Контрольно — измерительные материалы по курсу: «Основы экономической теории» (углублённый уровень) УМК Иванов С.И. 10 класс
Задания разработаны на основе программы среднего общего образования по предмету, согласно ФГОС и включают в себя: тесты (части I и II) и открытые вопросы — задачи (часть III). КИМ соответствуют профильному (углублённому) уровню основам экономической теории (микроэкономики).
Оценить 2108 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
__________Н. В. Серебрякова
от «___» ____________ 2017 г.
Директор МБОУ «СОШ №3
с углубленным изучением
___________ Е. Н. Тюляева
от «___» __________ 2017 г.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
(профильный уровень)
Степанова Маргарита Олеговна
г. Мегион 2017 г.
__________Н. В. Серебрякова
«___» ____________ 2017 г.
Директор МБОУ «СОШ №3
с углубленным изучением
___________ Е. Н. Тюляева
от «___» __________ 2017 г.
Спецификация
административной годовой контрольной работы
по курсу: «Основы экономической теории»
Профильный уровень
Задания разработаны на основе программы среднего общего образования по предмету, согласно ФГОС и включают в себя: тесты (части I и II) и открытые вопросы — задачи (часть III ).
Часть I .
(За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимально по части I — 10 баллов.)
Проверяемые элементы предметного содержания
Безграничность ресурсов и ограниченность ресурсов.
Свободно ориентироваться в понятиях: факторы производства ( земля, капитал, труд).
Рыночная система хозяйства. Смешанная экономика.
Знать все виды систем построения экономики. Их особенности.
Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Уметь применять графическую интерпретацию кривых спроса и предложения для реальных событий в экономике.
Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход от производителей. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
Знать все варианты эластичности спроса: по цене, по доходу, перекрестная эластичность. А также уметь делать вывод об эластичности спроса в зависимости от размера коэффициента эластичности относительно 1.
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
Разбираться о всех понятиях темы. Знать определения, уметь объяснить их значение.
Современная фирма. Фирма — коммерческая организация.
Знать понятие фирмы, ее признаки, формы организации (ООО, ОАО, ИП, . )
Менеджмент, маркетинг и их функции.
Знать основные понятия и суть деятельности менеджмента и маркетинга в организации.
Виды денег и их свойства.
Знать классификацию денег, их свойства и выполняемые функции в экономике.
Рынки факторов производства и распределение доходов.
Различать типы рынков факторов производства, понимать их особенности.
Типы рыночных структур.
Знать все типы рыночных структур: монополия, олигополия, совершенная конкуренция.
Часть II .
(За каждый правильный ответ — 2 балла. Максимально по части II — 10 баллов.)
Проверяемые элементы предметного содержания
Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.
Умение работать с графиком КПВ. Понимать причины и следствие динамики производственных процессов в разных временных периодах (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный).
Продукт фирмы. Издержки.
Свободно ориентироваться в понятиях: постоянные, переменные средние (постоянные, переменные) предельные издержки.
Коммерческие банки. Депозит.
Расчет простых процентов по банковским вкладам.
Владеть понятиями: норма резервов, учетная ставка, эмиссия банкнот.
Рынок услуг земли (землепользования) и земельная рента.
Знать какие виды прибыли приносят разные факторы производства (земля — рента. )
Часть III .
(За каждую правильно решённую задачу — 5 баллов. Максимально по части III — 10 баллов.)
Проверяемые элементы предметного содержания
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.
Дефицит и убыток.
Практическое применение теории рыночного равновесия при решении задач.
Бухгалтерские и экономические издержки.
Решение производственных задач. Формирование осознанного вывода. Прогнозирование финансового результата деятельности организации.
Критерии оценивания контрольной работы
15 — 20 баллов — оценка «3» (не менее 50% выполнения работы);
21 — 26 баллов — оценка «4»(не менее 70% выполнения работы);
27 — 30 баллов — оценка «5»(не менее 90% выполнения работы).
Учебно-тематический план
Наименование, разделов, тем
Раздел 1 Введение в экономику
Предмет и методы экономической теории
Безграничность ресурсов и ограниченность ресурсов.
Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.
Решение задач и выполнение упражнений.
Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки.
Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
Рыночная система хозяйства. Смешанная экономика.
Два способа решения фундаментальных экономических проблем.
Рынок и его функции
Кругооборот доходов в рыночной экономике
Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика
Контрольная работа по разделу 1
Раздел 2. Микроэкономика
Спрос, предложение и рыночное равновесие
Спрос и закон спроса
Предложение и закон предложения
Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
Решение задач и выполнение упражнений.
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.
Дефицит и убыток.
Эластичность спроса и предложения.
Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход от производителей.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
Решение задач и выполнение упражнений.
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
Ценовая эластичность предложения.
Решение задач и выполнение упражнений.
Практическое применение теории эластичности.
Промежуточная контрольная работа по темам 3 и 4
Поведение потребителя
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
Правило максимизации полезности
Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
Индивидуальный и рыночный спрос
Контрольная работа за 1 полугодие
Фирма. Производство и издержки
Современная фирма. Фирма — коммерческая организация.
Решение задач и выполнение упражнений.
Бухгалтерские и экономические издержки
Как изменяются издержки фирмы
Решение задач и выполнение упражнений.
Какой размер фирмы считать эффективным
Промежуточная контрольная работа по темам 5 и 6
Предпринимательство.
Организационно-правовые формы предпринимательства
Менеджмент и его функции
Маркетинг и его основные элементы
Повторение темы 7
Деньги и банковская система
Роль денег в рыночной экономике
Виды денег и их свойства
Решение задач и выполнение упражнений.
Решение задач и выполнение упражнений.
Промежуточная контрольная работа по темам 7 и 8
Рынки факторов производства и распредел. доходов
Особенности рынков факторов производства
Рынок труда и заработная плата
Решение задач и выполнение упражнений
Рынок услуг земли (землепользования) и земельная рента.
Капитал и процент
Решение задач и выполнение упражнений
В каких случаях фирме целесообразно инвестировать (практикум)
Повторение темы 9
Конкуренция и рыночная структура
Типы рыночных структур
Решение задач и выполнение упражнений
Решение задач и выполнение упражнений
Итоговая контрольная работа за 10 класс
Итого часов:
Часть I .
(За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимально по части I — 10 баллов.)
А1. В каком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры всех трех факторов производства: земли, труда и капитала?
а)Нефтяник, программист, торговец.
б)Земельные угодья, фермер, деньги.
в)Озеро, рыбак, рыба.
г)Конвейер, бухгалтер, лес.
д)Учитель, здание школы, акция.
А2. Административно-плановая система — это.
а) Экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования.
б) Экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики.
в) экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.
А3.Кривая рыночного предложения товара показывает:
а)минимальную цену, по которой производители согласны продать данное количество товара;
б)максимальную цену, по которой производители согласны продать данное количество товара;
в)среднюю цену, по которой производители согласны продать данное количество товара;
г)запасы товара у всех производителей.
А4.Как изменится выручка от продажи товара при росте цены, если эластичность спроса
по цене меньше единицы?
в) никак не изменится.
г) недостаточно данных.
А5. Общая полезность — это.
а) Удовлетворение, получаемое человеком от потребления всего имеющегося у него количества благ.
б) Количественная оценка полезности блага.
в) Удовлетворение, получаемое при потреблении благ и услуг.
г) Прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.
А6.Государственная (федеральная или муниципальная) организация, в которой ее работники (включая руководителя) не могут быть собственниками имущества этой организации, причем имущество является неделимым и не может быть распределено между физическими лицами или частными фирмами.- это.
б) хозяйственное товарищество.
в) акционерное общество.
г) унитарное предприятие.
А7. Автомобильная компания объявила, что в ее новом автомобиле педали газа и тормоза расположены таким образом, что ими удобно управлять в обуви на высоких каблуках. В этом случае маркетинговая программа компании ориентирована:
а)на массовый рынок;
А8. Укажите, какую функцию выполняют деньги, когда безработный получает пособие по безработице. В этом случае деньги выполняют функцию:
а) средства обмена;
б) средства платежа;
в) средства накопления сбережений.
А9.Кривая предложения труда — это.
а) выручка от реализации дополнительной продукции, полученной при увеличении числа работников на единицу.
б) организация, созданная для представительства интересов работников при проведении переговоров по трудовым контрактам.
в) дополнительные издержки, связанные с приобретением дополнительной единицы ресурса.
г) график, показывающий функциональную зависимость изменения объема услуг ресурса труда от изменения цен на эти услуги.
А10. Монополия – это рыночная структура, где:
а) действует только один покупатель;
б) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей;
в) имеется только одна крупная фирма-производитель;
г) отсутствует контроль над ценами продукции.
Часть II .
(За каждый правильный ответ — 2 балла. Максимально по части II — 10 баллов.)
В1. Повысилась квалификация производителей косметики. Какой вариант графика кривой производственных возможностей отражает это обстоятельство?
В2. Предположим, что цены на березовый шпон, используемый при производстве шкафов, снизились. В результате этого уменьшатся все виды издержек производства шкафов, кроме ..
В3. Вы положили деньги на сберегательный счет под 10% годовых. Через 3 года сумма вашего вклада вырастет в . раза.
В4. Центральный банк наделен исключительным правом — .
В5. Разница между фактической ценой ресурса и ценой, достаточной для того, чтобы привлечь ресурс к использованию — это.
Часть III .
(За каждую правильно решённую задачу — 5 баллов. Максимально — 10 баллов.)
С1. Уравнение функции спроса: Qd = 20 — 2р;уравнение функции предложения: QS=6p+ 8.
Как изменится равновесная цена, если спрос сократится на 10%, а предложение увеличится на 20% (для каждого уровня цены)?
С2. Затраты фирмы на производство 10 тыс. единиц продукции в течение года составили: заработная плата — 25 тыс. р. и сырье и материалы — 9 тыс. р.
Кроме того, фирма арендовала производственные помещения за 48 тыс. р. в год и использовала собственное оборудование, стоимость которого составляла в текущих ценах 300 тыс. р., срок окупаемости — 10 лет, а ликвидационная стоимость равна нулю. В конце года все затраты были произведены и учтены. Удалось реализовать 100% выпущенных изделий по цене 12 р. за штуку. Определить прибыль ВО уплаты налогов, накопленную к концу года.
Часть I .
(За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимально по части I — 10 баллов.)
А1. Вкаком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры всех трех факторов производства: земли, труда и капитала?
а)Железная руда, геолог, деньги.
б)Агроном, хлеб, плодородная почва.
в)Космос, космонавт, ракета.
г)Лесоруб, бензопила, лес.
д)Официант, золотоискатель, банкир.
А2. Рыночная система — это.
а) Экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования.
б) Экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики.
в) экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.
А3.Кривая рыночного спроса на товар показывает:
а)минимальную цену, по которой потребители согласны купить данное количество товара;
б)максимальную цену, по которой потребители согласны купить данное количество товара;
в)среднюю цену, по которой потребители согласны купить данное количество товара;
г)популярность данного товара среди потребителей.
А4.Как изменится выручка от продажи товара при снижении цены, если эластичность спроса
по цене меньше единицы?
в) никак не изменится.
г) недостаточно данных.
А5. Предельная полезность — это.
а) Удовлетворение, получаемое человеком от потребления всего имеющегося у него количества благ.
б) Количественная оценка полезности блага.
в) Удовлетворение, получаемое при потреблении благ и услуг.
г) Прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.
А6.Вид хозяйственного общества, уставной капитал которого формируется за счет продажи акций, участники которого несут свою материальную ответственность за результаты деятельности данного общества только в пределах цены принадлежащих им акций и несут риск убытков в пределах капитала, вложенного в эти акции — это.
б) хозяйственное товарищество.
в) акционерное общество.
г) унитарное предприятие.
А7.Кто должен осуществлять контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом?
г) отдельные руководители;
А8. Какую функцию выполнили деньги, когда домохозяйка, получив месячную зарплату мужа 1 тыс. р. и израсходовав 800 р., 200 р. отложила на то, чтобы в будущем приобрести стиральную машину. В этом случае 200 р., отложенные на покупку стиральной машины, выступили в роли:
а) средства платежа;
б) средства накопления сбережений;
в) средства обмена.
А9.Профсоюзы — это .
а) Выручка от реализации дополнительной продукции, полученной при увеличении числа работников на единицу.
б) Организация, созданная для представительства интересов работников при проведении переговоров по трудовым контрактам.
в) Дополнительные издержки, связанные с приобретением дополнительной единицы ресурса.
г) График, показывающий функциональную зависимость изменения объема услуг ресурса труда от изменения цен на эти услуги.
А10. Что из приведенного ниже характеризует олигополию, а не конкурентную рыночную структуру?
а) много покупателей;
б) покупатели хорошо проинформированы;
в) несколько продавцов;
г) фирмы максимизируют прибыль;
Часть II .
(За каждый правильный ответ — 2 балла. Максимально по части II — 10 баллов.)
В1.Повысилась квалификация производителей обуви. Какой вариант графика кривой производственных возможностей отражает это обстоятельство?
В2. Цены на золото, используемое при производстве обручальных колец, повысились. В результате этого увеличатся все виды издержек производства обручальных колец, кроме.
В3. Вы положили деньги на сберегательный счет под 20% годовых. Через 4 года сумма вашего вклада вырастет в . раза.
В4. Центральный банк устанавливает норму резервов для коммерческих банков в размере 10-20% от общей суммы . коммерческими банками.
В5. Доход, приносимый ресурсом, предложение которого совершенно неэластично по цене — это.
Часть III .
(За каждую правильно решённую задачу — 5 баллов. Максимально — 10 баллов.)
С1. Уравнение функции спроса: Qd = 20 — 2р;уравнение функции предложения: QS=6p+ 8.
Как изменится равновесная цена, Если спрос для каждого уровня цены увеличился на 20%, а предложение для каждого уровня цены сократилось на 10% (для каждого уровня цены)?
С2. Расходы на заработную плату составили 15 млн р. в год, а затраты на сырье и материалы — 20 млн р. Кроме того, дляпроизводства продукции использовались здания и сооружения первоначальной стоимостью 150 млн р. и оборудование, купленное 2 года назад за 120 млн р.
Продана вся продукция по цене 109 млн р., норма амортизации зданий и сооружений составляет 10%, срок службы оборудования в среднем равен 5 годам, а ликвидационная стоимость равна нулю. Определить прибыль до уплаты налогов.
Лист ответов
к административной годовой контрольной работе
по курсу: «Основы экономической теории»
Профильный уровень
Часть I .
(За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимально по части I — 10 баллов.)
Эксперты назвали замену ушедшим из России автомобилям
На фоне падения рубля и введенных санкций большинство западных автопроизводителей приостановили поставки в нашу страну. Впрочем, уже сегодня этим готовы воспользоваться корейские и китайские конкуренты, а в случае окончательного ухода ряда марок на их место придут новые игроки.
Пресс-служба Chevrolet
В подвешенном состоянии
После того, как западные страны начали вводить санкции против России из-за спецоперации на Украине, зарубежные автопроизводители одним за другим стали ставить «на паузу» свою деятельность на российском рынке. Причем речь идет не только о прекращении импорта автомобилей, но и приостановке производства на собственных же заводах в нашей стране.
Впрочем, причиной простоя конвейеров необязательно является политическое решение штаб-квартиры, а в том числе — обострившиеся из-за ситуации на Украине логистические проблемы с доставкой комплектующих, от которых пострадал и отечественный АвтоВАЗ. На сегодняшний день выпуск легковых автомобилей продолжается лишь на нескольких предприятиях — это «Автотор» (Kia и Hyundai), «ПСМА Рус» (Mitsubishi, Peugeot и Citroen), «Мазда Соллерс», а также Ульяновский автозавод.
Важно при этом отметить, что ни одна автомобильная марка, приостановившая работу в нашей стране, не объявила об окончательном уходе с российского рынка. Очевидно, что подобные решения могут быть приняты либо под давлением правительств тех стран, где расположены штаб-квартиры автопроизводителей, либо по собственным экономическим соображениям, которые, в свою очередь, будут зависеть главным образом от дальнейших прогнозов продаж в нашей стране.
По мнению генерального директора ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, потенциал российского авторынка в условиях экономической изоляции может сократиться соразмерно динамике платежеспособности населения.
«На сегодняшний день основными причинами ограничений поставок зарубежные автопроизводители называют волатильность валют и спорное ценообразование в связи с этим, а также перебои в логистике. То есть о геополитической ситуации и санкциях по этой причине речи пока не идет. Таким образом, иностранным автоконцернам просто невыгодно терять такой масштабный рынок, как Россия, даже с учетом возможного снижения реальных доходов граждан и роста ставок по кредитам. Спрос на новые и поддержанные машины в нашей стране по-прежнему высок, так как многие россияне относятся к приобретению личного транспорта, как к инвестиции», — говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
Кандидаты на вылет
Фото: Пресс-служба Kia
Тем не менее, в случае ухудшения геополитической ситуации массового ухода автопроизводителей с нашего рынка исключать все-таки нельзя. С учетом санкционный политики разных стран по отношению к России, в первую очередь, на выход могут направиться европейские, прежде всего немецкие марки, а также японские автопроизводители. Что касается американских машин, то после демарша GM в 2015 году их и так у нас практически не осталось.
А вот Южная Корея, хоть и поддержала инициированные США санкции против России, добилась возможности продолжать поставки на наш рынок своих автомобилей наряду с электроникой и бытовой техникой. Для китайских же автопроизводителей препятствий для деятельности в России и вовсе нет, учитывая позицию КНР по украинскому вопросу.
Таким образом, уже вполне очевидно, что автопроизводители именно этих двух стран вполне могут восполнить потери на российском рынке в отсутствии поставок со стороны западных автоконцернов, а в случае ухода ряда марок — занять их место. Благо потенциал у них для этого имеется: корейские Hyundai и Kia уже много лет являются лидерами среди иномарок в нашей стране, а китайские Haval, Chery и Geely — рекордсмены по росту продаж в последние годы. Само собой, что в бюджетном сегменте продолжит господствовать отечественный АвтоВАЗ, который с возможным уходом некоторых конкурентов сможет только укрепить свои позиции, учитывая имеющиеся производственные мощности.
«Сейчас мы видим очень активную позицию отечественных, китайских производителей, корейских марок, и, безусловно, они хотят воспользоваться представившимся шансом. Мы понимаем, что быстро рынок не вырастет, поэтому у всех автопроизводителей есть время для того, чтобы подготовить мощности, соответствующие потребностям рынка», — рассуждает директор по бренду Lada ГК «Прагматика» Игорь Бадер.
Как прогнозируют эксперты «Банкавто», при условии усиления санкционного давления и в случае, если западные автопроизводители примут решение участвовать в экономическом бойкотировании России, уже к лету можно будет ожидать заметный рост доли продаж корейских и китайских автомобилей, которая при возможности наращивать поставки к июню может превысить 50% при пессимистичном сценарии приостановки продаж автомобилей западными марками. В случае же возобновления поставок машин большинством западных компаний доля корейских и китайских автомобилей в наше стране может составить 40-45%.
Скамейка запасных
Фото: Пресс-служба Haval
Между тем, вместо ушедших марок на российском авторынке вполне могут появиться новые игроки. Прежде всего, это производители из Поднебесной, где представлено более 30 местных автомобильных брендов, а у нас их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Нельзя исключать и прихода представителей индийского автопрома, таких как Tata, а учитывая, что большинство западных автоконцернов имеют совместные предприятия в Китае и Индии, вполне возможен запуск в России их совместных продуктов.
Вероятность появления новых автопроизводителей из азиатских стран вполне высока, полагает исполнительный директор Expocar Сергей Фирсов. По его словам, это могут быть как самостоятельные бренды, так и совместные с европейскими или американскими компаниями. В таком случае на российском рынке можно будет увидеть знакомые автомобили, но под новыми названиями.
А вот директор по развитию и корпоративному управлению компании «Нижегородец» Алексей Макаров считает маловероятной работу в России западных автоконцернов, таких как Volkswagen или Stellantis, под марками своих китайских совместных предприятий, поскольку это может повлечь за собой серьезные репутационные риски на международном уровне.
В свою очередь, Игорь Бадер сомневается в перспективах индийских машин в нашей стране, ведь в бюджетном сегменте успешно представлена продукция АвтоВАЗа, и потребители вряд ли захотят пробовать неизвестные ранее в России автомобили.
Автопроизводители признаются, что до полностью беспилотных автомобилей ещё очень долго
Несколько лет назад автопромышленность смело предсказывала выход полностью беспилотных автомобилей 5 уровня в 2020 или 2021 году, но эта задача оказалась куда более сложной, чем они думали.
Популярная в последнее время концепция беспилотных автомобилей, на которых можно поехать куда угодно и когда угодно (или автомобилей, в которых можно спать на заднем сидении во время езды) несколько притормозила, так как автопроизводители признали, что разработка технологии полноценного беспилотного управления оказалась более сложной, чем ожидалось.
Вопросы о будущем технологии достигли полного публичного обсуждения в апреле 2019, когда генеральный директор Ford Motor Co. Джим Хакетт признал то, что уже стало болезненно очевидным для большей части инженерного сообщества. «Мы переоценили перспективу появления автономных автомобилей», — цитата Хакетта, которая разошлась по многочисленным новостным каналам. «Область применения таких автомобилей будет достаточно узкой, в дело вступит ограничение по геозонам».
Это признание стало шоком для широких масс и средств массовой информации, в основном потому, что оно появилось на фоне растущей веры в то, что новые блестящие беспилотные автомобили вскоре появятся в дилерских центрах.
Тем не менее, Хакетт не был первым, кто сделал такое заявление. Автомобильная промышленность давала намеки на этот счет в течение нескольких месяцев до заявления Ford. В ноябре 2018 года, например, Джон Крафчик, генеральный директор Waymo, подразделения Google, занимающегося беспилотными автомобилями, был еще более откровенен, чем Хакетт. «Это очень, очень сложно», — сказал Крафчик во время конференции по технологиям в прямом эфире. «Ты не знаешь каких знаний тебе не хватает, пока ты не попытаешься что-нибудь сделать».
Далее Крафчик заявил, что автопрому может и не удасться создать автомобиль, способный самостоятельно ездить в любое время года, при любой погоде и и при любых условиях. «Условие автономности всегда будет накладывать ограничения», добавил он.
Комментарии Крафчика и Хакетта подтвердили то, что многие отраслевые аналитики говорили более двух лет. «Я согласен с комментарием Джона Крафчика», — отметил Сэм Абуэлсамид, главный аналитик Navigant Research – издания, которое публикует обширную ежегодную оценку состояния отрасли роботизированных транспортных средств. «Нет никаких гарантий, что в обозримом будущем у нас когда-нибудь появятся автоматизированные транспортные средства, способные работать всегда и везде».
Дилемма пятого уровня
Такие заявления, конечно, резко контрастируют с более ранними утверждениями. Всего три года назад многие OEM-производители, подпитываемые достижениями в области робототехники, смело предвидели день в недалеком будущем, когда водители будут не нужны. Ford, например, предсказал, что это произойдет уже в 2021 году. «В салоне не будет руля», — сказал бывший старший директор Марк Филдс в 2016 году. «Не будет педалей газа и тормоза и, конечно же, водитель не понадобится».
И не только Ford делал такие заявления. Honda публично обсуждала возможность появления автомобилей без водителей на улицах Токио к летним Олимпийским играм 2020 года. Volvo, Hyundai, Daimler, Tesla, Fiat Chrysler, Renault-Nissan и другие планировали выпуск таких автомобилей в диапазоне с 2018 по 2025 год. Некоторые говорили о моделях с ограниченными возможностями: например, сначала будет доступна только езда по шоссе, а затем появятся и городской функционал. Но послание было по сути тем же: будущее у нас на пороге.
В 2016 г. Ford смело спрогнозировал, что в 2021 г. у него будут автомобили без рулевого колеса, педали газа или тормоза.
Конечно же, сегодня эта повестка не сильно отличается от того, что было в прошлом. Будущее с беспилотным транспортом все еще ожидается, но тон риторики смягчается. Большинство OEM-производителей сейчас более откровенно говорят о том, что путь к полной автономности в автомобилях будет представлять собой последовательность маленьких, постепенных шагов. Сначала появится автоматическое аварийное торможение. Затем роботизированная доставка пакетов и беспилотное такси по районам, находящимся в рамках гео-ограждения. Водители сначала будут сидеть у руля, а затем исчезнут. Высокая степень автоматизации — так называемый 4-ый уровень — появится только в определенных местах. Но Священный Грааль беспилотной езды — полный 5-ый уровень во всех автомобилях, обеспечивающий езду куда угодно и когда угодно — теперь признан более сложным.
Причин такой сложности много. Во-первых, это погода. Инсайдеры отрасли говорят, что не случайно наиболее выдающиеся автономные программы тестирования расположены в Калифорнии, Аризоне и Неваде, а не в штате Мэн или Миннесота.
«Езда по заснеженной дороге сложна по разным причинам», — сказал Стюарт Селларс, генеральный директор LiDar Group for Analog Devices, Inc. «Большинство датчиков, используемых для беспилотной езды, полагаются на линию прямой видимости». Вы используете камеры, лидар или радар, а снег — это, по сути, препятствие. Он мешает этим сенсорам получать обратный сигнал».
И дело не только в том, что снежинки в воздухе блокируют обратный сигнал. Снег также имеет тенденцию накапливаться на обочинах и на середине дороги, перекрывая дорожную разметку, которая так важна для автоматического распознавания полос движения.
Более того, дело не только в снеге. Различные регионы представляют различные погодные проблемы. «Если вы едете на северо-восток, то вы сталкиваетесь и со льдом, и с проливным дождем, и с градом, так что вам придется решать совсем другие проблемы», — сказал Селларс. «Так что, да, это может занять больше времени, чем люди ожидали».
Вызовы, связанные с тестированием
Возможно, самым большим техническим препятствием является преобразование человеческого разума в ИИ. Интеллект, позволяющий человеку управлять автомобилем, во многом воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и его воспроизведение оказывается более трудоемким делом, чем предполагали инженеры.
«Если подумать, то когда вы едете по дороге, вы имеете дело с сотнями различных ситуаций на каждой пройденной миле», — сказал Селларс. «Вы видите вещи и интуитивно понимаете как на них реагировать».
И хотя эти ситуации могут показаться простыми для водителей-людей, они не так просты для машин. Например, когда в 200-х ярдах впереди ветром на дорогу выносит картонную коробку, водители-люди быстро определяют, стоит ли им переехать ее или объехать. Для компьютера это не так просто. Это кусок металла? Тяжелый или легкий? Знает ли машина вообще, что тяжелый кусок металла не вылетает от ветра на проезжую часть? Все эти вопросы очень сложны для ИИ.
Большинство таких проблем необходимо решать с помощью тестов – либо проезжая физические мили, либо выполняя программное моделирование. Оба подхода имеют свое место, в основном потому, что программное моделирование не может предвидеть каждую случайность. Например, когда автомобиль прибывает на all-way stop в то же время, что и другое транспортное средство, для машины возникает дилемма. Водители-люди могут сделать какой-либо жест или посмотреть в глаза другому водителю, но микроконтроллеры всего этого не умеют. Некоторые разработчики в настоящее время учат свои транспортные средства чуть двигаться вперед, следя за другим транспортным средством для получения подразумеваемого согласия, но такие ситуации не являются простыми и, как правило, не могут быть смоделированы сегодня.
Производители систем моделирования работают над этим, и успешно расширяют количество испытаний, которые могут быть выполнены программно. Сегодня, по словам экспертов, симулировать можно двумя способами: во-первых, записывая реальные события и проигрывая их в программном обеспечении, и, во-вторых, увеличивая количество испытаний, чтобы включить в них ситуации, которые не были записаны.
«Мы считаем, что нужно и то, и другое», — отметила Венси Джин, менеджер по автомобильной промышленности в компании MathWorks, которая выпускает программный продукт под названием Automated Driving Toolbox. «Человеческое воображение ограничено, и всегда найдутся реальные случаи, которые вы представить себе не можете. Поэтому вы должны иметь возможность взять определенный объем данных из воспроизведения и скопировать их в среду имитационного моделирования, чтобы вы могли проводить испытания в духе „А что если?“».
Как для поставщиков, так и для OEM-производителей, такие процедуры представляют собой дивный новый мир испытаний и проверок. Поставщики утверждают, что этот процесс является отклонением от всех процедур испытания, использовавшихся до появления беспилотных автомобилей. По их словам, беспилотным автомобилям уже недостаточно просто предоставить деталь, которая соответствует предписанной спецификации. Поставщики теперь должны помочь своим клиентам разобраться в разработке датчиков и алгоритмов, в контексте случаев их использования, а не в терминах простых спецификаций.
«Это не просто поставка датчика подушки безопасности, который должен соответствовать спецификации», — сказал Селларс. «С беспилотным автомобилем в условиях реального мира, вы должны думать обо всех случаях использования. Это самая большая проблема, и вы можете решить ее только с помощью огромного количества испытаний».
Действительно, требуется бесчисленное количество часов тестирования. Большая часть этого связана с тем, что инженеры «не знают каких знаний им не хватает», как сказал Крафчик из Waymo. Им нужно больше часов тестирования для того, чтобы учесть случаи использования, которые они не могут себе представить. В результате, по оценкам большинства экспертов, количество тестовых миль должно измеряться миллиардами. Toyota, например, публично заявила, что ей необходимо 8,8 миллиардов тестовых миль для безопасного внедрения самоходных транспортных средств.
Однако, какой бы ни была эта цифра, практически все согласны с тем, что большое количество физических испытаний все еще неизбежно. «Есть определенные ситуации, которые мы не можем смоделировать, потому что это связано с человеческим поведением», — сказал Селларс. «Так что количество пройденных физических миль должно быть огромной частью процесса».
Автопроизводители уходят в тень
Большая проблема во всем этом для автопроизводителей — деньги. Производители тратят огромные суммы денег в своих программах разработки систем автономной езды, и постоянно ищут инвесторов, чтобы привлечь больше. GM Cruise LLC, например, недавно объявила об инвестициях в акционерный капитал в размере 1,15 миллиарда долларов от группы институциональных инвесторов. Новое финансирование принесло компании ошеломляющие 19 миллиардов долларов – около трети от общей стоимости General Motors Corp. Cruise планирует использовать эти деньги, чтобы удвоить штат сотрудников и втрое увеличить площадь офисных помещений в Сан-Франциско.
В 2016 году General Motors инвестировала около 600 миллионов долларов в экспертизу робототехники Cruise Automation.
Однако такие цифры фигурируют не только у GM. Большая часть промышленности тратит огромные суммы одновременно. Ford, например, инвестировал 1 миллиард долларов в Argo AI; Toyota вложила 1 миллиард долларов в Toyota Research Institute; GM инвестировала 500 миллионов долларов в Lyft, Inc.; Volvo вошла в совместное предприятие с Uber Technologies Inc. и вложила 300 миллионов долларов, а Intel, как говорят, потратила 15,3 миллиарда долларов на приобретение Mobileye.
Автопроизводители говорят, что эта ситуация не похожа ни на что из того, что они видели раньше. «Это самая интенсивная инженерная работа, которую когда-либо предпринимали», — сказал один из автомобильных менеджеров в неофициальной беседе с Design News. «И для этого нужно множество лучших в мире инженеров. Я говорю не о десятках или сотнях инженеров. Я говорю о тысячах. Речь идет о миллиардах долларов».
Вот почему некоторые компании сейчас отступают от краткосрочных прогнозов, сказал исполнительный директор. Они видят количество необходимых испытаний, инженерные требования и стоимость, и им интересно, сколько времени это займет.
«Автомобильная индустрия пугается, как будто ты готовишься к чему-то, а потом ты должен выйти на сцену и действительно это сделать», — отметил Майк Рэмси, старший директор и автомобильный аналитик компании Gartner, Inc. «А потом ты вдруг понимаешь: „Может быть, я не так готов, как думал“».
Впрочем, не все автопроизводители отодвигают сроки. Генеральный директор Tesla Inc. Илон Маск сохранил веру в то, что его компания создаст полностью автономный автомобиль в 2020 году. «Я думаю, что безопасно лечь спать в машине и проснуться в пункте назначения можно будет к концу следующего года», — сказал он в февральском подкасте. Совсем недавно он подтвердил это заявление, заявив, что в 2020 году он планирует вывести на дороги более миллиона роботизированных такси. Ключевым моментом, по его словам, является то, что Tesla может более эффективно тестировать свою технологию автономного вождения, так как она накапливает «в 100 раз больше миль в день, чем все остальные».
В частном порядке, большинство инженеров сомневаются в заявлениях Маска. Впрочем, они предпочитают не высказываться и оставаться в тени. Некоторые намекают на появление полноценного 5-го уровня в конце 2020-х или начале 2030-х годов. Но, в целом, автопроизводители говорят, что они больше не занимаются прогнозированием.
«Мы с самого начала знали, что это тяжело», — сказал нам один инженер. «Это все, что мы можем сказать».
Тем не менее, практически каждый автопроизводитель и поставщик двигается вперед на полном ходу. «Это неизбежно», — сказал нам Селларс. «Это произойдет. Вопрос только в том, сколько времени пройдет, прежде чем мы сможем войти в дилерский центр и купить автомобиль 5-го уровня».
О компании ИТЭЛМА
Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Читать еще полезные статьи:
- [Прогноз] Транспорт будущего (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный горизонты)
- Лучшие материалы по взлому автомобилей с DEF CON 2018-2019 года
- [Прогноз] Motornet — сеть обмена данными для роботизированного транспорта
- Компании потратили 16 миллиардов долларов на беспилотные автомобили, чтобы захватить рынок в 8 триллионов
- Камеры или лазеры
- Автономные автомобили на open source
- McKinsey: переосмысляем софт и архитектуру электроники в automotive
- Очередная война операционок уже идет под капотом автомобилей
- Программный код в автомобиле
- В современном автомобиле строк кода больше чем…
- Automotive
- итэлма
- компоненты для автопроизводителей
- электроника для автотранспорта
Автомобильные рабочие США начали общенациональную забастовку
(GM). Как сообщил официальный представитель UAW Дэн Флорз, работники GM покинули рабочие места в 11:00 понедельника по местному времени (19:00 мск) и начали пикетирование рядом с производственными предприятиями компании в американском городе Детройт.
Общенациональная забастовка работников GM стала итогом неудавшихся переговоров между руководством компании и ее сотрудниками относительно заключения нового трудового договора взамен старого контракта, срок которого истек 14 сентября с. г. После этого сотрудники UAW предоставили руководству компании еще десять дней на переговоры, определив последний срок их завершения на 24 сентября с. г.
Камнем преткновения в споре руководства GM и сотрудников компании стал вопрос о пенсионных выплатах. После восьми недель переговоров сторонам удалось договориться об основных аспектах сделки, в результате которой ответственность за медицинское обеспечение пенсионеров компании будет возложена на специально создаваемый трастовый фонд. Однако принципиальные разногласия в вопросе нового соглашения о пенсионных выплатах, которое позволит GM сократить издержки на 3 млрд долл. в год в обмен на разовую выплату в 30 млрд долл., остались.
Забастовка работников General Motors стала первой для компании с 1998 г. и первой общенациональной забастовкой в автоиндустрии США с 1976 г., когда по всей стране прервали свою работу заводы Ford Motor Co.