Что такое плазмер в авто, и для чего его нужно включать?
Автомобиль имеет не только явные функции, но и скрытые, о наличие которых многие водители даже не догадываются. Одна из таких опций — «Плазмер». Разберемся, что это такое и для чего нужна эта опция?
Опция — помощник
Эта опция призвана облегчить запуск двигателя в холодное время года. Применяется, когда автомобиль продолжительное время провёл на морозе без движения. Поскольку зимний пуск двигателя сопровождается большой нагрузкой на все его агрегаты, то появилась необходимость каким-то образом снизить эту нагрузку и облегчить работу мотора. Активация опции «Плазмер» задействует попарную работу свечей зажигания в холостом режиме. То есть на свечи подаётся ток, и возникает искра, но при этом в камере сгорания нет топливно-воздушной смеси, а, значит, двигатель не запускается.
Зачем это нужно?
Работа свечей в холостом режиме необходима для того, чтобы прогреть их перед запуском двигателя и для ионизации камеры сгорания. После «Плазмера» двигатель запускается намного легче, особенно хорошо это заметно в действительно суровых климатических условиях, где температура воздуха опускается ниже 40 градусов. Также эту опцию используют для просушки залитых топливом свечей, это происходит, когда мотор долгое время не может запуститься, и в камере сгорания набирается большой объём топлива.
Где доступна эта опция?
Функция «Плазмер», как правило, входит в состав «Зимнего пакета» вместе с различными обогревами. Но её можно установить и на любую другую машину. Есть бортовые компьютеры отечественного производства, в которых интегрирована эта функция. Такие устройства могут быть установлены собственноручно, при этом их можно разместить в не заметном месте и не портить дизайн приборной панели.
При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU
Как работает функция ПЛАЗМЕР
Холодными зимами пользовался данной функцией. При минус 30 градусах, включал её, правда с большим трудом, так как замёрзший БК-Штат еле реагировал на нажатие кнопок. Ждал пока полосочка «Плазмера» дойдёт до конца и можно запускать двигатель. Двигатель заводился, но думаю он и без него так же завёлся бы.
Решил посмотреть, что же там происходит со свечами в этот момент. Взял алюминиевый уголок, просверлил 4 отверстия под свечи и нарезал резьбу, а этот уголок закрепил на массу двигателя. Завернул свечи, подключил провода и нажал кнопку на БК.
Стал наблюдать происходящее, а именно возникновение искры на свечах. Сначала искра на 1 и 4 свечах, затем на 2 и 3, попеременно по несколько вспышек в течении примерно минуты.
Что то меня не впечатлило это явление, но думаю этой функцией можно проверять систему зажигания если возникла в ней неисправность. Например поочерёдно подключая разрядник к каждому проводу можно выявить дефектный провод или катушку зажигания или убедиться в обратном и приговорить свечи к замене. А так же понять что с проводкой между контроллером и катушкой всё в порядке и сигнал проходит как положено. На видео показано как работает данная функция.
Что такое плазмер в бортовом компьютере и для чего он нужен
Включать эту опцию рекомендуется и в том случае, если свечи залило бензином (по утверждению производителя). Это нередко случается в морозную погоду при неоднократных безуспешных попытках запуска силового агрегата.
Многие владельцы авто со штатным или дополнительно установленным БК встречались или слышали о такой функции, как plazmer. Обычно эта опция есть на бортовиках “Штат”, присущих многим моделям АвтоВАЗа. Существует мнение, что она позволяет прогревать свечи перед запуском и облегчать холодный пуск, а также экономить топливо. В данной статье мы расскажем, что такое плазмер в бортовом компьютере, и для чего он на самом деле нужен.
Что такое плазмер в авто
Бортовой компьютер “Штат” ВАЗа имеет такую функцию, как плазмер. Она, в отличие от опции Форсаж, сбрасывающей многие ошибки из памяти ЭБУ и возвращающей контроллер к первоначальным настройкам, известна не всем автовладельцам. Но этот режим очень полезен зимой, особенно в регионах с холодным климатом.
Данная функция обеспечивает легкий запуск в морозную погоду. Она особенно актуальна, если машина длительное время стояла на морозе.
Если включать ее, можно снизить нагрузку на силовой агрегат и без труда запустить его даже в сильный мороз. Опция помогает свечам начать попарно работать и немного прогреться при заглушенном моторе. После этого двигатель должен запуститься быстрее и без существенных нагрузок.
Для чего его нужно включать
Бортовой компьютер ВАЗа “Штат” имеет функцию Плазмер и Форсаж, позволяющие оптимизировать работу двигателя и создать необходимые условия для разных режимов эксплуатации. Если Форсаж восстанавливает заводские настройки и помогает избавиться от ошибок, то Plazmer незаменим в качестве зимней опции. Её нужно включать для прогрева свечей зажигания перед запуском силовой установки.
Это особенно актуально при сильных морозах и в регионах с суровыми зимами. Режим позволяет запустить мотор даже при низких температурах воздуха, ниже -30 градусов Цельсия. При этом он продлевать срок службы двигателя и помогает предотвратить его серьезные неисправности.
Включать эту опцию рекомендуется и в том случае, если свечи залило бензином (по утверждению производителя). Это нередко случается в морозную погоду при неоднократных безуспешных попытках запуска силового агрегата. Процедура позволяет быстро просушить свечи и запустить двигатель. При этом он будет работать увереннее и плавнее. Перед использованием режима в данных целях немаловажно убедиться, что проблема связана с морозом, а не с неисправностями автомобиля.
Как работает функция Плазмер
Бортовой компьютер ВАЗа “Штат” обладает функцией Плазмер с простым и понятным принципом работы. Если включать ее в мороз, на свечи будет поступать электрический ток.
Он вызовет образование искры, которая заставит их немного поработать и прогреться перед запуском двигателя. При этом сразу он не сможет запуститься, так как в камере сгорания не будет смеси из топлива и воздуха.
Читайте также: Автономный отопитель в автомобиль: классификация, как установить своими руками
Где доступна эта опция
Данная опция присутствует на многих автомобилях ВАЗ со штатным бортовым компьютером, имеющих также режим Форсаж. Она есть и на некоторых дополнительно устанавливаемых БК разных моделей и производителей. Узнать о её наличии можно из инструкции по эксплуатации и установке устройства.
Включение этой функции доступно и на многих иномарках, имеющих различные опции обогрева или пакет зимних опций. Преимущественно – это модели, выпускаемые специально для России или собираемые в нашей стране. Если режим отсутствует в заводской комплектации авто, его можно самостоятельно установить при покупке БК с необходимым функционалом.
Бортовой компьютер Штат Калина
Отличия Бортового компьютера «Штат Калина» от других версий:
1. Добавленна кнопка ПЛАЗМЕР/ФОРСАЖ — прямой доступ к запуску функции «ПЛАЗМЕР»
Что собой представляет данная функция:
Это плазменный прогрев свечей. Эффект достигается за счет подачи на электроды свечей зажигания высоковольтных импульсов частотой 150 Гц энергией 0,04 Дж. За время воздействия на каждой свече выделяется энергия порядка 60 Дж. При этом происходит ионизация воздуха в цилиндрах, разогреваются электроды свечей и их изоляторы. После такой подготовки в несколько раз снижается вероятность отказа запуска двигателя в сильный мороз или в условиях повышенной влажности, а также при недопустимом заливе электродов свечей бензином.
Выведенная отдельной опцией кнопка позволяет войти в эту функцию без поиска по меню. Это особенно актуально при минусовых температурах, когда отзыв и видимость дисплея снизились до минимума. Подробнее в разделе функции Бортового компьютера Штат Калина.
Командная функция «ФОРСАЖ» бортового компьютера Штат Калина
Эта функция представляет собой обнуление (очищение) до заводских параметров памяти контроллера.
Эта функция стирает не только информацию об ошибках, как это было в предыдущих версиях Бортового компьютера, а удаляет причину ошибки, тем самым, реанимируя (исправляя) электронный блок управления автомобиля.
Новые автомобильные контроллеры, такие как BOSCH MP7.0, BOSCH M7.9.7, ЯНВАРЬ 7.2 имеют алгоритм работы, основанный на сравнении математической модели двигателя с реальными параметрами. Все отклонения от мат. модели записываются в специальную память контроллера и учитываются в дальнейшей работе — это так называемое самообучение контроллера. Если автомобиль длительное время эксплуатировался в «непривычном» режиме, то это может привести к нежелательным последствиям в дальнейшем. Двигатель может нестабильно работать, плохо набирать обороты, чаще испытывать детонационные перегрузки. Такое случается, например, при эксплуатации на некачественном бензине; в монотонном режиме (в основном на низких или высоких оборотах двигателя); в режиме высокой нагрузки и т.д. Чаще всего это происходит при смене вида топлива с бензина на газ или наоборот.
Если двигатель некоторое время работал на бензине, то при переходе на газ, контроллер не замечает этого и продолжает управлять зажиганием по «бензиновому» алгоритму, параметры которого хранятся в памяти обучения. Обнуление этой памяти заставит контроллер немедленно отреагировать на все изменения и записать в память новые параметры для газа.
На Вашем автомобиле оказался плохой контакт клеммы аккумуляторной батареи. Любое колебание автомобиля при движении может вызвать аварийную работу двигателя Вашего автомобиля, спровоцировав нестабильную работу любого из электронных узлов.
При «сбросе ошибок» Вы погасите индикацию «Check eng», но не избавитесь от аварийного состояния авто без обнуления — EQU RESET. «Форсаж» позволит Вам выполнить ремонт, не выходя из салона. Подробнее в разделе функции бортового компьютера Штат Калина.
2. Добавлена аварийная световая сигнализация.
При перегреве двигателя, недопустимом напряжении борт сети компьютер предупредит Вас световой сигнализацией совместно с голосовым сопровождением. Подробнее в разделе функции бортового компьютера Штат Калина.
3. Добавлена возможность определять тип контроллера и версию программы.
Просмотреть данные контроллера и программного обеспечения можно в режиме «диагностический тестер». Подробнее в разделе функции БК…
4. При срабатывании аварийного сигнализатора (при соответствующем подключении)
БК уменьшает громкость магнитолы.
5. Функция Тропик
Установка температуры принудительного включения вентилятора системы охлаждения двигателя.
Функции бортового компьютера Штат Калина:
Часы и термометр
ПРОСМОТР ФУНКЦИЙ ЭТОЙ ГРУППЫ ПРОИСХОДИТ ПРИ НАЖАТИИ НА КНОПКУ «up» (верхняя кнопка) В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ:
- часы (часы, минуты)
- будильник
Включить/выключить сигнал будильника производится одновременным нажатием на кнопки «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка) в режиме будильника. При активации будильника в верхнем правом углу дисплея загорится символ колокольчика. Выбор 1 из 4-х мелодий будильника посредством процедуры коррекции. Прослушать выбранную мелодию можно последовательным нажатием на кнопки «left» (левая кнопка) или «right» (правая кнопка), а затем кнопки «down» (нижняя кнопка). - календарь (число, месяц, год)
- температура воздуха за бортом («с»), (датчик температуры входит в комплект).
Бортовой компьютер Штат Калина позволяет смещать шкалу показаний термометра, что требуется при замене датчике температуры или отклонений показаний от истинных. В режиме определения температуры за бортом посредством процедуры коррекции откорректируйте показания термометра. - Установка часов, будильника и календаря производится из соответствующих режимов с использованием процедуры коррекции.
В режиме «часы» возможна коррекция хода часов до +/- 59 сек/ сутки (используя процедуру коррекции), 10-ти ступенчатая регулировка яркости дисплея производится в режиме «часы» нажатием на кнопки «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка)
Маршрутный компьютер
Переключение в группу маршрутного компьютера происходит при нажатии на кнопку ß «down» (нижняя кнопка). В этом режиме бортового компьютера Штат Калина отображает функции:
- остаток топлива в баке (л)
В режиме «бензобак» бортовой компьютер Штат Калина автоматически определяет остаток топлива в баке в литрах, используя сигнал штатного датчика уровня топлива. В режиме «бензобак» одновременно нажмите на кнопки Û «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка). Выберите панель соответствующую Вашему автомобилю. - виртуальный бак
В этом режиме бортовой компьютер Штат Калина позволяет определять остаток топлива с точностью до 0,1 л. При этом необходимо корректировать остаток бака при каждой заправке. Для этого в режиме «Топл.(бак)» одновременно нажмите на кнопки «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка). Через 3 сек на экране появится надпись «заправка бака». Нажатием на кнопки «left» (левая кнопка) или «right» (правая кнопка), наберите число равное количеству залитого в бак толива или известный Вам остаток топлива, в литрах. БК автоматически прибавит набранное Вами значение к остатку топлива (дискретность «+5», «-1» (л)). Максимальное значение показаний =48л. Сохранение показаний одновременным нажатием на кнопки «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка). Данная процедура производится осле каждой заправки.
В режиме «виртуальный бак» возможен ввод значения «полный бак», для чего надо перейти в режим «Прогноз» и одновременно нажать на кнопки «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка). Бортовой компьютер Штат Калина автоматически занесет в память значение=43л. - прогноз пробега на остатке топлива (км)
- общий расход топлива (л)
- расход топлива за поездку (л)
- расход в пути (л)
Коррекция точности измерения расхода топлива:
Перейти в режим «средний расход» и одновременно нажмите на кнопки «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка). Нажатие на кнопки «left» (левая кнопка) или «right» (правая кнопка), увеличивает (уменьшает) величину коррекции. Максимальная изменяемая величина коррекции расхода топлива +/- 40%. Коррекцию рекомендуется проводить после сравнительной оценки реального расхода топлива и показаний маршрутного компьютера. Запоминание установок производится только при одновременном нажатии на кнопки «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка). При выходе любым другим способом из настроек, введенные данные не сохраняются.
- пройденное расстояние за поездку (км)
- средний расход топлива (л/100)
- цифровой спидометр (км/час)
- максимальная скорость за последние 60сек (км/час)
- средняя скорость движения за поездку (км/час)
- время в пути (час/мин)
Мультидисплей город
В этом режиме на дисплее бортового компьютера Штат Калина одновременно отображаются следующие параметры:
- тукущее время (час/мин)
- мгновенный расход топлива (л)
- остаток топлива в баке (л)
- температура двигателя (град,С)
- средний расход топлива (л/100)
- прогноз пробега на остатке топлива (км)
Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить параметры поездки (без дополнительных манипуляций с кнопками управления бортового компьютера Штат Калина)
Мультидисплей трасса
В этом режиме на дисплее бортового компьютера Штат Калина одновременно отображаются следующие параметры:
- время в пути (час/мин)
- пробег (км)
- расход в пути (л)
- средняя скорость за поездку (км/час)
Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить параметры поездки (без дополнительных манипуляций с кнопками управления БК)
Установка предела скорости
Установка предела скорости производится через процедуру коррекции в режиме текущей скорости.
Примечание: сброс путевых счетчиков (начало поездки) и счетчика общего расхода топлива осуществляется посредством процедуры сброса в режиме «Расход топлива за поездку! И в режиме «Общий расход топлива» соответственно.
В этих режимах бортовой компьютер Штат Калина предупреждает о нарушениях работы голосовым сообщением, начинает мигать световой аварийный сигнализатор на панели бортового компьютера.
- превышение порога скорости (более установленного режима)
В случае возврата указанных параметров в нормальный режим, сигнал автоматически отключается.
Диагностические коды ошибок контроллера
Определение кода ошибки, текстовая расшифровка
Переключение в группу диагностики ошибок впрыска происходит при последовательном нажатии кнопки «down» (нижняя кнопка). Просмотр ошибок осуществляется кнопками «left» (левая кнопка) или «right» (правая кнопка) с полной текстовой расшифровкой. Стирание ошибок производится посредством процедуры «сброс»..
Диагностический тестер
Определение типа контроллера и версии программного обеспечения, при подключении K — линии. Переключение в группу диагностики ошибок впрыска происходит при последовательном нажатии кнопки «down» (нижняя кнопка).
В этом режиме БК отображает функции:
- переключение вида топлива (газ-бензин)
- мгновенный (текущий) расход топлива
- скорость
- температура охлаждающей жидкости
- напряжение бортовой сети
- частота вращения вала двигателя
- -положение дроссельной заслонки
- массовый расход воздуха
- регулятор холостого хода
Плазмер
Функция предназначена для облегчения низкотемпературного запуска двигателя с помощью предпускового прогрева свечей зажигания и ионизации части объема камеры сгорания в области межискрового промежутка. Включить замок зажигания, выбрать в меню бортового компьютера Штат Калина функцию «Плазмер» (быстрое включение функции «Плазмер» осуществляется кратковременым нажатием на кнопку «Форсаж/плазмер») и, используя процедуру двойного нажатия кнопок, запустить её. Выключение произойдет автоматически по истечении заданного временного промежутка. Если надпись «Плазмер включен» не сохраняется в течение ~минуты, повторите вышеописанную процедуру. После этого следует приступить к стандартной процедуре запуска двигателя. При заведенном двигателе, при выключенном зажигании- функция «Плазмер» не работает.
Примечание: Если на Вашем автомобиле «активирован» иммобилизатор, нужно:
- включить зажигание, поднести «черный» ключ к датчику иммобилизатора (снять с режима охраны)
- не выключая зажигание, перейти в группу «параметры» и активизировать режим «плазмер». Повторное включение «плазмера» возможно после «взвода» иммобилизатора в режим охраны.
Мультидисплей ВСЕ О РАБОТЕ ДВС
В этом режиме на дисплее бортового компьютера Штат Калина одновременно отображаются следующие параметры:
- напряжение борт сети (В)
- угол открытия дроссельной заслонки (%)
- текущие обороты двигателя (об/мин)
- температура охлаждающей жидкости (град,С)
- положение РХХ (шагов)
- массовый расход воздуха (кг/ч)
Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить параметры поездки (без дополнительных манипуляций с кнопками управления бортового компьютера Штат Калина)
Тропик
Функция предназначена для управления вентиляторм системы охлаждения двигателя. Войдите в меню «параметры». В режиме «температура двигателя» одновременно нажмите Û «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка). На дисплее появится надпись «вкл. вентилятора». Установите необходимую температуру включения вентилятора нажатием на кнопки Ü «left» (левая кнопка) или Þ «right» (правая кнопка). Рекомендуемая т-ра
Внимание! Установленная по умолчанию температура не активирована и равна 110 град. С, т.е. режим «Тропик» выключен».
Программирование сроков ТО
Переключение в режим тех обслуживания происходит при последовательном нажатии на кнопку ß «down» (нижняя кнопка)- в левой части дисплея появится символ «тех обслуживание».
- замена масла ДВС
- замена масла КПП
- замена свечей
- замена воздушного фильтра
- замена топливного фильтра
- замена ремня ГРМ
- генератор-ремень
Периодичность замены по умолчанию задается в соответствии с ВАЗовскими нормами и может изменяться водителем посредством процедуры коррекции. О наступлении события водитель оповещается голосовым сообщением (1 раз в сутки до снятия режима) и текстовым сообщением на экране при включении замка зажигания. Сброс сообщений производится при помощи одноименной процедуры в режиме отображения выбранного события.
Внимание! После проведения ТО задайте периодичность замены в каждой группе.
Программирование сроков ТО
Речевой синтезатор озвучивает информацию, отображаемую бортовым компьютером:
- приветствие (при подключении бортового компьютера Штат Калина)
- пожелание приятного пути (при включении зажигания)
- оповещение о необходимости прохождения ТО (ежедневно утром до снятия команды, с включением гонга)
- оповещение о минимальном кол-ве топлива в баке (от 4л и ниже, с включением гонга)
- оповещение о недопустимой температуре двигателя-(с включением сирены)
- оповещение о недопустимом напряжении борт.сети (с включением сирены)
НАЗНАЧЕНИЕ КНОПОК
- Кнопка «up» (верхняя кнопка): переключение в группу «Часы и термометр» и пролистывание функций данной группы.
- Кнопка «down» (нижняя кнопка): переключение между режимами маршрутного компьютера, диагностического тестера, технического обслуживания, вход в режим определения ошибок системы.
- Кнопки «left» (левая кнопка) или «right» (правая кнопка) — перебор функций маршрутного компьютера и диагностического тестера, технического обслуживания, просмотр ошибок системы.
- Кнопка «Плазмер/форсаж»: прямой доступ к одноименным функциям.
Процедура коррекции
Одновременное нажатие на кнопки «left» (левая кнопка) и «right» (правая кнопка), вводит БК в режим коррекции выбранного параметра. Далее нажатием кнопок влево или вправо изменяется значение параметра. Затем при одновременном нажатии происходит выход из режима коррекции.
Процедура сброса
Одновременное нажатие на кнопки «left» (левая кнопка) или «right» (правая кнопка), означает сброс значения функции, отображаемой на дисплее. Если процедура проведена в режиме «Ошибки системы», то стирается код ошибки. В случае действительного присутствия неполадок, ошибка сохраняется в памяти контроллера до обнуления параметров электронного блока. управления.
Комплектация
Бортовой компьютер Штат Калина
Жгут БК с термодатчиком
Руководство по установке и эксплуатации
Технические характеристики
Напряжение питания, В 6-18
Средний ток потребления, мА
-при включенной подсветке 200
-при выключенном зажигании 20
Точность хода часов, сек/сутки +/- 2
Точность измерения наружной температуры, С +/-1
Диапазон измерения наружной температуры, С +50 -40
Рабочая температура, С +85 -20
Масса, г не более 110
Коммутируемое напряжение по выходу «7», В
Падение напряжения на выходе «7», В
Рабочая температура +85-40
Гарантированная температура индикации +70-20
Индикатор WH 1602D-TML-CT
Выходная мощность звукового сопровождения, Вт 1-3
Частотный диапазон, КГц до 5
Допустимое сопротивление нагрузки, Ом 4
Устранение неполадок
Бортовой компьютер Штат Калина не включается
- нет напряжения питания в разъеме маршрутного компьютера
- плохой контакт в разъеме
Бортовой компьютер Штат Калина не переходит в режим диагностики
- не установлен провод (К -линия, входит в комплект ) между диагностическим разъемом и разъемом БК.
- плохой контакт
- если иммобилайзер не установлен, перемкнуть 9-й и 18-й контакты в разъеме иммобилайзера.
- при неисправном иммобилайзере отключить его и провести процедуру 1. (разъем иммобилайзера находится в консоли недалеко от контроллера впрыска)
Бортовой компьютер Штат Калина не вычисляет текущую скорость
- плохой контакт вывода 9 разъема БК
Бортовой компьютер Штат Калина не вычисляет общий расход
- отсутствует или плохой контакт вывода 1 разъема БК
Бортовой компьютер Штат Калина не вычисляет остаток топлива в баке
- отсутствует или плохой контакт вывода 8 разъема БК
- неверно выбрана панель автомобиля
Бортовой компьютер Штат Калина неверно вычисляет остаток топлива в баке
- комбинация приборов не соответствует программному обеспечению
Бортовой компьютер Штат Калина постоянно показывает остаток топлива в баке 43 литра и не тарируется
- отсутствует провод ДУТ в жгуте электропроводки между 8-м контактом 9-ти-клеммной колодки БК и 10-тым контактом (розовый провод) 13-ти-клеммной красной колодки комбинации приборов
- неверно выбрана панель автомобиля
Не горит подсветка дисплея Бортового компьютера Штат Калина
- в режиме «часы: Мультидисплей 1» увеличить яркость дисплея.
Показания термометра сильно завышены (занижены)
- обрыв провода датчика температуры
- неустойчивый контакт в колодке БК
Не работает голосовое сопровождение
- дефект динамика
- сбой программы (Провести инициализацию)
- голосовое сопровождение не активировано (Активировать удержанием кнопки «up» (верхняя кнопка), более 3-х секунд.)
БК пишет иероглифами, демо-режим голосового сопровождения не отключается, сбой программы, др.
- плохой контакт подключения БК,
- плохой контакт подключения клеммы аккумулятора (Обеспечить надежный контакт в узлах подключения БК и аккумулятора)
Провести инициализацию Бортового компьютера Штат Калина:
Инициализация
Пр подаче питания удерживать кнопку «часы» Ý «up» (верхняя кнопка).
При этом:
- обнуляются все установки введенные пользователем
- обнуляются параметры движения за поездку:
- часы в положении 8.00.
- будильник в положении 00.00.
- звуковой сигнал будильника выключен
- показания календаря 12.10.2004.
- ограничительскорсти выставлен на 160 км/ч
- функция тропик не активизирована.