Соблюдайте срок эксплуатации шин
Одним из важнейших и в то же время наиболее подверженных износу элементов автомобиля, его движителем, обеспечивающим поступательное движение по шоссе, управляемость и сцепку с дорогой, являются автошины. Классическая пневматическая шина, или покрышка, как ее называют иногда, обеспечивает плавность хода и комфорт для пассажиров. Современные автомобильные шины могут служить примерно 5 лет – по крайней мере, так заявляет большинство производителей. Однако это усредненная цифра, на нее влияет множество факторов. Нежелательно не превышать срок службы шин – от их надежности может зависеть безопасность – ваша и других участников движения.
Как определить, что срок эксплуатации резины подходит к концу
Нормативный термин эксплуатации закладывается в покрышки изначально, однако чаще автолюбители ориентируются на внешние признаки того, что срок эксплуатации автомобильных шин подходит к концу. К таковым относятся:
- износ и истирание рисунка протектора;
- появление микротрещин в боковинах;
- вздутие боковин из-за разрывов в корде.
Если рисунок на покрышке стерся настолько, что перемычки между его элементами прилегают к дороге, значит, пришло время менять такую резину. Степень износа можно определить, замерив глубину протектора. Для летнего комплекта она равна 1,6 мм, для зимнего может доходить до 4 за счет более глубокого протектора и мягкой резины. Для шипованной резины срок эксплуатации шин заканчивается тогда, когда шипы стерлись более чем наполовину – это максимальный износ, эксплуатация авто на таких покрышках в дальнейшем небезопасна на мокрой, заснеженной или обледеневшей дороге.
Появление сетки микротрещин на боковине – признак старения резины, которое происходит быстрее на солнечном свету и в мороз. Это предвестники того, что в скором времени нужно будет менять покрышки. То же относится и к «грыжам», вздутиям на боковине шины. Причем они могут возникать и на внутренней стороне, поэтому возьмите за правило осматривать колеса перед тем, как завести машину, хотя бы 1-2 раза в неделю.
Определение износа покрышки другими способами
Одним из наиболее надежных способов определить без прямого осмотра, что срок эксплуатации резины подходит к концу, является пробег. Поэтому желательно всегда отмечать, на каком пробеге вы поставили конкретный комплект шин. Определение по пробегу во многом зависит от типа транспортного средства:
- для легковых автомобилей он составляет 45 тысяч километров на одном комплекте;
- для грузовиков грузоподъемностью до 4 тонн – 60 тысяч километров;
- для большегрузных автомобилей – до 70 тысяч км.
Какие факторы влияют на степень износа
Одним из важнейших факторов является производитель – конечно, качественная и дорогая резина прослужит дольше, чем ноу нейм. Кроме того, важен стиль вождения – очевидно, что чем он агрессивнее, тем выше износ при прочих равных. Важно и то, по какому покрытию перемещается автомобиль, и климатические условия – два комплекта одинаковой зимней резины по разному будут вести себя в Молдове и на севере России.
Срок годности автошин можно увеличить, если правильно их хранить и вовремя менять со сменой сезона, проводить периодический техосмотр и держать в норме давление в камере. Не повредит и развал-схождение через каждые 15 тысяч километров пробега. При монтаже важно соблюдать правильное направление рисунка.
Какая минимальная глубина протектора шин? Отвечают эксперты ADAC
Неважно, это летние, зимние или всесезонные шины: глубина протектора — крайне важна. Для подтверждения этого утверждения и определения того, какова минимальная глубина протектора шин, эксперты ADAC провели тест зимних шин размера 185/60 R14 в новом состоянии и с разной глубиной протектора.
Общеизвестной является норма, что для обеспечения безопасности дорожного движения минимальная глубина протектора шин легковых автомобилей в Европе закреплена значением 1,6 мм.
Но обширные испытания ADAC доказали, что юридически определённый предел глубины профиля описывает лишь запас прочности. Для летних шин профиль должен иметь глубину не менее трех миллиметров, и по крайней мере четыре миллиметра для зимних и всесезонных шин. Меньшая глубина будет критичной на мокрых дорогах, снегу или слякоти.
Правовые положения
Правовая ситуация ясна: когда ваши автомобильные шины (глубина протектора которых при покупке, как правило, составляет от восьми до девяти миллиметров) износились до минимальной допустимой отметки в 1,6 мм — становятся более непригодными для эксплуатации и должны быть заменены.
При этом в некоторых европейских странах, таких как Австрия, зимние шины с глубиной протектора менее четырёх миллиметров считаются летними шинами и даже допускается езда на них по некоторым маршрутам зимой.
Проверяйте глубину протектора шин несколько раз в год для вашей собственной безопасности, и помните, что минимальная глубина профиля 1,6 мм является исключительно юридически закрепленной нормой. Для безопасного вождения шины следует менять с глубины протектора 3 или 4 мм.
Результаты теста ADAC
Чтобы выяснить, какое влияние оказывает маленькая глубина протектора шин на их эксплуатационные характеристики, тест-группа ADAC провела испытания зимних шин размерности 185/60 R14 в новом состоянии (глубина профиля около 8 мм), а также изношенных с глубиной протектора 7,5 и 4 мм.
Снег
На снегу различия между новыми и б/у шинами были наиболее выразительными. Тормозной путь шин с глубиной профиля 4 мм уже на скорости 30 км/ч был на 3,2 метра больше, чем у новых шин.
Ещё более серьёзными различия были в тяге, когда шины нуждались в хорошем сцеплении при старте или на наклонных поверхностях. Тяговое усилие зависит от глубины ламелей: канавки протектора «захватывают» рыхлый снег, а края ламелей сцепляются с более твёрдой поверхностью.
Здесь даже вариант с остаточным профилем 7,5 мм по сравнению с новой шиной способен набрать только 60% от тяги, отмечает технический специалист Shina.Guide. Шины с глубиной протектора 4 мм не дотягивают даже до половины результата новых зимних покрышек. Что уж и говорить о шинах с юридически закрепленной минимальной глубиной протектора в 1,6 мм, которым грести снег просто нечем.
В ходе теста, испытатели ADAC пытались, кроме прочего, оценить и тягу летних шин на снегу, но максимум, что они смогли показать — четверть тягового усилия новой зимней шины и более 7,5 метров дополнительного тормозного пути на скорости 30 км/ч.
Мокрая поверхность
На мокром асфальте важно избегать внезапного аквапланирования, то есть нужно, чтобы шины с продольными канавками и ламелями поглощали и вытесняли как можно больше воды.
Изношенные до 4 мм шины начинают «всплывать» на воде уже на скорости 63 км/ч, в то время как новые зимние покрышки не раньше того момента, когда стрелка спидометра достигнет отметки 87 км/ч.
В эффективности торможения с 80 км/ч на мокром дорожном покрытии шины с глубиной профиля 4 мм проигрывают новым 7% длины тормозного пути.
Сухая поверхность
Разница в длине тормозного пути новых и изношенных зимних шин на сухом асфальте также присутствует. Но преимущество в данном вопросе на стороне шин с малой остаточной глубиной протектора. Причина проста: сплющенные блоки протектора меньше деформируются во время торможения, поэтому с асфальтом контактирует большая часть протектора. Тем не менее, сухие дороги — вряд ли частое явление даже в странах с мягким зимним климатом, и выходит, что на практике — никаких преимуществ!
Вывод
Испытания с зимними шинами доказывают огромное влияние глубины протектора на эксплуатационные характеристики зимних шин. И это также относится и к летним, и к всесезонным автопокрышкам. Если вы хотите обезопасить себя, то должны менять шины на своём автомобиле не позже того момента, когда минимальная глубина протектора достигнет трёх или четырёх миллиметров.
Предупреждение для всех автомобилистов: использовать зимние шины летом – плохая затея. Из-за особенностей рисунка протектора и резиновой смеси их тормозной путь по сравнению с летними шинами значительно больше.
Износ протектора шин: когда нужно менять резину?
От технического состояния автошин зависит комфорт вождения, управляемость и уровень безопасности. Автомобильная резина обеспечивает сцепление машины с дорогой в различных климатических и дорожных условиях.
Протектор – это наружный слой шины. Он соприкасается с дорогой, создает пятно контакта и обеспечивает тягово-сцепные свойства. Протекторный рисунок отличается объемом, состоит из блоков, канавок, ламелей определенной глубины.
Протектор отвечает за сцепление колес с сухой, мокрой, заснеженной и обледенелой дорогой. Он отводит воду, грязь и снег от пятна контакта. Система блоков и канавок препятствует эффекту аквапланирования, когда между колесом и дорогой во время дождя возникает водяная подушка.
Степень износа протектора шин влияет на управляемость, маневренность, устойчивость автомобиля, на длину тормозного пути. Существуют требования к глубине протекторного рисунка. Если внешний слой покрышки истерт, то ее меняют.
Важно понимать, что изношенные автошины не способны справляться с поставленными задачами:
- Увеличивается длина тормозного пути как на сухом, так и на мокром асфальте.
- Если глубина износа протектора ниже нормы, это приводит к появлению аквапланирования. Результат: колеса автомобиля вращаются с разной скоростью. Одно из колес может оказаться над поверхностью дороги.
Износ протектора – основная причина ухудшения качества торможения, плохой управляемости и курсовой устойчивости. При этом изношенная резина показывает одинаково нестабильное поведение на любом типе дорожного покрытия в дождь, снегопад или сухую погоду.
Допустимый износ протектора
Зимние и летние покрышки различаются толщиной, составом резиновой смеси, количеством, формой и размером блоков, канавок. Подбор резины зависит от марки и модели автомобиля, типа кузова и класса, климатических и дорожных условий (город, автомагистраль, проселочные дороги, бездорожья), скоростного режима и стиля вождения.
Зимняя резина
Новые покрышки имеют глубокие канавки и многочисленные ламели, которые обеспечивают превосходные тягово-сцепные свойства. Производители выпускают зимние покрышки с тремя видами протектора:
- шипованный – наличие стальных элементов сцепления, шипов;
- фрикционный – нешипованная резина или липучка;
- скандинавский.
Шиповку используют для езды по нерасчищенным от снега дорогам и льду. Шипы вгрызаются в ледяную корку и раскалывают ее, обеспечивая отличное сцепление с дорогой. Но при движении на сухом асфальте шиповка теряет свои рабочие свойства.
Фрикционные шины-липучки подходят для езды по сухой чистой дороге, талому и неглубокому снегу, грязи. Главное отличие липучки – наличие грунтозацепов, специальных кромок сцепления, которые увеличивают устойчивость колес на мокром дорожном покрытии.
Скандинавские покрышки используют в условиях северных регионов, для которых характерны экстремальные минусовые температуры и снегопады. Главное отличие скандинавского протектора – широкие ламели, массивные многочисленные блоки, прорезанные канавками.
Через сколько менять зимнюю резину:
В современных моделях покрышек высота протектора – 9-12 мм. Допустимый уровень износа здесь составит от 4 до 6 мм. Если ‘порог’ износа пройдет – покрышку меняют вне зависимости от того, сколько она служит.
Важно : Протектор зимней покрышки всегда выше летней модели на 3-4 мм. Глубина рисунка скандинавской покрышки также должна быть достаточной – не менее 8-9 мм.
На необходимость замены также укажут специальные индикаторы, расположенные у основания покрышки.
Летняя резина
Глубина протектора летней авторезины составляет 6-8 мм. Минимальный износ протектора должен быть не меньше 1,6 мм.
Протекторный рисунок должен четко читаться. В ином случае происходит ухудшение тягово-сцепных свойств колес, покрышки не могут эффективно отводить воду и грязь от пятна контакта, возможен эффект аквапланирования.
Для автомобилей класса спорт высота протектора составляет от 12 мм. Для внедорожников показатель высоты увеличивается еще на 5 мм.
Когда по закону нужно менять резину
В соответствии с правилами дорожного движения, максимальный допустимый износ протектора:
- Для легковых автомобилей с максимальной массой до 3,5 тонн: лето – 1,6 мм; зима – 4 мм.
- Для грузового автотранспорта и прицепов – 1 мм.
- Для мотоциклов, мотороллеров, мопедов – 0,8 мм.
Остаточный износ протектора для микроавтобусов и автобусов, рассчитанных на перевозку более 8 пассажиров, составляет 2 мм.
Как определить износ протектора
Чтобы не попасть в аварийную ситуацию на дороге, автовладелец должен периодически проверять износ рисунка протектора. Это можно сделать следующими способами:
Возьмите измерительный инструмент с глубиномером – штангенциркуль. Выдвинете глубиномер, упритесь его носиком в основание рисунка. Штангенциркуль при этом должен упираться в верхнюю часть резины.
На механической или электронной шкале вы увидите показания. Если значение для летней резины меньше 1,6 мм, такие покрышки нужно срочно заменить. Для зимы этот показатель будет ниже 4 мм.
Чтобы показание было максимально точным, измерения проводят от основания рисунка. Оно должно быть ровным, без выступов.
Возьмите монетку номиналом два рубля. Поместите ее в канавку. Если ‘измеритель’ углубился до слова ‘рубль’, остаточная глубина 4 мм. Если слово ‘рубль’ исчезло – глубина 6 мм. Но если протектор спрятал только начало ‘венка’, то осталось 2 мм рисунка. В этом случае не рискуйте и замените покрышки.
‘Монетный’ способ неточный и позволяет узнать приблизительную глубину. Используется перед прохождением техосмотра или при покупке резины с пробегом.
Индикатор износа протектора
Производители сегодня предлагают покрышки со специальными индикаторами износа. Это особая часть рисунка: различается по цвету, форме, размерам.
На поверхности авторезины можно встретить следующие индикаторы:
-
Цифровые . На шину наносят цифры разной глубины: 2, 4, 6. Если цифра 2 исчезла – протектор уменьшился на два миллиметра. Цифры исчезают постепенно в процессе эксплуатации. Когда исчезнет самая большая по значению цифра, позаботьтесь о замене резины.
Объемные . Высота такого индикатора уменьшается в процессе эксплуатации шин. Когда его высота сравняется с протектором, изношенную резину следует менять на новую.
Цветные . Для обозначения критической отметки производители применяют разноцветный корд (желтый, красный). Цветная метка проявляется, когда покрышка износилась.
Причины неравномерного износа протектора
Не всегда покрышки изнашиваются равномерно. С такой проблемой автовладельцы сталкиваются часто, и вот ее основные причины:
- Неправильное давление в шинах
При накачке колес следует учитывать рекомендации производителя. Пренебрежение этим правилом приведет к избыточному давлению в покрышках.
Повышенное давление повышает шум, увеличивает повреждение, снижает управляемость.
Если колеса накачены слабо, происходит прогиб в центральной части. Снижается ускорение, повышается расход топлива, увеличивается радиус поворота.
При нормальном давлении резина изнашивается равномерно.
- Не отрегулированный развал-схождение
При попадании колеса в яму, выбоину сбивается развал-схождение. Автовладельцы не всегда могут самостоятельно и своевременно определить эту неисправность. Показателем служит – разный износ протектора.
Избыточный угол развала (положительный или отрицательный) приводит к истиранию резины в плечевых зонах. Покрышка получается скошенной. Автомобиль с такими колесами не может двигаться прямолинейно, и водителю приходится постоянно подкручивать рулевую рейку.
Избыточный угол схождения (положительный или отрицательный) приводит к ‘сбитому’ протектору. Рисунок собирается в гармошку, образуя бугристую, реброобразную поверхность.
- Бракованная резина и колесные диски
Из-за брака в покрышках или колесных дисках невозможно провести правильную балансировку колес. Такая ‘неисправность’ приводит к неравномерному износу, ухудшению управляемости и курсовой устойчивости автомобиля.
Первый признак бракованной резины – появление толчков, биение рулевой колонки.
- Изношенная или неисправная подвеска
Необходимо ежегодно проверять состояние подвески. Изношенные детали или неисправность этого элемента ходовой части машины также приводят к неравномерному износу шин.
Как часто нужно менять резину
Замене подлежат автопокрышки с остаточным износом протекторного рисунка, резина с трещинами и порезами.
Важно помнить, что автошины подвержены не только абразивному износу, но и теряют свои рабочие характеристики под воздействием климатических условий, воздействия дорожной пыли, реагентов, высоких нагрузок. Результат таких воздействий – задубевшая покрышка, покрытая микротрещинами.
Поэтому менять шины нужно через каждые пять лет. Это срок эксплуатации покрышки, по истечении которого она теряет технические и рабочие характеристики, даже если высота остаточного протектора допускает машину к участию в дорожном движении.
Индикатор износа протектора шины
Некоторые автовладельцы пренебрегают заменой покрытий колес. Они считают, что заменить старые на те, что уже использовались ранее вполне нормальным действием, либо ждут до последнего, пока от резины не начнут отваливаться куски за кусками. Игнорирование такой элементарной вещи часто становится причиной штрафа от сотрудников ГИБДД или, что еще хуже — дорожно-транспортных происшествий.
Недавно, аналитики из Финляндии провели статистическое исследование, в котором выяснилось, что около 57% ДТП происходят с участием автомобилей с критически изношенными покрышками, 30% из-за несоответствия со временем года, чуть менее 15% из-за слишком слабого давления в покрышках. На территории Российской Федерации данные исследование не проводились, однако, цифры скорее всего будут такими же. В статье рассмотрим, как же определить износ шин.
Протектор и его функции
Протектор – является внешним элементом автомобиля. Его основной ролью является защита колес от негативных физических воздействий, проколов, а также повреждений иного вида. Кроме того, протектор оснащен специальным рисунком, который обеспечивает такие важные для транспортного средства свойства как:
- отведение воды,
- сцепление с дорогой,
- размер пятна контакта с покрышкой.
Когда рисунок протектора стирается, из-за различных воздействий, величина его основных характеристик уменьшается, что негативно сказывается на движение автомобиля. Например, в процессе движения при скорости 100 км/ч величина тормозного пути у автомобиля с глубиной рисунка протектора 8 мм., составляет около 38 метров. Если она имеет значение в два раза меньше, то тормозной путь увеличиться на 80 сантиметров, а при значении в 2 мм, длина тормозного пути составит уже 41,8 метров. Чем хуже будут погодные условия, тем разница между исправным и изношенным протектором будет больше. Есть несколько типов износа: односторонний, местный, плоский, проходящий по окружности, пиловидный и связанный со старением резины, когда проходит срок годности.
Остаточная глубина протектора
Существуют минимальные значения допустимого износа шин при котором автомобиль можно эксплуатировать, это есть остаточная глубина протектора. Для зимних шин данное значение составляет больше 4 миллиметров, при этом данное транспортное средство можно эксплуатировать на заснеженных и обледеневших дорогах. Глубина протектора летних шин должна составлять не менее 1,6 мм, для легковых автомобилей и грузовых, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.
Зимние шины
Для обычной легковой машины (не внедорожника) глубина рисунка должна составляет 9-15 мм у новых зимних покрышек. Это значение позволяет эффективно отводить мокрый снег из-под колес. Со словом «слэшпленинг» встречался каждый владелец автомобиля. Суть заключается в том, что при наличии мокрого снега происходит клин дороги с колесом и сцепления может полностью потеряться, что приведет к неуправляемости вашего автомобиля. Данный эффект очень похож на аквапланирования, только вместо воды здесь – снег. Именно для этого и нужны глубокие канавки на шине – они помогают быстро отводить снег и лишнюю влагу. Хотя остаточная глубина протектора для зимних шин составляет 4 мм, при этом значении водитель может рассчитывать лишь на спокойную езду на ровных поверхностях, поэтому лучше не допускать износа покрышек в зимнее время.
Летние шины
В отличие от зимних, летние покрышки не встречают на своем пути снег и обледеневшие дороги, что значительно упрощают им жизнь, именно поэтому минимальная глубина рисунка должна составлять всего лишь 1,6 мм. Однако, при движении на мокром асфальте шины с протектором, значения которого составляет минимальное, не совсем надежны. Если лишняя влага не будет успевать отводится, то машина может полностью потерять управление. При таком условии, конечно, все зависит от скорости и маневров. Чем с большей скоростью вы предпочитаете ездить – тем надежнее будет установить покрышки с высоким значением глубины протектора.
Всесезонные шины
Есть некий компромисс между летними и зимними покрышками – всесезонные. Создаются они для определенных регионов, где зима длится всего 1-2 месяца, а снега выпадает намного меньше чем, например, в Москве. Они характеризуются тем, что их твердость выше чем у классических зимних, но меньше чем у летних. Из – за этого они не так эффективны, однако в некоторых ситуациях их имеет смысл применять. Допустимая глубина протектора не отличается от летних и зимних шин – 4 мм и 1,6 мм для зимнего и летнего сезона соответственно.
Индикатор протектора
Индикатор износа шин – это специальные отметки, которые производители оставляют на определённой глубине протектора. Разные компании стремятся любыми способами сделать свою продукцию более безопасной и применяют для этого различные виды индикаторов:
- Бугорок. При таком виде индикатора, определить износ можно в случае того, если канавка шины сравнялась бугорком. Данный вид индикатора имеет минимально допустимую высоту;
- Метки. Есть несколько видов цветных меток – первая, когда метка проявляется при стирании рисунка до критического значения, в другом она нанесена на определённую глубину протектора, соответствующую допустимому износу.
- Цифры. Данные метки являются числовыми значениями, которые говорят сколько глубины рисунка осталось.
Глубина рисунка шины – является очень важных показателям, за которым очень легко наблюдать, в случае критического износа заменять, для своей безопасности и комфортной езды.
Срок годности и дефекты шин
Согласно ГОСТ 4754 – 1997 и ГОСТ 5513-1997 срок годности любых видов покрышек составляет пять лет. Наличие срока годности объясняется тем, что на резину действует кислород и ультрафиолетовые лучи, которые оказывают на нее негативные воздействия, даже если вы используете транспорт редко. Производитель, как правило, указывает дату изготовления на резине. В России штрафы не предусмотрены за эксплуатацию покрышек, у которых прошел срок годности, однако при дорожном транспортном происшествии этот момент может стать решающим в выяснение о том, кто виноват.
Разные дефекты, которые могут привести покрышку в непригодность, происходят вследствии критических повреждений. К срочной замене могут привести такие повреждения как:
- крупные пробоины,
- повреждения боков,
- искривление каркаса,
- повреждение бортовых колец.
Обычный прокол гвоздем или другим мелким острым предметом, может быть локально устранен без процедуры замены.
Используйте данную информацию и следите за износом своих шин. Регулярно проверяйте срок годности и наличие дефектов. Это повысит вашу безопасность и безопасность окружающих.