Техника F1: Заправочная машина
Со стороны все выглядит просто — машина останавливается на пит-стопе, механики меняют шины, заливают топливо, и гонщик срывается с места. Процедура, отработанная до автоматизма. Каждый из пятнадцати человек, обслуживающих машину, четко знает свою задачу, но среди них есть особая каста — заправщики, специалисты, от которых зависит не только время, проведенное гонщиком в боксах, но, подчас, и жизнь персонала. 12 литров топлива в секунду — это не шутка.
Дозаправки несколько раз запрещались и разрешались в Формуле 1. Идея завладела умами в начале 80-х, когда технический босс Brabham Гордон Марри обнаружил, что сократив количество топлива на старте можно обеспечить достаточное преимущество в скорости, чтобы компенсировать необходимость проведения пит-стопа. Но, если в других направлениях технический прогресс Формулы 1 неуклонно двигался вперед, то дозаправки проводились в стиле 50-х — канистра, воронка и все такое. В 1980-м Найджел Мэнселл получил химический ожог спины, когда механик Lotus случайно пролил топливо в кокпит, заправляя машину перед стартом. Можно было отказаться от борьбы, но Мэнселл тогда стиснул зубы, забыл о боли и стартовал в гонке. Учитывая агрессивность топливных добавок, заправщиков заставили носить респираторы, а дозаправку вскоре запретили.
В 1994-м, когда эксперименты с количеством топлива решено было сделать частью гоночной интриги, FIA поручила специалистам аэрокосмической компании Internique разработку унифицированной заправочной машины, общей для всех участников чемпионата. Задача состояла в том, чтобы гарантировать безопасность и обеспечить равенство команд, строго нормировав количество подаваемого топлива — 12 литров в секунду.
Заправочный шланг и его наконечник весят сорок килограмм, из-за большого веса с ними работают двое человек. Третий отключает поток топлива после дозаправки, или в случае возникновения нештатных ситуаций, еще двое — наготове с огнетушителями.
Когда машина останавливается, двое со шлангом должны двинуться к ней раньше, чем она окончательно остановится — у каждой команды свои ориентиры, например в Ferrari движение начинается сразу после того, как переднее колесо проедет мимо заправщика. Гонщику нужно остановиться точно на отведенной позиции, погрешность не должна превышать 30 сантиметров, иначе позицию шланга придется корректировать, что приведет к потере времени.
В наконечнике расположен механизм, позволяющий откачать воздух из бака при заправке. Количество топлива задается при программировании заправочной машины, как только требуемое количество бензина залито, загорается индикатор, сигнализирующий о возможности отсоединения наконечника. Это самый опасный момент — нередки случаи, когда пилот трогается с места раньше, чем отсоединен шланг — Рубенс Баррикелло совершил эту ошибку на Гран При Австралии’08.
На Гран При Германии’94 в Хоккенхайме машина Йоса Ферстаппена была объята огнем после отсоединения шланга — команда внесла запрещенные изменения в конструкцию заправочной машины. Чтобы сократить время на пит-стопе, механики удалили фильтр, и посторонний предмет из емкости с топливом попал в запирающий клапан. Сейчас проверки проводятся регулярно, представители FIA контролируют не только соответствие состава топлива, но и исправность оборудования.
Эти парни на заправке не чувствуют себя героями, они просто делают свою работу, но у них, как и у гонщиков, всегда есть дублеры на случай, если что-то пойдет не так.
Спортивный бензин: каким бензином заправляют гоночные машины?
Спорткары – шедевры мирового автопрома, красивые и утонченные автомобили с лучшими эксплуатационными характеристиками – должны заправляться соответствующим высокооктановым топливом. Каким бензином заправляют гоночные машины «Формулы-1», развивающие скорость до 400 км / ч?
- Спортивный бензин
- Бензин для гоночных автомобилей
- Каким бензином заправляют гоночные машины
Спортивный бензин
Топливо, которое используется для питания высокоскоростных автомобилей, в том числе участвующих в спортивных состязаниях, обязательно должно иметь максимальную стойкость к самодетонации. Высокооктановым горючим считается бензин, ОЧ которого составляет не менее 95 пунктов. Но этого показателя недостаточно для болидов и спорткаров. Для таких рабочих лошадок число должно превышать сотню. Чтобы добиться такого качества, в бензин добавляют присадки, которые увеличивают сопротивление состава детонации. В основе гоночного топлива – обычный бензин, обогащенный этими специальными добавками.
Комплекс присадок для спортивного горючего также должен включать компоненты, обеспечивающие максимальную защиту элементов кривошипно-шатунного механизма от трения и износа. Использование примесей обеспечивает разгон мотора до 20 тысяч оборотов без потери динамики и плавности хода машины.
Бензин для гоночных автомобилей
Большинство типов гоночного топлива имеют октановое число 110, плюс-минус несколько пунктов. Состав совместим как с атмосферными двигателями внутреннего сгорания, так и с моторами, оснащенными турбонаддувом.
Можно ли использовать бензин для болидов для заправки «обычных» авто, продающихся в массовом сегменте? Можно, но не без последствий. Системы управления современными автомобилями способны высчитать необходимый объем топливно-воздушной смеси для впрыска и «подстроить» силовой узел под характеристики высокооктановой смеси. Реальное увеличение КПД мотора при этом может составить до 10%, а максимально допустимое ОЧ бензина для ДВС – 100 пунктов.
Однако нагрузка, которой подвергается цилиндро-поршневая группа во время рабочих тактов впрыска и сжигания смеси, может вывести двигатель из строя раньше времени. Получая моментальное увеличение мощности, в перспективе можно понести значительные траты на капитальный ремонт конструкции. Поэтому правильнее придерживаться рекомендаций фирмы – изготовителя модели авто по допустимым маркам бензина.
Приобрести гоночное топливо можно в свободной продаже, но цена литра жидкости будет минимум в 3 раза выше, чем у классического АИ на самой дорогой АЗС.
Каким бензином заправляют гоночные машины
Какой выбор делают участники международных гонок «Формула-1» для питания гоночных авто? На самом деле используемые смеси – это стандартный высокооктановый бензин с октановым числом не менее 100, но обогащенный специально подобранным коктейлем присадочных компонентов. Такой формат определен регламентом организаторов гонок.
Ключевая характеристика бензинов для болида – не само октановое число, а влияние жидкости на разгон автомобиля и его динамику на поворотах.
Ралли «Шелковый путь»: чем заправляют гоночные автомобили
Форсированные двигатели гоночных машин работают в экстремальных условиях — какая роль отведена топливу?
Вот уже много лет топливным партнером ралли выступает сеть АЗС «Газпромнефть», которая заправляет абсолютно все участники «Шелкового пути»— это иавтомобили организаторов, имотоциклы, игоночные внедорожники, идаже грузовики!
Некоторые заезжают на АЗС партнера еще достарта ралли. Один из лидеров гонки 2021 года— белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто»— построила свой маршрут изМинска вОмск сучетом расположения автозаправочных станций сети.
«Всвязи стем, что мыприняли решение добираться кместу старта ралли набоевой технике, навсем протяжении пути накоманде лежит огромная ответственность,— объяснил руководитель команды Сергей Вязович. —Важно непросто вовремя приехать кстарту, ноисохранить двигатели иузлы вполном порядке для предстоящего изнурительного марафона. Добраться без рисков нам позволяет продуманный маршрут— машины заезжают только нанадежные АЗС».
Все топливо сети автозаправочных станций «Газпромнефть» проходит сквозной контроль качества иколичества навсем пути его логистики отзавода добака автомобиля. Ключевой элемент защиты— разветвленная сеть стационарных имобильных лабораторий. Специалисты передвижных лабораторий сети АЗС исследуют состав бензина идизеля спомощью высокотехнологичного оборудования исовременного программного обеспечения прямо вточках реализации. Оснащение мобильного комплекса позволяет анализировать порядка 10основных параметров менее чем заполчаса.
Гоночные автомобили начнут заправлять вином
Французская нефтяная компания TotalEnergies c 2022 года начнет заправлять гоночные автомобили полностью возобновляемым топливом на основе вина. Как пишет Bloomberg, в перспективе автоспорт перестанет быть вредным для окружающей среды.
Новое топливо TotalEnegries будет производить из этанола и отходов французской винодельческой промышленности — винного камня (так называют осадок от вина — прим. «Ленты. ру») и виноградной выжимки. Если им заправлять гоночные болиды, то выбросы углекислого газа от автоспорта сократятся как минимум на 65 процентов.
Президент Западного автомобильного клуба Пьер Фийон считает, что ближайшая гонка «24 часа Ле-Мана», которая пройдет в июне во Франции, станет отличной возможностью протестировать биотопливо. Цель гонки — за сутки проехать наибольшее расстояние и избежать поломок.
Материалы по теме:
Бьют своих. Зачем в Китае вводят санкции против богатейших компаний страны?
24 августа 2021
Телки — на выход. Доминированию коров в сельском хозяйстве приходит конец. Как их заменят козы и почему это выгодно?
2 августа 2021
Организаторов и участников других престижных гонок тоже волнует вопрос декарбонизации. Международная автомобильная федерация, например, взяла на себя обязательство, что к 2030 году «Формула-1» станет углеродно нейтральной. Но пока что для участия в гонке достаточно иметь десять процентов экологически чистых компонентов в топливе. В американской же серии гонок «Индикар» требуется, чтобы болиды заправлялись смесью из 85 процентов этанола и 15 процентов высокооктанового гоночного топлива.
Тем не менее выбросы от самих гонок не так велики, как от транспортировки машин до места соревнований. К примеру, в 2018 году «Формула-1» произвела 250 тысяч тонн выбросов углерода, и лишь 0,7 процента из них пришлись на непосредственно гоночные автомобили.
Для разработки еще одного вида биотоплива объединились Porsche и нефтяная компания Exxon. С 2022 года они собираются производить синтетическое топливо на основе «зеленого» водорода и улавливаемых выбросов углекислого газа. Компании ожидают, что с помощью EFuel можно будет сократить эмиссии углерода на 85 процентов от текущего уровня.
Помимо вина в основу автомобильного топлива может входить и другой алкоголь. Шотландская компания Glenfiddich, например, начала вырабатывать топливо из виски. Из жидких отходов от производства алкоголя на заправочные станции поступает биогаз со сверхнизким содержанием углерода — им заправляют грузовики для транспортировки продукции. Практически полностью безотходное производство поможет компании сократить выбросы CO2 от автомобилей примерно на 95 процентов по сравнению с транспортом на дизельном и другом ископаемым топливе.