Задние тормоза
Задние левые, если быть точным. Начал делать полпервого дня, а закончил в 4 утра следующего дня. Клинили из-за неправильно заклепаных колодок. И закисшей трещетки. Разборка отняла почти час, потому чоне мог сдернуть пружину, которая идет через тело кронштейна, на котором крепятся колодки. Пальцы закисли и пришлось греть, а потом кувалдой. Кое-как собрал. Времени было мало, потому что надо к утру освободить ангар. Трещетка после пяти минут в керосине начала двигаться. На валу небольшая выработка, но люфта почти нет. Вроде процедура проста, а время летело со страшной скоростью. Очень тяжелые и массивные детали. Подробности во второй части. Пока плохо соображается.
18 ноября 2019 Метки: своими руками
Принципы работы и виды тормозных трещеток, их настройка и замена
Каждое нажатие на педаль торможения провоцирует трение между движущимися элементами и постепенно приводит к износу тормозной системы. Чтобы спасти узел от преждевременного израсходования ресурса, в грузовую технику с пневматическим приводом устанавливается тормозная трещетка. Принцип действия устройства основан на поддержании оптимального зазора между накладными колодками и барабаном. Благодаря выверенному расстоянию элементы соприкасаются с усилием, не ведущим к перегреву либо к неэффективому замедлению скорости грузовика.
После каждых 100 тысяч повторений операции необходима замена тормозных трещеток. Без этого транспортное средство становится опасным для эксплуатации: повышается риск возникновения аварийных ситуаций на дороге из-за не откликающегося на действия водителя тормоза. GRONAX рекомендует не пренебрегать правилами безопасности. Воспользуйтесь широким каталогом интернет-магазина и обеспечьте своему автопарку защиту от неисправностей!
Типы регулировочных тормозных рычагов
Широко распространены конструкции ручного и автоматического типа. Внешне они схожи и представляют собой расширяющийся к низу стальной рычаг. На корпусе предусмотрены отверстия для проведения монтажа к вилке тормозной камеры.
Версия с ручным регулятором оснащается приёмным элементом со шлицом для червячной шестерни. Сбоку корпуса располагается червячная ось, предохраняемая от непроизвольного прокручивания стопорной пластинкой. На торце оси, выведенном на наружную сторону, размещается отверстие под ключ-шестигранник.
Дополнительно конструкция оборудуется шариково-пружинным фиксатором с резьбовой пробкой. Внутренние элементы закрываются от попадания загрязнений и воздуха накладками и уплотнительными кольцами. Подача смазки производится через пресс-маслёнку, избыток смазочного материала выводится с помощью предохранительного клапана.
Недостаток такого элементарно устроенного механизма — в необходимости проведения его самостоятельной настройки. После длительного использования фрикционные накладки постепенно истираются до уровня, при котором они не могут обеспечить нужной для уверенной остановки автомобиля силы прижатия к барабану. Регулировка тормозных трещеток в большинстве случаев проводится достаточно просто: потребуется повернуть червячный вал за шестигранник и поймать оптимальное расстояние между прижимающимися при торможении частями.
Автоматические трещотки отличаются тем, что в них предусмотрены дополнительные узлы:
- храповой механизм,
- пара муфт (подвижная и неподвижная, подсоединены к червячному валу),
- толкатель с поводком.
Работа тормозной трещетки происходит следующим образом: уменьшение толщины накладок приводит к увеличению угла поворота рычага. На это реагирует поводок, через муфту и толкатель заставляющий храповик провернуться на один зуб. Объединённый в единую систему механизм провоцирует прокручивание шлиц-шестерни и вала разжимного кулака. Щель между барабаном и накладками сама устанавливается на необходимом уровне.
Замена тормозных трещоток
Узел может выйти из строя до указанного производителями в техпаспорте количества срабатываний по двум причинам:
- недостаток смазки или использование не предназначенного под задачу материала;
- проникновение абразивных частиц в сочленения.
Признаки того, что устройство становится опасным для использования и подлежит замене:
- Настроечный болт заклинил либо проворачивается, не давая провести необходимую подстройку.
- Зажимная шестерня проскальзывает из-за сильного износа.
Последовательность действий при съёме отработавшего свой срок комплекта может быть различной (в зависимости от модели транспортного средства). Опираться стоит на инструкции по монтажу, прилагающиеся в комплекте с технической документацией. В общем виде алгоритм таков:
- Убирается зафиксированная на болт прижимная шайба.
- Демонтируется фиксатор пальца (снимается шплинт, вытягивается палец).
- Вынимается тормозная трещотка.
Перед началом работ настоятельно рекомендуется проверить, есть ли воздух в тормозной системе. В противном случае агрегат намертво зафиксируется на месте тормозными колодками. Сборка осуществляется в обратной последовательности.
Желательно проводить замену запчастей парой, чтобы на одной оси (задней или передней) не оказалось агрегатов от разных производителей с отличающимися длинами хода штока. Несоблюдение этого условия может привести неравномерному торможению колёс и возникновению аварийных ситуаций на дороге.
Ремонт тормозных трещоток невозможен без использования специализированного оборудования. Поэтому при необходимости починить забарахливший агрегат, а не поменять в нём изношенные детали, следует обращаться в профильные мастерские.
Обслуживание тормозных механизмов автобуса ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234
Остаточная толщина тормозных накладок может быть проверена через смотровые окна в тормозных барабанах или в щитках тормозных механизмов.
При толщине накладки менее 5 мм следует снять тормозной барабан и произвести оценку износа по расстоянию от заклепки до поверхности накладки.
Перед снятием задних тормозных барабанов необходимо отключить стояночный тормоз.
Если тормозной барабан не снимается с колодок из-за буртика, образовавшегося при износе барабана, необходимо свести колодки.
Для сведения колодок следует вращением винта регулятора тормоза, повернуть регулировочный рычаг в сторону, противоположную ходу штока тормозной камеры при торможении.
Снятые детали тормоза очистить от загрязнений, удалить ржавчину и осмотреть рабочие поверхности. Тормозные барабаны не должны иметь трещин и сколов.
Если на тормозном барабане обнаружены глубокие задиры, риски или износ по диаметру более 0,5 мм, то такие барабаны следует расточить до одного из ближайших ремонтных размеров, приведенных в таблице.
Тормозной барабан должен растачиваться в сборе со ступицей с центровкой по наружным кольцам подшипников, запрессованных в ступицу.
Биение обработанной поверхности барабана не должно превышать 0,25 мм.
Если после механической обработки барабана его внутренний диаметр будет превышать 384,5 мм – для мостов «КААЗ» и 424 мм – для мостов «РАА», то такой барабан следует заменить.
Предельный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана, при достижении которого эксплуатация автобуса запрещается -386 мм – для мостов «КААЗ», и 426 мм – для мостов «РАА».
Тормозные колодки не должны иметь механических повреждений.
На фрикционных накладках не допускаются сколы и трещины, проходящие через отверстия для заклепок или протяженностью более 15 мм. В случае замасливания поверхностей накладок накладки подлежат замене.
Оценивать износ накладки следует по расстоянию от заклепки до поверхности накладки в месте наибольшего износа.
При износе накладки до уровня 0,5 мм над заклепкой накладка бракуется. Это расстояние должно быть для серийной колодки не менее 2 мм.
В случае применения накладок из другого материала следует руководствоваться временем изнашивания этих накладок в действующих условиях эксплуатации автобуса с тем, чтобы до
следующего ТО-2 была гарантия не допустить изнашивания накладок до заклепок.
Не допускается установка на тормозные механизмы одного моста колодок с различным материалом накладок.
Новые накладки не должны иметь перекосов и других повреждений.
Размер накладок должен быть подогнан по тормозному барабану и обеспечить зазор между барабаном и накладкой не менее 0,9 мм.
Операцию подгонки выполнить на токарном станке с использованием специального приспособления.
Не следует заменять только одну из колодок тормоза или накладки на одной стороне автобуса.
Если необходимо заменить одну или обе накладки на одном колесе, то лучше произвести такую замену на обеих сторонах моста автобуса, чтобы исключить его увод в сторону при торможении.
Новые накладки не должны иметь перекосов и других повреждений.
Размер накладок должен быть подогнан по тормозному барабану и обеспечить зазор между барабаном и накладкой не менее 0,3 мм.
Операцию подгонки выполнить на токарном станке с использованием специального приспособления.
Не следует заменять только одну из колодок тормоза или накладки на одной стороне автобуса.
Если необходимо заменить одну или обе накладки на одном колесе, то лучше произвести такую замену на обеих сторонах моста автобуса, чтобы исключить его увод в сторону при торможении.
Замена тормозных колодок автобуса ПАЗ-32053-07 с мостами «КААЗ»
- Установить автобус на смотровую канаву. Ослабить гайки крепления диска колеса.
Поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась опорной поверхности.
Установить противооткатные упоры и прочную устойчивую опору под мост.
Выключить стояночный тормоз (если снимаются тормозные колодки заднего моста).
- Отвернуть гайки крепления диска колеса и снять колесо.
- Для облегчения снятия тормозного барабана, внутри которого образовалась канавка от действия тормозной накладки, следует утопить фиксатор регулятора тормоза и вращать его ключом влево (против часовой стрелки) до возврата разжимного кулака тормоза в исходное положение, затем ослабить гайки опорных пальцев 9 (рис. 1) колодок и повернуть пальцы метками внутрь.
После этого зазор между тормозной накладкой и барабаном станет максимальным.
- Снять барабан, стяжные пружины 6, отвернуть гайки опорных пальцев и снять тормозные колодки 1.
- Установить тормозные колодки с новыми накладками на тормозной щит при помощи опорных пальцев с втулками.
Поверхность втулки 12 пальца предварительно смазать тонким слоем смазки Литол-24.
Излишки смазки убрать. Попадание смазки на поверхность тормозных накладок не допускается. Метки на головках пальцев 9 должны быть направлены внутрь (рис. 1).
- Сцентрировать колодки относительно барабана, поворачивая опорные пальцы так, чтобы обеспечить прилегание колодок к барабану.
Зазор между тормозной накладкой и барабаном должен быть (0,5-0,9) мм. Зазор проверяется щупом через окна в щитках тормозных механизмов.
При регулировке угол поворота опорного пальца колодки не должен превышать ±40° от положения метками внутрь.
- Затянуть гайки опорных пальцев.
- Вращать фиксатор регулятора тормоза вправо до упора, то есть до соприкосновения тормозных колодок с барабаном.
Затем повернуть фиксатор влево на (120. 180)°. При этом между тормозными колодками и барабаном установится зазор близкий к требуемому.
После чего отпустить фиксатор. Если фиксатор остался утопленным, повернуть его влево — вправо в пределах 30° до возврата в исходное положение под действием пружины.
Замена тормозных колодок автобуса ПАЗ-4234 с мостами КААЗ
- Выполнить работы 1-3 для замены тормозных колодок автобуса ПАЗ-32053-07 и снять барабан и пружину.
- Снять стопорную проволоку 16 (рис. 2), вывернуть стопорные болты 11 и выбить оси 10 колодок.
Перед установкой размер накладок должен быть подогнан по тормозному барабану и обеспечивать зазор между барабаном и накладкой не менее 0,3 мм.
Подгонку можно выполнить на токарном станке с применением приспособления, размеры, для изготовления которого указаны на рис. 2.
- Установить тормозные колодки с подогнанными новыми накладками на суппорт тормозного механизма при помощи опорных осей 10 с втулками 12. Поверхность втулок предварительно смазать тонким слоем смазки.
Излишки смазки убрать.
Попадание смазки на поверхность тормозных накладок не допускается.
При установке стопорных болтов 11 обеспечить их попадание в лыски осей 10. Стопорные болты зафиксировать стопорной проволокой 16.
- Установить стяжную пружину колодок и тормозной барабан, закрепив его на ступице болтами. Перед установкой барабана на ступицу нанести на посадочную поверхность ступицы тонкий слой графитной смазки.
После установки колодок смазать оси тормозных колодок через пресс-масленки 13 до появления свежей смазки из зазоров.
Для обеспечения доступа к масленкам нужно снять заглушки с защитных щитков тормозных механизмов или защитные щитки.
Попадание смазки на рабочие поверхности тормозных накладок и барабана не допускается.
Если замена тормозных колодок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ступицы нужно осторожно выдвинуть колесный датчик АБС до соприкосновения с зубчатым венцом ступицы, а затем провернуть ступицу на два-три оборота для получения необходимого зазора.
Замена тормозных колодок автобуса ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234 с мостами «РАА»
- Утопить фиксатор 2 (рис. 3) регулятора тормоза и вращать ключом против часовой стрелки до возврата разжимного кулака тормоза в исходное положение.
При этом зазор между тормозной накладкой и барабаном станет максимальным.
- Снять ступицу вместе с барабаном.
- Снять стяжные пружины и тормозные колодки.
При сборке смазать оси колодок согласно «Карты смазки».
- Снять для удобства проведения регулировок тормозные щитки.
- Ослабить гайки крепления эксцентриковых осей (опорных пальцев) колодок.
- Сблизить эксцентрики, повернув оси метками друг к другу.
- Ослабить гайки и болты крепления кронштейнов (5-передних, 6-задних) тормозных камер.
- Ослабить у задних тормозных механизмов болты крепления опоры разжимного кулака.
- Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,1-0,15 МПа (1,0-1,5) кгс/см 2 , нажимая на тормозную педаль при наличии воздуха в системе.
При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в направлении хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану.
- Сцентрировать колодки относительно барабана, поворачивая эксцентрики так, чтобы обеспечить прилегание колодок к барабану, которое можно проверить щупом через окна в щитках передних тормозных механизмов или при снятых щитках у задних тормозов.
На расстоянии (20-30) мм от наружных концов накладок щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.
- Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей, болты крепления кронштейнов тормозных камер и опор разжимных кулаков.
- Прекратить подачу сжатого воздуха или отпустить регулировочный рычаг, присоединить к рычагу шток тормозной камеры и установить щитки задних тормозных механизмов.
Предварительная регулировка (установка) регулятора тормоза проводится для получения требуемых ходов штоков после замены колодок:
- Растормозить энергоаккумуляторы.
- Установить регулятор на вал привода тормоза и закрепить его на валу. Направление действия силы тормозной камеры должно совпадать с направлением стрелки, нанесенной на корпус регулятора.
- Утопить фиксатор 2 (рис. 3) внутрь регулятора до упора, нажав, на его торец пальцем.
Удерживая фиксатор в утопленном положении, вращать его ключом вправо до совмещения отверстий корпуса регулятора и вилки тормозной камеры.
- Соединить корпус регулятора с вилкой тормозной камеры и установить тягу привода регулятора.
- Вращать фиксатор вправо до упора, т.е. до соприкосновения тормозных колодок с барабаном. Затем повернуть фиксатор влево на (120-180)°. При этом между тормозными колодками и барабаном установится зазор близкий к требуемому.
- Отпустить фиксатор. Если он остался утопленным, повернуть его влево — вправо в пределах 30° до возврата в исходное положение под действием пружины.
Величина хода штока тормозной камеры поддерживается регулятором тормоза автоматически.
При обнаружении повышенного нагрева тормозных барабанов или низкой эффективности торможения необходимо измерить ход штока тормозной камеры при подаче в нее сжатого воздуха от тормозного крана при рабочем давлении (0,7-0,8) МПа. Величина хода штока тормозных камер должна быть в пределах (30-40) мм.
Разница ходов штоков правой и левой камер не должна превышать 5 мм.
Если ход штока не соответствует норме, то необходимо проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности регулятора и устранить ее. Регулятор имеет неразборную конструкцию.
Обслуживание регулятора тормоза заключается в добавлении смазки ЖТ-72 в количестве (40-50) г через каждые 60000 км пробега путем нагнетания через отверстие, закрываемое пробкой 3 (рис. 3).
Внимание! Использование смазки Литол-24 приводит к неисправности регулятора.
Внимание! Чтобы тормозные колодки задних колес не примерзли к барабанам после длительной стоянки при резких колебаниях температуры, не рекомендуется оставлять автобус с включенным стояночным тормозом, не просушив тормоза плавными торможениями при движении.
Смазка опор вала разжимных кулаков выполняется до появления свежей смазки из зазоров между валом и кронштейном.
тормоза ПАЗ исчезли
всем привет, у меня ПАЗ дизель, тормоза пневматика. Вечером ставил автобус в гараж тормоза были, утром выезжать тормозов нет. Компресор качает хорошо, ресиверы давление держат, утечек воздуха не слышно. Только с ремонта(менял сцепление и шкворня) передок колодки новые, зад треть износа. Подвел задние колодки, передние пришлось включать, пока лето, вроде какой то намек на тормоза появился, на скорости 60 км.ч тормозной путь больше 40 метров. Ребят подскажите куда лезть, что проверять..