно будет заметить, как указатель резко опустится, и потом плавно начнёт подниматься. Далее цикл повторяется, а интенсивность изменения показаний температуры варьируется в зависимости от нагрузки на двигатель и ряда других факторов (температура на улице, скорость движения, особенности мотора, режим работы печки и пр.).
Теперь рассмотрим несколько ситуаций, указывающих на поломку термостата:
- Температура двигателя (стрелка или цифры) долго не поднимается или не достигает нормы — это явно указывает на то, что термостат заклинило в открытом положении, либо он закрыт не до конца.
- Двигатель немного прогревается (судя по стрелке), но на рабочую температуру никогда не выходит – то же самое. Термостат постоянно находится в открытом или приоткрытом положении.
- Двигатель перегревается, на что указывает зашкаливающая стрелка температуры охлаждающей жидкости – термостат заклинило в закрытом положении, либо он открывается не полностью.
Следует обратить внимание на то, третья из описанных ситуаций не всегда указывает на поломку термостата. Двигатель также может закипать и по вине радиатора или обдувающего его вентилятора. То есть, термостат мог и сработать, но антифриз в радиаторе не охлаждается так, как надо. Такое часто бывает, если, например, соты в радиаторе закупорены грязью или насекомыми, а также в случае поломки вентилятора.
Способ 2. Проверка термостата по температуре охлаждающей жидкости
Для проверки термостата этим способом лучше воспользоваться каким-либо инструментом, позволяющим измерять температуру в пределах 100 °C. Подходит для этих целей мультиметр с датчиком температуры. Как альтернативный вариант, можно утащить с кухни кулинарный термометр. Ещё лучше, если таких приборов найдётся два.
Проверка термостата выполняется по следующему простому алгоритму (для двух термометров):
- Датчик первого термометра закрепляется на патрубке, идущем от термостата к основному радиатору. Делать это можно при помощи изоленты или канцелярского скотча. Главная задача — как можно плотнее прикрепить датчик к патрубку, а также закрыть его, чтобы температура окружающей среды не вносила погрешностей.
- Второй термометр надо закрепить где-то на малом контуре, причём, как можно ближе к термостату. Если ещё одного лишнего инструмента не нашлось, можно обойтись и без него.
- Двигатель изначально должен быть холодным. Кроме того, возиться с термометрами при горячем моторе довольно опасно. Высока вероятность получить ожоги.
- Запускаем двигатель, и следим за температурами охлаждающей жидкости до, и после термостата по установленным термометрам.
- Зная теперь, как работает термостат, делаем соответствующие выводы по полученным показателям температуры.
Например, если в процессе прогрева двигателя температура с обеих сторон термостата растёт примерно одинаково — клапан явно заклинило в открытом положении. Нормой следует считать ситуацию, когда охлаждающая жидкость в малом контуре стремительно прогревается, а в большом контуре первое время остаётся холодной, либо прогревается со значительным отставанием.
Здесь, наверное, стоит немного уточнить некоторые особенности устройства термостата. Дело в том, что на многих автомобилях клапан даже в полностью закрытом положении не является абсолютно герметичным. В нём есть небольшое отверстие, которое необходимо для сброса лишнего давления, возникающего в малом контуре по мере прогрева мотора. Исключением являются те системы охлаждения, в малом контуре которых предусмотрен отдельный клапан для сброса избыточного давления.
Соответственно, если температура до термостата продолжает без конца расти, а на пути к радиатору патрубок холодный или еле тёплый, то есть вероятность, что клапан заклинило в закрытом положении. Либо он открывается с большим опозданием. Чтобы выяснить это по термометрам, нужно будет предварительно узнать, при каких температурах должен начинать срабатывать термостат на конкретном моторе.
Как показывает практика, этот способ проверки термостата является более предпочтительным и точным, нежели первый. А всё потому, что на многих не новых автомобилях детали системы охлаждения меняются на неоригинальные. К примеру, часто устанавливаются датчики температуры, из-за которых стрелка на приборной панели начинает «врать». Соответственно, ориентироваться на неё почти бессмысленно. А вот непосредственное измерение температуры охлаждающей жидкости при помощи посторонних приборов исключает подобные ошибки.
Способ 3. Проверка термостата в кипятке
Последний способ проверки термостата требует частичной разборки системы охлаждения, однако, позволяет воочию убедиться в его исправности, своевременности срабатывания или в какой-либо поломке. В некоторых случаях уже после демонтажа видно, что деталь имеет один из описанных выше дефектов, и последующие шаги делать уже не нужно.
Алгоритм проверки термостата этим способом выглядит следующим образом:
- Слейте с системы охлаждения 1—2 литра антифриза. Это позволит не пролить его во время дальнейших действий. Полностью сливать систему нет абсолютно никакой надобности. Разве что попутно вы решили заменить старый антифриз на свежий.
- В соответствии с руководством по эксплуатации извлеките термостат из корпуса.
- Осмотрите термостат визуально. Он должен быть полностью закрыт. Если клапанная тарелка приоткрыта или «застыла» в полностью открытом положении, то проверку можно не продолжать.
- Возьмите небольшую ёмкость с водой.
- Погрузите в воду термостат таким образом, чтобы он не касался дна (можно подвесить на проволочке).
- Аналогичным образом погрузите в воду термометр для измерения температуры воды со шкалой не менее 120 °C. Градусник тоже не должен касаться дна посудины, так как температура там будет выше, чем в самой воде.
- Нагревайте ёмкость на газовой плите или другим доступным способом. Крайне нежелательно использовать для этой процедуры электрический погружной кипятильник. Он прогревает воду в посуде неравномерно, и тест может выйти очень неточным.
- Установите по градуснику температуру, при которой термостат начал приоткрываться. Это, как минимум, градусов 80-85, а то и больше. В некоторых двигателях нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости переваливает за сотню градусов. Не кипит она только потому, что находится в герметичной системе с высоким давлением.
- Затем установите температуру, при которой термостат открылся полностью. Соблюдайте осторожность — не пытайтесь повернуть погружённую в почти кипящую воду деталь рукой, чтобы было удобнее смотреть.
- Сверьте полученные данные с руководством по эксплуатации вашего автомобиля.
Как правило, температурный диапазон срабатывания термостата можно увидеть прямо на его корпусе. Однако, если есть вероятность, что деталь неоригинальная, ориентироваться на эти показатели нет особого смысла. Термостат должен срабатывать не при той температуре, которая на нём написана, а при указанной в руководстве по эксплуатации конкретного двигателя.
Если же вода в ёмкости для проверки уже закипела, а клапан так и не сдвинулся с места, то деталь по понятным причинам подлежит замене. Хотя чаще всего встречается именно первая из описанных неисправностей, когда термостат заклинивает в открытом положении. А выявить этот дефект можно даже не снимая деталь с машины, либо, на крайний случай, при визуальном осмотре после демонтажа.
Краткие итоги
Проверка термостата описанными способами позволяет легко выявить все его неисправности, и своевременно заменить деталь на рабочую. Тест же в кипятке также даёт возможность оценить работоспособность нового термостата перед установкой его в систему охлаждения. Ведь от бракованных запчастей никто не застрахован. Кроме того, воспользовавшись столь простой проверкой, можно узнать, срабатывает ли клапан при нужной температуре, а не раньше или с опозданием. Такой подход иногда позволяет сэкономить путём установки дешёвого аналога вместо оригинального термостата.
© 2005-2023 Автогудок — интернет-магазин в Санкт-Петербурге Copyright, All Rights Reserved.
Санкт-Петербург, пр. Испытателей, 30б
Проверка термостата перед установкой!
Всем привет!
Перед заменой охлаждающей жидкости (ОЖ) решил заодно заменить и термостат. Не то, чтобы старый плохо работал — нет. Просто подумал, раз уже будет сниматься установленный, то почему бы не заменить его новым?!
И так, поехали…
Заказал в магазине новый термостат фирмы-производителя WAHLER. Честно скажу, уже до этого брал такой, до сих пор работает на отлично, поэтому взял аналогичный. Перед проверкой решил перестраховаться (а вдруг бы он не работал…). Поэтому налил в кастрюльку воды, поставил на газ и опустил в неё термостат. Когда водичка нагрелась — термостат открылся:
После этого я достал его из кастрюльки, подождал пока он немного остынет, при этом он начал закрываться (См. рис.)
Данную процедуру повторил пару раз — для уверенности.
Потом я достал термостат и подождал пока он полностью остынет, чтобы проверить плотность его закрытия:
Оказалось всё Ок, термостат плотно закрылся, когда немного остыл.
И в завершение, вот фото термостата в комплекте: сам термостат, круглая (в сечении) прокладка и коробка с номером:
Данную процедуру, как оказалось, можно было и не проводить, но зато я теперь уверен в работоспособности данного термостата WAHLER 4264.87D.
Всем спасибо за внимание…и понимание)))
Как проверить термостат на автомобиле
Термостат в системе охлаждения двигателя выполняет важную задачу. Он контролирует температуру силового агрегата без участия человека. Делать это необходимо по той причине, что мотор работает с максимальным КПД только при определенном температурном режиме. В основном он колеблется в пределах 86-90 °C. Если двигатель имеет температуру ниже этого значения, он берет больше топлива для работы. При перегреве увеличивается вероятность его остановки и даже заклинивания. Поэтому в первую очередь выполняется проверка термостата, если температура двигателя выходит за рамки рабочего режима. Рассмотрим, как это сделать, не снимая узел с автомобиля.
Причины и признаки неисправности термостата
Принцип работы данного узла основан на том, что, нагреваясь от охлаждающей жидкости, в термостате плавится технический воск, за счет чего открывается клапан, блокирующий путь антифриза через радиатор. Получив новое направление, антифриз охлаждается в радиаторе, за счет чего двигатель не перегревается. Если температура опускается ниже допустимого температурного предела, воск застывает и клапан блокирует путь по большому кругу, когда жидкость проходит через радиатор. Учитывая все это, необходимо знать, как проверить исправность термостата, когда появятся следующие признаки:
- Перегрев силового агрегата. Это обусловлено заклиниванием термостата в закрытом положении, из-за чего антифриз все время циркулирует, минуя радиатор и не отводя от мотора тепло. Летом мотор быстро перегревается, зимой процесс происходит медленнее за счет изначально низкой температуры силового агрегата.
- Холодный двигатель. Мотор не достигает оптимального режима в холодную погоду, от чего печка салона практически не работает. Кто знает, как проверить термостат, понимает, что его заклинило, когда он открылся. Антифриз циркулирует только через радиатор, что не страшно в летнюю жару, но негативно сказывается в зимние холода.
Если появились вышеперечисленные признаки, термостат рекомендуется проверить на целостность и, если требуется, заменить. Перед установкой следует проверять и новый узел, так как вероятность заводского брака всегда есть.
Перегрев — одна из самых частых причин выхода двигателя из строя
Как проверить термостат и определить его поломку
Даже новичок справится с этой задачей, зная, как проверить работоспособность термостата. Достаточно завести двигатель и подождать несколько минут, пока он прогреется. Затем необходимо открыть капот и рукой пощупать шланг системы охлаждения, соединяющий термостат с радиатором. Изначально шланг будет холодный, потому что термостат блокирует путь радиатор. При достижении требуемого температурного режима клапан откроется, шланг станет теплым, если устройство работает. Если же оно заклинило, шланг останется холодным.
Таким образом каждый, кто понимает, как проверить работу термостата, выявит его неработоспособность и тогда, когда он заклинил открытым. Это станет понятно по тому, как шланг нагреется еще до того, как двигатель достигнет оптимальной температуры. Такой проверки достаточно, чтобы понять необходимость в замене узла. Рассмотрим, как определить неисправность термостата за пределами машины, чтобы не установить заведомо нерабочий узел. Для этого его погружают в миску с водой, которую ставят на огонь и нагревают. Если клапан срабатывает на нижнем и верхнем температурном пределе согласно данным в техническом паспорте, значит узел работоспособный и его можно устанавливать.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
9706 просмотров
Бидфакс, что это?
Покупка транспортного средства в США ‒ это выгодное вложение, поскольку автомобильный рынок в данной стране очень развит. Даже с учетом доставки через океан, вы можете рассчитывать на более низкую стоимость, чем у отечественных.
318 просмотров
Как подготовить авто к зиме?
Подготовка авто к зиме: как сделать вождение комфортным и безопасным Суровые зимние условия ‒ это всегда вызов для каждого водителя. Ведь комфорт от эксплуатации автомобиля страдает от целого ряда факторов: мороза, льда.
Зачем нужно «варить» термостат перед установкой на авто
Комментарии: 1 29.10.2021 Термостат входит в состав системы охлаждения, он открывает либо закрывает канал. Этот элемент актуален в холодное время года, термостат способствует более быстрому прогреву двигателя. Многие автовладельцы «варят» термостат: для чего это делается. Подавляющее количество авто включают в свою конструкцию механический термостат, функционирующий на принципе расширения церезина. Есть также и электронные варианты, которые в данной статье не рассматривается.
Замена термостата представляет собой достаточно сложную процедуру, которая сопровождается сливом антифриза. Даже новое устройство может быть с браком. Чтобы убедиться в том, что термостат исправен, его проливают кипятком, либо устройство опускают в горячую воду. В процессе проверяется, как открывается термостат, при каких показателях, не заедает ли он.
Таким образом, лучше предварительно проверить прибор перед его установкой, чтобы потом не пришлось повторно его менять. Чтобы произвести замену термостата, требуется также приобрести прокладку и антифриз.