Разворот на Т-образном перекрестке
Как уже упоминалось в статье Проезд т-образных перекрестков, ПДД не выделяют перекрестки этого типа в особую группу.
Т-образный перекресток это разновидность, или частный случай обычных перекрестков, когда происходит слияние двух дорог.
Дороги могут «сливаться» под разными углами, но чаще всего этот угол равен или почти равен 90 градусов.
Реже встречаются перекрестки У-образного типа, либо когда дороги сливаются в виде «звездочки» из трех лучей.
Общие правила разворота на перекрестках изложены в статье Выполнение разворота. Часть 2. Правила разворота на Т-образном перекрестке ничем от них не отличаются.
Последовательность выполнения разворота та же самая, что и на обычных пересекающихся дорогах. Главное условие – чтобы разворот в данном месте был НЕ запрещен.
Остальное — это уже небольшие различия в технике построения линии разворота, потому что площадь пересечения дорог Т-перекрестка меньше, чем на четырехстороннем перекрестке.
И еще, в процессе маневров не следует забывать о расстановках приоритета на Т-образном перекрестке:
— на регулируемых перекрестках действует пункт 13.4 ПДД (требование уступить дорогу при повороте налево и развороте по зеленому сигналу светофора;
— на нерегулируемых перекрестках действует весь раздел ПДД, регламентирующий проезд нерегулируемых перекрестков (пункты 13.9-13.12 ПДД).
Но есть, все же, некоторые особенности выполнения и соблюдения «техники безопасности» разворота, которые касаются именно т-образных перекрестков. Рассмотрим их на схемах (картинки ниже).
Как развернуться на Т образном перекрестке
Известно, перекрестки бывают большие (например, из дорог в четыре полосы) и не очень большие (например, из двухполосных дорог). Часто встречаются комбинации перекрестка из широких (многополосных) и узких дорог.
Когда вы планируете развернуться на перекрестке, нужно заранее «прикинуть» его пространство на предмет «хватит ли места для разворота».
Места должно быть достаточно для разворота за один заход, чтобы не пришлось сдавать назад, потому что движение задним ходом на перекрестке запрещено (пункт 8.12 ПДД).
Если вы видите, что для того, чтобы развернуться, места будет достаточно, то с учетом дорожной обстановки нужно будет «построить» дугу разворота.
Чтобы понять, что означает фраза «с учетом дорожной обстановки», рассмотрим подъезд к одному и тому же Т-образному перекрестку с разных его дорог.
На схемах видно, что самый удачный способ разворота представлен на левом и среднем рисунках, т.е. когда разворот выполняется либо с примыкающей дороги, либо с «прямой» дороги через примыкающую дорогу слева.
Способ разворота на крайнем правом рисунке, на котором дорога примыкает справа, не очень удачный по причине того, что можно не «вписаться» в перекресток.
Если, при этом, левый край дороги ограничен бордюром, а радиус разворота большой, то автомобиль упрется в бордюр, и чтобы закончить разворот, придется отъехать назад. А на перекрестках движение задним ходом запрещено.
Но это всего лишь схема возможного неудачного разворота. На практике ширины дороги может оказаться достаточной для одного «захода» на таком перекрестке.
Впрочем, бывает и так, что места для разворота может не хватить и на обычном, четырехстороннем перекрестке.
А как быть, если, все-таки, вам не удалось развернуться за один заход?
Несмотря на то, что на перекрестке задний ход запрещен, другого способа, как отъехать назад и закончить разворот, все равно нет.
Это нарушение ПДД, но за него накажут, только если поймают «за руку», как говорится, если оно будет зафиксировано. Если штраф не пришел, то и хорошо.
Отъезжая назад, нужно очень внимательно смотреть по сторонам. Можно легко столкнуться с другим автомобилем, водитель которого даже не предполагает, что вы поедете назад.
Один случай с ДТП на заднем ходу на перекрестке рассмотрен в статье Разворот на перекрестке. Задний ход. Рекомендую ознакомиться.
Теперь рассмотрим два «нюанса» в двух других случаях. Первый случай – это разворот на регулируемом Т-образном перекрестке в процессе движения с примыкающей дороги.
Предположим, ваш автомобиль стоит первым на светофоре в левом ряду, и «мигает» левым «поворотником».
Сзади вас в ожидании стоят еще несколько машин, и водители еще не знают, что вы намереваетесь развернуться. Они, скорее всего, предполагают, что вы будете поворачивать налево.
Включается зеленый сигнал, и вы начинаете движение.
Чтобы «вписаться» в перекресток и не заехать на пешеходный переход (на пешеходном переходе разворот запрещен), вам придется сначала проехать немного «прямо» вглубь перекрестка, затем, быстро выкрутить руль до упора влево, и развернуться.
В тот момент, когда вы проедете немного «прямо», у едущего сзади вас появится отличная возможность сократить путь своего поворота налево, и он, не догадываясь, что вы разворачиваетесь, может вас «подрезать».
Поймет он это уже поздно, когда произойдет столкновение с вашим авто. Поэтому, в процессе разворота нужно обратить особое внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.
Другой «нюанс» — разворот на нерегулируемом т-образном перекрестке по главной «прямой» дороге через второстепенную дорогу, примыкающую слева. На нерегулируемых перекрестках приоритет на стороне участника, который движется по главной дороге.
Чаще всего дуга разворота пройдет по округлой линии, как изображено на рисунке, т.е. после разворота автомобиль окажется в пределах перекрестка, но выедет за границы пересечения, и окажется чуть в стороне от «своей» дороги.
В таком случае, перед тем, как завершить разворот, нужно уступить дорогу машинам, движущимся теперь уже попутно по главной дороге.
В этой ситуации никто не обязан давать вам возможность завершить разворот, а приоритет должен быть соблюден (пункт 13.9, 13.12 ПДД).
Это два распространенных случая, при которых столкновение наиболее вероятно. Кроме них при повороте налево или развороте, особенно на перекрестках двухполосных дорог, еще нужно (во всяком случае, не помешает) удостовериться, что вас никто не обгоняет в этот момент.
Может возникнуть необходимость развернуться на т-образном перекрестке, на котором главная дорога меняет свое направление.
В таком случае, в процессе разворота, в зависимости от направления движения, приоритеты между участниками на разных дорогах меняются, но техника разворота остается без изменений.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».
В продолжение темы «как развернуться на Т образном перекрестке», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 13.08.2023
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Еще по теме из раздела: Вождение
Самые читаемые разделы сайта
8 комментариев
- Александр 17.06.2018 09:22 Здравствуйте, у меня такая ситуация. Разворот на т-образном перекрестке, при этом примыкает дорога слева. Пошел на разворот, и остановился пропустить автомобиль, подъехавший по примыкающей дороге, и поворачивающий направо. Должен ли я его пропускать, если да, то где необходимо остановиться, и ждать пока проедет? Или выехать и пропустить?
- Сергей Д. 17.06.2018 13:18 Здравствуйте Александр. Если перекресток равнозначный, тогда необходимо уступить дорогу участнику, выезжающему с примыкающей дороги (для вас он – помеха справа). Место для остановки, чтобы уступить дорогу, выбирается, скорее, интуитивно, в зависимости от обстановки на дороге в этот момент. Можно остановиться на дуге разворота, пропустить оппонента и завершить разворот. Если у вас есть встречный транспорт, то сначала нужно уступить встречным – останавливаетесь как для поворота налево, далее, на развороте – по ситуации. Если же ваша дорога главная, то приоритет у вас. Но часто тактика зависит от ширины дорог и размеров перекрестка. Для понимания общей ситуации см. статью Разворот на перекрестке по главной дороге. Когда на развороте вы выезжаете за пределы своей дороги, то иногда есть смысл пропустить выезжающего с примыкающей дороги вперед, и тогда не придется позже с ним спорить. В теории все бывает гладко, но на практике каждый случай индивидуален. Если видите, что вам уступают, используйте свое преимущество. Но если Правила требуют, чтобы уступил ваш автомобиль, то уступаете с таким расчетом, чтобы и приоритет был соблюден, и другим не создать помех.
- Алексей 04.02.2019 17:30 Доброго времени суток! Скажите мне пожалуйста, можно ли развернуться с выездом на другую улицу, расположенную параллельно с направлением движения в противоположном направлении, если дана команда экзаменатора выполнить разворот на дороге с односторонним движением? Заранее спасибо.
- Сергей Д. 05.02.2019 18:36 Здравствуйте Алексей. Чтобы ответить на ваш вопрос нужно видеть участок дороги, на котором все это происходит. Двигаясь по дороге с односторонним движением, вы не можете развернуться (запрещено), потому что поедете против движения. Но вы можете повернуть (развернуться в смысле переехать) на параллельную дорогу, по которой сможете двигаться обратно изначальному направлению. Нужно лишь найти место, в котором не запрещено повернуть (и таким образом развернуться). Это, в целом, будет выглядеть как разворот (либо два поворота налево).
- Вячеслав 24.02.2020 12:49Какого участника признают виновным в совершении дтп?
- Сергей Д. 24.02.2020 18:30 Здравствуйте Вячеслав. Виновным будет тот, кто «режет» угол поворота, потому что автомобиль, который разворачивается, является у него помехой справа (пункт 8.9). И еще для информации см. статью Помеха справа в ПДД.
- Аркадий 24.06.2022 02:25 По поводу вопроса Александра в 17.06.2018 09:22. В таком же случае, поворота с главной на главную, но при этом дорога узкая, и приходится правой частью автомобиля заезжать за пределы пересечения — на второстепенную дорогу. При этом автомобиль со второстепенной дороги сталкивается с автомобилем, совершающим разворот. Кто виноват в этом случае? Я предполагаю обоюдку.
- Сергей Д. 24.06.2022 08:59 Здравствуйте Аркадий. Площадь пересечения зависит от ширины дорог, образующих перекресток, а площадь перекрестка считается от начала закруглений, и «рабочая» площадь перекрестка всегда больше, чем площадь пересечения ПЧ. Бывает, что дуга разворота выходит за границы пересечения ПЧ (это не нарушение), но легко вписывается в границы перекрестка. Приоритет у автомобиля, который движется по главной дороге (пункт 13.9 ПДД). Если в этой ситуации машины сталкиваются, то официально пишут, что выезжающий с второстепенной дороги не выполнил требование уступить ТС, у которого было преимущество. Степень вины второго (который ехал по главной и разворачивался) будут смотреть по обстоятельствам: какие пункты ПДД он нарушил, повлияло ли его нарушение на ДТП, а также была ли у него возможность избежать столкновения. Другими словами, может быть «обоюдка», а может и не быть (50×50). «Технический» разбор вашей ситуации есть в статье Разворот на перекрестке по главной дороге.
Задайте вопрос или оставьте комментарий
Разделы сайта
Последние публикации
- Обзор изменений ПДД РФ с 1 сентября 2023 года
- Как не попасть в ДТП на сужении дороги
- Кто уступает при сужении проезжей части
- Кто кому уступает при сужении дороги
- Что такое сужение дороги
- Перестроение и обгон
- Присутствие на дороге пешеходов
- Движение по скользкому участку дороги
- Съезд на обочину и проезд по обочине
- Движение по обочине
Наиболее читаемые статьи
- Выполнение разворота. Часть 1
- Правила проезда регулируемых перекрестков
- Выполнение разворота. Часть 2
- Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила
- Проезд т-образных перекрестков
- Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
- Управление автомобилем. Часть 9. Парковка
- Управление автомобилем. Часть 3. Педали
- Правила проезда нерегулируемых перекрестков
- Что ожидает водителей и пешеходов в 2015-м году
Серии публикаций по темам
- Дорожные ситуации. Круговой перекресток
- Дорожные ситуации. Поворот направо
- Обгон
- Как избежать ДТП
- Дорожные предписывающие знаки
- Проезд на стрелку светофора
- Проезд перекрестка налево
- Дорожные ситуации. Движение в потоке машин
- Дорожные информационные знаки
- Дорожные запрещающие знаки
- Дорожные ситуации. Поворот налево
- Дорожные ситуации. Проезд на красный сигнал
- Дорожные ситуации. Выполнение разворота
- Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот
- Кто уступает при сужении дороги
Правила разворота на Т-образном перекрестке
Комментарии: 3 05.04.2021 Пересечения дорог всегда вызывают у неопытных автомобилистов массу вопросов. При проезде перекрестков можно столкнуться с различными трудностями. Особенно тяжело совершать разворот на нерегулируемом пересечении дорог. В таких ситуациях трудно не только понять очередность проезда, но и определить траекторию движения. Однако, если посмотреть на это через Правила дорожного движения, можно быстро разобраться в правильности действий. Т-образный перекресток. Первым делом нужно запомнить одно правило — разворот запрещен в тех местах, где установлен соответствующий знак. Во всех остальных случаях маневр допускается. Главное — успеть выполнить прием в одно действие, так как в зоне пересечения дорог запрещено передвигаться задним ходом. Следует действовать по алгоритму:
1) снизить скорость перед перекрестком;
2) оценить ситуацию на дороге;
3) мысленно начертить траекторию;
4) выполнить маневр.
Если справа есть примыкающая дорога, то можно немного заехать на нее и совершить круговое движение. Если же дорога примыкает с левой стороны, нужно прижаться максимально близко вправо и после совершить разворот.
Светофор. Перед перекрестком нужно занять крайнее левое положение. Как только будет включен разрешающий сигнал, нужно включить указатель поворота и выехать на середину пересечения. Если впереди тупик, то совершить разворот проще. Для этого нужно убедиться, что вы не создаете препятствий для автомобилистов на прилегающих дорогах. При развороте с прилегающей стороны нужно действовать максимально осторожно. Если автомобиль стоит перед перекрестком и у него включен левый поворотник, не все участники дорожного движения могут расценить действия правильно. Для многих такая ситуация укажет на то, что автомобиль собирается просто повернуть налево.
Нерегулируемый перекресток. Если Т-образный перекресток никем не регулируется, то разворачиваться на нем следует, опираясь на правило помехи справа. Водитель, которому нужно развернуться, должен пропустить все автомобили с правой стороны. При этом правило действует не только в начале, но и в конце разворота.
Выезд с главной дороги. Автомобиль может передвигаться по главной дороге, а разворачиваться на второстепенной. Приоритет при этом будет находиться на стороне того, кто на главной. Так как траектория движения идет по круговой линии, допускается выезд за пределы пересечения дорог. В таких обстоятельствах перед завершением разворота следует пропустить всех автомобилистов, которые передвигаются попутно по главной дороге. Кроме дорожных знаков нужно обращать внимание и на других участников движения. Например, согласно ПДД, трамвай нужно всегда пропускать. В некоторых ситуациях для совершения разворота нужно выезжать на примыкающую справа дорогу. Новички в таких обстоятельствах сначала включают правый, а затем левый поворотник. Подобные действия могут ввести в заблуждение других участников движения. При совершении разворота следует включать только левый поворотник. Итог. Разворот на перекрестке — один из самых опасных маневров. Новички не знают, какое положение на дороге следует занимать и как показывать другим участникам движения свои намерения.
Как правильно выполнить разворот на Т-образном перекрестке?
Изменение движения в обратном направлении считается одним из самых сложных маневров, выполнение которого многие начинающие водители осознанно стараются избегать, особенно если впереди нестандартное пересечение. На самом же деле все не так сложно, как может показаться изначально, и изучение базовых алгоритмов позволит научиться легко и быстро выполнять разворот на сложном Т-образном перекрестке и в любом другом разрешающем подобные действия месте.
Схема разворачивания авто на Т-образном перекрестке согласно ПДД
Возможно, кто-то удивится, но разворачиваться на пересечении трех дорог гораздо проще, чем на любом другом перекрестке, особенно, если на выбранном участке имеется четкая расстановка приоритетных направлений. В любом случае, для совершения такого маневра водителю подходит только два варианта – знак главной дороги на нерегулируемом перекрестке или разрешающий сигнал светофора на регулируемом.
Главные и второстепенные дороги
Для того чтобы развернуться на так называемой Т-образке, первое, что следует учесть, это расположение тупиковой зоны по отношению к движущемуся автомобилю.
Так, если она находится перед ним, то разворачиваться можно только в том случае, если хватит места для выполнения такого маневра в одно действие.
Объясняется такая рекомендация довольно просто, ведь в любой зоне пересечения дорог, вне зависимости от ее конфигурации, запрещается езда задним ходом, и если водитель не впишется в дугу, то ему придется сдавать назад, чтобы занять свою полосу после изменения направления движения, что считается прецедентом для создания аварийной ситуации.
Что касается приоритетов, то выезжать на такой перекресток для разворота можно только на зеленый свет светофора, удостоверившись в том, что транспортные средства на прилегающей полосе временно прекратили движение.
Поставленную перед разворачивающимся автомобилистом задачу облегчает тот факт, что ему не нужно будет пропускать кого-то со встречного направления ввиду отсутствия последнего. Немного сложнее будут обстоять дела в том случае, если придется разворачиваться на перекрестке равнозначных дорог, хотя и здесь действует одно просто правило, не позволяющее совершить роковую ошибку – помеха справа.
Так, выезжающий в центр для разворота водитель обязан пропустить всех, кто едет по примыкающей полосе справа, выполнить маневр, меняющий направление движения, пропустить новую помеху справа, появившуюся после разворота, и занять свою полосу.
Если же водитель движется по прямой и ему нужно развернуться в зоне прилегающей третьей дороги, то в этой ситуации следует придерживаться классической схемы проезда перекрестка с разворотом, пропуская всех, кто движется прямо и направо во встречном направлении, а также помеху справа с прилегающей полосы, если пересечение является равнозначным или у последнего имеется регламентируемый дорожным указателем приоритет.
Поворотные сигналы
К сожалению, далеко не все водители умеют правильно подавать сигналы для оповещения других участников дорожного движения о своих намерениях. Между тем, неправильно или несвоевременно включенный поворотник сбивает других с толку, часто провоцируя различные недоразумения, чреватые ДТП и хамством на дорогах.
А чтобы не становиться невольным провокатором, настоятельно рекомендуется запомнить одно простое правило, которое заключается в том, что для поворота налево и разворота необходимо включать только один поворотник – левый, не выключая его до самого конца маневра.
Однако даже опытные ездоки часто действуют с точностью до наоборот, мигая правым фонарем, чтобы показать свой захват правого радиуса или выезд на полосу встречного движения после разворачивания. На самом же деле левая фара должна включаться ими еще перед маневрированием, выключаясь только после окончательного изменения направления и занятия новой полосы.
Что касается других сигналов, то их включение допускается только при перестроении, запрещенном на перекрестке и разрешенном на новом участке пути после пересечения, если полосы движения не разделяет сплошная разметка.
Как правильно выполнить разворот
Помимо основных правил, необходимо знать и технологию выполнения разворота, которая также не представляет собой ничего сложного. И на этот раз речь идет не только о знаках приоритета и конфигурации перекрестка, но и об условном построении дуги для разворота, а также о четком соблюдении определенного порядка действий.
Со светофором
Итак, впереди регулируемый Т-образный перекресток, и первое, что нужно сделать, для того, чтобы развернуться на нем, это занять крайнее левое положение еще до стоп-линии.
После этого водитель обязан включить левый поворот и выехать на центр перекрестка, дождавшись основного зеленого сигнала на бессекционном светофоре или включения левой стрелки на оптическом приборе, оборудованном дополнительной секцией.
В последнем случае показания основной линзы не будет иметь значения, а это значит, что движение можно продолжать даже в том случае, если горит красный. Другое дело, что придется пропускать всех, кто едет прямо и направо по встречке, если приходится разворачиваться не перед тупиковой зоной.
В обратной ситуации пропускать будет некого, поэтому водитель сможет в кратчайшие сроки завершить начатый маневр, убедившись в том, что другие водители, стоящие на стоп-линии примыкающей дороги, его пропускают.
Если же получилось так, что выехавший на центральную часть перекрестка владелец ТС не успевает закончить начатый на разрешающий сигнал разворот, то ему будет предоставлена такая привилегия, главное, чтобы другие водители не препятствовали его движению.
С разделительной полосой
Если перекрестные дороги имеют одиночную или двойную сплошную линию, то это не значит, что водитель не сможет развернуться на этом участке пути, если, конечно, подобным действиям не будут противоречить знаки.
В то же время наличие такой разметки не должно оставаться без внимания, ведь в этом случае автомобиль может разворачиваться или выполнять поворот налево только по дальней дуге.
Большое значение имеет и текущая ситуация на перекрестке, на который ни в коем случае нельзя выезжать даже на разрешающее сигнальное значение светофора в случае образования затора, дабы не усугублять ситуацию.
Обычно на полноценном пересечении свободно помещаются два ряда автомобилей и если стать в третий ряд, то можно перегородить дорогу тем ТС, которые будут поворачивать налево или разворачиваться со встречного направления.
Помимо прочего, запрещается остановка и парковка машин на Т-образных перекрестных дорогах, если конечно примыкающая прямая не будет иметь разделительную линию посередине, не прерывающуюся даже в зоне пересечения.
Разворот на таких участках, как и поворот налево, также будет запрещен, что обязательно следует учитывать перед выполнением любых маневров. В таких ситуациях ориентироваться заранее участникам ДД помогают дублирующие разметку знаки, запрещающие любые маневры во встречном направлении.
Штрафы за нарушение правил разворота на перекрестке
Пренебрежение ПДД в вопросах разворота на нестандартном пересечении чревато не только серьезными рисками для жизни, здоровья и состояния самого транспорта, но и штрафными санкциями, четко прописанными законодательством.
Размеры этих взысканий будут напрямую зависеть от типа нарушения и если, к примеру, водитель займет левое положение для разворота, не включив соответствующий поворотник, то ему придется заплатить 500 рублей (ст. 12.16 КоАП).
Такую же сумму нужно выложить при езде задним ходом, тогда как за изменение направления движения в запрещенном месте придется заплатить от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.16 КоАП).
Неправильно выполненный маневр также чреват денежным взысканием в размере 1500 рублей за пересечение допустимых пределов и 5000 за выезд на полосу встречного движения, что бывает при развороте по малой дуге крупногабаритным транспортом (ст. 12.15 КоАП).
Распространенные вопросы
- Можно ли остановиться на Т-образном перекрестке? На пересечении трех дорог можно останавливаться только в том случае, если водительская полоса движения отделена от других одной или двумя сплошными линиями, предотвращающими выезд на нее участников ДД с любых других направлений. Во всех остальных случаях остановка и стоянка на Т-образке запрещена.
- По какой траектории можно сделать поворот? Выполнять разворот на пересечениях без разметки и разделительных сооружений можно по малому радиусу при условии небольших габаритов автомобиля и низкой плотности трафика. Наличие разметки, большие размеры ТС и интенсивное движение является поводом для разворота по большому радиусу, ведь тогда велика вероятность того, что водитель впишется в свою полосу без совершения дополнительных маневров, запрещенных ПДД.
- Могут ли лишить прав за неправильный разворот на перекрестке? Лишение водительского удостоверения становится возможным в том случае, если водитель не вписался в выбранную траекторию и случайно выехал на встречку. В таких ситуациях он рискует лишиться документа сроком от 4 месяцев до полугода. Если же нарушение будет совершено повторно, то сотрудники патрульной службы имеют право забрать его ВУ на целый год.
По сути самое сложное в таких маневрах, это не алгоритм их выполнения, а технология, ведь водитель должен четко оценивать ситуацию и собственные способности. Именно поэтому новичкам лучше выбирать широкие пересечения с обязательным приоритетом для собственного направления.
Уроки ПДД: разворот по правилам на Т-образном перекрестке
Спрашивает Максим:
Русановка, перекресток бул. Давыдова и ул. Энтузиастов.
Т-образный перекресток. Какая траектория разворота должна быть у водителя, совершающего разворот с бул. Давыдова (схема ниже), А или Б?
Отвечают эксперты автошколы:
Траектория разворота у водителя, совершающего разворот, должна соответствовать траектории «Б» согласно пункту ПДД 10.5 (при повороте налево, а разворот это совокупность двух левых поворотов, транспортное средство не должно оказаться на полосе встречного движения, поэтому на большинстве перекрестков необходимо двигаться, так, чтобы предполагаемый центр перекрестка оставался всегда слева от водителя, совершающего маневр поворота налево или разворота).
Резюмируем: Разворот следует проводить так, чтобы избежать движения по встречной полосе
Если вам непонятны знаки или разметка на украинских дорогах — присылайте нам свои вопросы с указанием города и адреса на pdd@autoportal.ua
Все ответы будут опубликованы на в рубрике «Уроки ПДД».