Хочешь рулить – умей крутиться: что такое опорный подшипник и почему он ломается
О том, что в машине существует опорный подшипник, чаще всего узнают только тогда, когда он выходит из строя, и его приходится менять. По отношению к подшипнику это крайне несправедливо: деталь эта важная, а задачи у неё далеко не самые простые. Так что попытаемся эту несправедливость исправить и рассказать об этом подшипнике подробнее.
Умей крутиться!
Итак, что это за подшипник и почему он называется опорным? Опорным он называется потому, что в него упирается верхняя часть амортизационной стойки (опорные подшипники устанавливают в переднюю подвеску классической схемы Макферсон, в которой используются именно амортизационные стойки). А верхняя часть стойки – это и есть шток амортизатора. Наверняка вы видели, что на на штоке есть резьба. Она нужна для того, чтобы закрепить шток во внутренней части опорного подшипника: шток проходит сквозь подшипник и притягивается к его внутренней части гайкой. А корпус подшипника (обойма) крепится к кузову автомобиля (к чашке амортизатора). Таким образом подшипник соединяет стойку и кузов.
А почему там нужен подшипник, а не какая-то более жёсткая и вместе с тем – более надёжная конструкция? Потому что стойка должна иметь возможность вращаться вокруг своей оси. Колёса-то передние, управляемые, им эта возможность просто необходима. Поэтому в основе опоры стойки всегда лежит подшипник.
Конструкция опорного подшипника может отличаться в деталях. Например, он может быть разборным или нет. И ещё могут быть отличия именно в подшипниках, у которых внутренние и наружные кольца могут быть встраиваемые или отделяемые. Иногда опорные подшипники могут быть даже подшипниками скольжения. Правда, это экзотика, которую можно встретить, например, на нашей Оке или на Nissan Primera P12. Однако в большинстве случаев опорник – подшипник качения, а не скольжения. Но это, пожалуй, даже избыточная информация, потому что в любом случае никто эти подшипники не ремонтирует: в случае износа их можно только поменять.
Независимо от конструкции, опорный подшипник состоит из трёх основных частей: верхней, нижней и непосредственно подшипника, расположенного между этих двух деталей. Верхняя часть – эта та, что крепится к чашке кузова. Если открыть капот, то её трудно не заметить: обычно она прикручена к кузову в трёх точках (тремя гайками). А в середине виден как раз шток амортизатора, который гайкой притянут к подшипнику с нижней частью. Вроде бы всё просто, но это только при взгляде со стороны. А вот если представить себе, каково этому подшипнику живётся, хочется плакать от жалости.
Вечный или нет?
Если бы опорный подшипник, как и любой другой подшипник, был создан для того, чтобы просто вращаться, он был бы практически вечным: шток амортизатора не крутится вокруг себя как бешеный, так что перегревом от вращения опорник убить невозможно. Но дело в том, что все тяготы дороги, которые принимает на себя стойка амортизатора, сразу передаются опорному подшипнику. А это уже очень серьёзно, потому что удары и постоянные знакопеременные нагрузки могут убить кого угодно.
Кроме того, арка колеса (в том числе и чашка кузова, где установлен подшипник) – далеко не самое чистое место на нашей грешной земле. Тут всегда есть и грязь, а во влажную погоду – и водяная пыль. Зимой могут быть ещё и реагенты с дорог, так что среда обитания опорного подшипника, скажем прямо, не самая благоприятная. А подшипник, хотя и трижды опорный – всё равно подшипник, и поэтому в этих условиях он умирает. Ну а кроме того, в нём точно так же стареет смазка и даже развивается коррозия (если вся смазка кончилась). Так что опорник со временем может рассыпаться, как и любой другой подшипник.
Иногда, правда, в смерти этой детали виноваты не время и тысячи километров пробега, а русские дороги. Чем больше ударов получит колесо, тем короче получится жизнь подшипника, потому что амортизатор, который принимает на себя все удары, от всей своей масляной, газовой и газомасляной души передаёт их опорнику. А даже очень крепкий подшипник от таких ударов может развалиться.
Конечно, вечных деталей в автомобиле нет (сломать можно даже пепельницу и «кривой стартер» от ГАЗ-24). Опорный подшипник имеет свой ресурс, и обычно он довольно высокий – он может прослужить и двести тысяч километров, и триста. Но при этом есть некоторые автомобили, у которых опорники считаются расходным материалом. Например, этим грешат многие Форды – от Фокусов первого и второго поколений до Мондео четвёртого поколения. На этих автомобилях опорник мог развалиться и за 60-80 тысяч пробега, и установка оригинальной детали помогала мало, потому что как раз оригинальные подшипники и не отличались ресурсом. Сейчас, наверное, уже трудно найти эти машины с оригинальными опорниками, но всё же при их покупке проверить их надо обязательно. Ну а среди наших автомобилей частой проверки и замены опорных подшипников могут потребовать Калина и Приора. Впрочем, тут как повезёт: у Калины, например, может быстрее деформироваться чашка, а подшипник остаться целым. Да и что там может у Калины отвалиться раньше, не знает никто. У Приоры, в общем-то, тоже.
К сожалению, предотвратить выход из строя опорного подшипника невозможно. Можно только дать избитый, как лицо Конора Макгрегора, совет: не летать по ямам, которые сокращают ресурс подшипников очень значительно. Но вряд ли кто-то из нас дубасит по разбитому асфальту ради собственного удовольствия, так что совет этот носит чисто теоретический характер. Зато советы на тему определения неисправности опорника будут максимально практическими.
Руками и ушами
Чаще всего износ опорного подшипника можно услышать ушами: при повороте руля издаётся характерный хруст и щелчки, иногда – достаточно громкие. Однако он может и скрипеть, и щёлкать очень тихо. В этом случае неисправность опорника можно перепутать с износом шаровой опоры, поэтому требуется дополнительная диагностика. Во-первых, можно сразу исключить шаровую опору. Для этого понадобится подъёмник или хотя бы смотровая яма, но зато диагностика проста: если у шаровой опоры порван пыльник, то скорее всего, скрипит именно она. Можно набрать в шприц немного моторного масла и брызнуть им в опору. Если скрип прошёл, значит, опорник явно ни при чём, а вот шаровую опору придётся менять. Лучше – сразу с обеих сторон. Если же шаровая опора целая, можно поступить следующим путём.
Берём умного помощника и сажаем его за руль. Падаем перед машиной на колени и берёмся рукой за пружину. Просим помощника крутить руль. Если рука на пружине почувствует щелчки, это почти стопроцентная вероятность того, что опорник придётся менять. Почти – потому что вибрация на пружине может быть и от скрипящей шаровой опоры, но если мы договорились, что из списка подозреваемых её исключаем, то вероятность становится практически стопроцентной.
Ну и, наконец, классический способ проверки, которым пользовались наши отцы и даже, может быть, деды. Открываем капот, кладём руку на шток амортизатора, закреплённого в подшипнике. Само собой, если на штоке или верхней части корпуса опорника есть защитный чехол, предварительно его нужно снять. Затем раскачиваем машину и смотрим, что получится. Тут опять нужно напрячь не только руки, но и уши, потому что велика вероятность того, что появится стук, который уже слышали раньше. И если он локализуется около чашки и подшипника, то это верный признак гибели последнего. Если стука нет, то нужно попытаться рукой обнаружить люфт штока. Если шток амортизатора гуляет в опорнике, с последним что-то не так. Скорее всего, он развалился.
Вот эти методы поиска неисправности опорного подшипника, особенно последний, и есть самые простые и проверенные временем. Но есть и некоторые другие симптомы неисправности опорника, которые могут проявляться в меньшей мере и не на всех автомобилях в силу незначительной разницы конструкции подшипников. Например, на некоторых машинах шток зафиксирован дополнительной втулкой, которая не даёт ему в случае разрушения подшипника слишком сильно гулять в стороны. Стук, конечно, всё равно будет, но не будет другой характерной особенности неисправности опорника – большого ухода углов схождения-развала колёс. А вот если шток держится исключительно в подшипнике, углы уйдут сильно, отчего неисправность последнего заметно скажется на управляемости, а если тянуть с ремонтом слишком долго, то и на износе шин.
Менять подшипники лучше парой. Исключение – если на молодой машине с небольшим пробегом подшипник развалился после сильного удара в яме. Тут, конечно, можно заменить его и с одной стороны, но во всех остальных случаях менять их лучше парой. Если этого не делать, можно заработать асимметрию передней подвески: разное усилие на рулевых тягах и их наконечниках, разный угол развала передних колёс. А это очень плохо и для управляемости, и для сохранности других деталей подвески (шаровых опор, наконечников рулевых тяг и тех же шин, которые могут изнашиваться неравномерно). Кроме того, стоит учитывать особенности замены опорников на разных автомобилях. Иногда для их замены совершенно внезапно требуется разбирать очень многое – от жабо до рулевой трапеции. И, конечно же, при не самой высокой стоимости самого подшипника работа обойдётся в копеечку. В этом случае практичнее будет менять опорники парой, чтобы не платить за одну и ту же работу дважды.
Опорный подшипник: для чего нужен и где используется
Подшипник опорный используется с целью создания подвижного соединения амортизатора и корпуса автомобиля. Он расположен в верхней части передней стойки между опорой и чашкой амортизационной пружины. Благодаря этому элементу стойка поворачивается вокруг своей оси, что гарантирует безопасное и плавное движение транспорта на поворотах.
Назначение и конструктивные особенности опорного подшипника
- верхняя пластина с крепежными элементами (обычно это три шпильки);
- основание;
- непосредственно сам подшипник.
Для чего нужен опорный подшипник? Шток амортизатора проходит через центральную полость узла, а его корпус прикрепляется к кузову машины как раз там, где уставлен подшипник. Таким образом, деталь является связующим звеном, которое соединяет кузов и подвеску, и позволяет амортизатору без сопротивления вращаться в верхней опоре.
Признаки и причины неисправности детали
Как понять, если неисправен опорный подшипник? Есть несколько основных признаков. Первый – это появление стука в области передних колесных арок во время поворота руля, а второй – ухудшение управляемости транспортным средством.
Если вы заметили, что появилась необходимость постоянно подруливать во время езды по прямой дороге, то, скорее всего, проблема именно в опорном подшипнике.
Появление щелчков в передней области автомобиля также должно насторожить, так как это говорит о наличии проблем в разных элементах подвески, но в первую очередь стоит проверить подшипники. В особенности если шум появляется из-за резких поворотов или при движении по неровной дороге.
Что касается причин выхода из строя, то их несколько:
- Резкий стиль вождения. Если вы ездите по ямам на большой скорости или резко входите в поворот, то на подвеску увеличивается нагрузка, что приводит к ее быстрому износу.
- Условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Каждая машина предназначена для определенных условий, и если она используется не в соответствии с ними, то опорные подшипники могут стать неисправными быстрее, чем обещал изготовитель.
- Естественный износ. Рекомендуется менять опорные детали примерно через каждые 100 000 км пробега. Но, как правило, замена требуется чаще, учитывая, в каком состоянии находятся отечественные дороги.
- Низкокачественные изделия. Зачастую желание сэкономит приводит к приобретению подделки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что деталь выйдет из строя гораздо раньше, чем заявлено на упаковке.
При ремонте амортизатора, стойки или других смежных элементов рекомендуется закладывать в подшипник смазку. Это поможет не только продлить срок его использования, но и уменьшить нагрузку на перечисленные компоненты автомобиля. Что касается того, какой смазкой смазать опорный подшипник, то стоит отдать предпочтение пластичным составам. Они не стекают с детали и дольше смогут выполнять свои функции.
Как провести диагностику
Так как замена детали может потребоваться раньше, чем через рекомендуемые 100 000 км пробега, рекомендуем проводить диагностику каждые 10-20 тысяч км. Стоит учитывать, что без смазки узел будет изнашиваться быстрее, так как по причине попадания влаги будет образовываться коррозия.
Варианты проверки опорных элементов передней стойки:
- Снимите защитные колпаки и зажмите верхнюю часть штока, после чего раскачайте кузов. Неисправный подшипники будет издавать стук, который схож с тем, что можно услышать во время езды.
- Возьмитесь за виток амортизационной пружины и попросите помощника покрутить руль. Если есть поломка, то раздадутся щелчки, и вы ощутите отдачу.
- Раскачайте выступающую верхнюю чашку – если заметен люфт, то подшипник необходимо заменить.
Итак, опорный подшипник является хоть и маленькой, но важной составляющей частью подвески. Его неисправность способна привести к негативным явлениям – таким как плохая управляемость транспортным средством и рост нагрузки на прочие узлы. Поэтому лучше вовремя заметить поломку, выбрать в каталоге деталь и заменить ее, чем дожидаться более серьезных проблем.
Что будет если вовремя не заменить опорный подшипник на авто?
Наиболее характерный признак износа опорного подшипника – стук во время поворота руля, а также при преодолении незначительных препятствий на дороге. При значительном износе могут появиться проблемы с управляемостью авто. Нарушаются его ходовые качества, теряется маневренность, поворачиваемость.
Зачем менять опорные подшипники?
Выход из строя опорного подшипника – главная причина замены ряда деталей ходовой части. Диагностика опорного подшипника передней амортизаторной стойки поможет избежать многих проблем.
Как определить что вышел из строя опорный подшипник?
Определить неисправность ОП очень просто. Нужно открыть капот, взяться рукой за стойку амортизатора в месте ее крепления кузова и резко покачать из стороны в сторону. Если в подшипнике есть люфт или он рассыпался, стойка будет двигаться с характерными щелчками.
Чем опасен разбитый опорный подшипник?
Последствия износа подшипника и признаки повреждения
В результате критического износа подшипника, он начинает люфтить и шток получает возможность отклоняться от оси. Результатом этого является нарушение углов установки колес, а следственно – и ухудшение управляемости авто, а также ускоренный износ шин.
Сколько по времени менять опорный подшипник?
Что касается периода эксплуатации опорных подшипников, то все зависит от состояния дорожного покрытия и стиля вождения. Расчетный ресурс таких деталей при идеальных условиях составляет 100 – 120 тыс. км, однако встречаются автомобили, на одометре которых пробег выше 150 тыс. км и подшипники стоят еще заводские.
Можно ли ездить с опорным подшипником?
Ездить с таким дефектом очень нежелательно. В лучшем случае выйдет из строя амортизатор, нарушится сход-развал и резину начнет «жевать», в худшем — стойку просто сорвет и она, вылетев из гнезда, с треском пробьет капот.
Как понять что пора менять опору стойки?
Симптомы неисправности: амортизатор стучит, скрипит и прочие
- Поскольку подшипник имеет механическую связь с опорными чашками стоек, малейший люфт сразу отдаёт в кузов характерными стуками.
- Поворот рулевого колеса становится затруднённым, особенно это заметно на автомобилях без усилителя руля.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Ваш вопрос: Что входит в систему охлаждения двигателя?
Как понять что стучит стойка или опора?
Положите руку на виток передней амортизационной пружины и попросите кого-нибудь сесть за руль и покрутить руль из стороны в сторону. Если подшипник изношен — вы услышите металлический стук и ощутите рукой отдачу. Можно ориентироваться на звук.
Как понять что стойкам хана?
Если амортизаторы исправны, то даже при резком торможении машина должна качнуться назад не более одного раза, после чего амортизатор должен погасить колебательные движения. Если же раскачиваний два и более — симптом частичного или полного выхода из строя.
Какой стороной ставится опорный подшипник?
Ставиться наружной обоймой вверх так, чтобы он оделся на шток аммортизатора (на сквозь он не пройдет т. к. у наружной обоймы подшипника диаметр меньше).
Сколько стоит опорный подшипник на Весту?
1 790 руб. Опорный подшипник передней стойки амортизатора на Лада Веста. Подходит на Весту универсал и Кросс с 2015 года выпуска.
Как действует опорный подшипник?
Опорный подшипник амортизационной стойки принимает непосредственное участие в процессе демпфирования и амортизации автомобиля. Главная его функция состоит в осуществлении подвижного соединении амортизатора с кузовом автомобиля, помимо этого он оказывает влияние на точность настроек углов установки колес.
Почему нужно менять опорные подшипники амортизатора?
При возникновении различных неполадок в общей подвеске машины, необходимо в первую очередь проверить опорный подшипник амортизатора, который в свою очередь расположен около опоры и верхней чашки пружины. С этой целью потребуется несколько раскачать транспортное средство и взять рукой сами чашки. Все дело в том, что при интенсивной эксплуатации автомобиля, регулярном изменении нагрузок и воздействию абразивных частиц, составные компоненты подшипника нередко выходят из строя намного раньше положенного срока, в результате чего он перестает полноценно функционировать.
На самом деле важно понимать, что износ опорного подшипника влечет за собой более серьезные последствия. В частности, здесь приходится говорить об изменении угла установки покрышек, ухудшении управляемости и преждевременном износе резины.
Прежде всего, хотелось бы поговорить об основных признаках износа опорных подшипников.
Как бы там не было, здесь в первую очередь следует выделить наличие стука на передних левых или же правых лонжерах. Однако эта ситуация может возникнуть и при других неполадках в работе транспортного средства.
Особенно ярко посторонние звуки оказываются слышны в тот момент, когда машина передвигается по неровной поверхности. Соответственно подвеска вынуждена эксплуатироваться в критических условиях. Как следствие, это приводит к существенному снижению управляемости и медленному отклику рулевого управления.
Конечно же, причин износа данных приспособлений может быть множество. Однако сейчас мы с вами поговорим о наиболее распространенных из них.
- Во-первых, это может быть связано с естественным износом деталей.
- Во-вторых, в процессе эксплуатации транспортного средства внутрь узла могут проникать различные частицы.
- В-третьих, при регулярном резком вождении и несоблюдении скоростных режимов также приходится сталкиваться с преждевременным износом как самого опорного подшипника, так и других компонентов транспортного средства.
- В-четвертых, если же речь идет о низком качестве запчасти или же наличии брака.
Если вам пришлось столкнуться с необходимостью замены опорных подшипников на автомобиле, тогда в обязательном порядке разберитесь с некоторыми моментами. В частности, это касается производителя.
В данном случае рекомендуется отдавать предпочтение оригинальным запчастям, производство которых осуществляется для каждого отдельного авто в индивидуальном порядке. Таким образом, новая деталь идеально разместится в предусмотренном месте, и на протяжении долгого времени сможет отменно справляться со всеми возложенными функциями.