Из за чего образуется нагар на поршнях
Перейти к содержимому

Из за чего образуется нагар на поршнях

  • автор:

Откуда в двигателе берется нагар и как от него избавиться

Если мотор работает, образование нагара в камерах сгорания неизбежно, а полностью избавиться от него невозможно. Впрочем, и не нужно. Оно начинается с первым запуском автомобиля. Легкий налет покрывает детали цилиндро-поршневой группы, стержни и тарелки клапанов, но не мешает работе. В исправном двигателе его мелкие частицы отваливаются, а на их место осаждаются новые хлопья. Отложения уносятся в выхлопную трубу, попадают в масло, оседают в масляном фильтре. Но толщина слоя сажи, кокса, прочих составляющих не увеличивается. Говорят: «Нагар в двигателе находится в динамическом равновесии».

поршень с нагаром и копотью

Наглядный эксперимент

Достанем из рабочего агрегата поршень и очистим от нагара его половину — вдоль.

Эксплуатируем машину в том же режиме, что и раньше.

Снова разбираем и видим результат: поршень с обеих сторон симметрично покрыт копотью. Нет никакого перепада по толщине слоя, да и по консистенции налет выглядит совершенно одинаковым. Но есть места, где продукты горения скапливаются в избытке.

Где в двигателе появляются отложения

Отложения образуются в результате неполного сгорания топлива и масла. Нагарообразование начинается там, где зарождается горение — на электродах свечей. Внутри камеры сгорания (КС) он откладывается на поверхности головки блока цилиндров (ГБЦ), покрывает верхнюю часть гильзы, т.к. в эту зону не доходит верхнее поршневое кольцо. Налет распределяется по днищу поршня, заходит на его головку до верхнего кольца. Отложения ложатся на клапаны — их тарелки, стержни. Весь выхлопной тракт автомобиля изнутри покрыт копотью.

Так происходит в «здоровом» двигателе. Но рано или поздно настает момент, когда продукты горения оседают на деталях в слишком большом количестве.

Причины увеличения нагара

поршень с закоксованными кольцами

Равновесие нарушается по трем причинам:

  1. Использование некачественных, не соответствующих конструкции, топлива и масла. Все регулировки, размеры деталей ДВС рассчитаны на определенный сорт горючего. Для эффективной работы на другом бензине необходима по крайней мере корректировка угла опережения зажигания. Оптимизировано к процессу горения и масло. В малом количестве оно попадает в камеру сгорания и должно выгорать. Применение низкооктанового бензина приводит к детонации и появлению излишнего нагара в моторе.
  2. Неблагоприятные режимы работы. Кто-то любит подолгу прогревать автомобиль. При этом двигатель работает на обогащенном топливе, а температура в камере сгорания низкая. Результатом является скопление вредоносных отложений. Механизмы закоксовываются при перегрузке мотора, особенно на низких оборотах, а также при движении в пробках.
  3. Износ двигателя сильно влияет на повышенное нагарообразование, а последнее ускоряет износ.

Когда пора очищать двигатель

Наиболее часто нежелательный налет виден на свечах. Но если на поршне нормальный нагар черного цвета, то на свече он должен быть светло-коричневым. Черный цвет на электродах говорит о переобогащенной смеси либо слабой искре. Появление белого нагара как на свече, так и на поршнях свидетельствует о бедном составе смеси, попадании антифриза в камеру сгорания.

О необходимости чистки нагара с поршней и клапанов подсказывают некоторые симптомы:

  • повышение расхода горюче-смазочных материалов;
  • повышенное давление картерных газов, выброс смазки через сапун;
  • снижение мощности;
  • увеличение дымности;
  • плохой пуск. Это особенно касается дизельных двигателей. Их пуск требует высокой компрессии, а чрезмерные отложения вызывают закоксовку ЦПГ;
  • повышение шумности. Из-за закоксовки подклинивают гидрокомпенсаторы, клапана начинают стучать. При залегании колец поршни ударяют по втулке цилиндра. Это происходит в момент перекладки поршня. Запавшие в канавках кольца не смягчают контакт, и поршень стучит о стенку цилиндра.

Подробнее о закоксовке цилиндро-поршневой группы

Поршневые кольца должны быть подвижны.

Во-первых, для того чтобы обеспечивать хорошее прилегание к стенкам цилиндра, они должны чутко реагировать на неровности гильзы, следовать ее форме.

Во-вторых, конструкцией предусмотрено их постоянное вращение. Оно необходимо для равномерного износа деталей ЦПГ, а достигается наличием хонинговки (особой насечки) на стенке гильзы. Она же помогает удерживать необходимое количество смазки.

В-третьих, верхнее компрессионное кольцо должно сильно давить на стенку, и не только ради создания уплотнения. Его неслучайно прозвали «огневым», и берет на себя большую температурную нагрузку. Через него идет мощный тепловой поток от деталей ЦПГ к охлаждающей жидкости. Но он возможен только при плотном контакте с гильзой. Газы, проходя через торцевой зазор, заходят за кольцо и разводят его, прижимая к цилиндру.

Когда нагар на поршнях по любым причинам нарастает, он достигает верхнего компрессионного кольца, заполняет торцевой зазор между межкольцевой перегородкой и кольцом. Тем самым он ограничивает подвижность последнего и проникновение газов в канавку. Закоксовывается и маслосъемное кольцо. Оно так же, как и компрессионные, залегает в канавке, перестает работать. Нагар забивает и сливные масляные отверстия в поршне. Кольца останавливаются, расход масла и износ стремительно нарастают.

Отложения портят смазку, детали покрываются маслянистой субстанцией, образуется лак. Скопившиеся в поддоне черные пласты могут перекрыть сетку маслозаборника. При прекращении подачи масла мотор ожидает серьезная поломка.

Раскаленные частицы в бензиновых двигателях становятся причиной калильного зажигания. При контакте с ними горючее воспламеняется раньше, чем проскакивает искра. Двигатель теряет мощность, а поршневая группа испытывает жесткие толчки, не идущие на пользу. На старых машинах, где не предусмотрено отключение подачи топлива, дефектный мотор продолжает работать и после выключения зажигания. При этом слышно, как поршень каждый раз, будто через силу, переваливает через верхнюю мертвую точку с характерным щелчком.

Как очистить поршневую группу

цилиндро-поршневая группа до и после раскоксовки

Перечисленные выше симптомы залегания деталей ЦПГ также являются признаками их износа. Очистка поршней от нагара целесообразна, пока износ не достиг критического значения. Нужно обследовать двигатель, чтобы понять, какой способ раскоксовки выбрать.

Деликатная раскоксовка

Способ предполагает добавление в топливо различных присадок. В процессе эксплуатации они благотворно влияют на снижение отложений.

Воздействие через масло

В масло добавляют специальную присадку и эксплуатируют автомобиль в соответствии с инструкцией. Возможны ограничения по нагрузке, оборотам и т.д.

При замене масла часто пользуются так называемыми пятиминутками. Это агрессивные моющие средства, которые добавляются в старое масло. Мотор промывается в течение 5 минут работы на холостых. Затем вся эта жидкость сливается, и заливается свежее масло.

С этими составами нужно быть осторожным. Загрязнения отваливаются кусками и падают в поддон. Масляный насос всасывает взвесь, которая закупоривает сетку маслозаборника. После применения пятиминуток желательно снять поддон, почистить его внутреннюю поверхность и маслоприемник. Однако и пятиминутка может не проникнуть в тонкие зазоры поршневых канавок и сливные отверстия, скорость движения смазки в которых мала. Более эффективный способ — заливка препарата непосредственно в камеру сгорания

Жесткая раскоксовка

Демонтируются свечи или форсунки, а затем через свечное отверстие заливается мощное средство. Свечи можно установить обратно, устроив в КС настоящую баню.

Препарат проникает непосредственно в кольцевой лабиринт, действуя как растворитель. Поддон тоже желательно почистить вручную. Такое средство, как димексид готово растворить и краску в поддоне, что приведет к описанным выше последствиям.

Ручная раскоксовка

Ручная раскоксовка мотора — самый эффективный и надежный метод. Он, однако, ближе к ремонту. После демонтажа ГБЦ и поддона извлекают поршни с шатунами, чтобы вручную снять нагар с поршней и колец. Последние в этом случае, как и вкладыши шатунов, обычно меняют на новые. Заодно можно оценить износ шатунных шеек, измерить их диаметры. Головку блока тоже следует привести в порядок.

Видео: ОЧИСТКА ПОРШНЕЙ БЕЗ РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ.

Заключение

Следует тщательно подойти к выбору способа раскоксовки, чтобы труды принесли желаемый результат. Так, например, применение добавки в топливо, когда от ЦПГ идет стук — просто перевод денег.

Нужно понять, нуждается ли в раскоксовке агрегат в целом либо отдельные компоненты. Клапана и свечи требуют внимания при калильном зажигании. Другое дело — гидрокомпенсаторы, ведь для них жидкости особые.

Многое зависит от конструкции автомобиля. Решиться на снятие поддона ВАЗ 2108 легко, но есть машины, на которых это требует демонтажа двигателя.

А ЦПГ моторов с воздушным охлаждением можно очистить вручную, не снимая поддона — цилиндр поднимается из блока, и поршень отделяется от верхней головки шатуна.

Своевременное удаление нагара на поршнях и других деталях двигателя — отличный способ отдалить капитальный ремонт. Но можно обойтись и без нее. Для этого нужно использовать качественные запчасти и расходные материалы, вовремя проходить ТО. Заправляться соответствующими топливом и маслом. Ездить в благоприятных режимах, когда цилиндры мотора могут свободно «дышать», а лишняя копоть улетать в трубу, а еще лучше —осаждаться в сажевом фильтре и не загрязнять атмосферу.

Нагар на поршнях и клапанах: почему образуется и как его очистить

Рано или поздно любому автомобилю требуется чистка клапанов от нагара. Это отложение очень вредно для работы двигателя.

Из-за нагара уменьшается его мощность, увеличивается расход топлива, а работа мотора становится нестабильной. Если не чистить клапаны слишком долго, то газораспределительный механизм и вовсе выйдет из строя. Быстрее всего нагар образуется на моторах с непосредственным впрыском.

Нагар на поршнях можно удалить, как в сервисе, так и самостоятельно. Для последнего способа понадобится приобрести специальные химические средства, способные разъедать такие сильные отложения. Подробнее остановимся, почему образуется нагар и как от него избавиться.

Причины образования нагара

В двигателях с непосредственным впрыском топливо подаётся напрямую в цилиндры, из-за чего нагар появляется быстрее и чаще. В остальном такие моторы совершеннее, поэтому используются во всех современных автомобилях. Производители знают об этой проблеме и пытаются решать её разными способами, но полностью избежать образования сажи на поршнях не получится.

У появления нагара на поршнях мотора есть несколько причин:

  • Попадание технического масла в клапан. Это происходит из-за износа или плохого качества маслосъёмных колпачков. Из-за этого масло просачивается через них, спускаясь вниз и оседая на клапане. Там оно нагревается и пригорает к его корпусу. Естественным образом этот чёрный нагар не исчезает, поэтому его приходится очищать вручную;
  • Образование налёта со временем. В любом двигателе внутреннего сгорания постоянно присутствует топливо, масло и другие технические жидкости. Даже, если все соединения герметичны, а двигатель работает исправно, они всё равно будут время от времени оседать на компонентах мотора. Чем больше пробег автомобиля, тем больше становится сажи, со временем вызывая проблемы с работой мотора;
  • Низкое качество топлива. В некоторых марках дизеля и бензина присутствуют различные вредные примеси, наприме
    р, свинец или сера. Они не сгорают вместе с топливом, а просто превращаются в массу, подобную смоле. В таком виде они оседают на поршнях и клапанах, а также других деталях мотора. Большая часть дешёвого топлива содержит в себе различные присадки, при сгорании приводящие к образованию нагара красного цвета;
  • Система EGR. Этот механизм встречается во многих современных машинах. Его задача – дожигать отработанные газы, не допуская их распространение по системе. Принцип её работы заключается в возвращении части выхлопных газов во впускной коллектор. Проблема в том, что в этих газах содержатся сажа и смолистые отложения. Все типы двигателя с системой EGR более подвержены образованию нагара, чем моторы без неё.

Не получится избежать появления нагара. Даже, если вы пользуетесь качественным топливом, а двигатель автомобиля наименее предрасположен к его образованию, это только отсрочит его появление. Сначала это не будет проблемой, но со временем придётся от него избавиться. В этом случае важно знать, чем очистить нагар на поршнях.

Пробег, через который потребуется удалять отложения с поверхностей двигателя, зависит от многих факторов. Но можно установить, насколько остро стоит эта необходимость, по изменениям в работе мотора. Большое количество отложений на поршнях приводит к снижению площади сечения каналов двигателя. В результате становится недостаточно воздуха для корректной работы.

Все «симптомы» большого количества сажи могут свидетельствовать и о других проблемах. Но они всегда говорят о том, что необходимо провести комплексную диагностику, чтобы установить причину неисправности. Обращайте внимание на следующие сигналы:

  • Рывки во время разгона. Для быстрого набора скорости автомобилю не хватает топлива и воздуха. Из-за этого, двигатель теряет стабильность при разгоне, его время увеличивается, а максимальная скорость снижается. Физически ощущаются рывки при попытке набрать скорость;
  • Потеря работоспособности цилиндра. При большом количестве сажи клапан может просто остановиться на одном месте. Из-за этого цилиндр перестаёт работать, а мощность двигателя существенно падает. К тому же, клапан может столкнуться с поршнем, что приведёт к серьёзной поломке;
  • Плавающие обороты. На холостых оборотах двигатель начинает работать нестабильно из-за недостатка смеси топлива и воздуха. В такой ситуации мотор может даже самопроизвольно заглохнуть;
  • Повышение нагрева. Сажа имеет низкую теплопроводность. Из-за этого камера сгорания начинает очень медленно охлаждаться, что существенно повышает нагрузку на двигатель. Из-за этого увеличивается скорость его износа, что рано или поздно приведёт к серьёзной поломке;

Потеря мощности. Здесь ситуация аналогична с потерей скорости при разгоне. Но в этом случае автомобиль будет хуже двигаться в загруженном состоянии. Это станет проблемой при движении в гору, с несколькими пассажирами или тяжёлым грузом.

Все эти проблемы достаточно серьёзные. Даже, если причина их возникновения не в нагаре на поршнях и клапанах, всё равно рекомендуется пройти диагностику в СТО.

Чем очистить отложения на поршнях и клапанах

Очищать поршни и клапаны нужно регулярно. Не нужно дожидаться, пока обороты или мощность двигателя сильно упадут, цилиндр заклинит, а двигатель начнёт перегреваться. Лучше всего время от времени проверять мотор на наличие сажи и очищать, когда её становится много.

Существует 2 способа удаления отложений с системы двигателя: с демонтажём и без него. В первом случае вам понадобится обратиться в специализированный сервис. Для того, чтобы снять двигатель, требуется сложное оборудование, которое есть только в СТО. Там мотор снимут, разберут и очистят при помощи профессиональных устройств и средств. Этот способ подходит для особо запущенных случаев, когда нагара на двигателе становится слишком много.

Второй способ можно выполнить самостоятельно в домашних условий. Для этого понадобится купить специальное средство для удаления нагара и других отложений из двигателя, например, Профис-МК-ULTRA. Этот раствор специально разработан для борьбы нагаром, мазутом и другими отложениями технических жидкостей внутри двигателя. Он прост в применении и экономичен. Использование Профис-МК-ULTRA даёт следующие преимущества:

  • Имеет в составе консервант, противодействующий появлению коррозии во время мойки;
  • Экономично расходуется. Двух килограммов концентрированной смеси достаточно для подготовки 100 литров раствора для очистки;
  • Отмывает все виды отложений: мазут, масложировые, нагар, лак, краску, антифриз и прочее;
  • Не выделяет едких паров и почти не имеет запаха;
  • Прост в использовании;
  • Не требует демонтажа головки блока цилиндра.

Как происходит процесс очистки от нагара

Если состояние поршней и клапанов запущенное, очистить их получится только при помощи механического воздействия, например, специальных щёток. Для этого придётся снимать головку блока цилиндра. Выполнять эту работу в домашних условиях не рекомендуется. Для эффективной очистки понадобится специальное оборудование и профессиональная химия. Лучше обратиться в сервис, где все работы выполнят за вас. Это будет дешевле покупки устройств и средств.

Отвечая на вопрос, чем очистить нагар на поршнях, если он ещё не критичен, мы говорим о специальных концентратах. Каждое из них имеет свою инструкцию, поэтому для примера рассмотрим упомянутый ранее Профис-МК-ULTRA. При работе с ним применяется следующая последовательность действий:

  • Концентрат растворяется в воде в пропорциях 1 к 10 или 1 к 100. Они зависят от сложности загрязнения.
  • Для повышения эффективности полученный раствор можно нагреть до +70°C или +90°C.
  • Прогреть двигатель до рабочей температуры.
  • Выкрутить из него калильные свечи или свечи зажигания.
  • Приподнять автомобиль на домкрате, чтобы цилиндры стали в среднее положение.
  • Включить 4/5 передачу.
  • Поднятое домкратом колесо подкручивает мотор.
  • Залить раствор через отверстия для свеч.
  • Оставить размягчаться на 30 минут.
  • При помощи стартера прокрутить двигатель без свечей. За счёт этого жидкость выльется из отверстий.

После этого вкрутите свечи обратно и попробуйте завести мотор. Это может получиться не сразу. Далее необходимо проехать небольшое расстояние, пока дым из выхлопной трубы не перестанет быть сильно чёрным. После этой процедуры рекомендуется заменить масло.

Таким образом, происходит чистка клапанов от нагара. Рекомендуется время от времени проверять их состояние и следить за изменениями в работе двигателя. Тогда вы избежите демонтажа мотора и дорогостоящей очистки.

Откуда в бензиновых моторах берётся жуткий нагар и как с ним бороться

Мало кто из обычных водителей задумывался над странным феноменом: камеры сгорания бензиновых моторов могут серьёзно зарастать нагаром, а для дизельных движков такая проблема нетипична. Конструктивные отличия, казалось бы, невелики, но загрязняются моторы совершенно по-разному. Почему так происходит и в чём логика? Пробуем разобраться.

Depositphotos

Чем опасен нагар

При работе двигателя внутреннего сгорания – не важно, какого именно, бензинового или дизельного – на поверхностях камер сгорания, поршней, клапанов, впускных и выпускных каналов происходит отложение продуктов сгорания топливовоздушной смеси и масла, так называемого нагара. Бензиновые моторы последних поколений могут зарастать нагаром настолько сильно, что их поршневые кольца теряют подвижность и залегают. Это приводит к падению компрессии и частичному или полному выходу мотора из строя. Из-за сильных отложений могут подвисать клапаны, что чревато встречей их с поршнями. Последствия не менее печальны. Нагар в любом моторе неизменно приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива. Возможна нестабильная работа двигателя на холостых оборотах и при разгоне, дёрганье и потеря динамики.

© Depositphotos

Почему мотор «зарастает» изнутри

Современные впрысковые бензиновые движки обрастают изнутри мощной «шубой» частенько задолго до психологического рубежа в 100 000 км пробега. Происходит это по целому ряду причин – как конструктивных, так и эксплуатационных. Первостепенное значение в образовании нагара играет, как ни странно, прокачка воздуха через мотор. Через камеры сгорания дизельных моторов прокачиваются колоссальные объёмы воздуха. Благо, почти все движки этого типа снабжены системой наддува. Впрочем, и безнаддувные дизели конструктивно заточены под огромное потребление воздуха, который попадает в камеры сгорания в избытке. Дроссельной заслонки на таких моторах в принципе нет.

Бензиновые двигатели устроены немного по-другому. Воздух в камеры сгорания попадает в дозированном виде – на абсолютно всех моторах, включая самые новомодные с непосредственным впрыском. И именно эта особенность в первую очередь влияет на количество нагара внутри агрегата.

© Depositphotos

В чём разница? Всё просто! При движении на дизельном автомобиле большие объёмы поступающего в камеры сгорания воздуха создают высокое давление в цилиндрах на такте впуска: давление над поршнем всегда выше, чем давление в картере. Это приводит к правильной циркуляции картерных газов – из камеры сгорания в картер, а не наоборот. Воздух, прорывающийся через поршневые кольца, тянет за собой продукты сгорания и остатки масла, не снятые маслосъёмными кольцами. Шлак просто не успевает оседать на поверхностях. В бензиновых моторах, даже самых современных и «надутых», из-за дозированной подачи воздуха давление в камерах сгорания на такте впуска значительно ниже, чем в дизельных движках. Из-за слабого разрежения после дроссельной заслонки (если таковая есть) система относительно слабо очищает камеру сгорания, и чем ниже обороты двигателя, тем быстрее нарастает нагар. Картерные газы, напомним, прокачиваются, в том числе, через направляющие втулки клапанов.

Влияет на загрязняемость моторов изнутри и ещё один конструктивный фактор, связанный с температурным режимом. Дизельные двигатели – «холодные». Температура вспышки топливовоздушной смеси в бензиновых ДВС намного выше, чем в дизельных, при этом поршни тоньше и легче. Чем выше температура в камере сгорания, тем активнее коксуется попадающее в неё масло.

Как обезопасить мотор от образования нагара

Главный враг вашего движка – так называемая «пенсионерская» езда. Экономия на горючем и стремление переключиться на высшую передачу как можно раньше неизменно приводят к увеличению подсоса картерных газов в камеры сгорания. В цилиндры в обилии затягивается моторное масло, которое не успевает полностью сгорать и превращается в шлак. Чем активнее водитель «пенсионерит», тем быстрее убьёт свой мотор. В некоторых режимах система и вовсе входит в резонанс: продукты смазки и картерные газы буквально зависают в районе поршневых колец. Происходит их закоксовка, агрегат выходит из строя.

Очистка поршней

раскоксовка двигателя

Одним из основных элементов в двигателе внутреннего сгорания, а именно, в цилиндро-поршневой группе является поршень. Поршень — эта первая деталь, которая воспринимает нагрузку от взрыва в рабочей камере сгорания топливно-воздушной смеси. В цикле работы двигателя жесткой сцепкой связаны поршень, шатун и коленвал.

Что такое нагар

Так как поршень — эта первая деталь, воспринимающая нагрузки от воспламенения горючей смеси (принимает удар на себя), она постоянно подвергается температурным, механическим и химическим воздействиям.

очистка поршня

Нагаром называется образование слоя в результате сгоревших химических веществ, содержащихся в подаваемом топливе. В топливе содержатся различные добавки и примеси. При соприкосновении разложившихся веществ топлива с горячими деталями ДВС (поршни, цилиндры, клапана, шатуны) происходит прилипание этих веществ к горячему металлу и оседанию их. Особенно быстро на поршнях образуется нагар из-за не полного сгорания горюче-воздушной смеси и распада (разложения) моторного масла. Другими словами, нагар — это налет, который мешает нормальной работе ДВС, поэтому его надо удалять. Очисткой от нагара также называют раскоксовкой.

Образование нагара на впускных клапанах, днищах поршней, стенках камер сгорания — самое частое явление.

В состав нагара входят зола и углеродистые соединения. Твердый нагар из золы+примеси и частицы несгоревшего топлива и моторного масла, также называется, кокс. Если кокса много на нескольких деталях — это уже закоксовка двигателя.

Как очистить поршни от нагара

Виды налета или отложений на поверхности поршня:

  • лаковые образования;
  • кокс;
  • нагар;
  • шлам.

как очистить поршни от нагара

Так как двигатель внутреннего сгорания подвергается большим температурным нагрузкам, моторное масло разлагается и окисляется, образуя налет. Отделившиеся и прогоревшие частицы масла оседают и прикипают к деталям цилиндро-поршневой группы. Если не очищать поршни, кольца и рабочую камеру, слои отложений будут увеличиваться, что приведет к поломке ДВС.

Методы очистки от нагара и кокса

  1. Ручная чистка с разбором.
  2. Чистка специальными растворителями:

* через свечные отверстия;

* через горловину заливки масла.

Чтобы качественно очистить от нагара поршни — надо использовать метод ручной механической чистки. Выбрав такой метод, придется разобрать двигатель и демонтировать поршни. Этот процесс трудоемок, потому что нужен гараж, знания и навыке по разборке двигателя, инструменты. После разборки очистить поверхность поршней скребком, потом наждачной бумагой.

Очистка поршней от нагара без разборки

Многие выбирают второй метод очистки поршней от нагара — без разборки. При раскоксовке и залегании поршневых колец используют метод без демонтажа деталей двигателя.

Принцип такой очистки — использование специальных средств, которые способны растворить образовавшийся кокс и налет.

Заливают такие растворители коксов напрямую через отверстия для свеч зажигания (через отверстия для свеч накаливания — для дизельных агрегатов) или через систему смазки (горловина для заливки моторного масла). Залитая жидкость должна растворить образовавшийся черный нагар.

Плюсы раскоксовки и удалению нагара спец жидкостью:
  • легко и быстро;
  • раскоксуются маслосъемные кольца.
Минусы:
  • не удаляется нагар с поверхностей рабочей камеры сгорания, поршней и клапанов;
  • с сильно закоксованным двигателем не справится.
Очистка и раскоксовка бывают двух видов:
  1. Мягкая. Если заливать растворитель через свечные отверстия — этот способ называется «твердая» очистка.
  2. Твердая. Если через отверстие для заливки масла — это «мягкая» очистка.
Мягкая раскоксовка

раскоксовка поршневых колец

Суть данного способа заключается в том, что перед тем, как заменить моторное масло, в двигатель заливают промывочную жидкость с эффектом раскоксовки поршневых колец (например, Ликвид Моли, XADO / Ксадо).

При использовании такого способа, надо изучить особенности эксплуатации двигателя после добавки этой жидкости в моторное масло. Как правило, нельзя давать большие нагрузки мотору (использование прицепа, большого багажа, пробуксовок, превышать средние обороты). Это связано с тем, что масло стало разбавленным, физико-химические характеристики масла изменились.

Данный способ очистки, то есть не разбирая двигатель, а используя специальную жидкость для раскоксовки и удаления нагара с деталей ЦПГ через маслозаливочное отверстие надо использовать для профилактики. Тогда будет эффект.

Твердая очистка от нагара

Если налеты на деталях цилиндро-поршневой группы и клапанах большие, тогда можно использовать неразборный метод с заливкой в цилиндры через отверстия для свечей. Залив специальный растворитель нагара напрямую в камеру сгорания, происходит размягчение и отклеивание нагара и кокса от детали. Далее, во время работы двигателя размягченные частицы налета сгорают.

Для заливки через свечные отверстия используют агрессивные растворяющие жидкости для получения максимального эффекта. Это, например, фирма Lavr / Лавр.

мягкая очистка от нагара

раскоксовка поршней

Правила использования специального чистящего средства через свечные отверстия:
  1. Измерить компрессии всех цилиндров. Это необязательно, но полезно узнать потом, получилась ли разница в значениях давления до и после очистки.
  2. Нагреть мотор до рабочей температуры.
  3. Выкрутить свечи зажигания или калильные свечи.
  4. Выставить все поршни в среднее положение. Для это крутить за шкив генератора на нейтралке или приподнятом домкрате на 4 или 5 скорости крутить ведущее колесо. Рулеткой или отверткой проверить расположение поршней.
  5. Через отверстия для свечей залить во все цилиндры жидкость для раскоксовки и удаления нагара.
  6. Подождать 30 минут.
  7. Покрутить туда-сюда за шкив генератора в нейтральном положении коробки передач или на 4 или 5 скорости за колесо, чтобы жидкость попала в гнезда для колец, чтобы их раскоксовать, если они залегли. Смещать поршни через каждые несколько минут.
  8. Повернуть ключ зажигания и заводить с выкрученными свечами для того, чтобы поршни выбросили остатки жидкости через отверстия. Делать это секунд 20. Если останется много жидкости, может произойти гидроудар двигателя.
  9. Закрутить свечи.
  10. Завести двигатель автомобиля. После очистки от нагара и кокса поршней, колец, стенок цилиндра, клапанов методом жидкостной очистки двигатель автомобиля может сразу не завестись.
  11. После пуска мотора дать поработать на холостом ходу около 15 минут. Сразу после запуска двигателя из глушителя будет выходить черный выхлопной газ и едким запахом.
  12. Проехать пару километров пока цвет выхлопных газов не станет нормальным.
  13. Проверить масло, если не чистое, заменить масло и масляный фильтр.

Поршневые кольца, бывает, сразу после раскоксовывания их не стают подвижными, однако, через небольшой пробег кольца стают рабочими.

Чем опасен черный нагар на поршне

Присутствие черного нагара на поршне может к серьезным поломкам ДВС:

  • детонация (резкий взрыв топливно-воздушной смеси в камере сгорания);
  • калильное зажигание (горюче-воздушная смесь возгорается сама по себе из-за перегретых деталей, без подачи искры);
  • дизелинг (самовозгорание топливно-воздушной смеси без подачи искры, за счет высокой компрессии).

Появление детонации, калильного зажигания и дизелинга значительно уменьшают межремонтный ресурс двигателя. Признаком калильного зажигания и дизелинга является то, что мотор автомобиля не глохнет после отключения.

Очистка поршневых колец

раскоксовка поршневых колец

Трущиеся поверхности поршней и цилиндров, а также канавки для поршневых колец подвергаются образованию на них лаков. Так как отложения нагара и лака могут закупорить пазы для поршневых колец. Из-за того, что паз будет забит, поршневое кольцо будет расширено, что приведет к порче цилиндров (появятся задиры, царапины). Поэтому, если есть нагар и лаки на верхних боковых частях поршней, то эксплуатация автомобиля при таком раскладе дел приведет к преждевременному износу цилиндров, ремонт которых обойдется намного дороже. Такие причины приводят к капитальному ремонту двигателя автомобиля.

При эксплуатации, если поршневые кольца расширены, с поверхности цилиндров будет сдираться защитный слой — хон, гильза цилиндра подвергнется быстрому износу и сами поршневые кольца износятся.

раскоксовка поршневых колец

Забивка зазора или паза для колец, из-за чего само кольцо расширяется, может также привести к поломке кольца. Соответственно, если поршневое кольцо сломалось, то цилиндр и другие детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) подвергнутся огромному износу.

Также, может быть и такое, что наличие нагара и лака в пазу для поршневого кольца может закоксовать кольца (они станут неподвижными). Это явление называют закоксовкой или залеганием колец ДВС.

Если поршневое кольцо стало залегло, стало неподвижным, то компрессия будет меньше, чем при исправно-работающем кольце. А, как мы уже знаем, низкая компрессия цилиндра ДВС повышает расход топлива, образует большие слои нагара и кокса, повышает вероятность отказа мотора при пуске и создаст перебои в работе двигателя. Из-за того, что герметичность нарушена по причине залегания поршневого кольца, в цилиндр попадает масла в большем количестве, отсюда и увеличенный расход моторного масла (жрет масло). Превышенное количество масла на поршне и стенках цилиндра не сгорает и делает слой нагара все больше и больше. Каждая последующая эксплуатация такого двигателя без ремонта приведет к закоксовке всего двигателя.

Двигатели с турбокомпрессором обеспечивают более качественное сгорание топлива, повышают мощность и уменьшают расход. Устройство и принцип работы турбокомпрессоров не так сложно изучить.

раскоксовка поршневых колец

Появившийся нагар на клапанах способствуют их заклиниванию в направляющих втулках, уменьшаются отверстия подачи и выпуска клапанов.

Процесс очистки поршневых колец также может производиться с разборкой и без. Не разбирая двигатель для очистки поршневых колец применяются такие жидкости, как LAVR, XADO. Порядок выполнения работ тот же, который рассмотрели выше.

Как избежать образование нагара

Во избежание образования налета, нагара, закоксовывания подвижных и неподвижных деталей двигателя внутреннего сгорания следует проводить профилактику:

  1. Заливать качественное моторное масло.
  2. Должно быть правильно отрегулировано и зажигание, и клапана, и все, что нужно для корректной работы ДВС. Чем полностью будет сгорать подаваемое топливо, тем меньше будет нагара на поршнях, клапанах и камерах сгорания. Не должно быть пересоса и перелива. Поэтому состояние поршней, цилиндров, шатунов, форсунок, свечей зажигания, клапанов, сальников клапанов увеличит срок образования нагара и кокса.
  3. Своевременно менять масло и фильтры. Если заливать самое дешевое масло, то, хотя бы надо менять почаще (например, через 7 тысяч км пробега). Чем чище масло в двигателе, тем, соответственно, будут чище детали (нет нагара и кокса). При использовании качественных дорогих моторных масел график замены 15 тысяч километров пробега.
  4. Своевременно проходить ТО.
  5. Заправлять качественным топливом. В топливной жидкости содержатся смолы, содержание их должно соответствовать нормам. Поэтому, лучше заправлять автомобили в крупных заправках.

Также, по желанию, можно перед обновлением моторного масла по графику, делать «мягкую» очистку для предупреждения возникновения слоев нагара и кокса.

Когда начинается большой расход масла, то уже начались проблемы с двигателем, например, это признаки того, что:
  • залегли поршневые маслосъемные кольца или износились;
  • не рабочие маслосъемные колпачки;
  • прогар клапанов или закоксовка клапанов.

Вывод из всего выше описанного в том, что затраты усилий и денег на профилактику намного меньше, чем делать ремонт закоксованного двигателя.

В этом видео рассказывается о способах раскоксовки деталей цилиндро-поршневой группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *