Крыльчатка водяной помпы «Нептуна» на моторах «Вихрь»
Как хорошо известно всем владельцам «Вихрей», крыльчатка водяной помпы — это вечный дефицит. Гораздо чаще в продаже бывают крыльчатки от «Нептуна-23», которые имеют одинаковую высоту (25 мм) с крыльчаткой «Вихрей» и после доработки могут быть использованы на этих моторах.
Покупая крыльчатку, необходимо обратить внимание на то, чтобы уплотняющие кромки (кольцевые и радиальные) на обоих торцах не имели надрезов, вырывов или других повреждений, так как эти дефекты могут резко снизить производительность помпы.
Для уменьшения посадочного диаметра отверстия в ступице крыльчатки с 15 до 14 мм необходимо изготовить втулку из листовой латуни марки Л63 толщиной 0,5 мм или нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т Ее можно свернуть на оправке диаметром 14 мм. Размер заготовки втулки 42,2X24 мм.
С обоих торцов отверстия ступицы нужно снять фаски размером 1,5X30—45°. Выполнить это можно при помощи различных инструментов, я, например, использую абразивную головку с цилиндрическим хвостовиком типа EW 20X25 24А25НСТ16К, которую вставляю в патрон ручной двухскоростной дрели.
Информация об изображении
Крыльчатка в сборе
Очистив наружную поверхность втулки от окислов мелкой шлифовальной бумагой и обезжирив ее и внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки ацетоном, бензином или просто бытовым СМС «Каштан» (с тщательной последующей промывкой в теплой проточной воде), сопрягаемые поверхности втулки и ступицы смазывают эпоксидной смолой ЭД-20 или клеем «Феникс», после чего производится их сборка. Клей необходим только для закрепления втулки в отверстии ступицы крыльчатки при установке ее на вал-шестерню 4.202-020. При работе водяной помпы качество склейки не имеет значения.
При помощи конической оправки с углом конуса при вершине, равном удвоенной величине угла фаски, концы вставленной в отверстие ступицы втулки развальцовываются легкими ударами молотка.
Собранную крыльчатку сушат при температуре не ниже 20°С (в течение суток при использовании клея «Феникс» и двух суток — при использовании эпоксидной смолы).
Информация об изображении
Установка дополнительной втулки из листовой латуни
После высыхания боковые поверхности шпоночного паза зачищаются надфилем от наплывов эпоксидной смолы (клея), а также, при необходимости, запиливаются выступающие в паз края втулки. Одновременно проверяется качество развальцовки торцов втулки и выступающие ее части (над ступицей) срезаются. Для этой операции удобно использовать абразивную головку типа AW 20X35 25А25НСТ16К. Торец головки заправляется на конус с углом при вершине 160 ±5°. Посадочное отверстие готово.
Концы лопастей крыльчатки обрезаются таким образом, чтобы диаметр крыльчатки (замер ведется по диаметрально расположенным лопастям) составил 54 ±0,5 мм. Рабочие поверхности лопастей («спинки») удаляются, как указано на эскизе. Это увеличивает эластичность лопасти и необходимо для ликвидации неплотностей в углах корпуса помпы при сборке с крыльчаткой (на ПЛМ «Нептун-23» это достигается наличием на концах крыльчатки приливов круглой формы, срезаемых при доработке).
Очень удобно при выполнении этой операции использовать абразивную головку типа AW 10X25 25А16ПСТ18К с цилиндрическим хвостовиком.
Крыльчатка готова к установке на двигатель.
Так как шпоночный паз на крыльчатке водопомпы ПЛМ «Нептун-23» имеет ширину 4 мм, а не 3 мм, как на «Вихре», изготавливается новая шпонка ∅4—0,1. Материал шпонки — Ст.45, твердость HRC=40÷45. Можно использовать для этих целей цилиндрический хвостовик сверла диаметром 4 мм.
При выполнении всех операций, связанных с обработкой крыльчатки, необходимо оберегать уплотняющие кромки от повреждений, которые могут стать причиной снижения производительности помпы.
Заменить помпу на Вихре (мотор лодочный)
Кто знает, насколько гиморно? Можно ли самому справиться? если есть спецы, подскажите поподробнее, что и в каком месте разбирать. Собственно, нужно просто заменить крыльчатку. Мотор Вихрь-30, не очень старый, ходил у меня года 3, до этого почти не пользовались. Я за три года только электростартер поставил да свечи менял))) А тут осенью «ссать» плохо стал.
Перелопатил инет поиском — видимо, это настолько элементарная операция, что ее подробности нигде не разглашаются, везде про разборку редуктора, разборку двигателя и другие конкретные танцы с бубном.
Или для замены крыльчатки нужно разбирать редуктор.
boris
Активный участник
Регистрация 07.08.2006 Сообщения 16 674 Реакции 530 Баллы 113
Насколько я помню, редуктор разбирать не надо. Снимаешь ногу и все. Корпус помпы крепится, по-моему, двумя винтами. Да, когда будете собирать, то корпус лучше посадить на какой-нить герметик (я сажал на резиновый клей).
DJK
Участник
Регистрация 21.12.2006 Сообщения 4 379 Реакции 16 Баллы 38
2Тин , звоню , у тебя тел.отключен. Могу помочь.
Тин
Активный участник
Регистрация 01.10.2006 Сообщения 46 782 Реакции 436 Баллы 83
2Тин , звоню , у тебя тел.отключен. Могу помочь.
Я в бассейне был))) Завтра-послезавтра позвоню обязательно, подскажешь тогда.
Usher
Активный участник
Регистрация 19.07.2007 Сообщения 10 594 Реакции 126 Баллы 63
Usher
Активный участник
Регистрация 19.07.2007 Сообщения 10 594 Реакции 126 Баллы 63
Тин,
Также есть журналы «Катера и Яхты»70-90 годов.Если надо в личку,обсудим.
Тин
Активный участник
Регистрация 01.10.2006 Сообщения 46 782 Реакции 436 Баллы 83
Читал))) Именно эти сайты читал, и мотолодку ру тоже, и «Вихрь без секретов», и много чего)))
Проблема в том, что считается, кто имеет дело с Вихрем — тот имеет дело с гораздо большими проблемами, и о замене крылчатки помпы даже и говорить не стоит. Везде разбираются проблемы ее износа, улучшения, модернизации и пр., а как ее вытащить — везде сказано просто «разобрать» и все.
Типа как вряд ли где найдешь описание того, как к примеру у Шестерки передние тормозные колодки менять.
Просто мало кто стал «лодочником» как я — резко и самостоятельно по внезапно возникшему желанию. В основном к этому приходят с детства, с отцами ездят, с друзьями там и пр. А я чисто захотел и купил три года назад. все возникающие, для любого лодочника элементарные, вопросы узнавал только в интернете, даже посоветоваться не с кем было. Думал — если понравится в общем это дело- через пару лет куплю что-то более приличное, мотор импортный и тд. )) Да вот кризис подвел, придется еще на Вихре поездить((( Благо за три года ни разу не подвел и ремонта не потребовал, кроме вот помпы, но это я так понимаю почти расходник..
Тин
Активный участник
Регистрация 01.10.2006 Сообщения 46 782 Реакции 436 Баллы 83
-Вот он, родимый)))
Вложения
DSC00771.jpg
166 КБ · Просмотры: 318
Роман Ворон
Участник
Регистрация 10.09.2008 Сообщения 2 141 Реакции 2 Баллы 38
По теме не чего сложного. Друг сам в том году первый раз менял всё ОК. И без всякого интернета. Там главное голову с ногой соеденить правильне, чтобы вал на нужное место попал.
Вихрь чем заменить крыльчатку
Здравствуйте всем.
Есть вопросик.
1-Пользовал-ли кто такую помпу.
2-Как она себя ведет на всех режимах (плюсы и минусы).
3-Есть-ли аналоги на импортных движках.
Заранее всем спасибо.
Летом накрылась штатная помпа, купил именно такую за 1000 руб поставил, на холостых не работает вообще, на ходу струя слабая, иногда ваще пропадает, мож собрал что не так, но там вроде ввсё примитино и по другому не поставишь ща жду тепла,буду разбираться.
Я уже предлогал использовать что то вроде вот такой помпы.
> Здравствуйте всем.
> Есть вопросик.
> 1-Пользовал-ли кто такую помпу.
> 2-Как она себя ведет на всех режимах (плюсы и минусы).
> 3-Есть-ли аналоги на импортных движках.
> Заранее всем спасибо.
вещь путевая,минус один-работает только на редукторах нового типа(передний забор) . долговечность +++++.не изнашивается. на 2 моторах стоит такая -не нарадуюсь ))))
капер писал:
((((((((((вещь путевая,минус один-работает только на редукторах нового типа(передний забор) . долговечность +++++.не изнашивается. на 2 моторах стоит такая -не нарадуюсь ))))
1)-. А чем отличается новый от старого водозабор, на холостых да еще и на нейтрали.
2)- Вихрю 2года. Старые редукторы не видел, как устроен там забор воды не знаю. (просветите ежели шо)
alexgr писал:
((((((((Я уже предлогал использовать что то вроде вот такой помпы.))))))))
1)- Вопрос один, где эта крыльчатка использовалась.
1)-. А чем отличается новый от старого водозабор, на холостых да еще и на нейтрали.
2)- Вихрю 2года. Старые редукторы не видел, как устроен там забор воды не знаю. (просветите ежели шо)
новый забор напрямую к помпе,старый через тонкий изогнутый канал
на фото новый забор
>
> alexgr писал:
> ((((((((Я уже предлогал использовать что то вроде вот такой
> помпы.))))))))
>
> 1)- Вопрос один, где эта крыльчатка использовалась.
Эта крыльчатка от мотора Опель 1 л, 3 ц, 4 т.
Попробуйте крыльчатку от Оки или чего нибудь другого.
А на третий вопрос так никто и не ответил, чтонибудь похожее на импортных движках всетаки есть или нет.
Капер а не подскажете продаються такие редуктора к вихрю? Или это просто фото экспериментального образца?
Продаются, вот только новый редуктор стоит дороже мотора б/у .
петр- саныч писал:
> Продаются, вот только новый редуктор стоит дороже мотора б/у .
А сколько в Украине и где?
Володя в частности в Киеве вот здесь:Ссылка. стоимость 1050гр.
Пользовал аналогичную конструкцию много лет (самодельная, правда), работала прекрасно.
1
2
To alexgr: а подробнее о даной девайсине?
Заинтригавал — расказывай! 🙂
Сделал 2 фото для желающих сделать помпу на Вихря самостоятельно. Размеры надо определить самим. Материал нержавеющия сталь. Сделать заготовку, приварить аргоном трубку, или припаять бронзой, другой вариант: вставить 2 трубки одна в другую вместе с крыльчаткой и развальцевать, или вытачить на токарном станке из более толстой трубки и крыльчатку завальцевать. Нижния пластину помпы поменять на другую с большим отверстием посередине. корпус помпы использовать преждний. Диаметр крыльчатки должен быть меньше диаметра помпы, потому что стоит эксцентрично. Замерять надо в самом узком месте. И ещё надо сделать направляющую для воды в виде изогнутого клина, примерно как в топике.
Фиксировать крыльчатку на валу с помощью 2-3 винтиков, закернить их напротив прорези, примерно как храповик. Сверху между крыльчаткой и корпусом помпы поставить текстолитовую прокладку.
Для желающих сделать центробежную помпу: это плохой вариант.
В 60-е годы на Эвинрудах стояли центробежные помпы. Сейчас их нет нигде. Есть масса аргументов, но основной состоит в том, что центробежная сила пропорциональна квадрату оборотов. И на малых оборотах эти насосы просто никакие. Перемешивать ОЖ в замкнутом объёме автомобильных систем охлаждения они вполне могут. А в открытых — откровенная ерунда.
Пробовал применить помпу от ГАЗ-24-10 на катере. На насосе забортной воды. Результат плачевный. Уменьшил шкив и увеличил крыльчатку, на сколько позволял корпус (после проточки). Лучше, но всё равно плохо. При 2000об/мин воду едва поднимает на1,5м. Плюнул, и взяв за основу помпу М-412 (подшипниковый узел и уплотнение крыльчатки), сделал вихревой насос с крыльчаткой 95мм. При тех же 2000об/мин (электородрелью проверяли), подъём воды выше 6м. А центробежная помпа от ГАЗа на холостых даже давление выхлопа пересилить не могла, газы воду из помпы выталкивали. К вихревому насосу претензий нет.
alexgr, ты сделай, оцени результат, а потом другим советуй. Центробежный насос в системе охлаждения ПЛМ — полвека назад пройденный путь. Тупиковая ветвь эволюции.
А как же Приветы? Вполне себе работает до сих пор, и если кто-то нормально сделать не может, то кто-то может)))
У меня есть книга Хорхордина, там описывается такая помпа как в этой теме, самодельная.
Топикстартеру.
Приведеная Вами помпа вихревого типа.
Данный вид насосов весьма чувствителен к зазорам между боковыми поверхностями рабочего колеса и внутренними стенками корпуса. Попробуйте поиграться с этими зазорами, если есть возможность. Должно быть счастье.
У меня есть книга Хорхордина, там описывается такая помпа как в этой теме, самодельная. Все верно, только конструктив водяных каналов в корпусе помпы не такой как изложен выше и крыльчатка отличаеться, лопатки прорезаны не на всю высоту а с каждой стороны разделены как-бы перегородкой, причем такой конструктив работает, только сложнее в повторении.
> Пользовал аналогичную конструкцию много лет (самодельная,
> правда), работала прекрасно.
>
В книге Хорхордина приведена помпа как на фотографии. Лопатки прорезаны на всю глубину.
Теперь прошу совета: Стоит ли ставить такую помпу или оставить все токи старую с резиновой крыльчаткой.
Что, советов мало, опять-25? Придётся наконец самому попробовать, по результатам будете поучать других)))
Ага, советов по делу как раз и немного:
А выводы мои сводятся к тому что у буржуев таких помп нет (или ветаки есть?), по этому выбор остается очевидным.
Не смотрите на буржуев, козлёночком стать можно))) Они как раз, как прожжённые бизнесмеены-капиталисты недорезанные, заинтересованы в частой смене запчастей, как минимум. А может, осилить не смогли вихревую помпу.
1.Крыльчатка стоит от «Привет-22». 2.У меня стояла такая(не вечная) песок попадет хана ей. 3.Воздух глотнет на волне мотор перегреть можно.
Слово «помпа» давно забыто у практичных деревенских мужиков. Этот вариант безотказный. Нагнетающая трубка идет мимо помпы. Всё охлаждение на ходу, но очень эффективное.
> Слово «помпа» давно забыто у практичных деревенских мужиков.
> Этот вариант безотказный. Нагнетающая трубка идет мимо помпы.
> Всё охлаждение на ходу, но очень эффективное.
Был у меня когда то мотор Кама, вот на нём был такой девайс. Очевидно воздушного охлаждения не хватало, мотор от бензопилы Дружба и поэтому ещё воду разбрызгивали на цилиндр. Вихревую помпу на ПЛМ, кроме Привета я не встречал, у всех стоит резиновая крыльчатка. А автомобильную помпу я предлогаю потому что она мощнее вихревой и на хх воды должно хватать, только лопатки надо сделать подлиньше чем на фото.
Yoric, это мне вопрос про Приветы? Так у Приветов как раз вихревая помпа, чтобы ты знал, а никак не центробежная. Это совершенно разные принципы работы, разные конструкции, разные параметры и законы подачи. Из советских моторов, насколько я знаю, центробежная была только у Салюта (Спутника). То, что в книге Хорхордина, это НЕ ВИХРЕВАЯ помпа.
МИК, я имел ввиду только бесконтакность. Буду рад, если просветишь парой слов про отличия вихревой от центробежной.
Вихревые насосы
Вихревые насосы — динамические насосы, жидкость в которых перемещается по периферии рабочего колеса в тангенциальном направлении. Преобразование механической энергии привода в потенциальную энергию потока (напор) происходит за счет множественных вихрей, возбуждаемых лопастным колесом в рабочем канале насоса.
Применение вихревого насосы оправдано при значении коэффициента быстроходности ns
Спасибо, но парой слов не обошёлся. ТОгда уточним, если не трудно:
1) «жидкость в которых перемещается по периферии рабочего колеса в тангенциальном направлении» — это как по-простецки?
2) «В книге Хорхордина в конструкции помпы нет абсолютно никаких элементов, которые заставляли бы воду совершать вихревое движение» — а у Привета какие-такие элементы есть для этого? Полость вокруг крыльчатки, по окружности которой снизу и сверху каналы с входным отверстием снизу и выходным сверху.
alexgr, в том и дело, что именно вихревая мощнее.
По-простецки так: нет улитки, а есть канал равного сечения по окружности колеса. И вода идёт по этому каналу, и при этом ещё и крутиться. Как в вихре. Двигается по оси, и вокруг оси. У центробежки вода двигается от центра крыльчатки к краю,
У Привета, конечно, все каналы есть. Это классический вихревой насос. Каналы выполнены в проставке и дейдвуде. Тут всё совершенно правильно сделано.
P.S. Извини, и так сокращал, как мог. Вышло чуть больше пары.
Еще парочку)))
1) Улитка — это канал переменного сечения? Надо полагать, сужающийся к выходу?
2) «И вода идёт по этому каналу, и при этом ещё и крутится.»
А в какую сторону крутится? Смотрим сверху, вращение крыльчатки по часовой стрелке, вихри как закручены? Мне мнится, что против часовой?
Улитка — это действительно канал переменного сечения. РАСШИРЯЮЩИЙСЯ к выходу.
Я думал ты прикалываешься, а выходит, что действительно не знаешь, как эти насосы работают.
Порассматривай картинку. Вот именно так они и закручены.
Увы, не имел чести глубоко общаться с насосами)))
Вращение крыльчатки на втором рисунке по часовой? Если так, то не понимаю, как вихри крутятся по ходу, они ж должны томозиться о стенку камеры.
Yoric писал:
. Не смотрите на буржуев, козлёночком стать можно))) Они как раз, как прожжённые бизнесмены-капиталисты недорезанные, заинтересованы в частой смене запчастей, как минимум. А может, осилить не смогли вихревую помпу.
В основном козлята из станы восходящего солнца
Дальше без комментарию.
МИК
К тебе есть вопросик: поиском везде инфа всплывает что на вихревых насосах напор больше а КПД в 2-2,5 раза меньше.
Разъясни (плиззззз) чем грозит.
Yoric, они и тормозяться. Отсюда и К.П.Д. падает. Но это не лучший вариант, который на картинке. Ещё друг друга тормозят встречные вихри, а на продвинутых конструкциях их разводят, левый и правый (или нижний и верхний, как смотреть) крутятся отдельно, и только перед выходом соединяются.
Моё мнение такое. У центробежки К.П.Д. выше. Но её характеристика мало пригодна для ПЛМ. Если обороты увеличиваются с 1000 до 5000 (в пять раз), то что вихревая, что лопастная помпа в пять раз производительность и увеличит. А центробежная в 25раз. Если её сделать такого размера, чтобы она нормально качала на холостых, зачем тогда она будет жрать энергию на максимальных? Зачем такая производительность и давление?. А если подобрать под максималку приемлемые параметры, на холостом качать просто не будет, Не передавит противодавление выхлопа. Увы, квадратичная зависимость. Центробежные насосы хороши, когда обороты постоянные, и под них все параметры крыльчатки и водовода и подобраны. Например в насосах, которые воду из колодцев качают.
Вихревой насос тем и хорош, что в прямой пропорции, как и обычные помпы ПЛМ, увеличивает подачу с ростом оборотов. И в отличие от центробежного, на малых оборотах имеет существенно большее давление.
Имею в этом деле некоторый опыт. Вихревые насосы делал для Вихрей (и 3-ц тоже), Нептунов, Эвинруда, катеров, и На МС-40 тоже не в последнюю очередь благодаря мне такой насос стоит.
Воот. наконец пролился свет на это чудо колесо.
Всем присутствующим огромное спасибо.
МИК, я имел ввиду сказать, что «наружная сторона вихря» тормозится об стенку, а внутреннюю гонит крыльчатка, и вихрь вокруг своей оси крутится против вращения массы жидкости вокруг оси крыльчатки. То есть крыльчатка по часовой — вихрь против, и наоборот. Так?
Крыльчатка на рисунке справа против часовой тогда крутится?
Yoric, проще сказать так: центробежная сила выбрасывает воду лопастью с крыльчатки. В радиальном направлении, от центра вращения. И благодаря форме корпуса, вода проворачивается по корпусу, и набрасывается снова на крыльчатку, и всё повторяется. Так воду там и крутит. И при этом вода проворачивается к зоне выхода. Там нет никакого встречного движения.
А физику явления можешь объяснить? Я бы сказал так: ====центробежная сила выбрасывает воду лопастью с крыльчатки. В радиальном направлении, от центра вращения.====
Тут согласен. Дальше:
===И благодаря форме корпуса, вода проворачивается по корпусу, и набрасывается снова на крыльчатку====
А вот тут не понимаю, что за форма корпуса должна быть? Какая она ни будь, на мой взгляд, при сходе с крыльчатки вода теряет скорость, крыльчатка уходит вперёд, вода отстаёт от неё, да ещё и трение о стенки томозить должны воду. За счёт какой чудодейственной силы вихрь раскрутится наоборот, по ходу? Вот если бы лопасти у крыльчатки были загнуты вперёд (спиральные типа), чтоб воду хоть с каким-то ускорением выбрасывать, тогда да, а так? Да и то натяжка.
Приходит на ум только резонанс (волноводы, бродячие/стоячие волны в радиотехнике), но тут его не натянешь, слишком велик диапазон оборотов (1000-5000 к примеру).
На рисунке всё есть. Нарисовано движение воды и в поперечном, и в продольном разрезе. Ну что же там непонятного? Я уже всё разъяснил, как мог. Никуда вихрь «наоборот по ходу» не раскручивается. Крутится в одну и ту же сторону. Лопасти и должны быть прямыми, никаких «загибов». И никаких резонансов. На любых оборотах там происходит одно и то же. За счёт вихревого движения заставляют работать трение слоёв, именно это и создаёт повышенное давление на выходе.
Физика процесса объяснена в предыдущем моём посте. И я не пойму, к чему это всё? Я не изобретатель каких-то новых принципов. Существует масса серийных вихревых насосов. И бытовых, и промышленных. Они исправно делают своё дело. Без всяких чудодейственных сил и загнутых лопастей. И их применяют на лодочных моторах. И на серийных, и сами люди себе делают. Если я непонятно объясняю, набери в поисковике «Принцип действия вихревого насоса», и читай на здоровье!
Ладно, вижу, парой слов не обойдёшься тут , буду изучать на досуге. Спасибо за науку. Последний вопрос)): и всё-таки, куда крутится крыльчатка на правом рисунке?
> alexgr, в том и дело, что именно вихревая мощнее.
В том что она мощнее я не согласен. Ценробежная помпа на больших оборотах создает сильное сопротивление и поэтому не применяется в ПЛМ. Вихревая помпа за счет проскальзования имеет меньшее сопротивление и поэтому более поднодит к ПЛМ.
На правом рисунке крыльчатка крутится по часовой стрелке.
Что интенресно, если крутить в другую сторону, ничего не изменится. Этому насосу всё равно, куда крутиться. Просто будет качать в обратную сторону. Полости всасывания и нагнетания меняются местами. Но ни производительность, ни давление при этом не изменятся. А вот у центробежного изменится всё. При обратном вращении на правом рисунке маленькая стрелочка на красной линии меняет направление, и всё. На левом вообще всё остаётся неизменным.
alexgr, причина в том, что характеристика подачи мало подходит у центробежной помпы. Слишком велика разница в давлении при малых и больших оборотах. В этом вся беда. Центробежная сила пропорциональна квадрату угловой скорости. Убрать бы это квадрат!
По поводу проскальзывания. В продаже имеются обыкновенные бытовые водяные насосы, для подачи воды из колодцев. На одних и тех же электродвигателях на валах сидят и вихревые насосы, и центробежные. В паспортах указана высота подъёма воды и производительность. Очень наглядно для сравнения, чтобы чушь про проскальзывание отбросить. Центробежные — 10-12 метров, вихревые — до 40. Но в производительности при расчётных оборотах вихревые проигрывают. Прилично. Ну и бог с ней, с производительностью. Для ПЛМ важно давление и линейная зависимость подачи от оборотов.
Ещё раз: на Эвинрудах 60-х годов применяли центробежные насосы, а на Салюте и сейчас применяют. Американцы давно от них отказались. И правильно.
Понятно, спасибо ещё раз.
Ну, блин, высоколобые столкнулись!
Какая Вам, к бесу, разница КУДА закручивается вихрь? По- или против часовой? Да поперёк! Вам, надеюсь, главное параметры работы того или иного насоса («помпа» коробит, ассоцииируется с ручной пожарной, на телеге (поршневой)), при тех или иных условиях эксплуатации. Вот об этом и нужно слюни взбивать. А то в теорию ударились! Можно подумать, сейчас в гараж ломанётесь на коленке напильником «помпу» выстругивать. Папы Карлы Вы наши! Топор и полено не забудте!
Пардон, не телега поршневая имелась ввиду, а «помпа». Сорри.
Если центробежной помпе поставить перепускной клапан, то сбрасываемой водой можно охлаждать дейдвуд. Но это громоздко и никому не нужно. Та помпа в топике сделана топорно, а вторая более изящно, поэтому работает лучше. Могу заверить TMRK, что не побегу в гараж делать помпу. Нужны токарные и фрезерные работы мне это не выстругать.
петр- саныч писал:
> Продаются, вот только новый редуктор стоит дороже мотора б/у .
Да неужели? Голый корпус без нифига.
Такой редуктор в сборе стОит столько же, сколько и старый. И лет этому корпусу много. Я себе по случаю взял запасной где-то в середине 1980-х. Переложил начинку. До сих пор бегает, не нарадуюсь.
Вот только помпу предпочитаю традиционную, но с верхним сальником.
Как-то на досуге просчитал характеристики указанной супер-пупер «вихревой-бесконтактной» помпы. Получилось, что на минимально-устойчивых оборотах холостого хода подача воды должна отсутствовать в принципе. А если так, нафига такие «пирожки с дохлыми котятами»?
Atheist, можешь поделиться рассчётом? Интересно, как ты трение слоёв просчитывал.
Создатели Приветов и МС-40 таким математическим аппаратом не владели, и такие помпы (pump по-английски, для тех, кого от этого слова коробит), установили на серийные ПЛМ. Ладно МС-40, он сравнительно недавно появился, но Приветам за тридцать лет давно. И никаких проблем на холостом ходу. Кто-нибудь и когда-нибудь на приветовскую помпу жаловался? Наоборот. Её копируют и на другие моторы ставят. Так что котята не совсем дохлые, а пирожки вкусные.
Скорее дело в том, что не разобравшись в принципе работы вихревого насоса, его пытаются делать. Вот и появляются нежизнеспособные конструкции вроде той, что в книге Хорхордина.
Пример. Руслан из Днепропетровска сделал Вихре-Нептун. У Нептуна места для помпы много, можно крыльчатку сделать побольше, чем у Вихря. Руслан сделал вихревую помпу, всё правильно сделал. Результат: качает так, что мотор не нагревается. Пришлось поток воды дросселировать, чтобы хоть как-то грелся. И на холостых качает так, что штатной и не снилось. На МС-40 та же проблема. Трудно нагреть мотор. И на холостых качает будь здоров! Почитай отзывы. Даже с брандспойтом пожарной машиной сравнивали. Вот такая математика. На досуге.
У меня и вовсе пиковый случай. На Вихре места мало, крыльчатка больше 45мм диаметром не получается. И даже такого куцего варианта достаточно, чтобы 50-сильный трёхцилиндровый мотор нормально работал.
P.S. Математика, описывающая трение слоёв, мне не по зубам. Поделись, я хоть посмотрю, как она выглядит.
МИК
Как думаеш, то что серийное на первом фото, работать будет?
Терзают смутные сомнения, из-за квадратного канала.
Конечно канал квадратным быть не должен. Его форма поперечного сечения должна подхватить выброшенную центробежной силой воду, и плавно провернуть её снова к лопаткам. Поспособствовать этому самому вихревому движению. Квадратного сечения канал тут просто не уместен. Вот так и делают, не подумав и не разобравшись, а потом говорят, что вихревой насос не годится.
Если убрать вихревое движение, тогда это будет просто лопастной насос с плохими характеристиками.
Как проверял вихревой насос на Вихре. Редуктор прикручен к дейдвуду, и опущен в обычную бочку с водой, где моторы проверяю. Реверс в нейтральном положении. Вставил рессору, в неё квадрат на 10, и квадрат крутит электродрель на 600об/мин. Пальцем прикрыл выход из напорной трубки. Струя бьёт вверх под 2 метра. Точно не мерил, но выше человеческого роста точно. 600 оборотов — это примерно половина от холостых.
Спасибо за исчерпывающие ответы
Пойду к токарю точить скругляющие вставки (кольца)
((((((((((((((Если все таки решусь купить эту помпу.)))))))))))))))))
ИМХО-при наличии токарного и широкоуниверсального инструментального фрезера (впрочем достаточно и вертикально-фрезерного) может проще все сделать самому, чем переделывать непонятно что? Мне лично понравилась конструкция на фото от asn. Думаю, что «канавка» выполнена концевой фрезой с радиусным окончанием, при вращении детали на поворотном столе. Токарный здесь «не при делах».
Шурик, p78-57 правильно говорит. Чем иметь гемор с исправлением косяков, не проще ли у того же токаря всё и сделать нормально?
Я горизонтально-фрезерный станок использую только для нарезки лопастей на крыльчатке. Всё остальное — токарные работы.
Возможно вы и правы, лёд у нас еще месяцев 5 не сойдет, буду пробовать.
Только вот других станков кроме сверлильных и токарного у нас на предприятии нет. Боюсь что крыльчатка получится топорно. А со всем остальным думаю справлюсь.
Мне лично понравилась конструкция
> на фото от asn. Думаю, что «канавка» выполнена концевой фрезой
> с радиусным окончанием, при вращении детали на поворотном
> столе. Токарный здесь «не при делах».
Совершенно верно, только это был координатно-расточной.
Обслуживание и неисправности системы охлаждения лодочного мотора Вихрь
Контроль за работой системы охлаждения осуществляется наблюдением за вытеканием струи охлаждающей воды из контрольного отверстия в верхней части дейдвуда. Нужно периодически проверять, не забито ли это отверстие, и при необходимости прочищать его проволокой. Если вместе с водой из отверстия выходит пар, система охлаждения нуждается в осмотре.
Следует признать, что такой способ контроля затруднителен, а при дистанционном управлении лодкой просто невозможен с места водителя. Поэтому многие владельцы снабжают свои лодочные моторы различными устройствами, сигнализирующими о неисправности системы охлаждения на пульт управления. Простейший способ упростить визуальный контроль — просверлить в вертикальном канале блока головок цилиндров отверстие диаметром 2-2.5 мм, которое будет направлять струю воды из системы охлаждения вверх и назад. При работе исправного насоса высота струи достигает 1-1.5 м и хорошо видна с места водителя.
Промышленностью освоен прибор ДЛМ-1 для контроля за частотой вращения коленчатого вала и температурой двигателя. Его индикатор устанавливается на пульте управления лодкой.
Осмотр системы охлаждения следует начинать с входных отверстий для охлаждающей воды в выпускном патрубке или боковых поверхностях корпуса редуктора. В редукторе с боковой пластиной должна быть обеспечена полная герметичность всасывающей магистрали, чтобы не происходило подсоса воздуха в насос и снижения его производительности. Поэтому следует проверить плотность крепления пластины к корпусу редуктора над антикавитационной плитой. Основным элементом системы охлаждения, требующим своевременного осмотра и обслуживания, является водяная помпа. Чтобы она не отказала неожиданно, рекомендуется раз в сезон проверить состояние ее деталей. Прежде всего следует обратить внимание на целость и упругость крыльчатки. Если резина затвердела, имеет повышенный износ или на лопастях появились трещины, крыльчатку следует заменить. Нормальная крыльчатка при установке в корпус насоса и совмещении посадочного отверстия с отверстием корпуса должна касаться стенок стакана всеми лопастями. Крыльчатку можно не менять до тех пор, пока концы лопастей не износятся до появления острых кромок.
Дезаксиальность крыльчатки равна всего 1.1 мм, поэтому производительность насоса зависит от износа верхнего подшипника вала-шестерни. При износе, равном 1.1 мм, подача воды в систему охлаждения двигателя прекращается совсем, а при радиальном люфте вала-шестерни более 0.2-0.3 мм производительность снижается до опасного предела. Быстрый износ подшипника характерен для медно-графитовой втулки, которая применялась в редукторах старой конструкции, особенно на лодочном моторе » Вихре -М». Выработка втулки имеет вид эллипса, поэтому работоспособность насоса можно временно восстановить, развернув ее в корпусе редуктора на 90°. В редукторах новой конструкции подобный отказ насоса системы охлаждения по этой причине случается редко, так как подшипник скольжения заменен шарикоподшипником.
При замене крыльчатки необходимо сначала измерить ее высоту по торцам, а затем глубину корпуса насоса. Высота крыльчатки должна быть больше на 0.2 мм. Если разница превышает указанную величину, торцы крыльчатки следует притереть на наждачном камне или напильником, иначе существенно увеличатся потери мощности на трение крыльчатки о корпус насоса. При установке крыльчатки важно обеспечить правильный изгиб лопастей ( рис. 91 ). На рис. 91,б показана пластина, которая устанавливается в расточку корпуса редуктора под насос. Она должна быть ровной, без вмятин, выпучивания или следов износа в виде кольцевых царапин.
Рис. 91. Крыльчатка в корпусе водяного насоса (а) и пластина, устанавливаемая в расточку корпуса редуктора (6)
Перед установкой на место крыльчатку нужно смазать автолом или другой жидкой смазкой для предохранения от повреждения при сухом прокручивании двигателя. При консервации и преднавигационном обслуживании мотора полость насоса смазывают консистентной смазкой. Во время зимнего хранения крыльчатку рекомендуется вынимать из корпуса насоса или периодически прокручивать коленчатый вал, чтобы крыльчатка не находилась долго в одном положении. Лопасти крыльчатки, вынутой из насоса, должны быть ровными и прямыми. Если лопасти имеют остаточные деформации, то крыльчатку следует заменить ( рис. 92 ).
Рис. 92. Крыльчатка насоса с остаточной деформацией лопастей (а) и пригодная к дальнейшему использованию (б)
При сильном износе нуждается в замене и штифт крыльчатки, имеющий размер Ø2.5×9. В качестве штифта можно использовать игольчатый ролик или стальную проволоку, только не из мягких металлов.
При замене крыльчатки следует обратить особое внимание на направление загиба лопастей.