Датчик АБС устройство и принцип работы
Что такое датчик АБС: принцип работы и задачи запчасти
Практически в каждом современном транспортном средстве существует система антиблокировки тормозов. Это комплект специальных датчиков, которые считывают скорость вращения колес и помогают тормозной системе при необходимости. Например, во время резкого торможения или езды в сложных погодных условиях.
Датчики АБС, другое название системы, появились еще 50 лет назад. И с тех пор эти комплектующие стали обязательными запчастями для обеспечения безопасности водителя и его пассажиров.
Принцип работы датчика основан на появлении магнитного потока при вращения колеса
Как работает ABS
Как и у всех остальных электронных приборов в конструкции транспортного средства, работа датчиков АБС завязана на функционировании ЭБУ ‒ электронного блока управления. Ведь именно туда поступают и там обрабатываются сигналы от датчиков. ЭБУ анализирует полученную информацию и подает соответствующие сигналы о том, поднять или снизить скорость оборотов колес.
Если водитель слишком сильно зажмет тормоз, колесо полностью заблокируется. В таком случае датчик АБС посылает сигнал, который информирует ЭБУ о том, что нужно снизить тормозные усилия. Электронный блок управления подает соответствующие сигналы о том, чтобы снизить давление тормозной жидкости и разблокировать колесо. При необходимости процесс повторяется.
Если вас интересует датчик АБС, принцип работы запчасти достаточно прост. Деталь только отслеживает скорость оборотов колеса, однако это помогает улучшить управляемость автомобилем, что поможет избежать неприятных ситуаций на дороге. Эффективность датчиков повышается еще и потому, что они срабатывают практически без задержек еще до того, как колесо полностью заблокируется.
Как узнать, что датчик АБС сломался
Если вас интересует, как работает ABS, то также важно обратить внимание на симптомы поломки запчасти. Это поможет вовремя исправить проблему и сохранить работоспособность тормозной системы на предыдущем уровне.
Первым симптомом того, что прибор сломался, является загоревшийся индикатор на панели приборов после пуска ДВС. Когда автомобиль превысит скорость более 25 км/ч, то система на 100% распознает поломку. Заметить неполадки может и водитель, поскольку поведение автомобиля на дороге немного изменится, особенно при торможении.
Кроме того, как работает АБС, следует также ознакомиться с основными причинами поломки приборов. К ним следует отнести:
- обрыв электросети или неполадки с ЭБУ;
- датчик на колесе вышел из строя, причиной этого чаще всего являются окисление контактов, недостаток питания из бортовой сети, короткое замыкание или загрязнение датчика;
- механические поломки ‒ такие неполадки могут касаться ступицы или ротора, на котором находится прибор, также поломка может быть вызвана неполадками с насосом АБС.
Колесные датчики АБС ‒ это самый уязвимый элемент системы. Он часто выходит из строя из-за поломок подшипников, загрязнений и т. д., что приводит к полной остановке работы системы.
Когда АБС выходит из строя, то о поломке системы свидетельствуют и другие признаки:
- ЭБУ демонстрирует соответствующий код ошибки при анализе;
- характер нажатия на тормозную педаль немного меняется, теперь отсутствуют определенные звуки и стуки, которые демонстрировали, что обороты колес контролируются;
- при резком торможении происходит блокировка колес.
Как проверить датчик АБС
Водителю важно знать не только как функционирует запчасть, но и как проверить датчик АБС. Порядок действий в таком случае достаточно прост, однако для начала важно удостовериться, что проблема касается именно датчика, а не других элементов бортовой сети. Поэтому предварительно выполните такие действия:
- Осмотрите блок предохранителей на предмет сгоревших элементов. Возможно, обрыв цепи произошел по их вине.
- Оцените проводку на предмет короткого замыкания.
- Проведите визуальный осмотр датчиков АБС, а также запчастей поблизости ‒ ступицы и ротора.
- Проверьте надежность фиксации датчика.
Если эти шаги не выявили проблем, то нужно проверить приборы при помощи мультиметра. В таком случае порядок действий выглядит таким образом:
- Транспортное средство фиксируется на ровной плоскости.
- Демонтируется колесо, где находится неисправный датчик.
- Проводится дополнительный осмотр проводки на предмет повреждений.
- Настраивается мультиметр. Прибор переводится в режим измерения сопротивления. Уровень максимального сопротивления следует указать выше, чем в документации датчика АБС.
- Установить щупы мультиметра на контакты и снять показания. Сопротивление должно находиться на том же уровне, что и указано в документе.
- Повращайте колесо. Показатель должен меняться в зависимости от скорости оборотов. Если этого не происходит, устройство сломано.
Водителю важно знать не только как работает датчик АБС, но и как проверить запчасть мультиметром. В таком случае после нескольких манипуляций владелец автомобиля точно сможет удостовериться в необходимости замены прибора. В ином случае придется отвозить автомобиль на СТО.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
3380 просмотров
Как измерить сопротивление датчиков АБС
Проверка датчика АБС При резком торможении все колеса автомобиля блокируются, но он продолжает двигаться по инерции. Так как при торможении масса машины распределяется между колесными осями неравномерно, транспортное средство.
9888 просмотров
Неисправности дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка ‒ это запчасть, которая регулирует объем подачи воздушной массы в камеру сгорания ДВС. Поломка запчасти нарушает этот процесс, что приводит к образованию неоптимальной топливовоздушной смеси, а это в свою.
Как проверить датчик ABS автомобиля
Практически все современные автомобили оборудованы антиблокировочной системой (далее ABS/АБС). Датчик ABS (антиблокировочной системы) — это электронный датчик, который измеряет скорость вращения колеса и передает информацию в управляющую систему ABS для предотвращения блокировки колес во время торможения на автомобиле. Она работает в тандеме с бортовой электроникой и тормозной системой. В составит ABS входит набор датчиков. Именно они являются одним из самых слабых мест системы. Сегодня Avto.pro разберется, какими бывают датчики ABS, как проявляют себя их неисправности, как проверить работоспособность сенсора и подобрать новый в случае необходимости.
Коротко о датчиках АБС
Другие наименования датчиков ABS: датчик скорости, ДСА. Данный элемент определяет скорость и частоту вращение автомобильных колес. Точность измерений этих параметров сказывается как на работе ABS, так и системах курсовой устойчивости и антипробуксовки. Датчики АБС разделены на две группы:
- Пассивные (часто их называют индуктивными);
- Активные (токовые).
Точность измерений пассивных датчиков оставляет желать лучшего, но для нормальной работы антиблокировочной системы ее хватает. Другой недостаток: невозможность определения скорости вращения колес при движении авто со скоростью менее 5-7 км/ч. К достоинствам обычно относят простоту устройства и долговечность. В тандеме с датчиком работает зубчатый диск. Он располагается на оси ступицы, реже на наружном ШРУСе. Датчик начинает работать с перебоями при нарушении целостности зубчатого колеса – меняются характеристики аналогового сигнала, появляются пропуски.
Активные датчики подразделяются на датчики Холла (также делятся на пьезоэлектрические и катушечные), а также магниторезистивные (обозначаются как AMR). Последние фиксируют как скорость, так и направление вращения колес авто. Датчики работают в тандеме с магнитным кольцом на подшипнике ступицы. Наиболее важными элементами кольца являются т.н. метки, положение которых учитывается датчиком. Основные преимущества таких сенсоров: высокая точность измерений, надежность.
Основные неисправности
Ключевые факторы, влияющие на работоспособность датчиков ABS: состояние кольца (зубчатого или магнитного), состояние проводки. При нарушении целостности хотя бы одного элемента блок управления начнет получать неверные данные или же датчик вовсе перестанет передавать сигнал. Водитель может столкнуться с такими проблемами:
- Неисправность модуля управления;
- Ошибка/неисправность одного или пары датчиков ABS;
- Ошибка/неисправность элементов смежных систем.
В отдельных случаях третью проблему легко спутать с первой. К примеру, при неисправности датчика педали тормоза ABS станет работать с ошибками. При этом водитель заметит, что индикатор ABS загорится и будет работать постоянно. При этом в самой антиблокировочной системы все нормально – требуется только замена датчика педали тормоза.
При неисправности модуля управления ошибки ABS будут постоянными или спорадическими. К примеру, индикатор может гореть как постоянно, так и гаснуть после прохождения короткого участка дороги. Очищение кодов ошибок часто устраняют эту проблему. Если данное решение не помогло, требуется пайка или замена всего модуля.
Неисправность системы ABS, вызванная выходом из строя датчика, также может объясняться перегоранием предохранителей. Они находятся в блоке предохранителей. Вышедший из строя элемент можно выявить в ходе визуального осмотра, однако мы рекомендуем воспользоваться мультиметром. На выводе перегоревшего предохранителя не будет напряжения. Неисправный элемент идет под замену. Разъемы и соединения также стоит очистить от окислов.
Что указывает на неисправность ABS
Считывание ошибок ABS при помощи обычного автосканера обычно не дает того результата, на который рассчитывает водитель. Необходимое диагностическое оборудование и инструменты имеют автосервисы. Но если вы не хотите сразу обращаться в сервис, проанализируйте ситуацию. На неисправность ABS указывает:
- Загорание лампочки АБС;
- Плохая реакция педали тормоза;
- Необходимость приложения больших усилий к педали тормоза;
- Заклинивание тормозов.
Выйдите на ровную дорогу и проверьте, как работают тормоза. Если они ведут себя случайным образом, срабатывают в неподходящий момент или тормозное усилие не соответствует усилию на педаль, возможно повреждение одного из элементов системы ABS. Во многих случаях указанные проблемы также указывают на неисправность суппортов, тормозных цилиндров, разгерметизацию тормозной магистрали. Однако если постоянно загорается сигнальная лампа ABS, водителю стоит проверить датчики данной системы.
Как проверить датчик ABS
Существует несколько вариантов проверки указанного датчика. Первый и наиболее простой: при помощи тестера. Второй: при помощи осциллографа. Начнем с первого варианта. Вот что необходимо сделать:
- Вывесить колесо автомобиля;
- Добраться до штекера датчика и отсоединить его;
- Подключить выводы мультиметра к разъемам датчики и выставить режим мультиметра;
- Прокрутить колесо.
Нормальное сопротивление рабочего датчика попадает в диапазон 0,5-2,0 kΩ (обычно 1,0 kΩ и чуть больше). По мере проворачивания колеса данный параметр не должен менять. Для более точной проверки переведите тестер в режим вольтметра и следите за изменения напряжения. Если частота вращения колеса не превышает 1 оборота в секунду, напряжение рабочего датчика попадает в диапазон 0,25-0,50 V. По показаниям омметра можно судить о состоянии датчика:
- Ниже допустимого – полная неисправность сенсора, необходима замена;
- Близкие к нулю – указывает на межвитковое замыкание датчика, необходима замена;
- Стремится к бесконечности – рекомендован осмотр проводки на предмет обрывов. Если после устранения обрыва показания не изменились, датчик необходимо заменить.
Отдельный случай: изменение сопротивления при перемещении штекера датчика. Может указывать на обрыв одной из жил кабеля. Рекомендована замена проводки. Сам датчик может оказаться исправным. В ходе проверки датчика также рекомендуем осмотреть зубчатое/магнитное кольцо. Слой пыли и грязи удалите. Если обнаружены следы коррозии, советуем сначала заменить кольцо, а затем проверить датчик.
Проверка осциллографом дает более точный результат. Рекомендуем проверять активные датчики именно таких образом. В качестве замены осциллографа можно использовать ноутбук. Точность измерений будет не идеальной, но проверить датчик можно. Вот что нужно сделать:
- Подключить осциллограф к датчику;
- Прокрутить колесо с частотой более 2 об/с;
- Проследить за амплитудой колебаний, по возможности сделать скриншот;
- Сделать все вышеуказанное для второго датчика на той же оси.
При совпадении амплитуд колебаний говорят об исправности датчика. Дополнительная проверка: проворачивать колесо медленно (около 0,2 об/с) и следить за графиком. Если он ровный, датчики в норме. Анализируя графики, вы можете судить о текущем состоянии датчика:
- Чем выше скорость вращения колеса, тем выше амплитуда и частота колебаний;
- Изображение сигнала на осциллограмме не имеет явно выбивающихся пиков, резких скачков и/или провалов;
- Циклические отклонения, провалы с последующим ростом амплитуды говорят о деформации зубчатого/магнитного колеса.
Если вы решили заменить профессиональный осциллограф ноутбуком, учитывайте, что на изображении будут небольшие помехи. При видимом совпадении осциллограмм пары датчиков говорят об исправности устройств. А вот провалы и пики говорят о частичной неисправности одного или пары датчиков.
Выбор запчасти
При неисправности ABS проблема может решиться заменой датчика, магнитного/зубчатого кольца или всей ступицы в сборе. В случае авто, оборудованных антиблокировочной системой, ступицы отличаются от стандартных. Это указывается в описании к товару. Каталог запчастей Avto.pro составлен так, что при подборе автомобильных товаров потенциальный покупатель увидит как оригиналы, так и ближайшие аналоги с гарантированной применяемостью. Их можно искать по:
- Параметрам вашего автомобиля;
- Каталожным номерам.
Вводить можно номера и оригиналов, и аналогов. Отметим, что при поиске по параметрам авто стоит учитывать не только марку и модель, но и год выпуска ТС, его комплектацию. Учет данных параметров гарантирует максимальный охват ассортимента. Парная замена датчик не практикуется – вы можете поставить только 1 новый датчик, если неисправность старого была подтверждена.
Оригинальные датчики имеют гарантированную применяемость и хорошее качество исполнения. Единственный их минус: высокая цена. Желающим разумно сэкономить стоит присмотреться датчикам следующих брендов: Bosch, ABE, VTR, Textar, Delphi.
Как заменить датчик АБС
Демонтаж и установка нового датчика ABS будет под силу даже водителю, который не имеет опыта проведения аналогичных работ. Ему понадобится следующее: молоток, рожковые ключи, домкрат, перчатки. Также стоит взять сухую ветошь, щетку, очиститель. Алгоритм работы таков:
- Выставить ручной тормоз;
- Снять клеммы АКБ;
- Отсоединить разъем датчика (в зависимости от модели авто из салона или подкапотного пространства);
- Вывесить колесо домкратом и снять;
- Выкрутить крепеж датчика;
- Опционально: очистить область вокруг датчика ветошью, щеткой;
- Снять крепежи провода датчика на арке и в салоне;
- Извлечь датчик и его проводку;
- Установить новый датчик.
Как показывает практика, демонтировать передний датчик проще, нежели задний. Часть проводки может быть скрыта за задним сиденьем, под шумовиброизоляцией салона. По ходу работы советуем осмотреть ступицу и ступичный подшипник, а также магнитное/зубчатое кольцо. Дефектные детали стоит заменить. После всех работ выйдите на дорогу и проверьте работоспособность антиблокировочной системы. Если они остались, проведите дополнительную проверку проводки. На практике это не так просто – вам может понадобиться распиновки.
Вывод
Как показала практика, в большинстве случаев исправность датчика ABS можно проверить в ходе несложной проверки. Водителю достаточно иметь мультиметр и домкрат, а также заручиться поддержкой товарища. При использовании осциллографа возможна более точная проверка. Сам датчик является условно ремонтопригодным. Мы не рекомендуем наматывать новую катушку или восстанавливать целостность корпуса и зубчатого/магнитного кольца самостоятельно. Лучше купить «свежие» запчасти. Установить их можно самостоятельно, разумно сэкономив на услугах автосервисов.
Датчик АБС: что это такое и всем ли нужно?
Датчик АБС в антиблокировочной системе отвечает за «информативную передачу информации» в блок управления. Именно его импульсы формируют картину понимания блоком как сейчас ведёт себя автомобиль на дороге и в зависимости от неё выстраивает логику процесса торможения. В этой статье поговорим подробно про датчик abs, что это такое, устройство, принцип работы, для чего нужен на автомобиле и многое другое.
Как выглядит
Чтобы найти АБС на автомобиле, особенных навыков и знаний не требуется. Задача его постоянно замерять скорость движения машины (угловую скорость вращения колеса), поэтому датчик скорости АБС на колесе ставится на ступице как можно ближе к приводному валу.
Для того, чтобы понять, как выглядит датчик АБС на колесе, проще всего один раз его увидеть на собственном авто. Для этого:
- Домкратим кузов машины, балонным ключом отворачиваем гайки (болты) колеса.
- Снимаем колесо и ищем провод в районе тормозного суппорта.
- Проведя рукой до окончания проводка, мы обнаружим на его выводе небольшой цилиндр, на торце которого обычно выведен магнит. Это и есть датчик АБС (ещё его называют колёсным). Рассмотрите и запомните, как он выглядит.
Принцип работы
Принцип работы датчика АБС строится на простейших физических явлениях (электромагнитная индукция и эффект Холла). Как правило, они известны школьникам из курса физики старших классов. В настоящее время все типы датчиков АБС работают на основе следующих явлений:
- Явление электромагнитной индукции — возникновение тока в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего его.
- Эффект Холла — суть его основывается на том, что если в магнитное поле поместить проводник и пропустить через него электрический ток, то на электроны в магнитном поле будет действовать сила Лоренца, направляя их в определённую сторону.
Соответственно исходя из этого каждый из типов получил свое название индуктивные (пассивные) и активные (Холла). Принцип работы контроллеров диктует требования, как устроен датчик АБС внутри.
Устройство
Теперь рассмотрим устройство датчика АБС, которое определилось на основе вышеописанных законов физики. Вот они:
- Индуктивный. Он расположен и закреплён на ступице колеса без возможности смещения. Представляет собой сборку по типу «слоёного пирога». В сердцевине располагается железный сердечник, вокруг сердечника размещается постоянный магнит. На магнит последовательно в несколько рядов намотана медная проволока. Таким образом получается индуктивная катушка. Вся эта конструкция закрыта в пластиковом корпусе повышенной жёсткости. Торец железного сердечника выведен за выступ корпуса примерно на 1 мм. Выводы от медной обмотки в проводной оплётке подводятся в модуль блока управления АБС. Эта схема датчика АБС называется статор. Вторая половинка рабочей схемы называется ротор. Она является подвижной, чтобы всё устройство работала, а также она представляет собой ту часть, с чего считывает датчик АБС скорость движения автомобиля. Визуально ротор напоминает корончатую гайку, а конструктивно выполняется путем нарезания на приводе колеса зубцов или установки зубчатого сектора (его ещё называют «гребёнкой»).
Пока автомобиль неподвижен, вся система находится в состоянии покоя. Как только транспортное средство начинает движение вперед, приводной вал колеса понятное дело приводится во вращении. Его зубцы вкупе с зазорами между ними при превышении определённого скоростного порога согласно закону электромагнитной индукции постоянное поле магнита превращают в переменное. По закону физики в переменном магнитном поле появляется переменный электрический ток, который в виде импульсов по проводам обмотки и далее по схеме попадает в блок управления. Закон изменения этих импульсов представляет синусоиду, таким образом по возникающим максимумам и минимумам и их частотностью можно судить об угловой скорости вращения колёс, а это в свою очередь — измерить скорость движения автомобиля.
Из принципа работы сразу виден недостаток таких устройств. Они начинают работать при преодолении определённого порога скорости (обычно это более 5 км/ч).
К плюсам относится простота конструкции.
- Теперь рассмотрим, как работает датчик АБС в ступице, принцип которого основан на эффекте Холла. Из чего состоит такой агрегат: в пластиковом корпусе датчика располагаются постоянный магнит, металлическая пластина, помещённая в микросхему. К датчику через разъём по проводу подводится электрический ток от напряжения бортовой сети автомобиля. Это статор. Ротором называется зубчатое колесо или колесо с нанесёнными на нём периодическими участками, который установлен на ступице.
Ток в паре ротор-статор присутствует при включении зажигания, т.е. всегда при движении. Как только автомобиль сделал старт, колесо, а значит, и ступица начинает вращаться. Намагниченные участки (или зубья) при вращении проходят мимо датчика и закону Холла изменяют ток в датчике АБС. Изменение тока отслеживает микросхема, она же преобразует изменение тока в сигнал, понятный блоку управления. По частоте изменения сигнала блок измеряет скорость движения в данный момент времени.
Как показала практика, датчики такого типа общаются с блоком управления при любой скорости благодаря току в цепи.
За что отвечает?
Теперь ответим на вопрос, для чего нужен датчик АБС, за что отвечает как одно из звеньев антиблокировочной системы. Отметим, что в начале становления автомобилестроения инженеры шли по современным взглядам по парадоксальному пути: считалось, торможение эффективнее карданной передачей, чем колесами. Также пытались свести торможение автомобиля за счёт остановки задней оси машины. В конечном итоге путём проб и ошибок была создана антиблокировочная система, принцип и устройство которой практически не изменились до настоящего времени (совершенствуются только механизмы и качество исполнения).
Определимся теперь окончательно про датчик АБС, что это такое в машине и каковы его функции:
- Измеряет скорость вращения колеса. На основе этой информации строится алгоритм торможения автомобиля.
- Некоторые устройства позволяют понимать блоку не только частоту, но и направление вращения. Это в свою очередь расширяет диапазон раздельного программирования как при движении вперед, так и при движении задним ходом.
- Помогают определить момент блокировки колёс, т.е. «точку времени» потери управляемости автомобилей. Растормозив колесо в этот момент, предотвращается вероятность возникновения аварийной ситуации.
- На основе информации от датчиков АБС строится программа работы не только антиблокировочной системы, но систем поддержания курсовой устойчивости, антипробуксовочной и т.д.
Как видно, колесный датчик отвечает за «наблюдательную» и «информативную» функции в системах автомобиля. В человеческом обществе за это отвечают средства массовой информации и социальные сети, которые доносят новости до человека, а тот в свою очередь делает для себя выводы в той или иной ситуации.
За и против
Датчик как составляющая антиблокировочной системы создавался, чтобы облегчить процесс управления и торможения человеку. Проанализируем достоинства и недостатки системы. Плюсы:
- Уменьшение тормозного пути при экстренном торможении на сухом дорожном покрытии.
- Увеличение срока службы шин.
- Сохраняется управляемость автомобилем из-за отсутствия блокировки колёс.
- Если дорожное покрытие неоднородное(песок) или ледовое, то тормозной путь в абс больше, нежели без неё.
- При использовании в системе индуктивных датчиков невозможность получения информации о скорости движения в диапазоне до 5 км/ч.
Надеемся, что изложенный материал был вам интересен. Ждём комментарии в отзывах.
СИСТЕМА ABS – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? КАК РАБОТАЕТ АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА?
Система ABS (англ. Anti-lock braking system) является одним из самых полезных элементов оборудования автомобиля. ABS заботится о безопасности и позволяет автомобилю двигаться в нужном направлении, предотвращая появление неожиданных ситуаций на дороге.
Что нужно знать об ABS?
Благодаря системе ABS торможение автомобиля происходит более эффективно – с минимальным тормозным путём. Более того, эффективность торможения высока, независимо от погодных условий или состояния дороги. Таким образом, система ABS повышает уровень безопасности при движении автомобиля. Система снижает давление в тормозах, когда они пробуксовываются. Это позволяет им восстановить тягу, а водителю – контролировать движение автомобиля. Все происходит в считанные секунды, поэтому система ABS практически незаметна.
В этой статье вы узнаете:
- Что такое система ABS?
- Как работает антиблокировочная система?
- Как ухаживать за тормозной системой и ABS?
- Как система ABS влияет на безопасность?
Что такое система ABS?
ABS – это система активной безопасности, предотвращающая блокировку колес транспортного средства при торможении. Она предназначена для обеспечения оптимальной тормозной эффективности при сохранении стойкости и управляемости автомобиля.
Принцип работы ABS
Принцип работы ABS основан на предотвращении блокировки колес. Система разработана для предотвращения опасного применения тормозов в ситуациях, когда водитель вынужден внезапно остановить автомобиль. Датчик ABS посылает сигнал системе, система активируется и предотвращает занос.
Система ABS в автомобиле особенно полезна на сложной местности, в бездорожье, а также в сложных погодных условиях – когда мороз, ливень или град. Ее действие существенно помогает водителю поддерживать нужный путь и контролировать движение транспортного средства.
ABS также известна как CAB – Controller Anti-lock Brake. Этот термин используется в номенклатуре автомобильных бортовых систем некоторыми концернами.
ABS: краткая история
Собственно, с самого начала конструкторы автомобиля думали о том, как предотвратить блокировку колес. Интересно, что еще в 1936 году Bosch подал заявку на патент на «устройство, предотвращающее блокировку колес автомобиля во время торможения», и именно в этой компании в 1978 году дебютировала система ABS. Первоначально это было дополнительное оборудование для Mercedes Benz W116 S-класса, а вскоре и в моделях BMW 7-й серии.
Сегодня системой ABS оснащают легковые автомобили и грузовики, мотоциклы, прицепы и даже шасси самолетов. По данным журнала «За рулем», по состоянию на 2008 год ABS устанавливалась на 75 % выпущенных автомобилей.
Читайте: ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Как работает антиблокировочная система тормозов?
В большинстве случаев эта система содержит центральный блок управления – ECU, четыре датчика скорости колес и по крайней мере два гидравлических клапана в тормозной гидравлике.
Блок управления контролирует скорость вращения каждого колеса. Когда он обнаруживает его более медленное вращение относительно скорости транспортного средства, он рассматривает это как фактор, увеличивающий вероятность того, что колеса заблокируются.
При этом ECU ABS приведет в действие клапаны, чтобы уменьшить гидравлическое давление, действующее на тормоза этого колеса. Подобная ситуация, когда ECU обнаруживает более быстрое движение колес по сравнению с общей скоростью автомобиля. Тогда гидравлическое давление тормоза увеличивается, что замедляет колеса.
Рассмотрим основные элементы, отвечающие за работу системы ABS. К ним относятся датчики оборотов колес, клапаны, насосы и контроллеры. Что о них следует знать?
Датчик скорости – важный элемент системы
Датчики используются для определения ускорения или замедления колеса. Датчик ABS использует магнит, датчик эффекта Холла или шестеренку и электромагнитную катушку для генерирования сигнала. Вращение колеса или дифференциала создает магнитное поле вокруг датчика, затем датчик передает необходимую информацию на главный контроллер.
Что являет собой датчик эффекта Холла? Это небольшое устройство для измерения величины магнитного поля, работающего по электромагнитному принципу. Управляет работой двигателя. Используется для обслуживания системы зажигания.
Насос – компонент системы ABS
Насос в системе ABS используется для восстановления давления в гидравлических тормозах после отпускания клапанов. Сигнал от контроллера замедляет работу клапана при обнаружении пробуксовки колес. Когда давление сбрасывается, насос используется для возврата количества воздуха в тормозную систему. Работа насоса зависит от контроллера, который модулирует его работу, чтобы обеспечить желаемое значение давления и уменьшить занос во время торможения.
ECU – элемент, отвечающий за правильную работу системы
Важнейшим компонентом системы ABS является ECU. Контроллер получает информацию от отдельных датчиков скорости колес. При любой потере тяги сигнал посылается в ECU. Его реакция состоит в ограничении тормозного усилия, а также в активации модулятора ABS. Этот модуль включает и выключает клапаны в зависимости от ситуации.
Что такое ESC?
В контексте системы ABS следует упомянуть также ESC. С технической точки зрения, систему ESC можно рассматривать как расширенный вариант ABS.
ESC (Electronic Stability Control), или электронный контроль устойчивости, является вспомогательной системой автомобиля. Это активная система безопасности автомобиля, позволяющая предотвратить занос с помощью управления компьютером моментами силы колеса.
Как работает ESC?
Электронная система контроля устойчивости поддерживает работу тормозов с помощью минимум двух дополнительных датчиков, контролирующих реальный процесс поворота автомобиля. К ним относятся датчик положения руля и акселерометр боковых ускорений. В случае несоответствия показаний акселерометра показаниям датчика поворота руля, программное обеспечение ESC тормозит одно или несколько колес, чтобы предотвратить начало заноса, для безопасности водителя и пассажиров.
ESC называют важнейшим изобретением в области автомобильной безопасности после ремней безопасности. Она обеспечивает водителю лучший контроль за поведением автомобиля, следя за тем, чтобы он перемещался в том же направлении, куда поворачивают рулевое колесо.
Эксперты считают, что примерно одной трети ДТП со смертельным исходом можно было бы избежать, если бы все автомобили были оснащены системой ESC.
Как водитель ощущает систему ABS?
Водитель может заметить, что антиблокировочная система тормозов начала работать, с толчков, которые передаются на педаль тормоза. В некоторых случаях система ABS может повышать или снижать тормозное давление до 15 раз в секунду. Благодаря этому блокировка колес при внезапной остановке транспортного средства не представляет дополнительной угрозы для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Система ABS работает только при торможении?
Антиблокировочная система тормозов используется не только для создания условий безопасности при резком торможении. Устройство ABS также используется в системе контроля тяги TCS при ускорении автомобиля. Если шина теряет сцепление при увеличении скорости, ABS обнаруживает эту ситуацию и принимает соответствующие меры по восстановлению сцепления.
Как ухаживать за тормозной системой и системой ABS?
Чтобы система ABS работала эффективно, следует приобрести инструменты, необходимые для обслуживания тормозной системы. Хорошая тормозная жидкость и практичные ремкомплекты понадобятся для замены неисправных или изношенных компонентов. Также следует приобрести запасной датчик ABS.
При необходимости замены отдельных компонентов системы ABS их лучше покупать у надежного поставщика. В Inter Cars Web Shop можно купить все компоненты, которые позволят водителю поддерживать систему ABS автомобиля в надлежащем состоянии.
Техническое обслуживание тормозной системы очень важно для правильного функционирования системы ABS. Одной из самых больших угроз является воздух в системе. Это может произойти, например, из-за испарения кипящей старой тормозной жидкости с большим содержанием воды, поврежденных компонентов системы или неправильной замены гидравлических компонентов.
- Несоблюдение рекомендаций может привести к перегреву компонентов тормозной системы и образованию паров в ее внутренней части. Иногда это приводит к провалу педали тормоза, то есть к полному отказу в работе тормозной системы.
- Кроме того, возникают проблемы, связанные с коррозией. Если тормозную жидкость не менять регулярно, ржавчина может поразить отдельные части гидравлической системы.
Выбор правильной тормозной жидкости для ее замены имеет решающее значение для правильной работы системы ABS.
Помните, что регулярные проверки оказывают эффективное влияние на безопасность. Если вы планируете продолжительную поездку, проверьте состояние своего автомобиля.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
Что такое система ABS?
Это система, которая предотвращает блокировку колес при резком торможении.
Как система ABS влияет на безопасность?
Система ABS влияет на безопасность, обеспечивая лучшую управляемость автомобиля во время торможения, независимо от погодных условий или состояния дорожного покрытия.
В чем может быть причина неисправности системы ABS?
Среди наиболее распространенных причин – неисправность датчика скорости вращения колес , соединительных кабелей , неисправность насоса ABS или проблемы с гидравлическим клапаном.