Куда может уходить масло из двигателя
Перейти к содержимому

Куда может уходить масло из двигателя

  • автор:

Куда уходит масло?

Повышенный расход масла или, как говорят автовладельцы, масложор, тема, в последнее время очень актуальная и широко обсуждаемая. Что случилось, почему современные высокотехнологичные двигатели славятся большим расходом масла? Попробуем поискать причину, но сначала определим, куда же может пропадать масло из мотора.

Пути побега

Самая банальная причина снижения уровня масла в двигателе – его утечки. Течь смазка может через неисправные манжетные уплотнения – сальники, через поврежденные прокладки двигателя, патрубки, масляный радиатор. Мест для утечек предостаточно. Если мотор слегка «потеет», это вряд ли приведет к большому расходу масла, а вот капли смазки на асфальте – это уже серьезный повод к немедленному поиску неисправности.

Вторая причина – попадание масла в цилиндры двигателя. Основных путей в цилиндры два: верхний и нижний. Сверху смазка проникает через изношенные уплотнения стержней клапанов – так называемые маслосъемные колпачки. Нижняя дорога лежит через стенки цилиндров. Износ зеркала, задиры, изношенные или закоксованные поршневые кольца открывают маслу путь в камеру сгорания.

В моторах с турбонаддувом масло может попадать в цилиндры и через неисправную турбину. Так, почему-то, принято говорить. Хотя точнее будет сказать – через компрессор. Вот вам и третий путь.

Причины масложора

Через сальники масло начинает бежать при их естественном износе или при повышении давления картерных газов. Происходит это из-за засорения системы вентиляции картера. Система засоряется при использовании некачественного или не рекомендованного масла или при его несвоевременной замене.

Маслосъемные колпачки тоже имеют свойство изнашиваться – трение и высокая температура деталей головки желают свое дело. Очень быстро колпачки выйдут из строя при износе направляющих втулок клапанов. Стимулирует износ плохое масло и перегрев мотора.

Ускоренный износ стенок цилиндров и поршневых колец обычно связаны с нарушением правил эксплуатации автомобиля: масло не соответствует рекомендациям по качеству и вязкости, его несвоевременно меняют, используется некачественная смазка, в цилиндры попадают абразивные частицы. Последнее случается при применении не эффективных воздушных фильтров, замене их не по регламенту, а когда придется, появлении неплотностей во впускном коллекторе, через которые подсасывает воздух. Некоторые автомобили отличаются склонностью к залеганию поршневых колец из-за конструктивных особенностей мотора и слишком «щадящего» стиля езды. Ну не любят они долгого передвижения на низких оборотах.

Турбокомпрессор тоже может стать причиной повышенного потребления масла двигателем. Попадание смазки через изношенные уплотнения подшипников скольжения во впускной тракт и далее в камеру сгорания заметно увеличивает ее расход. Чтобы побыстрее приговорить агрегат наддува к ремонту, стоит использовать низкокачественные масла и резко глушить двигатель после прохватов по трассе. Зачем лить нормальную смазку, если она сгорает в цилиндрах и расход ее велик? А турбина и всухую покрутится – от нее не убудет

Что делать

Скажем сразу – двигатели некоторых машин склонны расходовать масло смолоду и в больших количествах. Такова их неприятная конструктивная особенность. Такие моторы хорошо известны и нужно хорошенько подумать, а стоит ли их покупать? Часто говорят, что виноват, ныне очень распространенный, турбонаддув. А почему тогда старые, добрые наддувные дизеля не отличались масляным аппетитом? Скорее все дело в стремлении максимально облегчить мотор, снизить потери на трение. Отсюда легкие поршни без юбки, миниатюрные колечки, жидкие масла….

Другое дело, когда большой расход масла в двигателе появляется в процессе эксплуатации авто. Когда это происходит при очень больших пробегах машины, придется смириться — естественного износа деталей двигателя никто не отменял. Повышенный расход масла – верный признак старости мотора. Когда это должно случится? Многое зависит от модели мотора и условий его эксплуатации: одни проявляют признаки старения уже после 100…150 тысяч километров, а другим и четверть миллиона нипочем.

Как же избежать раннего роста расхода масла и связанного с этим ремонта двигателя? Рецепты долголетия крайне простые и доступные каждому автомобилисту:

  • использовать качественные моторные масла, рекомендованные производителем автомобиля;
  • своевременно менять масло, в сложных условиях (высокая температура, запыленность воздуха, городская езда, работа двигателя под высокой нагрузкой) сократить на треть интервал замены масла;
  • использовать только качественные масляные и воздушные фильтры;
  • следить за герметичностью впускного тракта;
  • беречь турбокомпрессор, если он есть, использовать турботаймер;
  • контролировать утечки масла через сальники и прокладки;
  • не допускать перегрева мотора.

Еще один совет специально для особо осторожных водителей, которые в борьбе за низкий расход топлива и большой ресурс двигателя боятся лишний раз нажать на педаль акселератора. Постоянная езда на низких оборотах — прямой путь к образованию нагара и закоксовыванию поршневых колец. Не стесняйтесь время от времени давать мотору поработать на высоких оборотах. Расход топлива это сильно не увеличит, зато подвижность колец поможет сохранить.

Точная диагностика

Как определить причину повышенного расхода моторного масла? С утечками все понятно – на глаз. С путями попадания смазки в камеру сгорания сложнее. Есть верные признаки, что масло туда попадает: голубоватый цвет выхлопных газов, нагар на свечах зажигания. А каким путем? Можно использовать специальный прибор и заглянуть внутрь цилиндра. Но мало иметь диагностическое оборудование, нужно уметь правильно трактовать результаты его работы. Вряд ли музыкант или слесарь поставит точный диагноз больному, поглядев на его рентгеновский снимок…

Решение каждый принимает сам, исходя из своего опыта и знаний. Но большинству автовладельцев все же стоит обратиться для поиска причины повышенного расхода на сервис, к специалистам. Квалифицированные мастера компании FAVORIT MOTORS проведут тщательную диагностику двигателя, определят точную причину масложора и обязательно устранят ее.

Куда уходит масло?

Куда уходит масло?

06.04.2019 14:35

Без масла жизнь автомобильного двигателя будет очень короткой и умрет он в муках. Собственно, двигатель современного автомобиля просто не запустится без нужного уровня масла в поддоне. И вот однажды вдруг возникает проблема: если раньше масла хватало от замены до замены, минимум на сезон, то теперь оно уходит чуть ли не канистрами. Это почему?!

Как правило, на современных двигателях допускается расход масла в расчете три десятых процента от расхода топлива. Для дизельных моторов этот показатель может быть больше, до двух процентов. Также и среди одинаковых двигателей с разным предназначением нормальный расход масла может отличаться, но это все равно мизер по сравнению с возникшей проблемой «масложора».

Масложор — один из тревожных «звоночков», требующих срочно отправить автомобиль на диагностику и, скорее всего, на дальнейший ремонт.

Увеличивающийся расход масла в обычном «среднестатистическом» двигателе объясняется несколькими причинами. Одна из них – выгорание моторного масла на цилиндрах. Ну, без этого совсем уж не обойтись.

Далее. Масло, через вентиляцию поддона, может выноситься на впуск двигателя. И чем старее двигатель, тем выше давление газов в картере, а значит — и расход по этой причине будет увеличиваться.

Следующая причина, почему увеличивается расход моторного масла, подходит для турбированных двигателей: потому что моторным маслом смазываются турбокомпрессоры.

Эти причины в большей мере вызваны особенностью конструкции двигателей, а теперь обратим внимание на другие, возникающие из-за неправильной эксплуатации, или просто поломки. И самая основная – это, конечно, течь. Она может возникнуть через различные уплотнительные элементы, а также через неплотные прилегания деталей двигателя.

Течь через сальники на коленчатом вале. Любой мало-мальски опытный водитель сразу заметит масляную лужу под машиной. Если увидели — знайте, это плохо. Чаще всего причина связана с износом, или полным разрушением сальников коленчатого вала.

Масло может выходить и через прокладку масляного фильтра, ситуация довольно частая. Когда происходит замена масла и фильтра, нужно смазывать уплотняющее кольцо. Делается это для того, чтобы оно не смялось во время установки и как следует уплотнило масляный фильтр.

Следующая причина – течь через прокладку блока цилиндров. Вот эта ситуация уже считается аварийной. Как правило, она возникает при неправильной затяжке силовых болтов во время сборки мотора, или еще банальнее — при его перегреве. Четкими указаниями на данную проблему являются подтеки масла на внешних поверхностях двигателя. И здесь даже сама утечка масла не так страшна, гораздо хуже протечка тосола, которой сопровождается ситуация при данной причине.

Еще одна распространенная причина резкого увеличения расхода масла – это течь через маслоотражательные колпачки на клапанах двигателя. Так как они сделаны из резины, со временем начинают дубеть и теряют свои главные свойства. Может быть и так, что они просто были плохо надеты, и их сорвало со своего места.

Следующий пункт – высокая вязкость смазывающего масла. Чем она выше, тем лучше происходит смазывание поршневых колец, а также увеличение толщины остаточной пленки масла, которую оставляют поршневые кольца в цилиндре. Получается так, что чем больше пленка, тем лучше с ресурсом двигателя — но и масла сгорает больше. И если ваш двигатель уже старый, то придется смириться с потерей масла, так как ресурс все же важнее. Поэтому, чтобы поддерживать нужное давление, нужно брать густое масло.

Перегрев поршневых колец. Больше всего этому подвержены малосъемные кольца. Чтобы обеспечивать нужное давление, они имеют свою, прописанную в ГОСТе, четко определенную упругость. А обеспечивается это давление при помощи термофиксации кольца и усилием пружинного расширителя, который может быть витой или ленточный. И получается так, что стоит один раз перегреть двигатель, и упругость поршневых колец сведется на нет. Как итог — двигатель увеличит свой масляный аппетит.

Эксплуатация двигателя при неблагоприятных для него режимах. Если часто крутить двигатель на высоких оборотах, например, гоняя по трассе на больших скоростях, то само собой, расход будет увеличен. Берите с собой запасную канистру с маслом. Ведь при высокой скорости поршневые кольца прогоняют больше масла в камеру сгорания и кроме того, при таких нагрузках увеличивается температурный фон, из-за которого расход тоже растет.

А еще может быть и так, что в двигатель просто залито некачественное моторное масло. Все современные масла, особенно синтетического типа, способны обеспечить небольшие потери в камере сгорания. Делается это при помощи различных присадок, которые уменьшают испарение. Если удалить все эти летучие соединения, то повысится температурная стабильность. Но бывает, что масло изготовлено не на специализированных заводах, а у кого-нибудь в гараже, и там обеспечить все эти свойства просто невозможно. Такое масло горит в цилиндрах. Вывод: не нужно жадничать, покупая масло подешевле где попало — берите только в специализированных магазинах.

Это не все причины, потому что двигатель такая штука, что что-нибудь да вылезет снова. Но одно можно сказать точно: следите за своим железным другом, не игнорируйте его «странности» — тогда и серьезных проблем можно избежать.

Куда исчезает масло? Всё о масложоре двигателя

Oil

Может ли исправный двигатель страдать повышенным масляным аппетитом? Да запросто!

Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин

Ч ем современнее автомобиль, тем реже нужно лазить под капот – разве что омывайку долить. Однако бывают и конфузы: до планового ТО далеко, а масло в новеньком моторе уже куда-то пропало. Это как? Ведь исправные автомобили прежних эпох вообще не требовали долива масла между сменами!

Неисправности, приводящие к масложору, мы рассматривали неоднократно. Сейчас интереснее другое: может ли исправный современный мотор нуждаться в частых масляных дозаправках?

Немножко теории

Двигатель внутреннего сгорания обязан потреблять какое-то количество масла. Основная статья расхода – угар в цилиндрах. При движении поршня от верхней мертвой точки вниз на стенке цилиндра всегда остаeтся масляная пленка, которая испаряется под воздействием горящей рабочей смеси. Расход на угар может составлять до 80% от общих потерь смазки.

Ещё часть масла выносится с картерными газами через систему вентиляции картера, попадает на впуск и сгорает в цилиндрах. Маслоотражательные колпачки тоже ведут себя неидеально, поэтому добавляется расход на смазку клапанов. В двигателях с турбонаддувом существуют утечки через уплотнения вала, соединяющего рабочие колёса ­турбокомпрессора.

Oil

Если мотор новый, ему необходима обкатка – даже если рекламных дел мастера утверждают обратное. Изначально поверхности колец и цилиндров имеют шероховатость в несколько микрометров, а потому работают в режиме приграничного трения вместо гидродинамического. Приработка обычно снижает шероховатость примерно на порядок, а заканчивается она у всех по-разному: у кого-то через десяток тысяч километров пробега, у кого-то раньше. Это определяется режимами эксплуатации машины, погодными условиями, стилем езды и другими факторами.

Повышенный расход масла при обкатке – явление нормальное. А причины потребления масла уже обкатанным мотором можно разделить на три основные группы.

Особенности конструкции

Самым яростным нападкам подвергаются немецкие машины, способные кушать масло слишком интенсивно. К примеру, Volkswagen Touareg прошлого поколения, согласно инструкции, имеет право потреблять литр на пару тысяч километров.

Oil

Даунсайзинг современных моторов ведет к миниатюризации всех его элементов. Маленькие поршни и тонкие поршневые кольца снижают трение. А чтобы миниатюрные поршни сохраняли прочность, иногда экономят на сквозных дренажных отверстиях в зоне работы маслосъемного кольца. На одних поршнях их восемь, на других – лишь четыре. А на старых моторах для дренажа вообще были прорези-окна! Малое количество таких отверстий ухудшает отвод масла, которое, в итоге, сгорает. А то, что осталось у кольца – закоксовывает его, лишая подвижности и герметичности. Сечение отверстий для отвода масла в самих кольцах тоже порой недостаточное. Маслу остаётся один путь – в цилиндр.

Другое следствие даунсайзинга – наличие компрессора наддува, а то и двух. Они увеличивают нагрузки на «железо» двигателя, да и сами тоже нуждаются в смазке.

На расход масла влияет соотношение объема мотора и массы автомобиля. Чем слабее двигатель, тем сильнее его приходится нагружать, выкручивать – и тем выше расход масла.

Особенности эксплуатации

Чем выше скорость, тем быстрее «шевелятся» поршни в цилиндрах, тем больше масла уходит на угар. В прямом смысле слова подливает масла в огонь и повышенная нагрузка на автомобиль: перевозка тяжелых грузов, буксировка прицепа, езда по бездорожью, горам и так далее.

Горные дороги – вообще отдельный разговор. На крутых поворотах и уклонах коленчатый вал порой входит в контакт с маслом, «взбивая» его и дополнительно нагружая систему вентиляции картера масляными брызгами. То же явление может вызвать агрессивная езда. В обоих случаях масложор будет сильнее, если уровень масла близок к максимуму.

Oil

В жаркую погоду потребление масла возрастает, поскольку его вязкость падает. Любопытно, что расход может увеличиться и в сильный мороз: для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора контроллер фактически начинает лить топливо в камеру сгорания, что приводит к разжижению смазки в поддоне.

Автомобили с механической коробкой передач могут просить более частой доливки масла из-за того, что водитель неоптимально выбирает моменты переключения передач. Забитый воздушный фильтр вызывает рост разрежения, что сбивает настройки вентиляции картера.

Общее правило: любой автомобиль с пробегом, даже будучи технически исправным, кушает масла больше, чем такой же новый.

Неправильное обслуживание

Главный упор – собственно на моторное масло. Его повышенный расход может быть вызван тем, что владелец машины в погоне за экономичностью или за модой залил в мотор масло типа 0W‑20, хотя инструкция такого не рекомендовала. Оно будет вести себя как водичка, а потому закончится довольно быстро.

Другой вариант – затягивание с заменой старого масла. Мол, мотор работает – и ладно. Можно попасть и на «левое» масло с непредсказуемыми характеристиками.

Апогеем неправильного обслуживания является неплотно затянутый масляный фильтр и пробка слива масла, из-под которых масло может утекать на дорогу. ЗР

Куда уходит масло?

Большинство современных ДВС способны работать практически не расходуя масло — от одной замены до другой, то есть без необходимости доливки — двигатель берет масло в пределах литра на 10 000 километров. Большинство, но отнюдь не все, старые модели силовых установок с приличным сроком эксплуатации, к сожалению, не могут похвастаться подобного рода показателями. Кроме того, нередко в вопросе: «куда уходит масло из двигателя» — виновен сам водитель.

Из этого следует, что допустимый максимум расхода масла — 0,5л/1000 км, при условии, что вы любитель быстрой езды и нередко используете потенциал своего стального коня по максимуму. В таких случаях, как правило порядком изношенный двигатель берет масло еще с большей интенсивностью, и в некоторых случаях этот показатель способен достигать отметки порядка 0,6 % от общего количества расходуемого топлива. Если вы заметили, что уходит масло из двигателя, а его расход достиг максимального значения, вам следует задуматься о ремонте, однако не стоит слишком спешить. Ниже будут приведены так называемые нормы расхода и рекомендации к действиям.

Итак, расход масла и рекомендации по нему:

  1. Двигатель берет масло от 0,2 до 0,3 литра на 1000 км пробега — необходима замена маслосъемных колпачков.
  2. Двигатель расходует до 0,5 литра — повод готовиться к капитальному ремонту.
  3. Мотор съедает 1 литр масла менее чем на 100 км — необходим срочный капремонт.

Однако необходимо также учитывать тот факт, что у каждого автомобиля имеются свои допуски, к примеру, производитель Mitsubishi для своего внедорожника Pajero, указал: «расход масла напрямую зависит от стиля езды и может достигать значения вплоть до 1 л/1000 км, другими словами для данного авто это норма.

Теперь, что касается причин, по которым уходит масло из двигателя. Основных причин две и сейчас мы их рассмотрим.

Первая — течь. Вот краткий список мест, которые могут стать причиной подтекания масла, а также советы по устранению течи:

  1. Крышка клапана — необходимо заменить или тщательно обработать при помощи герметика.
  2. Трамблер — лечится аналогично предыдущему узлу, необходима обработка герметиком.
  3. Механический бензонасос — нужна замена прокладок и герметизация.
  4. Балансирные валы — потребуется замена.
  5. Картер двигателя — чтобы устранить необходимо демонтирование и выравнивание, после все хорошенько обработать герметиком.
  6. Сальники (распредвала, задний и передний) — обязательная замена.
  7. Маслодатчик — ремонт невозможен понадобится замена.
  8. Масляный фильтр — сначала попытайтесь дожать или подтянуть по плотнее, если невозможно — замените.
  9. Прокладка ГБЦ — необходима срочная замена.
  1. Утечка одновременно в нескольких местах возникает только при высоком давлении, в противном случае ее не удастся обнаружить.
  2. Если у вашего автомобиля имеются проблемы с вентиляцией картера — их обязательно нужно устранить, если этого не сделать, то устранить течь будет довольно сложно.
  1. Гореть может в коллектор или в воздушный фильтр посредством вентиляционной системы картера, основная причина — чрезмерно высокое давление в самом картере. Чтобы устранить эту неисправность проверьте поршневую и вентиляционную систему картера.
  2. Не исключено, что проблема кроется в маслосъемных колпачках или втулке клапана. Установить так ли это, можно после разогрева двигателя до определенной температуры, то есть разгоняете обороты до 4000 об/мин и смотрите на цвет и интенсивность выхлопа. Если цвет выхлопных газов стал более насыщенным или того хуже черным — колпачки требуют замены.
  3. Еще один способ проверить уходит масло из двигателя или нет — поездить немного на разогретом двигателе, после этого остановиться и на минуту-две, затем резко стартонуть — если имеются проблемы с колпачками об этом будет свидетельствовать облако густого дыма, которое вылетит при резком старте.
  4. Если резко увеличился расход масла, при этом заметно повысилась компрессия, а при наборе оборотов двигатель начинает дымить — это может означать, что масло горит через кольца. Иногда это бывает связано с залеганием колец из-за нагара, в таком случае их можно попытаться отмочить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *