Почему кипит аккумулятор при зарядке?
Свинцово-кислотные классические АКБ работают по принципу циклического чередования разрядки и зарядки. В зависимости от стадии цикла батарея отдает или накапливает электрический ток. Для этого вида аккумуляторов также характерно кипение. Его можно наблюдать на дороге и в процессе зарядки.
Когда выделение газов – нормальное явление
В обслуживаемых АКБ кипение можно видеть наглядно. Оно представляет собой выделение газовых пузырьков. Они появляются при электролизе воды, когда ее молекулы распадаются с выделением кислорода и водорода. А электролиз происходит при подаче напряжения на клеммы аккумулятора.
В определенном смысле в конце зарядки это нормальное явление. АКБ принимает энергию электросети для восстановления PbSO4 до чистого свинца. Кислотный осадок попадает в электролит и повышает его плотность. Когда свинцовая соль полностью восстановится, начинается электролиз воды. При бурном образовании газов вместе с ними в воздух попадают едкие пары.
Иными словами, закипание аккумулятора является признаком, что зарядка окончена, и пора отключить зарядное устройство. При полной исправности АКБ это происходит не раньше, чем пройдет 8 часов с начала подачи энергии. Когда аккумулятор подвергся сульфатированию и частично потерял емкость, кипение может начинаться примерно за 3 часа до окончания зарядки.
При использовании малого тока для восстановления емкости слабое кипение в банках – показатель того, что идет процесс электролиза с разрушением образовавшейся на пластинах корки и повышением плотности электролита. Однако необходимо постоянное наблюдение за АКБ, чтобы в случае появления множества мелких пузырьков на поверхности электролита отрегулировать силу тока в сторону ее уменьшения.
Бурное кипение необходимо остановить отключением зарядного устройства, так как специалисты АкбМагаз не рекомендуют перегружать батарею. Нежелательны также частые зарядки высокими токами, так как это приводит к интенсивному кипению и сокращает сроки работы устройства. Аналогичные процессы газообразования могут происходить и в необслуживаемых аккумуляторах. Только увидеть их невозможно.
Причины быстрого закипания при зарядке
Если после отключения ЗУ кипение продолжается, это означает, что батарея перезаряжена. Но чаще можно столкнуться с другим неприятным явлением, когда выделение газов начинается спустя полчаса после подключения в сеть ЗУ. Почему так происходит? Причина в том, что при восстановлении свинца электрическим током в реакции участвуют микроскопические кристаллы.
- Сульфатированные пластины.
- Недостаточный уровень электролита.
- Разрушение пластин.
- Замыкание в одной из банок.
Признаки и причины кипения АКБ под капотом
Газообразование может происходить при зарядке в машине и даже на дороге. При езде аккумулятор берет заряд от генератора, поэтому перечень возможных неисправностей расширяется. Признаком закипания служит выход водорода из имеющегося в корпусе АКБ газоотводного отверстия. Он сопровождается шипением.
- По похожему на иней налету на корпусе устройства.
- Покрытым белыми рыхлыми окислами клеммам.
- При снятии пробок наружу выйдет пар.
- Можно ощутить неприятный запах сероводорода, открывая крышку капота.
- При необслуживаемом аккумуляторе будет надуваться закрепленный на газоотводной трубке латексный воздушный шарик.
- Ареометр покажет большую разницу в плотности электролита из разных банок.
- Недостаточная вентиляция корпуса для охлаждения АКБ. Такое случается, если установлен аккумулятор с емкостью выше необходимой.
- Переразряд, связанный с повышенным расходом энергии на продолжительную работу стартера.
- Переменный ток при отказе диодного моста.
- Замыкание банки аккумулятора.
- Если кипение начинается сразу при подключении ЗУ в гараже, это признак того, что батарея выработала свой ресурс и требует замены.
Каталог АКБ
- Клеммы аккумулятора
- Нагрузочнные вилки
- Смазка для клемм
Что делать если при зарядке аккумулятор начинает кипеть?
С повсеместным внедрением необслуживаемых аккумуляторов многие автомобилисты уже забыли, что значить заряжать свой аккумулятор. И когда им всё же приходится проделывать эту процедуру, к своему удивлению они обнаруживают кипящую батарею. Почему это происходит и как этого избежать, разберём в этой статье.
Как устроена аккумуляторная батарея (АКБ)
Современный аккумулятор изобретён ещё в 19 веке, и за это время существенных изменений так и не претерпел.
Всё так же принцип действия АКБ основан на окислении свинца в водном растворе серной кислоты. При этом во момент разрядки батареи металлический свинец электродов, превращается в сульфат свинца.
При зарядке происходит обратный процесс. Это основные реакции, на основе которых происходит накопление и отдача электрической энергии. Однако кроме них в банках аккумулятора происходит ещё 60 различных реакций.
Общее устройство АКБ показано на рисунке выше. В пояснение к нему стоит отметить, что, свинцовые пластины, выполнены в виде решётки, ячейки которых заполнены в положительных электродах, диоксидом свинца (PbO2) в виде порошка, в отрицательных – свинцом, так же порошковым.
В промежутке между основными пластинами расположены другие пластины из пористого пластика, не взаимодействующие с кислотой, которые разделяют электроды и препятствуют их замыканию.
Далее более подробно рассмотрим процесс, зарядки АКБ, именно он нас и интересует в большей степени.
Итак, при зарядке аккумулятора, сульфат свинца переходит в разряд чистого металла, при этом расходуется вода и образуется серная кислота. Плотность электролита при этом увеличивается.
Что же считается кипением аккумулятора?
Этот процесс прямо вытекает из процесса зарядки. Как написано выше при зарядке расходуется сульфат свинца, и когда количество сульфата, становится меньше, некого критического уровня, начинается процесс электролиза воды.
При этом процессе выделяется водород и кислород, которые, как известно, газы. И весь процесс, внешне, напоминает кипение.
Как же правильно заряжать батарею, чтобы избежать этого неприятного процесса? Далее об этом более подробно.
Как правильно заряжать аккумулятор
Сегодня существует два основных способа зарядки батареи, и оба их опишем.
Стоит помнить, что для зарядки используется специальное зарядное устройство с возможностью изменения зарядного тока.
Зарядка малым током
При этом способе вы должны выбрать зарядный ток равным 0,1 от ёмкости батареи.
То есть если у вас самый распространённый аккумулятор ёмкостью 60 ампер/час, то зарядный ток должен составлять величину в 6 Ампер.
Зарядка АКБ таким методом происходит приблизительно сутки. О том, что зарядка закончена, вы узнаете по началу кипения батареи.
Зарядка большим током
Данный способ можно считать профессиональным, так как он требует постоянного наблюдения за процессом, при этом возможно зарядка аккумулятора на 100%.
Зарядку нужно начать напряжением в 14,5 Вольт, после того как, батарея перестанет брать зарядку, она будет заряжена где-то на 80%. Что бы довести зарядку до 90% ёмкости, зарядное напряжение нужно поднять до 15 Вольт.
Ну и последний этап, это доведение зарядки до 100%. Он осуществляется путём добавления напряжения до 16,5 В.
Стоит отметить, что при этом способе нужно не только постоянно наблюдать за батареей, но и иметь профессиональное зарядное устройство.
В каких случаях АКБ начнёт кипеть
Как уже было написано выше кипение электролита, это не совсем кипение, в привычном понимании, это всего лишь фигура речи.
Таким выражением называют процесс выделение газа из электролита, который происходит при зарядке аккумулятора. В этом процессе нет ни чего страшного, однако, по тому, как он происходит можно оценить состояние батареи.
Если этот процесс начался сразу после старта зарядки, то это очень плохой сигнал. С большей вероятностью можно сказать, что аккумулятор у вас уже отработал свой ресурс.
- Кипение при окончании ресурса службы АКБ. В этом случае кипение начинается сразу при подключении зарядного устройства. При этом процесс обычно начинается не во всех, а лишь в некоторых банках. Это может свидетельствовать о том, что в этих банках находятся короткозамкнутые пластины. В таком случае вам батарею не спасти, и её пора менять.
- Кипение в случае, когда батарея полностью заряжена. Если кипение начинается через продолжительное время, через 8 часов и более, то это нормально. Это говорит о том, что плотность электролита уже поднялась до штатного значения и батарея заряжена. В этом случае нужно просто прекратить зарядку батареи.
Почему закипает аккумулятор на машине?
Если кипение АКБ при зарядке процесс, чаще всего, нормальный и ни о чём плохом не свидетельствует, то кипение на работающем двигателе это однозначно плохо.
Такой момент свидетельствует о неисправности в электрооборудовании автомобиля.
Ниже буде рассмотрено, в каких же случаях кипит батарея на работающем моторе.
Способы определения кипящего аккумулятора
Если у вас батарея обслуживаемая, то этот процесс проще всего определить визуально. Например, так как это показано на видео ниже:
Если же у вас самая распространённая сегодня, необслуживаемая АКБ, то процесс кипения можно определить по косвенным признакам.
- Первый самый распространённый признак кипения — это появление зеленоватого налёта и обильных окислов на клеммах аккумулятора, таких которые показаны на рисунке ниже;
- Другим признаком кипения является появившейся в подкапотном пространстве запах электролита. Он достаточно резкий и его могут услышать даже люди без острого нюха;
- Ещё одним признаком может, является появление ржавчины на капоте в районе аккумулятора и сильная коррозия подаккумуляторной полки;
- Существуют ещё экзотические способы определения процесса кипения. Некоторые водители, когда появляется подозрение на кипящий аккумулятор, подсоединяют к его газоотводной трубке воздушный шарик или презерватив. В случае если батарея кипит, он начнёт надуваться;
- Другим экзотическим способом является использования медицинского стетоскопа. Если его приложить к кипящей банке, то можно услышать характерное бульканье;
Причины кипения АКБ на машине
- Самой распространённой причиной кипения батареи на работающем двигателе, является короткое замыкания в одной из банок.
К сожалению, это признак того что аккумулятор в автомобиле вышел из строя. Стоит отметить, что в последнее время это стало происходить не только на старых АКБ, но и на сравнительно свежих.
Очень часто банки замыкает от вибрации силового агрегата. Или из-за, банального, брака устройства. Так что если вы купили новую батарею, то позаботьтесь об оформлении гарантии на неё.
Ну и когда, срок гарантии подходит к концу, проведите её всестороннее тестирование. Возможно, это поможет вам сэкономить деньги, которые вы потратите на покупку новой батареи.
- Второй по распространённости проблемой, является тот случай, когда происходит перезаряд.
Перезаряд — это процесс зарядки от генератора токами, напряжение которых выше штатных.
Это обычно происходит из-за неисправности генератора автомобиля. Обычно, штатное напряжение зарядки с генератора не должно превышать значение 14,5 Вольт.
Больше оно может быть в тех случаях, когда на генераторе неисправен регулятор напряжения. Устраняется эта неисправность путём ремонта генератора.
- На старых АКБ процесс перезаряда может, происходить не только при замыкании пластин в банке, но и при сульфатации пластин.
Сульфатация — это химический процесс, при котором образуется сернокислый свинец на поверхности пластин.
В старых аккумуляторах сернокислого свинца скапливается столько, что ток зарядки снижается. В этом случае, если генератор продолжает выдавать напряжение в 14,5 В, АКБ начинает кипеть.
- Другой распространённой причиной, особенно если АКБ уже не новая, является большая нагрузка на аккумулятор.
То есть, если у вас много электропотребителей и все они включены, например, дальний свет, кондиционер, дворники и другие, а батарея при этом уже не первой свежести, то она не будет справляться с нагрузкой и будет греться и кипеть.
- Ну и наименее распространённой причиной, но не такой уж и редкой является недостаточная вентиляция аккумулятора. Это происходит в том случае, если у АКБ забилось вентиляционное отверстие или из-за использования нештатного аккумулятора возле него недостаточно места для вентиляции.
Собственно, это все основные причины кипения АКБ.
Профилактика кипения электролита на работающем моторе
Для того что бы ваша АКБ, прослужила максимально долго, нужно придерживаться простых и нехитрых правил профилактики кипения электролита:
- Прежде всего, летом проверяйте уровень электролита в обслуживаемых батареях.
- Необходимо помнить, что пластины должны быть всегда покрыты электролитом. И если уровень снижается, то нужно просто долить дистиллированной воды. Необходимо знать, что обычную воду в АКБ доливать нельзя.
- Кроме этого регулярно проводите визуальный контроль состояния устройства. Оно должно быть чистым, а на клеммах не должно быть налёта.
- Ну и последнее, при посещении станций технического обслуживания не поленитесь попросить проверить зарядный ток, который выдаёт генератор автомобиля.
На этом все, удачи на дорогах и никогда не ломайтесь.
Почему закипел аккумулятор при зарядке
При эксплуатации даже нового автомобиля могут возникнуть поломки и нештатные ситуации. Одна из них заключается в том, что кипит аккумулятор при подключении зарядного устройства или во время движения машины.
Причины такого явления могут быть самыми разными. Чаще всего это происходит в результате короткого замыкания, перезаряда АКБ, нарушении правил эксплуатации.
Быстрые и правильные действия в таком случае помогут избежать серьезных последствий, в число которых входит:
- повреждение кузова и электропроводки в результате протечки электролита;
- разрушение свинцовых пластин с последующим взрывом;
- повреждение химической коррозией клемм и разъемов;
- выход из строя генератора вследствие воздействия на него тока высокой силы.
Должен ли аккумулятор кипеть при зарядке?
Большинство современных автомобилей оснащены свинцово-кислотными аккумуляторами, которые состоят из 6 или 8 банок. В каждой сетке находятся свинцовые пластины, погруженные в раствор серной кислоты. Во время реакции химическая энергия трансформируется в электрическую. При подсоединении зарядного устройства на пластины поступает ток, в результате чего выделяется водород и кислород, повышается плотность электролита. Такие процессы считаются кипением, хотя, температура раствора на достигает уровня, при котором он закипает. Такое явление указывает на то, что подзарядка скоро завершится.
Начинающих автомобилистов интересует, сколько должен кипеть аккумулятор. Как правило, у технически исправного устройства газы начинают выделяться за три часа до того, как оно наберет полную емкость. При этом закипать должны все секции, через 3 часа следует отключить питание.
Если процесс газообразования затягивается и длится более трех часов, то это может привести к выходу из строя АКБ, выкипанию электролита, замыканию, разрушению свинцовых пластин.
Почему аккумулятор начал сразу кипеть при подключении зарядки?
Мы выяснили, что реакция с образованием пузырьков газа проявляется, когда устройство уже набрало 60% емкости.
Но, иногда такое явление возникает через 30 минут после подключения к зарядке, что может быть вызвано следующими причинами:
- сульфатированием пластин, в результате чего АКБ теряет емкость;
- коротким замыканием в корпусной оболочке.
Под действием электротока происходит восстановление свинца, в реакции которого участвуют микрокристаллы. В результате сульфатирования пластинки покрываются налетом и приобретают диэлектрические свойства. Это приводит к повышению плотности раствора и реакции электролиза. АКБ закипает, не набрав нужную емкость.
Что делать, если во время зарядки кипят не все банки
Секции в аккумуляторной батарее соединяются в последовательном порядке. Общее напряжение получают путем суммирования показателей каждой банки, причем емкость определяется по секции с наименьшим значением. Если реакция происходит не во всех банках, нужно измерить плотность электролита и выявить поврежденный элемент.
Измерение плотности проводят следующим образом:
- аккуратно открутить пробки;
- проверить, чтобы уровень жидкости был не ниже отметки на наружной стороне батареи;
- если электролита мало, нужно долить дистиллированной воды;
- поместить в отверстие ареометр;
- отобрать пробу вакуумной грушей;
- определить фактический показатель плотности по шкале прибора.
Основные причины, по которым не все секции «бурлят»:
- разрушение пластин в банке;
- попадание внутрь постороннего предмета;
- нормативный срок эксплуатации АКБ подходит к концу, секция разрушилась и в ней находится мутная жидкость.
Если в секцию попал небольшой предмет, его нужно аккуратно извлечь. В таком случае работоспособность можно восстановить на 80 – 90%. После чистки зарядить следует только эту банку.
Чаще всего, причиной отсутствия реакции является трещина или другой дефект. Устранение такой неисправности не всегда является целесообразным, поэтому не стоит рисковать и лучше всего установить новую батарею, а старую сдать на утилизацию и получить за это деньги.
Почему кипит АКБ на машине. Что делать в таком случае?
Если аккумулятор кипит постоянно, возможно, существуют неполадки в системе электрооборудования. Часто АКБ не может сохранить получаемую электроэнергию и сразу начинает бурлить.
Пузыри образуются с нарастающей интенсивностью. Если это происходит сразу после подключения к зарядке, скорее всего, разрушены свинцовые пластины. Эксплуатация такого устройства может быть опасна, а его ремонт – невозможен или нецелесообразен. Поэтому такие батареи подлежат утилизации.
Другой причиной неполадок может быть:
- Перезаряд. Происходит, когда устройство, которое набрало емкость, не отключают вовремя и на него продолжает поступать электроток. Под его воздействием происходит реакция электролиза, испаряется вода, удельный вес которой в составе электролита составляет 65%.
- Перезаряд намного опасней неполного заряда, поскольку может привести к оголению и разрушению свинцовых элементов. Он может быть вызван поломкой генератора или реле, которое отключает электроток.
- Короткое замыкание. Происходит вследствие длительной эксплуатации или правил использования устройства, попадания внутрь посторонних частиц. Основными признаками замыкания является образование пузырьков газа с запаздыванием или отсутствие бурления, снижение показателя напряжения и плотности раствора серной кислоты.
- Некоторые автомобилисты продолжают использовать батарею с секциями, которые замыкают, применяют частую зарядку. Или обращаются к мастерам для ремонта. Это может привести к сульфатации, разрушению пластинок и более серьезным последствиям. Поэтому, лучше всего отправить неисправную батарею на переработку.
- Чрезмерная нагрузка на электрическую систему. Если использовать одновременно все электроприборы – включить фары, акустическую систему, климат-контроль, то может произойти перегрузка электрооборудования. Характеристик генератора может быть недостаточно, чтобы восполнить заряд, что приводит к чрезмерному нагреву электролита.
- Нарушение правил эксплуатации. Негативно сказывается на работе АКБ частый запуск и выключение двигателя, игнорирование признаков неполадок, отсутствие контроля за уровнем жидкости и ее плотностью.
Если проявляются признаки производственного брака или АКБ получила видимые повреждения, ее нормальный режим функционирования нарушен и сопровождается нетипичными явлениями, опытные автомастера рекомендуют сдать ее на утилизацию и установить новое устройство. Это позволит избежать непредвиденных ситуаций в пути, серьезных поломок и даже взрыва.
Наша компания принимает отработанные аккумуляторы и свинцовые отходы по высокой цене – в любом количестве и с вывозом с места хранения.
© 2020 Общество с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ».
ИНН 7703804390. КПП 770901001. ОГРН 1147746016945 от 16.01.2014
109147, г. Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, корпус 1, пом. 1, ком. 37
Лицензия Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу № 077 824 от 08.09.2016
Лицензия Министерства потребительского рынка и услуг Московской области № 349 от 26.11.2015
Внимание! Информация и цены, размещенные на настоящем сайте, носят информационный характер
и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч.2 ст.437 ГК РФ.
Для получения точных сведений обратитесь за справкой по указанному номеру телефона
или используйте специальные контактные формы размещенные на сайте.
Почему при зарядке кипит автомобильный аккумулятор?
Водитель, которому уже приходилось заряжать батарею автомобиля, заметил, что во время этого процесса иногда наблюдается кипение. Разберемся, что значит, когда кипит аккумулятор, и почему это происходит.
Вода кипит при 100 °C, а электролит при зарядке не нагревается до такой температуры. Владельцы наблюдают бурление, которое начинается из-за выделения газа. Во время зарядки происходит процесс электролиза, в результате которого вода распадается на кислород и водород. Бурление начинается примерно за 3 часа до окончания зарядки и показывает, что источник питания набрал нужное количество энергии.
Тревожным сигналом служит продолжающееся выделение газа после отключения зарядного устройства.
Причины закипания аккумулятора
Итак, из предыдущего пункта делаем вывод, что исправный АКБ может начать кипеть примерно спустя 8 часов после подключения з/у. Если так произошло, рекомендуется остановить процесс, отключить от сети и дать электролиту остыть, после чего продолжать зарядку с пониженным значением тока.
В случае, когда бурление электролита начинается раньше или длится после зарядки, нужно выяснить причину. К такому приводят неисправности в накопителе, неправильная эксплуатация, перезаряд и другое:
- Короткое замыкание. Происходит в результате контакта пластин между собой. Аккумуляторные банки устроены таким образом, что пластины разделены сепараторами, которые препятствуют контакту. Во время эксплуатации из-за сильных вибраций, трясок они разрушаются, осыпаются. Появляется осадок, который провоцирует замыкание при соприкосновении с металлическими пластинами. И, как следствие, при зарядке закипает автомобильный аккумулятор.
- Перезаряд. Происходит, если не отключать накопитель от зарядки вовремя. Химическая реакция, которая происходит между электролитом и свинцом, провоцирует испарение воды. При испарении воды возрастает риск оголения пластин, а также разрушения свинцовых деталей.
- Сульфатирование. В этом случае кипение наступает в начале процесса зарядки. При сульфатировании во время разрядки пластины покрываются кристаллами свинца, а во время зарядки эти кристаллы должны растворяться. При больших размерах этим кристаллам сложно преобразовываться, в результате чего и получается бурление.
- Чрезмерная нагрузка. Батарея вынуждена работать слишком интенсивно. К примеру, если вы включите одновременно много электропотребителей, аккумулятор будет нагреваться и закипать.
- Плохое вентилирование. Редко, но встречается. Это происходит, когда вентиляционное отверстие забито. Также бывает, что водители используют неподходящий по габаритам источник энергии и для вентиляции остается слишком мало места.
- Нарушение правил эксплуатации. Иногда сами водители провоцируют выход из строя АКБ. Например, постоянный перезаряд, отсутствие контроля за уровнем и плотностью электролита.
Как определить закипание аккумулятора при зарядке?
Определить, что батарея закипела, возможно самостоятельно без помощи специалистов. Понадобится лишь наблюдательность. Во-первых, осмотрите корпус. Появление на металлических деталях следов окиси, налета зеленого цвета служит сигналом о неполадках. Далее, вы можете заметить неприятный запах сероводорода под капотом, которого раньше не было. Этот запах достаточно специфический, его сложно перепутать. В-третьих, осмотрите капот и подкапотное пространство: если видите появившуюся ржавчину и коррозию, значит, имеет место кипение аккумулятора.
Как избежать закипания АКБ?
Навсегда избавиться от неприятных ситуаций не получится. Но снизить риск реально, предпринимая и не игнорируя профилактику.
- Регулярно меняйте неработающий аккумулятор. Батарея – просто деталь, срок службы которой составляет 5-7 лет в зависимости от технологии изготовления и эксплуатации.
- Не забывайте вовремя проходить техосмотр и диагностику, которые покажут проблемные места еще на этапе зарождения проблемы.
- Проверяйте зарядный ток, когда будете проходить СТО.
- Осматривайте источник энергии, чтобы вовремя заметить изменения: окись, ржавчина. Также важно вовремя очищать батарею от грязи.
- Следите за состоянием электролита: проверяйте уровень и плотность жидкости, чтобы не задаваться впоследствии вопросом, почему при подзарядке закипает аккумулятор.
- Количество кислотного раствора должно быть таким, чтобы полностью покрывало пластины. Когда заметили, что уровень снизился, долейте дистиллированной воды. Именно дистиллированной, так как обычная вода приведет к изменению состава и плотности электролита. Готовый раствор электролита также запрещается заливать.
- При длительном простое авто старайтесь регулярно его заводить. Это позволяет батарее получить заряд от генератора.
Соблюдение этих рекомендаций позволит вам избежать преждевременной поломки аккумулятора, а также быстро выявить зарождающиеся проблемы.