Как определить раннее или позднее зажигание
Перейти к содержимому

Как определить раннее или позднее зажигание

  • автор:

Как определить, раннее или позднее зажигание

Разбираем признаки раннего и позднего зажигания на автомобиле: что это такое, в чем отличия и какое лучше. Еще Вы узнаете, как понять, какое зажигание установлено на двигателе и как настроить топливную систему на оптимальную работу.

Что такое позднее и раннее зажигание?

Само слово зажигание указывает на взаимосвязь с возгоранием воздушно-топливной смеси, происходящем в двигателе. Это ключевой процесс, от правильности угла настройки которого зависит расход топлива , вырабатываемая мощность, ресурс деталей мотора. Чтобы вовремя заметить признаки неправильно выставленного угла зажигания, необходимо понимать, какие процессы происходят в ДВС при нормальной регулировке по меткам. Тогда отклонения угла будет легче заметить и изменить положение участвующих элементов в нужную сторону.

В 4-х тактных двигателях автомобилей работа ведется по 4 этапам:

  1. Впускной клапан открыт, поршень уходит вниз, цилиндр наполняется воздухом.
  2. Оба клапана в ГБЦ перекрываются для герметизации камеры и поршень поднимается, сжимая воздух.
  3. Поршень достигает самой верхней точки, называемой «мертвой», поскольку дальше некуда идти, и подается искра с топливом. Смесь воспламеняется, толкая поршень вниз. Крутящий момент передается на трансмиссию и ходовую часть. Машина едет.
  4. Поршень снова делает подъем, но уже для выталкивания отработанных газов. Выпускной клапан при этом открывается.

Схема работы 4-х тактного двигателя

Схема работы 4-х тактного двигателя

Схема работы 4-х тактного двигателя

Момент подачи искры для воспламенения воздушно-топливной смеси называется зажиганием. Он выставляется по меткам. Оптимально – когда момент воспламенение будет немного ранним, т.е. происходил чуть раньше, чем поршень дойдет до верхней мертвой точки (ВМТ). Это необходимо, так как топливо сгорает не моментально и ему требуется время для воспламенения. Когда поршень проходит верхнюю точку, смесь уже полностью воспламенилась и энергия взрыва давит со всей силой обратно вниз. Происходит максимальная отдача силовой установки, двигатель функционирует со 100% производительностью. Итак, отвечая на вопрос, какое зажигание лучше, запомним, что требуется незначительное по времени раннее воспламенение рабочей смеси.

Лучший момент подачи искры<

Лучший момент подачи искры<

Лучший момент подачи искры

В авто с инжекторной системой впрыска подачей напряжения на свечи руководит электронный блок управления. Он считывает информацию о количестве воздуха, положении коленвала, «понимает» состояние поршней в каждом цилиндре. При меняющихся исходных параметрах ЭБУ подстраивает угол зажигания под текущие условия и обеспечивает оптимальную работу мотора. Здесь регулировка в традиционном смысле не нужна, а в случае поломок может понадобиться перепрошивка системы при помощи компьютера.

В двигателях с карбюраторами все происходит гораздо проще. Катушка генерирует высоковольтные импульсы, которые подаются на трамблер. Последний расположен рядом с мотором и состоит из:

  • корпуса;
  • конденсатора;
  • четырех контактов, ведущих к каждой секции мотора;
  • крутящемуся бегунку, передающему напряжение.

Ток от катушки поступает в трамблер, а последний крутится, раздавая напряжение по цилиндрам. Поскольку для воспламенения требуется лишь небольшая искра, то задача трамблера состоит в быстром прерывании цепи, поэтому элемент называют так же прерывателем. Теперь, понимая принцип работы силовой установки, рассмотрим суть проблемы.

Возбуждение искрообразования прежде положенного момента (угол слишком большой в положительную сторону) называется ранним зажиганием. Опоздание подачи напряжения на контакт свечи (угол смещен в отрицательную сторону) — это позднее зажигание.

Такие неполадки могут происходить из-за заведомо неправильной регулировки или когда положение сбилось.

Признаки раннего зажигания

Как уже было отмечено, правильная установка угла — это воспламенение смеси при крайней верхней точке поршня, для чего ток на электроды свечи подается немного заранее.

Но когда искрообразование происходит значительно преждевременно, возникают негативные последствия. Шатун с коленвалом еще не вывели поршень наверх, а произошел взрыв в камере сгорания двигателя. Поршню приходится преодолевать энергию взрыва и бороться с возросшим сопротивлением.

Пройдя верхнюю точку, поршень начинает движение вниз с меньшей силой, поэтому крутящий момент двигателя снижается.

Водителям следует запомнить признаки раннего зажигания, чтобы вовремя заметить проблему и точнее ее локализовать:

  • возрастает расход бензина;
  • двигатель функционирует не мягко — работает как дизель;
  • появляется металлический звон;
  • на невысоких оборотах мотор глохнет;
  • теряется мощность;
  • частая и долгая детонация;
  • труднее разогнать машину.

Признаки позднего зажигания

Проявления у позднего зажигания немного другие. Когда угол установлен со смещенными метками, возбуждение искры на электродах запаздывает. В результате воздух сжат, бензин впрыснут, поршень прошел верхнюю отметку и начинает движение вниз по инерции. И только в этот момент смесь взрывается.

Из-за такой работы значительно снижается крутящий момент двигателя — энергия взрыва догоняет поршень, а не толкает его.

Одновременно часть взрывной волны проникает в выпускную систему, ведь клапана ГБЦ открываются для удаления отработанных газов. Поскольку топливовоздушная смесь уже не находится в максимально сжатом состоянии, сгорание происходит не полностью. Частично компоненты откладываются на внутренних стенках ДВС и содействуют закоксовыванию колец.

Выделим признаки позднего зажигания, чтобы своевременно идентифицировать проблему:

  • громкие звуки, хлопки в выхлопном коллекторе и трубе;
  • быстрый перегрев двигателя;
  • проблематичный запуск на холодную;
  • скорость набирается очень медленно;
  • авто значительно утрачивает мощность;
  • возрастает расход топлива.

При подобных симптомах нужна регулировка, для чего придется вникнуть в особенности нескольких узлов, участвующих в работе.

Угол опережения зажигания что это?

Продолжим с конструкции трамблера, играющего непосредственную роль в искрообразовании. Деталь фиксируется сбоку двигателя при помощи нескольких болтов. От четырех выводов трамблера подается питание с катушки к каждому цилиндру через высоковольтные провода. Важна последовательность присоединения: первый вывод на первый цилиндр, второй вывод на третий цилиндр и т. д., в зависимости от схемы работы двигателя (обычно: 1-3-2-4). Внутри трамблера есть вращающийся бегунок. Каждый высоковольтный свечной провод имеет свою пластину-контакт. На бегунок постоянно подается напряжение от центрального контакта, а за счет круговой работы осуществляется раздача тока и мгновенное прерывание, обеспечивающее импульс.

Бегунок трамблера

Бегунок трамблера

Бегунок трамблера и свечные контакты в крышке

Установка зажигания частично зависит от положения трамблера и места «встречи» бегунка с контактной пластиной. Здесь применяется параметр УОЗ. Аббревиатура расшифровывается как «угол опережения зажигания», который выставляется по меткам на корпусе трамблера. Они выполнены в виде насечек с правой стороны мотора и хорошо видны сверху.

Насечки на корпусе трамблера

Насечки на корпусе трамблера

Насечки на корпусе трамблера

У трамблера есть собственный вал со шлицами на конце, который получает вращение от распределительного вала. Поскольку валы ГРМ и ДВС связаны ремнем, то вся работа синхронизирована. Изменение настроек любого из участников системы влияет на процесс сгорания воздушно-топливной смеси.

Как выставить зажигание, регулируя УОЗ?

Понимая важность правильной установки УОЗ, рассмотрим как осуществляется регулировка раннего и позднего зажигания на самом трамблере. Работа проводится на заведенном моторе и холостых оборотах, колеблющихся в диапазоне 750-850 в минуту (зависит от марки двигателя). Для правильной регулировки угла опережения понадобится:

  1. Открутить фиксирующие гайки корпуса трамблера до состояния, чтобы узел можно было сдвинуть.
  2. Немного прокрутить блок по часовой стрелке на своей оси для установки раннего зажигания. Это необходимо, когда подача тока осуществляется с сильным запозданием. Контролировать угол опережения можно по меткам напротив модуля зажигания.
  3. Повернуть трамблер против часовой стрелки на своей оси для установки позднего искрообразования. Такая мера необходима в случае преждевременного срабатывания.
  4. Затянуть гайки для закрепления узла.

Такими действиями достигается смещение положения прерывателя относительно пластин-контактов свечных проводов. Следовательно, настраивается раннее или позднее зажигание.

Во время установки угла опережения изменения можно определить на слух. При сильном отклонении влево или вправо, обороты мотора начнут «проседать» и станут нестабильными. При установке оптимального угла вращение валов ДВС будет на максимуме и стабильным.

Некоторые мастера способны настроить мотор без ориентации по меткам, руководствуясь только слухом. Но для этого нужен немалый опыт, поэтому в большинстве случаев прибегают к другим методикам установки.

Как выставить зажигание

Корректировка угла опережения зависит от трех составляющих: положения шкивов коленчатого и распределительного валов, а также трамблера, связанного с ними нижним вертикальным приводом. Для проверки синхронизации систем двигателя используется два распространенных способа. Рассмотрим их детальнее.

При помощи стробоскопа

Это оптический прибор, излучающий короткие вспышки света. При такой особенности аппарат помогает проверить правильность положения меток с высокой точностью. Вам понадобится белая краска или мелок, а также несколько ключей. Метод подойдет для любого автомобиля с карбюраторной системой впрыска.

Стробоскоп

Стробоскоп

Понадобится такой или аналогичный стробоскоп

Двигатель машины следует прогреть до 96 градусов. Далее процесс выполняется в такой последовательности:

  1. Снимается защитный кожух ремня ГРМ. Машина поддомкрачивается и включается 5-я передача, облегчающая проворачивания коленвала мотора.
  2. Шкив распределительного вала и коленчатого устанавливается по меткам на корпусе. Это заводские насечки, гарантирующее правильное положение и нужный угол опережения. Когда все выставлено, поршневая группа выстраивается в определенной последовательности, где поршень первого цилиндра максимально выдвинут вверх.
  3. На насечки шкива коленвала и пазы-указатели на блоке ДВС наносятся метки белой краской.
  4. Снимается крышка корпуса трамблера и проверяется направление бегунка-контакта. Он должен замыкать пластину первого цилиндра. Вычислить номер камеры сгорания не сложно, пройдя по пути свечного провода.
  5. Стробоскоп подключается к аккумулятору, а свободный кабель фиксируется на высоковольтном проводе, ведущем к первому цилиндру.
  6. Двигатель заводится и функционирует на холостых.
  7. Стробоскоп начинает светить. Свечение направляют на шкив. За счет единого цикла вращения и подачи напряжения, создастся эффект постоянной метки. Если она ровная, т.е. совпадает — угол отрегулирован верно.

Смещение отметки на шкиве за линию на блоке мотора указывает на позднюю передачу тока. Понадобится провернуть трамблер по часовой стрелке. Если белая насечка краской на шкиве находится перед линией на ДВС, то трамблер разворачивают в противоположную сторону (против часовой стрелки). После этого двигатель заводится повторно и проверятся синхронность стробоскопом.

Используя лампочку

Это более простой способ, при котором точность настройки проигрывает, зато не понадобится покупать стробоскоп. Используется лампа 12 В с двумя припаянными проводами:

  1. Один контакт присоединяется к высоковольтной катушке, а другой — на массу.
  2. Гайки прерывателя ослабляются.
  3. Действие происходит на заглушенном моторе, но ключ повернут в положение ON.
  4. Трамблер вращается в любую сторону, пока лампа не потухнет.
  5. Затем его медленно возвращают на место, чтобы поймать момент загорания лампы. Он соответствует оптимальному углу настройки.

Лампочка с проводами

Лампочка с проводами

Подойдет такое приспособление

Про дизель

На дизеле нет свечных элементов, поэтому правильность зажигания определяется периодом подачи дизельного топлива. За это отвечает ТНВД с плунжерными парами, передающий солярку на форсунки. У ТНВД есть муфта, подключаемая к коленвалу. На ней тоже предусмотрены метки для корректировки, с ориентацией на ВМТ первого поршня. Совместив метки достигается нужная синхронизация и двигатель заводится с пол оборота.

Как проверить правильность настройки

После регулировки или при тревожных симптомах ДВС хочется убедиться в верности параметров. Рассмотрим действенный способ, как понять раннее или позднее зажигание у авто, или все в норме.

Проверить работу двигателя можно, разогнавшись до 40 км/ч и переместив кулису МКПП в положение 4-й передачи. Скорость авто слишком мала для выставленного передаточного значения, поэтому пару секунд будет слышна детонация. Затем она пропадет по мере набирающегося разгона — это нормальная работа, все в порядке. Если детонация продолжается, двигатель работает с надрывом — то искрообразование происходит слишком рано. Когда детонация отсутствует — зажигание срабатывает с запозданием.

Последствия езды с неправильными настройками

Кроме мучений при эксплуатации машины, неверный угол зажигания приводит к значительным отложениям продуктов горения на стенках ДВС. Кольца поршней закоксовываются и западают, из-за чего падает компрессия. Появляется повышенный расход масла на угар и может наступить «масляное голодание». Еще двигатель сильно перегревается, поэтому понадобятся вынужденные остановки, ведь система охлаждения справляться не будет. Продолжая езду с перегретым мотором можно погнуть шатуны, провернуть вкладыши или «поймать» заклинивание коленвала. Если это случится на скорости 80-120 км/ч, серьезной катастрофы не избежать.

Автосервис DDCar

Пропала искра на автомобиле: причины и методы диагностики Отсутствие искры на свече зажигания характеризуется несколькими признаками. В этой статье мы расскажем, как проверить искру на свече, найти и устранить неисправность.

6-05-2020, 15:39 0 Пропала искра на автомобиле: причины и методы диагностики

Что такое коммутатор в машине? Коммутатор системы зажигания автомобиля — это устройство, которое отвечает за координацию процесса появление искры, тем самым, обеспечивая стабильную работу двигателя на разных оборотах.

22-09-2018, 11:49 0 Что такое коммутатор в машине?

Калильное зажигание Многие автолюбители не знают, что такое калильное зажигание. В этой статье мы расскажем, что это за процесс, почему он возникает, опишем его признаки и методы устранения.

22-08-2018, 11:00 0 Калильное зажигание

Что такое трамблер в автомобиле? За распределение зажигания и искрообразование в нужный момент в бензиновых двигателях старого поколения отвечает трамблер. Его еще называют прерыватель-распределитель зажигания.

20-07-2018, 13:32 0 Что такое трамблер в автомобиле?

Микропроцессорная (электронная) система зажигания: назначение, принципы построения и работы В чем суть микропроцессорной (электронной) системы зажигания? На каком принципе работает система? Как может комплектоваться МПСЗ?

9-04-2017, 23:40 0 Микропроцессорная (электронная) система зажигания: назначение, принципы построения и работы

Как выставить зажигание на ВАЗ-2107 своими руками? Регулировка зажигания на ВАЗ-2107 — работа, которую можно с легкостью сделать своими руками, сэкономив немалую сумму на посещении СТО. В чем особенности настройки на автомобилях с контактной и бесконтактной системой? Стоит ли обращаться на сервис или же делать работу своими руками?

Определение раннего или позднего зажигания

Срочный ремонт АКПП в Алматы

От правильной настройки и бесперебойной работы системы зажигания напрямую зависит стабильность работы двигателя, его мощность, топливная экономичность и т.д. В норме на четырёхтактных двигателях топливно-воздушная смесь должна воспламеняться в конце такта сжатия, то есть перед самым подъемом поршня в верхнюю мертвую точку. Такой момент зажигания обусловлен тем, что смеси требуется определенное время для сгорания, после чего энергия расширяющихся газов толкает поршень вниз и начинается рабочий ход.

Под поздним или ранним зажиганием следует понимать задержку или опережение срабатывания системы зажигания по отношению к тому, в каком положении находится поршень в цилиндре. Другими словами, искра свечи зажигания образуется и поджигает топливно-воздушную смесь не в оптимальный момент приближения поршня к ВМТ, а раньше или позже этого момента. Такое явление получило название раннего или позднего зажигания. По этой причине владельцы транспортных средств, в которых реализована возможность самостоятельной регулировки УОЗ (угол опережения зажигания), часто сталкиваются с необходимостью настройки зажигания.

Ремонт АКПП Алматы

Как понять, что зажигание позднее или раннее

Воспламенение рабочей смеси топлива и воздуха в цилиндрах с опережением или запаздыванием приводит к определенным сбоям в работе мотора. В списке основных признаков, по которым можно определить неправильно установленное зажигание, следует выделить:

  • затрудненный запуск двигателя;
  • ощутимое увеличение расхода топлива;
  • двигатель теряет приемистость, падает мощность;
  • отмечается неустойчивая работа в режиме холостого хода;
  • пропадает отзывчивость на нажатие педали газа;
  • возникает перегрев двигателя и детонация;

Неправильный угол зажигания может проявляться в виде характерных хлопков, которые отдают в систему выпуска, в карбюратор и т.д. Вполне очевидно, что дальнейшая эксплуатация ДВС со сбитым углом опережения зажигания может привести к более серьезным поломкам двигателя, особенно в случае появления устойчивой детонации.

Последствия неправильно выставленного угла зажигания

Как позднее, так и ранее зажигание негативно влияет на работу и ресурс двигателя. Следует добавить, что от правильного момента зажигания зависит не только мощность и расход горючего. Если искра на свече зажигания образуется раньше положенного времени, тогда давление расширяющихся газов начинает противодействовать поднимающемуся в ВМТ поршню (раннее зажигание). Воспламенение рабочей смеси после того, как поршень начал двигаться из ВМТ вниз, приводит к тому, что высвобождающаяся энергия топлива «догоняет» поршень и попадает в выпуск, а не совершает полезную работу (позднее зажигание).

Признаки раннего зажигания проявляются в виде следующих симптомов:

  • появление металлического звонкого призвука во время работы двигателя, который локализуется в области блока цилиндров;
  • плавают обороты холостого хода, двигатель работает нестабильно;
  • после нажатия на «газ» возникает пауза, двигатель не «тянет» и перерасходует топливо;

Позднее зажигание также наносит ощутимый вред двигателю. Сгорание смеси в данном случае происходит в условиях понижения давления и увеличения объема в цилиндре ДВС. Нарушается сам процесс горения топливно-воздушной смеси, которая догорает во время рабочего хода поршня. В результате признаками позднего зажигания являются:

  • двигатель теряет мощность, для разгона нужно сильно давить на газ;
  • отмечается значительное повышение расхода топлива;
  • мотор сильно коксуется отложениями и нагаром;
  • неправильное сгорание смеси ведет к перегреву двигателя.

С рочный ремонт АКПП в Алматы

Раннее или позднее зажигание. Симптомы и характерные особенности

Раннее или позднее зажигание. Что лучше? Лучше всего — оптимальное. А вот первые два случая могут принести владельцу автомобиля немало головной боли и потраченных нервов, ибо определить неполадку не так-то просто. Во всём есть свои нюансы, которые необходимо рассмотреть поближе.

Коротко о зажигании

Для начала надо поговорить о зажигании в общем, чтобы понимать, что именно надо настраивать. На бензиновых двигателях внутреннего сгорания существует ряд компонентов, ответственных за надлежащую и своевременную подачу напряжения на свечу, дабы последняя могла дать необходимую искру для воспламенения топливной смеси. Компоненты эти объединены в механизм под названием «трамблёр» или «прерыватель-распределитель», который в свою очередь установлен на блоке цилиндров двигателя, и вал трамблёра приходит в движение от распредвала двигателя. Вал трамблёра оснащён кулачками, основной задачей которых является размыкание цепи в нужный момент, после чего идёт возникновение искры на свече.

Чтобы мотор автомобиля давал желаемую мощность, возникновение искры в цилиндре должно совпадать с моментом максимально эффективного использования всей энергии сжатой топливной смеси. Когда искра подаётся с опережением, то энергия воспламенённых газов некоторое время будет работать навстречу движению поршня. В случае запоздавшей искры энергия уже идёт «вдогонку» уходящему поршню и не реализует себя в полной мере.

Одним из главных недостатков трамблёра является его механический износ и, соответственно, влияние этого процесса как на качество, так и на время подачи искры. Это может заметно сказываться на функционировании мотора и требовать вмешательства в его работу и настройку.

Система зажигания

Наглядная схема и устройство системы зажигания в бензиновом двигателе

Симптомы и признаки раннего

  • Чрезмерная детонация (дефект поршня, разрушение шатунов).
  • Хорошо слышимый звук стука в двигателе (повышенный износ).
  • Потеря мощности (особо заметная на малых оборотах).
  • Увеличенный расход топлива.

Симптомы и признаки позднего

  • Потеря мощности.
  • Плохой запуск (из-за чего страдает аккумулятор).
  • Повышенный расход топлива.
  • Перегрев двигателя (может вообще заклинить).

Приятного мало что в первом, что во втором случае. Тем не менее некоторые автолюбители (в частности, владельцы отечественных автомобилей) ставят позднее зажигание при старте и прогреве мотора. Другие же делают зажигание немного ранним (на 1 риску), что ведёт к заметно улучшенной динамике на повышенных оборотах. Только вот в последнем случае на низких оборотах как следствие будет наблюдаться проседание мощности. Так что всё на свой страх и риск.

Если стоит ГБО (автомобиль на газу)

Основная причина установки газобаллонного оборудования на автомобиль — снижение затрат на топливо. Газ выходит практически в два раза дешевле высокооктанового бензина, и для многих это является весомым доводом к установке ГБО. Но есть пару моментов, на которые стоит обратить внимание. Полностью на газ перейти не получится, и необходимость в бензине всегда остаётся (прогрев, работа при повышенных нагрузках или просто газ закончился). Кроме того, газ расходуется быстрее и обладает повышенным октановым числом, из-за чего топливно-воздушная смесь может догорать на стадии выпуска и оказывать негативное термическое воздействие на выпускной тракт. Так что оптимизация зажигания и процесса горения топливной смеси на автомобилях ГБО является одной из основных задач к решению, а правильная настройка оборудования поспособствует ещё большей экономии топлива.

Немного о дизелях

Приведённые выше симптомы на бензиновом двигателе во многом характерны и для дизельных моторов. Правда, причины ввиду иного принципа работы в данном случае надо искать в другом.

Основным отличием дизельного двигателя от бензинового является способ поджига топлива. В дизеле это происходит за счёт самовоспламенения солярки, вступающей в контакт с находящимся в цилиндре сильно сжатым и разогретым воздухом.

Регулировка зажигания в дизелях заключается в выставлении нужного угла опережения впрыска дизтоплива, которое должно подаваться точно в пиковый момент такта сжатия. В случае неверно выставленного угла впрыск получается несвоевременным. Это ведёт к неоптимальному сгоранию топливно-воздушной смеси и дисбалансу двигателя.

Так что в дизельных моторах основным элементом системы зажигания можно считать топливный насос высокого давления (ТНВД). Вместе с дизельными форсунками именно он отвечает за дозировку и подачу топлива в цилиндры.

Топливная система дизеля

Схема и основные узлы топливной системы в дизельных двигателях

Как определить раннее или позднее зажигание

Неправильный угол зажигания провоцирует хлопки во впускной/выпускной коллектор, потерю мощности, приемистости и увеличение расхода топлива. Эксплуатация авто в таком режиме может обернуться прогаром поршня, клапанов и разрушением катализатора. Рассмотрим, как определить позднее или раннее зажигание установленном на карбюраторном и инжекторном двигателе.

Почему УОЗ не всегда одинаков?

угол опережения зажигания бензинового двигателя

Угол опережения зажигания (УОЗ) — это фактический угол поворота коленчатого вала от момента искрообразования до поднятия поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ) на такте сжатия. Необходимость опережения зажигания обуславливается задержкой реакции окисления топлива кислородом. Поэтому горение смеси делится на 3 фазы:

  1. Начальная фаза. В момент подачи искры (1-1,5 миллисекунды) поджигается небольшая часть топлива в зоне искрового пробоя (примерно 6-8 % от общего объема).
  2. Основная фаза. Из-за резкого возрастания температуры в зоне горения первой фазы поджигается основная часть топлива в центральной части камеры сгорания.
  3. Завершающая фаза горения. Поджигается смесь на периферийных участках камеры сгорания. Третья фаза длится до момента открытия выпускных клапанов.

Практическим путем установлено, что наиболее эффективное преобразование тепловой энергии от горения топлива во вращательное движения коленчатого вала достигается, если пиковое давление в камере сгорания происходит на 10-12° после ВМТ. Характер горения смеси в камере сгорания зависит от многих параметров: температуры, качества и октанового числа бензина, плотности искрового заряда, фактической нагрузки на двигатель и от оборотов коленчатого вала. Поэтому УОЗ в разных режимах работы двигателя не может быть постоянным.

Чем опасно позднее и раннее опережение?

При раннем зажигании пиковое давление в камере сгорания происходит до 10-12° после преодоления поршнем ВМТ. Чем меньше этот угол, тем меньше плечо приложения силы к кривошипу. Нагрузка не трансформируется во вращательное движение коленчатого вала, а лишь оказывает давление на коленчатый вал и его шейки. Это приводит к повышенному износу пар трения, появлению задиров, а слишком раннее зажигание провоцирует детонационное сгорание.

При позднем угле опережения зажигания пиковое давление не выполняет максимум полезной работы из-за неоптимального плеча кривошипа. При этом большая часть энергии выходит в выхлопную систему. Поскольку температура недогоревшей топливной смеси намного выше расчетной, возникает риск перегрева и прогара выпускных клапанов. Позднее зажигание приводит и к перегреву деталей выхлопной системы, что может стать причиной растрескивания выпускного коллектора, оплавления каталитического нейтрализатора. При слишком позднем УОЗ нередко можно услышать характерные хлопки в выпускном тракте.

Симптомы раннего угла зажигания

раннее зажигание

  • Возникновение детонации при резком нажатии педали акселератора и движении под нагрузкой на низких оборотах двигателя. Проявляется характерным звоном, который часто путают со стуком поршневых пальцев. Признаки раннего зажигания ярко проявляют себя на карбюраторных моторах, не оснащенных датчиком детонации.
  • Снижение мощности инжекторного двигателя.

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) мониторит детонационное сгорание по сигналу с датчика детонации. Поэтому при первых ее проявлениях принудительно уменьшает УОЗ до безопасных значений.

  • Потеря приемистости, автомобиль с запозданием реагирует на резкое нажатие педали газа.
  • Увеличение расхода топлива.
  • Нестабильная работа карбюраторного двигателя на холостом ходу и низких оборотах.
  • Жесткая работа двигателя, повышенный уровень шума.

Как себя проявляет позднее зажигание?

позднее зажигание

  • потеря мощности (особенно на малых и средних оборотах);
  • слышны хлопки в выхлопной системе;
  • увеличение расхода топлива;
  • затрудненный запуск холодного двигателя.

Какие системы нуждаются в регулировке?

Процесс первичной настройки и коррекции на работающем двигателе во многом зависит от конструкции системы зажигания, среди которых различают 3 основные вида:

  1. Контактная система зажигания. Механический прерыватель размыкает цепь первичной обмотки катушки зажигания. Высоковольтный импульс, возникающий при этом на вторичной обмотке катушки, протекает к механическому распределителю, который через высоковольтный провод направляет искровой заряд на свечу зажигания. Для поддержания оптимального УОЗ на всех режимах работы двигателя используется вакуумный и центробежный регулятор. Подвидом контактной системы считается контактно-транзисторный вид конструкции;
  2. Бесконтактное зажигание. Работа системы зажигания ничем не отличается от контактного вида, за исключением метода выбора момента формирования импульса на первичной обмотке катушки зажигания. Вместо механического прерывателя используется электронный коммутатор, который работает в паре с датчиком импульсов. Привод оси распределителя, как и в случае с контактным зажиганием, реализован от коленчатого вала двигателя. Но вместо контактного метода передачи напряжения на первичную обмотку, на датчике Холла формируются импульсы. Сигнал считывается коммутатором, который управляет низковольтным напряжение катушки;
  3. Электронное зажигание. Формирование и распределение высоковольтных импульсов возложено на электронные устройства. Информация о фактической нагрузке, скорости вращения коленчатого вала и положении распределительного вала анализируется блоком управления двигателя. Настройка зажигания производится на этапе проектировки и тестовых испытаний путем внесения соответствующих данных в карту зажигания. Изменение этих параметров возможно только при помощи специального оборудования и своей целью имеет повышение мощности двигателя.

Первоначальная установка УОЗ в системах контактного и бесконтактного типа достигается путем правильного позиционирования бегунка распределителя относительно одного из цилиндров в конце такте сжатия.

Видео:Точная установка зажигания без стробоскопа

Проблемы с УОЗ на инжекторном двигателе

Микропроцессорные системы не предусматривают регулировку зажигания в процессе ремонта и технического обслуживания. Проявление описанных симптомов раннего или позднего зажигания возможны в двух случаях:

  1. Перескок ремня/цепи ГРМ. Проблемы с запуском, потерей мощности и большим расходом топлива возникают из-за нарушения фаз газораспределительного механизма. В таком случае необходимо проверить правильность установки меток ГРМ.
  2. Неисправность датчика детонации (ДД), обрыв сигнальной цепи от датчика к ECU (Engine Controle Module).

При обнаружении в процессе самодиагностики неисправности датчика детонации блок управления переводит двигатель в аварийный режим, устанавливая позднее зажигание и ограничивая тем самым максимальную мощность.

Методы проверки

Чаще всего раннее или позднее зажигание определяют на слух. Необходимо разогнать авто с прогретым до рабочей температуры двигателем до 40-50 км/час и включить 4-ю передачу. Если после резкого нажатия педали акселератора до упора вы услышите 1-2 характерные щелчка, значит, первоначальный угол зажигания выставлен правильно и настраивать его не нужно. Суть такой проверки в том, чтобы найти порог детонационного сгорания. Если при нажатии педали раздается более 2 щелчков, корректировать угол зажигания нужно в сторону запаздывания. Соответственно, отсутствие детонации говорит о позднем УОЗ.

Описанный тест позволяет оценить правильность установки начального угла опережения. Но настройки следует проверять во всех режимах работы двигателя.

  1. Проверка зажигания при срабатывании вакуумного корректора. Условия выполнения: автомобиль неподвижен, мотор прогрет до рабочей температуры. Постоянные обороты двигателя в зоне 1500-1800/мин. Если двигатель начал работать неустойчиво, зажигание слишком раннее.
  2. Проверка УОЗ при срабатывании центробежного регулятора. Условия выполнения: автомобиль движется на высшей передаче, двигатель прогрет до рабочей температуры, скорость вращения коленвала 4000 об./мин. Резко нажмите газ в пол. Если вы услышали детонацию, неисправен центробежный регулятор, поэтому УОЗ при разгоне был слишком ранним.

Описанные методы хоть и помогут определить неправильно установленное зажигание, но не гарантируют точной настройки. Чтобы правильно проверить и выставить зажигание, необходимо воспользоваться стробоскопом. Для корректировки нужно найти карту зажигания под ваш двигатель и подробную инструкцию по настройке от производителя.

Основные моменты настройки контактного и бесконтактного зажигания идентичны для всех авто. Но процесс совмещения меток ГРМ и даже направление вращения трамблера для многих автомобилей индивидуальны. Тонкая настройка УОЗ возможна только при исправной работе топливной системы, центробежного и вакуумного регулятора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *