Номера при наклоне не читаются камерами?
Если мотоцикл наклонять виляя под камерами — камеры не прочтут?
Среди автомобилистов России распространяется новый прием обмана камер фото-видеофиксации нарушений ПДД, выяснила «Газета.Ru». Лихачи специально устанавливают на своих автомобилях номерные знаки под определенным углом, чтобы программное обеспечение дорожных комплексов не смогло идентифицировать автомобиль. Наличие уязвимости камер перед этим вредоносным «лайфхаком», признают создатели программного обеспечения для фото-видеофиксации.
На дорогах России появились автомобили с криво установленными государственными регистрационным знаками (ГРЗ). На это обратил внимание вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, а также корреспонденты «Газеты.Ru» (см. фото).
«Таких машин действительно стало больше, только сегодня пару таких видел», — сообщил «Газете.Ru» Шапарин.
О проблемах идентификации установленных под углом номеров знает генеральный директор компании «Астралаб» (разрабатывает программное обеспечение для камер ГИБДД и ЦОДД) Сергей Ласкин. По его словам, этот трюк может сработать только со старыми типами комплексов, которых в России, к сожалению, больше всего – они не могут распознать номера даже при небольшом горизонтальном наклоне по часовой или против часовой стрелки.
«Это может быть проблемой для старых комплексов фото- видеофиксации. Есть два метода определения ГРЗ: с помощью нейросети и синтетический. Последний предполагает, что камера находит чередование черных и белых пикселей и так определят, что перед ней номер.
Если он наклонен настолько, что чередование в вертикальной плоскости прерывается, а для этого нужен небольшой угол, то комплексы, работающие по такому методу, видеть номер не будут»,
Собеседник подчеркнул, что к старым типам комплексов, которые могут испытывать проблемы с «кривыми» номерами, относятся очень распространенные в России «Автоураган», «Лобачевский», «Стилсофт», а также практически все приборы, установленные до 2016-2017 годов, за исключением тех, что были модернизированы («перепрошиты»).
Лихачам не обмануть аппаратуру, использующую нейросеть для распознавания ГРЗ, подчеркнул Ласкин. В частности, не удастся проскочить без штрафа мимо комплексов «Астра», «Кордон» «Призма», «Стрелка» (новые и с обновлённым софтом). Впрочем, проблема вырисовывается довольно значительной, поскольку в России как раз старые камеры превалируют на дорогах страны.
В Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) сообщили «Газете.Ru», что пока системного сбоя в связи с установкой нечитаемых номеров не выявляли. Там подчеркнули, если камера не может автоматически распознать регистрационный номер, то ее подстрахует человек.
«В случае возникновения трудностей в идентификации номера автомобиля комплексом фото-видеофиксации, в процесс вмешивается оператор.
По имеющимся фото-видеоматериалам он устанавливает номер машины и сверяет его с базой данных зарегистрированных транспортных средств.
Если номер совпадает с моделью автомобиля, штраф направляется владельцу машины», — рассказали в пресс-службе Центра организации дорожного движения Москвы.
В пресс-службе ГИБДД не смогли оперативно ответить на вопрос «Газеты.Ru», о том фиксируются ли сбои камер при идентификации «криво» установленных номеров.
Источник «Газеты.Ru» в Госавтоинспекции утверждает, что сотрудники ДПС редко останавливают автомобили из-за «криво» установленных номеров. «Очень сложно доказать, что водитель специально установил номер под углом, чтобы не получить штраф с камер. Он всегда может заявить, что не заметил, как отвинтился винтик на рамке и номер немного провис», — рассказал собеседник издания.
Очевидно, всплеск подобных нарушений среди автомобилистов подогревается еще и тем, что за неправильно установленный регистрационный знак, согласно ст. 12.2.1 КоАП РФ, водителю грозит только штраф 500 рублей, отмечает адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
По его словам, куда более серьезная ответственность, предусмотрена для тех, кто использует различные приспособления, чтобы номер стал невидимым для дорожных камер (кронштейны или проставки, наклоняющие номер по вертикали). В этом случае, инспекторы ДПС уже руководствуются ст. 12.2.2 КоАП РФ, которая предусматривает штраф 5 тыс. рублей либо лишение прав на 1-3 месяца.
«Даже в этом случае, автоинспекторы должны доказать, что кронштейн, или какое-то другое приспособление наклоняет номер под таким углом, что регистрационный знак становится «нечитаемым» для камер.
Если в протоколе не указано, как именно конкретная проставка затрудняет идентификацию номера, есть шанс оспорить решение инспектора ДПС в суде», — полагает правозащитник.
Автомобилисты начали получать штрафы за мотоциклы: странная ошибка камер
Водитель пожаловался на штраф с камеры за скорость: устройство измерило превышение соседнего мотоциклиста, а постановление прилетело автовладельцу. Почему ошибаются устройства и как отменить наказание?
На необычный штраф за превышение скорости пожаловался автомобилист. Он уверяет, что получил постановление за нарушение мотоциклиста, который ехал с ним в одном ряду. Как рассказал Autonews.ru водитель, инцидент произошел с ним 17 августа в Москве на проспекте Маршала Жукова. По словам автомобилиста, он ехал на Toyota Camry с соблюдением скоростного режима — до 80 км/ч. На дороге его обогнал мотоциклист, который следовал в междурядье с явным превышением скорости. В итоге уже на следующий день был получен штраф 500 руб. за движение быстрее 102 км/ч.
«Я написал заявление на «Госуслугах». На снимке даже видна голова мотоциклиста. Дело не в оплате 500 руб. со скидкой, просто этот штраф несправедлив», — считает водитель.
Почему камера присвоила автомобилю нарушение мотоцикла
Как объяснил в беседе с Autonews.ru специалист в области фотовидеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман, камера ошиблась с присвоением нарушения из-за того, что спереди у мотоциклов нет номерных знаков. По словам эксперта, такая проблема для камер не нова — последние несколько лет он регулярно встречал в своей практике подобные ошибки.
«Камере для привязки к нарушителю нужен госномер. Получается, комплекс увидел превышение, а кому можно присвоить результат измерения? Тому, кто рядом и у кого этот номер есть. Получается, что нарушение зафиксировал именно радар, поскольку при оптическом измерении обычно камера сразу привязывается к госномеру и отслеживает именно его перемещение. Значит, возникает вопрос к качеству сопоставления данных радара и фиксируемого объекта», — считает Шухман.
В свою очередь, представитель компании «Астралаб» (занимается разработкой дорожных комплексов) Сергей Ласкин назвал ситуацию с присвоением чужой скорости другим объектам «извечной проблемой радарных комплексов».
«Такой тандем дорожной камеры и радара напоминают работу слепого с глухим: радар видит объект, но не знает, что это такое. А камера видит объект, но, если в комплекс не внедрена возможность безрадарного измерения, она не может измерить скорость этого объекта. Поэтому для фиксации нарушения и применяется метод совмещения треков — потоков информации от радара и камеры, — объяснил Ласкин принцип работы радарных комплексов. — Но если объект, в данном случае мотоцикл, подъезжает слишком близко к автомобилю, ошибки неизбежно происходят».
Ласкин рассказал о проведенных в компании экспериментах, когда комплексы присваивали скорость спортивного мотоцикла старому «Запорожцу»: оба объекта находились очень близко, как в ситуации с движением мотоциклистов между рядами.
«Поэтому в Европе сейчас применяют только камеры с двойным методом обработки: они умеют измерять скорость в момент съемки по видеокадрам (оптический метод измерения), а потом перепроверяют данные с помощью радаров. У нас пока такой способ не используют. Предполагается, что вероятность возникновения такого события не очень высокая, она вписывается в допустимые ГОСТом погрешности. Но такой подход неверен», — считает Ласкин.
Он указал, что в целом радарные комплексы подвержены такой проблеме, как доплеровское смещение сигнала — то есть чужие данные «прилипают» к соседним объектам. Выходом из ситуации он назвал необходимость внимательнее проверять полученные фиксации и только потом оформлять постановления.
В свою очередь, в пресс-службе оператора подмосковной системы фотовидеофиксации «МВС Груп» Autonews.ru рассказали, что современные радарные комплексы обладают качественными алгоритмами, которые сопоставляют фотографии транспортного средства и траекторию, зафиксированную радаром.
«Конечно, случаются единичные ошибки, которые могут быть легко обжалованы — данные о нарушении хранятся на комплексе. При этом в случае измерения скорости по видеокадрам (оптический метод измерения) такого произойти не может, потому как измерение идет по государственному регистрационному знаку автомобиля», — сказали в «МВС Груп».
Попавшим в подобную ситуацию водителям оператор посоветовал обжаловать постановление о штрафе: инспекторы ГИБДД совместно с компанией, эксплуатирующей данный комплекс, проверят техническую информацию и, если действительно случилась ошибка, штраф отменят.
Капитан полиции в отставке Валентин Ильинов, который сейчас занимается юридическим консультированием действующих сотрудников ГИБДД, назвал одновременное нахождение в кадре двух транспортных средств неустранимыми сомнениями, которые необходимо трактовать в пользу водителя.
«Во время моей службы, я знаю, сотрудники старались постановления таким водителям не направлять, потому что в такой ситуации невозможно достоверно определить, чья скорость. Водителю я бы посоветовал штраф обжаловать. Тем более если превышение высокое, а автомобилисту может грозить в дальнейшем штраф за повторность», — отметил эксперт.
Как заявил ознакомившийся с обстоятельствами дела специалист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин, шансы отменить такие постановления у водителей минимальны. По его мнению, помочь тут может требование о проверке технической исправности устройства или видеозаписи момента самого нарушения.
«Получившим штрафы за соседних водителей следует подготовить жалобу на постановление вышестоящему должностному лицу. В жалобе необходимо сделать акцент на том, что с вменяемым правонарушением автомобилист не согласен по той причине, что прибор неисправен или же по причине технического сбоя. Необходимо подчеркнуть, что камера зафиксировала скорость иного транспортного средства, поскольку в момент фиксации автомобиль был в одном ряду с мотоциклистом, что подтверждается фотофиксацией», — посоветовал юрист в беседе с Autonews.ru.
Вместе с жалобой на вынесенное постановление юрист советует подать ходатайство об истребовании доказательств. В просительной части водителю стоит попросить предоставить свидетельство о поверке прибора. Так, возможно, прибор давно не проверялся и произошел технический сбой. Также стоит запросить техническую документацию на прибор, чтобы изучить его особенности: возможно, камеру установили с нарушениями. Также, по словам юриста, следует запросить видеозапись с места совершения правонарушения.
«Все собранные доказательства в случае неудовлетворения жалобы могут быть использованы в пользу лица при рассмотрении жалобы в суде», — заключил эксперт.
Autonews.ru направил запрос в Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД), однако там посоветовали обратиться в ГУ МВД России по Москве, куда также был направлен запрос.
Автомобилисты начали получать штрафы за мотоциклы: странная ошибка камер
Водитель пожаловался на штраф с камеры за скорость: устройство измерило превышение соседнего мотоциклиста, а постановление прилетело автовладельцу. Почему ошибаются устройства и как отменить наказание?
Фото: Autonews.ru
На необычный штраф за превышение скорости пожаловался автомобилист. Он уверяет, что получил постановление за нарушение мотоциклиста, который ехал с ним в одном ряду. Как рассказал Autonews.ru водитель, инцидент произошел с ним 17 августа в Москве на проспекте Маршала Жукова. По словам автомобилиста, он ехал на Toyota Camry с соблюдением скоростного режима — до 80 км/ч. На дороге его обогнал мотоциклист, который следовал в междурядье с явным превышением скорости. В итоге уже на следующий день был получен штраф 500 руб. за движение быстрее 102 км/ч. «Я написал заявление на «Госуслугах». На снимке даже видна голова мотоциклиста. Дело не в оплате 500 руб. со скидкой, просто этот штраф несправедлив», — считает водитель.
Почему камера присвоила автомобилю нарушение мотоцикла
Как объяснил в беседе с Autonews.ru специалист в области фотовидеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман, камера ошиблась с присвоением нарушения из-за того, что спереди у мотоциклов нет номерных знаков. По словам эксперта, такая проблема для камер не нова — последние несколько лет он регулярно встречал в своей практике подобные ошибки.
Фото: Autonews.ru
«Камере для привязки к нарушителю нужен госномер. Получается, комплекс увидел превышение, а кому можно присвоить результат измерения? Тому, кто рядом и у кого этот номер есть. Получается, что нарушение зафиксировал именно радар, поскольку при оптическом измерении обычно камера сразу привязывается к госномеру и отслеживает именно его перемещение. Значит, возникает вопрос к качеству сопоставления данных радара и фиксируемого объекта», — считает Шухман. В свою очередь, представитель компании «Астралаб» (занимается разработкой дорожных комплексов) Сергей Ласкин назвал ситуацию с присвоением чужой скорости другим объектам «извечной проблемой радарных комплексов». «Такой тандем дорожной камеры и радара напоминают работу слепого с глухим: радар видит объект, но не знает, что это такое. А камера видит объект, но, если в комплекс не внедрена возможность безрадарного измерения, она не может измерить скорость этого объекта. Поэтому для фиксации нарушения и применяется метод совмещения треков — потоков информации от радара и камеры, — объяснил Ласкин принцип работы радарных комплексов. — Но если объект, в данном случае мотоцикл, подъезжает слишком близко к автомобилю, ошибки неизбежно происходят».
Ласкин рассказал о проведенных в компании экспериментах, когда комплексы присваивали скорость спортивного мотоцикла старому «Запорожцу»: оба объекта находились очень близко, как в ситуации с движением мотоциклистов между рядами. «Поэтому в Европе сейчас применяют только камеры с двойным методом обработки: они умеют измерять скорость в момент съемки по видеокадрам (оптический метод измерения), а потом перепроверяют данные с помощью радаров. У нас пока такой способ не используют. Предполагается, что вероятность возникновения такого события не очень высокая, она вписывается в допустимые ГОСТом погрешности. Но такой подход неверен», — считает Ласкин. Он указал, что в целом радарные комплексы подвержены такой проблеме, как доплеровское смещение сигнала — то есть чужие данные «прилипают» к соседним объектам. Выходом из ситуации он назвал необходимость внимательнее проверять полученные фиксации и только потом оформлять постановления.
Фото: Autonews.ru
В свою очередь, в пресс-службе оператора подмосковной системы фотовидеофиксации «МВС Груп» Autonews.ru рассказали, что современные радарные комплексы обладают качественными алгоритмами, которые сопоставляют фотографии транспортного средства и траекторию, зафиксированную радаром. «Конечно, случаются единичные ошибки, которые могут быть легко обжалованы — данные о нарушении хранятся на комплексе. При этом в случае измерения скорости по видеокадрам (оптический метод измерения) такого произойти не может, потому как измерение идет по государственному регистрационному знаку автомобиля», — сказали в «МВС Груп». Попавшим в подобную ситуацию водителям оператор посоветовал обжаловать постановление о штрафе: инспекторы ГИБДД совместно с компанией, эксплуатирующей данный комплекс, проверят техническую информацию и, если действительно случилась ошибка, штраф отменят. Капитан полиции в отставке Валентин Ильинов, который сейчас занимается юридическим консультированием действующих сотрудников ГИБДД, назвал одновременное нахождение в кадре двух транспортных средств неустранимыми сомнениями, которые необходимо трактовать в пользу водителя. «Во время моей службы, я знаю, сотрудники старались постановления таким водителям не направлять, потому что в такой ситуации невозможно достоверно определить, чья скорость. Водителю я бы посоветовал штраф обжаловать. Тем более если превышение высокое, а автомобилисту может грозить в дальнейшем штраф за повторность», — отметил эксперт. Как заявил ознакомившийся с обстоятельствами дела специалист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин, шансы отменить такие постановления у водителей минимальны. По его мнению, помочь тут может требование о проверке технической исправности устройства или видеозаписи момента самого нарушения. «Получившим штрафы за соседних водителей следует подготовить жалобу на постановление вышестоящему должностному лицу. В жалобе необходимо сделать акцент на том, что с вменяемым правонарушением автомобилист не согласен по той причине, что прибор неисправен или же по причине технического сбоя. Необходимо подчеркнуть, что камера зафиксировала скорость иного транспортного средства, поскольку в момент фиксации автомобиль был в одном ряду с мотоциклистом, что подтверждается фотофиксацией», — посоветовал юрист в беседе с Autonews.ru.
Преступление и наказание: всевидящее око камер фиксации добралась и до мотоциклистов
Владимир Здоров
Фото: Никита Колобанов
Когда-то это должно было случиться: бесконечная вольница для мотоциклистов заканчивается. В Москве уж точно. Если раньше можно было без последствий пересекать сплошные линии разметки и превышать скорость, то теперь жди наказания.
Стрелка СТ, АвтоУраган, Автодория, Крис, Арена, Кордон — в былые времена все эти штуки у обычного мотоциклиста ассоциировались разве что с прозой Толкиена, а теперь и ему пришлось узнать названия камер фотофиксации нарушений ПДД. Большой Брат начал приглядывать и за теми, кто на двух колесах! Даже ранее «неприкосновенная» МКАД, Московская кольцевая автодорога, теперь тоже «платная» для мотоциклистов — кроме, пожалуй, «мотополосы», то есть обочины между левым рядом и отбойником. Причем месяц назад эту полосу начали переносить — и, похоже, в следующем сезоне падет и этот внематричный Зион, эдакий островок беспробочного и относительно безопасного мотоциклетного счастья.
Как с этим жить и что делать?
Большинство автомобилистов давно знают ответ: не нарушать. Но суровые одинокие волки дорог, ловцы ветров и вечные странники (офисный планктон, использующий мотоцикл только как удобное транспортное средство, из этого списка исключаем) не могут просто так принять неизбежное, понуро изогнувшись буквой «зю». И в ход пошли сотни уловок для сокрытия государственного регистрационного знака — начиная с обыкновенной грязи и заканчивая сложными конструкциями с электроникой и хитрыми кнопками, поднимающими и убирающими планку с номером в нужный момент. Часть поклажи или багажная сетка могут «случайно» перекрывать госзнак. Есть и настоящие исследователи, поворачивающие номер на 15 градусов, — предполагается, что так будут и волки целы, и овцы сыты, и пастух не беременный: дескать, камеры «не видят». Я лично знаю хитреца, который с таким скособоченным номером намеренно в течение недели проезжал под камерами АвтоУраган-ВСМ-2 (их в Москве большинство) — и без последствий. Но вот Стрелка-Плюс, например, такие номера видит — проверено.
Важнее, что встреча этих экспериментаторов с сотрудниками ГИБДД будет заканчиваться статьей 12.2 Кодекса об административных правонарушениях. Причем если первая часть этой статьи за нечитаемые номера предполагает штраф в размере 500 рублей либо предупреждение, то вторая — уже 5000 рублей или лишение прав на срок до трех месяцев. Это за езду с номерами, «видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть».
Самые ответственные закачивают в свои мобильные телефоны специальные приложения, предупреждающие о наличии «хвостовых» камер, — и понуро выслушивают нотации по всему маршруту. Кстати, эти приложения тоже не панацея: камер становится все больше, программы не всегда оперативно обновляются. Да и внимание от дороги они отвлекают, а терять концентрацию на мотоцикле нельзя ни на секунду!
Кроме того, в Москве в течение мотосезона весьма активно орудует мотобат. Мир не без добрых самаритян — если вы беспредельщик, о вас обязательно доложат.
Так что мотоциклисты становятся все мрачнее и мрачнее. А те, кто и раньше следовал букве закона, двигаясь вместе с автомобилистами в общем потоке (помните про штрафы за перестроения через полосы?), ситуацию лишь усугубляют. И сами не доберутся быстрее, и трафик не разгрузят.
Или возрадуемся, что мы хотя бы в границах проезжей части приблизились к несбыточному равенству перед законом?
Как водится, все сложнее.
В Европе, за исключением Германии, потоки скутеристов и мотоциклистов между рядами — обыденное явление. Равно как и остановки за стоп-линией на светофорах. Это не вызывает бурю негодования сограждан и не наказывается штрафами. Ведь именно «междурядье» серьезно разгружает улицы — и не зря его узаконили Эстония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Греция, Япония, Португалия, Испания, Великобритания, Южная Африка.
В США легитимно ездить между рядами можно в Калифорнии — по-английски это lane splitting или filtering. Согласно исследованиям АМА (American Motorcyclist Association), авторитетной организации, занимающейся вопросами безопасности мотоциклистов, в Калифорнии происходит на 30% меньше столкновений мотоциклов с задней частью автомобилей по сравнению с Техасом или Флоридой, где езда по междурядью запрещена. У нас в России это, кстати, легально. Но даже в столице, где концентрация мотоциклистов максимальна, водители автомобилей могут открыть дверь прямо в пробке, не посмотрев в зеркало. И в этом смысле наше междурядье разительно отличается: там filtering, а у нас русская рулетка — в любой момент могут «убрать».
А самое главное — если ты едешь на мотоцикле между рядами, то неизбежно рано или поздно пересечешь сплошную разметку, которая у нас рассчитана только на автомобили. И станешь нарушителем. Злостным, поскольку ты на двух колесах.
К чему я? К тому, чтобы к двухколесному транспорту относились как к благу, а не как к напасти. Чтобы рассчитывали разметку и настройку камер фотофиксации с учетом езды мотоциклистов по междурядью.
Но и мотобратьям нужно понимать, что вольница — позади. То, что мы видим сейчас, лишь начало эпохи абсолютной вселенской слежки. И какой бы путь минимизации штрафов вы ни выбрали, помните, что сигналящий почем зря всем и вся «всадник апокалипсиса», ревущий прямоточным глушителем и слепящий всех непременным дальним светом, выглядит как дикарь в цивилизованном обществе. Для европейцев все наши закрытые, загрязненные или отсутствующие на мотоциклах номера — такая же дикость, как индивидуум, севший справлять нужду в зале консерватории. Хотите выглядеть так же?
А тем, кому свобода дороже всего на свете, дорога одна — на кольцевую трассу. Или в мотокросс.