Стойки стабилизатора: признаки неисправности
В случае незначительного износа стоек стабилизатора и первых признаках поломки ничего страшного не произойдет, если вы проедете тысячу-другую километров. Но сразу после обнаружения следует запланировать замену стоек, т.к. если не предпринимать никаких действий и ездить «до победного», то данная поломка может привести к плохим последствиям, например к чрезмерным кренам автомобиля, что чревато непредсказуемым поведением в повороте и возможному ДТП.
Поэтому важно знать, какие признаки могут указывать на поломку стоек стабилизатора:
• Посторонние звуки
Стойки с шаровым шарниром сильно стучат при движении по любым неровностям дороги. Например, переезд «лежачих полицейских» может выдать неисправность костяшки. Доносящийся звук обязательно будет исходить с колесной арки только с той стороны, с которой присутствует неисправность. Выявить поломку стойки, конструкция которой включает втулки, на слух значительно сложнее. При выходе такой запчасти из строя она начинает скрипеть и постукивать. Звук при этом достаточно тихий и его не всегда можно распознать находясь в салоне автомобиля. Но и ломаются они намного реже.
• Раскачивание авто
Чрезмерное раскачивание авто может наблюдаться при разгоне, торможении, повороте, проезда через неровности, в случае поломки стоек стабилизатора.
• Изменившаяся управляемость автомобиля
Становится сложнее подруливать даже по прямой дороге, машина может «рыскать» без видимых на то причин.
Если перечисленные выше признаки наблюдаются, рекомендуется провести дефектовку стоек:
• Визит на СТО
Некоторые станции проводят акции по бесплатной диагностике подвески, но даже за деньги, как правило, данная услуга не стоит дорого.
• Визуальный осмотр
Данный способ подходит больше для стоек с резиновыми втулками — растрескавшуюся, поврежденную резину хорошо видно.
• Проверка со снятием
Как правило, при наличии желания и небольшого количества инструмента, стойка легко снимается в гараже. Если вы сняли стойку, пошевелите шарниры. Как правило, от руки шарнир двигается или очень тяжело, или не двигается вообще. Если сфера болтается в обойме, надорваны пыльники, в стойке нет смазки — стойку требуется поменять.
• Быстрая проверка
Самый быстрый вариант — раскачивая автомобиль в поперечном направлении слушать звуки около колеса. Потребуется помощник, который будет качать авто/слушать звуки.
Не пренебрегайте заменой стойки, как правило это быстро и не дорого.
Еще больше полезной информации, новостей, фотоподборок в моём телеграм-канале!
Переходи по ссылке ниже или через QR-код и подписывайся!
t.me/MessyGarageNews
Можно ли ездить если стучат стойки стабилизатора?
В процессе эксплуатации автомобиля появление стуков и посторонних звуков в работе подвески не редкость. Как показывает практика в большинстве случаев это связано с постепенным износом деталей ходовой части автомобиля, в том числе и стоек стабилизаторов подвергающимся большим нагрузкам особенно в условиях отечественных дорог.
Что представляет собой стойки стабилизатора поперечной устойчивости?
Функции и характеристики
Стойка стабилизатора поперечной устойчивости в подвеске автомобиля служит для уменьшения кренов кузов и повышения устойчивости при поворотах. Проектируя автомобиль, конструкторы стараются подобрать оптимальный баланс между комфортом и управляемостью на дороге.
«Мягкая» настройка подвески может привести к опасным кренам в повороте, что повлечёт потерю устойчивости и управляемости, а «жесткая» — снизит комфортность езды для пассажиров.
Данная деталь, представляет собой штангу с различными вариантами исполнения наконечников, соединяющая элементы подвески автомобиля. Среди разновидностей стабилизаторов самыми распространёнными являются:
1. Наконечники с шаровыми опорами обладающие высокой гибкостью и подвижностью шарниров с защитными резиновыми пыльниками. Самый распространённый вариант используемый в современных автомобилях. Этот тип стабилизаторов не подлежит ремонту и заменяется новыми в случае износа.
2. По типу «серьга». Представляет собой штангу или шпильку на концах, которых закреплен демпферный материал (полиуретан, резиновая прокладка). Используется в простых конструкциях подвесок и является ремонтопригодным.
3. Сайлентблоки. В этой разновидности стабилизаторов подвижность ограничена одной плоскостью. В качестве виброизоляторов наконечников используется полиуретановые втулки на основе каучука.
Смотрите также: Как работают газомасляные амортизаторы
Признаки неисправностей
Признаки износа стоек стабилизаторов проявляются в следующих случаях:
— увеличение крена в поворотах;
— ухудшении управляемости при резком маневрировании;
— проявление «глухого» стука, отчетливо слышимый при езде с плохим дорожным покрытием, а также менее выраженный при разгоне и торможении автомобиля.
В вышеперечисленных случаях проблема может быть вызвана не только проблемами стоек стабилизаторов, но и других деталей подвески.
Можно ли эксплуатировать автомобиль, если появился «стук» в подвеске?
Проявление характерных звуков свидетельствует в большинстве случаев о неисправности или износе деталей подвески. По этой причине специалисты не рекомендуют эксплуатировать автомобиль, а обратиться к квалифицированным специалистам для диагностики и последующего ремонта дефектных деталей.
В противном случае нагрузка будет возрастать на другие детали ходовой (подшипники, стойки амортизатора, шаровые опоры), что в итоге приведет к дорогостоящему ремонту. Важным моментом исправной работы стоек стабилизаторов является безопасность, неисправность которых может привести к серьёзным ДТП.
Бывают случаи, что после ремонта ходовой части или приобретения нового автомобиля появляются аналогичные признаки неисправности стабилизаторов. В большинстве случаев это не связано с серьезным дефектом деталей, а только нарушением регулировки или крепления стабилизаторов. В любом случае данную проблему следует устранить при первой возможности.
Диагностика самостоятельно
Для проведения состояния стоек потребуется заезд автомобиля на смотровую яму или подъемник. После этого следует:
1. Произвести общий осмотр стоек на наличие дефектов и повреждений.
Смотрите также: В Украине снова ожидается рост цен на топливо
2. Обратить внимание на состояние резиновых пыльников шарниров, втулок и сайлентблоков.
3. Если автомобиль находится на смотровой яме попросить помощника раскачать кузов автомобиля при этом выявляя наличие посторонних стуков в подвеске.
4. Используя домкрат разгрузить колесо автомобиля и резкими движениями подергать стойки стабилизаторов, если слышен характерный стук и имеется люфт, то стойки изношены и требуют замены. В случае использования автомобильного подъёмника домкрат не нужен.
При проведении данных работ следует придерживаться техники безопасности. Для большей уверенности и надежности технического состояния автомобиля следует обратиться к квалифицированным специалистам автосервиса.
Стучат стойки стабилизатора – причины и способы устранения
При езде вдруг появился стук в районе стоек стабилизатора? Или они гремят в повороте? Так или иначе механизм надо проверить. А как это сделать, расскажем ниже.
Назначение стоек стабилизатора
При проектировании подвески конструкторы автомобилей ищут компромисс между комфортностью и устойчивостью на дороге. Излишняя жёсткость добавляет безопасности, но превращает автомобиль в вибростенд. Слишком мягкая, комфортная подвеска приводит к опасным кренам при вхождении в поворот.
Для борьбы с этим явлением предназначены стабилизаторы. Устройство представляет собой пружинную балку, работающую на скручивание. Если одно колесо прижимается к кузову (раме), с помощью стабилизатора такая же сила действует и на второе колесо, компенсируя крен.
Для соединения элементов подвески со стабилизатором предназначены стойки (на рисунке изображены красным цветом).
Конструкция механизма
Этот компонент предназначен для надёжной и в то же время демпфирующей связи неподрессоренных масс подвески (колесо, ступица, поворотный кулак) с упругой частью — балкой стабилизатора. Общим является назначение стойки — обеспечить подвижное сочленение. При этом исполнение может быть различным:
- Шаровые опоры. Самая распространённая схема. Обеспечивает свободу шарнирам по всем направлениям. При такой конструкции износ наступает быстрее всего, поскольку шаровые опоры воспринимают на себя нагрузку, сопоставимую с ¼ массы автомобиля. Стойка постоянно находится в движении, испытывая силы, направленные на сжатие, растяжение и изгиб.
Применяется в подвеске, где компоненты расположены компактно и балка стабилизатора сложной формы. Могут устанавливаться под углом. Практически не подлежит ремонту и восстановлению. - Серьги. Примитивная, но очень надёжная схема. На шпильку нанизываются упругие элементы (резина, полиуретан, силикон), которые фиксируются шайбами. Между резинками расположены проушины рычага подвески и балки стабилизатора. Некоторая свобода движения обеспечивается собственно резиновыми упорами, однако значительное отклонение от вертикали невозможно. Этот недостаток не позволяет использовать такие стойки в сложных подвесках.
К достоинствам относятся способность выдерживать значительные нагрузки и высокая ремонтопригодность. - Сайлентблоки. Такой шарнир имеет подвижность только в одной плоскости. Поперечные отклонения допускаются на малый угол. К достоинствам можно отнести более продолжительный (в сравнении с шаровыми опорами) срок эксплуатации и относительную ремонтопригодность. Недостаток — ограничение в применении на сложных конструкциях подвески.
Как правильно определить износ и неисправность
Общий признак износа — расхлябанность подвески и посторонние звуки. Однако существует ряд сигналов, относящихся именно к стойкам:
- Непривычно высокие крены в поворотах.
- При проезде неровностей в затяжном повороте автомобиль норовит «соскочить» с траектории.
- Характерные стуки в подвеске, особенно «на отбой», когда шарниры стабилизатора разгружены.
- При торможении или разгоне слышны слабые стуки в подвеске.
Эксплуатация автомобиля с повреждёнными (изношенными) стойками стабилизатора может грозит потерей управляемости и ДТП, особенно на высоких скоростях. К тому же когда стойки постоянно стучат, это отвлекает водителя от управления автомобилем.
Износ шарниров в стойках относится к прогрессирующим неисправностям. Появившийся небольшой люфт, особенно во время движения под нагрузкой, ускоряет развитие дефекта и приводит к неприятным последствиям.
При появлении первых признаков неисправности следует произвести диагностику на сервисе или самостоятельно проверить состояние стоек, чтобы в дальнейшем восстановить их либо снять и заменить.
Почему стучат стойки стабилизатора поперечной устойчивости на BMW E34 (видео)
Как проверить: диагностика в домашних условиях
Внимание! Общее правило диагностики подвески — неисправности ищутся в разгруженном состоянии. Сжатые под весом автомобиля шарниры могут не показать люфт.
Для проведения диагностики может понадобиться помощник.
Необходимые инструменты для проверки работоспособности
- Домкрат. Предназначен только для подъёма и манипуляций с подвеской. Производить работы, когда автомобиль опирается только на домкрат, опасно!
- Стойки-опоры под днище (раму).
- Башмаки под колёса.
- Монтировка или небольшой ломик.
- Желательно иметь стетоскоп автолюбителя. Без движения автомобиля стуки в подвеске выражены не так сильно, иногда их можно определить только с помощью стетоскопа.
Как выполняется проверка исправности деталей
- Произведите осмотр геометрии стоек. Нештатные изгибы — признак неисправности, и ездить на таких не рекомендуется.
- Внимательно изучите состояние передних шарниров. Порванные пыльники шаровых, трещины в сайлентблоках или резиновых втулках говорят о критическом износе.
- Находясь под днищем автомобиля (в яме гаража), попросите помощника раскачать кузов руками. Явно выраженные стуки будут заметны, и узнать неисправность труда не составит.
- Разгрузите подвеску. Для этого приподнимите автомобиль домкратом и установите на опорные стойки. Колёса не должны отрываться от земли. Поднимать стоит обе стороны, иначе упругая балка будет работать на скручивание. Резким движением подёргайте стойки — люфт будет заметен. Воспользуйтесь стетоскопом для точности «диагноза».
Как узнать причину стуков: видеогид о самом простом способе диагностики
Восстановление и ремонт своими руками (с фото)
Неисправные стойки следует демонтировать. Эта процедура выполняется стандартным инструментом. Может понадобится съёмник шаровых опор. В зависимости от конструкции стойки её следует заменить или отремонтировать.
-
Шаровые опоры практически не поддаются восстановлению. Существуют ремонтные смеси, которые впрыскиваются в шарнир и при застывании устраняют люфт. Такой способ сомнителен, эффект будет недолговечным.
Совет! Для профилактики износа шаровых опор стабилизатора следует регулярно проверять пыльники. При появлении трещины или разрыва резинку следует заменить.
При замене опорных резинок следует тщательно вычистить посадочное место (проушину). Песок и грязь способствуют износу.
Демонтаж и запрессовку сайлентблока можно выполнить самодельным прессом на основе домкрата.
Важно! Установка отреставрированных стоек имеет особенности. Зафиксируйте (но не затягивайте) крепёжные гайки и опустите автомобиль в штатное положение, после чего производите окончательную затяжку. Более подробно об установке рассказано здесь.
Если стойки стабилизатора не пригодны для ремонта, их стоит заменить на новые. Подробно о замене стоек стабилизатора можно прочитать здесь.
Самостоятельная диагностика и ремонт стоек стабилизатора не представляет сложностей для автолюбителя со стажем. Выполняя обслуживание своего автомобиля, вы не только экономите средства. Знакомство с конструкцией добавляет уверенности при эксплуатации, вы не будете застигнуты врасплох в дальнем путешествии.
Застучали стойки стабилизатора, можно ли ездить?
Такое неприятное явление, как стук стоек стабилизатора, рано или поздно проявляется на любом автомобиле, в независимости от его года выпуска. Зачастую возникновение различных шумов в области стабилизатора не говорит о наличии неисправности этого узла. Однозначно, механизм нуждается в диагностике. О том, как ее провести и восстановить функции стабилизатора в случае повреждения его элементов далее в статье.
Для чего нужны стойки стабилизатора?
Во время разработки подвески и ходовой части транспортных средств, конструкторы стараются максимально точно подобрать все составные части этих узлов, чтобы обеспечить комфорт и устойчивость во время движения автомобиля с любой скоростью, независимо от состояния дорожного покрытия. Слишком жесткая подвеска повышает безопасность движения, однако ухудшает комфорт. Излишняя мягкость подвески – залог комфортабельности транспортного средства, однако она является причиной крена автомобиля при выполнении маневров на скорости. Чтобы найти золотую середину в этом, и сделать машину идеально адаптированной к любым видам движения и максимально комфортной, были изобретены стабилизаторы. Конструкционно элемент выполнен в виде пружинной балки, работающей на кручение. Чтобы снизить крен кузова в момент, когда одно из колес начинает двигаться в сторону рамы, в работу включается стабилизатор поперечной устойчивости, который прикладывает силу аналогичной величины на противоположное колесо. Стабилизатор соединяется с деталями подвески при помощи стоек, то есть они выступают в роли связующего звена.
Конструкционные особенности механизма.
- Шаровые опоры – являются одним из самых простых и распространенных способов соединения, который обеспечивает полное передвижение шарнирам. Шаровые постоянно находятся под высокой нагрузкой, вследствие чего они быстро изнашиваются. Стойка стабилизатора, являясь подвижным элементом конструкции, постоянно подвергается воздействию центробежной силы, из-за чего она может растягиваться, сжиматься и закручиваться. Зачастую шаровые опоры используются в стабилизаторе со сложной конструкцией балки. Элемент является неремонтопригодным и требует замены.
- Серьги – имеют примитивную, но прочную конструкцию, которая состоит из шпильки с закрепленными на ней при помощи стопорных шайб резиновыми элементами. Между упорами из резины находятся проушины стабилизирующей балки и рычага подвески. Серьги выдерживают постоянные высокие нагрузки и легко ремонтируются.
- Сайлентблок – подвижный в пределах одной плоскости резинометаллический шарнир. Имеет хороший эксплуатационный ресурс и неплохую ремонтопригодность, при этом он не годится для использования в подвесках со сложной конструкцией.
Что делать, если стойка стабилизатора начала стучать: можно ли ездить?
Главным признаком неисправности является звук стоек, при этом наблюдается ряд дополнительных сигналов:
- постоянные крены кузова при выполнении поворотов;
- самопроизвольное изменение траектории движения транспортного средства во время езды по неровностям;
- при движении слышно как гремят шарниры стабилизатора;
- во время разгона, или при торможении ощущается расхлябанность подвески.
Если стучит стойка стабилизатора: можно ли ездить, именно этот вопрос волнует большинство автовладельцев. Еще раз подчеркнем: категорически не рекомендуется эксплуатировать транспортное средство, на котором повреждены стойки стабилизатора, поскольку подобная неисправность является причиной снижения управляемости, а это может спровоцировать серьезное ДТП. К тому же, постоянный стук подвески во время движения все время отвлекает водителя.
Выработка шарниров расположенных внутри стабилизаторных стоек является прогрессирующим дефектом, поскольку на начальной стадии неисправность ничем не проявляется, а уже далее по мере износа возникают сторонние шумы и крен кузова во время движения. Как только были замечены первые симптомы, необходимо немедленно отправляться в ближайший автосервис на диагностику состояния элементов подвески (в частности стоек стабилизатора), либо выполнить самостоятельный поиск неисправностей.
Важно! Диагностировать состояние подвески, необходимо подняв автомобиль на подъемнике, либо поддамкратив его со всех сторон, поскольку под массой транспортного средства не всегда бывает возможным обнаружение люфта шарниров.
Могут ли стучать стабилизаторные стойки, находясь в исправном состоянии? Естественно – да. Причиной возникновения сторонних шумов является неправильная регулировка элементов стабилизатора, которую необходимо устранить в обязательном порядке.
Для проведения диагностического процесса может потребоваться помощь друга и следующий набор инструментов:
- домкрат – для подъема транспортного средства и проведения осмотра и ремонта деталей подвески. Заметим, что правила техники безопасности запрещают выполнять какие-либо работы, когда автомобиль поднят на домкрате без подстановки под его раму соответствующих опор;
- башмаки для фиксации колес;
- подставки под раму;
- неплохо было бы иметь автомобильный стетоскоп, поскольку в состоянии разгруженности подвески сторонние шумы ее элементов можно прослушать только с его помощью.
Процесс выявления неисправностей и их устранения
Если застучали стойки, первым делом необходимо проверить их геометрию. Любое отклонение от нормы является признаком повреждения, и дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна до его устранения. Далее переходим к осмотру передних шарниров. Дефекты их составных элементов (сайлентблоков, пыльников и втулок), говорят о необходимости проведения срочных ремонтных мероприятий. Если диагностика выполняется на смотровой яме, необходимо чтобы помощник раскачал автомобиль. Сторонние звуки во время этого, укажут на неисправность деталей.
Проверять состояние стоек стабилизатора лучше всего при разгруженной подвеске. Для этого транспортное средство необходимо поднять с обеих сторон домкратами и зафиксировать на подставках, уперев их в раму. При этом колеса должны находиться на земле. Следует резко подергать стойки. В случае исправности элементов никакого люфта не должно возникать. Более точно оценить их состояние можно при помощи автомобильного стетоскопа, выслушав им шумы во время воздействия на стойки.
В случае поломки стоек стабилизатора, их необходимо обязательно демонтировать с автомобиля. Никаких сложных инструментов для проведения этой процедуры не потребуется, разве что не помешает специальный съемник для шаровых опор. В случае его отсутствия, проявив смекалку, можно сделать аналогичное приспособление на основе гидравлического домкрата. Не все стойки подлежат ремонту. Это определяется особенностями их конструкции.
Необходимо подчеркнуть, что восстановленные стойки стабилизатора имеют свои особенности установки. В процессе ее проведения необходимо лишь наживить гайки, после чего опустить транспортное средство. Окончательную затяжку и регулировку выполнять только в таком положении.
Большинство стабилизаторных стоек неремонтопригодны, поэтому их необходимо менять в обязательном порядке. В принципе, процесс их замены не отличается особой сложностью, и вполне выполним в условиях гаражного бокса. При этом для его проведения потребуется минимальный набор инструментов, который входит в стандартный комплект технической аптечки автомобиля. Самостоятельное выполнение технического обслуживания и ремонтных работ позволит не только сэкономить определенную сумму денег, но и досконально изучить особенности конструкции и функционирования отдельных элементов. Благодаря этому можно не бояться быть застигнутым врасплох в случае возникновения различных неисправностей.