Как заменить моторное масло своими руками? Семь шагов
Замена масла и сопутствующая этому процессу замена масляного фильтра – регулярная процедура, обязательная для поддержания автомобиля в оптимальной форме. Функции моторного масла – охлаждение двигателя и его максимальна защита от физических и химических разрушительных воздействий. Моторное масло не только смазывает детали двигателя, но и с помощью содержащихся в нем присадок обеспечивает его очистку от микропыли, продуктов горения, микрочастиц от царапин – всего того, что смывается маслом со стенок мотора и остается в нем , делая масло со временем все более темным и вязким. Если моторное масло подобрано правильно, заменяется вовремя, то сердце вашего автомобиля прослужит намного дольше и надежнее.
Как определить, что подошло время замены масла? Интервалы замены отмеряются по пробегу автомобиля. Обычно это 10 – 15 тысяч километров, или замена не реже раза в год. Интервал между заменами указан в сервисной книжке и в некоторой степени зависит от самого масла. Хорошие масла позволяют пройти больший километраж.
Когда время замены подошло, можно обратиться в автосервис, а можно, если вы любите возиться с автомобилем, и гараж для вас — приятное времяпрепровождение, то заменить масло самостоятельно. Ниже мы опишем это процесс.
Для замены моторного масла и фильтра вам понадобятся:
- Само моторное масло. Правильно подобрать его — тоже важная задача. Если вкратце, то рекомендованные характеристики масла – спецификации, класс вязкости, объемы — указаны в сервисной книжке, дополнительное значение имеет состояние двигателя, который, например, может нуждаться в более вязком масле. Подбор масла требует отдельного текста, тут ему не место.
- Масляный фильтр. При замене масла этот фильтр также заменяется, в обязательном порядке.
- Съемник масляного фильтра, уплотнительная шайба (кольцо) под фильтр.
- Ключи соответствующего размера, ключ – и для слива масла, и для масляных фильтров.
- Воронка для заливки масла
- Емкость для старого отработанного масла (бочка, канистра, поддон и пр).
- Защитные перчатки и очки.
I. Разогрейте машину перед заменой масла
Для эффективного слива масла нужно, чтобы оно было теплым. Поэтому первая процедура – прогрев мотора. Достаточно будет, чтобы двигатель поработал пару минут.
Для слива масла удобнее всего использовать подъемник, яму или эстакаду. Заменить масло на легковом автомобиле в принципе можно и с помощью домкрата у себя в гараже. Но с домкратом всегда нужно быть внимательнее – никогда не ложиться под машину, стоящую на домкрате.
II Непосредственно слейте отработанное моторное масло
В процессе слива снимается крышка горловины для залива масла – так оно сольется быстрее. Затем необходимо найти пробку сливного отверстия – она всегда находится на днище автомобиля – в районе поддона картера двигателя. Если на машине установлена дополнительная защита картера, то скорее всего ее придется снять. Исключение составляют защиты, имеющие лючок для доступа к пробке слива.
Далее, под слив нужно подставить емкость для масла, и только после этого можно начинать потихоньку откручивать пробку торцевым ключом. Масло начнет вытекать. Не забываем перед этим надеть перчатки. И да, масло может быть горячим, так что не спешите. Не спешите быстро закручивать пробку, пусть отработанное масло стечет максимально, то есть перестанет капать вообще. Оно насыщено продуктами химических реакций, которые не нужны двигателю автомобиля. Когда масло окончательно вытечет (эта процедура может занять довольно длительнее время) заверните пробу ключом в обратное положение.
III. Замените масляный фильтр
Чаще всего масляный фильтр находится недалеко от защиты картера, в нижней части двигателя. ВЫ автомобилях с передним приводом доступ к фильтру есть и сверху – ниже левой фары под капотом. Для замены фильтра вам также понадобится ключ. Вместе с фильтром, как было сказано выше, меняется и прокладка фильтра. Перед установкой будет не лишним смазать ее моторным маслом. Так новый фильтр быстрее перестанет течь и не прикипит к своему ложу. Закрутить крепление нового масляного фильтра нужно довольно плотно, чтобы впоследствии масло не подтекало.
IV. Залейте в горловину новое моторное масло
Наступает время самого очевидного процесса, хорошо известного всем, кто пусть и не менял ранее масло самостоятельно, но, по крайней мере, доливал масло. После залива (лучше – с помощью воронки, так будет чище), с уже закрученной крышкой дайте двигателю поработать немного, чтобы масло сделало первый круг по системе автомобиля. Заливайте столько масла, сколько указано в сервисной книжке.
V. Проверьте уровень свежезалитого масла
После того, как двигатель поработал минуту – вторую, заглушите его и проверьте уровень масла в системе, с помощью щупа. Достаньте его, протрите и снова опустите, проведите визуальный осмотр. Может быть такое, что масла в системе все таки недостаточно. Тогда долейте его до необходимого уровня, указанного рисками на щупе. Иконка давления масла на приборной панели при правильном уровне погаснет.
VI. Уборка и утилизация
Время, когда масло сливали во дворе, давно прошло. За пятна от слива и тем более вылитую в канализацию отработку – серьезные штрафы. Поэтому нужно заранее иметь понимание, куда девать слитое масло и отработанный масляный фильтр. Лучший способ утилизации масла – отвезти его в пункт сдачи. Часто отработку принимают автосервисы, ведь оно используется в системах обогрева помещений.
VII. Фиксация даты замены и пробега
Поскольку моторное масло заменяется по пройденному километражу, необходимо записать показатели одометра. Чаще всего замена масла полагается каждые десять тысяч километров, иногда – пятнадцать, или не реже раза в год. Иногда водители используют сезонное масло – зимнее и летнее. Тогда замена производится дважды в год.
А может, лучше в автосервис?
Несмотря на то, что процедура выше описана достаточно корректно, могут быть нюансы, которые очень серьезно усложнят самостоятельную замену масла. Например, у вас может не оказаться нужных ключей. Иногда речь идет о совсем редких типах, например, звездочки-torx. Может не оказаться в гараже канистры с отрезанной боковиной, а значит, нужно покупать отдельный пластиковый поддон. Новая прокладка, опять же, должна быть ровно такой же, как и предыдущая, в идеале пригодится и съемник для масляного фильтра, если в вашем автомобиле не предусмотрена опция открутить фильтр рукой.
Если вышеописанная процедура показалась вам пусть и не слишком сложной, но муторной, всегда можно обратиться в автосервис, где замену масла и фильтра осуществят оперативно, и быстро, с использованием профессионального оборудования, а заодно и масло с фильтром подберут.
Стоит ли периодически промывать систему?
Дополнительным аргументом в пользу автосервисов будет возможность помыть систему. Дело в том, что до 20-ти процентов старого масла все же остается в системе, в полостях, откуда ему трудно вытечь. Поэтому с каждой заменой процент грязного масла постепенно увеличивается, что, понятное дело, ухудшает свойства моторного масла, даже если вы используете масла от лучших производителей. Впрочем, при соблюдении интервалов и сроков замены масел это обстоятельство не будет иметь большого значения.
Но есть ряд обстоятельств, при которых промывка все же строго рекомендуется. Во-первых, однозначно стоит промыть систему при покупке не нового автомобиля. Вы не можете быть на сто процентов уверены, что предыдущий хозяин использовал правильное масло и выдерживал все регламенты и сроки его замены. Во-вторых, систему стоит промыть при переходя с одного класса вязкости масла на другое. Присадки у разных масел строго индивидуальны и смешивать их не нужно.
В-третьих, ряд экспертов рекомендуют делать периодическую промывку мотора при агрессивном стиле вождения. Дело в том при такой «жесткой» экплуатации масло загрязняется намного быстрее и сильнее.
Дополнительно стоит подумать о периодической промывке системы мотора в случае, если у вашего автомобиля – турбированный движок. Турбины – достаточно «нежный» агрегат, ресурс у которого – и так всегда меньше, чем у двигателя . С чистым маслом они прослужат однозначно дольше.
Как менять масло в двигателе автомобиля
Замена масла — самая частая сервисная операция в автомобиле.
Большинство автомобилистов делают это несколько раз в году. Как выбирать масло и как часто его менять, мы уже писали в отдельном материале. Эта статья — только о процедуре замены масла и масляного фильтра. Она пригодится не только тем, кто хочет сделать это сам, но и тем, кто не хочет быть обманутым в плохом автосервисе.
Вы узнаете
Для замены масла нужно минимальное количество инструмента. Но для удобства в автосервисах есть специальные приспособления. На фото — станция для сбора отработавшего масла. Источник: Varavin88 / Shutterstock
Как могут менять масло в двигателе
Есть две технологии, по которым меняют масло в ДВС.
Классическая — самая стандартная и популярная процедура. Официальные дилеры обычно делают именно так. Масло сливают через отверстие в поддоне картера двигателя, для этого из него выкручивают специальную сливную пробку. Отработку — так называют масло, которое слили, — собирают в особую емкость и утилизируют. Когда все старое масло стекло — меняют фильтр, закручивают пробку и заливают новое. Если фильтр расположен ближе верхней части двигателя, его откручивают перед тем, как слить масло.
Сливное отверстие — в нижней точке поддона, но какая-то часть старого масла все равно остается в двигателе. Такого масла очень мало, и оно быстро смешивается с новым. Источник: BELL KA PANG / Shutterstock
Экспресс-замена, она же аппаратная замена. Главное отличие — в способе удаления старого масла из двигателя. У большинства двигателей есть специальный щуп для контроля уровня масла. Конец этого щупа достигает поддона двигателя. При экспресс-замене вместо масляного щупа вставляют тонкую трубку и откачивают отработанное масло с помощью вакуумного насоса. Это быстрее, чем вывешивать машину на подъемнике, откручивать защиту двигателя и откручивать пробку — для экспресс-замены машину не нужно поднимать.
Многие автовладельцы считают, что при экспресс-замене в моторе может остаться больше грязного масла, но это заблуждение. Все зависит от конструкции и высоты расположения пробки. У некоторых машин при классической замене старого масла остается чуть больше, чем при экспресс-замене.
Какие бывают масляные фильтры
В металлическом корпусе. Фильтрующий элемент, обычно это бумага, упакован в железный цилиндр. Такой фильтр не требует отдельного отсека или корпуса: его просто прикручивают к двигателю в нужном месте.
Еще в него встроен перепускной клапан. Он срабатывает, когда фильтр забивается или когда масло густеет — например, на морозе. Клапан не позволяет маслу создать слишком большое давление в фильтре и пропускает его в обход, без очистки.
Старый и новый масляные фильтры в металлическом корпусе. В зависимости от производителя конструкция может отличаться. Источник: Dmitry-Arhangel 29 / Shutterstock
Бескорпусной: это когда фильтр — просто бумажный фильтрующий элемент. Такой сложнее менять: требуется специальная часть двигателя — корпус фильтра. В него же может быть встроен перепускной клапан.
Фильтры между машинами не взаимозаменяемы: если на сервисе или в каталоге предлагают корпусной, то его и нужно покупать. Это же справедливо для бескорпусного фильтра.
Корпусом для бумажного фильтра служит специальная запчасть в автомобиле. В нее устанавливают «голый» фильтр и плотно закрывают крышкой. Источник: Travelpixs / Shutterstock
Что нужно, чтобы поменять масло
Масло в определенном объеме. Часто производители автомобилей указывают два разных параметра — объем для полного заполнения нового мотора и объем для замены масла. Слить или откачать абсолютно все масло из двигателя, если не разобрать его, невозможно: ориентируйтесь на объем «для замены». Округляйте объем в большую сторону. Если в документации указано залить при замене 4,2 л масла, то придется купить 5 л. Купить только 4 л и залить чуть меньше нельзя, двигатель может пострадать.
Особенно важно тщательно выбрать масло и купить его в проверенном магазине или сервисе. Моторное масло очень часто подделывают. Производители вводят особую маркировку на канистрах, указывают серийные номера и добавляют другую защиту от подделок. Но помогает это не всегда: масла известных фирм и оригинальные масла автопроизводителей подделывают особенно часто. После выбора марки масла важно изучить в интернете признаки контрафакта именно для этого производителя.
Моторное масло всегда меняют с масляным фильтром.
Фильтр. Его покупают как обычную запчасть, как выбирать их мы писали в другой статье. К сожалению, фильтры тоже часто подделывают. Особенно оригинальные — те, что выпускают под брендом автопроизводителя, — они стоят дороже. Изучите в интернете опыт автовладельцев на таких же автомобилях. Если получится найти сообщество по вашей марке или модели — узнайте у его участников, к какому поставщику обратиться. Будьте особенно осторожны, если планируете покупать фильтр на маркетплейсах.
Будет излишним смотреть тесты фильтров, изучать плотность фильтрующей бумаги и ее площадь. Любой фильтр среднего ценового диапазона без проблем справится со своей задачей.
Прокладка корпуса масляного фильтра. Это актуально только для бескорпусных, бумажных фильтров. У корпуса такого фильтра есть крышка, она закрывает фильтрующий элемент. Чтобы масло не подтекало, под крышкой есть прокладка, ее желательно поменять. Некоторые производители комплектуют фильтр такой прокладкой, и покупать ее отдельно не требуется. Это легко понять по фотографиям масляного фильтра в интернете или уточнить в магазине.
Замена масла в двигателе: какой способ лучше
Тема моторного масла и его замены для многих автомобилистов сакральная. Одни меняют его согласно требованиям производителя автомобиля и заливают то, что порекомендуют в техцентре. Это люди, которые в масляные дискуссии обычно не вступают. Отдельные индивидуумы льют в мотор что подешевле, и с периодичностью замены особо не морочатся. Ездит же машина – и ладно. Но немало водителей, жизнь которых вращается вокруг выбора оптимального интервала замены масла, выбора наилучшего типа и марки этой важнейшей технической жидкости и определения самого эффективного метода замены.
А что, методы бывают разными? – спросит недостаточно подкованный в этой теме товарищ. Конечно, и мы сейчас про них расскажем, указав все основные плюсы и минусы.
Через пробку
Самый простой и доступный для самодеятельных сервисменов способ поменять масло в двигателе. Процедура простая, но довольно грязная. Производится на прогретом моторе, поскольку теплое масло жиже и лучше вытекает. Греть мотор «до последней черты» не обязательно – можно горячим маслом руки обжечь.
Снимается крышка заливной горловины, откручивается сливная пробка в поддоне (при необходимости придется снять защиту) и масло вытекает в заранее приготовленную емкость. Хорошо подходит обрезанная пластиковая канистра нужного объема. Далее меняется масляный фильтр, закручивается сливная пробка (если нужно – меняется ее прокладка) и заливается свежее масло. Основное достоинство такого метода – простота: не нужен специальный инструмент и какие-то особые навыки. Главный минус – придется лезть под машину, а значит желательно найти подъемник или смотровую яму. В двигателе обязательно останется некоторое количество старой, отработанной смазки. Это не очень хорошо, но в большинстве случаев не критично. Скажем сразу, что полностью очистить мотор практически невозможно.
Вакуумный метод.
Если вы видели процесс замены масла при обслуживании авто в технических центрах или на пунктах экспресс-замены, то с этим способом вы тоже знакомы. Его суть в том, что через отверстие контрольного щупа в поддон вводят трубку, через которую насосом откачивается старое масло. Метод быстрый, эффективный и чистый. Главный его недостаток – дорогостоящее оборудование. Хотя можно найти и довольно простой ручной насос для откачки масла. Некоторое количество отработки в поддоне при таком методе все равно останется.
Под давлением
Самый, наверное, редкий способ замены. Остатки старого моторного масла выдавливают из каналов сжатым воздухом. И новую, свежую смазку также подают в мотор под давлением. Главные плюсы – отсутствие сухого трения при первом запуске двигателя и минимальный остаток старого масла в моторе. Из недостатков отметим, что такой способ замены масла дольше и дороже, а также требует специального оборудования.
Мыть или не мыть?
Этот вопрос часто возникает у автовладельцев при замене моторного масла. Если двигатель обслуживается регулярно, никаких проблем с ним не замечено, и заливается то же масло, что и было – промывка не обязательна. Ее можно сделать по желанию владельца.
При смене типа масла систему промыть желательно. А вот при замене масла в подержанном авто, которое неизвестно как, где и кем обслуживалось, это процедуру нужно провести обязательно.
Есть три основных варианта промывки масляной системы. Первый, когда в старое масло добавляют специальную моющую присадку, и через некоторое время производят замену смазки. Второй – использование промывочного масла. Его заливают вместо свежей смазки, дают двигателю поработать некоторое время и меняют на новое масло. Самый дорогой и радикальный способ – третий, когда порция свежего, нового масла используется в качестве промывки. На нем ездят короткое время и вновь меняют вместе с фильтром. Порой эти способы комбинируют друг с другом. Для ухоженных моторов такие траты и усилия вряд ли нужны. Но для запущенных двигателей, в которых «грибы растут», комбинация первого или второго метода с третьим может быть очень полезной.
Как часто менять масло
Не реже, чем указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Это требование нужно выполнять строго! Если машина мало эксплуатируется, то смазку в моторе, даже не достигшую срока замены по пробегу, нужно менять раз в год.
Многие автомобилисты свято верят, что частая замена масла очень полезна для двигателя. Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях (городская езда, частое движение по трассе с высокой скоростью, жара, запыленность воздуха), интервал замены можно сократить на четверть или треть. Более частая смена масла – дело веры. Она как минимум не вредна для мотора. В отличие от самодеятельных экспериментов с вязкостью или классом качества масла.
Где менять
Если вы не относитесь к сообществу автомехаников-любителей, которые сами обслуживают свой автомобиль, то замену масла придется доверить специалистам автосервиса. Главное, чтобы масло и фильтр там использовали качественные и допущенные производителем, и чтобы руки у работников росли из нужного места. Как выбрать толковый сервис мы расскажем в одной из ближайших статей. А пока приглашаем вас на замену моторного масла в технические центры FAVORIT MOTORS. Здесь все сделают как надо, с учетом пожеланий владельца и требований производителя.
Замена масла в двигателе
Вакуумная замена масла в двигателе выполняется портативным оборудованием. Используя стандартный воздушный компрессор, вакуум вытесняет отработанное масло. Масло выходит через щуп, после чего накапливается в резервуаре. В этом случае отпадает необходимость в яме или подъемнике или подбирать особое место расположения автомобиля и позволяет владельцу менять моторное масло без снятия защиты двигателя (при наличии таковой, а также при условии свободного доступа к масляному фильтру сверху), как при холодной, так и при рабочей температуре без риска каких-либо повреждений или утечек.
Замена масла через сливную пробку
Замена масла через сливную пробку, один из традиционных способов замены масла. Суть метода заключается в том, что отработанное масло сливается через сливную пробку снизу картера, таким методом масло сливается под давлением собственного веса, тем самым система очищается от шлаков и стружки.
Зачем менять масло в двигателе?
Основная причина почему нужно заменять масло, это его старение. Масло стареет и теряет свойства, поэтому моторное масло нужно периодически менять. Во время работы двигателя внутреннего сгорания, при сжигании топлива образуются остаточные вещества – продукты сгорания и грязь, которые загрязняют двигатель.
Во время эксплуатации машины, а также ее стоянки, происходит непрерывное химическое разрушение присадок. Естественно, что при езде этот процесс будет завершен быстрее. При этом формируются естественные отложения на картере двигателя, происходят окислительные процессы с отдельными составляющими масла, изменяется его вязкость и даже уровень кислотности.