Моторное топливо что это
Перейти к содержимому

Моторное топливо что это

  • автор:

Моторное топливо

жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). М. т. подразделяют на группы: карбюраторное, в том числе авиационные и автомобильные бензины (см. Бензин, Высокооктановые топлива), тракторный Керосин, Дизельное топливо; топливо для двигателей различного назначения (см. Газотурбинное топливо, Реактивное топливо). М. т. получают из нефти и углеводородных газов, это один из основных продуктов нефтепереработки, составляющий примерно 63% всех потребляемых нефтепродуктов (См. Нефтепродукты). Обычно М. т. представляет собой смеси нескольких компонентов, в том числе основного (базового) топлива и присадок (См. Присадки) (антидетонаторов, антиокислителей, ингибиторов коррозии и др.). Для базового топлива используют продукты прямой перегонки нефти (бензины, лигроины, керосиногазойлевые и более тяжёлые фракции) и вторичных процессов переработки нефти (каталитического Крекинга, Риформинга и др.). Компонентами могут быть изооктан, изопентан, алкилбензолы, газовый бензин и др.

М. т., близкие по составу к нефтяным, можно получать переработкой твёрдых горючих ископаемых (углей, сланцев и пр.). В Германии во время 2-й мировой войны 1939—45 производство М. т. из твёрдых горючих ископаемых получило большое развитие (в 1943 было получено около 4 млн. т, главным образом гидрированием углей). После войны процесс по экономическим показателям не смог конкурировать с производством нефтяных М. т. и получение М. т. из угля было прекращено. Однако в ряде стран (США, Канада и др.) этому способу получения М. т. уделяется большое внимание и намечается организация крупных производств.

Лит.: Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова и Б. В. Лосикова, М., 1971; Бобров Н. Н., Воропай П. И., Применение топлив и смазочных материалов, 2 изд. М., 1968.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

  • Моторная бляшка
  • Моторные масла

Виды моторного топлива.

Определение моторному топливу дать легко – это горючее для двигателей внутреннего сгорания. Традиционно классификация основных видов моторного топлива связана с тем, из чего они производятся. То есть топливо рассматривается как продукт перегонки нефти. По этому критерию нефтепродукты делятся на две группы – дистиллятные и остаточные. К первым относятся все виды бензинов, некоторые виды дизельного топлива, керосин и некоторые другие малоизвестные виды. Например, газойль и лигроин. А вот солярка и мазут – это остаточные виды. Их фракции получаются при максимальных температурах перегонки.

Разумеется, дизельное топливо евро 4 относится к дистиллятным продуктам, и в его названии мы видим ещё один признак классификации моторного топлива – экологические свойства. Но он не единственный. На основные характеристики по назначению, то есть для применения в двигателе, влияют и другие факторы. У всех видов топлива, представленных, к примеру, на сайте http://oilresurs.ru/, важнейшей характеристикой является воспламеняемость, то есть способность воздушно-топливной смеси эффективно сгорать.

виды топлива

Важна ещё испаряемость и вязкость топлива, от которой зависит способность его прокачки по топливной системе двигателя, а также содержание смолистых веществ. Эта характеристика, а также степень коксуемости и зольности, влияют на вредные отложения в двигателе. Качественное топливо должно иметь малую химическую активность и не иметь механических примесей. Именно такое моторное топливо перечисленных выше видов предлагает компания ООО «Ойл Ресурс Групп».

Однако, ими не исчерпываются все разновидности горючего для двигателей. Выше были рассмотрены только жидкие нефтепродукты, но широко используется и природный газ. Применяются две его разновидности – сжатый и сжиженный. Сжиженная смесь из пропана и бутана – это третий по распространённости в мире вид топлива. Преимущества – возможность использования на обычных бензиновых моторах и дизелях, экологичность и уменьшение износа двигателя. Разумеется, и меньшая стоимость.

Существуют и другие виды моторного топлива, альтернативные горючему из нефтепродуктов. На традиционных двигателях внутреннего сгорания используется в качестве топлива и спирт. Как правило, это не чистый этанол или метанол, а смесь с бензином в той или иной пропорции. Спирт могут добавлять и как присадку в небольшом количестве для улучшения характеристик, но альтернативным топливом такую смесь считают, если спирта в ней больше 85%. На основе растительного сырья и даже животных жиров производят биодизельное топливо, однако, в целом такие виды моторного топлива пока не получили широкого распространения.

Топливо моторное малосернистое летнее (ТММЛ)

Топливо моторное малосернистое летнее (ТММЛ) – это дизельное топливо с малым количеством серы, используемое в двигателях внутреннего сгорания. В составе присутствует базовая часть и специальные присадки (антидетонационные, противокоррозионные и пр.).

Фракционный (химический) состав

ТММЛ – это средние дистиллятные фракции, схожие по характеристикам с дизельным топливом. Характеризуется пониженным содержанием серы и добавлением депрессорных присадок. В составе присутствует до 30% ароматических углеводородов.

Основные характеристики малосернистого моторного топлива:

  • Плотность – 750-930 кг/м 3 .
  • Кинематическая вязкость – в среднем 3,86 мм 2 /с.
  • Температура помутнения – минус 7 °C.
  • Предельная температура фильтрации – минус 18 °C.

Способы получения

В производстве малосернистого моторного топлива, вырабатываемого из сернистых керосино-газойлевых фракций, используют технологию гидроочистки. В качестве сырья используются средние дистилляты из сернистой и высокосернистой нефти.

Способы (область) применения

ТММЛ получило более широкое распространение, чем сернистое моторное топливо, что объясняется пониженным содержанием серы. Интерес к этому моторному топливу обусловлен именно повышенными требованиями к экологичности. Сера наносит непоправимый вред окружающей природе, поэтому новые мировые стандарты требуют значительного понижения ее концентрации, и в первую очередь это касается судоходства.

Минимизация сернистых выхлопов позволяет уменьшить ущерб окружающей среде и соблюсти ужесточаемые требования международных стандартов относительности допустимой сернистости разных видов горючего. С 2025 года количество серы не должно быть более 0,1-0,5%, тогда как сейчас ее максимальный уровень ограничен 4,5% (действует с 2005 года). Поскольку старый стандарт уже устарел, он был пересмотрен. В большинстве случаев массовая доля серы в топливе должна составлять не более 0,5%, а для некоторых морских портов – не более 0,1%.

ТММЛ показывает лучшие эксплуатационные свойства в зимнее время, поэтому используется в качестве зимнего судового маловязкого топлива (СМТ). Малосернистое горючее обеспечивает судовым двигателям и оборудованию нормальную работоспособность при низких температурах. Ввиду использования ТММЛ в условиях открытого моря характеристики топлива строго регламентируются.

Другие варианты применения малосернистого топлива

На нефтеперерабатывающих заводах также выпускают малосернистое печное горючее, которое может использоваться в котельных и бытовых отопительных установках. Некоторые виды ТММЛ допускается использовать в автомобильных ДВС, поскольку кроме экологичности топливо характеризуется меньшим вредным воздействием на двигатель внутреннего сгорания. Сера не оседает на его деталях, чем повышает надежность и долговечность ДВС. Но необходимо учитывать, что малосернистое топливо обладает сниженными смазывающими свойствами, поэтому в состав рекомендуется добавлять противоизносные присадки.

Особенности транспортировки и хранения

Как разновидность нефтепродукта моторное малосернистое топливо перевозят в соответствии с правилами транспортировки опасных грузов. Для доставки особенно больших объемов используется железнодорожный транспорт. Большее распространение получила перевозка автомобилями – бензовозами. Это оптимальный вариант для перевозки средних объемов топлива и высокой скорости доставки.

Хранение нефтепродукта осуществляется в емкостях из металла, пластика или железобетона. Резервуары должны быть оснащены системой слива и налива, быть полностью герметичными, чтобы исключить испарение топлива. Емкости могут иметь разный объем – от одной до нескольких тысяч тонн, быть наземными, подземными и полуподземными.

Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)

Основные требования, предъявляемые к моторному малосернистому летнему топливу, содержатся в ГОСТ Р 54283-2010.

Моторные топлива

Природные объекты, эпохи, процессы, события

Мото́рные то́плива, горючие жидкие или газообразные вещества, применяемые для заправки двигателей внутреннего сгорания . Моторные топлива классифицируют по следующим признакам. По назначению: для двигателей с принудительным искровым зажиганием ( бензин ), для авиационных газотурбинных двигателей ( реактивные топлива ), для двигателей с воспламенением от сжатия ( дизельные топлива ). По сырьевому источнику: нефтяные, из альтернативного сырья. По технологии получения: прямогонные, вторичных процессов переработки нефти, синтетические.

Главное общее требование к моторным топливам – обеспечение надёжной экономичной эксплуатации двигателей. К отдельным видам топлива предъявляются специальные требования. Бензины должны иметь оптимальный химический состав для протекания устойчивого – без детонации – горения, высокую стабильность при хранении, совместимость с конструкционными и уплотнительными материалами топливной системы и оборудования для транспортирования и хранения, а также хорошие экологические свойства. Реактивные и дизельные топлива должны обладать хорошей испаряемостью, высокой химической и термической стабильностью, хорошими низкотемпературными, противоизносными свойствами, совместимостью с конструкционными и уплотнительными материалами топливной системы и оборудования для транспортирования и хранения, хорошими экологическими свойствами.

Нефтяные моторные топлива получают атмосферной перегонкой нефти с отбором фракций по температуре кипения: 35–205 °C – бензиновая, 140–280 °C – реактивного топлива, 180–360 °C – дизельного топлива. Товарные моторные топлива содержат прямогонные фракции и продукты вторичных процессов. Как полноценные заменители или как компоненты моторных топлив всё шире используются различные виды альтернативных топлив .

Важнейшие показатели качества бензинов: детонационная стойкость ( октановое число по исследовательскому методу от 70 до 98), испаряемость (давление насыщенных паров, фракционный состав) и окисляемость (кислотность, содержание фактических смол, индукционный период). Октановое число повышают смешением прямогонного бензина с высокооктановыми компонентами: риформатом, алкилатом , изомеризатом , бензином каталитического крекинга и др., а также добавкой оксигенатов: метил-трет-бутилового эфира , этанола и др. Важнейшие показатели качества реактивных топлив: прокачиваемость ( вязкость , фракционный состав), низкотемпературные свойства (температура начала кристаллизации от –50 до –60 °C), теплота сгорания (42,9–43,1 МДж/кг), люминометрическое число, характеризующее интенсивность теплового излучения пламени при сгорании топлива (от 45 до 70), высота некоптящего пламени (20–25 мм).

Для повышения качества реактивное топливо подвергают гидроочистке . Дизельное топливо содержит гидроочищенные компоненты: прямогонный и лёгкий газойль каталитического крекинга. Важнейшие показатели качества дизельных топлив: прокачиваемость (вязкость, фракционный состав), воспламеняемость ( цетановое число не менее 45), низкотемпературные свойства (температура помутнения от –5 до –35 °C, температура застывания от –10 до –55 °C, температура предельной фильтруемости от –5 до –45 °C), содержание серы (0,05–0,5 % по массе).

Для улучшения эксплуатационных свойств в моторные топлива добавляют специальные присадки или добавки – депрессорные, противоизносные, моюще-диспергирующие, катализаторы горения и др. Требования к качеству моторных топлив постоянно повышают для обеспечения защиты окружающей среды от загрязнения токсичными продуктами сгорания (оксидами серы, углерода, азота , сажей и др.).

Спиркин Владимир Григорьевич . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2012.

Опубликовано 26 октября 2022 г. в 11:07 (GMT+3). Последнее обновление 26 октября 2022 г. в 11:07 (GMT+3). Обратная связь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *