Про занос, типы привода и выведение авто из заноса
Много уже всего написано и рассказано на эту тему, но я попробую докинуть свои пять копеек.
Начнем рассмотрение с классического заднего привода.
Есть какая-то дуга дороги с большим радиусом. Нажали мы на этой дуге на газ и задние колеса пошли в пробуксовку, начался занос. С автошколы мы знаем, что в этом случаи следует отпустить газ (или снизить интенсивность акселерации), а также повернуть руль в сторону заноса, тогда машина должна стабилизироваться.
Почему так происходит?
Автомобиль движется по дуге. Мы нажимаем на газ. В то время, как передние колеса имеют стабильное сцепление с дорогой, задние колеса из-за возросшей скорости и действия на автомобиль центробежной силы устремляются наружу поворота. Задние движутся пр большему радиусу и имеют большую скорость, чем передние. И при добавление газа скорость задних колес становится все больше, вместе со скоростью увеличивается и угол (глубина) заноса. Задние колеса все сильнее пытаются обогнать передние. Данное поведение автомобиля (когда задние колеса пытаются обогнать передние) нам не нравится и мы хотим от него избавится. Чтобы это сделать теоретически есть два способа: увеличить скорость передних колес или уменьшить скорость задних. Т.к. у нас задний привод, то на передние колеса мы повлиять ну никак не можем, поэтому остается только убрать ногу с газа, тем самым снизив скорость на задних колесах. Отпуская газ. По сути происходит торможение двигателем. Т.е. задняя ось переходит в режим торможения, в то время как передние колеса продолжают спокойно катиться. Роль двигателя в данном случаи очень важна. Именно он позволяет более эффективно замедляться задним колесам. Ну и пожалуй еще не естественное положение, когда заднее колесо находится под углом к направлению движения, передним колесам все же удобней катиться получается.
Теперь рассмотрим передний привод
Ситуация похожая. Есть дуга с большим радиусом. Едим мы по ней в разгоне, но на каком-то моменте происходит отпускание педали газа. А как говорилось ранее при сбросе газа по сути начинается торможение двигателем. Так же происходит динамическое смещение центра тяжести автомобиля. Передние колеса на торможение загружаются сильнее, чем при постоянной скорости движения, а задние наоборот — разгружаются. И такая ситуация является благоприятной для того, чтобы произошел срыв задней оси в скольжение. Итак занос начался. Задние колеса получили некий импульс вращения и пытаются обогнать передние колеса, а у передних колес скорость меньше из-за фактического торможения двигателя. Как нам выйти из этой ситуации? Варианта насколько вы помните всего лишь два: увеличить скорость передних колес и уменьшить скорость задних. На передние колеса повлиять мы можем. Как учит нас автошкола, необходимо нажать на газ. Тем самым мы восстанавливаем тягу на передних колесах их скорость начинает возрастать и они нас вытягивают из заноса.
Интересный момент заключается в том, что и на задние колеса мы повлиять тоже можем. С помощью ручника. Но если его дернуть, то произойдет полная блокировка задних колес, что приведет еще к большему ухудшению их сцепления с дорогой и еще большему их срыву. Поэтому данный способ не годиться. А точнее сказать, как правило, используется для противоположной цели, чтобы вызвать занос. А вот системы стабилизации работают более деликатно, они подтормаживают отдельно взятые колеса и тем самым зад перестает обгонять перед.
И вот мы добрались до самого интересного — полного привода.
Для многих, особенно тех кто не ездил на полном приводе поведение при заносе кажется очень непонятным и неоднозначным. Ведь даже в автошколе четких рекомендаций нет)) Что же делать при заносе полного привода, неужели ничего не остается как только молиться?))
На деле многое зависит от конкретного автомобиля и от его системы полного привода, от того как может распределяться крутящий момент между осями, от того постоянный это полный привод или подключаемый и масса еще каких нюансов. Свои рассуждения я выскажу по отношению к знакомым мне автомобилям, субару и эво, автомобилям с постоянным полным приводом, но думаю, что и для многих других автомобилей эти рассуждения могут оказаться вполне верными.
Автомобиль с постоянным полным приводом — это автомобиль, у которого одновременно крутящий момент передаются и на переднюю и на заднюю ось. Отсюда следует, что такой автомобиль обладает особенностями, как переднего так и заднего привода одновременно.
Вернемся к нашей воображаемой дуге, по которой мы движемся уже на полноприводном автомобиле. Всего две ситуации. Рассмотрим первую. Автомобиль едет стабильно, а мы сами дурачки давим газ и провоцируем занос.
Если на дуге поворота на полном приводе ПЛАВНО начинать увеличивать газ, то передние колеса, которые направлены во внутрь поворота туда и будут стремиться, а задние колеса попытаются обогнать передние. Ситуация очень похожа на задний привод, отчетливо будет ощущаться срыв задней оси при увеличение газа. И метод борьбы с заносом точно такой же — отпустить газ. Играем с газом: плавно и потихоньку нажимаем газ, задняя ось идет в занос на небольшой угол, отпускаем — автомобиль стабилизируется. Можно сказать, что на этом этапе автомобиль имеет заднеприводный характер. НО ситуация меняется в тот момент, когда мы продолжаем удерживать газ или увеличиваем его подачу и задняя ось уходит в глубокий занос. Не такой легенький, как был на первом этапе, а именно глубокий занос. Задняя ось сорвана полностью и вот-вот уже готова обогнать переднюю. Сброс газа в этой ситуации способен дать эффект ручника, т.е. уже сорванные колеса тут же потеряют сцепление и произойдет разворот автомобиля. А если и дальше увеличивать газ на повернутых во внутрь колесах, то автомобиль уйдет во внутреннюю часть дороги или же перейдет во вращение, если дело происходит на открытой площадке. И вот в этот момент автомобиль уже имеет ярко выраженное поведение переднеприводной машины. Для выхода из заноса необходимо повернуть руль в сторону заноса и добавить газу.
Точка смены поведения автомобиля это поворот руля в сторону заноса — передний привод, в противоположную заносу — задний привод.
На практике чаще всего управляемый занос развивается следующим образом.
-движемся по прямой, хотим войти в поворот в заносе, для этого поворачиваем руль во внутрь поворота и добавляем газ.
-автомобиль переходит в скольжение. Как правило, всегда, это скольжение не только задней или передней оси. Полноприводный автомобиль скользит всеми четырьмя колесами — СИЛОВОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ. Автомобиль посредством центробежной силы скользит наружу поворота. В этот момент можно додержать газ или добавить больше газа и довернуть автомобиль на нужный угол.
-Как только занос вызван и автомобиль скользит в нужном угле, который нам нравится, происходит приотпускание газа и поворот руля в сторону заноса затем подача газа возобновляется и передние колеса вытягивают автомобиль из заноса по аналогии с передним приводом.
В моем описание есть пауза при работе с газом, т.е. момент приотпускания газа, но можно обойтись и без этого. Если автомобиль находится уже в очень грубоком заносе и большим углом, то времени на отпускание газа попросту не будет. Необходимо повернуть руль в сторону заноса, в случаи очень глубокого заноса, руль выкручивается до упора и педаль газа утапливается в пол — это единственный способ выйти из столь глубокого заноса. Но у полноприводного автомобиля, как и у любого другого авто может не хватить для выхода из глубокого заноса выворота колес, мощности (передние колеса не смогут вытянуть задние) или что чаще может быть — элементарно не хватит свободной дороги.
Полный привод это по истине выдающаяся система, которая развязывает водителю руки намного больше, чем позволяет сделать монопривод. Но даже настолько продвинутая система не отменяет законов физики.
Занос автомобиля и выход из него: рекомендации опытных автомобилистов
Даже опытным водителям не всегда удается предотвратить занос автомобиля. Эта опасность чаще поджидает автомобилистов на зимней дороге, но не исключена и в другие сезоны. Чтобы без повреждений выбраться из заноса, стоит заранее узнать, как вести себя в столь опасной ситуации.
- Посадка
- Положение рук
- Концентрация
- На переднеприводных авто
- На заднеприводных авто
- На полноприводных авто
Даже опытным водителям не всегда удается предотвратить занос автомобиля. Эта опасность чаще поджидает автомобилистов на зимней дороге, но не исключена и в другие сезоны. Чтобы без повреждений выбраться из заноса, стоит заранее узнать, как вести себя в столь опасной ситуации.
В некоторых автошколах студентов учат справляться с потерянным управлением, однако практические уроки на эту тему проводятся редко. Для получения навыков такого плана эксперты рекомендуют самостоятельно пройти пару уроков экстремального вождения. Это увеличит затраты на обучение, но позволит более спокойно и адекватно отреагировать на ситуацию, когда она возникнет на дороге.
Универсальные рекомендации для всех автомобилистов — не паниковать и не бросать руль, когда автомобиль поведет, постараться минимизировать потенциальные повреждения авто и избежать вреда собственному здоровью.
Что такое занос?
Занос автомобиля — это движение транспортного средства, вызванное скольжением задней оси в боковом направлении. Часто такая ситуация возникает, когда водитель поворачивает и параллельно жмет на газ либо на тормоз. Задние колеса при этом теряют сцепку с дорогой и начинают скользить по поверхности. Управлять автомобилем, когда случается занос машины на скользкой дороге проблематично, но есть определенные правила, которые позволят избежать аварийных ситуаций.
Не стоит путать понятия заноса авто со сносом автомобиля. Снос — это ситуация, когда по каким-то причинам ограничена способность машины к повороту — в сторону сносит переднюю ось, а не заднюю.
Занос авто может возникнуть не только во время поворота. Даже двигаясь по прямой, можно легко потерять управление, если возникнут провоцирующие факторы. Такое бывает, когда противоположные части авто движутся по разным поверхностям. Например, в зимнее время правые колеса могут двигаться по асфальту, а левые — по льду или снегу. Разница в показателях сцепления с дорогой становится провоцирующим фактором.
Опасность в том, что если не предпринять попыток к устранению заноса автомобиля, он станет неконтролируемым, что приведет к вращению машины. В лучшем случае водитель отделается легким испугом, а авто — минимальными повреждениями. Однако высока вероятность либо вылететь с дороги, либо столкнуться с другими автомобилями и тем самым спровоцировать серьезное ДТП.
Причины заносов на дороге
Лучший способ справиться с опасной ситуацией — это постараться не допустить ее возникновения. А для этого стоит заранее узнать, какие причины приводят к заносам авто. Иногда даже теоретических знаний достаточно, чтобы минимизировать риски и воздержаться от выполнения опасных маневров на дорогах.
Есть несколько причин, по которым машину заносит:
- высокая скорость при низком качестве дорожного покрытия;
- чрезмерный износ протекторов;
- разрыв покрышки во время движения;
- выход тормозов из строя;
- резкое включение сцепления;
- песок, гравий и прочие сыпучие материалы под колесами;
- наезд на ледяной участок дороги;
- слишком резкий поворот руля;
- разница давления, излишне высокое или низкое давление в шинах;
- неправильная работа водителя с педалями.
Это лишь основные факторы, которые могут вызвать занос авто. Большая часть причин связана с ошибками автомобилистов. Часто они неверно оценивают дорожные условия, пытаясь выполнить какой-то маневр.
Любое внезапное изменение степени сцепления шин с дорожных с покрытием чревато скольжением по поверхности и последующим заносом одной из осей. Более опасна потеря контроля одновременно над двумя приводами. Выйти без ущерба из такой ситуации гораздо сложнее.
Как избежать заноса зимой: грамотная подготовка автомобиля
Шансов избежать проблем будет больше, если грамотно подготовить автомобиль к зимним дорогам. Водителям стоит «изучить матчасть» и понять, что происходит с транспортным средством во время потери управления. Когда возникает занос, задняя ось движется быстрее, чем передняя. Это происходит, когда автомобиль наезжает на неровный или обледенелый участок, либо когда водитель слишком неаккуратно поворачивает руль.
В случае авто с задним приводом передняя ось замедляется, а задняя движется с той же скоростью или даже быстрее. Возникает крутящий момент, который заставляет заднюю ось устремляться вперед — она стремится обогнать переднюю, что физически невыполнимо. Разница в скорости движения осей приводит к развороту транспортного средства. Переднеприводные авто реже теряют управление, но исключать такой вариант развития событий тоже нельзя.
Эти нехитрые процедуры на порядок повысят устойчивость машины на дороге:
- Смена летней резины на зимнюю. Шины отвечают за сцепление с полотном. Чем резина качественные, тем выше параметры сцепки и тем ниже риск потерять контроль над машиной. Приобретая протекторы, выбирайте продукцию брендов с безупречной репутацией. Лучше потратить больше, чем подвергать себя, пассажиров и пешеходов необоснованному риску.
- Проверка и коррекция тормозной системы. Если между колесами, особенно располагающимися на одной оси, есть разница тормозных усилий, это неизбежно приведет к возникновению силового момента, направленного на разворот авто при торможении. А значит, до наступления холодов стоит обязательно проверить функциональность тормозной системы. Главные пункты в этом списке — ревизия износа колодок, тормозных дисков, барабанов, проверка подвижности суппортов и наличия антифриза в расширительном бачке. Важно также оценить равномерность тормозных усилий. Лучше всего с тестированием тормозов справятся профессиональные автомеханики.
- Проверка системы ESP. Важнейший фактор безопасности — курсовая устойчивость ESP. Эта система в современных моделях отвечает за автоматический выход машины из заноса. Автоматика тормозит уходящую вперед ось, стабилизирует скорость движения колес и обеспечивает равномерное движение всех точек соприкосновения шин с поверхностью.
- Тестирование ABS. Эта система не дает колесам идти юзом, что также повышает устойчивость автомобиля на дороге.
Подготовка водителя
Проведя подготовительную работу с автомобилем, рекомендуется «прокачать» и собственные водительские навыки. Безопасное вождение на скользкой дороге базируется на трех китах — это правильное посадка, правильное положение рук и концентрация.
Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.
Посадка
Положения водителя в кресле должно быть максимально комфортным. Машины нового поколения не зря оснащены приводами и рычагами, которые позволяют без усилий подогнать кресло под свои габариты, длину рук и ног.
Если у водителя в дороге возникает боль в спине, затекают руки или появляются другие признаки дискомфорта, это неизбежно отразится на качестве вождения. И наоборот, комфортное положение позволяет не отвлекаться на постороннее, а уделять все внимание ситуации на дороге.
Положение рук
Управлять рулевым колесом одной рукой — это не показатель профессионализма, а фактор риска. Во время движения должны быть задействованы обе руки — это дает гораздо больше пространства для маневра. Другое дело, если вы застряли в пробке и движетесь со скоростью пешехода. Однако и в такой ситуации важно соблюдать дистанцию и следить за происходящим вокруг.
Держите руки в меру расслабленно и правильно. Чтобы вернуть себе контроль при потере управления, зачастую достаточно мгновения, но если вы держите руки неправильно, есть риск не успеть повернуть руль достаточно быстро, когда в этом возникнет необходимость.
Концентрация
На зимней или мокрой дороге, тем более при плохой видимости, отвлекаться чрезвычайно опасно. Потеря бдительности даже на пару секунд чревата потерей управления. Не разговаривайте даже с пассажирами, тем более не отвечайте на звонки по телефону.
Когда стоит опасаться заносов
Водителям-новичкам или тем, кто недавно сменил автомобиль, стоит быть внимательными во все сезоны и в любых дорожных условиях. Однако не стоит терять бдительность и опытным автомобилистам.
Особенно опасны следующие дорожные ситуации:
- иней и обледенение на трассе;
- снег или «снежная каша»;
- мокрый снег или дождь;
- низкая видимость.
Крайне опасна ситуация, когда холода наступают внезапно, дорога обледенела, а водитель не успел сменить шины. Ехать в мастерскую на таком авто — слишком высокий риск. Самый разумный выход в такой ситуации — вызвать эвакуатор для доставки машины на СТО.
Как выйти из заноса зимой
Переходим к практике. Успешный выход из ситуации зависит не только от функциональной готовности авто, но и от психологической подготовки самого водителя. Правила поведения в ситуации потери управления для передне-, задне- и полноприводных ТС отличаются.
Однако есть ряд рекомендаций, актуальных в любой ситуации:
- не пользуйтесь тормозами, если машину начинает заносить;
- в случае неконтролируемого поворота ТС выворачивайте колеса туда, куда устремляется задняя часть машины;
- работайте рулевым колесом на опережение. Помните, что задержка реакции у профессиональных водителей составляет примерно полсекунды, у остальных — 1–2 секунды;
- выравнивайте ведущую ось заранее и до того, как транспорт стабилизируется.
Теперь рассмотрим, как выводить из заноса ТС с разными типами приводов.
Как действовать при зимнем заносе на переднеприводных автомобилях
При потере управления у водителя есть лишь несколько мгновений, чтобы принять правильное решение. Действия при заносе переднеприводного автомобиля заключаются в повороте передних колес, а значит, и руля в сторону заноса.
Вот еще несколько рекомендаций, как действовать при заносе переднеприводного авто:
- Не снимайте ногу с газа. Возможно, потребуется чуть добавить тяги.
- Сила, которую требуется приложить к педали газа, должна соответствовать интенсивности заноса переднеприводного автомобиля.
- В начальной стадии поворота давление не должно превышать 30% от хода педали. Если стадия заноса более глубокая, на газ придется давить на полную.
Последовательные и оперативные действия позволяют преодолеть занос переднеприводного автомобиля за несколько секунд. Нажимая на педаль газа, вы выравниваете скорость задней и передней оси, тем самым устраняя физическую причину заноса.
Как выходить из заноса на заднеприводных машинах
Занос задней оси заднеприводного автомобиля не менее опасен. По статистике автомобили с задним приводом теряют управление чаще. При заносе заднеприводного автомобиля нужно выжать до упора сцепление и одновременно убрать ногу с газа, что нагрузит заднюю ось и снизит ее скорость. Если на вашей машине установлена коробка-автомат, вполне достаточно последнего действия (поскольку педали сцепления на таких моделях просто нет). Быстрая работа ногами вернет шинам сцепку с дорожным покрытием.
Параллельно с вышеописанными действиями при заносе задней оси заднеприводного автомобиля важно решительно, но не слишком резко крутить руль в сторону заноса.
Поскольку у машины ведущая ось — задняя, воздействовать на передние колеса при потере контроля невозможно, но если оставить в покое акселератор, скорость вращения задней оси автоматически снизится. Таким образом, мы инициируем торможение автомобиля, не используя педаль тормоза.
Как справиться с заносом на полноприводных автомобилях
Опытные автомобилисты, эксперты по экстремальному вождению и гонщики единодушны в своем мнении, что вывести из заноса полноприводную машину сложнее всего. Главная трудность заключается в том, что педаль акселератора воздействует сразу на четыре колеса. При этом на каждое из них приходится своя часть крутящего момента.
Водителю стоит учитывать индивидуальные характеристики авто:
- тип полного привода;
- настройки дифференциала (механизма передачи мощности);
- режим управления приводом;
- наличие либо отсутствие стабилизирующей системы;
- применение электронных систем безопасности.
Другими словами, каждый полноприводный внедорожник нуждается в поиске индивидуальных решений при возникновении заноса. Универсального алгоритма не существует. Однако есть одно важное правило, которое подходит для всех типов полноприводных авто: вращайте руль исключительно в сторону заноса. При этом с педалью газа требуется предельная внимательность. Эксперты рекомендуют выжимать акселератор ровно до той степени, которая позволяет не потерять тягу. Жать «на всю катушку», как в ситуации с переднеприводными машинами, или полностью убирать ногу с газа, как на авто с задним приводом, нельзя.
Действовать нужно по ситуации. Знатоки советуют при возникновении заноса машины на скользкой дороге сначала слегка увеличить давление на педаль газа, а затем так же плавно его уменьшить. Это стабилизирует автомобиль. Однако для выполнения маневра требуется определенный опыт, и наработать его без посещения нескольких уроков экстремального вождения невозможно.
Чего нельзя делать при заносах: советы опытных автомобилистов
Важное правило, которое работает независимо от вида привода и интенсивности заноса: полностью забудьте про тормоза! Увы, но начинающие водители эту основополагающую рекомендацию игнорируют. Более того, по причине паники или по незнанию они жмут на тормоза слишком резко. Такое поведение чревато самыми непредсказуемыми последствиями, вплоть до кувырка автомобиля.
Торможение уменьшает сцепку колес с дорогой, а именно отсутствие сцепки и становится провоцирующим фактором заноса. 90% водителей, столкнувшихся с потерей управления вследствие заноса впервые, делают именно это — инстинктивно жмут на тормоза.
Справиться с этим поможет только практика. Потренируйтесь выходить из заноса под руководством опытного инструктора. Не жалейте о финансовых затратах, ведь этот навык может когда-нибудь спасти вам жизнь. Самостоятельно заниматься практикой в безлюдном месте, как советуют на некоторых форумах, не стоит.
Заключение
Занос автомобиля — явление опасное и непредсказуемое. Те, кто сталкивается с подобным впервые, чаще всего действуют прямо противоположным образом, нежели рекомендуют эксперты: паникуют, бросают руль или пытаются остановить машину с помощью тормозов. Такие действия только усугубляют ситуацию и увеличивают ее потенциальную опасность. Поэтому водителю обязательно требуется теоретическая подготовка и возможность отработать навыки на практике. Всегда помните, какой привод на вашей машине, и далее действуйте по одному из описанных в нашей статье алгоритмов.
Желаем вам безопасной езды!
Как выйти из заноса на переднем и заднем приводе
Занос – самая опасная ситуация на дороге. Именно он чаще всего становится причиной выезда на встречную полосу и лобового столкновения.
Занос – самая опасная ситуация на дороге. Именно он чаще всего становится причиной выезда на встречную полосу и лобового столкновения. Поэтому каждый водитель должен уметь правильно бороться с заносом. И как это делать, мы подробно расскажем ниже.
Заранее стоит предупредить, что статья очень объёмная и содержит много видеоматериалов по теме. Поэтому рекомендуем вооружиться кружечкой кофе или чая, устроиться поудобнее, и внимательно изучить информацию, изложенную ниже.
4 причины, почему машина уходит в занос
Прежде чем рассмотреть все существующие действия, которые помогут выйти из заноса, необходимо понять причину, по которой он возникает. И ни в коем случае не стоит пропускать эту часть статьи. Ведь зная причины, вы сможете снизить риск возникновения заноса до минимума.
Резкое торможение
Если при вождении в дождь или снег водитель применяет резкое торможение, то, даже несмотря на наличие «ABS», колёса теряют сцепление со скользким дорожным полотном. Это провоцирует снос задней оси автомобиля.
При резком торможении занос может произойти даже на сухой дороге. Поэтому подобное действие допускается лишь в крайних случаях. Без необходимости прибегать к резкому торможению (а особенно в дождь или зимой) запрещено.
Вхождение в поворот на высокой скорости
Любой опытный водитель знает, что перед поворотом обязательно надо снизить скорость. Причём это не зависит гололёд ли, мокрая или сухая дорого. Вход в поворот на большой скорости – самая распространённая причина заноса. Чаще всего такой занос заканчивается выездом на встречную полосу или съездом в кювет.
Снижение скорости при повороте минимизирует риск попасть в занос. Также обязательно надо помнить, что нельзя на повороте прибегать к резкому торможению. При дожде или гололёде скорость стоит снижать на 10-15 км/ч меньше, чем на сухой дороге.
Неправильное давление в шинах
Чем ниже давление в шинах, тем хуже сцепление с дорогой, и тем больше вероятность попасть в занос при любом манёвре. Необходимо постоянно поддерживать оптимальное давление шин.
Неоднородность дорожного покрытия
Иногда асфальтированное дорожное полотно может иметь резкий переход на гравий или другое покрытие. Его смена способно заставить колёса потерять сцепление с дорогой – особенно на высокой скорости.
Также на асфальтированной дороге встречаются проезженные колеи, где может находиться песок или остатки соли, которыми посыпают дороги в зимний период. Единственный способ не уйти в занос – снижение скорости и повышенная внимательность к дорожной обстановке.
Можно ли заранее почувствовать, что машина пошла в занос?
Спровоцировать занос довольно просто – достаточно резкого движения руля или нажатия на педаль тормоза. А вот почувствовать его на начальном этапе способен не каждый. Особенно, если дело касается человека, который только получил водительские права.
Чувство заноса приходит только с опытом. Долгое время, управляя одним и тем же автомобилем, водитель начинает чувствовать его габариты и заранее предугадывает поведение машины. Даже незначительный занос начинает отчётливо ощущаться. И водитель заранее предпринимает меры, чтобы исправить ситуацию и взять всё под контроль.
Почувствовать заранее занос можно. Но, как упоминалось ранее, такое чутьё приходит со временем и водительским стажем. Более того, для этого водитель должен правильно сидеть за рулём. Правильную посадку мы детально разобрали в этой статье (рекомендуем к прочтению).
5 основных типов заносов
Теперь время поговорить о главной проблеме, которая бывает пяти видов. Рассмотрим каждый по отдельности и опишем, какие действия должен совершить водитель в той или иной ситуации.
Снос задней оси
Снос задней оси, или избыточная поворачиваемость, проявляется в потере сцепления с дорожным покрытием задних колёс автомобиля. Машину начинает «нести» по дороге боком. Это самый распространённый и знакомый многим водителям вид заноса.
В такой ситуации водителю нужно убрать ноги с педали газа, тормоза и вывернуть руль в сторону заноса. Если машина переднеприводная, то тут, наоборот, надо аккуратно прибавить газ.
Подобный занос, чаще всего, происходит из-за того, что основной вес автомобиля смещается на переднюю ось, а задняя при этом разгружается. Соответственно у задних колёс уменьшается сцепление с дорогой. Происходит это в основном при резком торможении.
Снос передней оси
Снос передней оси, или недостаточная поворачиваемость, проявляется в потере сцепления с дорогой передних колёс автомобиля. В такой ситуации машина просто не «вписывается» в поворот и «вылетает» в кювет или на тротуар. Такой занос очень опасен, так как на тротуаре могут находиться пешеходы, которые не успеют быстро среагировать на опасность.
Снос передней оси возникает из-за того, что водитель входит в поворот на большой скорости. При подобной ситуации не надо пытаться ещё больше выкрутить руль, нажать на тормоз или добавить больше газа. Педали необходимо отпустить (особенно на заднеприводном или полноприоводном автомобиле).
Ритмический занос
Ритмический занос – это результат неправильных действий водителя при выходе из заноса задней оси. Машину просто начинает петлять по дороге, а водителю приходится быстро выкручивать руль из стороны в стону, чтобы вернуть авто под контроль.
Пробуксовка колёс
Пробуксовка колёс – это не совсем занос. Это одна из главных причин заноса. Когда водитель слишком резко ускоряется (особенно с места) ведущие колёса теряют сцепление с дорогой и это может привести к заносу при наборе скорости. Единственно правильным действием здесь будет – отпустить педаль газа.
Блокировка колёс
Блокировка колёс происходит в момент, когда водитель резко нажимает на педаль тормоза. На больших скоростях колёса прекращают вращение, а автомобиль по инерции (под собственной массой) продолжает движение (скользит по дорожному полотну). Это также вызывает занос.
Действия в данном случае просты – отпустить педаль тормоза, чтобы колёса возобновили вращение и вернулось сцепление с дорогой. После чего можно попытаться затормозить повторно, но нажимая на тормоз плавно и без резких движений руля.
Занос автомобиля на переднем и заднем приводе
При возникновении дорожной ситуации, когда автомобиль попадает в занос, и водитель теряет контроль над транспортным средством, в первую очередь, нужно сохранять хладнокровие и попытаться применить все навыки вождения для того, чтобы выйти из заноса без неприятных для самого автомобиля и водителя с пассажирами последствий. Не всегда занос возникает по причине одного лишь факта гололеда или скользкого от дождя дорожного полотна. Во многом необдуманное или резкое водительское решение может привести к возникновению заноса.
Наиболее распространенными местами, где автомобили попадают в заносы, являются крутые повороты, спуски и пологие уклоны с длительной протяженностью. Таким образом, напрашивается очевидный вывод, что занос – это нарушение движения транспортного средства, сопровождаемое боковым скольжением. Как правило, скольжению подвергаются задние колеса автомобиля. Однако особенности выхода из заноса на автомобиле с задним приводом существенно отличаются от тонкостей поведения при заносе на машине с передним приводом.
Выход из заноса на заднем приводе
Для успешного выхода из заноса на авто с задним приводом, водителю следует, в первую очередь, отпустить педаль газа, после чего плавно провернуть руль в сторону заноса машины. При этом не следует допускать распространенной ошибки и пытаться остановить автомобиль педалью тормоза. Это только усилит занос и вряд ли положительным образом поспособствует ситуации.
Выход из заноса на переднем приводе
Если автомобиль с передним приводом пошел в занос, следует также, как и в предыдущем случае, провернуть рулевое колесо в сторону, соответствующую направлению заноса. Однако после этого стоит плавно нажать на педаль газа. Таким образом, крутящий момент передних колес поможет скорейшей остановке автомобиля и завершению заноса.
Как почувствовать занос?
Главным фактором безопасности водителя при заносе является обнаружение начального момента неуправляемого скольжения и своевременное реагирование с целью его устранения. Конечно, эта водительская особенность вырабатывается с течением наработки опыта вождения. Начинающим автолюбителям необходимо ясно понимать, что не следует подвергать автомобиль в условиях скользкой дороги усиленным скоростным нагрузкам и резкому торможению. Кроме того, немалую роль играет положение водителя в кресле. Так, его спина обязана плотно соприкасаться со спинкой сиденья. Если пренебречь этим советом, отследить возникновение заноса на ранней стадии будет затруднительно.