Улица и переулок — чем они отличаются
Вопрос отличия улицы от переулка достаточно редко возникает у наших сограждан — зачастую он интересует иностранцев, которым сложно перевести слово «переулок» на родной язык. Вот в такие моменты обычно и у соотечественников просыпается интерес: а чем, собственно они отличаются?
Что такое улица и переулок?
Итак, улицами называют дороги в населенных пунктах. Ими следует общественный и частный транспорт, а также пешеходы. Обычно улицы своей протяженностью занимают один или даже несколько районов города. Сложно встретить улицу протяженностью до 1 км — как правило, они больше. Правда, в небольших городах улица в 500 метров — это нормально.
А вот переулки именно так и называются переулками, что гораздо короче улиц: они расположены между улицами — обычно под углом или перпендикулярно. Часто переулки соединяют две улицы или становятся ответвлением одной из улиц. Тот факт, что у нас есть переулки, многих иностранцев вводит в ступор, так как подобные особенности градостроения присущи только нам. Иерархия расположения улиц, переулков и проспектов — это просто для нас, но не для европейцев, к примеру. Кстати, если слову «переулок» найти аналог или как-то можно практически в любом языке, то вот с отличиями между улицей и проспектом на порядок сложнее.
Как появились переулки
Итак, изначально были только улицы — два ряда зданий, которые между собой имеют проезжую или пешеходную часть. Изначально улицы были неширокими. Широкие улицы — это уже особенность советского и современного градостроения, когда начался период активного развития промышленности. Именно в этот период и появились переулки. Началось активное строительство, в частности дорог. В результате, то, что раньше называлось улицами, в большинстве своем уже не соответствовало своему названию: они стали узкими и достаточно скромными. Были построены новые, а большинство старых стали переулками — такими себе соединителями улиц.
Таким образом, переулки есть в основном в больших городах. Вряд ли Вы встретите переулок в маленьком городе или в селе. Много переулков в промышленных городах: там в свое время активно строили временное жилье для работников заводов, поэтому переулки возникали, как грибы после дождя. Кстати, именно переулкам свойственны названия типа «Первый заводской», «Второй заводской» и т.д. Так проще было запомнить.
Архитектурные особенности улицы и переулка
Сегодня улица и переулок уже мало чем отличаются, так как и улиц стало много, и переулков. Однако, переулок — это зачастую названия в так называемых исторических центрах городов. Там возводились новые кварталы, примыкающие к старым, поэтому нужно было решать проблему названий — так и возникли переулки. Новые строения зачастую уже располагаются на улицах и проспектах.
Улица может быть и короткой, и длинной. Переулок — только короткий: крайне редко может быть переулок длиннее 100 м.
Переулки, как и улицы, могут быть и прямыми, и извилистыми. Практически никогда переулок не начинается от площади: зачастую он отходит от проспекта или улицы.
Часто переулки бывают тупиковыми — это, как правило, ответвления от улиц. Зачастую строения на переулках — это старые исторические здания, частный сектор. Сегодня, конечно, строительство проходит довольно активно — новые здания вырастают достаточно активно, но основная масса строений на переулках — это старые здания.
Нумерация зданий на переулках такая же, как и на улицах, просто зачастую номеров немного. В остальном же переулки мало чем отличаются от улиц: фактически это те же самые маленькие улицы. Просто они достаточно малы или их расположение ветвистое — проще назвать переулком.
Есть еще одна особенность: некоторые переулки сегодня носят название улицы. Зачастую это те, которые названы именами современных героев: переулок имени героя звучит для многих «несолидно», поэтому часть переулков переименовали в улицы.
Расположение переулков может быть в любом районе города, но, как и было сказано, в основном это исторический центр или промышленный район. Современное строительство уже изобилует улицами и проспектами.
Какие различия между переулком, улицей, проспектом, площадью и т.п.? Что положено в основу классификации?
Проспект — автомагистраль, аллея — пешеходная, бульвар — с деревьями.
Также вам будет интересно: Что за чай РОЙБУШ?
Из словаря естественных наук:
Улица — в населенных пунктах — территория между двумя рядами домов:
— предназначенная для движения транспорта и пешеходов;
— включающая: двухполосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы.
Различают магистральные, общегородские, районные, жилые, промышленные и пешеходные улицы.
Критерии такие: Площадь -квадратное закрытое пространство. Проспект — открытое изнутри -снаружу т.е. широкая и прямая автомагистраль. . Переулок- так же, как и улица, только короче. Может быть 1 квартал и больше.
Вот всё, что могу сказать.
Новости по теме


Изучайте вместе с LifeCity:
Разница между улицей и переулком
Дома в населенных пунктах могут располагаться на улицах и переулках. Существуют также бульвары, проспекты, набережные и прочие разновидности территориального устройства. Однако не будем останавливаться на каждом из этих вариантов, а лишь рассмотрим, чем отличается улица от переулка.
Определение
Улица – элемент населенного пункта, представляющий собой два ряда строений и протяженное пространство между ними.
Переулок – объект, изначально небольшой по длине и ширине. Чаще всего соединяет поперек крупные улицы или отходит от главной дороги.
Сравнение
И тот и другой территориальный элемент может иметь прямую форму или содержать повороты. В обоих случаях на зданиях присутствует нумерация, а свободное пространство служит для передвижения людей и транспорта. Главное же отличие улицы от переулка заключается в их размерах. Последний традиционно короче и уже.
Но и здесь можно встретить исключения. Некоторые единицы, называемые переулками, являются довольно масштабными. Как правило, это результат развития города: сноса старых домов и возникновения новостроек. Получается, что внешний вид пространства меняется, а название остается.
Вообще, первыми появились улицы. Вероятнее всего, они были неширокими. Но с развитием промышленности и активным прокладыванием дорог старые улицы стали выглядеть слишком скромно по сравнению с новыми объектами такого типа. Поэтому некоторые из них продолжили свое существование в статусе переулков.
Если сравнить устройство разных по масштабу населенных пунктов, то можно заметить, что улицы есть повсюду. А вот переулки все-таки расположены преимущественно в городах. Этому способствует огромная площадь последних. Особенно активно многочисленные переулки появлялись там, где строилось жилье для работников фабрик и заводов.
В чем разница между улицей и переулком еще? В том, что в городах от площадей расходятся именно объекты первой разновидности. А вот переулки располагаются дальше от таких точек. Они являются менее оживленными, и основную массу строений в этом случае составляют старые здания и сооружения частного сектора.
Таблица
Улицы | Переулки |
Такие объекты возникли раньше | Их появление было более поздним, оно стало результатом развития городов |
Крупные пространственные элементы, если иметь в виду масштабные территории | Как правило, небольшие, но бывает и иначе |
Разбивают площадь любых по размеру населенных пунктов | Обычно не встречаются в маленьких селах и деревнях |
Именно они отходят от площадей | Являются ответвлениями улиц или соединительными элементами |
Более оживленные | Атмосфера спокойней |
Много новых зданий | Преимущественно старые сооружения и частные строения |
Похожие статьи
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Как отличить тракт от шоссе, а проезд от переулка?
Мы живем в окружении множества объектов и явлений, воспринимаемых нами как само собой разумеющиеся. Это часть нашей среды обитания, настолько привычной, что мы обычно и не задумываемся, ни как она устроена, ни почему те или иные объекты так называются. Одно из таких привычных явлений — улицы.
Фото: по лицензии PxHere
Или переулки. Или шоссе. Или проезды, проспекты, линии… Смотрите, как много названий у элементов дорожной инфраструктуры! Давайте попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга и почему, например, всякий проспект — улица, но не всякая улица — проспект?
И начнем с улицы — как основного элемента дорожной инфраструктуры, имеющегося в каждом населенном пункте. И условимся, что все вышеперечисленное — это улицы. И разные названия означают разные типы улиц.
Слово это, кстати, русское, происходящее от праславянского «улъ» («ula») — русло, ложбина. Проще говоря, улица — то, по чему направленно двигаются. Есть и четкое определение: улица — мощёная дорога внутри населённого пункта.
А с сельскими грунтовыми улицами как быть? Вот англоязычная Википедия определяет улицу, как общественную магистраль в застроенной среде.
Но мне больше нравится такое определение:
пространство между двумя рядами домов в населенном пункте для прохода и проезда, а также два ряда домов с проходом, проездом между ними.
Правда, тогда улицами являются и проспекты, шоссе, бульвары, переулки и вообще все дороги в населенных пунктах. И даже, возможно, площади. Это, кстати, тоже слово славянского происхождения, от «ploskědь» — «плоский». Хотя есть и версия происхождения от греческого «πλατεῖα» или «платэйа́дэс» — «широкий».
Сути это не меняет, и современная площадь — это большое незастроенное место в пределах населенного пункта.
Рискну высказать личное мнение, что площади в современном городе не очень-то и нужны. А вот раньше они — места проведения ярмарок и народных собраний, центры общественной жизни — были центральными элементами городской дорожной инфраструктуры. Улицы, в общем-то, служили не больше чем путями передвижения от городских ворот к городской площади.
В современной жизни в городе роль улиц неизмеримо возросла. И, в принципе, улицами можно назвать все городские дороги. Но это было бы скучно.
Например, чем шоссе не улица? А если улица, то почему называется по-другому? Потому, что, классифицируя и выделяя типы улиц, мы всякий раз акцентируемся на разных признаках. И шоссе, в отличие от улицы, должно соединять крупные населённые пункты.
А в пределах города шоссе становится магистральной улицей, направленной на выезд из города.
Вот, кстати, ещё один термин: магистральная улица — та, что связывает основные районы города между собой и с центром города.
А магистраль в широком смысле — это всего лишь главная широкая улица с интенсивным транспортным движением.
В более же узком значении, автомагистраль — это многополосная автомобильная дорога с высокой пропускной способностью), не пересекающаяся с другими дорогами или путями, как автомобильными, так и трамвайными, железнодорожными и любыми иными.
Точнее, пересекаться они могут, но не на одном уровне и не чаще, чем через 5 километров. Встречные потоки тут должны быть разграничены разделительной полосой либо ограждением.
Близка к автомагистрали скоростная дорога. Вот к ней могут примыкать другие дороги в одном уровне — но не чаще, чем через каждые 3 километра.
А чем это отличается от шоссе?
- Широкая городская дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения автотранспорта.
- Длинная автомобильная дорога, соединяющая большие населённые пункты.
Объединяем их и получаем дорогу с покрытием (обычно твердым), ведущую за пределы города и соединяющую города или иные крупные населенные пункты.
Тут ничего не сказано ни о разделителях полос, ни об отсутствии пересечений с другими дорогами. Получается, автомагистраль может являться шоссе. Но не всякое шоссе — магистраль.
Предшественниками же шоссе и магистралей в России были тракты.
В чем отличие? Видимо, в названии: тракт — от немецкого trakt (большая дорога), а шоссе — от французского chaussee. И chaussee восходит к латинскому calceata, «обутая дорога», тогда как tract — к tractus (волочение).
А если серьёзно, то тракт, шоссе, автомагистраль — это термины из разных исторических периодов.
Первым российским шоссе стало Петербургско-Московское, частью которого стал и старый Новгородский тракт.
Принципиальное отличие, видимо, в наличии у шоссе твердого покрытия. Тракты были грунтовыми дорогами. Ту же Большую Московскую дорогу, предшественницу Петербургско-Московского шоссе, мостили бревнами, глиной, фашинами. А шоссе она стала после спрямления, укорочения и сплошного мощения гравием.
- Во-первых, в память о старых маршрутах трактами называются некоторые улицы и участки современных автотрасс.
- И во-вторых, некоторые маршруты так и обозначаются как тракты: например, федеральная автодорога Р256 (Чу́йский тракт) и часть трассы А310 (Челябинский тракт).
Но давайте вернёмся к городским дорогам. Помимо улиц и шоссе, здесь есть еще и проспекты.
Вообще-то, отнесение улицы к проспектам достаточно условно. В общих чертах, это длинная, прямая, широкая улица, всегда с проезжей частью. И это именно городская улица: ни в селе, ни за городом проспектов не бывает.
Причем обычно проспект располагается в центральной части города, выделяясь размерами и интенсивностью движения. И зачастую не только автомобильного, но и пешеходного.
Как, например, Ленинградский проспект. В центральной части города это самая широкая улица Москвы.
А приближаясь к периферии, он разделяется на два шоссе: Ленинградское и Волоколамское, «вылетающие» за пределы города и соединяющие столицу с одноименными городами.
Другие распространеннейшие типы городских улиц — переулки и проезды.
Но градостроительство — наука точная. И если некая дорога называется переулком — это должно быть обосновано.
Итак, переулком обычно называют дорогу, соединяющую две соседние улицы. А есть ещё, например, проулки. Хотя не знаю, присваивают ли им названия. Но в речи это название присутствует.
Есть тупики, но им и названия дают, и на карты наносят, и всем очевидно, что это «слепая», то есть не имеющая сквозного проезда, улица.
Самый же интересный тип российских улиц — это проезды. Вот самое, наверное, популярное определение:
Проездом называется переулок, улица, который соединяет две параллельные улицы.
Здесь проезд и переулок практически приравниваются друг к другу. В этом случае основное их отличие — что переулок может не иметь проезжей части, а проезд целево предназначен именно для движения автотранспорта.
Хотя вот, например, переулок. Чем он отличается от проезда и чем — от улицы?
Согласно одному из определений, проезд отличается от улицы меньшей интенсивностью движения, что он вообще уже и меньше улицы: с одной полосой и, возможно, без тротуара.
Ещё есть мнение, что проезд — обычно не самостоятельный объект, а часть улицы. Ну и традиционно проезд, как и переулок, служит для соединения улиц.
Но это было раньше. Сейчас многие улицы реконструируются, так что проезды могут выглядеть по-разному.
А кроме того… Вот эт о тоже проезд.
Точнее, сейчас это Бесединское шоссе, раньше бывшее Проектируемым проездом № 5396. Так что словари и классификации не всегда успевают за реальными изменениями.
О каких объектах городской дорожной инфраструктуры мы забыли? Кажется, об аллеях и бульварах.
Иногда эти названия могут быть синонимами, обозначая полосу зеленых насаждений. Но чаще зеленая зона на на аллее располагается по сторонам дороги, а на бульваре — посередине, разделяя две проезжих части и обычно превосходя их по размеру.
И еще в России есть дороги.
Вот определение дороги в словаре Ушакова:
Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода.
Справочник терминов нормативно-технической документации более конкретен:
обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Но есть и такое определение. Между прочим, вошедшее в Википедию:
Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.
То есть, как в известном анекдоте о том, что в России дорогой называют место, где собираются ехать…