«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице
СВАРЗу в этом году «стукнет» 118 лет. Завод-долгожитель ведет свое начало с 1905 года, когда в Москве были образованы Сокольнические трамвайно-ремонтные мастерские. За прошедшее время предприятие лишь дважды, на время мировых войн, отвлекалось от выпуска мирной продукции, производя снаряды. Вся остальная история завода неразрывно связана с производством и ремонтом столичного общественного транспорта: трамваев, троллейбусов и автобусов. Одну модель троллейбуса СВАРЗ хорошо знает почти каждый россиянин благодаря фильму Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Невеста главного героя Деточкина, Люба, лихо водит троллейбус СВАРЗ-МТБЭС. Согласитесь, что абы какой троллейбус в кино бы не сняли. А еще предприятие известно тем, что выпускало единственные в СССР ярко-красные сочлененные четырехосные троллейбусы СВАРЗ ТС и грузовые троллейбусы СВАРЗ ТГ-3, а также модификации пассажирских машин на электротяге с использованием автобусных кузовов производства Венгрии и Белоруссии. Когда в 2021 году столичные власти взяли курс на замещение троллейбусного парка электробусами, именно на СВАРЗе было принято решение организовать производство электробусов модели КАМАЗ-6282.
Цех, в котором занимаются сборкой электробусов КАМАЗ-6282 (на его задней стенке красуется шильдик «Электробус Москва»), вошел в строй весной 2021 года. В нем размещены две сборочные линии, в каждой – четыре поста. Две бригады по 15 человек выпускают четыре электробуса в день.
В Москву из Нефтекамска доставляют пустые окрашенные кузова, на внутризаводском сленге их называют «планеры». Сборка инновационной пассажирской машины начинается с крыши. После технической мойки планера рабочие устанавливают на крыше батарейные модули, специальный токоприемник, а также прокладывают силовые провода. Все «высотные» работы монтажники выполняют с применением страховочных тросов. Постепенно рабочие перемещаются вниз, в салон. Производится монтаж пассажирских сидений, стеклянных ограждений в районе дверей, систем видеонаблюдения, поручней, а также внешних и внутренних приборов освещения. Процесс превращения электробуса из почти «голого» кузова в современную машину на первый взгляд неспешен: сборщики установили один узел, посмотрели на него со всех сторон, приступили к монтажу другого. Это больше похоже на то, как собирают престижные легковые автомобили люксовых марок: конвейерной спешки нет, есть четко выверенные движения, все плавно и аккуратно.
Затем наступает черед монтажа системы контроля оплаты проезда – тех самых валидаторов, блока wi-fi, вентиляционных и отопительных систем. Начальник участка сборки электротранспорта СВАРЗ Максим Ивашкин рассказал, что отопитель салона в КАМАЗ-6282 работает на электричестве, а не на солярке. Такой шаг позволил сделать электробус полностью экологически безопасным видом транспорта не только при производстве, но и при эксплуатации. К другим новшествам можно отнести более износостойкое напольное покрытие, маршрутоуказатели большей площади, а также возможность регулирования климата в салоне электробуса и кабине водителя независимо друг от друга.
Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул отметил, что поколение электробуса, выпускаемого сегодня на СВАРЗе, удалось полностью импортозаместить по самым основным параметрам – тяговым электромоторам ведущего портального моста. Ранее эти узлы поставляла компания из ныне недружественной нам страны. Вообще, на СВАРЗе осуществляется около 40% от всех операций, рассчитанных при производстве электробуса, а на монтаж всей силовой электрической начинки пассажирской машины приходится почти 60% от всей стоимости электробуса.
Предпоследняя стадия сборки – регулировка фар и сход-развала. Затем на специальных барабанах у электробуса проверяют исправность работы тормозной системы. Окончательным рождением новой пассажирской машины «как электромобиль, только автобус» (так написано на ее бортах) является отправка электробуса на 20 минут в специальную дождевальную камеру. Искусственный дождь энергично проливает электробус, проверяя машину на герметичность салона. По отзывам заводских специалистов, это упражнение пользуется наибольшей популярностью у всех делегаций, посещающих цех СВАРЗа по производству электробусов. Наша не стала исключением.
В ходе экскурсии по СВАРЗу Николай Асаул отметил, что Москва сегодня является самым «электробусным» городом Европы. Он подчеркнул, что в ближайшее время количество электробусов в столице достигнет порядка двух третей от общей численности всего автопарка, занятого на городских маршрутах. В связи с этим он также уточнил, что мало заместить традиционные автобусы электробусами – внедрение нового вида общественного транспорта тянет за собой большие энергетические инфраструктурные изменения. «Нужна большая мощность электричества, нужно развивать энергохозяйство, кабельные сети, строить новые мощные станции. Это требует ресурсов, системного комплексного подхода при разработке маршрутной сети», – подытожил Асаул.
Всего с 2021 года силами нового сборочного цеха СВАРЗа выпущено 530 электробусов, которые работают на маршрутах столицы. Однако не забывает «Мосгортранс» и о традиционном подвижном составе – автобусах. За первую половину 2023 года главный перевозчик столицы 1500 раз провел своими силам техобслуживание автобусов, а в 3200 случаях произвел сложный ремонт их узлов и агрегатов. Кроме того, СВАРЗ за прошедшие полгода собрал 800 остановочных павильонов нового типа.
Современные московские остановки уже давно не напоминают хрестоматийный навес от дождя и снега. Только в прошлом году завод произвел 900 продвинутых павильонов новой конструкции, а уже в текущем к концу июля выпустил 800 штук. К концу года СВАРЗ планирует выпустить 1200 остановок. Все они снабжены удобной навигацией, есть USB-разъемы для зарядки современных гаджетов. Часть из них подключена к городским системам видеонаблюдения. Конструкция полностью отечественная и выполнена с упором на антивандальность исполнения. Боковые и задние стенки сделаны из закаленного стекла с армирующим слоем. В отделке есть детали из алюминия.
Цех выпускает восемь остановок в день. Так как часть столичных маршрутов выходит за черту города, СВАРЗ поставляет инновационные остановки и в Московскую область. На одной из них заметил бумажную бирку «Подольск». О том, с какой педантичностью подходит завод к выпуску современных остановочных павильонов, говорит факт снабжения каждого фирменной металлической табличкой, на которой выбит заводской номер павильона, тип и даже дата изготовления.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
КАМАЗ намерен удвоить производство электробусов
В 2020 году Нефтекамский автозавод (НЕФАЗ), дочернее предприятие КАМАЗа в Башкортостане, выпустил 202 электробуса. В 2021 году производство инновационного транспорта планируется увеличить в два раза.
Сегодня на линиях Москвы курсирует уже 400 электробусов «КАМАЗ», при этом половина из них была поставлена в течение 2020 года. «Признаю, к пассажирскому транспорту я всегда относился как к вспомогательному направлению для КАМАЗа, однако мы сумели сделать технику, которая стала технологическим лидером на отечественном рынке. У нас появилась возможность зайти на рынок Москвы. Это изменило и масштабы бизнеса, и степень нашего уважения к собственному продукту, – рассказал генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. – В регионах, для которых ключевым фактором остается цена, сложная техника не очень нужна, но, хотя электробусы дороже, они и по характеристикам дают фору. Нефтекамский завод уже выполнил годовой бизнес-план и по объему выпуска – сделано 1560 единиц, – и по деньгам. В сутки он выпускает восемь штук, но в следующем году мы собираемся удвоить объем производства».
Также на КАМАЗе есть программа, предусматривающая дальнейшее развитие инновационного транспорта. Например, в рамках этого направления уже спроектирован 9-метровый электробус, а 18-метровый собран и проходит испытания. «Следующим станет 18-метровый электробус. Мне приятно, что и электробусы, и автобусы ездят по улицам нашей столицы. Этот бизнес становится для нас важным. Мы рассчитываем, что его оборот выйдет за 30 миллиардов. Учитывая, что наша компания ожидает около 250 миллиардов от программы К5, сегмент пассажирского транспорта даст уже больше 10% от основного продукта, а это существенно», – пояснил Сергей Когогин.
Кроме того, уже заканчивается реконструкция Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ), который станет сборочной площадкой электробусов в Москве. «Набираем персонал. Думаю, к марту строители завершат работы, и мы начнем пробные сборки на этой площадке. Кузовная мастерская и все, что касается шасси, остается в Нефтекамске, но установку всех систем, включая батарею, будем осуществлять в Москве. Мощность планируется на уровне 450 единиц в год, но «Мосгортранс» намерен освобождать свой промпарк и дальше, так что мы получим возможность развивать площадку. Проект финансирует КАМАЗ, Москва со своей стороны поддержала его грантом», – рассказал Сергей Когогин.
События, связанные с этим
Сергей Чемезов принял участие в презентации сериала о команде «КАМАЗ-мастер»
КАМАЗ планирует создать грузовик и автобус на водороде
КамАЗ Drive Electro Электробус
2022: Производство электробусов в Ростовской области
В октябре 2022 года Правительство Ростовской области, «КамАЗ» и Sitronics Group заключили соглашение о запуске электробусов и расширении сети зарядной инфраструктуры для электрического транспорта в регионе.
Документ подписали директор по пассажирскому транспорту ПАО «КамАЗ» Самат Саттаров, заместитель губернатора – министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев и вице-президент по региональному развитию Sitronics Group Карим Кузахметов.
Правительство Ростовской области, «КамАЗ» и Sitronics Group заключили соглашение о запуске электробусов арядной инфраструктуры для электрического транспорта
Как сообщает пресс-служба «КамАЗа», электробусы будут запущены в Ростовской области в рамках федеральной программы развития городского электрического общественного транспорта. Ростовская область стала одним из десяти первых регионов, где будет реализовываться этот проект.
Ожидается, что тестовая эксплуатация электробуса КАМАЗ-6282 начнётся в конце октября 2022 года. Для заряда батарей электробуса будет использоваться ультрабыстрая зарядная станция от оператора Sitronics Electro (входит в Sitronics Group). Далее электробусы могут появиться на улицах Таганрога и Волгодонска.
Директор по пассажирскому транспорту ПАО «КамАЗ» Самат Саттаров рассказал, что электробусы успешно эксплуатируются в Москве уже в течение пяти лет. К середине октября 2022 года по столичным маршрутам курсирует 772 модели Камаз-6282.
Для бесперебойного обслуживания пассажиров требуются ультрабыстрые зарядные станции. С помощью оборудования Sitronics Electro электробус сможет заряжаться на конечных точках маршрута или в парке за 10-20 минут. Водителю достаточно подъехать к станции и подключиться пантографом к зарядному куполу, не выходя из кабины. [1]
2021
Возгорание электробуса в Москве
В ночь с 20 на 21 сентября 2021 года на дублёре Дмитровского шоссе, в районе дома № 157 в Москве загорелся электробус, который находился в эксплуатации около трех лет. Об этом сообщили в столичном Департаменте транспорта.
Как заявили в ведомстве, электрический автобус обслуживался в рамках контракта жизненного цикла, что означает долгосрочное обслуживание и ремонт со стороны поставщика, а также полное участие в разборе причин. Предварительной причиной возгорания, по мнению производителя электробуса, («КамАЗ»), стало короткое замыкание электропроводки в приборной панели водителя, человеческий фактор пока не исключается.
В Москве сгорел электробус
Возгорание случилось с моделью «КамАЗ-6282», которая была выпущена Нефтекамским автозаводом «КамАЗа» в 2018 году. К сентябрю 2021 года аналогичную технику собирают на мощностях завода СВАРЗ в Москве. Тяговые батареи электробуса размещены на крыше. Именно этот факт, похоже, позволил избежать намного более серьёзных последствий: потушить литиевые аккумуляторы обычными средствами пожаротушения сложно.
На момент возгорания пассажиров в электробусе не было, он двигался в сторону транспортного парка. Через несколько минут на месте происшествия уже работали пожарные. Пока они тушили электробус, дорогу временно перекрыли.
Руководством Мосгортранса к 21 сентября 2021 года проводится тщательное служебное расследование, причины происшествия будут установлены специальной комиссией и производителем техники, обсуживаемой по контракту жизненного цикла. В Дептрансе заявили, что это первое возгорание электробуса в Москве за все время их эксплуатации.
По данным «КамАЗа», стоимость одного электробуса составляет 20-30 миллионов рублей в зависимости от комплектации и емкости батарей. Электробус вмещает до 85 человек и заряжается на конечной остановке. Без подзарядки он может проехать 50 км.
Запуск производства электробусов в Москве
В конце апреля 2021 года «КамАЗ» запустил производство электробусов в Москве — на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ). Первые собранные на этом предприятии транспортные средства выйдут на маршруты в столице в мае. Подробнее здесь.
2019: Совместная работа камазовцев и нефазовцев
В ПАО «НЕФАЗ», на дочернем предприятии «КАМАЗа», создана весной 2019 года межфункциональная группа по развитию мощностей производства автобусов и электробусов. Команда профессионалов из числа руководителей и специалистов автогиганта приступила 1 марта к работе на Нефтекамском автозаводе. Их главная задача – помочь башкирским коллегам выстроить новый производственный поток изготовления современной линейки автобусов и электробусов и обеспечить необходимые технологические мощности.
Совместная работа камазовцев и нефазовцев началась с анализа сильных и слабых сторон текущего цикла производства автобусов и электробусов. Проведено картирование технологических операций, после чего сформированы мероприятия по совершенствованию процессов сборки и исключению потерь. Разработаны тактические планы реализации проектов по направлениям логистики, производства, качества, технологии. Российский рынок мобильных приложений для бизнеса и госсектора: крупнейшие игроки, тенденции и перспективы. Обзор TAdviser
На старте проекта потери, не приносящие ценности, составляли 122 часа. К началу апреля исключены потери в 52 часа за счёт вывода операций подсборки на отдельный участок, перебалансировки загруженных операций на линии сборки электробусов, доработки чертёжно-конструкторской и технологической документации, снижения дефектности поставки комплектующих изделий, исключения лишних перемещений работников. Благодаря этому коллективу «НЕФАЗа» удалось выйти на такт сборки 20 электробусов в месяц.
В течение марта разработана система оповещения о простоях на рабочих позициях из-за отсутствия обеспечения комплектующими изделиями и вопросов качества на примере андон.
Сейчас ведутся строительно-монтажные работы, которые позволят принципиально изменить существующую схему организации производства с учётом улучшения логистических процессов, складского хозяйства и т.д. Например, проводится реорганизация цеха сборки автобусов № 23 с разделением поточной сборки электробусов и автобусов, выполнена заливка полов, окраска стен и элементов конструкции производственного здания. На участке сборки автобусных шасси № 27 ведутся монтажные работы для создания дополнительных рабочих мест и расширения логистической зоны хранения и поставки комплектующих. Для сборочно-сварочного цеха № 22 изготовлена сварочная оснастка для производства колёсных арок отсеков АКБ и заднего модуля, в целях оптимизации площадей и усиления контроля хода производства участок сварки колёсных арок перемещён непосредственно в координаты сварки рамы автобусов. В цехе окраски № 26 производятся монтаж и модернизация окрасочных камер. И это далеко не полный перечень преобразований.
Сегодня автобусное производство становится «пилотом» активного внедрения инструментов ПСК, системы «Бережливое производство», которые должны помочь персоналу скорее адаптироваться, чтобы он мог быстро вывести новый продукт на требуемую производительность без потери качества.
В этом проекте задействованы специалисты технологической службы, бюро развития Производственной системы, службы качества, производства, планирования, управления персоналом, снабжения – то есть весь функционал «НЕФАЗа». По мере необходимости рабочая группа привлекает специалистов по логистике, планированию, IT-технологиям, в области качества, бережливого производства из других подразделений «КАМАЗа».
2018: Сотрудничество с корпорацией Cummins
20 сентября 2018 года компания «КамАЗ» сообщила, что будет сотрудничать с международной корпорацией Cummins Inc. в сфере создания автомобилей и автобусов на электрической тяге. Как сообщалось, компании подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании.
По информации компании, «КамАЗ» и Cummins договорились о совместной работе в создании автомобилей и автобусов на электрической тяге. В частности, Cummins намерен разработать и поставить в адрес «КамАЗа» прототипы полностью электрической трансмиссии на базе высоковольтных электрических аккумуляторов для применения в сегменте городских автобусов и развозных автомобилей средней тоннажности.
Меморандум также предусматривает разработку и поставку прототипа гибридной трансмиссии для применения в сегменте тяжелых грузовиков «КамАЗ». По обоим проектам стороны проведут испытания прототипов на городских автобусах, развозных автомобилях и тяжелых грузовиках производства «КамАЗ». После испытаний, доработки и сертификации партнеры определят перспективы дальнейшего совместного сотрудничества в сфере электрических трансмиссий. [2]
2017
Технический совет «Мострансавто»
21 сентября 2017 года ГУП МО «Мострансавто» провело выездной технический совет, посвященный перспективам использования электрического транспорта в Подмосковье. В мероприятии приняли участие главный инженер Мострансавто, руководители технических подразделений филиалов предприятия, а также представители заводов-производителей автомобильного и электрического транспорта.
В рамках деловой программы была представлена новая модель электрического транспорта – электробус второго поколения КАМАЗ-6282, разработанный «КАМАЗом» совместно с российской инжиниринговой компанией Drive Electro. Электробус имеет низкопольную конструкцию кузова и вмещает 85 пассажиров, из которых 24 – в эргономичных креслах с ремнями безопасности.
Электробус оснащен литий-титанатными аккумуляторами мощностью 230 кВт, которые заряжаются непосредственно на маршруте от станции ультрабыстрой зарядки Drive Electro. Сейчас, когда в условиях тестовой эксплуатации мощности станции используются только на четверть, электробус заряжается за 40 минут, и накопленной за это время энергии машине достаточно для преодоления расстояния в 38 км. При этом технические характеристики станции позволяют сократить время подзарядки до 6-20 минут, а запас хода увеличить до 70 км. Максимальная скорость движения транспортного средства – 90 км/час.
На электробусе установлена пневматическая подвеска с телескопическими амортизаторами, пневматическими элементами и возможностью наклона кузова – так называемый, «книлинг», делающими более комфортным вход для пассажиров с ограниченными возможностями. Кроме того, представленный на техническом совете электробус отличается от своих предшественников видоизменённым салоном – в нём отсутствует шахта моторного отсека, что позволило увеличить общую пассажировместимость.
Тестовая эксплуатация в Петербурге
За время тестовой эксплуатации, которая началась в мае 2016 года в «Сколково», затем продолжилась в Москве и в Санкт-Петербурге, электробус прошел свыше 12000 км. После испытаний в СПб ГУП «Пассажиравтотранс», электробус второго поколения КАМАЗ Drive Electro с более эффективными литий-титанатными аккумуляторами продолжает тестовую эксплуатацию в СПб ГУП «Горэлектротранс» в феврале 2017 года.
Электробус КАМАЗ-6282, разработанный совместно с российской научно-технической компанией Drive Electro, тестировался Пассажиравтотрансом на маршруте №9 в Санкт Петербурге. Всего за 55 дней электробус перевез более 16 000 пассажиров. Пассажиры и водители отметили плавный ход электробуса, бесшумность, быстрый разгон и отсутствие запахов.
Длина маршрута №9 в прямом направлении (от остановки «Автобусная улица» до остановки «Пл. Мужества») составляет 9,28 км, а в обратном направлении – 11,18 км. Средняя протяженность маршрутов в российских городах составляет примерно 15 км. При этом отличие электротранспорта состоит в том, что в пробках энергии расходуется значительно меньше, чем при работе двигателя внутреннего сгорания.
Уникальность электробусов второго поколения, к которым относится КАМАЗ Drive Electro, состоит в оснащении литий-титанатными (LTO) аккумуляторами, которые обладают рядом преимуществ по сравнению со всеми другими типами аккумуляторов, которые используются в России и частично за рубежом (первое поколение аккумуляторов – литий-железофосфатные и литий-марганцевые). Во-первых, это единственные аккумуляторы, которые успешно заряжаются при низких температурах: по данным Гидрометцентра, в Санкт-Петербурге в январе 2017 года, когда электробус работал на маршруте, температура опускалась до -19 градусов. Во-вторых, на то, чтобы зарядить электробус нового поколения, требуется всего 6 минут, что в 20 раз меньше среднего времени зарядки электробуса первого поколения. В-третьих, масса аккумуляторов электробуса второго поколения значительно ниже, что дает дополнительное преимущество, заключающееся в возможности перевозить большее количество пассажиров. В-четвертых, батарея рассчитана, как минимум, на 20 000 циклов полного заряда/разряда, а это более 15 лет интенсивной эксплуатации. Наконец, эти батареи считаются самыми безопасными в мире, а срок гарантии на них – более пяти лет.
Несмотря на то, что электробус в два раза дороже, он окупается уже в середине своего жизненного цикла благодаря низкой стоимости обслуживания и эксплуатации. Основная его стоимость — «силовая начинка», переживает и кузов. Кроме того, электротранспорт имеет стабильную тенденцию снижения стоимости с увеличением объемов производства. Уже сейчас, по подсчетам специалистов автобусного парка №2 г. Санкт-Петербурга, электробус на 45 рублей в час дешевле дизельного.
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
- Зарядные устройства (мировой рынок)
- Зарядные устройства (рынок России)
- Углекислый газ (диоксид углерода — CO2)
- Zero waste philosophy (Биоэкономика) Зелёная экономика
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo)EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус — EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 — Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford ЭлектромобилиFord Transit Custom PHEVFord Transit Smart EnergyFord E-TransitFord Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- SkodaEnyaq
- VinFastVinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC MotorsJAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan LeafNissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM)Hummer EVBrightDrop
- ChevroletChevrolet eCrateChevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) — Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International CorporationZeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)
«Камаз» будет собирать электробусы в Москве
«Камаз» при поддержке правительства Москвы организует в столице сборочное производство электробусов проектной мощностью не менее 500 машин в год, а также наладит выпуск электрических компонентов к ним и создаст центр инновационных разработок для пассажирского электрического транспорта. Об этом компания и мэрия Москвы сообщили 4 июля.
Проект будет реализован на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (филиал ГУП «Мосгортранс»), но это будет производство именно «Камаза», сказал представитель автоконцерна. «Камаз» реконструирует и построит производственные объекты общей площадью около 75 000 кв. м, говорится в сообщении мэрии Москвы. Инвестиции оцениваются в 1 млрд руб. Москва обещает новому производству «Камаза» налоговые льготы (площадка, как предполагается, получит статус технопарка) и поддержку в подключении к электросетям и другим инженерным коммуникациям.
Проект будет полностью реализован в 2023 г., сказал представитель «Камаза». Сроки начала сборки он не уточнил. По его словам, в Москве будет проводиться финальная сборка электробусов, а кузова для них будут выпускаться на основном автобусном производстве – принадлежащем «Камазу» заводе «Нефаз» в Башкирии.
Электромобили и роботы не торопятся в Россию
Китай уходит в отрыв в технологиях «новой мобильности», Россия сильно отстает от самых инновационных стран, но впереди Италии и Бельгии
Сокольнический завод и сейчас участвует в поставках электробусов «Камаз» – он занимается монтажом некоторых деталей, говорит представитель автоконцерна. Основная сфера деятельности завода – обслуживание автобусов и их агрегатов, реставрация ретротранспорта, выпуск павильонов для остановок, перечисляется в сообщении мэрии Москвы. Здесь же находится центральный склад для хранения запчастей для подвижного состава «Мосгортранса».
Интерес «Камаза» к организации сборки в Москве связан прежде всего с тем, что столица – крупнейший в России заказчик электробусов. Кроме того, необходимо расширять имеющееся производство, поясняет представитель компании. В 2018–2019 гг. мэрия провела аукционы на поставку по контрактам жизненного цикла 300 машин стоимостью 33 млн руб. каждая и зарядных станций. 200 электробусов поставит «Камаз», еще 100 – группа ГАЗ. «Мосгортранс» получил от них уже около 170 машин. В 2020 г. Москва купит еще 300 электробусов, а с 2021 г. будет приобретать только электробусы (по 800–1000 штук в год), отказавшись от закупок дизельных автобусов. Сейчас «Камаз» поставляет Москве и традиционные дизельные автобусы – общий портфель заказов, включая электробусы, оценивается в 20 млрд руб., следует из данных мэрии.
«Сейчас мощности на «Нефазе» полностью загружены. Собираемся расширить их с 1200 до 1500 в год. Но даже в таком виде заказы принимаем уже на конец 2020 г.», – объясняет представитель «Камаза» необходимость расширения сборки электробусов. О нехватке мощностей в мартовском интервью «Ведомостям» говорил и заместитель гендиректора «Камаза» Николай Пронин: «Все, что можно было сделать для оптимизации производства, уже сделано, а строить третий корпус неоправданно дорого». Тогда он пояснял, что среди рассматриваемых вариантов – создание СП с «Тролзой», крупнейшим в России производителем троллейбусов. Сейчас «Камаз» другие варианты для расширения производства электробусов помимо выпуска в Москве не рассматривает, сказал представитель автоконцерна.
Выбор Москвы логичен – город является крупнейшим потребителем и при этом готов поддержать проект «Камаза», замечает аналитик «Атона» Михаил Ганелин. К тому же в Москвовской области расположено производство поставщика батарей – компании Drive Electro, добавляет он.