Какое масло заливать в коробку автомат (АКПП)
Менять моторное масло в автоматической коробке передач необходимо своевременно. Однако главная проблема состоит в выборе продукта. Ведь правильно подобранный смазочный материал защищает двигатель от износа и обеспечивает его работе максимальную эффективность. Мы расскажем, какое масло лучше заливать в АКПП.
Какой тип масла подойдет для АКПП
Для автомобилей с автоматической коробкой передач разработан специальный тип смазочных материалов – трансмиссионная жидкость. На этикетке таких продуктов всегда стоит обозначение ATF. Еще одно отличие – цвет масла. Для того чтобы автолюбители не перепутали трансмиссионную жидкость с обычными смазочными материалами, производители делают ее яркого оттенка, обычно красного. Однако важно не только разобраться с тем, какое масло лить в автомат, но и решить, как будет проводиться аппаратная замена и сколько жидкости потребуется.
Обычно используют два способа: метод вытеснения и «пролив». Для второго потребуется около 10–12 литров жидкости АТФ, а для вытеснения – еще больше. Некоторые автолюбители используют частичную замену. Тогда понадобится меньше масла – около 4–5 литров. Однако использовать разные типы смазочных материалов не рекомендуется.
Особые требования к трансмиссионной жидкости
- Соответствие международным стандартам. Масла для автоматической трансмиссии не имеют жестких требований со стороны европейских и американских организаций. Однако они соответствуют стандартам автомобильных марок.
- У автоконцерна Toyota предусмотрены спецификации T, T-III, T-IV, WS.
- General Motors предусматривает группы жидкостей DEXRON II, DEXRON III, DEXRON IV.
- Mitsubishi и Hyundai Motor Group разделяют продукты для АКПП SP-II, SP-III, SP-IV, Red-1.
Какие масла «Шелл» подойдут для автомобилей с АКПП
- Shell Spirax S5 ATF X. Трансмиссионная жидкость на базе синтетики для легковых и грузовых автомобилей c автоматической коробкой. Соответствует допускам: Aisin JWS 3309, Allison C-4, Dexron (I-III), Ford MERCON, Ford MERCON V, JASO 1-A, JASO 2A-02, Toyota T-III, Toyota T-IV.
- Shell Spirax S6 ATF ZM. Синтетический продукт, разработанный для грузовой техники и автобусов. Получил одобрение компании ZM. Увеличивает интервал замены масла до 150 тыс. км.
- Shell Spirax S6 ATF A295. Полностью синтетическая жидкость, подходящая для тяжелогрузной техники. Соответствует спецификации Allison TES-295. Обладает стабильным классом вязкости на протяжении всего периода эксплуатации.
- Shell Spirax S6 ATF VM Plus. Жидкость АТФ класса «премиум». Масло сохраняет приемлемую вязкость даже при крайне низких температурах. Соответствует ZF TE-ML 03D-09, MB 236.9, MB 238.22, Voith H 55.6336, Section 1.3 и другим.
- Shell Spirax S4 ATF HDX. Масло для грузовых и некоторых легковых автоматических трансмиссий. Преимуществами продукта являются: большой период эксплуатации между заменами и прекрасная текучесть при низких температурах.
- Shell Spirax S2 ATF AX. Применяется в трансмиссиях и гидроусилителях. Обладает длительным сроком службы. Одобрен автоконцернами Mercedes, Ford, Renk, MAN.
- Есть и другие масла из серии Shell Spirax для автомобилей с АКПП, с которыми можно ознакомиться на нашем сайте.
Где покупать смазочные материалы
Уже определились с трансмиссионной жидкостью? Заказать ее можно онлайн. Однако важно правильно выбрать поставщика. Интернет-магазин std-shell.ru – официальный дистрибьютор «Шелл» в России. Поэтому на нашем сайте представлена оригинальная продукция и последние новинки компании.
Что заливать в АКПП? Какое масло и с какой периодичностью
С каждым годом все меньше становится марок автомобилей с АКПП, в которых предусмотрена замена жидкости. Срок службы масла совпадает со сроком эксплуатации авто. Что заливать в автоматическую коробку передач (АКПП)? Разберемся в этой статье!
Что заливать в АКПП? Какое масло и с какой периодичностью
С каждым годом все меньше становится марок автомобилей с АКПП, в которых предусмотрена замена жидкости. Срок службы масла совпадает со сроком эксплуатации авто. Что заливать в автоматическую коробку передач (АКПП)? Разберемся в этой статье!
Никем еще не отмененные международные стандарты, а также опыт автовладельцев говорят, что нужно делать полную замену жидкости примерно на каждых 50-100 тыс. км пробега или же один раз в год. Именно в этот период масло АКПП начинает терять свои эксплуатационные свойства.
Что заливается в АКПП?
Во многих источниках жидкость в трансмиссии называется маслом. Но, несмотря на свои физические качества, трансмиссионную жидкость нельзя назвать полноценным маслом. Так что заливают в коробку передач? Это достаточно сложный по своему химическому составу компонент automatic transmission fluid, с сокращенной аббревиатурой ATF. Если техническое масло по сути своей предназначено для смазки взаимодействующих между собой металлических элементов агрегата, то жидкость трансмиссии (ATF) выполняет массу иных функций и предназначена для работы в условиях более жестких.
«Трансмиссионка» — это связующее звено между КПП и двигателем, служащее для передачи крутящего момента. Жидкость также передает давление на фрикционы сцеплений, переключая тем самым передачи. Помимо этого она обеспечивает теплоотвод из АКПП в атмосферу, причем работает на запредельных для масел температурах. При этом специально подобранный состав присадок акпп предохраняет ее от вспенивания и окисления. Поэтому недопустимо использование любых других жидкостей (особенно технических масел), кроме заявленных к эксплуатации автопроизводителем.
Как менять жидкость в АКПП
Если коробка передач обслуживаемая, то и ответ будет прост: следовать инструкции по эксплуатации. Но что заливают в АКПП, если агрегат необслуживаемый? Имеется в виду АКПП, где производителем на самой пробке написано «не нуждается в замене», щуп отсутствует, а доступ к фильтру максимально затруднен.
Автомобили, оборудованные такими агрегатами, как подразумевают производители, будут эксплуатироваться не больше, чем расчетный срок службы жидкости, примерно 200 тыс. км пробега. Но не секрет, что по российским дорогам некоторые авто проходят и два, и три, и более сроков. Поэтому в любом случае жидкость нужно менять. Момент замены подскажут рывки при переводе передач, посторонние шумы.
Оптимальный способ замены масла в АКПП (не будем отходить от традиции и менять название, это не принципиально) на таких коробках – аппаратный. То есть полная замена масла способом замещения, используя при этом специальное оборудование. Аппарат подключается к контуру циркуляции жидкости в АКПП в местах подсоединения патрубков. Далее при запущенном двигателе подается новая жидкость, а старая при этом удаляется. Объемы входящих и выходящих жидкостей должны быть одинаковы. И в момент, когда выходящая жидкость приобретет цвет новой, процесс завершается.
Какое масло нужно заливать в автоматическую коробку передач
В новом автомобиле, оборудованном АКПП, необходимая рабочая жидкость уже залита в агрегат. Однако масло в коробке не вечно. Примерно через 30–50 тысяч км пробега – обычно этот показатель производитель указывает в руководстве по эксплуатации автомобиля – смазку необходимо обновлять. В связи с этим у многих автолюбителей возникает вопрос: какое масло заливать в коробку «автомат»? Разбираем, почему вообще автоматической трансмиссии нужна замена рабочей жидкости, и какое именно масло ей требуется.
Почему необходимо менять масло в АКПП
В отличие от механической коробки, которая отличается относительно простой конструкцией, «автомат» является более сложным агрегатом. Масло в АКПП выполняет одновременно несколько функций:
- смазка деталей, испытывающих трение скольжение или качение;
- охлаждение редуктора изнутри за счет отвода тепла к картеру КПП или отдельному масляному радиатору;
- защита от коррозии, износа, задиров, отложений и образования пены;
- передача усилия на боковые поверхности зубьев.
Хотя трансмиссионная жидкость не подвергается столь же серьезным нагрузкам, как моторная: в коробке нет высоких температур, продуктов сгорания и угара – но в «автомате» многие детали работают на трении, что приводит к их неизбежному износу.
Со временем продукты износа, вроде частиц алюминия и стали, накапливаются на поверхности фильтров. Из-за этого падает давление рабочей жидкости, что в свою очередь приводит к замедлению работы узлов коробки. Если же накопление фрикционных частиц становится критическим, может порваться штора фильтрующего элемента – в современных АКПП она делается из войлока или картона. Накопившаяся грязь смешается с маслом, что приведет к быстрому износу механических частей.
Как правило, срок службы масла в автоматических трансмиссиях сопоставим со сроком службы автомобиля – это примерно 3–6 лет. Однако на периодичность замены значительно влияют условия эксплуатации транспортного средства:
- перемещение по городу с регулярными и длительными простоями в пробках;
- резкие сезонные колебания температур;
- агрессивная, динамичная езда;
- повышенная нагрузка при буксировке прицепа или перевозки тяжелых грузов;
- движение по пересеченной местности.
Иными словами, чем активнее вы эксплуатируете автомобиль, тем выше нагрузка на АКПП и трансмиссионное масло. Подробнее о том, как выявить необходимость замены масла и в каких объемах его нужно заливать, мы рассказали в статье «Нюансы замены масла в коробке переключения передач».
Какое масло заливать в АКПП
В автоматических коробках автомобилей, которые выпускались в 90-е годы, еще допускалось применение минеральных масел. В современных, технически более сложных агрегатах, используются только синтетические или полусинтетические ATF-жидкости, в которых находятся следующие типы присадок:
- диспергирующие добавки – предотвращают загрязнение узлов коробки;
- антиоксиданты – решают проблему окисления масла;
- противоизносные добавки – повышают износостойкость подшипников, упорных шайб, планетарной передачи, насосов и обгонных муфт;
- модификаторы трения – обеспечивают плавность переключения передач и снижение вибрации;
- антикоррозийные добавки – предотвращают появление коррозии на узлах АКПП.
На сегодняшний день в автомобилях используется три типа АКПП:
- классические ступенчатые (гидротрансформатор);
- бесступенчатые (вариаторы или CVT);
- преселективные с двойным сцеплением (DCT).
И универсального синтетического масла для АКПП, которое подошло бы для всех типов, не существует. К каждому типу «автомата» требуется специальное масло с особенными требованиями.
Масла для ступенчатых АКПП
Масло для ступенчатых коробок должно обладать следующими характеристиками:
- оптимальная вязкость;
- противозадирные и противоизносные свойства;
- термоокислительная стабильность;
- совместимость с эластомерами;
- низкая склонность к пенообразованию;
- высокая стабильность к сдвигу;
- соответствие требованиям DEXRON – международной классификации рабочих жидкостей для АКПП, основанной на снижении коэффициента трения масла по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче.
Среди высококачественных масел ADDINOL этим требованиям полностью соответствуют рабочие жидкости улучшенной серии ATF XN:
Масло для АКПП
Спецификации
Плавное переключение передач и надежность при холодном пуске.
Длительная защита от коррозии.
Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON II D.
Плавное переключение передач и надежность при холодном пуске.
Длительная защита от коррозии.
Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON III H.
Подходит для всех 4-и 5-ступенчатых АКПП.
Высокая защита от износа и оптимизированные фрикционные характеристики.
Длительная защита от коррозии.
Совместимость с предыдущими спецификациями Dexron D III H, D III G, D III или D II D.
Для современных АКПП с числом передач от 6 до 8.
Хорошая защита высоконагруженных узлов трансмиссии.
Повышенная экономия топлива благодаря низкому уровню вязкости.
Выполнение и даже перевыполнение требований Dexron VI и Mercon LV.
Для применения во всех распространенных АКПП с числом передач до 7.
Плавное переключение с малой задержкой.
Высокая защита от износа и оптимизированные фрикционные характеристики.
Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI.
Подходит для применения в АКПП производства ZF с 6, 8 или 9 ступенями передач.
Повышенная экономия топлива благодаря пониженной вязкости.
Высокая стабильность к сдвигу даже при высоких температурах.
Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI.
Для применения во всех распространенных АКПП с 9 передачами и некоторых АКПП с 10 передачами.
Превосходная термоокислительная стабильность.
Высокая стабильность к сдвигу даже при высоких температурах.
Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI.
Подходит для АКПП класса Heavy Duty, для коробок передач DIWA и ZF.
Специально разработан для сверхдлинных интервалов замены масла до 180 000 км.
Оптимальная передача крутящего момента и исключительная стойкость к окислению.
Масла для вариаторов
К маслам для бесступенчатых АКПП предъявляются схожие требования по оптимальной вязкости, термоокислительной стабильности и совместимости с эластомерами. При этом они должны соответствовать более жестким требованиям по антипенным свойствам, стабильности к сдвигу, защите от износа из-за более высоких прижимных усилий и способности выдерживать высокое трение в паре «металл—металл» между ремнем и вариатором для предотвращения проскальзывания.
Специально для «автоматов» CVT компания ADDINOL разработала синтетические масла ATF CVT и ATF CVT YELLOW. К их преимуществам относятся:
- Стабильные оптимизированные фрикционные характеристики в паре «металл—металл» с отличной защитой пары от износа.
- Превосходные антивибрационные свойства для увеличения срока службы узлов, снижения вибрации и шума – это особенно важно при езде по городу с частыми пусками и остановками.
Масла выполняют и перевыполняют требования международных спецификаций и фирм изготовителей.
Масла для преселективных АКПП с двойным сцеплением
Конструктивно автоматы DCT объединяют преимущества АКПП и МКПП. Поэтому и масла должны соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым к этим типам трансмиссий, в плане износостойкости, защиты от коррозии, вязкости и чистоте. Кроме того, для DCT-масел предъявляется особые требование к высоким фрикционным характеристикам мокрого сцепления в масляной ванне.
Для коробок данного типа стоит использовать масло ADDINOL ATF DCT, специально разработанное для применения в коробках передач с двойным сцеплением мокрого типа. К его преимуществам относятся:
- Улучшенная несущая способность, которая усиливает защиту зубчатых зацеплений и подшипников, повышает срок службы трансмиссии.
- Повышенный срок службы масла и более длительные интервалы его замены.
- Масло выполняет и перевыполняет требования международных спецификаций и фирм изготовителей.
Трансмиссионные масла ADDINOL соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к маслам для АКПП. Они эффективно защищают от износа и показывают идеальные антифрикционные свойства даже при холодном пуске. Кроме того, наши трансмиссионные масла отличаются оптимальной вязкостью как при низких, так и при высоких температурах.
Для выбора оптимального масла для своего автомобиля воспользуйтесь нашим сервисом онлайн-подбора масла.
Масло для АКПП: функции, виды, замена
Коробка-автомат – один из самых нагруженных и одновременно самых дорогостоящих в ремонте узлов автомобиля. Но, привыкнув к удобству использования, многие автомобилисты просто забывают, что АКПП, как и все остальные части машины, требует соблюдения определенных правил эксплуатации и обслуживания.
Ресурс АКПП
Несмотря на прочность и надежность, автоматическая коробка может выйти из строя, но также может и без проблем отслужить столько же, сколько весь автомобиль. Чтобы не пришлось раньше времени проводить ремонт АКПП, нужно соблюдать правила эксплуатации и проводить ТО.
Ресурс коробки-автомата зависит от износа деталей, что сложно заметить в самом начале, но очень печально выглядит в «запущенной форме заболевания». И ускорить износ можно не только тяжелыми условиями работы автомобиля, но и несвоевременной заменой масла.
Ресурс АКПП зависит от износа в первую очередь фрикционов (колец, которых там несколько блоков), стальных и покрытых бумажными накладками. Этот процесс зависит от режима и стиля вождения, отсутствия постоянных нагрузок и своевременной замены масла, ведь именно оно защищает трущиеся пары от перегрева, обугливания и поломки.
Функции масла
Трансмиссионная жидкость АКПП (Automatic Transmission Fluid, ATF или АТФ) выполняет сразу несколько функций, причем некоторые из них противоположные по своей сути.
- Охлаждение. При работе шестерни нагреваются и масло отводит от них тепло. Само масло охлаждается в радиаторе для жидкости АКПП, который ставится либо отдельно, либо в блоке с радиатором охлаждения двигателя;
- Очистка. Масло удаляет продукты износа деталей и оставляет их на фильтре (аналогично с моторным маслом);
- Антифрикционная смазка. Все трущиеся детали должны быть качественно политы маслом, чтобы минимизировать износ металлических частей;
- Передача крутящего момента. В гидротрансформаторе масло используется именно для этой цели: передает момент вращения от маховика двигателя к коробке передач;
- Защита от коррозии. Как и любое другое масло, жидкость защищает детали АКПП от воздействия влаги;
- Фрикционное сцепление. Масло должно обеспечивать сцепление, попадая на фрикционные пары.
Условия работы жидкости АТФ еще более жесткие, чем у моторного масла, и требования к ней гораздо выше. Некоторые функции (покрытие, предотвращающее трение, на металле и улучшение сцепления специальных фрикционных накладок) являются противоположными по своей сути, и качественное масло справляется с ними благодаря грамотно подобранным присадкам.
Состав масла для коробки-автомата
АТФ было бы неправильно называть маслом в прямом понимании этого слова. Однако она выполняет и функции смазывания в том числе, поэтому термин «масло» используется в обиходе чаще всего.
Жидкость для АКПП состоит из базовой основы, в качестве которой может использоваться нефть-сырец или синтетические вещества. Соответственно, масла разделяют на синтетические, полусинтетические и минеральные. Основа составляет 85-90% объема конечного продукта.
Помимо основы используется специально разработанный пакет присадок (10-15% от объема), от которых, собственно, и зависят свойства масла. Как правило, в пакет присадок современных масел входят:
- антивспениватели;
- ингибиторы коррозии (защищают металлические детали);
- антиокислители (защищают само масло от преждевременного окисления);
- дисперсанты (препятствуют выпадению твердых частиц в осадок, удерживая их в масле);
- модификаторы трения;
- оптимизаторы вязкости (не дают маслу сильно загустевать при низких температурах);
- вещества, повышающие износостойкость трущихся узлов;
- присадки, повышающие температуру воспламенения масла;
- защитные компоненты, препятствующие воздействию масла на резиновые детали (прокладки и уплотнители).
Кроме основы и присадок в масло входят и красители. Они используются для того, чтобы быстро отличать масло АКПП от других смазочных материалов, а также для внутренней дифференциации масел одной торговой марки (разные серии могут содержать разные красители). Жидкость после заливки в коробку передач очень быстро теряет свой яркий цвет, становясь стандартного светлого желто-коричневого цвета.
Сравнение цвета масла в зависимости от степени износа
Стандарты и допуски
Как и любые автожидкости, масло АКПП обладает определенным набором строго регламентированных технических параметров, обеспечивающих оптимальные условия эксплуатации коробки передач. В настоящее время действуют два технических стандарта, используемых для классификации масел. Это классификации компаний General Motors и Ford, по которым сейчас работают как автопроизводители, дающие рекомендации по выбору трансмиссионных жидкостей, так и производители самих масел.
Соответствие масла стандарту определяется по следующим характеристикам:
- Вязкость при нормальной температуре (+40°С);
- Вязкость при высокой температуре (+100°С);
- Вязкость при низких температурах (-10, -20, -30, -40°С);
- Температура вспышки (возгорание паров масла);
- Температура воспламенения масла;
- Показатели вспениваемости;
- Химическая реакция с медью (коррозия медной пластины);
- Защита от ржавления железа;
- Испытание на износ.
Спецификация General Motors
В 1939 году концерн General Motors предложил покупателям новинку: автоматическую трансмиссию Hydramatic, которая устанавливалась на самые современные автомобили тех лет. Первые годы система работала на моторных маслах, но вскоре стало понятно, что они не подходят для этого механизма. И в 1949 году всё тот же General Motors выпустил на рынок первое масло для АКПП, названное Type A. Это стало началом эволюции трансмиссионных жидкостей, от первых, в состав которых входил китовый жир, до самых современных синтетических новинок.
Порядок принятия спецификаций
- 1949 – Type A. Первая из специализированных жидкостей для АКПП;
- 1957 – Type A Suffix A (ATF TASA). Пересмотренный и видоизмененный стандарт Type A. В настоящее время, хоть и считается устаревшим, может использоваться в некоторых автомобилях (например, в старых моделях Mercedes);
- 1967 – Dexron В. Следующий этап разработки жидкостей АТФ;
- 1973 – Dexron II C. Первая спецификация, в которой был введен официальный запрет на использование сырья животного происхождения;
- 1981 – Dexron II D. Масло на минеральной основе, обладающее вязкостью 45000 мПа при -40°С. Данное масло подходит для регионов, где зимняя температура редко опускается ниже -15°С;
- 1991 – Dexron II E. Полностью синтетическое масло, по характеристикам отличающееся от Dexron II D только низкотемпературной вязкостью: 20000 мПа при -40°С. Показатели трения аналогичны. Больше подходит для холодного климата и может заливаться вместо Dexron II D, но не наоборот;
- 1994 – Dexron III. Синтетическое масло, отличающееся от Dexron II фрикционными характеристиками: в новую спецификацию включены модификаторы, снижающие трение;
- 1999 – Dexron IV. Синтетическая жидкость, обладающая увеличенным сроком службы благодаря высокотехнологичному составу;
- 2006 – Dexron VI. Новый стандарт ATF, предназначенный для 6-скоростных АКПП производства GM, выпускаемых с 2006 года. Отличается пониженным коэффициентом трения и уникальными низкотемпературными характеристиками. Из всего ряда стандартов это масло больше всего подходит под определение «арктического».
Стандарт Allison
Allison – подразделение корпорации GM, выпускающее автоматические трансмиссии для средней и тяжелой коммерческой и промышленной техники. Специально для этих АКПП были разработаны спецификации масел, обеспечивающих качественную работу и долгую службу агрегата.
Существует 5 стандартов Allison.
Для шоссейных грузоперевозок (фургоны различного типа, грузовые фуры):
- TES 295, он же Allison С3 – для увеличенного интервала замены;
- TES 389 – с сокращеным интервалом замены;
- TES 468, он же Allison С4 – новый стандарт, пришедший на смену TES 295.
Для внедорожной, строительной, военной и другой промышленной техники:
- TES 439 – масло со стандартным интервалом замены.
- TES 353, он же Allison С4 – современный стандарт, синтетическое масло с увеличенным интервалом замены, способствующий снижению затрат на топливо и продлевающий срок эксплуатации коробки передач.
Спецификация Ford
Концерн Ford ввел собственные стандарты масел на 10 лет позже, чем GM: в 1959 году. Начиная с самой первой фирменной спецификации, компания постоянно повышала уровень стандартов в соответствии с требованиями времени и технического прогресса.
Порядок принятия спецификаций:
- 1959 – M2C33-B;
- 1961 – M2C33-D;
- 1967 – M2C33-F (Type F);
- 1972 – SQM-2C9007A, M2C33-G (Type G);
- 1975 – SQM-2C9010A, M2C33-G (Type CJ);
- 1987 – EAPM-2C166-H (Type H);
- 1987 – Mercon;
- 1998 – Mercon V.
Масло для АКПП может соответствовать всем трем основным стандартам (Dexron, Allison и Mercon), а может быть узкоспециализированным, для строго определенного типа трансмиссий.
В чём разница?
Последние поколения стандартов GM и Ford практически идентичны по своим пользовательским характеристикам. Разница в коэффициенте трения (свойствах присадок-модификаторов трения): компания General Motors выпускает масла, в которых коэффициент трения снижается при снижении скорости вращения. Это обеспечивает мягкое переключение передач. Компания Ford выпускает жидкости, в которых при снижении скорости коэффициент трения увеличивается. Это делает переключение передач более жестким, но одновременно и более точным.
Допуски автопроизводителей
Помимо жестко утвержденных стандартов, существуют также рекомендации автоконцернов, согласно с которыми можно выбирать жидкость ATF для своего автомобиля. Автопроизводители составляют так называемые листы допуска, данные в которых могут периодически меняться. Выбирая масло для своей АКПП, можно ориентироваться именно на данные из листа допуска, если речь идет о коробках производства Mercedes-Bens, MAN и ZF (Zahnradfabrik-Friedrichshafen). Также на упаковках масла могут стоять рекомендации от других концернов, рекомендующих строго определенное масло для той или иной модели автомобиля.
Взаимозаменяемость масел АКПП
Вопрос взаимозаменяемости масел важен для каждого автолюбителя: ведь нужно знать, как не навредить нежному и дорогостоящему узлу, покупая АТФ.
Несмотря на обилие спецификаций, современные производители используют не все стандарты, а только последние, соответствующие нужным характеристикам. Так, минеральное масло бюджетного класса, предназначенное для регионов с теплым климатом, выпускается по стандарту Dexron II D. Вместо него можно использовать более «продвинутое» синтетическое Dexron II Е. Несмотря на разницу в вязкости, эти масла обладают одинаковыми показателями трения, а значит, могут заменить друг-друга.А вот стандарт Dexron III уже не подойдет для коробок, рассчитанных на четкое переключение передач, поскольку обладает пониженным коэффициентом трения. Что будет, если в коробку залить Dexron III вместо Dexron II? Из-за недостаточного трения фрикционные пары будут дольше проскальзывать (ведь они не рассчитаны на такое масло), передачи будут переключаться рывками и с небольшим опозданием.
Для ориентира в ассортименте масел многие производители используют краситель как маркировку соответствия/несоответствия. Отсюда идет рекомендация не смешивать жидкости разных цветов. Но это относится больше к маслам одной марки, жидкости разных фирм могут иметь разные цвета при полном совпадении стандартных характеристик.
Разные виды ATF
Интервал замены ATF
С интервалом замены масла происходит совершенно анекдотичная ситуация: с логической точки зрения понятно, что любое масло, работающее в таких жестких условиях, постепенно теряет свои свойства, портится. Но сладкие речи продавцов о «вечном масле» и производителей ATF о «продленном интервале замены» заглушают голос разума ровно до тех пор, пока не раздастся душераздирающий скрип трансмиссии. Так менять масло или нет?
Как ни странно, представители автоконцернов весьма скептически относятся к «несменяемым» маслам, а производители коробок передач – вообще резко отрицательно. Этот скепсис понятен: если продавцу нужно только совершить сделку, то отвечать за поломки, в том числе и в гарантийный срок, придется производителю. И это не только финансовая, но и репутационная ответственность. Поэтому лучше прислушаться к словам тех, кто знает о трансмиссии всё – изготовителям.
Рекомендуемый срок замены ATF составляет 60 тыс. км. Это при эксплуатации автомобиля в условиях, близких к идеальным: при комфортной погоде, без нагрузки, без буксировки, без городских пробок… Если машина и правда используется в таком «пенсионерском» режиме, можно придерживаться именно этого интервала замены.
Однако чаще бывает с точностью до наоборот: машина ездит по городу, в жару и мороз, стоит в пробках, а иногда используется как мини-грузовичок. Поскольку подсчитать реальный пробег АКПП в городских условиях не представляется возможным, специалисты рекомендуют менять масло каждые 30, максимум 40 тыс. км. Выполняя эту рекомендацию, можно без проблем «откатать» свою коробку до преклонного возраста, так и не узнав стоимость ее ремонта. Сладкие обещания про замену через 160 тыс. км и более лучше не принимать всерьез: «увеличенный срок замены» говорит лишь о том, что, если немного (именно немного!) опоздать с визитом на СТО, масло будет еще более-менее пригодным к использованию и его не придется менять полностью.
Уровень масла в коробке передач
Автомобили последних годов выпуска делаются с герметично закрытой коробкой передач. С одной стороны, это своеобразная «защита от дурака», ограждающая нежный европейский автомобиль от некомпетентного владельца. Но такая конструкция не позволяет контролировать уровень масла в АКПП, заставляя обращаться с этим вопросом на СТО. А контроль уровня нужен! Даже из наглухо закрытой коробки масло будет потихоньку испаряться, а также оно может подтекать, и это постепенное снижение уровня останется незамеченным до последнего момента.
Критическая недостача масла не просто повредит коробку, а станет причиной ее полной блокировки. Режим работы трансмиссии настолько жесткий, что нехватка спецжидкости приведет в лучшем случае к капремонту, а в худшем – к покупке новой АКПП.
Однако и слишком много масла наливать не следует. При избытке жидкости усиливается пенообразование, а значит, в разы быстрей идет окисление самого масла и усиливается ржавление металлических поверхностей. Учитывая, что в АКПП используются разные металлы (медь, сталь), могут появиться интересные эффекты электрохимической коррозии.
Если же в коробке передач предусмотрен контрольный щуп, это отличная возможность «поймать» возможную проблему в самом начале. По щупу можно определить не только уровень, но и состояние масла, сделав пробу на белой салфетке. Если оно чуть потемнело, но всё еще прозрачное, не содержит включений и частичек – всё ОК. Достаточно темное, но без посторонних запахов и примесей – пора менять. А вот черный цвет, запах горелого, металлические пылинки, хлопья и другие посторонние компоненты говорят о необходимости полной диагностики и по необходимости ремонта коробки. Простой заменой масла вопрос уже не решится.
Сама процедура проверки уровня достаточно простая: щупом из коробки передач проверяется показатель уровня сначала на холодной, а затем на прогретой коробке. Последний показатель более важен: объем прогретого масла не должен превышать максимальный уровень. Есть модели автомобилей, в который предусмотрен только один режим измерения: на холодном масле или на прогретом.
Одновременно оценивается состояние масла: цвет, консистенция, прозрачность.
О чем говорит состояние масла?
Для автовладельца будет полезным поприсутствовать при замене трансмиссионной жидкости: цвет и консистенция масла может многое сказать о состоянии коробки передач. Почернение и запах горелого появляются не на пустом месте: это означает, что накладки фрикционных пар обуглились и начали рассыпаться, а их частички превратили масло из смазочного материала в жесткий абразив, стирающий уже металлические части. Оценить уровень ущерба можно, заглянув в поддон: отсутствие металлической стружки говорит о том, что ремонт обойдется «малой кровью», а вот блестящие «ёжики», в которые превратились магниты – симптом износа металлических частей.
Металлическая стружка на магните
Масло коробки передач может терять свои свойства по разным причинам:
- Просроченная замена. Присадки со временем срабатываются, сама масляная основа разлагается от нагрузки;
- Эксплуатация в тяжелых условиях: езда в режиме «старт-стоп» (пробки), пробуксовки, вождение в очень жаркую или очень холодную погоду, перевозка грузов;
- Спортивный стиль вождения: резкие рывки с места и резкие остановки;
- Езда по бездорожью, снегу или грязи;
- Перегрев коробки по различным причинам. Такое масло приобретает запах горелого.
При плановой замене масло будет потемневшим и более густым, чем свежее, но еще более-менее выполняющим свои функции. А вот горелое масло меняют сразу, независимо от того, когда его заливали. И по-хорошему нужно провести еще диагностику коробки с заменой сгоревших фрикционов.
Способы замены масла
ATF можно заменить полностью, а можно просто «освежить», всё зависит от состояния масла и периодичности замен.
Частичная замена масла проводится в дежурном режиме: если АКПП работает нормально и само масло не горелое. В этом случае старое масло сливают из коробки через сливную пробку в картере, а затем заливают такое же количество свежего, проверяя уровень по щупу. Такой способ предполагает замену примерно 30-40% масла (значительная его часть остается в гидротрансформаторе). Чтобы слить масло по-максимуму, можно дать автомобилю «отстояться» некоторое время (день-два) и слить остаток. За это время масло стечет в коробку из гидротрансформатора. Одновременно снимается и промывается поддон и фильтр, проверяется наличие осадка и металлической стружки. Если нужно заменить больший объем масла, эта процедура повторяется 3-5 раз через короткие интервалы (до 1000 км пробега).
Слив отработанного масла из АКПП
- Масло можно заменить самостоятельно, без визита на СТО;
- Расход свежего масла небольшой;
- Можно оценить состояние коробки по осадку в поддоне и фильтре;
- Не вымываются отложения в микротрещинах прокладок.
- Масло обновляется только частично;
- Чтобы обновить масло полностью, потребуется несколько замен.
Полная замена масла делается только на СТО. Для этой цели используется специальный аппарат, одновременно заливающий свежее и откачивающий старое масло через патрубки радиатора охлаждения. Это еще называют «продавливанием»: свежее масло постепенно вытесняет старое, процесс контролируется через смотровые окошки аппарата. Когда цвет сливаемого масла станет таким же, как свежего, процесс завершается. Таким образом меняется 100% масла, а вместе с ним вымываются отложения в поддоне и производится промывка всей коробки.
- Полная смена масла, особенно актуальная для случаев, когда плановая замена сильно просрочена;
- Коробка после такого обновления «летает»;
- Можно проконтролировать процесс, количество используемой жидкости и полноту замены.
- Основная проблема – цена, поскольку при полной замене уходит в два раза больше масла, чем вмещает сама коробка, до 12 л;
- В старых автомобилях новое масло вымывает все отложения из резиновых прокладок и микропор, после чего работа узла может ухудшиться вместо улучшения.
Что будет, если не менять масло
Признаки неисправности АКППВ принципе, можно масло и не менять, законом этот момент никак не регламентирован. В отличие от двигателя, в коробке передач хорошее синтетическое масло способно прослужить довольно долго, если, конечно, на коробку нет особых нагрузок. Именно «вечное» масло становится весомым маркетинговым ходом, используемым продавцами.
Однако подобный подход приводит к тому, что через определенный пробег (это может быть и 120, и 150 и 200 тыс. км) коробка начинает «шалить». Результат оглашает мастер: либо сравнительно щадящая замена пакетов фрикционов, либо покупка новой коробки, если старая вышла из строя необратимо.
Металлическая стружка в поддоне АКПП
Признаками проблем с АКПП могут быть любые сбои в ее работе: рывки при переключении передач, задержки переключения, пропуск какой-либо передачи, любой шум из коробки при движении (скрип, треск и т.д.) Обнаружить неисправность можно и визуально: это подтеки трансмиссионной жидкости, понижение ее уровня, посторонние примеси в масле. И, конечно, любой тревожный сигнал на панели управления – повод для скорейшего визита в сервис.
Поломки деталей АКПП
Помимо самой коробки передач, от грязного масла может пострадать радиатор охлаждения: хлопья и металлическая стружка наглухо забивают каналы радиатора, после чего жидкость просто не охлаждается. В жаркую погоду результатом может стать перегрев коробки с самыми тяжелыми последствиями.
Фильтры масла АКПП
Фильтр коробки обслуживается одновременно с заменой масла. В зависимости от материала, его либо промывают (если это сетка), либо меняют (если фильтрующий материал – фетр). Этот момент нужно сразу учитывать при планировании замены масла: без очистки фильтра все усилия могут уйти впустую.
Одновременно оцениваются отложения на фильтрующем элементе: в норме там будет только легкий налет «грязи» без крупных фракций.
Металлические осколки из фильтра
Как продлить жизнь АКПП
Чтобы никогда не узнать стоимость ремонта АКПП, лучше с самого начала соблюдать несколько правил:
- Зимой прогревать коробку перед стартом: холодное масло не успевает смазывать все трущиеся поверхности и механизм работает в аварийном режиме;
- Всегда ставить машину на ручник;
- Мягкий старт и мягкое торможение, «кик-даун» только в особых случаях. Для стритрейсинга больше подойдет механика, а не автомат;
- Вовремя менять масло!
- Использовать качественные трансмиссионные жидкости, подходящие для коробки;
- Избегать пробуксовок;
- Не буксировать автомобиль на большие расстояния и на большой скорости. Если неприятность произошла далеко от сервиса или гаража, лучше использовать эвакуатор.
Конечно, есть много причин не менять жидкость в коробке-автомате. Про замену масла можно забыть, можно пожалеть денег, можно поверить продавцу про «если коробка закрытая, масло менять вообще не надо». Но у коробки нет ни одной причины работать, когда Трансмиссионное масло АКПП превращается в подобие гудрона. И после общения с мастерами и озвучивания цены становится очень грустно…
О том, как выбрать новое масло для АКПП, читайте в статье «Гид покупателя».