Шасси
1) Ш. автомобиля и трактора, собранный комплект агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. В автомобилях с несущим кузовом к Ш. относят его основание, которое связывает все указанные агрегаты. В случае компоновки с использованием рамы Ш. представляет собой законченную конструкцию, которую можно передвигать на собственных колёсах или гусеницах. Рамные Ш. применяют главным образом у тракторов и грузовых автомобилей. Устройство рамного Ш. зависит от применяемого движителя (колёса или гусеницы). У колёсных машин конструкция Ш. определяется общим числом осей и числом ведущих осей. Ш. машин, предназначенное для движения в условиях бездорожья, оборудуются средствами повышения проходимости. 2) Ш. самолёта, часть самолёта, служащая для его передвижения по аэродрому (или палубе авианосца) при взлёте и посадке и для смягчения ударов, возникающих в момент приземления. Основные элементы Ш. самолёта: амортизационные стойки, колёса (пневматики), снабженные тормозами для уменьшения длины послепосадочного пробега; система раскосов (стержней), воспринимающих реакции земли и крепящих амортизационные стойки и колёса к крылу и фюзеляжу. До 1939 в основном применялось двухколёсное Ш. (шасси с хвостовым колесом). В период 2-й мировой войны 1939—45 и в послевоенные годы получило широкое распространение трёхколёсное Ш. (шасси с носовым колесом). У такого Ш. две главные стойки расположены за центром тяжести самолёта, а третьей опорной точкой служит стойка в носовой части фюзеляжа, на которую обычно приходится 10—15% массы самолёта. У большинства самолётов после взлёта Ш. убирается в фюзеляж или крыло. У небольших самолётов Ш., как правило, не убирается и имеет простую конструкцию (рис. 1), допускающую замену колёс лыжами или поплавками (при полётах в районах с водными пространствами). У тяжёлых самолётов иногда число колёс Ш. доходит до 2—3 десятков, объединяемых в тележки (рис. 2).
3) Панель, на которой монтируют отд. детали устройства, аппарата, прибора (радиоприёмника, блоков ЭВМ, выпрямителя и т.п.). Ш. изготовляется обычно из листового материала (алюминия, латуни, гетинакса, текстолита и др.).
С. Я. Макаров.
Шасси с хвостовым колесом самолёта Белланка «Чемп».
Тележка главной стойки шасси самолёта Ту-144.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
3.1 Основные элементы легкового автомобиля
Чтобы механическое устройство можно было назвать автомобилем, в его конструкцию должны входить определенные элементы, системы и механизмы.
Основные элементы автомобиля (показаны на рисунке 3.1):
Рисунок 3.1 Основные элементы автомобиля
Кузов
Если конструкцией предусмотрено, что кузов является несущим элементом, то на него устанавливаются остальные детали и агрегаты. В моторный отсек устанавливают двигатель с коробкой передач, по бокам подсоединяют (непосредственно или через подрамник – подробнее об этом в главе 6) подвеску, а к ней — колеса, на которые опирается автомобиль. Пространство для пассажиров оборудуют элементами облицовки, устанавливают приборную панель, руль, сиденья, обшивают все это кожей (в зависимости от стоимости комплектации автомобиля).
Двигатель
Это сердце всего автомобиля. Внутри двигателя происходит превращение энергии сгораемого топлива во вращение, которое далее, через трансмиссию, передается на колеса, а они в свою очередь, отталкиваясь от дороги, предают движение всему автомобилю. На автомобилях используют преимущественно двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые различают по тому, какое топливо используется для получения заветного преобразования энергии, а именно: дизельные, бензиновые или газовые. Также на автомобиль может быть установлен ДВС вместе с электромотором, в таком случае о машине говорят, что она с гибридной силовой установкой. ДВС и электромотор на таких транспортных средствах работают по очереди или одновременно, в зависимости от режима движения. Бывает и такое, что устанавливается исключительно электромотор, питаемый от аккумуляторных батарей.
Шасси
Это набор агрегатов, элементов и систем управления автомобилем. Он включает в себя ходовую часть (подвеску), трансмиссию, тормозную систему и рулевое управление.
К сведению
То и дело от разных специализированных СМИ слышим: «Автомобиль построен на платформе такой-то…» или «В основе лежит такая-то платформа…». Понятие «платформа» довольно-таки широкое, в двух словах можно сказать, что это днище кузова, поперечина, отделяющая моторный отсек от салона, все силовые элементы и наплывы кузова под установку и крепление элементов подвески и силового агрегата (двигатель + коробка передач). В более широком смысле слова, платформа — это совокупность базовых элементов, комплектующих, конструктивных и технологических решений автомобиля.
Набор компонентов, которые включены в платформу, не стандартизирован, поэтому у разных производителей может отличаться (но базовый набор практически всегда остается неизменным – см. выше). В современном мире появились так называемые модульные платформы. Так, каждая платформа состоит из нескольких модулей, которые можно сочетать с иными модулями, при этом не тратя сотни миллионов для разработки чего-то нового.
Рисунок 3.2 Пример унифицированной платформы кузова, предназначенной для нескольких моделей.
Откуда взялась вообще эта «платформа»? Дело в том, что несущий кузов — это самый сложный и дорогостоящий в разработке элемент конструкции автомобиля. Это обусловлено тем, что кузов должен сочетать в себе несочетаемое, а именно: быть легким, чтобы мощности двигателя хватало для его транспортировки и довольно прочным, чтобы при аварии сохранить жизни пассажирам и водителю, кроме того, он должен быть определенной формы, содержания и назначения. Поэтому, чтобы хоть как-то удешевить себестоимость автомобиля, при его проектировании и изготовлении, фирмы-производители придумали нижнюю часть кузова — эту самую платформу —использовать в качестве «клонируемой» детали, то есть на одной платформе может быть создано несколько моделей.
Рисунок 3.3 Пример унифицированной платформы кузова с элементами шасси и двигателем.
Так, нынче одна платформа может лежать в основе двух и более автомобилей различных классов – от гольф-класса до кроссовера. Дожили до того, что некоторые фирмы заключают договоры и партнерские соглашения с тем, чтобы использовать уже готовые платформы для производства моделей под различными именами. С одной стороны кажется надувательством, но с другой стороны – это вполне оправданная попытка максимально унифицировать автомобили и, как следствие, удешевить их производство и последующее обслуживание. Однако, если говорят, что два автомобиля созданы на одной платформе, это еще не значит, что машины идентичны конструктивно – конструкция подвески и геометрические параметры могут отличаться в корне.
Трансмиссия
Это набор элементов и механизмов, которые передают вращение от двигателя к колесам. Она включает в себя сцепление, коробку передач, приводные валы и главную передачу с дифференциалом.
Ходовая часть
Это набор элементов, посредством которых колесо крепится к кузову, он включает в себя упругий (например, пружина) и демпфирующий/гасящий (амортизатор) элемент.
Рулевое управление и тормозная система
Это механизмы и системы, предназначенные для управления автомобилем – изменения направления и скорости движения. При выходе из строя какой-либо системы управления запрещается движение автомобиля, разве что на эвакуаторе.
Элементы управления в салоне автомобиля
Садясь в салон любого автомобиля, вы попадаете в пространство, наполненное переключателями, индикаторами, рычагами и деталями, наличие которых характерно для всех легковых транспортных средств.
Рисунок 3.4 Элементы управления в салоне автомобиля.
В этой главе рассмотрим по порядку основные элементы управления, находящиеся в салоне, на примере приведенного рисунка 3.4.
1. Щиток приборов
На щитке приборов отображается информация о состоянии всех систем автомобиля: с какой скоростью движется машина, на каких оборотах работает двигатель, какая передача включена, какова температура охлаждающей жидкости двигателя, уровень топлива в топливном баке и т. д. Если автомобиль оборудован бортовым компьютером, то возможен вывод информации о мгновенном расходе топлива, суточном пробеге, о приблизительном пробеге до следующей заправки, подсказки о техническом обслуживании автомобиля и еще многих полезных данных.
2. Рулевое колесо
Вращение рулевого колеса передается на рулевой механизм, а тот в свою очередь поворачивает в соответствующую сторону управляемые колеса. На современных автомобилях на рулевое колесо устанавливаются кнопки дистанционного управления дополнительными системами автомобиля, как то: мультимедиа (аудиосистема/радио), круиз-контроль, управление бортовым компьютером и т. д., в зависимости от желания покупателя и фантазии автопроизводителя.
3. Замок зажигания или тренд последнего времени – кнопка включения зажигания и пуска/остановки двигателя
Ключ в замке может быть установлен в несколько положений, каждое из которых имеет определенное назначение. В одном положении включается питание всех вспомогательных электросистем, то есть ко всем потребителям подводится электричество – от аудиосистемы до освещения салона и стеклоподъемников (обычно данное положение называется АСС), а также происходит разблокировка рулевого колеса. Если повернуть ключ далее – в положение ON – включится система зажигания двигателя и начнется самодиагностика всех систем автомобиля (это обычно занимает 2-4 секунды).
В отличие от замка, кнопка не имеет фиксированных положений. Зачастую, чтобы включить зажигание, необходимо нажать на кнопку и отпустить в течение 1-2 секунд, а чтобы запустить двигатель надо будет нажать второй раз и удерживать эту же кнопку, пока двигатель не заведется. На автомобилях премиум-сегмента кнопку для пуска двигателя удерживать необязательно, на нее достаточно кратковременно нажать после включения зажигания.
Некоторые производители, отдавая дань спорту, устанавливают отдельно замок зажигания и отдельно кнопку пуска двигателя («привет» от Porsche).
4. Универсальные подрулевые переключатели
Эти переключатели наделены полномочиями по управлению системой внешнего освещения, указателями поворотов, очистителями и омывателями стекол. Иногда на рычагах переключателя появляются и дополнительные функции – все зависит от философии разработчика.
5. Педальный узел
Если коробка передач автоматическая (далее — АКП), то педали две: педаль тормоза (слева) и педаль акселератора (справа). Если коробка передач механическая (далее — МКП), то слева от педали тормоза можно обнаружить еще и педаль сцепления.
6. Центральная консоль
На ней обычно установлена панель облицовки рычага переключения передач (на автомобилях с МКП) или селектора выбора режима работы (на автомобилях с АКП). Центральная консоль также является поверхностью для размещения различных вспомогательных переключателей, дополнительных емкостей, пепельниц, подлокотника и прочего дополнительного оборудования. Иногда на автомобилях с АКП селектор как таковой отсутствует, вместо него на центральной консоли, на самом почетном месте, установлена шайба переключения режимов работы АКП.
Также на консоли может быть установлен рычаг стояночного тормоза (в разговорной речи — «ручник») или кнопка включения тормоза (если стояночный тормоз электромеханический).
Для заметки
Рычаг переключения передач/селектор режимов, в зависимости от конструкции, может располагаться по-разному: на центральной консоли, на центральной панели управления и на приборной панели под рулевым колесом.
7. Центральная панель управления (на сленге – «борода»)
Обычно на данной панели расположены переключатели и регуляторы системы вентиляции, отопления и кондиционирования (если таковой предусмотрен комплектацией). Также, как под копирку, автопроизводители размещают на этой панели головное устройство аудиосистемы (сленговое название — «голова»), со всеми регуляторами и переключателями. Здесь же монтируют экран мультимедийной системы, который по совместительству может выводить информацию системы навигации (в зависимости от комплектации автомобиля).
Шасси грузового автомобиля
Грузовой транспорт используется в разных сферах хозяйствования: для перевозки грузов, оборудования, техники, выполнения и оказания разного рода услуг в строительстве, сельском хозяйстве, коммунальной сфере, на производстве. Есть узкоспециализированная техника и та, которая предполагает выполнение многофункциональных задач. Базой для установки специального оборудования является шасси грузового автомобиля. Это рамная конструкция, которая состоит из колесной части, механизмов управления, трансмиссии. Говоря простыми словами, шасси — это рама, кабина, двигатель. Предназначена конструкция для монтажа автокранов, фургонов, цистерн, экскаваторов, бетоносмесителей и другого оборудования специального назначения.
«Торгово-сервисная компания (ТСК)» специализируется на продаже нового и б/у шасси грузовых автомобилей ведущих марок мира: HYUNDAI, FORD GORKA, МАЗ, ISUZU. Это современные модели разной тоннажности, отличающиеся стильным дизайном, улучшенными эксплуатационными характеристиками, более комфортной кабиной водителя, высокой безопасностью и экономным расходом топлива. Правильный подбор грузового шасси позволит решить самые необычные и сложные задачи по транспортировке грузов на близкие и дальние расстояния.
Классификация шасси грузового транспорта
Существует несколько критериев, на основании которых происходит классификация грузового шасси:
- Грузоподъёмность: крупнотоннажные (до 45 тонн), среднетоннажные (от 8 тонн), малотоннажные (до 8 тонн).
- Количество осей: от двух до четырех.
- Колесная формула: 4х4, 6х4, 2х6, 4х8.
- Конструкция рамы и длина базы.
- Вид подвески и пр.
Стоит обратить внимание, что каждая из этих характеристик влияет на цену шасси грузового автомобиля, поэтому важно проанализировать, какие характеристики подойдут для выполнения поставленных задач, чтобы не переплачивать за ненужную комплектацию, но и приобрести технику, которая будет удовлетворять потребности производства.
Сегодня в продаже есть шасси грузовых автомобилей двух видов. Первый – рамные. Это рама с зафиксированными колесами, осью, элементами управления, трансмиссией. Второй – с несущим кузовом. Это полноценный автомобиль с кабиной, двигателем и системой управления. Чтобы шасси полноценно работало, оно оснащается подъемным механизмом, креплением для грузового прицепа или манипуляторами для автомобилей.
Преимущества покупки шасси грузовых автомобилей в компании ТСК
«Торгового-сервисная компания (ТСК)» является официальным дилером грузовой техники ведущих марок мира в Украине. У нас в наличии большой выбор автотранспорта разного назначения и характеристик. Кроме непосредственной продажи, мы предоставляем услуги сервисного обслуживания грузовых автомобилей и реализовываем оригинальные запчасти.
Решив купить шасси грузового автомобиля у нас, вы получаете ряд преимуществ. Это:
- Доступ к большой базе грузового транспорта.
- Минимальные заводские цены.
- Официальная гарантия и сервисное обслуживание.
- Профессиональная консультация при подборе нужной модели.
- Быстрая доставка в Киев, Чернигов, Запорожье и другие города.
ТСК: ваш надежный партнер в покупке и обслуживании грузовой автотехники.
Шасси – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово шасси? Пытаешься разобраться, что такое шасси? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «шасси» в словарях русского языка
Шасси это:
шасси́ наземного транспортного средства — собранный комплект агрегатов трансмиссии, агрегатов ходовой части и механизмов управления.
Шасси
1.совокупность частей транспортного средства, служащих для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для передвижения транспортного средства и управления им.
2.Взлетно-посадочное устройство самолета, приспособленное для смягчения ударов при посадке.
3.Основание, на котором смонтированы детали какого-либо электротехнического или радиотехнического устройства.
Большой современный толковый словарь русского языка
Шасси
( фр. chassis)
1) совокупность частей транспортного средства ( напр. , автомобиля, трактора), служащих для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, передвижения транспортного средства и управления им; включает трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления;
2) взлетно-посадочное устройство самолета (в том числе гидросамолета), приспособленное для смягчения ударов при посадке;
3) основание, на котором смонтированы основные детали какого-л, электротехнического или радиотехнического устройства, напр, радиоприемника.
Новый словарь иностранных слов
Шасси
ср. нескл.
1) Совокупность частей транспортного средства, служащих для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для передвижения транспортного средства и управления им.
2) Взлетно-посадочное устройство самолета, приспособленное для смягчения ударов при посадке.
3) Основание, на котором смонтированы детали какого-л. электротехнического или радиотехнического устройства.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Шасси
1. совокупность частей транспортного средства (напр., автомобиля, трактора), служащих для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, передвижения транспортного средства и управления им; включает трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления;
2. взлетно-посадочное устройство самолета (в том числе гидросамолета), приспособленное для смягчения ударов при посадке;
3. основание, на котором смонтированы основные детали какого-л, электротехнического или радиотехнического устройства, напр, радиоприемника.
Словарь иностранных выражений
Шасси
опорная часть прибора, на которой смонтированы его основные детали шасси взлетно-посадочное устройство самолета Убрать ш. Выпустить ш. шасси основная часть автомобиля, трактора или другого транспортного средства — рама, на которой укреплены кузов, двигатель, все механизмы и детали
Словарь русского языка Ожегова
Шасси
(франц. chassis),
1) совокупность частей транспортных, сельскохозяйственных и других машин, служащих для передачи усилия от двигателя к движителю, для передвижения машин и управления ими.
2) Взлетно-посадочное устройство самолета. В гидросамолетах шасси служат корпус или поплавки.
3) Панель из листового металла (напр., алюминия) или изоляционного материала (напр., гетинакса), на которой крепятся детали аппаратуры (радиоприемника, выпрямителя и т. п.).
Современный толковый словарь, БСЭ
Шасси
шасси ср. нескл.
1) Совокупность частей транспортного средства, служащих для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для передвижения транспортного средства и управления им.
2) Взлетно-посадочное устройство самолета, приспособленное для смягчения ударов при посадке.
3) Основание, на котором смонтированы детали какого-л. электротехнического или радиотехнического устройства.
Толковый словарь Ефремовой
Шасси
нескл., ср. (фр. chassis) (тех.).
1. Рама, на к-рой помещается кузов автомобиля или корпус самолета.
2. Приспособление, на к-рое натянута ткань с нанесенным на нее краской рисунком, употр. в ситценабивном производстве.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Шасси
– у некоторых авто – рама к которой крепятся кузов, двигло и все другое (от французского «рама»)
Словарь автомобильного жаргона
Шасси
(франц. châssis, от латинского capsa — ящик, вместилище),
1) Ш. автомобиля и трактора, собранный комплект агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. В автомобилях с несущим кузовом к Ш. относят его основание, которое связывает все указанные агрегаты. В случае компоновки с использованием рамы Ш. представляет собой законченную конструкцию, которую можно передвигать на собственных колёсах или гусеницах. Рамные Ш. применяют главным образом у тракторов и грузовых автомобилей. Устройство рамного Ш. зависит от применяемого движителя (колёса или гусеницы). У колёсных машин конструкция Ш. определяется общим числом осей и числом ведущих осей. Ш. машин, предназначенное для движения в условиях бездорожья, оборудуются средствами повышения проходимости.
2) Ш. самолёта, часть самолёта, служащая для его передвижения по аэродрому (или палубе авианосца) при взлёте и посадке и для смягчения ударов, возникающих в момент приземления. Основные элементы Ш. самолёта: амортизационные стойки, колёса (пневматики), снабженные тормозами для уменьшения длины послепосадочного пробега; система раскосов (стержней), воспринимающих реакции земли и крепящих амортизационные стойки и колёса к крылу и фюзеляжу. До 1939 в основном применялось двухколёсное Ш. (шасси с хвостовым колесом). В период 2-й мировой войны 1939-45 и в послевоенные годы получило широкое распространение трёхколёсное Ш. (шасси с носовым колесом). У такого Ш. две главные стойки расположены за центром тяжести самолёта, а третьей опорной точкой служит стойка в носовой части фюзеляжа, на которую обычно приходится 10-15% массы самолёта. У большинства самолётов после взлёта Ш. убирается в фюзеляж или крыло. У небольших самолётов Ш., как правило, не убирается и имеет простую конструкцию ( рис. 1 ), допускающую замену колёс лыжами или поплавками (при полётах в районах с водными пространствами). У тяжёлых самолётов иногда число колёс Ш. доходит до 2-3 десятков, объединяемых в тележки ( рис. 2 ).
3) Панель, на которой монтируют отд. детали устройства, аппарата, прибора (радиоприёмника, блоков ЭВМ, выпрямителя и т.п.). Ш. изготовляется обычно из листового материала (алюминия, латуни, гетинакса, текстолита и др.). С. Я. Макаров.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Шасси
узел летательного аппарата, входящий в непосредственный контакт с опорной поверхностью (землёй, водой и т.п.) устройство или машина, предназначенное для размещения на нем какой-либо полезной нагрузки
Викисловарь
Где и как употребляется слово «шасси»?
Кроме значения слова «шасси» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «шасси».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «шасси» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «шасси»
Основные стойки шасси были двойными с масляной амортизацией и убирались назад в гондолы двигателей.
Леонид Анцелиович, Неизвестный Хейнкель. Предтеча реактивной эры
Едва только шасси коснулись земли, как все пассажиры тут же синхронно отстегнули ремни безопасности.
Эрика Фатланд, Советистан
Я не мог выпустить шасси , поскольку самолёт конечно же сразу перевернулся бы на спину, когда его колёса увязли в мягком песке.
Джон Брехэм, Быстрый взлет. Королевские ВВС против люфтваффе
Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «шасси»
Синонимы к слову «шасси»:
- автомашина
- автомобиль
- автошасси
Разбор слова «шасси»
Шасси является ответом на вопросы из кроссвордов
- Самолётные выпускники
- Взлётно-посадоч. колёса самолёта
- Колёса самолёта в рифму с Хеннесси
- Колёсная система самолёта
- Колеса истребителя
- Крепкие колеса аэробуса
- Колесное устройство самолета
- Колеса авиалайнера
- «Нога» авиалайнера
- Колеса, легкие на подъем
- Значение слов
- Разбор слов
- Предложения со словом
- Ответы на кроссворды