Какое масло нужно заливать в двигатель
Перейти к содержимому

Какое масло нужно заливать в двигатель

  • автор:

Какое моторное масло заливать в двигатель?

Но по мере того как автомобильные двигатели усложняются и становятся мощнее, растут требования экологических стандартов, проблема выбора становится серьезнее. Если старые карбюраторные моторы низкой форсировки могли работать практически на любом доступном сорте масла, то для современных двигателей ошибка при выборе может привести к серьезному снижению ресурса и даже отказам.

Линейка моторных масел ROLF для бензиновых и дизельных двигателей покрывает практически все потребности современного российского рынка. Остается только выбрать, какое моторное масло из предложенных лучше подходит конкретному автомобилю.

Выбор масла по вязкости

При работе двигателя внутреннего сгорания, вышедшего на нормальную для себя температуру, вязкость масла (как и прочих технических жидкостей) должна попадать в определенные границы. При этом гарантируется наличие достаточного его давления при холостых оборотах, эффективное разбрызгивание в картере на стенки цилиндров, прочность масляной пленки, работоспособность гидрокомпенсаторов, гидронатяжителей, систем изменения фаз газораспределения. Поэтому в первую очередь внимание при выборе должно обращаться на летний класс вязкости по SAE. Характеристики вязкости в этом стандарте указываются в виде символических классов, рост индекса которых соответствует увеличению вязкости. Например, если инструкция предписывает использовать масла классов SAE 10W-40, SAE 5W-40, то выбирать также можно и другие масла с индексом высокотемпературной вязкости 40, поскольку все они будут обеспечивать необходимую двигателю вязкость при рабочей температуре.

Более вязкие масла также можно использовать, но в строго определенных условиях:

  • При значительном износе мотора – более вязкое масло обеспечит необходимое давление на низких оборотах, создаст более прочную масляную пленку, в определенной мере снизит шумность.
  • При повышенных нагрузках – масло испытывает более высокие термические нагрузки при агрессивной езде, частой буксировке тяжелых прицепов, в жарком климате. По этой причине специализированные «спортивные» синтетические масла обычно имеют высокий индекс высокотемпературной вязкости (SAE 10W-50, 10W-60).

Наиболее строго требования к высокотемпературной вязкости должны выполняться для современных моторов, изначально рассчитанных на «энергосберегающее» моторное масло. В таких моторах конструкторы стремятся максимально снизить механические потери, для чего среди прочего снижается толщина и упругость поршневых колец (создающих основные потери на трение в ЦПГ). Но из-за этого такие кольца теряют и способность эффективно удалять лишнее масло со стенок цилиндров, применение более вязкого масла способно значительно увеличить расход на угар. Именно поэтому «энергосберегающие» масла, соответствующие стандарту ILSAC GF-5, имеют низкие индексы вязкости: SAE 0W-20, SAE 0W-30. Для таких автомобилей ROLF Lubricants GmbH выпускает отдельную линейку синтетических масел – ROLF JP.

Индекс низкотемпературной вязкости (с буквой W в обозначении) подбирается исходя из особенностей климата региона. Чем холоднее зимой, особенно если машина не имеет предпускового подогревателя и хранится на улице или в неотапливаемом гараже, тем ниже должен быть этот индекс – вплоть до SAE 0W.

Выбор масла по составу

Современные моторные масла ROLF выпускаются на основе всех типов базового масла (минеральные, синтетические, полусинтетические). Также используется и собственная технология компании: масла ROLF 3-Synthetic созданы как композиция из трех различных синтетических баз, что дает возможность при сохранении привлекательной цены обеспечить им высокий уровень качества, используя сильные стороны каждого базового масла.

При выборе масла тип основы влияет в первую очередь на цену, а не на эксплуатационные свойства: технологии ROLF Lubricants GmbH позволяют и от минеральных масел добиваться высоких эксплуатационных характеристик. Ограничивают выбор масла в первую очередь минимальные требования автопроизводителя к классам качества масла и специфические допуски, а не тип основы.

Выбор масла по классу качества

Моторные масла ROLF сертифицируются на соответствие двум системам стандартизации технических требований к свойствам, качеству и химическому состава масла: API и ACEA. Эти две системы классификации являются основными, принятыми как международные.

Стандарт API с самого момента своего создания разделяет автомобильные масла для бензиновых и дизельных автомобилей на две группы – S и С соответственно. Поскольку при разработке новых классов требования, изложенные в них, либо ужесточаются, либо вводятся новые, моторное масло может выбираться по принципу обратной совместимости. Например, если автопроизводитель рекомендовал масла API SL на момент производства, то масла API SM и SN так же точно подойдут по своим характеристикам.

Система ACEA, разработанная в Европе, изначально использовала тот же принцип, например класс A4 (бензиновые двигатели) перекрывал A3, а В2 (дизели) – В1. Но с введением норм токсичности «евро» и обязательного использования катализаторов была разработана новая группа классов ACEA С. Если в сервисной книжке автомобиля указан какой-либо из классов ACEA C в перечне требований, выбирать нужно только масла с тем же или следующим по порядку классом. Масла, не имеющие такого класса в описании, не подойдут, даже если имеют те же или превосходящие классы API S/C и ACEA A/B.

Выбор масла по допускам производителей

При разработке нового двигателя производитель может столкнуться с ситуацией, когда требования наиболее жестких из действующих классов API/ACEA все равно недостаточны либо не оговаривают часть специфических для мотора. В таком случае гарантировать возможность применения конкретного сорта моторного масла можно только в том случае, если оно соответствует специальному перечню условий – допуску производителя.

Например, если для автомобиля указана необходимость в допуске RN 0700/0710, то масло ROLF GT SAE 0W-40 для него подойдет (оно имеет такой допуск). ROLF Energy 10W-40 SL/CF – нет, даже если по классам качества API оба укладываются в указанные производителем требования.

Моторные масла ROLF

ROLF GT 5W-30 SN/CF

Премиальное синтетическое масло широко применяемого класса вязкости, пригодное для наиболее современных моторов с высокой степенью форсировки, турбокомпрессорами изменяемой геометрии, многокомпонентными катализаторами, рециркуляцией отработанных газов. Может применяться на новых автомобилях с соответствующими требованиями к классам качества и допускам, длительно обеспечивая чистоту и сберегая ресурс мотора.

ROLF Energy 10W-40 SL/CF

Всесезонная полусинтетика, изготовленная с применением качественных базовых масел и современного пакета присадок. Имеет высокий ресурс и отличные моющие свойства, хорошо очищает двигатель от старых отложений, сберегает ресурс резиновых и эластомерных уплотнений. Хорошо прокачивается при отрицательных температурах.

ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40

Уникальное моторное масло, разработанное ROLF Lubricants GmbH на основе трех базовых масел: гидрокрекинговой, полиальфаолефиновой синтетик и алкилированных нафталинов. За счет этого оно имеет отличную стабильность, длительный срок службы, обеспечивает надежную защиту самых тяжелонагруженных узлов двигателя. Масляная пленка длительно удерживается на поверхностях, обеспечивая отсутствие сухого трения даже после долгого простоя автомобиля. Хорошо подходит для кратковременных поездок по городу, моторов с системой «Старт-Стоп» в плотном городском трафике.

ROLF JP SAE 0W-20 ILSAC GF-5/API SN

Энергосберегающее маловязкое масло для двигателей, требующих применения масел класса ILSAC GF-5. Облегчает прокрутку коленчатого вала зимой, отличается низкой температурой застывания (не выше -43 °С).

ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF

Минеральное масло, рассчитанное на летнее применение в холодном климате или всесезонное – в умеренном, теплом и жарком. Отличается хорошими моющими свойствами и надежной защитой от износа, благодаря чему соответствует достаточно жестким требованиям класса API SL.

ROLF GT SAE 0W-40

Полиальфаолефиновая синтетика высокого класса, пригодная для круглогодичного использования в холодных регионах России. Облегчает холодный пуск, быстро подается масляным насосом во все пары трения двигателя. Имеет отличные моющие свойства, низкий расход на угар.

Какое масло заливать в двигатель в зависимости от топлива и пробега

Фото: Shutterstock

Моторное масло (лубрикант) — это химически сложная техническая жидкость, состоящая из базового масла определенного типа и присадок различного назначения. Моторное масло решает четыре основные задачи:

  1. Снижает износ движущихся деталей.
  2. Защищает ДВС от коррозии.
  3. Защищает ДВС от образования отложений, которые снижают отдачу двигателя и способствуют его ускоренному износу.
  4. Охлаждает ДВС.

Кроме того, правильно подобранное с учетом условий эксплуатации и пробега моторное масло облегчает пуск ДВС в мороз и уменьшает расход топлива.

В зависимости от особенностей конструкции ДВС производитель автомобиля подбирает наиболее оптимальный вид моторного масла, который указывается в руководстве по эксплуатации.

Базовые масла

По типу базового масла различают следующие моторные масла.

1. Минеральные

Это натуральные масла. Их получают из остаточных продуктов перегонки нефти. Поскольку состав последней нестабилен и технологии переработки на различных НПЗ имеют свои особенности, то для обеспечения требуемых характеристик вязкости моторного масла применяются загущающие присадки. Они достаточно быстро срабатываются под воздействием высоких температур, что заставляет менять минеральные моторные масла чаще, примерно каждые 5–6 тыс. км пробега. Кроме того, минеральные моторные масла заметно теряют текучесть при минусовых температурах, а это затрудняет пуск непрогретого двигателя в морозы и увеличивает износ компонентов ДВС. Наконец, при термическом разложении минеральные моторные масла достаточно активно образуют различные отложения. Козырь минеральных моторных масел — их низкая цена.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

2. Синтетические

Как следует из названия, такие моторные масла являются продуктом синтеза углеводородов, т. е. химическими соединениями, искусственно созданными для решения определенных задач. Синтетические моторные масла, в отличие от минеральных, обладают гораздо большей стабильностью, что позволяет удлинять межсервисные интервалы. Кроме того, «синтетика» при прочих равных меньше густеет в морозы. Сложность технологии изготовления обуславливает достаточно высокую стоимость синтетических моторных масел.

3. Полусинтетические

Комбинированный вариант. В таких смешанных моторных маслах содержание синтетической составляющей не более 30%, а остальное приходится на «минералку». Соответственно, свойства «полусинтетики» и ее цена также находятся на некоем промежуточном уровне.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Основные виды присадок к базовым маслам

Более тонкую настройку свойств моторных масел выполняют с помощью пакета присадок. Вот основные из них.

1. Антиокислительные

Замедляют старение моторного масла под действием высоких температур.

2. Антикоррозийные

Препятствуют образованию ржавчины внутри двигателя.

3. Противопенные

Ограничивают вспенивание моторного масла, в частности при попадании в него влаги. Тем самым такие присадки улучшают смазываемость деталей ДВС.

4. Понижающие температуру застывания

Облегчают пуск непрогретого ДВС в мороз.

5. Противозадирные

Увеличивают стойкость масляной пленки на поверхностях деталей ДВС при высоких механических и температурных нагрузках.

6. Моющие

Предотвращают образование отложений на горячих деталях ДВС.

Стандарты качества моторного масла

Система стандартов моторного масла начала складываться после Первой мировой войны. Периодически спецификации меняются в соответствии с акцентами на те или иные характеристики автомобилей. Так, в 90-е годы прошлого века упор делался на увеличение межсервисных интервалов, затем на совместимость масел с существенно усложнившимися системами очистки выхлопа, а теперь на экономичность и способность масел снижать риск возникновения разрушительного эффекта LSPI, преждевременного воспламенения рабочей смеси на такте сжатия в новомодных прямовпрысковых бензиновых турбомоторах малого рабочего объема. В связи с этим не все масла различных спецификаций являются взаимозаменяемыми.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

В настоящее время используются три стандарта моторного масла для легковых, легких коммерческих автомобилей и микроавтобусов.

1. API

Стандарт Американского института нефти. Обозначения спецификаций моторных масел для моделей с бензиновыми ДВС начинаются с буквы S, с дизелями — с С. Идущие по порядку латинского алфавита вторые буквы указывают на новизну стандарта. Сегодня действуют стандарты от SJ до SP и от CF до CJ-4. Классификация API не используется европейскими производителями. На канистрах с европейскими маслами могут указываться классы по API, но без сопровождения знака действующей омологации.

2. АСЕА

Стандарт от Ассоциации европейских производителей автомобилей более жесткий по сравнению с классификацией API. Обозначения спецификаций моторных масел для моделей с бензиновыми ДВС начинаются с буквы А, с дизелями — с В, с максимально экологичными моторами — с С. Сегодня действуют стандарты от А3/В3 до А5/В5 и С1-С5.

3. ILSAC

Стандарт от Американской и Японской ассоциаций производителей автомобилей в целом соответствует классификации API, но более жесткий в отношении ряда параметров. Применяется к маслам для моделей американских, корейских и японских марок. Сегодня действуют стандарты от GF-3M до GF-6M для бензиновых и дизельных ДВС.

Классификация моторных масел по вязкости

Классификация моторных масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), позволяет судить о диапазоне температур воздуха за бортом, при которой масло сохраняет требуемую текучесть и защитные свойства.

1. Зимние масла

В маркировке используются числа в сочетании с литерой W (winter — «зима», англ.), например 10W. При вычитании 35 из присутствующего на канистре числа получаем минимальную температуру, при которой возможен пуск ДВС.

2. Всесезонные масла

В маркировке используется сочетание число-литера W-число, например 5W-30. Первое число несет ту же информацию, что и в случае с зимним маслом. Второе число указывает на максимальную температуру забортного воздуха, при которой масло сохраняет свои свойства. Чем больше это число, тем выше вязкость масла и температура. 20 соответствует нижнему пределу в +15 ºС, 30 — до +30 ºС, 40 — до +40 ºС (0W-40; 5W-40; 10W-40) или до +45 ºС (15W-40; 20W-40; 25W-40), 50 и 60 — до +50 ºС и свыше +50 ºС соответственно.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

3. Летние масла

В маркировке используется только число, указывающее на максимальную температуру забортного воздуха, при которой масло сохраняет свои свойства.

Какое масло лучше для бензиновых двигателей

Ориентироваться следует на рекомендации компании, выпустившей автомобиль. Соответствующая информация имеется в сервисной книжке, или ее можно узнать у дилера. Крупные автопроизводители нередко разрабатывают собственную систему допусков для моторных масел, например MB 228.51, RENAULT RLD-3, VOLVO VDS-4.5. В таких допусках требования к моторным маслам для ДВС той или иной модели определены более точно, чем в общих международных стандартах. Информация о последних в обязательном порядке присутствует на канистрах с моторным маслом, и именно она является определяющей, если автопроизводитель не указывает «фирменные» допуски.

Если разрешено использование лубрикантов с разными типами базовых масел, то в регионах с теплым климатом для экономии бюджета можно использовать продукты на минеральной основе. В остальных случаях — полусинтетические и синтетические масла. Для мощных современных ДВС, испытывающих существенные тепловые нагрузки, предпочтительнее «синтетика» на основе полиальфаолефинов (ПАО-масла) с низкой испаряемостью и высокой стабильностью в экстремальных условиях эксплуатации. Правда, и цена у ПАО-масел соответствующая…

Какое масло лучше для дизельных двигателей

Моторные масла для дизельных двигателей имеют свою специфику, что связано с особенностями процесса сгорания тяжелого топлива в ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия. Такие масла должны обладать:

  • повышенным щелочным числом, чтобы замедлить старение лубриканта, активно набирающего кислотные соединения;
  • высокой эффективностью моющих присадок, от которых требуется способность связывать частицы сажи и очищать двигатель от нагара;
  • отличными противоизносными свойствами, поскольку для дизелей характерны высокие нагрузки на элементы цилиндропоршневой группы уже на низких оборотах, когда давление масла в смазочных каналах еще не вполне оптимально;
  • устойчивостью к возникающим локально высоким температурам, характерным для мощных дизелей.

Кроме того, масло для современных дизелей должно быть совместимо с многокомпонентными катализаторами и сажевыми фильтрами (DPF). Информация об этом также указывается на канистре с маслом, например Elf Evolution Full-Tech FE.

Сами же принципы подбора моторного масла для ДВС на тяжелом топливе те же, что и в случае с бензиновыми моторами.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Какое масло заливать в двигатель летом

В регионах с жарким или резко континентальным климатом летом можно использовать моторные масла с индексом высокотемпературной вязкости от 40 до 60. Это тем более оправдано для ДВС с солидным пробегом, у которых вследствие износа начался масложор. Умерить его позволяет более вязкое масло с меньшим расходом на угар.

Какое масло заливать в двигатель зимой

Так же — в зависимости от климата региона, в котором эксплуатируется автомобиль, — следует подбирать моторные масла на зиму. При устойчивых сильных морозах выбор сводится к «синтетике» и «полусинтетике» (для моторов с пробегом более 70 000 км). В любом случае минимальным на настоящий момент является «нулевой» индекс низкотемпературной вязкости. Зимние и всесезонные масла с маркировкой 0W или 0W-X сохраняют достаточную текучесть, чтобы при температуре до -35 ºС оставалась возможность запустить непрогретый двигатель. В регионах с холодными зимами при выборе между всесезонными маслами стоит отдавать предпочтение тем, у которых вторая цифра в маркировке, указывающая высокотемпературную вязкость, ниже. В таких условиях масло 0W-30 оптимальнее 0W-40, поскольку, как показывают замеры и практика, у первого запас по текучести больше. Впрочем, в приоритете должны оставаться рекомендации автопроизводителя.

Какое масло лучше заливать в двигатель с большим пробегом

Сегодня большим пробегом для ДВС считается в среднем 100 000–150 000 км, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае должны учитываться условия эксплуатации автомобиля. Естественный износ двигателя предполагает и смену «масляной диеты». В любом случае следует:

  1. Оставаться в рамках рекомендаций автопроизводителя.
  2. В случае если указанное в руководстве по эксплуатации масло больше не производится, подбирать лубрикант с совместимыми стандартами качества и требуемой вязкости.
  3. Не использовать масла с пониженным показателем HTHS (высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига), который определяет способность масла, достигшего рабочей температуры 150 ºС, проходить через маленькие зазоры между быстро движущимися деталями ДВС. Такие топливосберегающие масла в изношенных двигателях не создают защитную пленку достаточной толщины, а кроме того, возрастает риск утечки масла через различные уплотнители.
  4. Перейти на масло с несколько большей высокотемпературной вязкостью, например с 5W-30 на 5W-40, если, конечно, это разрешено компанией-производителем. Летом предпочтительнее 5W-40, а зимой, чтобы избежать проблем с холодным пуском, — менее вязкое 5W-30.

Комментарий эксперта

Как следует подбирать моторные масла в условиях, когда многие именитые зарубежные производители лубрикантов покинули российский рынок? Рекомендации дает наш эксперт, в силу занимаемой должности в крупной немецкой компании пожелавший сохранить инкогнито.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

«В действительности недостатка в предложении не наблюдается. Сегодня российские автовладельцы могут выбирать более чем из 500 наименований моторного масла. Правда, значительную часть их составляет продукция мало- или совсем неизвестных компаний. Ее использование в современных высокотехнологичных двигателях — немалый риск. Не все однозначно и с качеством привычных масел, поставляемых по параллельному импорту. К тому же цена таких лубрикантов с фирменными лейблами кусается», — отметил он.

Конечно, как признает эксперт, есть масла российских производителей, но им зачастую пришлось перейти на использование присадок от альтернативных поставщиков, прежде всего китайских. Но, по его мнению, пока недостаточно статистических данных, чтобы судить, насколько успешно прошла такая замена.

«Наиболее рациональным решением видится выбор импортных моторных масел, которые поставляются в Россию официально и при этом обладают гарантированно высоким качеством», — считает эксперт.

К числу таких продуктов относятся масла линейки The Beast для бензиновых и дизельных ДВС от SHL Co. Ltd., ведущего поставщика смазочных материалов для корейской промышленности, и в частности для концерна Hyundai Motor и компании Renault Korea Motors, выпускающей модели под маркой Samsung. Еще один заслуживающий внимания вариант — моторные масла от Opet Petrolcülük A.Ş, крупнейшего нефтепереработчика Турции. Продукция этих производителей соответствует всем современным нормативам и, что немаловажно для России, «морозоустойчива», а ее цена вполне демократична.

Пламенный мотор: Какое масло лучше заливать в двигатель

Какое масло для двигателя выбрать? Какое масло нужно заливать, а какое — нет? Когда менять масло и нужно ли это делать вообще? На все эти вопросы уже есть ответы.

Пламенный мотор: Какое масло лучше заливать в двигатель

Какое масло нужно купить — 5w30 или 5w40?

В начале нулевых появился миф — чем старше автомобиль, тем более густым и вязким должно быть моторное масло. По достижении серьёзного пробега авто выходило из строя, а смекалистые владельцы заливали более густое масло. После этого проблема на какое-то время исчезала. На практике всё иначе — в старых автомобилях масляные насосы и фильтры изнашивались значительно быстрее, чем в современных. Замена отработанного масла на свежее помогала лишь частично, и проблема появлялась снова. В современные автомобили вне зависимости от пробега нужно заливать только то масло, которое рекомендовано заводом. Попытка залить другое моторное масло может обернуться поломкой двигателя.

Когда нужно заливать летнее моторное масло, а когда — зимнее?

Моторное масло делят на несколько степеней вязкости. Каждый автопроизводитель проводит исследования и выясняет, какое масло нужно заливать, чтобы машина работала стабильнее. В ряде случаев для некоторых автомобилей на заводе рекомендуют заливать более густое масло. Например, в большой дизельный внедорожник, который эксплуатируется там, где очень холодно. Существует поверье, что менее вязкое масло облегчает пуск и защищает от износа, но на самом деле это не так. Масло может быть разным по химическому составу, поэтому вязкость на защиту двигателя влияет в самую последнюю очередь. Но рекомендации переходить на менее вязкое моторное масло давно устарели — современные средства работают в широком диапазоне температур, поэтому менять масло на менее вязкое каждую зиму нет никакого смысла. Обратное правило тоже работает — более густое и вязкое моторное масло не гарантирует никакой защиты для двигателя, если нарушает допуски производителя.

Замена масла в двигателе

После покупки многие водители меняют масло только по регламенту завода — раз в 10–15 тысяч километров. На деле частота замены масла напрямую зависит от того, как эксплуатируется автомобиль. Если служебная машина постоянно стоит с заведённым двигателем, то менять масло в ДВС нужно чаще, чем обычно, — примерно через каждые 3–5 тысяч километров. Если этого не делать, то ресурс ДВС выработается за пару лет и придётся пройти через дорогостоящий ремонт двигателя. Если автомобиль ездит в режиме «работа — дом» и не подвергается серьёзным нагрузкам, то нужно менять масло у дилера по регламенту.

Сколько масла нужно заливать в двигатель?

Существует мнение, что заливать масло нужно всегда «под горлышко». Руководители сервисных центров и мастера рекомендуют этого не делать. Нормальный уровень масла видно на щупе — он должен быть не ниже минимального и не выше максимального. Перелить масло и недолить — примерно одинаковые по степени опасности действия, поэтому за уровнем средства нужно строго следить. Некоторые производители допускают, что расход масла на их автомобилях может быть в пределах 500 граммов. В первую очередь это может касаться турбированных машин вне зависимости от объёма двигателя. И уровень масла нужно проверять несколько раз в месяц, не дожидаясь сигналов системы.

Как правильно заливать масло в двигатель?

Среди автовладельцев популярен миф, что нужно заливать любое масло, главное — соблюдать допуски. Лучше всего к работе двигателя адаптировано то масло, которое заливается туда на заводе. Часто производитель наклеивает на крышку двигателя специальную табличку, на которой указано, какое средство заливается. Покупка моторного масла даже с аналогичными свойствами — всегда лотерея. Оно может оказаться как лучше, так и хуже заводского. Чем дороже машина, тем больше денег будет стоить эксперимент по проверке этой гипотезы. Вместе с моторным маслом нужно покупать качественный фильтрующий элемент. Здесь тоже лучше не экономить. Оригинальный масляный фильтр может оказаться на 20–30% дороже его аналогов, но именно он обеспечит стабильную работу двигателя и очистку масла при работе.

Когда нужно доливать масло в двигатель?

Другой популярный миф связан с тем, что моторное масло в двигателе вообще можно не менять. Достаточно доливать его по чуть-чуть, и двигатель всегда будет работать на чистом масле. Разбавлять отработанное моторное масло не рекомендуют даже в тех случаях, когда автомобиль куплен «за три копейки». 500 граммов свежего средства почти никак не влияют на очистку. Фракции нового моторного масла смешиваются с «отработкой», и в результате можно «приехать» на ремонт двигателя.

Нужно ли промывать двигатель перед заменой масла?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Промывка для двигателя — это и благо, и вред одновременно. Промывать двигатель точно нужно, если требуется смена состава масла (например, переход с минерального масла на синтетическое), за двигателем не следили, а весь нагар, накопленный предыдущим владельцем, нужно отмыть. Смешивать средства более низкого и более высокого класса категорически запрещено — это может привести к поломке двигателя и его ремонту. Так называемая быстрая промывка (или пятиминутка) часто не помогает убрать отложения в двигателе. Для того чтобы гарантированно очистить двигатель, нужно заливать хорошую жидкость для промывки ДВС. И процедуру желательно повторить через месяц-два после первой.

Автор Сергей Андреев. Источник: life.ru, 28.08.2021г.

Можно ли смешивать масло разных производителей?

Любое масло состоит из основы — базового масла и присадок, которые придают ему эксплуатационные свойства. Состав присадок, представленный различными химическими веществами, может быть разный не только у различных производителей, но и в линейках продукции одной компании. При смешении масел с разным составом присадок могут возникнуть проблемы, связанные с выпадением в осадок части присадок или снижением эффективности их действия.

Если все-таки есть необходимость смешения масел, а это происходит, как правило, при переходе с одного производителя масла на другого или экстренная ситуация, когда в дороге нужно срочно долить масло в двигатель, то обязательно помните:

— Допускается возможность долива масла не более 10-15% от объема картера;
— При доливе масла необходимо ориентироваться на класс вязкости и уровень его эксплуатационных свойств по API и/или ACEA, и/или спецификации автопроизводителя. Вся эта информация всегда указывается на этикетке канистры;
— Не рекомендуется смешение масел разных типов (минеральное и синтетическое).

Источник: ВКсообщество rosneft.magnum, 21.12.2021г.

Как выбрать моторное масло

как выбрать масло для мотора

От правильно выбранной смазки для двигателя и ее своевременной смены зависит комфорт поездок и срок эксплуатации мотора. Какое моторное масло купить? Любой автолюбитель желает сэкономить на обслуживании авто, но чем это чревато? Стоит покупать самые дорогие продукты либо только рекомендуемые автопроизводителем?

Если водитель знает разницу между типами моторного масла, то выбрать надежный продукт по привлекательной стоимости — не проблема. Тем, кто мало знаком с темой, поможем разобраться. В данном материале мы разберемся в типах и классификациях, проанализируем свойства смазок, чтобы вам было проще подобрать моторное масло для автомобиля.

Первое важное правило: моторное масло действительно стоит подбирать по марке автомобиля, требованиям изготовителя машины. Кроме того, нельзя забывать о соответствии продукции стандартам. Нужно учитывать и условия использования транспортного средства, температурный режим работы мотора, соотношение стоимости и надежности торговой марки смазки для авто. Глубоко разбираться в многочисленных свойствах продукта в большинстве ситуаций не нужно, чтобы поменять масло в двигателе. Но знать базовые вещи — полезно.

Для чего нужно масло в двигателе

Масло в автомобильном двигателе выполняет несколько функций одновременно. Основные задачи :

  • создание масляной оболочки на близко расположенных движущихся деталях — это исключает трение поверхностей элементов друг о друга;
  • эффективный теплоотвод — большинство узлов и компонентов мотора при работе сильно нагревается, а смазка забирает тепло;
  • смазывание всех имеющихся в двигателе трущихся поверхностей, что предотвращает их преждевременный износ;
  • независимо от того, какое моторное масло используется, оно хорошо защищает детали двигателя от процесса коррозии.

Кроме того, при помощи моторного масла из омываемых им зон удаляются неизбежные результаты механического износа деталей — окалина, стружка, сажа. Дополнительно происходит химическая нейтрализация образующихся агрессивных соединений.

Подбор моторного масла производят по автомобилю, при этом жесткость требований к смазочному материалу определяется характеристиками и особенностями двигателя.

Как часто менять масло

Изготовители, как правило, в рекламе озвучивают максимальные интервалы, которые допустимы при езде в благоприятных условиях без нагрузок. В реальности из-за неблагоприятных условий, качества ГСМ и агрессивной езды отработку меняют значительно чаще, даже если сохраняется достаточный объем масла в двигателе.

Для определения необходимости замены масла используют разные способы.

  • Чтобы узнать, не пора ли заменить автосмазку, учитывают показатели с определенных датчиков. Компьютер выполняет вычисления и выводит на дисплей уведомление о том, через какое время нужно менять отработку. Такой способ характерен для автомобилей премиум-сегмента. Однако из-за возможного появления конденсата в масляной субстанции значения не всегда оказываются точными.
  • Как еще проверить уровень масла в двигателе и определить, пора ли его менять? Народный метод: щупом взять масло с горячего мотора и нанести несколько капель на фильтр-бумагу. После этого оценить пятно по отношению области развития и главного ядра. Если ядра нет — отработку нужно менять, причем срочно.
  • Лабораторные тесты — наиболее точный способ определить необходимость замены отработки.

Практикуются и другие подходы решения вопроса. Например, независимо от того, сколько литров масла осталось в двигателе, смазки меняют каждые что примерно равно 15 тыс. км пробега. А это как раз и есть рекомендуемый стандартом интервал для обычных атмосферных двигателей при нормальном режиме эксплуатации. При агрессивной езде, а также в турбированных моделях смазку меняют чаще — через каждые тыс.км.

Каким бывает моторное масло: виды

Тип моторного масла определяется главным компонентом состава. Бывают следующие виды смазок.

Минеральные

В маркировке этого смазочного материала присутствует слово Mineral. Изготавливается он из нефти путем прямой перегонки и отличается невысокой стоимостью. Считается лучшим вариантом для старых, изношенных моторов, поскольку обволакивает поверхности его деталей относительно толстым слоем.

Массовое и недорогое производство моторного масла этого типа — его главное достоинство. Но есть и недостатки:

  • зависимость вязкости от температуры воздуха: на холоде она высокая, при сильном нагреве — избыточно низкая;
  • неспособность выполнять дополнительные функции, кроме непосредственно смазывания деталей;
  • для надежной работы необходимы добавки (присадки);
  • быстрая потеря рабочих характеристик;
  • при использовании присадок образуются трудноудаляемые отложения, резко снижающие эффективность работы двигателя.

Синтетические

Такие моторные масла фирмы маркируют как Synthetic, реже — как Fully Synthetic. Получают их тоже из нефти, но в результате более сложного технологического процесса. В отличие от минеральных типов, одинаково ведут себя при разных температурах воздуха и долго не теряют свойств даже при перегреве.

Синтетические материалы не способствуют образованию нагара в поршневых группах и ответственных узлах — при использовании таких смазок внутренние поверхности двигателя всегда чистые.

Но при всех своих достоинствах масло-синтетик имеет один весомый недостаток — высокую стоимость.

Полусинтетические

Смазки такого типа обозначаются как Semi-Synthetic, и такое моторное масло подходит большинству двигателей. Эти составы представляют собой смесь минеральной и синтетической основ, при этом на долю минеральной составляющей обычно приходится минимум 70% объема. При таких пропорциях эффективность работы присадок заметно повышается, а стоимость продукта остается доступной. Вот почему полусинтетика довольно популярна среди автовладельцев.

Присадки в составе

Эксплуатационные свойства автосмазок сильно зависят от входящих в состав присадок, но существующая на сегодня спецификация моторных масел позволяет подобрать состав под любые запросы. Используемые добавки придают субстанции моющие, стабилизирующие, антиокислительные и антипенные свойства.

Совершенствование технологий получения основ масел и улучшение эффективности работы присадок позволяет использовать для бензиновых и дизельных автомобильных двигателей универсальные марки смазки.

Допуск моторного масла

Допуски (стандарты) моторных масел представляют собой совокупность характеристик и параметров смазочного материала, наиболее подходящего к конкретному двигателю автомобиля по мнению производителя. Информация о допуске моторного масла размещается в сервисной книжке автомобиля.

Существуют общемировые классификации, на базе которых происходит маркировка моторных масел: ACEA, API, ILSAC, SAE.

Классификация производится в зависимости от следующих характеристик:

  • тип двигателя,
  • вязкость,
  • температура.

Помимо существующих мировых норм крупные автопроизводители разрабатывают собственные требования и допуски к маслам. Крупный производитель заинтересован в разработке и применении новых технологий, улучшении качества выпускаемой продукции, расширении ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Например, допуски моторного масла VW имеют стандарты качества, разработанные под конкретные типы двигателей автомобилей концерна Volkswagen (VAG).

Дополнительные требования к смазочным материалам для двигателей выпускаемых авто предъявляют Mercedes-Benz (допуски с маркировкой МВ), BMW, Ford (WSS), Peugeot-Citroen (PSA), Opel (GM), Renault (RN), Lada.

Все стандарты (общемировые и фирменные) тесно связаны между собой. В некоторых случаях допуски могут иметь схожие характеристики и быть взаимозаменяемыми. Новые допуски замещают предшествующие и могут применяться в более ранних двигателях. Однако для продления срока службы двигателя следует придерживаться рекомендаций производителя, который проводит тестирование моторных масел при выпуске нового двигателя.

Если автоконцерн не имеет собственных допусков, то при выборе масла стоит ориентироваться на руководство по эксплуатации транспортного средства. Можно воспользоваться онлайн-сервисами, упрощающими подбор моторного масла — достаточно ввести марку автомобиля.

Таблица международных классификаторов моторных масел:

Сравнить моторные масла можно по назначению, составу, вязкости, температурному режиму эксплуатации и другими характеристикам. В составе масла присутствуют специальные улучшающие добавки (присадки).

Лучшие моторные масла для двигателя выпускаются под следующими брендами: Mobil, Shell, General Motors, Total Quartz, Nissan Motor Oil, Ford Formula F.

Классификация API

Стандарт API (American Petroleum Institute) классифицирует моторные масла по качественным характеристикам, отражающим определенный набор свойств. Классификатор API затрагивает объекты нефтяной и газовой промышленности.

Моторные масла подразделяются на следующие категории:

  • бензиновые (S);
  • дизельные (C);
  • масла для двухтактных двигателей мототехники, моторных лодок и т.д. (T);
  • трансмиссионные.

Классификация моторных масел по системе API базируется на двух символьных буквах. Первая отражает тип двигателя, вторая — новизну модели.

Маркировка с указанием двух типов двигателя S/C означает универсальность использования. Вторая буква в маркировке (например, API SM) отражает условия использования масла: новизну и характеристики мотора. Чем дальше по алфавиту буква второго ряда, тем более высокие требования предъявляются к характеристикам смазочных материалов.

Классификация ILSAC

Производители лучших моторных масел придерживаются общемировых стандартов ILSAC, которые отличаются высокими требованиями к качеству.

Категории масел в двигатель по системе ILSAC приведены в таблице:

Устарел, но используется. Соответствует API SL

Действует с 2001 г. Аналогичен стандарту API SM

Действует с 2010 г. По требованиям схож с классификатором API SN

Самый современный класс (введен в 2020 г.), отражающий повышенные требования к качественным характеристикам масла

Классификация ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей приняла в 1991 г. новую классификацию автосмазок, заменив существовавшую ранее систему допусков CCMC. Основной целью разработки нового классификатора стала структуризация масел по их основным потребительским характеристикам. Были определены отличительные признаки смазочных материалов в зависимости от их технических свойств. Производители моторных масел в Европе ориентируются на данный стандарт.

По ACEA смазочные материалы подразделяются на категории:

  • A/B для автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем;
  • C для высокопроизводительных моторов, соответствующих требованиям по экологии Euro-4;
  • E — категория для смешанного применения в тяжелом транспорте (тракторы, строительная и грузовая спецтехника). Масла этого класса эффективно защищают двигатель от износа, могут применяться в тяжелых условиях эксплуатации, соответствуют экологическим требованиям от Euro-1 до Euro-5.

Какое моторное масло лучше

Учитывайте классификацию и выбирайте ту авто смазку, которая идеально подходит под двигатель вашего авто с учетом условий эксплуатации.

Для моторов современных моделей автомобилей лучше подходит синтетическое масло. Но оно имеет высокую стоимость и сильный (агрессивный) химический состав.

В зависимости от уровня изношенности двигателя и пробега автомобиля производится выбор между полусинтетическим и минеральным маслом.

Специальные добавки (присадки), которые входят в состав смазочных материалов, влияют на характеристики: различия отражаются на уровне вязкости, плотности, температурных особенностях.

Проанализировав условия эксплуатации автотранспортного средства, можно выбрать наиболее подходящий вариант.

Вязкость моторного масла: классификация SAE

Для того чтобы определить, какое масло лучше всего заливать в двигатель, необходимо разобраться в таком параметре масла, как вязкость. Вязкость — характеристика, которая описывает способность автосмазки образовывать на поверхности тех или иных деталей слой, предотвращающий трение.

Моторные масла бывают разной вязкости и выбирать его стоит исходя из погодных условий эксплуатации и особенностей автомобиля. При замерзании масло становится более густым, излишняя вязкость препятствует нормальной работе двигателя и затрудняет движение деталей. При слишком низкой вязкости защитный слой истончается, что приводит к трению деталей.

Существует маркировка моторного масла по вязкостным свойствам от SAE — сообщества автомобильных инженеров:

Для того чтобы разобраться в классификации, необходимо понимать обозначения моторного масла:

При выборе моторного масла следует руководствоваться рекомендациями производителя авто. Если производитель рекомендует использование масел, предусматривающих степень вязкости при разогреве до 100 °С приблизительно равной 30, то и масло стоит выбирать соответствующее.

Очень важно понимать, что со временем детали двигателя изнашиваются, поэтому для авто с большим пробегом стоит подбирать масло с показателями вязкости более высокими по сравнению с рекомендованными. Это связано с тем, что недостаток защитного слоя масла может привести к большему трению изношенных деталей и, соответственно, к повреждениям.

Отличие «минералки» от «синтетики»

Выделяют 5 разновидностей моторных масел по характеристикам и составу.

Жидкости первых 3 классов изготавливают из нефти, поэтому их называют минеральными. Отличия масел разных групп заключаются в методах и степени очистки сырья:

  • I — получают путем выборочной очистки и депарафинизации;
  • II — получают, используя гидроочистку;
  • III — получают с помощью гидроизомеризации, гидрокрекинга, гидроизодепарафинизации с катализатором.

В процессе изготовления автосмазок IV, V классов в ход идут технологии органического синтеза, из-за этого жидкости назвали синтетическими:

  • IV — в основе лежит полиальфаолефины;
  • V — содержит химические соединения, которые не вошли в состав 4 предыдущих классов.

Так что же лучше: минеральные или синтетические смазки? Свойства моторных масел сильно разнятся. Основные достоинства неорганических веществ:

  • несложная процедура получения;
  • доступная цена;
  • распространенность.

Преимущества органики — способность корректно работать в уникальном температурном режиме.

Чистая синтетика встречается и используется реже, ее стоимость в раза выше минерального аналога. «Неорганика» постепенно теряет популярность: производители не рекомендуют использовать ее в современных ДВС.

Самый распространенный вариант — нефтепродукты II и III типов с некоторым процентом синтетики.

Какие же масла лучше залить в двигатель авто? Для современных моделей сгодятся масла II и III классов с содержанием присадок. Чистую «синтетику» оставим спортивным авто, а «минералку» — олдтаймерам.

Первое масло, сервисная заливка и постгарантия

Первое масло — очень важное для дальнейшей корректной работы двигателя в целом. Смазка, залитая при изготовлении, соответствует завышенным требованиям. При испытаниях двигателя на заводе она не только препятствует износу деталей, но и позволяет получить максимально четкие показатели при проведении всех необходимых испытаний.

Рекомендованное производителем моторное масло служит двигателю отличным средством для долгой и качественной работы. Поэтому важно придерживаться рекомендаций при сервисной заливке. Многие водители склонны искать более дешевые аналоги автосмазок, чтобы сэкономить на обслуживании. Такой подход может повлечь потерю права гарантийного обслуживания. Но, как показывает практика, подбор качественного масла от менее известного бренда иногда помогает не только сэкономить, но и обеспечить нормальную стабильную работу двигателя долгое время.

Чтобы определиться, какое масло лучше заливать в дизельный двигатель или бензиновый мотор, руководствуйтесь рекомендациями производителя. Обращайте внимание на характеристики смазочного материала. Не стоит заливать в дизельный двигатель любое попавшееся масло, даже если оно хорошо себя показало в работе с бензиновым агрегатом.

Какое масло купить: популярные производители

В вопросе о том, какие моторные масла стоит выбирать, интернет-списки топовых производителей с советами по использованию могут быть очень полезны. Однако стоит понимать, что, покупая масло определенной фирмы, не всегда удается приобрести именно оригинал. Вот почему рекомендуется выбирать продукцию производителей, которые проводят активную политику в сфере защиты от подделок. Способов вычисления подделок много, к ним относятся: приложения на смартфоне, сайты с проверкой одноразового кода на канистре, СМС-сообщения или ультрафиолетовые маячки. Заказывая продукцию в интернете, следует почитать отзывы о моторном масле.

В рейтингах моторных масел часто присутствует продукция следующих производителей:

  • Shell;
  • Total;
  • Elf;
  • Petronas;
  • Comma;
  • Eni;
  • Mobil;
  • Лукойл;
  • Eurorepar;
  • Rheinol;
  • Kroon Oil.

Топ моторных масел — это, как правило, проверенные бренды среднего и высокого ценового сегмента. Но куда важнее выбрать не бренд, а идеально подходящую по характеристикам смазку именно для вашего авто.

Можно ли смешивать разные моторные масла

Наверняка многие автовладельцы задавались вопросом, а можно ли смешивать моторные масла разных производителей? Автомеханики заявляют: «нет». Если смешаете синтетику и минералку, рискуете навредить мотору. Различный состав масел приводит к вспениванию, образованию осадка и нарушению работы двигателя.

Другую смазку в мотор доливают только при необходимости. Доезжать на смесях дальше мастерской не рекомендуется.

Какое масло заливать в двигатель, если обстоятельства диктуют необходимость перемешивания? Безопаснее смешивать смазки, характеристики которых одинаковы по европейскому стандарту ACEA или американскому API. Отнеситесь к этому с особенной внимательностью, если владеете форсированным двигателем. Доказательств того, что смешение присадок от различных производителей влияет на мотор нет.

Даже при вливании идентичных по свойствам масел, состав лучше заменить при первой возможности. Перестраховавшись, вы обеспечите автомобилю дополнительное время без ремонта.

Как хранить моторное масло

Чтобы в процессе хранения моторного масла оно сохраняло свои эксплуатационные параметры, следует придерживаться правил:

  • Емкость. Тара для хранения масла должна быть герметичной. Это сводит к минимуму взаимодействие жидкости с воздухом и предотвращает процесс окисления. Срок годности моторного масла в хорошо закрытой канистре не заканчивается раньше указанной даты на упаковке.
  • Температура. Следует соблюдать температурный режим. Идеальная температура для хранения автосмазок находится в пределах °С.
  • Влага. Категорически не допускается попадание в канистру воды и других жидкостей.
  • Свет. Хранить рекомендуется в темном месте.
  • Посторонние вещества. В емкость со смазкой не должны попадать частицы грязи и какие-либо посторонние вещества во избежание опасных реакций.

Хранение в зимних условиях

Чтобы продлить срок хранения моторного масла в зимний период, необходимо п редотвратить резкие колебания температур — лучше хранить в отапливаемом помещении. Во избежание появления осадка состав периодически нужно взбалтывать, особенно если сырье долго простояло на холоде.

Чем опасно просроченное масло

От срока годности моторного масла зависит работоспособность двигателя.

Важные показатели, которые изменяются в процессе длительного хранения автосмазки:

  • Зольность. В результате распада присадок происходит увеличение количества золы. Это значительно ухудшает работоспособность свечей зажигания.
  • Вязкость. При длительном хранении масло меняет свою консистенцию — от более вязкой к жидкой.
  • Синтетические соединения. В составе сырья имеются присадки. При долгом хранении они меняют свои химические свойства, поэтому могут «работать» неправильно.

Признаки просроченного масла

При первичном осмотре часто можно диагностировать, просрочен продукт или нет. Обратите внимание на следующие признаки:

  • Осадок. Незначительный осадок не препятствует использованию смазки. Если же выпадают крупнозернистые частицы, использование масла запрещено.
  • Расслоение. При расслаивании, неравномерном окрасе или наличии пузырьков смазочный материал использовать не следует.

Как заменить масло в двигателе

Замена масла в двигателе разных автомобилей реализуется по стандартной схеме. Сначала подбирают масло с учетом типа и марки. Затем мотор транспортного средства прогревается до температур, при которых работает машина. Для слива отработанной жидкости подбирают подходящую емкость. Часто используют старую канистру, с помощью ножа отрезая находящуюся сбоку крышку.

На картере мотора снимается втулка в нижней части поддона. Для надежности лучше свериться с инструкцией к ТС. Для откручивания пробки стоит первоначально использовать гаечный ключ, но завершить процесс руками, так как жидкость выливается моментально. Предварительно рекомендуется установить под днищем тару, предназначенную для слива отработки. На процесс слива уходит 5 минут. Полностью устранить всю отработку не удастся. Старая жидкость остается в примерном количестве

После сливания отработки оценивается цвет и наличие примесей в составе. По этим критериям определяют, есть ли необходимость в промывке мотора. Затем происходит заливка новой смазки с предварительной заменой фильтра.

Если возник вопрос, сколько масла заливать в двигатель, воспользуйтесь щупом. Он должен находиться между отметками max и min. Первоначально наполняют около 80% объема, после чего доливают смазку, руководствуясь уровнем щупа.

Чек-лист для подбора масла: выводы

Чтобы помочь вам окончательно запомнить, какое масло нужно заливать в двигатель, обобщим все указанное выше:

  • Наиболее важным критерием являются допуски производителя авто. Эти показатели можно найти в сервисной книжке. При ее отсутствии информацию уточняют у официального дилера марки и модели вашего транспортного средства.
  • Подбор моторного масла осуществляют по стандартам-допускам ILSAC, ACEA и API.
  • По SAE подбирают вариант с необходимыми показателями вязкости. Она должна соответствовать условиям, в которых будет эксплуатироваться машина, и находиться в диапазоне, указанном производителем.
  • Подбор моторного масла выполняют по марке автомобиля, типу двигателя и возрасту: машинам старых поколений подходит «минералка», с форсированным двигателем — «синтетика», а полусинтетические смазки считаются универсальными.

Наилучшие технические характеристики присущи синтетическим автосмазкам, но они дорогие. Бюджетная категория широко представлена минеральными маслами, но их нужно заменять чаще. Компромиссный вариант — полусинтетическая смазка. Ее стоимость на порядок ниже, нежели у «чистой синтетики», но эксплуатационные параметры лучше.

Замену моторного масла опытные автовладельцы производят самостоятельно, но в идеале эту процедуру лучше доверить специалистам автосервиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *