ремонт Вогловских звуковых сигналов
Наверное мало осталось людей, которые не заменили родной сигнал на нечто более серьезное, например Волговские звуковые сигналы.
Я уже давно поставил такие сигналы на Оку — работают исправно уже лет 8 наверное.
на своем Лаче — сначала ставил «дудку с компрессором», затем вернул родной, ну а недавно — поставил Волговские сигналы, те которые идут для ВАЗовской классики.
но речь пойдет именно о Волговских сигналах…
В очередной раз «сдох» волговский звуковой сигнал на Лаче моего знакомого.
Надо сказать, что сигналы эти за последний год «сдыхают» с завидной постоянностью.
Каждый раз покупаем сигналы разных производителей. В этот раз купили уже третью пару сигналов, причем, китайские. Посмотрим, сколько они проходят.
Уже даже шутка сложилась – «Не чего делать в гараже? – поменяй сигналы на Лаче.»
Понятное дело, что при каждой поломке звуковых сигналов — сигналы снимались, чистились их контакты, собирались, но…но они все равно гудели крайне плохо. Поэтому и ставили новые. Да и времени как всегда было мало, чтобы заморачиваться ремонтом сигналов.
Однако, в гараже скопилось уже три неисправных звуковых сигнала, Решил – ну сколько можно покупать новые? Пора уже вплотную подойти к этому вопросу.
Мозг понимает, что ломаться в этих сигналах нечему, устройство крайне простое – катушка, стальной стержень, мембрана, контакты, улитка.
Электрика – это наука о контактах.
Разбираем сигнал, чтобы не забыть что и в какой последовательности – фотографируем каждый шаг (склероз однако, где –то на подходе )
При полной разборке (не снимал только катушку, прозвонил ее, все ок) стало понятно, почему обычной чистки контактов было недостаточно.
Все эти пластины, которые входят в «контактную группу» явно были ржавыми.
Берем наждачную бумагу (у меня под рукой была 1000ая) тщательно зачищаем все эти пластинки, не забываем про сами «пятаки» контактов.
После чего делаем предварительную сборку – проверяем как гудят. Гудят как новые.
После проверки – разбираем и собираем обратно уже с использованием герметика. Нанес герметик на все прокладки и примыкающие части корпуса. Теперь влага уже не должна попасть внутрь. По идее, если и попадет в улитку, то влага останется только внутри пластиковой улитки, не причинив вреде контактам и пластинам.
Все три сигнала собраны – исправны.
Теперь есть «про запас» 2 сигнала высокого тона и 1 низкого.
Может на НиФку поставлю…
Пс:
Раньше вроде в таких сигналах стояло что-то типа диода, который уменьшал искрообразование в контактах. Теперь такого в сигналах я не увидел, хотя «место» для этого по-прежнему осталось.
Ремонт звуковых сигналов (бибикалок).
С недавнего времени стал замечать, что один из сигналов часто не срабатывает, а оставшийся звучит очень тихо и, даже, как-то жалобно. Учитывая то, что сигналами пользуюсь минимум два раза в день, при въезде и выезде на территорию завода на проходной, да и «безопасность — превыше всего» (пешеходы, с приходом весны, расслабляются прямо на глазах, решил я заняться этим вопросом.
Ключом «на 13» открутил гайки и демонтировал сигналы. Ужаснулся количеству махровой ржавчины под гайками и на клеммах. Как выяснилось, клеммы на самих сигналах («папы») железные, а «мамы» на проводах латунные.
Клеммы на сигналах и места контакта с кузовом чистил шкуркой. Много «разных» слов, невзирая на своё верхнее образование, высказал я в адрес ГАЗовских конструкторов, разместивших электрические приборы, коими являются бибикалки, прямо в воздушном потоке, несущем дождь и солевой туман.
Сначала, естественно, определил, что не работает правый (по ходу) сигнал. Он издавал только щелчки при подключению к аккумулятору. Левый же «дудел» очень тихо.
Вспомнив устройство сигналов (не раз приходилось с ними возиться в прошлом, однажды даже, перематывать 24-х вольтовый на 12 Вольт) решил их просто отрегулировать. Тем более, что винты корпусов «прикипели» намертво. Для регулировки, ослабил контргайки на регулировочных винтах, вывинтил винты, почистил их от грязи и прогнал их, ввернув до упора (без фанатизма) и открутил обратно, примерно на старое положение.
Эта процедура позволяет несколько очистить контакты прерывателя внутри устройства и «оживить» подвижные части.
Далее, периодически подключая сигналы к аккумулятору, вращением регулировочных винтов добился наибольшей громкости, но без дребезжания. Законтрил винты контргайками и несколькими пшиками из баллончика с краской зафиксировал их положение.
Клеммное соединение я решил устранить как класс. При помощи паяльной кислоты (сталь всё-таки) залудил клеммы и припаял к ним по проводу длиной около 30 см. Изолировал соединение термоусадкой.
Далее, на машине, припаиваю новые провода к бортовым, опять же с термоусадкой и, густо намазав шпильки крепления и прилегающие поверхности сигналов графитной смазкой НК-50, устанавливаю сигналы на место.
Естественно, провел испытания, так сказать, «на объекте». Вот он, «паровозный рёв» волговских сигналов! Сосед по гаражу напротив, до того мирно менявший тормозные колодки, зачем-то, издалека, стал мне показывать гаечный ключ, размером «на 50», уверяя, что состоял в близких отношениях с моей мамой и, что в следующий раз придет ко мне стирать нижнее бельё.
Вот где-то так, задавайте вопросы — отвечу. Всем удачной недели!
Автомобильные звуковые сигналы
Звуковые сигналы автомобиля используют для оповещения пешеходов и водителей о приближении автомобиля или о состоянии его рабочих агрегатов. Звуковой сигнал включается также в систему «автомобильного сторожа» или автомобильная противоугонная система.
По характеру звучания сигналы подразделяют на шумовые и тональные, а по устройству — на рупорные и безрупорные. Шумовые сигналы являются безрупорными, тональные — рупорными.
Питание сигналов постоянным током осуществляется от сети автомобиля.
Принцип работы шумовых и тональных сигналов аналогичен. Основным их исполнительным элементом является электромагнит, катушка которого подключается к сети питания через контакты прерывателя. Якорь электромагнита связан со звукоизлучающей мембраной.
При протекании тока по катушке электромагнита его якорь притягивается к сердечнику, и мембрана прогибается. Одновременно происходит размыкание контактов прерывателя, катушка электромагнита обесточивается, якорь под действием упругой силы мембраны возвращается в исходное положение, замыкая контакты прерывателя. Таким образом, процесс притягивания и отпускания якоря становится периодическим, возникают колебания якоря вместе с мембраной. От частоты колебаний якоря зависит высота тона излучаемого звука. По основной частоте звука сигналы делят на сигналы высокого и низкого тонов.
На автомобилях применяют параллельное включение сигналов высокого и низкого тонов. Основные частоты звука этих сигналов гармонично сочетаются. Обычно разница основных частот звука сигналов высокого и низкого тонов составляет 65—100 Гц.
Звуковые сигналы автомобиля характеризуются уровнем звукового давления (в децибелах) и спектральным составом звука. Наиболее хорошо перекрывают шум движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы, частотный спектр которых находится в пределах 1800—3550 Гц. Поэтому размеры, материалы и конфигурацию мембраны, резонаторов и других звукоизлучающих деталей сигнала подбирают таким образом, чтобы вся его звуковая энергия была сконцентрирована в этом диапазоне.
Тип звукового сигнала | марка автомобиля | напряжение В. | сила тока А. | уровень звукового давления дБА | частота звука Гц | исполнение |
Сигналы низкого тона | ||||||
С304 | ВАЗ 2101, 2102, 21011 | 12 | 4 | 105—125 | 405-445 | Безрупорное |
С308 | ВАЗ 2103, 2106, 2107, 2108; Москвич-2140 | 12 | 7,5 | 110—125 | 400-430 | Рупорное |
С306Г | КамАЗ; КрАЗ | 24 | 4 | 110—125 | 340-390 | Рупорное |
С313 | МАЗ 500С, 5335 | 24 | 4 | 110—125 | 370-420 | Рупорное |
Сигналы высокого тона | ||||||
С305 | ВАЗ 2101, 2102, 21011 | 12 | 4 | 105—125 | 470-505 | Безрупорное |
С309 | ВАЗ 2103, 2106, 2107, 2108; Москвич-2140 | 12 | 7,5 | 110—125 | 480-510 | Рупорное |
С307Г | КамАЗ; КрАЗ | 24 | 4 | 110—125 | 420-480 | Рупорное |
С314 | МАЗ 500С, 5335 | 24 | 4 | 110—125 | 440-490 | Рупорное |
В таблице 1 указаны основные параметры некоторых типов звуковых сигналов автомобиля.
Чтобы исключить влияние массы автомобиля на звукоизлучение сигнала, применяют его рессорную подвеску.
Возникающее при движении автомобиля вихревое движение воздуха изменяет слышимость сигнала. Чем больше скорость автомобиля, тем меньше расстояние, на котором слышен сигнал.
Устройство и схемы включения звуковых сигналов автомобиля
Устройство шумового безрупорного сигнала показано на рисунке 2 слева. Он состоит из стального корпуса на котором закреплен электромагнит, содержащий ярмо 2, сердечник 5, якорь 4 и катушку 3. Якорь электромагнита жестко соединен с мембраной 8 в ее центральной части. По периферии мембрана зажата винтами между корпусом 1 и крышкой 9 сигнала. На якоре закреплен также диск резонатор 10, обеспечивающий усиление громкости звучания сигнала и нужный частотный диапазон звукоизлучения. Питание на катушку электромагнита подается через контакты прерывателя 7.
Возникающий при этом магнитный поток проходит через часть корпуса, крепящий сердечник, сердечник, ярмо, якорь электромагнита, и якорь притягивается к сердечнику. Выступ якоря, перемещаясь, действует на держатель 6 подвижного контакта прерывателя, разрывая цепь питания катушки электромагнита. Обратный ход якорь осуществляет под действием упругой силы мембраны.
Некоторые типы звуковых сигналов автомобиля высокого и низкого тонов отличаются только толщиной мембраны, например, сигналы С-304 и С-305. У сигнала низкого тона мембрана толще.
Устройство тонального рупорного сигнала автомобиля изображено на рисунке 2 справа. Он состоит из:
1 — корпус электромагнита; 2 — сердечник электромагнита; 3 — якорь; 4 — катушка; 5 — ярмо электромагнита; 6 — мембрана; 7 — корпус рупора; 8 — крышка рупора.
Тональный сигнал по устройству мало отличается от шумового. Он также имеет корпус, электромагнит, прерыватель и мембрану 6. Однако резонатором этого сигнала является столб воздуха, заключенный в рупоре. Рупор образуется соединением его корпуса 7 и крышки 8. Конфигурация рупора обеспечивает взаимную настройку частот колебания мембраны и воздушного столба, чем достигается получение громкого звука определенного тона. Конец рупора расширяется для эффективного излучения звука. Для уменьшения искрения контактов прерывателя в тональных сигналах так же, как и в шумовых, параллельно контактам включают резисторы или конденсаторы. В малогабаритных сигналах средства, уменьшающие искрение контактов, не устанавливаются.
Рис. 3. Схемы включения автомобильных звуковых сигналов.
Шумовые сигналы имеют двухпроводную схему и управляются кнопкой S включения сигналов по схеме рис. 3, а.
Тональные сигналы потребляют ток, превышающий допустимые значения для механических кнопок. Поэтому они управляются по схеме, приведенной на рис. 3, б с использованием промежуточного реле KV. Один вывод обмотки электромагнита тональных сигналов соединен с массой. Такие сигналы имеют однопроводную схему.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильных звуковых сигналов
Обслуживание сигнала состоит в очистке его от загрязнения и проверке качества электрических соединений. Действие сигнала рекомендуется проверять ежедневно. На автотранспортных предприятиях при техническом обслуживании автомобилей (ТО-2), если это необходимо, регулируют силу звука сигнала. Эту операцию следует проводить только при появлении хрипа и снижении громкости звука.
Шумовые сигналы регулируют поворотом винта, расположенного на задней стенке сигнала, не более чем на 1 оборот. При этом изменяется зазор между контактами прерывателя.
Комплект сигналов высокого и низкого тонов регулируют и настраивают на совместную работу в специализированной автомастерской.
Проверку звукового сигнала автомобиля можно осуществить, подключив его через амперметр к аккумуляторной батарее соответствующего напряжения. Звучание сигнала должно быть громким, без дребезжаний, а сила потребляемого тока не должна превышать значений, указанных в таблице 1.
Тон звука, громкость сигнала и сила потребляемого тока зависят от величины воздушного зазора между якорем и сердечником, который обеспечивается подбором прокладок между корпусом и мембраной, а также от величины зазора между контактами прерывателя.
Рассмотрим основные неисправности сигнала автомобиля, внешние признаки и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
При нажатии на кнопку сигнал не звучит или звучит прерывисто | |
Обрыв цепи, соединяющей кнопку сигнала с сетью автомобиля | Осмотреть проводку, устранить обрыв |
Срабатывание предохранителя | Определить и устранить причину короткого замыкания и срабатывания предохранителя |
Плохой контакт в кнопке, выводах сигнала или реле | Восстановить контакт, подтянув винты выводов и зачистив контакт от окисления, пыли, масла |
Отказ реле сигнала | Заменить реле |
Сигнал звучит слабо и хрипло при неработающем двигателе, но при работе двигателя звучит нормально | |
Разряд или выход из строя аккумуляторной батареи | Зарядить или заменить аккумуляторную батарею |
Сигнал звучит слабо и хрипло во всех режимах работы двигателя | |
Подгорание контактов прерывателя сигнала | Зачистить контакты и отрегулировать сигнал |
Подгорание контактов реле | Зачистить контакты реле |
При проверке от аккумуляторной батареи сигнал не звучит и не потребляет ток | |
Обрыв в цепи катушки электромагнита | Восстановить вывод катушки или заменить сигнал |
Нарушение регулировки контактов прерывателя сигнала | Отрегулировать сигнал поворотом регулировочного винта |
При проверке от аккумуляторной батареи сигнал не звучит, но потребляет ток | |
Спекание контактов прерывателя | Заменить сигнал |
Для зачистки контактов прерывателя следует разобрать сигнал. При его сборке важно сохранить первоначальный зазор между якорем и сердечником электромагнита. Поэтому прокладку между корпусом звукового сигнала и мембраной желательно не заменять. Ее необходимо очистить от пыли и грязи и установить на место.
Поломка автомобильного клаксона: причины и способы устранения
Клаксон для автомобиля – устройство, использовать которое следует для подачи звуковых оповещений, привлечения внимания, что позволяет предотвратить ДТП, позвать на помощь в экстренной ситуации. Его конструкция сформирована токопроводящими элементами, контактами, реле, переходниками, диском-резонатором, мембраной, колебания которой и продуцируют мощный акустический поток.
Принцип действия довольно прост. Водитель нажимает на клавишу рулевого колеса, что замыкает контакты, подает ток на обмотку, вокруг сердечника формируется магнитное поле, подтягивающее якорь. При нажатой кнопке, процесс повторяется циклично, якорь постоянно перемещается, вместе с ним колеблется мембрана, формируется звук. Полностью работа прекращается после того, как водитель убирает руку с клавиши.
Основные причины поломки клаксона в авто
Устройство выглядит не слишком сложным, однако, из-за обилия небольших элементов оно довольно уязвимо для загрязнений, влаги, механических, электрических нагрузок. В один “прекрасный” момент водитель обнаруживает, что не работает сигнал в автомобиле.
Список наиболее распространенных причин, по которым не работает звуковой сигнал на авто, выглядит так:
- Естественное старение силовых элементов. Например, могут окислиться контактные группы, прогореть обмотки, соединительные элементы, разъемы. Интенсивность износа увеличивается при неблагоприятных климатических условиях местности, частых дождях, поездках по дорогах, обильно посыпанных реагентами, песчано-солевыми смесями.
- Загрязнение мембраны и корпуса. Распространенная проблема в том случае, если техника регулярно используется для покорения сложных маршрутов, поездок по пересеченной местности.
- Сбой в электрической цепи, скачок напряжения бортовой сети, из-за которого перегорели предохранители, реле.
Сломался клаксон в машине: что делать?
Если не работает клаксон в авто, то, вне зависимости от причин поломки, следует до ее устранения забыть о выезде на дороги общего пользования. Как было сказано в начале статьи, такая неисправность, в соответствии с ПДД, предполагает категорический запрет на эксплуатацию транспортного средства. Если инспектор обнаружит дефект во время очередной остановки для проверки документов, на владельца будет наложен внушительный штраф.
Самостоятельный ремонт клаксона в автомобиле
Если перестал работать клаксон на автомобиле, впору озадачиться самостоятельным восстановлением. Алгоритм действий зависит от того, в чем именно кроется корень проблемы. Начать диагностику следует с блока предохранителей. В эксплуатационной инструкции к транспортному средству должно быть указано, где именно находится деталь, в блоке рядом с рулевым колесом или под капотом. Итак, после того как искомый элемент обнаружен, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- Извлечение предохранителя с нужным номером. Действовать лучше специальными щипцами, максимально аккуратно, чтобы исключить повреждение контактных групп.
- Проверка. Иногда дефект заметен даже при простом визуальном осмотре, выражается он в разрыве вольфрамовой нити. Впрочем, ее целостность – не гарантия работоспособности. Следует воспользоваться мультиметром, если проверка показывает, что сопротивление составляет не 0 Ом, то деталь вышла из строя.
- Установка нового элемента с аналогичными характеристиками.
На втором месте по распространенности является проблема, связанная с реле. Как и в предыдущем случае, блок может располагаться или со стороны салона, под рулевым колесом, или в моторном отсеке. В блоке, как правило, установлены реле одинакового типа, так что для проверки работоспособности реле клаксона достаточно поменять его местами с любым другим.
Бывает, что не работает сигнал авто из-за поломки кнопки рулевого колеса. Это довольно редкая ситуация, однако, если клавиша продавлена, имеет холостой ход, причина – именно в ней. Придется провести разбор, отрегулировать положения, заменить контакты или крепежи. Не лишне смазать подвижные части, чтобы восстановить легкость, плавность хода, устранить заедания.
Если не работает клаксон на автомобиле из-за загрязнения мембраны, деформаций корпуса, можно попробовать провести аккуратную чистку. Найти деталь несложно, она находится прямо перед основной решеткой радиатора, на некоторых моделях авто хорошо различима невооруженным глазом. Звук в таких ситуациях, как правило, не пропадает полностью, а становится тише, что хоть и не является нарушением ПДД, все же снижает эффективность устройства оповещения. Причиной может быть и окисление, коррозия контактов, удерживающих корпус. Их придется заменить, перепаять, чтобы вернуть нормальную электрическую проводимость.
Полезные советы
Лучше не доводить до ситуации, когда полностью не работает сигнал в машине. Зачастую, его поломка не мгновенная, а ей предшествуют определенные сбои, например, прерывание звука, или некорректная работа клавиши, ее приходится нажимать с усилием, чтобы получить желаемый эффект, при нажатии слышны щелчки, имеют место заедания.
Чем раньше начать устранять поломку, тем меньше сил и средств на это потребуется. При замене лучше использовать оригинальные запчасти, либо их сертифицированные аналоги. Использование некачественных деталей приведет не только к скорой повторной поломке, или к еще более серьезным проблемам, касающимся силовой части, бортовой электросети транспортного средства.