За счет чего плавает бмп
Перейти к содержимому

За счет чего плавает бмп

  • автор:

Началось серийное производство БМП-3 с динамической защитой

«Российские военные используют эту машину в зоне спецоперации. Динамическая защита снижает вероятность поражения и необходима для повышения живучести техники. Серийное производство БМП-3 ведется на мощностях «Курганмашзавода», — сказано в сообщении, опубликованном в Telegram-канале Ростеха.

БМП-3 вооружена 100-мм орудием 2А70, способным запускать противотанковые управляемые ракеты, 30-мм спаренной пушкой 2А72 и тремя пулеметами ПКТ. Боевая машина исключительно подвижна — она способна разгоняться до 65 км/ч. За счет водометов, установленных в корпусе, БМП-3 плавает со скоростью до 10 км/ч, сохраняя возможность вести огонь.

Напомним, что некоторое время назад появилось видео испытаний комплекса динамической защиты нового поколения для БМП-3.

Боевая машина пехоты БМП-2

(1 голос)

79033.jpg

Классификация:
Боевая машина пехоты
Боевая масса:
Компоновка:
Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое в центре, десантное сзади
Экипаж:
3 человека
Десант:
Производитель:

Россия и СССР
Индия
Чехия (Чехословакия)

Годы эксплуатации:
1980 г. — настоящее время
Основные операторы:

Россия и СССР
Украина
Беларусь
Индия
Иран

Длина корпуса:
Ширина корпуса:
Высота:
2 450 мм (по осветителю)
2 250 мм (по приборам прицеливания)
Тип брони:
Стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)
Калибр и марка пушки:
Тип пушки:
Нарезная малокалиберная автоматическая пушка
Боекомплект пушки:
500 (бронебойные, осколочно-фугасные)
Пулемёты:
Другое вооружение:
Тип двигателя:
Скорость по шоссе:
Скорость по пересечённой местности:
40-50 км/ч (по грунтовой дороге)
7 км/ч (на плаву)
Тип подвески:

Независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески

Преодолеваемый брод:
Пользователи:

БМП-2 или Объект 675 — советская и российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Основное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оснащении другим комплексом вооружения. Башня вмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Основное вооружение — автоматическая 30-мм пушка 2А42, изготовляемая на Тульском машиностроительном заводе.

БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

  • 1 История создания
  • 2 Описание конструкции
    • 2.1 Броневой корпус и башня
    • 2.2 Вооружение
    • 2.3 Средства наблюдения и связи
    • 2.4 Двигатель и трансмиссия
    • 2.5 Ходовая часть
    • 6.1 Афганская война (1979—1989)
    • 6.2 Конфликты на постсоветском пространстве
    • 6.3 Ближний Восток и Африка

    История создания [ править ]

    Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В 1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.

    Описание конструкции [ править ]

    Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

    Броневой корпус и башня [ править ]

    Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

    В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

    Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

    В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.

    В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 рабочих мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

    Вооружение [ править ]

    Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.

    В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

    Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

    Средства наблюдения и связи [ править ]

    БМП-2 4-й отдельной гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой бригады.

    Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

    В ночное время механиком-водителем осуществляется осмотр прибором ТВН-2 (для водителя), который устанавливается непосредственно перед выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идёт в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

    Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

    Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для связи внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.

    Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.

    Двигатель и трансмиссия [ править ]

    BMP-2 (2).jpg

    В машине имеется два блока. Первый блок силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

    Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

    Двигатель — 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210 — 221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

    Силовой агрегат находится условно в первом блоке (он же отсек), в самой её передней части машины под «ребристым». В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же находящийся условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана, если что-то случается с двигателем значит машина не боеспособна и следовательно требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведён только в специализированном месте.

    Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, а доступ через их осуществляется только для планового его обслуживания. Но вот особо ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне ещё не выше чем снаружи, хотя команда «по машинам!» уже поступила. Тут они и спасают, первую порцию тепла получает механик-водитель и сзади за ним сидящий, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

    Ходовая часть [ править ]

    БМП-2Д в Кубинке.

    В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

    Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчёта на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой, гусеничные траки и асфальт в этот момент становятся аналогично конькам и льду.

    По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, следовательно на неровностях машина начинает клевать, что само по себе замедляет движение. Езда змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая ещё нет, как бы объезжая её.

    В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.

    Варианты и модификации [ править ]

    • БМП-2 обр. 1986 г. — вариант с новым прицелом наводчика БПК-2-42.
    • БМП-2 с АГС-17 «Пламя» — модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГС-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась небольшой серией.
    • БМП-2К — создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.
    • БМП-2Д — разработана в 1981 г. специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

    467th Guards District Training Center (414-25).jpg

    • БМП-2 с БМ «Бахча-У» — опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999 — 2000 гг. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.
    • БМП-2М «Бережок» — российская модификация БМП-2 с боевым модулем «Бережок». Установлен дополнительный панорамный прицел, изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР «Корнет» (вариант: сверхзвуковой ПТУР «Атака»). В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.
    • БМП-2 с динамической защитой «Контакт-1» — экспериментальная модификации БМП-2 с установкой ДЗ «Контакт-1», была представлена в 1988 году.
    • БМП-2 обр. 1995 г. — вариант с тепловизионным прицелом ПНК-2-42.
    • BVP-2 — БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984 — 1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве и Závody ťažkého strojárstva в Дубнице-над-Вагом. Произведено 344 экземпляра.
      • BVP-2V или VR 1p
      • VPV
      • BMP-2 Light Tank
      • BMP-2K «Sarath»
      • Armoured Ambulance
      • Armoured Vehicle Tracked Light Repair
      • Armoured Amphibious Dozer (AAD)
      • Armoured Engineer Reconnaissance Vehicle (AERV)
      • NBC Reconnaissance Vehicle (NBCRV)
      • Carrier Mortar Tracked
      • NAMICA (Nag Missile Carrier)
      • Akash
      • Rajendra
      • BMP-2 UGV «Muntra»
      • 105 mm Self-Propelled Gun
      • BMP-2MD

      Машины на базе [ править ]

      • БРЭМ-2 — ремонтно-эвакуационная машина.
      • БМО-1 — боевая машина огнемётчиков.

      Операторы [ править ]

      Служба и боевое применение [ править ]

      Афганская война (1979—1989) [ править ]

      Широко применялись в войне в Афганистане (1979—1989). Первые машины поступили в 1982 году, был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника. Большее число потерь БМП-2 пришлось на эту войну.

      Конфликты на постсоветском пространстве [ править ]

      • Война в Нагорном Карабахе
      • Война в Абхазии (1992—1993)
      • Гражданская война в Таджикистане
      • Разгон Верховного Совета России — использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
      • Первая чеченская война — основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты. В ходе штурма Грозного, известен бой, в котором разведрота из трёх российских БМП-2 заняла рубежи на реке Нефтянке. В ходе боя разведрота уничтожила один дудаевский танк (двумя ПТУР), один БТР, два грузовика и несколько огневых точек. Разведчики потеряли одного человека раненым от миномётного огня.
      • Вторая чеченская война
      • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — использовались обеими сторонами. С российской стороны было потеряно 3 БМП, с грузинской 5 БМП.
      • Вооружённый конфликт на востоке Украины — вооружённый конфликт на востоке Украины — по данным сайта Lostarmor за период с 2014 по 2016 год сторонами конфликта было потеряно: 278 ед. БМП-2 ВСУ, 35 ед. БМП-2 ВСН.

      Ближний Восток и Африка [ править ]

      Чеченский боевик возле подбитой у Рескома БМП-2 № 684, на башне погибший НШ 2 мсб 81 гв. Грозный, январь 1995 года.

      • Война в Персидском заливе — применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
      • Эфиопо-эритрейский конфликт
      • Война в Анголе
      • Иракская война — применялись армией Ирака. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
      • Гражданская война и Политический кризис (2010—2011) в Кот-д’Ивуаре.
      • Гражданская война в Сирии
      • Гражданская война в Йемене (2014 — н.в.)

      За счет чего плавает бмп

      Первая в мире серийная боевая машина пехоты. Создавалась в рамках концепции повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Разработана в КБ ЧТЗ. Принята на вооружение Советской Армии в 1966 году. Серийно производилась на КМЗ с 1966 по 1983 год.

      СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

      БМП-1 (объект 765)— базовый вариант. Специальное шасси с передним расположением силового отделения. Сварной корпус коробчатого сечения с боковыми нишами. В корме корпуса — входные люки, закрываемые дверями с встроенными в них топливными баками. Коническая сварная башня со спаренной установкой гладкоствольной 73-мм пушки и пулемета ПКТ. Полуавтоматический механизм заряжания, в конвейере которого размещен боекомплект. На подвижной бронировке орудия установлен кронштейн ПУ ПТУР «Малютка». Десант может вести огонь через амбразуры в бортах корпуса. Движение на плаву — за счет перемотки гусениц. Серийное производство с 1966 по 1979 год. В процессе производства в конструкцию БМП вносились изменения, направленные на повышение надежности ходовой части, силовой установки, трансмиссии и др. С 1973 года в боекомплект включен осколочно-фугасный выстрел, установлен прицел 1ПН22М2. Машина оборудована системой дорожной сигнализации, изъят механизм заряжания. Боевая масса 13,2 т.

      БМП-1П (объект 765Сп4) — изъят комплекс ПТУР «Малютка». Вместо него на крыше башни смонтирована ПУ комплекса 9П135Мдля ПТУР 9М113 «Конкурс» или 9М135М-1 для ПТУР 9М111 «Фагот» с боекомплектом из 4 ракет. Введены подбой и надбой на башне, корпусе, надмоторном люке, в зоне расположения ног водителя, на крышках люков командира и водителя. Установлена система защиты от напалма. На корме башни смонтированы 6 дымовых гранатометов системы 902В «Туча». Часть машин оборудовалась колейным ножевым тралом КМТ-10. Боевая масса 13,4 т. Серийное производство с 1979 по 1983 год.

      БМП-1ПГ—на крыше башни справа установка автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя». Часть машин прошла переоборудование на танкоремонтных заводах.

      БМП-1Д (1982 г.) — БМП-1 с усиленным бронированием («афганский» вариант). Стальные бортовые экраны на корпусе и броневая плита под рабочими местами командира и механика-водителя. Не плавает.

      БМП-1КШ (1972 г.) — командно-штабная машина для мотострелковых и танковых полков. Вместо орудия и спаренного пулемета в башне установлено телескопическое ан-тенно-мачтовое устройство. Кроме радиостанций Р-123МТ, Р-130М и Р-111 машина оборудована аппаратурой телефонной и телеграфной связи и бензоэлектрическим агрегатом. Боевая масса 13 т. Экипаж 7 человек. Серийное производство с 1976 года.

      ПРП-3 «Вал» (объект 767, 1970 г.) — подвижной разведывательный пункт. Средство обеспечения целеуказания ракетно-артиллерийским системам. Вооружение: пулемет ПКТ и ПУ 2П130-1 для стрельбы осветительными снарядами.

      ПРП-4 — создан на базе ПРП-3 и оборудован оптическими, электронно-оптическими, тепловизионным и активно-импульсным приборами ночного видения, радиолокационными средствами и средствами обработки и передачи информации. Вооружение: пулемет ПКТ. Экипаж 5 чел.

      ПРП-4М (1988 г.) — создан на базе ПРП-4 и оборудован тепловизионным прибором и перископическим лазерным дальномером 1Д14 с улучшенными характеристиками. В выносной наблюдательный пункт дополнительно введен переносной лазерный прибор разведки 1Д13.

      Боевые машины пехоты БМП-1 поступали на вооружение мотострелковых частей сухопутных войск Советской Армии.

      Указать точное количество выпущенных машин этого типа не представляется возможным. По советской лицензии БМП-1 производились в Чехословакии (BVP-1), Польше, Румынии (MLI-84) и Индии. В Китае в небольших количествах под индексом WZ-501 выпускается копия БМП-1.

      Боевое крещение БМП-1 получили в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Спустя три года они использовались ангольскими и кубинскими частями в боях с войсками ЮАР. В 1982 году сирийская армия применяла их в боях с израильскими войсками в Ливане. Ливийские БМП-1 воевали в Чаде, а индийские — против тамильских повстанцев в Шри Ланке. Советская Армия использовала БМП-1, БМП-1 Д и БМП-1 П в ходе военных действий в Афганистане.

      После объединения Германии БМП-1 в числе немногих образцов советской боевой техники временно была принята на вооружение бундесвера под индексом БМП-1 А1 «Ост». В ее конструкцию при этом был внесен ряд изменений, чтобы приблизить эксплуатационные характеристики машины к стандартам НАТО.

      По состоянию на 1995 год боевые машины пехоты БМП-1 состояли на вооружении в Алжире (684 единицы), Анголе, Афганистане, Болгарии, Венгрии (502), Вьетнаме (400). Греции (500, получены из Германии), Египте (200), Ираке, Иране (200). Индии, Йемене (150), Китае. КНДР. Кубе, Ливии (740), Польше (1680), Словакии (311). Сирии (2300). Финляндии (40), Чехии (605), Швеции (300. получены из Германии), Шри Ланке, Эфиопии (20).

      БМП-1 использовались противоборствующими сторонами почти во всех вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР. Российская Армия и внутренние войска МВД РФ применяли и применяют эти машины в ходе ангитерро-ристических операций в Чечне.

      На базе БМП-1 выпускались командирские машины БМП-1К и БМП-1ПК, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-2 и БРЭМ-4, боевая разведывательная машина БРМ-1К, инженерная разведывательная машина ИРМ -Жук» и другие.

      БМП-2

      БМП-2

      Разработка бронетранспортеров началась в Советском Союзе еще в середине 1930-х годов. А вот с принятием БТР на вооружение мы сильно задержались. Первое поколение советских БТР было принято на вооружение только после Второй мировой войны. К этому времени во многих странах уже сменилось одно-два поколения таких машин. Первое поколение наших БТР было создано на базе коммерческих полноприводных шасси — в тот момент, когда в США и других западных странах эти машины производились уже на специальных шасси.

      Попытка обогнать США в разработке бронетранспортеров привела к появлению БМП-1. К сожалению, у этой машины принятой на вооружение в 1966 году, недостатков было гораздо больше чем достоинств. Это впрочем, не помешало запуску ее в массовое производство.

      Разработанная в начале 1970-х годов, на базе БМП-1 новая БМП-2 сохранила все недостатки своей предшественницы и добавила к ним много новых. Еще при разработке БМП-1 хотели получить универсальную машину, способную не только передвигаться по суше, но и неплохо плавать. Кроме этого, ее вооружение должно было превосходить вооружение бронетранспортеров и размещаться во вращающейся башне. Способность плавать требовала применения большого водоизмещающего корпуса с относительно тонкой броней, чтобы машина не утонула (с законом Архимеда не поспоришь). Так как в отличие от БТР-50 новая машина должна была нести еще и тяжелую башню с вооружением, то выходило, что броня у нее должна была быть еще тоньше, чем у него, для снижения веса. Но тогда вся затея теряла смысл — новую машину не удавалось оснастить даже противопульной защитой. Чтобы выйти из этого порочного круга надо было применить какие-нибудь оригинальные технические решения. Например, оснастить машину съемными поплавками или, наоборот, комплектом съемной дополнительной брони. А можно было применить алюминиевую броню, как на американском М113. Но этот путь посчитали слишком дорогим и сложным, а поэтому КБ возглавляемое П.П.Исаковым выбрало другой путь решения проблемы. Решено было оставить стальную броню, но экономить вес, где только возможно. Но в результате так и не удалось защитить новую машину противопульной броней, а многие другие параметры были ухудшены весьма сильно.

      При взгляде спереди на БМП-2 (как и на БМП-1) сразу бросается в глаза, что гусеницы очень узкие — всего 300 мм. У БТР-50 ширина гусениц составляет 360 мм, у М113 -381 мм, а у французской БМП АМХ-10Р — вообще 420 мм. Так наши конструкторы пытались уменьшить массу ходовой части, а получили рост удельного давления на грунт. У БМП-2 этот параметр составляет 0,65 кг/ кв. см, в то время как на АМХ-10Р — только 0,53 кг/ кв. см. Кажется, что у БМП-2 это значение не очень велико, но ведь машина должна форсировать реки вплавь, а грунт берегов может быть весьма топким. В результате там, где АМХ-10Р сможет сойти в воду и выйти из нее, БМП-2 безнадежно завязнет. Этот же параметр серьезно ограничивает возможность проведения модернизации советской машины, если она требует возрастания массы.

      БМП-2 на параде в Москве 7 ноября 1987 г. На пусковой - серебристый учебно-практический контейнер ПТУР «Фагот»

      Кроме уменьшения ширины гусениц, для снижения массы конструкторы лишили БМП-2 водоходного движителя. Машина должна плавать за счет перемотки гусениц. Это решение привело к тому, что БМП-2 не является амфибией в общепринятом смысле этого слова, а может пересекать водные преграды с большими ограничениями и, соответственно, не может применяться для морских десантных операций (а вотАМХ-ЮР может). Гусеницы БМП-2 являются комбинированным движителем, работающим и в воде и на суше. Такой движитель плохо работает на переходных режимах. Действительно, в воде гусеница должна вращаться быстро для создания большей тяги, а вот при выходе на сушу — наоборот, медленно. В результате возможна такая ситуация — гусеница вращается слишком медленно для создания достаточной тяги в воде, но еще не может зацепиться за дно и вытащить машину на берег. Для БМП-1 и БМП-2 это постоянная проблема — при некоторых сочетаниях наклона берега и несущей способности дна они не могут выйти на сушу, хотя для БТР-50 в этих условиях выход из воды не представляет сложности. Поэтому корпус БМП-2, с сильно задранной для лучшей мореходности носовой частью, является ненужным излишеством, только создающим проблемы на суше. В этом плане М113, также плавающей за счет перемотки гусениц, спроектирован гораздо профессиональней.

      Корпуса БМП-1 и БМП-2 заслуживают отдельного разговора. Понять логику, которой руководствовались инженеры проектировавшие их, невозможно. Кажется все сделано для того, чтобы увеличит трудоемкость их изготовления, причем это не улучшает их боевые и эксплуатационные качества. Посмотрим на бронекорпуса АМХ-10Р и М113 — все просто и понятно: корпуса состоят из нескольких гладких прямых листов. Такой корпус просто изготовить и просто отремонтировать. А бронекорпус БМП-2 состоит из множества прямых и гнутых листов, сваренных под различными углами. Такой корпус очень сложен в изготовлении, а каких-либо преимуществ не имеет. При обмерах БМП-2Д в ЦМВС, я довольно быстро понял, что стоять на крыше ее корпуса просто опасно, хотя машина и неподвижна — ступня каждой ноги стоит под своим углом, абсолютно непредсказуемо меняющемся при каждом шаге. А если корпус влажный после дождя, то упасть с этого сооружения очень легко. О том, чтобы прикрепить на корпусе резиновые коврики, или еще как-нибудь облегчить экипажу передвижение по машине конструкторы просто не задумывались.

      Но, конечно, главный минус бронекорпу-са БМП-2 в том, что это собственно и не бро-некорпус. Толщина его листов не превышает 10 мм. Сразу вспоминается еще довоенный советский бронетранспортер ТР-4 на базе Т-26, забракованный из-за недостаточной толщины брони, составлявшей те же 10 мм. До войны такая броня считалась недостаточной, а после стала вполне подходящей! Для сравнения, у М113 толщина «лба» составляет 38 мм алюминиевой брони. Не сразу, но и до наших конструкторов дошло, что 10 мм -это мало. Поэтому у поздних модификаций БМП-2 нижняя наклонная лобовая плита имеет толщину 15 мм. Как говорится — почувствуйте разницу! Есть плакат НАТО, на котором показаны уязвимые места советского БМП. На нем только нанесен контур двигателя, где пуля может застрять — туда стрелять не рекомендуется, а все остальная поверхность корпуса показана уязвимой. Здесь опять возникает неуместный вопрос — а что, нельзя было развернуть двигатель поперек корпуса и спрятать за ним водителя и десант? На ненужный поворот двигателя поперек танка, после войны, затратили много сил и средств, а здесь не смогли?

      Про дно БМП-2 лучше и вообще не вспоминать. Наверное, его конструкторы и не подозревали о существовании мин. Если защитить все дно трудно, то хоть под водителем можно было предусмотреть локальную защиту. Передний левый опорный каток ходовой части расположен так, что при наезде на мину водитель обычно гибнет. В Афганистане под сиденье водители подкладывали мешки с песком — опять солдатская смекалка исправляла огрехи конструкторов.

      Башня БМП-2 спроектирована по тому же принципу, что и корпус — трудоемкость любой ценой и без всякого проку. Башня имеет форму усеченного конуса, да еще и со смещенной вершиной. Лобовая часть самая толстая — 23 мм. Эта самая толстая броня на всей БМП выдерживает обстрел из винтовки, правда, крупнокалиберный пулемет ее все равно пробьет. Борта башни более тонкие, а тыл еще более тонкий — 10 мм. Зачем было собирать башню из листов двойной кривизны, а не наклонных плоских, я не знаю. Наверное, этого не знают и конструкторы. Крыша башни вся такая штампованная и выпуклая, наверно чтобы у снайпера была надежда все-таки поразить сквозь выступ наводчика или командира. Ходить по крыше башни также опасно, как и по крыше корпуса, отличие только в то, что на башне приварено всего больше, а значит и шансов зацепиться тоже больше.

      БМП-2 российский войск во время первой Чеченской войны Камуфляжная окраска БМП-2 российской армии и «парадный» серебристый ПТУР «Конкурс» (боевые ПТУР - защитного цвета)

      Теперь приступим к описанию люков корпуса. Про люк водителя ничего плохого сказать нельзя — он поднимается и сдвигается в сторону, а вот почему у сидящего за его спиной десантника люк откидывается на петлях вверх, непонятно. Ведь при определенном угле поворота башни его заблокирует ствол 30-мм пушки, или наоборот — открытый люк десантника заблокирует пушку. Казалось бы, что может быть проще — дай десантнику такой же люк, как и водителю, и никаких проблем. Наверно люк на петлях дешевле, а о том, что он может стать причиной гибели солдата в бою, конструкторы не задумывались. Люки десантного отделения, расположенного за башней, спроектированы с не меньшим «искусством». Конструкторы БМП-1 очень гордятся конструкцией задних дверей десантного отделения. Они сумели разместить в них топливные баки! Несколько странная причина для гордости, так как благодаря этому решению при пожаре шансов спастись у десантников нет вообще. Во время одной из арабо-израильских войн арабы пытались применять полученные из СССР БМП-1. Недорезанные «Хезболахом» сионисты довольно быстро поняли, что при обстреле кормы этой машины зажигательными пулями можно сжечь ее вместе со всем экипажем, благо, что остальное топливо храниться под сиденьем десанта. Но если это решение на БМП-1 и можно признать ошибкой, то его сохранение на БМП-2 — преступление. Люки на крыше десантного отделения БМП-2 заимствованы с БМП-1. Там их было 4, в вот на БМП-2 удалось разместить только 2 — помешала башня большего размера. Теоретически, из этого люка должны вылезать по два десантника сразу, а вот практически — только один, и то с трудом. Экипировка советского мотострелка почти не отличалась от экипировки солдата Первой мировой войны: неудобная шинель, на плече противогаз, на поясе подсумок с патронами и гранатами, фляга, лопата и штык-нож. Шансы зацепиться за что-нибудь всем этим были очень велики, не случайно если БМП-2 тонула, то обычно с большей частью своего экипажа. В довершении всего, и эти люки могли легко заблокировать ствол пушки. Размер крыши десантного отделения позволял сделать люки и больше, и сдвигающимися, но ничего такого реализовано не было.

      На пересечении Садового кольца и Калининского проспекта в Москве патрульные БМП-2 подошли к баррикаде. 21 августа 1991 г. Справа: БМП-2 в Москве за Белым домом 5 октября 1993 г. Вывод российских войск из Сухуми. Сентябрь 1992 г.

      В отличии от БМП-1 с ее 73-мм пушкой, на новую машину поставили 30-мм автоматическое орудие. В общем-то, из-за этого новая машина должна была называться БТР, но решили оставить аббревиатуру «БМП». В Советском Союзе главным отличием БМП от БТР считалось наличие пушки большого калибра, поэтому БТР-70 с 12,7-мм пулеметом был бронетранспортером, а когда на него поставили 73-мм пушку, он стал БМП ГАЗ-50. Да и объект «1200», вооруженный 73-мм пушкой, тоже считался БМП. Конечно, 30-мм автоматическая пушка 2А42, да еще и стабилизированная в двух плоскостях, серьезно повысила боевые возможности новой машины, но главный недостаток БМП-1 — малый угол склонения орудия — исправлен не был. Это приводило к большим проблемам при стрельбе из-за укрытия и ограничивало возможности стабилизации орудия.

      Обычно пишут, что БМП-2 вооружена противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Формально это так, а в реальности нет. Дело в том, что пусковая установка 9П135М размещена на крыше башни и не имеет бронезащиты. То есть, фактически БМП-2 должна идти в бой с прикрепленной на крыше башни взрывчаткой (боевая часть ракеты плюс твердое топливо), которая может детонировать от любой шальной пули (или не шальной). Если ракету ставить перед пуском, то нужно высовываться из люка во время боя. В результате, ПТУР ставят на пусковую только на парадах, а там где стреляют — нет.

      БМП-2 Сожженная БМП-2 федеральных войск на поле совхоза «Родина» в пригородах Грозного. 10 апреля 1995 г.

      Десант БМП может стрелять из личного оружия — машина снабжена 2 амбразурами для стрельбы из ПК и 6 — для стрельбы из автомата Калашникова. Угол обстрела из этих амбразур ограничен, да и стрельба из неста-билизированного оружия на ходу — простое выбрасывание патронов. Но, в общем, этот вопрос имеет чисто теоретический интерес, так как в бою десант внутри БМП-2 не сидит.

      Теперь можно сказать пару слов о приборах наблюдения БМП-2. Как водитель может управлять БМП-2 в бою при закрытом люке, наверное, загадка и для конструкторов этой машины. Из-за слишком покатого лобового листа видимость через его перископы очень ограничена. У сидящего за водителем десантника обзор еще хуже, но ему хоть машину не вести. Совсем плохо с обзором у десантников позади башни. Конструкторы пожалели для них вращающихся перископов, в результате каждый десантник видит лишь отрывочную картину происходящего снаружи и после спешивания должен успеть сориентироваться. Два направленные назад перископа смонтированы на дверях и из-за этого бесполезны, если машина находится в капонире. Установить их на крыше корпуса помешало бревнышко, абсолютно необходимое для самовытаскивания (и как «натовцы» без него обходятся).

      БМП-2Д в Таджикистане. Ноябрь 1993 года БМП-2Д из музея Великой Отечественной войны в Киеве БМП-2Д в Афганистане

      В целом, глядя на БМП-2, нельзя отрешиться от мысли, что эта машина делалась наспех и ее конструкторы не имели времени для доработок. Но это не так. БМП-1 стала поступать в войска с 1966 года, первые опытные образцы БМП-2 испытывали с 1972 года, а ее массовое производство началось вообще в 1980 году! И при этом ни одной ошибки БМП-1 исправить не удалось. Высота новой машины возросла почти на 800 мм за счет ненужных надстроек на башне. При этой высоте можно было повысить высоту и корпуса и башни, и хоть немного улучшить ужасные условия обитаемости. Из-за малой высоты корпуса десантники не могут встать, и им приходится двигаться к выходу из машины, скользя по сидению. В результате, сидящие дальше всего от кормы мотострелки могут покинуть БМП-2 только через 30 секунд после отдачи команды. Сравним это с М113 или АМХ-10Р: дается команда, гидравлика окидывает рампу, слегка пригнув голову десант выбегает из своей машины за несколько секунд. А ведь М113 поступила на вооружение в конце 1960-х годов, а АМХ-10Р — в 1973! И обе эти машины ниже БМП-2, но, в тоже время, имеют более высокий и удобный бронекорпус. Комментарии излишни.

      Практически сразу после начала серийного производства БМП-2 попала на войну в Афганистан. Тут же проявилась полная непригодность БМП-2 к выполнению своей основной задачи — перевозке пехоты. Имеющиеся у местного населения винтовки «Ли-Энфильд» начала века легко простреливали корпус. Порыв даже на противопехотной мине обычно имел фатальные последствия. Как мы уже писали выше, водители стали подкладывать под сиденья мешки с песком, на борта навешивали все что можно, лишь бы усилить защиту. И перестали ездить внутри десантного отделения -машина перестала быть тем, для чего создавалась. Надо было срочно что-то делать, например, усилить броню. Однако легко сказать, да трудно сделать. Посмотрим на М113. Надо усилить защиту — навешивай на прямые борта, хоть простую, хоть уголковую, и даже активную броню. Это нетрудно и это делают. Широкие гусеницы вполне позволяют увеличить нагрузку на ходовую часть и сохранить подвижность. Теперь подойдем к БМП-2. Что-то приварить к этому корпусу трудно, а узкие гусеницы не позволят слишком увеличить нагрузку на ходовую часть.

      БМП-2Д из состава ограниченного контингента советских войск в Афганистане Вывод советских войск из Афганистана. На переднем плане БМП-2Д с нештатным дополни тельным бронированием на башне

      Но нашим конструкторам не привыкать решать проблемы, созданные ими самими. Сказано усилить защиту — усилим. На стойках по бокам корпуса были укреплены 6-мм экраны. Такой же экран был закреплен сзади башни. Самый верх корпуса, куда экраны не доходили, был обварен 6-мм броней. Под водителем, первым десантником и двигателем на дне были закреплены дополнительные бронеплиты. Отказаться от «изюминки» своей конструкции — дверей-баков так и не решились. Дополнительная броня была закреплена с большим зазором и на корпусе, и на башне. Закрывать этот зазор сверху конструкторы посчитали ненужным. В результате он хорошо улавливал гранаты, заброшенные на БМП-2 сверху. При покидании башни через люки, нога легко могла попасть в промежуток между основной и дополнительной броней, что приводило к перелому голени или, вообще, могло стоить жизни при спасении из подбитой машины. Но теперь можно было с гордостью заявить, что БМП-2 непросто подбить из винтовки. В Афганистане эта машина, названная БМП-2Д еще могла применяться — климат там сухой и потяжелевшая машина не вязла в топком грунте. В более влажных широтах с передвижением могли возникнуть проблемы, тем более, что дополнительная нагрузка ложилась на корпус неравномерно — большая ее часть приходилась на нос. На фото афганских БМП-2Д этот «клевок» на нос хорошо заметен. Да и в ЦМВС эта машина тоже наклонилась вперед. Кроме того, БМП-2Д потеряла способность плавать.

      В итоге БМП-2Д кроме Афганистана и южных районов СССР больше нигде не применялась. В Чечне все недостатки БМП-2 проявились вновь. Достаточно сказать, что вместо нее для перевозки пехоты предпочитают применять бронированный тягач МТ-ЛБ! На его базе даже был разработан опытный вариант БМП. Хотелось бы сказать, что история БМП-2 закончена, да не получается. В 2005 году министерство обороны России хочет закупить партию БМП-2 «глубокой модернизации». Любопытно, что там можно модернизировать? Увы, машина, которая должна была попасть на свалку сразу после испытаний, продолжает оставаться на вооружении армии России и в XXI веке.

      Выводимые из Афганистана части 40-й армии в районе Термеза БМП-2Д, деталировка БМП-2Д, деталировка БМП-2 российский войск во время первой Чеченской войны БМП-2Д из состава контингента Российских войск в Таджикистане. Ноябрь 1993 года БМП-2Д из состава ограниченного контингента советских войск в Афганистане. 1988 год БМП-2Д чертеж. Выполнил Виктор Мальгинов БМП-2Д чертеж. Выполнил Виктор Мальгинов

      Введение
      Первые танки
      Довоенные танки
      Вторая мировая
      1945. 2009

      © 1999-2022, V.Chobitok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *