Подгорают контакты — ВАЗ 2106
Здраствуйте! Такая проблема — подгорают контакты в трамблере.
Купил новый трамблер и после этого все началось — старый разбился из-за открутки болта. В чем может быть проблема?
10 км наматываю начинает троить.Сперва поменял кондетсатор и бабину- не помогло. Поменял свечи. Не помогло.Поменял бронь провода — не помогло.Зачищать контакты каждые 10 км не вариант.
Что посоветуите?
va300677
Новичок
Регистрация 04.05.2010 Сообщения 1 627 Реакции 5 Баллы 0
10 км наматываю начинает троить.Сперва поменял кондетсатор и бабину- не помогло.
поменяй конденсатор ещё раз(60руб).если не поможет-ещё раз(сейчас кругом фуфло одно продают).если опять не поможет-заехай к http://www.autosaratov.ru/phorum/member.php?6374-свр
Kuder
Новичок
Регистрация 18.09.2009 Сообщения 1 531 Реакции 0 Баллы 0
В контактной системе зажигания обычно при этом меняют главную пару контактов. Для этого надо вынимать трамблёр. Не забудь отметить насечкой его положение и не потеряй картонную пркладку.
asp
Участник
Регистрация 07.10.2008 Сообщения 4 989 Реакции 15 Баллы 38
поменяй конденсатор
Block
Новичок
Регистрация 17.08.2011 Сообщения 275 Реакции 0 Баллы 0
Конденсатор поменял пару штук — не помгло.
Контакты менял — ставил простые и с дырочками — в итоге подгорают те и те.
Дошло уже до того, что переставлял бабину конденсатор на другой ВАЗ. Там все нормально работает.
Прочитал гдето в инете что может быть из-за крышки трамблера и бегунка такая проблема. Так ли это?
Kuder
Новичок
Регистрация 18.09.2009 Сообщения 1 531 Реакции 0 Баллы 0
Хм. есть посередине бегунка деталь такая — «уголёк». Деталь копеечная, но такой эффект вызывать тоже может, если его протезировали умельцы.
Бобина (катушка зажигания) и конденсатор — разные вещи. Конденсатор в самом трамблёре.
Если ты менял бобину, то увы.
RomanM40
Активный участник
Регистрация 01.12.2006 Сообщения 4 633 Реакции 472 Баллы 83
поставь бесконтактное зажигание
Kuder
Новичок
Регистрация 18.09.2009 Сообщения 1 531 Реакции 0 Баллы 0
поставь бесконтактное зажигание
Хороший совет — я именно так и сделал. И перестал бегунок и крышку трамблёра возить в бордачке. Но у меня были показания к замене трамблёра — сносилась бронзовая втулка. Вот и заменил на более продвинутый.
RomanM40
Активный участник
Регистрация 01.12.2006 Сообщения 4 633 Реакции 472 Баллы 83
а я просто так поменял безо всяких показаний, результатом остался доволен
Block
Новичок
Регистрация 17.08.2011 Сообщения 275 Реакции 0 Баллы 0
Все тема закрыта.
Дело было в маленькой пластмаске, в которую входит болтик — на который снизу прикручивается кондетсатор и провод от бабины, а сверху провод от контакта. Видать некачественно его сделали — вот через него и пробивало на массу трамблера. 2dda8142dde7142ad02
va300677
Новичок
Регистрация 04.05.2010 Сообщения 1 627 Реакции 5 Баллы 0
Все тема закрыта.
Дело было в маленькой пластмаске, в которую входит болтик — на который снизу прикручивается кондетсатор и провод от бабины, а сверху провод от контакта. Видать некачественно его сделали — вот через него и пробивало на массу трамблера.
если так,то:
10 км наматываю начинает троить.
-такого не было,мотор даже не завёлся
не торопись закрывать тему,или закрой.
S@nych
Активный участник
Регистрация 26.05.2008 Сообщения 55 832 Реакции 1 156 Баллы 113
поставь бесконтактное зажигание
Единственные запчасти которые я возил с собой постоянно после замены зажигания на электронное это копеечный коммутатор и ремень генератора. Даже в Крым когда ездил.
Block
Новичок
Регистрация 17.08.2011 Сообщения 275 Реакции 0 Баллы 0
если так,то:
-такого не было,мотор даже не завёлся
не торопись закрывать тему,или закрой.
Там как я понял на больших оборотах начинает пробивать на массу и контакты пригорают.
Сегодня заменил пока все работает отлично..
Kuder
Новичок
Регистрация 18.09.2009 Сообщения 1 531 Реакции 0 Баллы 0
Дело было в маленькой пластмаске, в которую входит болтик — на который снизу прикручивается кондетсатор и провод от бабины, а сверху провод от контакта. Видать некачественно его сделали — вот через него и пробивало на массу трамблера.
Да, сборка видать на высоте. Сам не проверишь всё — нифига работать не будет. ТС, молодец, что нашёл.
Block
Новичок
Регистрация 17.08.2011 Сообщения 275 Реакции 0 Баллы 0
Ужс. Опять начинают подгорать контакты — только уже через (хз скок км) но как все поставил (про замыкания выше описанно) опять подгорают и начинает троить на оборотах выше 3000. На низких оборотах все норм пашет более 3000 об. отказывает поршень.Есть мануал как поставить Электронное зажигание?
Kuder
Новичок
Регистрация 18.09.2009 Сообщения 1 531 Реакции 0 Баллы 0
Есть мануал как поставить Электронное зажигание?
Проще пареной репы. Только, когда трамблёр будешь покупать, не забудь, какой у тебя двигатель — длина штока под разную высоту блока разная.
БСЗ состоит из 9-й катушки (не перепутай, она переполюсована относительно классической), бесконтактного трамблёра, электронного коммутатора, подходящего жгута проводов, свечей с увеличенным зазором и высоковольтных проводов (можешь почитать форум — было много мнений, какие применять — я ставил силиконовые тесла синие, новый хозяин не жалуется).
И опять процитирую себя:
надо вынимать трамблёр. Не забудь отметить насечкой его положение и не потеряй картонную пркладку.
и не вращай движок без трамблёра, если не желаешь создать или поискать тему, «как найти ВМТ?»
Kuder
Новичок
Регистрация 18.09.2009 Сообщения 1 531 Реакции 0 Баллы 0
В качестве дальнейшего развития поисков приключений, можно реализовать сдвоенную систему от Оки (на катушках с двумя высоковольтными выходами). Второй датчик холла сажается под крышку трабмлёра взамен демонтированного бегунка. Свечи щёлкают попарно, как в Оке, но парная при этом находится в пустом цилиндре. Почему «поисков приключений»:
1. Трамблёр доделывается ручками.
2. Штатные провода не подходят.
3. Коммутаторы могут иметь разные выходные характеристики, чем грозит — объяснять излишне.
4. Ошибка в угле между датчиками Холла может привести к весёлым последствиям, например, в виде детонации смеси во впускном коллекторе.
почему горят контакты кулачков в трамблёре на ваз 2106. скажите если известна причина
Тут однозначно сказать трудно, надо смотреть какой тип системы зажигания стоит. Если батарейная, то надо смотреть кондер. Если комутатор. то даже не знаю. Надо возить с собой в запасе контактную группу. Стоит она не дорого, а выручит.
Меняй конденсатор и проверь зазор на свечах ;-))
Зазор большой между контактами, болшая дуга искры.
+ металл фуфло, запчасти такая хрень
Источник: работа такая
Это болячка. Ставь контактно-транзисторное (электронное) зажигание. Схем в нете — вагон. Контакты не горят вааще, конденсатор нафиг, искра синяя и аж звенит даже при 8вольт, а большая длительность искры избавляет от необходимости постоянно регулировать УОЗ (один раз выставил, зазор на глаз, и забыл)
Источник: Такое стояло на копейке. Класс!
Похожие вопросы
Устройство и обслуживание трамблёра автомобиля ВАЗ 2106
Трамблёр можно смело считать устаревшим элементом системы искрообразования, поскольку на современных автомобилях он отсутствует. Функции главного распределителя зажигания (техническое название трамблёра) бензиновых двигателей нынче выполняет электроника. Указанная деталь массово использовалась на легковых машинах прошлых поколений, в том числе ВАЗ 2106. Минус распределительных устройств — частые поломки, явный плюс — простота в ремонте.
Назначение и виды трамблёров
Основной распределитель «шестёрки» располагается на горизонтальной площадке, сделанной слева от клапанной крышки мотора. Вал агрегата, заканчивающийся шлицами, входит в приводную шестерню внутри блока цилиндров. Последняя вращается цепью газораспределительного механизма и одновременно крутит вал масляного насоса.
Под установку распределителя на блоке двигателя предусмотрена специальная площадка
Трамблёр выполняет в системе зажигания 3 функции:
- в нужный момент разрывает электрическую цепь первичной обмотки катушки, отчего во вторичной образуется импульс высокого напряжения;
- поочерёдно направляет разряды к свечам согласно порядку работы цилиндров (1—3—4—2);
- автоматически корректирует угол опережения зажигания при изменении оборотов коленчатого вала.
Трамблёр занимается распределением импульсов по свечам и обеспечивает своевременное искрообразование
Подача искры и воспламенение топливовоздушной смеси производится раньше, чем поршень достигнет верхней крайней точки, чтобы топливо успело полноценно сгореть. На холостом ходу угол опережения составляет 3—5 градусов, с повышением числа оборотов коленвала данный показатель должен увеличиваться.
Различные модификации «шестёрок» комплектовались разными типами распределителей:
- ВАЗ 2106 и 21061 оснащались двигателями рабочим объёмом 1,6 и 1,5 л соответственно. Из-за высоты блока на модели устанавливались трамблёры с длинным валом и механической контактной системой.
- Автомобили ВАЗ 21063 комплектовались двигателем 1,3 л с низким блоком цилиндров. Распределитель — контактного типа с укороченным валом, разница для моделей 2106 и 21063 составляет 7 мм.
- На обновлённую серию ВАЗ 21065 ставились бесконтактные трамблёры с длинным штоком, работающие совместно с системой электронного зажигания.
Разница в длине валов 7 мм обусловлена различными объёмами моторов, применяемых на «шестёрке»
Разница в длине приводного вала, зависящая от высоты блока цилиндров, не позволяет использовать деталь ВАЗ 2106 на двигателе объёмом 1,3 л — распределитель попросту не сядет в гнездо. Ставить запчасть с коротким валом на «чистую шестёрку» тоже не выйдет — шлицевая часть не достанет до шестерни. Остальная начинка контактных трамблёров одинакова.
Будучи молодым неопытным водителем, лично столкнулся с проблемой разной длины штоков распределителей зажигания. На моих «Жигулях» ВАЗ 21063 в дороге обломился вал трамблёра. В ближайшем автомагазине приобрёл запчасть от «шестёрки» и начал устанавливать на авто. Результат: распределитель не вставился до конца, между площадкой и фланцем остался большой зазор. Позже продавец объяснил мою ошибку и любезно заменил деталь на подходящую к мотору 1,3 л.
Обслуживание распределителя контактного типа
Чтобы самостоятельно производить ремонт трамблёра, необходимо понимать его устройство и назначение всех деталей. Алгоритм работы механического распределителя выглядит следующим образом:
-
Вращающийся валик периодически надавливает кулачком на подпружиненный подвижный контакт, в результате цепь низкого напряжения разрывается.
Зазор между контактами появляется в результате нажатия кулачка на подпружиненный толкатель
В старом исполнении агрегат оснащался ручным октан-корректором (поз. 4)
По факту через распределитель проходит 2 электрических цепи — низкого и высокого напряжения. Первая периодически разрывается контактной группой, вторая переключается на камеры сгорания разных цилиндров.
Теперь стоит рассмотреть функции мелких деталей, из которых состоит трамблёр:
- установленная на валике муфта (под корпусом) защищает внутренние элементы от попадания моторной смазки из силового агрегата;
- колесико октан-корректора, расположенное на приливе корпуса, предназначено для ручной регулировки угла опережения искрообразования;
Ручной регулятор опережения встречается на распределителях первого поколения
Регулятор с вакуумной мембраной действует от разрежения, передаваемого пот трубке от карбюратора
Следует отметить важный момент: ручной октан-корректор встречается только на старых версиях трамблёров Р-125. Впоследствии конструкция изменилась — вместо колесика появился автоматический вакуум-корректор с мембраной, действующей от разрежения двигателя.
Камера нового октан-корректора соединена трубкой с карбюратором, тяга подключена к подвижной пластине, где расположены контакты прерывателя. Величина вакуума и амплитуда срабатывания мембраны зависит от угла открытия дроссельных заслонок, то есть, от текущей нагрузки на силовой агрегат.
Передающееся по трубке разрежение заставляет мембрану поворачивать площадку с контактной группой
Немного о работе центробежного регулятора, размещённого на верхней горизонтальной площадке. Механизм состоит из центрального рычага и двух грузиков с пружинами. Когда вал раскручивается до высоких оборотов, грузики под действием центробежных сил расходятся в стороны и поворачивают рычаг. Прерывание цепи и образование разряда начинается раньше.
Грузики регулятора при повышении оборотов расходятся в стороны, угол опережения автоматически увеличивается
Характерные неисправности
Проблемы с распределителем зажигания проявляются одним из двух способов:
- Двигатель работает нестабильно — вибрирует, «троит», периодически глохнет. Резкое нажатие педали газа вызывает хлопок в карбюраторе и глубокий провал, теряется разгонная динамика и мощность мотора.
- Силовой агрегат не заводится, хотя иногда «подхватывает». Возможны выстрелы в глушитель или воздушный фильтр.
Во втором случае неисправность обнаружить проще. Список причин, ведущих к полному отказу, относительно небольшой:
- пришёл в негодность конденсатор либо резистор, находящийся в бегунке;
- обрыв провода цепи низкого напряжения, проходящего внутри корпуса;
- треснула крышка трамблёра, куда подсоединяются высоковольтные провода от свечей;
- вышел из строя пластиковый бегунок — ротор с подвижным контактом, прикрученный к верхней опорной площадке и закрывающий центробежный регулятор;
- заклинил и разломился основной вал.
Перегоревший резистор нарушает цепь высокого напряжения, искра к свечам не подается
Перелом валика ведёт к полному отказу мотора ВАЗ 2106. Причём обломок со шлицами остаётся внутри ведущей шестерни, как это случилось на моей «шестёрке». Как выйти из ситуации, находясь в дороге? Я снял трамблёр, приготовил кусочек смеси «холодная сварка» и прилепил его к длинной отвёртке. Затем опустил конец инструмента в отверстие, прижал к обломку и дождался, пока химический состав затвердеет. Осталось лишь аккуратно извлечь отвёртку с куском вала, прилипшим к «холодной сварке».
Причин нестабильной работы бывает гораздо больше, поэтому диагностировать их сложнее:
- пробой изоляции крышки, истирание её электродов либо центрального угольного контакта;
- рабочие поверхности контактов прерывателя сильно подгорели или засорились;
- износился и разболтался подшипник, на котором поворачивается опорная пластина с контактной группой;
- растянулись пружинки центробежного механизма;
- вышла из строя диафрагма автоматического октан-корректора;
- внутрь корпуса проникла вода.
Изношенные контакты становятся неровными, поверхности прилегают неплотно, возникают сбои в работе зажигания
Резистор и конденсатор проверяется с помощью тестера, пробитая изоляция крышки и бегунка обнаруживается без всяких приборов. Подгоревшие контакты хорошо заметны невооружённым глазом, как и растянутые пружины грузиков. Подробнее способы диагностики описываются в следующих разделах публикации.
Инструменты и подготовка к разборке
Чтобы самостоятельно отремонтировать трамблёр ВАЗ 2106, необходимо подготовить простой набор инструментов:
- 2 плоских отвёртки с нешироким шлицем — обычная и укороченная;
- набор малых рожковых ключей размерами 5—13 мм;
- пассатижи, круглогубцы;
- пинцет технический;
- щуп 0,35 мм;
- молоточек и тонкая металлическая наставка;
- плоский надфиль, мелкая наждачная бумага;
- ветошь.
Аэрозольная жидкость WD-40 прекрасно удаляет влагу, растворяет загрязнения и ржавчину
Если планируется полная разборка распределителя, рекомендуется запастись аэрозольной смазкой типа WD-40. Она поможет вытеснить лишнюю влагу и облегчит раскручивание мелких резьбовых соединений.
В процессе ремонта могут понадобиться дополнительные приспособления и материалы — мультиметр, слесарные тиски, пассатижи с заострёнными губками, моторное масло и так далее. Для ведения работ создавать особые условия не придётся, ремонтировать трамблёр можно в обычном гараже либо на открытой площадке.
Сильно подгоревшие контакты сподручнее зачищать алмазным надфилем
Чтобы при сборке не возникло проблем с настройкой зажигания, рекомендуется перед снятием элемента зафиксировать положение бегунка согласно инструкции:
-
Отщёлкните зажимы и демонтируйте крышку, отодвиньте её в сторону вместе с проводами.
Пружинные фиксаторы крышки не всегда легко разблокировать, лучше помогать плоской отвёрткой
Перед демонтажем распределителя поставьте напротив бегунка 2 риски мелом, чтобы запомнить его положение
Для демонтажа распределителя нужно отсоединить вакуумную трубку от мембранного блока, отключить провод катушки и раскрутить ключом 13 мм единственную гайку крепления.
Корпус распределителя прижимает к блоку одна гайка под ключ 13 мм
Проблемы с крышкой и бегунком
Деталь изготовлена из прочной диэлектрической пластмассы, в верхней части находятся вывода — 1 центральный и 4 боковых. Снаружи к гнёздам подключаются высоковольтные провода, изнутри клеммы контактируют с вращающимся бегунком. Центральный электрод представляет собой подпружиненный угольный стержень, соприкасающийся с латунной площадкой ротора.
К центральному выводу подсоединяется катушка, к боковым — кабели от свечей зажигания
Высокопотенциальный импульс от катушки подаётся на центральный электрод, проходит через контактную площадку бегунка и резистор, затем уходит к нужному цилиндру посредством боковой клеммы и бронепровода.
Чтобы выявить неполадки крышки, трамблёр снимать не обязательно:
- С помощью отвёртки откиньте 2 стальных зажима и снимите деталь.
- Отключите все кабели, вытянув из гнёзд.
- Внимательно изучите корпус крышки на предмет трещин. Если таковые обнаружатся, деталь однозначно меняется.
- Изучите состояние внутренних клемм, сотрите со стенок графитную пыль. Слишком истёртые площадки могут плохо контактировать с бегунком и подгорать. Очистка поможет временно, запчасть лучше поменять.
- Подпружиненный «уголёк» в центре должен свободно ходить в гнезде, трещины и сколы недопустимы.
Графитовый стержень обеспечивает надёжный контакт между бегунком и центральным проводом от катушки
Не бойтесь перепутать высоковольтные кабели при отключении. Сверху на крышке проставлены номера цилиндров, по которым легко сориентироваться.
Пробой изоляции между двумя контактами диагностируется так:
- Выверните любую свечу (или возьмите запасную), снимите крышку и отсоедините все бронепровода, кроме центрального.
- Свечу закрепите к массе авто и с помощью второго провода соедините с первым боковым электродом на крышке.
- Вращайте стартер. Если на электродах свечи появится искра, между боковой и основной клеммой есть пробой. Повторите операцию на всех 4 контактах.
Пробой изоляции обычно возникает между двумя электродами крышки — центральным и одним из боковых
Не зная подобных тонкостей, я обращался в ближайший автомагазин и покупал новую крышку с условием возврата. Аккуратно менял детали местами и запускал мотор. Если холостой ход выравнивался, оставлял запчасть на машине, в противном случае возвращал продавцу.
Неисправности бегунка аналогичны — истирание контактных площадок, трещины и пробой изоляционного материала. Кроме того, между контактами ротора установлен резистор, нередко выходящий из строя. В случае перегорания элемента высоковольтная цепь разрывается, искра на свечи не подаётся. При обнаружении чёрных следов на поверхности детали необходима её диагностика.
Во избежание удара током не подносите кабель от катушки вручную, примотайте его скотчем к деревянной палочке
Важное замечание: когда бегунок приходит в негодность, искра отсутствует на всех свечах. Пробой изоляции диагностируется с помощью высоковольтного кабеля, идущего от катушки. Вытащите конец провода из крышки, поднесите к центральной контактной площадке бегунка и проверните коленвал стартером. Появился разряд — значит, изоляция пробита.
Проверить резистор просто — замерьте сопротивление между клеммами мультиметром. Нормальным считается показатель от 5 до 6 кОм, если значение больше либо меньше, замените сопротивление.
Видео: как проверить работоспособность бегунка
Устранение неполадок контактной группы
Поскольку при размыкании между поверхностями контактов проскакивает искра, рабочие плоскости постепенно изнашиваются. Как правило, на подвижной клемме образуется выступ, а на статичной — углубление. В результате поверхности плохо прилегают, искровой разряд ослабевает, мотор начинает «троить».
Деталь с небольшой выработкой восстанавливается путём зачистки:
- Снимите крышку распределителя, не отсоединяя кабелей.
- С помощью отвёртки раздвиньте контакты и просуньте между ними плоский надфиль. Задача — удалить нарост подвижной клеммы и максимально выровнять статичную.
- После зачистки надфилем и мелкой шкуркой протрите группу ветошью или продуйте компрессором.
Первичную очистку лучше производить надфилем, чтобы выровнять площадки контактов
В магазинах можно отыскать запчасти с модернизированными контактами — по центру рабочих поверхностей выполнены отверстия. На них не образуется углублений и наростов.
Если клеммы износились до предела, группу лучше поменять. Иногда поверхности деформируются до такой степени, что не получается настроить зазор — щуп вставляется между бугром и углублением, по краям остаётся слишком большой просвет.
Операция выполняется прямо на автомобиле, без демонтажа самого трамблёра:
- Отсоедините и уберите крышку с проводами. Крутить стартер и настраивать метки не нужно.
- Короткой отвёрткой ослабьте винтик крепления провода и отключите клемму.
- Открутите 2 винта, прижимающих деталь к металлической пластине, снимите прерыватель.
Контактная группа прикручивается двумя винтами, третий служит для крепления клеммы
Установка контактов не представляет сложности — прикрутите новую группу винтами и подсоедините провод. Дальше — настройка зазора 0,3—0,4 мм, выполняемая с помощью щупа. Нужно немного провернуть стартер, чтобы кулачок нажал на пластину, потом настроить зазор и зафиксировать элемент регулировочным винтом.
Зазор считается правильно отрегулированным, если щуп 0,35 мм свободно двигается между контактами
Если рабочие плоскости подгорают слишком быстро, стоит проверить конденсатор. Возможно, он пересох и плохо выполняет свою функцию. Второй вариант — низкое качество изделия, где размыкающиеся поверхности стоят со смещением либо изготовлены из обычного металла.
Замена подшипника
В трамблёрах роликовый подшипник применяется для правильной работы октанового корректора. Элемент совмещён с горизонтальной площадкой, куда прикреплена контактная группа. К выступу этой площадки присоединена тяга, идущая от вакуумной мембраны. Когда разрежение от карбюратора начинает перемещать диафрагму, тяга поворачивает площадку вместе с контактами, корректируя момент искрообразования.
Внутренняя обойма подшипника составляет одно целое с площадкой, куда крепится контактная группа
В процессе эксплуатации на подшипнике возникает люфт, увеличивающийся по мере износа. Площадка вместе с контактной группой начинает болтаться, размыкание происходит самопроизвольно, причём с малым зазором. В результате двигатель ВАЗ 2106 работает очень нестабильно в любом режиме, теряется мощность, возрастает потребление бензина. Подшипник не ремонтируется, только меняется.
Люфт подшипникового узла определяется визуально. Достаточно открыть крышку распределителя и рукой покачать контактный прерыватель вверх-вниз.
Замена выполняется в таком порядке:
- Снимите трамблёр с автомобиля, отключив провод катушки и открутив гайку крепления ключом 13 мм. Не забудьте подготовиться к демонтажу — поверните бегунок и сделайте меловые пометки, как описывалось выше.
- Демонтируйте контактную группу, открутив 3 винта — два крепёжных, третий держит клемму.
- Пользуясь молоточком и тонкой наставкой, выбейте стопорный стержень из маслоотражающей муфты. Снимите последнюю с вала, не потеряв второй шайбы.
Чтобы снять вакуумный блок, нужно вытащить вал, удалить стопорное кольцр и разблокировать тягу
После демонтажа вала и вакуумного блока подшипник легко вынимается с помощью отвёртки
Монтаж нового элемента ведётся в обратной последовательности. Перед установкой внутренности трамблёра желательно хорошенько вычистить. Если на валике образовалась ржавчина, удалите её наждачной бумагой и смажьте чистую поверхность моторным маслом. Когда вставите вал во втулку корпуса, не забудьте отрегулировать контакты по щупу.
При установке распределителя сохраняйте первоначальное положение корпуса и бегунка. Запустите двигатель, ослабьте гайку крепления элемента и поворотом корпуса добейтесь наиболее стабильной работы. Затяните крепление и проверьте «шестёрку» на ходу.
Видео: как правильно поменять подшипник без выставления меток
Прочие неисправности
Когда двигатель категорически отказывается запускаться, следует проверить работоспособность конденсатора. Методика простая: усадите за руль помощника, снимите крышку распределителя и дайте команду вращать стартер. Если между контактами проскакивает едва заметная искра либо таковой вообще не наблюдается, смело покупайте и ставьте новый конденсатор — старый больше не может обеспечить требуемую энергию разряда.
Любой опытный водитель, эксплуатирующий «шестёрку» с механическим трамблёром, возит запасной конденсатор и контакты. Указанные запчасти стоят копейки, но без них машина не поедет. Убедился в этом на личном опыте, когда пришлось искать конденсатор в чистом поле — помог проезжавший водитель «Жигулей», отдавший мне собственную запасную деталь.
Клемма конденсатора расположена снизу корпуса и откручивается рожковым ключиком 7 мм
Владельцам ВАЗ 2106 с контактным трамблёром досаждают и другие мелкие неприятности:
- Растягиваются пружины, удерживающие грузики центробежного корректора. Появляются небольшие провалы и рывки в момент разгона машины.
- Аналогичные симптомы наблюдаются в случае критического износа вакуумной диафрагмы.
- Иногда автомобиль глохнет без видимых причин, как будто выдернули основной провод зажигания, а потом нормально запускается и работает. Проблема кроется во внутреннем проводке, который переломился и периодически разрывает цепь питания.
Скобы для крепления пружин центробежного регулятора легко разгибаются пассатижами
Менять растянутые пружинки не обязательно. Открутите 2 винта крепления бегунка и с помощью пассатижей отогните скобки, куда закреплены пружины. Порванную мембрану отремонтировать нельзя — нужно снимать узел и ставить новый. Диагностика проста: отключите от карбюратора вакуумную трубку и втягивайте через неё воздух ртом. Исправная диафрагма посредством тяги начнёт поворачивать пластину с контактами.
Видео: полная разборка распределителя зажигания ВАЗ 2101—2107
Устройство и ремонт бесконтактного трамблёра
Устройство распределителя, действующего совместно с системой электронного зажигания, идентично конструкции механического трамблёра. Здесь также имеется пластина с подшипником, бегунок, центробежный регулятор и вакуумный корректор. Только вместо контактной группы и конденсатора установлен магнитный датчик Холла плюс металлический экран, закреплённый на валу.
В бесконтактном распределителе главную роль играет магнитный датчик, посылающий сигналы коммутатору
Как функционирует бесконтактный трамблёр:
- Датчик Холла и постоянный магнит расположен на подвижной площадке, между ними вращается экран с прорезями.
- Когда экран перекрывает поле магнита, датчик бездействует, напряжение на выводах нулевое.
- При повороте валика и прохождении прорези магнитное поле достигает поверхности датчика. На выходе элемента появляется напряжение, передающееся электронному блоку — коммутатору. Последний даёт сигнал катушке, вырабатывающей разряд, поступающий на бегунок трамблёра.
В электронной системе зажигания искрообразованием занимается коммутатор и катушка, трамблёр только определяет момент подачи разряда на свечи
В электронной системе ВАЗ 2106 используется другой тип катушки, способной работать совместно с коммутатором. Переделать обычный распределитель на контактный тоже нельзя — не получится установить вращающийся экран.
Бесконтактный распределитель более надёжен в работе — датчик Холла и подшипник приходят в негодность гораздо реже из-за отсутствия механической нагрузки. Признак поломки измерителя — отсутствие искры и полный отказ системы зажигания. Замену произвести легко — нужно разобрать трамблёр, открутить 2 винтика крепления датчика и вытащить из паза соединительный разъем.
Магнитный датчик крепится двумя винтами к площадке подшипника
Неисправности остальных элементов трамблёра аналогичны старой контактной версии. Методы устранения неполадок подробно описываются в предыдущих разделах.
Видео: замена датчика Холла на классических моделях ВАЗ
О приводном механизме
Для передачи крутящего момента валу трамблёра на «шестёрке» применяется косозубая шестерня, вращаемая цепью ГРМ (в просторечии – «кабанчик»). Поскольку элемент расположен горизонтально, а валик распределителя — вертикально, между ними стоит посредник — так называемый грибок с косыми зубьями и внутренними шлицами. Эта шестерёнка одновременно крутит 2 вала — масляного насоса и трамблёра.
Привод трамблёра состоит из двух передаточных шестерёнок с косыми зубьями
Оба передаточных звена – «кабанчик» и «грибок» рассчитаны на длительный срок службы и меняются в процессе капитального ремонта двигателя. Первая деталь снимается после разборки цепного привода ГРМ, вторая вытаскивается через верхнее отверстие в блоке цилиндров.
Трамблёр ВАЗ 2106, оснащённый контактным прерывателем, – довольно сложный агрегат, состоящий из множества мелких деталей. Отсюда ненадёжность в работе и постоянные сбои системы искрообразования. Бесконтактная версия распределителя создаёт проблемы гораздо реже, но по эксплуатационным характеристикам все равно недотягивает до современных модулей зажигания, в которых отсутствуют движущиеся детали.
- Автор: Сергей Сергеев
- Распечатать
Неисправности трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Неисправный распределитель зажигания (трамблер) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 может стать причиной целого ряда проблем в работе двигателя.
Это: невозможность запуска двигателя или его затрудненный запуск, неустойчивая работа и стремление заглохнуть на холостом ходу, заметное снижение мощности и приемистости (например, при движении на подъем), увеличение расхода топлива и пр.
Неисправности трамблера системы зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Ослабло крепление трамблера.
Из-за чего в ту или иную сторону сбился угол опережения зажигания.
Сбитый угол грозит затрудненным запуском, потерей мощности, неустойчивым холостым ходом, топливной прожорливостью. Подтяните крепление трамблера рожковым или накидным ключом на 10 мм — две гайки и один болт.
2. Неправильно присоединены провода к крышке.
Двигатель или вовсе не запускается, или запускается, но при этом «чихает» и стреляет в карбюратор.
3. «Пробита» крышка трамблера.
Места «пробоя» крышки обычно хорошо заметны в ходе визуального осмотра детали. Неисправная крышка дает возможность утечь части тока, что вызывает перебои в работе двигателя на разных режимах его работы от холостого хода до мощностных режимов, приемистость падает.
4. Окислились или разрушились контакты в крышке.
Окислившиеся контакты можно зачистить и протереть уайт-спиритом. Крышку с разрушенными контактами стоит заменить. Одна из распространенных причин «троения» двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
5. Разрушился или стерся контактный уголек в крышке трамблера.
Двигатель не запускается или пускается с трудом. Необходимо заменить уголек или крышку целиком.
6. «Пробит» бегунок.
Очень часто, из-за «пробитого» бегунка, становится невозможно запустить двигатель или он пускается и глохнет.
7. Вышел из строя помехоподавительный резистор в бегунке.
Те же последствия. Заменяем резистор.
8. Неисправен датчик Холла.
В этом случае двигатель не запускается. См. «Признаки неисправности датчика Холла».
9. Обломаны провода от датчика Холла к соединительной колодке.
10. Изношен верхний подшипник трамблера.
В этом случае при установке момента зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет (причиной скачков также может быть также утечка тока через «пробитые» крышку и бегунок). Холостой ход не стабилен. Необходимо заменить валик с центробежным регулятором и подшипником или трамблер целиком.
11. Неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания.
Двигатель не тянет на подъем, снижается его мощность и приемистость, так как вакуумный регулятор не работает и не делает угол опережения зажигания чуть пораньше на режимах нагрузки. Возможно, не герметичен корпус вакуумного регулятора, либо идущий к нему шланг от карбюратора, заедает его поворотная пластина. Необходимо устранить не герметичность и заедание пластины либо заменой неисправных деталей, либо заменить регулятор опережения зажигания (трамблер) в сборе.
12. Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания.
Падает мощность и приемистость двигателя. Может быть: ослабление или поломка пружин грузиков, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков. Необходимо снять трамблер и устранить причины.
Примечания и дополнения
— Помимо всего следует проверить осевой люфт валика трамблера. Он должен составлять не более 0, 35 мм. Его величина регулируется подбором шайб под центробежным регулятором. Для этого будет необходимо снять и разобрать трамблер.
— При наличии сильного замасливания в корпусе трамблера следует заменить его сальник.