Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году
Автомобили в России по итогам 2022 года в среднем подрожали на 24%, при этом иномарки — сразу на 40%, говорится в итоговом отчете Росстата. Продолжится ли рост цен в 2023 году и сколько будут стоить автомобили
Фото: Shutterstock
За 2022 год в России стоимость новых легковых автомобилей выросла на 24,33%, говорится в данных Росстата, с которыми ознакомился Autonews.ru. Это рекордный показатель с 2002 года, когда начали вести подобную статистику. Сильнее всего подорожали новые иномарки, но и машины отечественных брендов выросли в цене. Покупатели уже ответили на это — спрос упал. Эксперты предупреждают: в 2023 году автомобилисты не смогут позволить себе покупку подорожавших иномарок и будут вынуждены брать за старую цену машины более низкого класса. Разбираемся, что подорожало заметнее всего и что будет с ценами на автомобили в наступившем 2023 году.
Иномарки подорожали на 40%
Рост цен на легковые машины в 2022 году вышел на рекордный уровень за все время ведения статистики Росстатом. Предыдущий был установлен в 2021 году, когда во время пандемии стоимость автомобилей за год выросла на 14,48%. Еще один пик наблюдался в 2015 году, когда вслед за ослаблением рубля цены на автомобили выросли на 12,49%. Более всего по итогам 2022 года подорожали новые автомобили иностранных брендов — как импортные, так и произведенные на территории России: сразу на 39,11%. При этом новые легковые машины отечественных марок, а это главным образом Lada и УАЗ (в конце 2022 года в России появились отечественные бренды «Москвич» и Evolute), подорожали на 29,65%. Скорректировать общий показатель помогли подержанные иномарки — их стоимость выросла всего на 6,75%.
Цены на автомобили обгоняют инфляцию
Рост стоимости легковых автомобилей значительно превысил общий уровень инфляции. По данным того же Росстата, общий индекс цен на товары и услуги (ИПЦ) в стране вырос за 2022 год на 11,94%. Пик роста цен на автомобили пришелся на март 2022 года, когда прекратились поставки новых иномарок, а российские автозаводы начали замораживать производство из-за нехватки комплектующих. В последующие месяцы стоимость автомобилей немного корректировалась, а подержанные иномарки относительно весны к декабрю и вовсе подешевели на 8%. Агентство «Автостат» приводит следующие показатели для каждой модели автомобилей. Так, из десятки самых популярных машин на рынке менее всего выросла стоимость Lada Granta, которая подорожала на 13%, с 598,8 тыс. руб. до 678, 3 тыс. руб. Заметнее всего подорожал кроссовер Chery Tiggo 4, цена которого увеличилась сразу на 75%: с 1,139 млн руб. до 1,999 млн руб.
При этом стоит учесть несколько отличную методику подсчета. В Росстате смотрят на ценники машин, которые реализовали в автосалонах в отчетный период, не учитывая при этом продажи юридическим лицам. В свою очередь «Автостат», говоря о топ-10, приводит изменение рекомендованных розничных цен на автомобили в базовых комплектациях. В свою очередь Autonews.ru ранее уже сравнивал изменение стоимости популярных автомобилей в России с учетом реальных ценников дилеров, а только рекомендованных производителями цен. К примеру, оказалось, что по сравнению с январем 2022 года Lada Largus подорожала почти на 500 тыс. руб., а Geely Coolray — на 800 тыс. руб.
Модель | Мин. цена в январе 2022 года, руб. | Мин. цена в январе 2023 года, руб. |
Lada Granta | 598 900 | 678 300 |
Lada Niva Travel | 879 900 | 998 900 |
Lada Niva Legend | 693 000 | 800 900 |
Lada Vesta | 862 900 | 1 121 900 |
Lada Largus | 829 900 | 1 300 900 |
Haval Jolion | 1 449 000 | 1 799 000 |
Haval F7 | 1 779 000 | 2 149 000 |
Haval F7x | — | 2 249 000 |
Haval Dargo | — | 2 849 000 |
Geely Coolray | 1 471 990 | 2 299 990 |
Geely Atlas Pro | 1 964 990 | 2 758 990 |
Geely Tugella | 2 769 000 | 3 999 990 |
УАЗ «Патриот» (механика) | 1 084 000 | 1 530 000 |
УАЗ «Патриот» (автомат) | 1 325 000 | 1 935 000 |
УАЗ «Хантер» | 1 007 000 | 1 375 000 |
УАЗ-452 («Буханка») | 962 000 | 1 375 000 |
Chery Tiggo 4 | 1 139 900 | 1 999 900 |
Chery Tiggo 8 Pro | 1 869 900 | 2 649 900 |
Chery Tiggo 7 Pro | 1 638 900 | 2 649 900 |
Kia Sportage | 1 977 900 | 2 849 900 |
Kia Seltos | 1 356 900 | 1 959 900 |
Kia Rio | 957 000 | 1 434 900 |
Kia Rio X | 1 077 900 | 1 574 900 |
Hyundai Santa Fe | 2 814 000 | 3 969 000 |
Hyundai Tucson | 2 059 000 | 2 749 000 |
Hyundai Creta | 1 349 000 | 1 859 000 |
Hyundai Solaris | 1 005 000 | 1 408 000 |
Резкий рост стоимости автомобилей привлек внимание президента России Владимира Путина. В начале декабря 2022 года он дал поручение правительству принять меры для контроля за формированием цен и недопущения недобросовестного их завышения. Кроме того, Путин поручил обеспечить доступность для граждан легковых автомобилей и определить некий целевой показатель, который будет характеризовать повышение такой доступности в 2023 году относительно 2022 года. Представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин усомнился в точности представленных Росстатом показателей: по его мнению, автомобили подорожали еще сильнее, так как стали настоящим дефицитом. Как отметил эксперт, предложения дилеров на сайтах могут значительно отличаться от сумм реальных сделок. «Есть различные допы, которые до сих пор навязывают водителям и включают их цену в отдельные контракты. А с другой стороны, есть розничные продавцы, которые привозят автомобили по параллельному импорту. Они, наоборот, могут предоставлять скидки от тех цен, что представлены на классифайдах. То есть получается, что анализ показывает тренд, но при этом не дает нам точных цифр с учетом реальных сделок», — считает Шапарин. По его словам, рост стоимости машин в марте 2022 года связан с тем, что автосалоны, увидев прекращение поставок, взвинтили цены, сделав их заградительными. В итоге те клиенты, которые хотели приобрести новый автомобиль определенной марки от официального дилера с гарантией, были вынуждены покупать его по значительно завышенной стоимости. Спрос со стороны менее состоятельных водителей вскоре стали удовлетворять небольшие компании и перекупщики, ввозящие машины по параллельному импорту.
Geely Coolray (Фото: geely-grand.ru)
Однако даже их усилий недостаточно, чтобы насытить рынок, уверен Шапарин. «В Германии и Корее мы все смели, все выгодные предложения машин. А из Японии везти и продать сложнее, так как там руль справа, это своя специфика», — напоминает эксперт. В перспективы госрегулирования цен на автомобили он не верит. Он уверен, что работать себе в убыток автопроизводители и дилеры не станут. В итоге в 2023 году дефицит автомобилей никуда не денется, а цены снижаться не будут, предупреждает Шапарин. При этом он считает, что и дорожать автомобилям дальше уже некуда. «Сейчас можно говорить о том, что сформировался некий баланс спроса и предложения. Продавцы нашли тот уровень, где машины уже готовы покупать. Дальше цены поднимать уже некуда, у нас есть ограниченное количество клиентов, которые готовы покупать автомобили вообще за любые деньги. Но остальным нужны более доступные машины. И вот с ними пока проблемы — поэтому целевая аудитория, которая ранее покупала Huyndai Solaris и Volkswagen Polo, брать машины за 2–2,5 млн руб. не готовы. А покупать вместо них Lada Granta потребители не готовы», — рассуждает Шапарин. Новые бренды, по мнению эксперта, в 2023 году в Россию придут, но снижать цены на дефицитном рынке для них смысла нет. В агентстве «Автостат» о росте цен говорят куда осторожнее. «Сейчас сложно подсчитать динамику, — отмечает директор агентства Сергей Целиков. — Многие модели просто ушли с рынка. Можно сравнить стоимость Mazda CX-5 в 2020 и 2021 годах. Но сейчас этот автомобиль более к нам не поставляется. Взамен из Китая по параллельному импорту везут Mazda CX-4 для рынка КНР. Такой кроссовер дешевле, чем продают остатки CX-5, которые ввезли официально. Но это совсем другая машина». Целиков отмечает, что рост цен компенсировался падением спроса. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году в России было продано 687 370 новых легковых и легких коммерческих машин против 1 666 780 годом ранее. Падение составило почти 59%. «Фактически мы наблюдаем, что люди как покупали машины по определенной средневзвешенной цене, так и покупают их за те же деньги. Просто теперь это более простые автомобили», — констатирует Целиков.
- «Дешевле уже не будет, только дороже»: что предложат дилеры в 2023 году
- На замену Kia и Land Rover. Какие новые марки появятся в России
- «Рынок живой»: что будет с продажами автомобилей в России в 2023 году
Гонки по вертикали
Рост цен на автомобили за последний год достиг рекордных скоростей. Стоит ли в этом году ожидать дальнейшего повышения розничных цен на машины или в текущем году на авторынке наконец наступит долгожданная ценовая стабилизация, разбирались «Деньги».
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Bloomberg / Getty Images
Рост цен на российском автомобильном рынке за последний год напоминает динамику разгона мощных спорткаров. По официальным данным Росстата, в ушедшем году розничная цена автомобиля в России показала исторический рекорд: в среднем цены на новые и подержанные легковые машины в РФ подскочили на 24,33%. Это самый высокий показатель за десятилетие (с момента, когда Росстат начал вести подобную статистику).
Предыдущий рекорд был поставлен в «ковидном» 2021 году, когда в период пандемии средняя цена автомобиля, по данным Росстата, поднялась на 14,48%. Существенный скачок цен наблюдался и в 2015 году — тогда прежде всего из-за падения курса рубля цены на машины выросли на 12,49%. Но ушедший год сумел превзойти эти показатели. По данным Росстата, в 2022 году гораздо более существенно выросли цены на новые автомобили. Особенно подорожали новые машины иностранных брендов (как импортные, так и произведенные в РФ) — здесь динамика роста составила 39,11%. Впрочем, и традиционные российские марки (как Lada и УАЗ) подорожали на 29,65%. И понизить средние темпы роста цен позволило более скромное удорожание подержанных автомобилей — по данным Росстата, машины с пробегом за 2022 год подорожали на 6,75%.
Цены на авто начнут снижаться в 2024 году
2022 год принес геополитические потрясения, которые вылились в полномасштабные санкции, остановки производства и уход большинства западных брендов с российского рынка. В условиях дефицита и отсутствия комплектующих цены на автомобили просто взлетели. К концу лета 2022 года появилась впечатляющая статистика по росту цен: Lada Largus — +56,8%, Volkswagen Polo — +51,6%, Hyundai Solaris — +45,2, Hyundai Creta — +43,1%, Kia Rio — +41,4%. Меньше всех прибавила Lada Granta — всего 13,3% в упрощенной комплектации (без ABS и подушек безопасности). На вторичном рынке впереди оказались Toyota Land Cruiser — +20% и BMW Х3 — +14,1%. Самый существенный рост показали все авто не старше пяти лет. Машины старше показали рост около 8%. Китайские автомобили, которые будут пытаться заменить все ушедшие бренды, прибавили в цене от 30% до 50%.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт
На мой взгляд, в текущем году ситуация кардинальным образом не поменяется. Безусловно, отечественные производители и наши китайские партнеры будут увеличивать поставки авто, но слабеющий рубль по отношению к доллару и юаню не дает повода для оптимизма в отношении снижения цен. Цены уже не будут расти как в прошлом году, но потенциал в 12–15% уже есть — примерно настолько «похудел» рубль по отношению к доллару и юаню в этом году. Льготное кредитование может поддержать отечественного производителя, но средств в 5,1 млрд руб., выделенных на данную программу, я считаю, абсолютно недостаточно для поддержания цен. Что касается расширения параллельного импорта, который активно стали внедрять ряд крупных автодилеров, то он вряд ли повлияет на снижение цены: транспортировка подорожала в несколько раз. На мой взгляд, такая ситуация продлится еще полтора-два года, далее рынок стабилизируется, и в конце 2024-го цены начнут снижаться.
Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS
«Автомобильный рынок лихорадит третий год подряд,— сокрушается Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS.— Все началось в пандемию, когда останавливались автогиганты и заводы по производству электроники и компонентов. Но 2020 год не стал шоком для покупателей — цены выросли незначительно, примерно на 8–12%. В полной мере последствия ковида авторынок ощутил в 2021 году, цены на некоторые модели отечественного и импортного производства взлетели, прибавив от 20% до 40%, особой популярностью стали пользоваться машины с пробегом, а рост цен в этом сегменте достигал 50%. 2022 год принес новые геополитические потрясения, которые вылились в полномасштабные санкции, остановки производства и уход большинства брендов с российского рынка».
Цены вверх и вниз
По данным «Автостата», средняя цена нового автомобиля по итогам прошлого года составила почти 2,4 млн руб., что на 20% больше, чем годом ранее, и в 2,4 раза больше, чем в 2014 году, когда в среднем новое авто в России можно было приобрести за 1 млн руб. При этом цена на автомобили с пробегом возрастом до семи лет выросла по итогам 2022 года на 38%, до 2,1 млн руб., а более старые подержанные машины, возрастом более семи лет, подорожали за тот же период на 47%, до 1,1 млн руб.
Средняя цена популярных моделей новых авто в России* (тыс. руб.)
Выйти из полноэкранного режима
В текущем году рост цен на некоторые типы автомобилей продолжился. Например, по данным «Авито Авто», на вторичном рынке средняя цена подержанных машин Lada за январь—февраль 2023 года стала на 5,2% выше, чем в ноябре—декабре 2022 года. В то же время автомобили с пробегом марки Toyota прибавили в цене в среднем 6,4%, машины бренда Hyundai подорожали на 12,4%, на 9,3% — автомобили Kia с пробегом, на 6,2% — подержанные Volkswagen. В «Авито Авто» указывают, что, например, сейчас средняя цена на популярную модель Lada Granta составляет 539 тыс. руб., на Toyota Camry — 1,88 млн руб., а за Hyundai Solaris просят 825 тыс. руб.
Некоторые эксперты полагают, что постепенное насыщение авторынка уже начинает сдерживать цены. «В феврале наметилась интересная тенденция: параллельный импорт помог снизить цены на некоторые модели популярных «корейцев»»,— отмечает Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»). Благодарить, на ее взгляд, за это нужно тех авторитейлеров, которые расширили поставки моделей по параллельному импорту и увеличили конкуренцию за клиента. Поставки автомобилей по параллельному импорту, по ее наблюдениям, практически весь прошлый год носили в основном частный характер: машины, выставляемые в официальных салонах многих западных, японских и корейских марок, были чаще всего завезены на физических лиц. В текущем году ситуация постепенно меняется. Некоторые дилеры сумели отладить логистику, финансовые коридоры, увеличить партии завозимых автомобилей с полной уплатой НДС и, по сути, сами стали импортерами. У некоторых авторитейлеров партии поставляемых машин уже исчисляются сотнями.
Цены на авторынке были взвинчены ранее
На рынке новых авто ценники будут только расти, прежде всего на машины нового модельного года, поэтому затягивать с покупкой новой машины не стоит. Сэкономить сейчас получится разве что при покупке электромобиля в рамках госпрограммы льготного автокредитования. Можно надеяться на ее продление во второй половине года и на покупку машины с традиционным мотором с субсидией.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая
На мой взгляд, увеличение объемов параллельного импорта при относительно стабильном курсе рубля позволит постепенно, в перспективе трех-четырех месяцев, насытить определенные сегменты рынка. Авральное расширение сетей рядом марок из Поднебесной и борьба за долю рынка заставляет не только дилеров, но и импортеров биться за маржинальность каждой сделки. И наконец, расширение бизнеса таких марок, как Omoda и «Москвич», и появление новых игроков (Kaiyi и Jetour) также должно неизбежно повлиять на наполнение нашего рынка и стабилизацию цен.
Если же говорить о вторичном рынке, то тем, кому необходимо продать машину, также едва ли стоит медлить. Особенно это касается владельцев автомобилей премиальных марок и внедорожников. Цены по многим моделям в этом сегменте были ранее взвинчены до таких высот, что оказались гораздо выше покупательной способности. И их снижение в конце прошлого года только начинало набирать обороты и продолжилось в январе-феврале. А вот владельцем свежих автомобилей в более демократичных диапазонах цен можно, пожалуй, не торопиться. Здесь в ближайшие месяц-два едва ли будут какие-то серьезные колебания цен.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»)
По словам Марины Дембицкой, на китайские машины цены растут в связи с валютными колебаниями. Особенно это актуально для Chery, Exeed, Geely и Haval. «Большинство продаваемых прежде автомобилей были закуплены в то время, когда за один юань нужно было платить 8,5–9 руб., а сейчас он приближается к 11 руб.»,— поясняет эксперт.
Тенденция снижения цен на некоторые модели наблюдается и на вторичном рынке. Дефицит качественных «свежих» автомобилей и прошлогодняя чехарда с ценами приводили к тому, что у многих продавцов возникали завышенные ожидания относительно стоимости своих машин, полагает Марина Дембицкая. В январе эти планы многим невольно приходилось менять, иначе товар было сложно реализовать. В итоге примерно шесть из двадцати наиболее популярных на вторичном рынке автомобилей стали стоить дешевле. Однако в сегменте трехлетних автомобилей, которые по-прежнему остаются лучшей альтернативой новым, все еще наблюдается дефицит, что позволяет владельцам таких машин продавать их по завышенным ценам. Январь показал, что даже такие высоколиквидные автомобили, как вседорожники Toyota и Hyundai, постепенно обретают более адекватные ценники, а в ряде случаев начинают стоить дешевле, чем год назад. По тем моделям, поставки которых возможны по параллельному импорту, этот процесс наверняка продолжится и в ближайшие месяцы.
В условиях плохой ценовой видимости
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ
Будут ли цены на автомобили продолжать расти в текущем году — прогнозы на этот счет противоречивые. С одной стороны, продавцы говорят о том, что авторынок постепенно насыщается, сокращается дефицит, и это благотворно влияет на цены. «В текущем году количество новых брендов на российском рынке увеличится, только из КНР о своих планах уже объявили пять-семь марок»,— подчеркивает Артем Киселев, директор по продажам продуктов автолизинга ГК «ВТБ Лизинг». Любое увеличение численности игроков, на его взгляд, положительно сказывается на рынке, поскольку предполагает усиление конкуренции. Для покупателей это означает расширение линейки доступных моделей автомобилей и снижение цен на них.
С другой стороны, по мнению экспертов, цены продолжают толкать вверх инфляция, волатильность курсов валют и прочие неблагоприятные факторы. «В условиях все еще ограниченного предложения на рынке нет предпосылок для сохранения цен автомобилей на прежнем уровне»,— полагает Андрей Ольховский, генеральный директор автомобильного дилера «Автодом». Дефицита автомобилей в 2023 году, по его прогнозам, не предвидится, однако предложения в ценовом сегменте до 2 млн руб. будут ограниченными. Он отмечает, что в 2023 году появятся автомобили нового поколения, цены на которые будут выше, чем на выпущенные ранее модели. Притом что цена автомобилей из Китая в целом стабилизировались, производители китайских брендов могут повысить их на 5–10%. Ранее в начале нового года на фоне инфляции бренды повышали цены автомобилей на 3–4%. «В первом полугодии 2023 года можно ожидать среднее повышение до 10%»,— полагает господин Ольховский.
В сложившихся условиях ценовой волатильности на авторынке потребителю нужно принимать непростое решение: покупать ли машину сейчас или подождать, когда цена, возможно, опустится. «Я бы рекомендовал потребителям отложить покупку европейских авто, если это возможно»,— советует Владлен Арушанов, генеральный директор компании «Тигарбо Эко» (производство электротранспорта). В сложившейся ситуации, по его мнению, оптимальным выбором будут отечественные марки или бренды, которые официально присутствуют в РФ (китайские и т. п.). «При ввозе машины из другой страны и ее некорректном таможенном оформлении по заниженной стоимости таможня спустя какое-то время может потребовать доплату с владельца авто. Это касается как новых машин, так и автомобилей с пробегом»,— акцентирует внимание господин Арушанов.
Впрочем, если машина срочно необходима, затягивать с ее покупкой не стоит, считают эксперты. «Сейчас многие россияне планируют приобрести автомобиль, но откладывают покупку, надеясь на более благоприятные цены»,— считает Илья Федорченко, генеральный директор «СберАвто». Согласно недавнему опросу, который его компания провела с коллегами из «Работа.ру» среди 5 тыс. респондентов со всей России, почти каждый третий россиянин (30%) отмечает, что хотел бы приобрести новый автомобиль в 2023 году, но не уверен, что найдет устраивающее его предложение (9% рассмотрят покупку, если будет выгодное предложение, 5% подумают о покупке, если смогут выгодно продать имеющийся у них автомобиль, и 7% уверены, что сменят авто). «Пытаться обыграть рынок, ожидая оптимальных условий, не лучшая стратегия в любые времена»,— уверен господин Федорченко. Автомобиль, по его убеждению, стоит приобретать тогда, когда он необходим.
«При принятии решения о покупке нового автомобиля необходимо ориентироваться на потребности и финансовые возможности»,— соглашается Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей автодилера «Авилон». Оценить поведение цен на автомобили до конца года, по его мнению, затруднительно, так как они зависят от большого количества факторов. Важно, например, что на российский рынок по параллельному импорту начали поступать модели массового сегмента — за 1,6–1,7 млн руб. (например, Jetta VA3). Подавляющее большинство сделок сейчас оформляется в сегменте автомобилей китайских брендов. Главным фактором привлекательности сегодня считают наличие официальной гарантии от производителя. «Дополнительно спрос стимулируют спецпредложения на покупку авто и другие дополнительные бонусы, за счет чего можно выгодно приобрести автомобиль именно сейчас»,— уверен господин Стариков.
- «Деньги». Приложение №4 от 23.03.2023, стр. 45