Железнодорожный транспорт
Основными причинами, порождающими травматизм на внутризаводских и внутрицеховых железнодорожных путях, являются: неисправность путей, транспортных средств и сигнализации, несогласованность во взаимных действиях работающего персонала и неправильное ведение погрузочно-разгрузочных работ, нарушение габаритов. Источником производственного травматизма на заводских железнодорожных путях являются маневровые работы, поэтому необходимо выполнять существующие требования безопасности.
Габариты приближения строений
Габаритам приближения строений называется предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное к оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.
Габарит приближения строений на внутризаводских железнодорожных путях нормальной колеи (1524 мм) приведен на фиг. 28.
Следует иметь в виду, что габарит (так же, как и на фиг. 29 и 30) указан для прямых участков пути. На кривых расстояния от оси пути до сооружений должны быть повышены на величину «выхода» подвижного состава, который определяется в соответствии с радиусом кривой и габаритом подвижного состава.
Фиг. 28. Габарит Сп приближения строений на внутризаводских путях. Условные обозначения:
—·— линия приближения строений подкрановых балок, ригелей проемов ворот
и тому подобных сооружений и устройств на путях, по которым обращение подвижного состава габаритов Т и Т-1 с высотою более 4700 мм не предусматривается. Строительство сооружений и устройств высотой 4800 мм на станциях и 4900 мм на перегонах может производиться с разрешения министерства, ведомства или совнархоза, в ведении которого находятся соответствующие пути;
—- линия приближения вновь строящихся зданий, заборов и опор (путепроводов,
контактной сети, воздушных линий электроосвещения и электроснабжения, связи и СЦБ, воздушных трубопроводов). В особо трудных условиях заборы и опоры могут размещаться на расстоянии 2450 мм от оси пути;
—··— линия приближения отдельно стоящих колонн, стоек, проемов ворот и выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и др.) при их длине вдоль пути не более 1000 мм:
—···— линия приближения сливо-наливных, погрузочно-выгрузочных устройств,
выдвижных и откидных лотков, транспортеров и других устройств, связанных с грузовыми операциями в нерабочем их положении;
. для туннелей и перил на мостах и эстакадах;
·— временные отступления на путях, по которым обращение подвижного состава габарита Т не предусматривается.
* Размеры для неэлектрифицируемых путей. Верхнее очертание габаритов С для электрифицируемых путей устанавливается по нормам, приведенным в ГОСТ 9238—59.
Фиг. 29. Габарит приближения строений С и подвижного состава Т. Верхнее очертание всех вновь строящихся сооружений и устройств на участках, электрификация которых не исключается, должно соответствовать очертанию I—II—III—IV. Условные обозначения:
—··— линия приближения вновь сооружаемых фундаментов опор зданий и других
сооружений, не относящихся к пути;
—··— линия, выше которой на перегонах и станциях не должно подниматься ни одно устройство, кроме искусственных сооружений настилов переездов, стрелочных переводов, напольных устройств СЦБ и индукторов локомотивной сигнализации;
— x — для сооружений на второстепенных или временных путях, электрификация
которых исключается;
—- временные отступления, допускаемые на линиях, где эксплуатация подвижного состава, построенного по габариту Т, не производится;
—·— линия приближения вновь строящихся зданий, заборов, опор путепроводов,
опор контактной сети и воздушных линий связи.
Фиг. 30. Габарит приближения строений железных дорог колеи 750 мм:
1—2—2—1 — верх габарита строений из огнестойких несгораемых и защищенных от возгорания материалов; 1—3—3—1 — верх габарита строений из сгораемых материалов.
Габарит приближения строений С (фиг. 29) применяется при строительстве новых, а также при реконструкции я электрификации действующих железных дорог. Для внутризаводских путей действующих предприятий, электрификация которых не предусматривается, применяется габарит Сп (фиг. 30).
Примечания: 1. Ручная передвижка вагонов может допускаться в исключительных случаях с особого разрешения сменного инженера.
2. Запрещается движение вагонов навстречу другим вагонам.
Кроме перечисленных случаев, запрещается производить прицепку и отцепку вагонов:
1) при гололедице, сильных туманах, ливнях, снежных буранах и метелях;
2) в местах расположения стрелок, крестовин, на переездах и в других местах, где есть опасность споткнуться;
3) при неразвинченных, заржавленных и неповорачивающихся в шарнирах стяжках, а также неисправной упряжи и ударных приборах;
4) при неплавном надвиге вагонов и при отсутствии желтого огня светофора.
Литье
- Профессии и судьбы
- Что такое литье?
- Фундамент цивилизации
- Литье в прошлом
- Литье — сегодня
- Немного о будущем литья
- Профессии литейщиков
- Подготовка кадров для литейного производства
- Техника безопасности в литейных цехах
Габарит приближения строений
Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, расположенных вдоль железнодорожного пути, на пути или при его пересечении, а также лежащие вдоль пути материалы, запасные части, оборудование, в т. ч. и на территории станций. Исключение могут составлять лишь части устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители, контактные рельсы, подвагонные толкатели на сортировочных горках и т. п.). При этом должно соблюдаться условие: положение устройств и сооружений во внутригабаритном пространстве должно быть увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут взаимодействовать, но не соприкасаться с др. элементами подвижного состава.
Для магистральных железных дорог общей сети с колеей 1520 мм, а также подъездных путей с такой колеёй принят габарит С. Для путей, расположенных на территории промышленных предприятий, между территориями заводов, шахт, в портах, депо, грузовых районах, складах установлен облегчённый габарит Сп. Габариты С и Сп корреспондируются с габаритом подвижного состава Т и применяются при строительстве новых железных дорог, сооружений и устройств, при реконструкции существующих ж.-д. путей, прокладке вторых путей, электрификации, возведении новых искусств, сооружений и т. п., а также при модернизации подвижного состава. Иногда производят увеличение габарита приближения строений, т. н. габаритное уширение.
Размеры габарита приближения строений по горизонтали считают от оси колеи, а по вертикали — от уровня верха головки рельса. Левую часть габарита С (рис. 1) применяют для участков железных дорог на станциях, правую — на перегонах. Все сооружения и устройства на пасс, остановочных пунктах также должны удовлетворять габариту С. Пространство, остающееся между очертаниями габаритов подвижного состава и приближения строений, а также между габаритами смежных составов, необходимо для компенсации возможных смещений подвижного состава в результате износа рельсов, отклонений в уровнях расположения рельсовых нитей, колебаний на рессорах, при вписывании подвижного состава в кривые и т. п. Кроме того, это пространство допускает перевозку негабаритных грузов (см. Габарит погрузки).
Рис. 1. Габарит приближения строений к пути на железных дорогах общей сети.
На железных дорогах установлены также очертания для нижней части габарита приближения строений — двойных перекрёстных стрелочных переводов, горочных вагонных замедлителей; для верхней части — минимально допускаемые зазоры между сооружениями и устройства- ми при введении на участке электрическое тяги (между контактным проводом, токоприёмником и подвижным составом), а также для нижней части всех габаритов подвижного состава. Соблюдение габаритов нижней части является наиболее важным при эксплуатации. Поэтому необходимо выдерживать соотношение элементов подвижного состава и приближения строений (устройств, сооружений, оборудования) к пути, не допуская, чтобы подвижной состав задевал за выступающие части стрелочных переводов, кожухов приводов СЦБ, настилы переездов, низкие пасс, платформы и т. п. Для периодической проверки габарита приближения строений по участку пропускают платформу с контрольной рамой.
Рис. 2. Габарит приближения строений Смк для тоннелей метрополитена кругового очертания на перегонах (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).
Рис. 3. Габарит приближения строений Смк для тоннелей метрополитена прямоугольного очертания, для сооружений и устройств наземных и подземных участков (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).
Для ж.д. метрополитена габарит приближения строений устанавливается на предельные границы приближения к оси пути и к уровню головок рельсов элементов обделок тоннелей, колонн, платформ и перил на них, подпорных стен и других строит, конструкций. На метрополитене действуют три вида Г. п. с.: Смк — для тоннелей метрополитена кругового очертания на перегонах (рис. 2), Сип — для тоннелей прямоугольного очертания, для сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах (рис. 3), С„с — для станций (рис. 4).
Рис. 4. Габарит приближения строений Смс — для станций метрополитена (размеры, отмеченные звёздочкой, должны быть увеличены на 30 мм при укладке рельсов Р65; i — уклон).
Габарит С„„ действителен для прямых и криволинейных участков радиусом 200 м и более; Смп и Смс — для прямых; на криволинейных участках эти габариты увеличиваются в зависимости от радиуса. Кроме того, на метрополитене действует габарит приближения оборудования — габарит Ом (рис. 5), который устанавливает предельные границы приближения к оси пути и к уровню головок рельсов путевых устройств, оборудования автоматики и телемеханики, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, пешеходных мостиков и др., размещаемых в пространстве между этим габаритом и Г. п. с. Верхнее очертание габарита Ом установлено для прямых участков пути, на криволинейных участках оно увеличивается в зависимости от радиуса. Нижнее очертание габарита Ом (рис. 6) действительно для прямых и криволинейных участков радиусом более 200 м.
Рис. 5. Верхнее очертание габарита Ом.
Рис. 6. Нижнее очертание габарита Ом.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГАБАРИТОВ ПРИБЛИЖЕНИЯ
СТРОЕНИЙ ГОСТ 9238-83
Инструкция по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83 устанавливает правила применения отдельных норм габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83 при новом строительстве, реконструкции (усилении) и эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, в том числе построенных до введения в действие указанного стандарта, а также нормы изменения размеров габаритов приближения строений и расстояний между осями путей в кривых участках пути.
Инструкция включает требования к габаритным размерам сооружений, устройств и междупутий при подготовке железных дорог к эксплуатации подвижного состава габаритов Тпр и Тц, а также требования по контролю за габаритами приближения строений и учету негабаритных объектов. (Взамен указаний по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-73 от 13 февраля 1973 г. N П-4106.)
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСТ 9238-83
ПО ГАБАРИТАМ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
1.1. Государственным стандартом «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм», ГОСТ 9238-83, установлены габариты приближения строений С и Сп (приложение 1 ).
Приложение 1 не приводится.
Габарит С установлен для путей, сооружений и устройств общей сети железных дорог и подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных, транспортных и других предприятий (для внешних (подъездных) железнодорожных путей).
Габарит Сп установлен для путей, сооружений и устройств, расположенных на территориях и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий (в том числе Министерства путей сообщения), а также промышленных железнодорожных станций (для внутренних железнодорожных путей предприятий).
1.2. Габариты приближения строений С и Сп следует применять:
1.2.1. При проектировании и строительстве новых железных дорог, внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей промышленных, транспортных и других предприятий, сооружений и устройств.
1.2.2. При реконструкции (усилении) существующих железных дорог, внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей промышленных, транспортных и других предприятий, сооружений и устройств на них, в том числе при работе по электрификации; при постройке дополнительных главных путей, удлинении станционных путей, путевом развитии станций и других работах по расширению.
1.2.3. При эксплуатации (ремонте) железных дорог, внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей предприятий, сооружений и устройств.
1.3. Особенности применения отдельных норм габаритов С и Сп при новом строительстве, расширении, реконструкции (усилении) и эксплуатации (ремонте) железных дорог, внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей предприятий, сооружений и устройств на них устанавливаются настоящей Инструкцией.
1.4. Габаритные нормы, приведенные в ГОСТ 9238-83 и в настоящей Инструкции, установлены для линий и участков железных дорог, на которых скорости движения поездов не превышают 160 км/ч. Для линий и участков железных дорог со скоростями движения свыше 160 км/ч требования к габаритам приближения строений и расстояния между осями путей устанавливаются дополнительными указаниями МПС.
1.5. Размеры габаритов приближения строений С и Сп, приведенные в ГОСТ 9238-83, а также расстояния между осями путей даны для прямых участков пути и кривых радиусом более 4000 м. В кривых участках пути радиусом 4000 м и менее эти размеры и расстояния между осями путей следует увеличивать по проектным или эксплуатационным нормам, приведенным в разделе 7 настоящей Инструкции.
1.6. При строительстве сооружений и устройств не допускаются минусовые отклонения от установленных габаритами С и Сп расстояний от оси пути и от уровня верха головок рельсов, за исключением высоты платформ, карликовых светофоров и различных напольных устройств (см. п. 2.2.3).
1.7. Сооружения и устройства, отвечающие очертаниям габаритов С и Сп по сплошным линиям, обеспечивают безопасную эксплуатацию подвижного состава любого габарита, предусмотренного ГОСТ 9238-83. При этом обеспечивается также пропуск грузов всех установленных степеней негабаритности. По путям, у которых имеются сооружения и устройства, построенные по линии —ооо— габарита Сп, исключен пропуск негабаритных грузов 4, 5 и 6-й степеней боковой негабаритности, а по линии —о— — подвижного состава и грузов высотой более 4700 мм от уровня верха головок рельсов.
1.8. Установленные ГОСТ 9238-83 габариты приближения строений и расстояния между осями путей должны соблюдаться при строительстве и в течение всего периода эксплуатации сооружений, устройств и путей. Ответственность за несоблюдение габаритных нормативов несут:
1.8.1. При разработке проектов строительства, реконструкции (усиления) и ремонта сооружений, устройств и путей — проектные организации, работники дорог, аппарата МПС, а также министерств и ведомств, осуществляющих экспертизу и согласование проектов.
1.8.2. При строительстве, реконструкции (усилении) линий и ремонте — непосредственные исполнители работ, а также должностные лица, осуществляющие технический надзор и приемку объектов в эксплуатацию.
1.8.3. При эксплуатации путей, сооружений и устройств — руководители служб дорог и предприятий, на балансе которых находятся эти сооружения, устройства и пути, а также должностные лица, ответственные за эксплуатацию соответствующих объектов.
1.9. Приведенные в настоящей Инструкции отдельные дополнения и уточнения габаритных нормативов подлежат учету при разработке новых проектов и пересмотре ранее разработанных.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ
ГАБАРИТОВ С И Сп
2.1. Очертания габаритов С и Сп по сплошным линиям
2.1.1. Очертания габаритов С и Сп по сплошным линиям 1-2-4а-8 предназначены для расположенных на перегонах отдельных видов инженерных сооружений (пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей), увеличение поперечных размеров которых связано со значительным повышением их стоимости и расхода материалов.
2.1.2. Очертания габаритов С и Сп по сплошным линиям 1-2-4-5-6-7-8 должны применяться:
— на остановочных пунктах и станциях — для высоких и низких пассажирских и грузовых платформ;
— на станциях в пределах их границ — для размещения опор, мачт, столбов, стеллажей, напольных устройств СЦБ и других объектов на отдельных, специально выделенных для этих целей, станционных междупутьях шириной 5300 — 6500 мм (в зависимости от ширины устройства поперек пути);
— для электроприводов и других механизмов стрелочных переводов, путевых ящиков, кабельных муфт, дроссель-трансформаторов, светофоров и других устройств СЦБ и пневмообдувки, расположенных в пределах стрелочных переводов;
— для сооружений и устройств на территории промышленных и транспортных предприятий (как вне, так и внутри зданий) и промышленных станций.
2.1.3. Нижние очертания габаритов С и Сп по сплошным линиям следует принимать также для настилов переездов и индукторов локомотивной сигнализации.
2.1.4. В соответствии с п. 2.10 ГОСТ 9238-83 в пределах полезной длины путей станций на междупутьях не должны располагаться сооружения и устройства, кроме допускаемых линией —..— габаритов С и Сп, а также согласно п. 2.1.2 настоящей Инструкции.
В пределах полезной длины путей и горловин станций, исходя из назначения и вытекающих из этого условий расположения устройств, на междупутьях допускается также устанавливать:
— повторительные и заградительные мачтовые и карликовые светофоры;
— мачтовые и карликовые светофоры на междупутьях приемо-отправочных и сортировочно-отправочных путей, в случае несовпадения мест установки светофоров и изолирующих стыков;
— опоры устройств двухсторонней парковой связи;
— промежуточные опоры путепроводов, пешеходных мостов и здания постов.
При этом мачтовые светофоры, указанные опоры и здания постов должны устанавливаться на расстоянии 2450 мм от оси соседних путей, а карликовые светофоры — на расстоянии не менее 1920 мм при высоте не более 1100 мм.
2.1.5. В целях создания необходимых условий для пропуска негабаритных и сверхнегабаритных грузов, на станциях следует предусматривать как минимум по одному пути в каждом направлении, на которых должно быть обеспечено полное соответствие всех сооружений и устройств очертаниям габаритов С (Сп) по сплошным линиям для перегонов. Соседние с этими путями междупутья должны иметь ширину не менее 4800 мм на существующих и не менее 5300 мм на вновь строящихся и переустраиваемых станциях, разъездах и обгонных пунктах. Высота предельных столбиков, устанавливаемых в этих междупутьях, не должна превышать 450 мм, считая от уровня верха головок рельсов.
2.2. Габариты пассажирских и грузовых платформ
2.2.1. Пассажирские платформы при новом строительстве, реконструкции и эксплуатации должны размещаться в зоне нижнего выступа габаритов С и Сп, показанного на черт. 1 и 2 ГОСТ 9238-83 сплошной линией 4-5-6-7-8, и иметь во всех случаях, кроме указанных в п. 2.2.1.1 настоящей Инструкции, размеры:
— для высоких платформ: высоту — 1100 мм от уровня верха головок рельсов, расстояние от оси пути до края платформы — 1920 мм;
— для низких платформ: высоту — 200 мм от уровня верха головок рельсов, расстояние от оси пути до края платформы — 1745 мм.
2.2.1.1. В целях улучшения условий посадки и высадки пассажиров высоту пассажирских платформ допускается принимать более 1100 мм (см. п. п. 2.1.3 и 2.2.3 ГОСТ 9238-83), но не более 1300 мм от уровня верха головок рельсов при расстоянии от оси пути 1920 мм в следующих случаях:
— для платформ, расположенных у приемо-отправочных или главных путей на раздельных пунктах на участках с интенсивным движением пригородных поездов, где главный и один приемо-отправочный пути на однопутных линиях, а на двухпутных и многопутных линиях — главный и приемо-отправочный пути в каждом направлении обеспечивают пропуск негабаритных грузов, т.е. все сооружения и устройства отвечают требованиям очертания габарита С по сплошной линии для перегонов;
— для платформ, расположенных на остановочных пунктах многопутных линий у путей, специализированных только под пассажирское движение;
— для платформ, расположенных у тупиковых путей станции, если на этих путях не предусмотрен прием и отправление поездов с негабаритными грузами.
Высота пассажирских платформ, у которых предусматривается остановка, кроме пригородных электропоездов, также поездов дальнего следования, с целью обеспечения погрузочно-выгрузочных операций с почтово-багажными вагонами, должна быть не более 1200 мм.
Железнодорожные линии, на которых пассажирские платформы могут иметь высоту 1300 (1200) мм, должны быть согласованы с Главным управлением движения МПС.
2.2.1.2. Высокие существующие пассажирские платформы, расположенные у путей (кроме главных), где скорость движения не превышает 50 км/ч, а также у тупиковых путей, разрешается содержать в межремонтный период при расстоянии от оси пути не менее 1875 мм.
2.2.1.3. Существующие низкие пассажирские платформы разрешается эксплуатировать, впредь до их переустройства, если их высота не превышает 270 мм при расстоянии от оси пути не менее 1425 мм.
2.2.2. Грузовые платформы при новом строительстве, реконструкции и эксплуатации во всех случаях, кроме указанных в п. п. 2.2.2.1 — 2.2.2.4, должны отвечать требованиям п. 2.2.1.
2.2.2.1. В целях улучшения погрузки и выгрузки грузов для всех грузовых платформ, расположенных у путей, где не производится погрузка, выгрузка и пропуск негабаритных грузов, а также пропуск вагонов пригородных электропоездов, построенных по габариту Т, допускается (см. п. п. 2.1.3 и 2.2.3 ГОСТ 9238-83) принимать высоту 1200 мм, а расстояние от оси пути до края платформы 1800 мм.
Вместо высоты 1200 мм допускается применять высоту грузовых платформ 1300 мм в случаях, когда это необходимо для обеспечения эффективных способов погрузки и выгрузки из соответствующего подвижного состава.
2.2.2.2. Грузовые платформы, построенные до введения ГОСТ 9238-83 и расположенные у путей, отвечающих требованиям п. 2.2.2.1, разрешается эксплуатировать при расстоянии от оси пути на менее 1750 мм.
2.2.2.3. Торцовые грузовые платформы специального назначения допускается проектировать высотой 1300 мм.
2.2.2.4. Если на пути загрузки или разгрузки специализированных составов исключено попадание всех других видов подвижного состава, то высоту и расстояние от оси пути до края расположенных у этих путей грузовых платформ допускается по разрешению министерства или ведомства, в ведении которого находятся соответствующие железнодорожные пути, устанавливать исходя из обеспечения наиболее эффективных способов загрузки или разгрузки соответствующих специализированных составов.
2.2.3. В процессе эксплуатации допускаются изменения следующих нормативных размеров платформ:
— высоты платформ — 200, 1100; 1200 и 1300 — до 20 мм в сторону увеличения и до 50 мм — в сторону уменьшения;
— горизонтальные расстояния — 1920, 1800 и 1745 мм — до 25 мм в сторону уменьшения. Расстояние от оси пути до края платформ 1920 мм в процессе эксплуатации может увеличиваться на величину не более 30 мм (т.е. до 1950 мм).
Указанные допуски, кроме минусовых отклонений для высоты платформ, не распространяются на строительство новых и переустройство существующих платформ.
2.3. Линия габаритов С и Сп —.—
(расстояние от оси пути 3100 мм)
2.3.1. При новом строительстве, реконструкции (усилении) и эксплуатации на расстоянии от оси пути 3100 мм и пределах высоты до 3200 мм, считая от уровня верха головок рельсов, должны размещаться все сооружения и устройства (кроме пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей и платформ), располагаемые с внешней стороны:
— крайних путей перегонов и станций железных дорог общей сети;
— подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий;
— отдельно лежащих путей станций общей сети железных дорог и внешних подъездных путей;
— крайних путей перегонов и станций, находящихся между территориями смежных промышленных и транспортных предприятий;
— крайних путей, соединяющих станции на территории промышленных и транспортных предприятий.
На объекты, располагаемые на междупутьях, норма 3100 мм на распространяется. Требования к таким объектам следует принимать согласно п. 2.1.2.
2.3.2. При новом строительстве и реконструкции (усилении) в трудных условиях расстояние 3100 мм в отступление от требований п. 2.3.1 при соответствующем обосновании и с разрешения министерства или ведомства, в ведении которых находятся пути, допускается уменьшить в виде исключения до:
2750 мм — на перегонах и 2450 мм — на станциях — только для опор контактной сети, мачт светофоров и семафоров и подпорных стенок;
2450 мм — для карликовых светофоров.
2.3.3. Для существующих опор контактной сети, путепроводов, пешеходных мостов, воздушных линий связи и СЦБ, электроосвещения, электроснабжения, воздушных трубопроводов, стояков гидроколонок, а также мачт светофоров и семафоров и подпорных стенок, расположенных у путей, перечисленных в п. 2.3.1, расстояния от оси пути до этих сооружений и устройств допускается сохранять не менее:
2750 мм — на перегонах,
2450 мм — на станциях,
а для карликовых светофоров — 1920 мм при высоте не более 1100 мм от уровня верха головок рельсов.
2.3.4. При соответствующем обосновании, с разрешения министерства или ведомства, в ведении которого находятся пути, и при условии соблюдения требований безопасности персонала железных дорог, работников промышленных и транспортных предприятий, пассажиров (их проход вдоль пути не требуется или предусмотрен и оборудован обход) допускается применять расстояние менее 3100 мм, но не менее 2450 мм также в следующих случаях:
— для вновь строящихся грузовых складов, служебно-технических зданий, устройств экипировки локомотивов и других сооружений, располагаемых у главных и приемо-отправочных путей (если они не крайние) станций;
— при реконструкции (усилении) станций — для существующих зданий, опор путепроводов, пешеходных мостов и других капитальных сооружений, расположенных с внешней стороны крайних и указанных в п. 2.3.1 отдельно лежащих путей, если применение нормы 3100 мм не осуществимо без коренного переустройства соответствующего сооружения (устройства), не требуемого его состоянием;
— в виде исключения — для существующих зданий и заборов, расположенных у любых путей.
2.3.5. До зданий, имеющих выходы в сторону пути, расстояние от оси пути должно быть не менее 6000 мм. Это требование должно соблюдаться при проектировании новых зданий. Для существующих зданий, у которых это требование не соблюдается, должны быть предусмотрены необходимые ограждения выходов из зданий со стороны пути. Расстояние до этих ограждений принимается в соответствии с нормами, указанными в п. п. 2.3.1 — 2.3.4.
2.3.6. Опоры контактной сети в выемках должны устанавливаться вне пределов кюветов. В особо сильно снегозаносимых выемках (кроме скальных) и на выходах из них (в пределах 100 м) расстояние от оси пути до внутреннего края опор должно быть не менее 5700 мм.
Горизонтальное расстояние 5700 мм, установленное для прямых, увеличивается в кривых по нормам табл. 7 Приложения 2 настоящей Инструкции только в особо сильно снегозаносимых выемках.
2.4. Линия габарита Сп —ооо—
(расстояние от оси пути 2000 мм)
2.4.1. На расстоянии 2000 мм от оси пути разрешается строительство погрузо-выгрузочных и сливоналивных устройств, свесов крыш прирельсовых складов, устройств по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту подвижного состава и других технологических устройств в нерабочем их положении, при их расположении у станционных и портовых путей, путей на территории промышленных и транспортных предприятий (как вне, так и внутри зданий), за исключением путей, по которым осуществляется пропуск негабаритных грузов и сквозной пропуск поездов.
2.4.2. При строительстве устройств, указанных в п. 2.4.1, на расстоянии 2000 мм от оси пути проход персонала между ними и подвижным составом, а также проезд составителей на подножках подвижного состава со стороны устройств не допускается.
При необходимости обеспечить указанный проход или проезд элементы конструкции устройств должны соответствовать, на высоте до 3200 мм, считая от уровня верха головок рельсов, как минимум расстоянию 2450 мм от оси пути (или для отдельных сооружений — линии —оо—).
2.4.3. Отдельные технологические элементы рассматриваемых в п. 2.4.1 устройств в порядке исключения при соответствующем обосновании допускается строить с отступлением от линии —ооо— в случаях, когда это вызывается требованиями технологического процесса, улучшает условия работы и безопасность обслуживающего персонала. Минимально допустимые расстояния от оси пути до устройств в этих случаях должны определяться путем увеличения полуширины принимаемого в качестве базового габарита подвижного состава или очертания самого подвижного состава на величины минимально допустимых зазоров, приведенных в табл. 1 — 2.
МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ
ЗАЗОРЫ дельта В ММ МЕЖДУ СООРУЖЕНИЯМИ ИЛИ
УСТРОЙСТВАМИ И ГАБАРИТОМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ИЛИ КОНКРЕТНЫМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ
│На высоте от уров-│ Для габаритов │ Для конкретного подвижного │
│ня верха головок │Т, Тц, Тпр, 1-Т│ состава │
│ │ при скорости движения, км/ч, не более │
│ │ 40 │ 10 │ 40 │ 10 │ 40 │ 10 │
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
│5500 — 5201 │ 135 │ 125 │ 190 │ 175 │ 165 │ 155 │
│5200 — 4901 │ 125 │ 115 │ 180 │ 170 │ 160 │ 150 │
│4900 — 4601 │ 120 │ 110 │ 175 │ 160 │ 155 │ 145 │
│4600 — 4301 │ 115 │ 105 │ 170 │ 155 │ 145 │ 140 │
│4300 — 4001 │ 105 │ 100 │ 160 │ 150 │ 140 │ 135 │
│4000 — 3701 │ 100 │ 95 │ 155 │ 145 │ 135 │ 130 │
│3700 — 3401 │ 90 │ 90 │ 150 │ 140 │ 130 │ 125 │
│3400 — 3101 │ 85 │ 80 │ 140 │ 130 │ 125 │ 120 │
│3100 — 2801 │ 80 │ 75 │ 135 │ 125 │ 120 │ 115 │
│2800 — 2501 │ 70 │ 70 │ 130 │ 120 │ 115 │ 110 │
│2500 — 2201 │ 65 │ 60 │ 120 │ 115 │ 105 │ 105 │
│2200 — 2001 │ 60 │ 55 │ 115 │ 105 │ 100 │ 100 │
│2000 — 1801 │ 55 │ 50 │ 110 │ 100 │ 95 │ 95 │
│1800 — 1601 │ 50 │ 50 │ 105 │ 100 │ 95 │ 90 │
│1600 — 1301 │ 45 │ 45 │ 100 │ 95 │ 90 │ 85 │
│1300 и менее │ 25 │ 25 │ 75 │ 75 │ 75 │ 75 │
Примечания. 1. Нормы, приведенные в графах 4 — 7, даны для внутренних сечений рассматриваемого подвижного состава. Для определения минимальных зазоров между сооружениями и частями подвижного состава, расположенных в наружных его сечениях, приведенные в графах 4 — 7 значения следует увеличить:
— на —— — при скорости до 40 км/ч;
— на —— — при скорости до 10 км/ч,
где: n — расстояние от ближайшего шкворня тележки до
рассматриваемого наружного сечения подвижного состава, м;
l — база подвижного состава, м.
Внутренние сечения подвижного состава — поперечные сечения в пределах базы подвижного состава (между направляющими сечениями).
Наружные сечения подвижного состава — поперечные сечения за пределами базы подвижного состава (снаружи направляющих сечений).
Направляющие сечения — сечения, проходящие через оси колесных пар для двухосных единиц подвижного состава и через вертикальные оси шкворней тележек — для четырехосных.
2. В кривых участках пути горизонтальные расстояния до сооружений или устройств, найденные с учетом норм табл. 1, следует дополнительно увеличить на величину ДЕЛЬТА нар — при расположении сооружения или устройства с наружной стороны кривой и на величину ДЕЛЬТА вн — при расположении с внутренней стороны:
ДЕЛЬТА нар = в — H —-, мм;
ДЕЛЬТА вн = в + H —-, мм,
где: в и в — геометрические выносы подвижного состава,
соответственно в наружную и внутреннюю стороны кривой,
определяемые по формулам:
для габаритов подвижного состава
для конкретного подвижного состава
в = — (l + n ) n — 125 —, мм;
в = — (l — n ) n + 125 —, мм,
где: h — возвышение наружного рельса, мм;
R — радиус кривой, м;
P — база тележек подвижного состава, м;
n — расстояние от ближайшего шкворня тележки до
рассматриваемого внутреннего сечения подвижного состава;
Н — расстояние от уровня верха головок рельсов до
рассматриваемой точки габарита или части подвижного состава, мм.
МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ
ЗАЗОРЫ дельта В ММ МЕЖДУ СООРУЖЕНИЯМИ ИЛИ
УСТРОЙСТВАМИ И ГАБАРИТОМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ИЛИ КОНКРЕТНЫМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ
│ На расстоянии от оси │ Для габаритов │ Для конкретного │
│ пути в мм │подвижного состава │подвижного состава │
│ │ при скорости движения, км/ч, не более │
│1900 — 1701 │ 65/80 │ 60/75 │ 85/100 │ 80/95 │
│1700 — 1501 │ 60/75 │ 55/70 │ 80/95 │ 75/90 │
│1500 — 1301 │ 55/70 │ 50/65 │ 75/90 │ 70/85 │
│1300 — 1101 │ 40/65 │ 40/60 │ 60/85 │ 60/80 │
│1100 — 901 │ 40/60 │ 40/60 │ 60/80 │ 60/80 │
│900 — 701 │ 40/55 │ 40/55 │ 60/75 │ 60/75 │
│700 и менее │ 40/50 │ 40/50 │ 60/70 │ 60/70 │
Примечания. 1. Нормы, приведенные дробью, даны для частей сооружений или устройств, расположенных: в числителе — ниже, а в знаменателе — выше соответствующих частей подвижного состава.
2. В кривых участках пути вертикальные расстояния от головок
рельсов до частей сооружений и устройств, найденные с учетом норм
табл. 2, следует дополнительно увеличить на величину
ДЕЛЬТА — с наружной стороны кривой и уменьшить на величину
ДЕЛЬТА — с внутренней стороны кривой:
ДЕЛЬТА = (В + 800) —-, мм;
ДЕЛЬТА = (В — 800) —-, мм,
где В — полуширина габарита или конкретного подвижного
состава на рассматриваемой высоте, мм.
В качестве базового габарита или типа подвижного состава следует принимать:
а) Для устройств, предназначенных для работы:
— с подвижным составом различных типов габарита Т — очертание габарита Т по линии 1-а-б-б1-а2-4-10 (габарит Тб);
— с вагонами пригородных электропоездов различных типов, построенных по габариту Т, — очертание габарита Т по линии 1-а-а1-а2-4-10 (габарит Та);
— с вагонами пригородных электропоездов одного типа, построенных по габариту Т, — вагон данного типа или габарит Та;
— с вагонами-самосвалами промышленного транспорта габарита Т — вагон-самосвал.
б) Для устройств, располагаемых у путей, по которым обращается только определенный подвижной состав и попадание на которые другого подвижного состава исключается:
— для сливоналивных устройств, промывочно-пропарочных станций и др., предназначенных для работы с цистернами различных типов — 8-осная цистерна габарита Тц (размеры цистерны даны в п. 5.1). В связи с различиями в поперечных размерах цистерн габарита Тц и четырехосных, меньших габаритов, возникающая в связи с этим разница в требуемых расстояниях от оси пути до частей соответствующих устройств по условиям техники безопасности должна перекрываться с помощью откидных устройств;
— для устройств, предназначенных для работы только с четырехосными цистернами (кроме цистерн для нефтепродуктов) и эксплуатация у которых цистерн габарита Тц исключается, — цистерна данного типа или габарит подвижного состава, в который она вписана;
— для вагоноопрокидывателей — полувагон габарита Тпр с максимальной шириной 3350 мм и высотой по верхней обвязке кузова — 4350 мм;
— для погрузочно-выгрузочных, размораживающих маневровых и других устройств по эксплуатации и ремонту полувагонов — полувагон с максимальной шириной 3350 мм и высотой верхней обвязки кузова — 4800 мм;
— для остальных устройств — габарит Тпр с учетом его очертания по штриховой линии 0-1-2-3.
2.5. Применение линий —о— и —оо— габарита Сп
2.5.1. Высоту от уровня головок рельсов до внутренних частей подкрановых балок, ригелей, балок проемов ворот и тому подобных сооружений и устройств на путях промышленных предприятий, предназначаемых для эксплуатации только специализированного подвижного состава этих предприятий высотой не более 4700 мм и попадание на которые подвижного состава общего пользования высотой более 4700 мм исключается, допускается принимать в соответствии с линией —о— габарита Сп, равной 4800 мм при соответствующем обосновании и по разрешению министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути.
2.5.2. Отдельно стоящие колонны, стойки проемов ворот производственных зданий, а также выступающие части зданий (пилястры, контрфорсы, лестницы и др.) при их длине вдоль пути не больше 1000 мм при новом строительстве и реконструкции должны располагаться в соответствии с линией —оо— габарита Сп ГОСТ 9238-83 на расстоянии 2350 мм от оси пути.
2.5.2.1. В трудных условиях при соответствующем обосновании по разрешению министерства или ведомства, в ведении которого находятся железнодорожные пути, допускается уменьшить расстояние, указанное в п. 2.5.2, до 2250 мм.
2.5.2.2. Построенные до введения ГОСТ 9238-83 отдельно стоящие колонны, стойки проемов ворот производственных зданий, а также выступающие части зданий (пилястры, контрфорсы, лестницы и др.) при их длине вдоль пути не более 1000 мм и отстоящие от оси пути на расстояние менее 2350 мм, но не менее 2250 мм допускается сохранять без переустройства.
2.6. Верхнее очертание габарита С
для электрифицированных линий
2.6.1. Очертание габарита приближения строений С по точкам I-II-III для электрифицированных линий (наибольшая высота 6400 мм — при подвеске контактного провода с несущим тросом и 6250 мм — без несущего троса) следует применять для вновь строящихся и переустраиваемых инженерных сооружений, расположенных на перегонах, остановочных пунктах без путевого развития и внешних подъездных путях.
2.6.2. В связи с намечаемым переходом к единой высоте подвески контактного провода на перегонах и станциях очертание габарита С I-II-III допускается применять для инженерных сооружений и на станциях, если высота подвески контактного провода на них принимается равной 5750 мм. При высоте подвески контактного провода 6250 мм следует применять очертание габарита С по точкам Iа-Iб-IIа-IIIа.
2.6.3. Очертание габарита С I-II-III установлено без учета возможного повышения уровня верха головок рельсов пои проведении работ по усилению верхнего строения пути, переходе на щебеночный балласт и др. Устройство такого повышения приводит к появлению высоты подвески контактного провода менее 5750 мм. Для предотвращения этого при строительстве новых и переустройстве существующих инженерных сооружений (мостов, тоннелей, путепроводов, пешеходных мостов и др.) вертикальные размеры очертания I-II-III 6400 (6250) мм следует дополнительно увеличивать на разницу в вертикальных размерах элементов верхнего строения пути, учитываемых в проекте и возможных в перспективе (п. 2.14 ГОСТ 9238-83).
Величина указанной разницы должна быть равной 400 — 500 мм, и при ее учете рекомендуется применять очертание габарита С Iа-Iб-IIа-IIIа.
2.6.4. Вертикальные расстояния Н от уровня верха головок
рельсов до низа конструкций других сооружений (воздушных
трубопроводов, сигнальных мостиков и т.п.), увеличение высоты
которых не вызывает больших дополнительных расходов, должны
определяться при разработке проекта для электрифицированных или
подлежащих электрификации линий с учетом соответствующей высоты
подвески контактного провода Н по формуле:
Н = Н + Т + А + Р, мм,
где: Т — расстояние по вертикали между контактным проводом и несущим тросом в месте пересечения. При пересечении в середине пролета между опорами контактной сети это расстояние допускается принимать равным 800 мм — для полукомпенсированной подвески и 600 мм — для компенсированной;
А — вертикальный воздушный зазор между токонесущими частями
контактной подвески и заземленными частями инженерных сооружений
(принимается по табл. 1 ГОСТ 9238-83);
Р — резерв на возможное в перспективе повышение уровня головок рельсов вследствие работ по усилению верхнего строения пути, укладке щебеночного балласта и др., принимается равным 400 — 500 мм.
2.6.5. Внутренние очертания верхней части переустраиваемых под электрическую тягу инженерных сооружений в трудных условиях допускается принимать с отступлением от линий I-II-III габарита С при условии, что они будут отвечать минимальным очертаниям В1, приведенным на рис. 1а для напряжения в контактной сети 25 кВ и на рис. 1б — для напряжения 1,5 — 4 кВ. Эти очертания построены с учетом нормальных воздушных зазоров, указанных на черт. 3 и в табл. 1 ГОСТ 9238-83 <**>, и обеспечивают проход токоприемника подвижного состава.
Рисунки не приводятся.
<**>В связи с переходом к единой высоте подвески контактного
провода на перегонах и станциях не менее 5750 мм от уровня верха
головок рельсов вместо приведенной в табл. 1 ГОСТ 9238-83 величины
зазора А 950 мм следует применять величину 450 мм.
2.6.6. Для линий, электрифицированных на переменном токе и на постоянном, — если намечается в перспективе их переоборудование под переменный, а также для не электрифицированных линий, намечаемых к электрификации, следует принимать очертание, приведенное на рис. 1а для напряжения 25 кВ.
2.6.7. Внутренние очертания верхней части ранее построенных сооружений, эксплуатируемых на электрифицированных линиях, должны быть не менее указанных на рис. 2а для напряжения в контактной сети 25 кВ и на рис. 2б — для напряжения 1,5 — 4 кВ (очертание В2). Эти очертания построены с учетом минимальных воздушных зазоров, приведенных на черт. 3 и в табл. 1 ГОСТ 9238-83, и обеспечивают проход токоприемника подвижного состава с отдельными ограничениями, устанавливаемыми в зависимости от типа сооружения или устройства, места его расположения и условий эксплуатации. Применение очертаний В2 допускается в исключительных случаях при соответствующем обосновании и с разрешения министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути.
2.6.8. Применение очертаний В1 и В2, указанных на рис. 1 — 2, не исключает необходимости устройства в местах расположения поддерживающих и фиксирующих устройств контактной подвески специальных ниш, выходящих за пределы этих очертаний. Размеры таких ниш устанавливаются проектом.
3. МИНИМАЛЬНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОЧЕРТАНИЕ
ПЕРЕУСТРАИВАЕМЫХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ
3.1. При проведении работ по реконструкции (усилению существующих железных дорог, внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей предприятий, в том числе при электрификации железных дорог, при постройке дополнительных главных путей, реконструкции станций, старых сооружений и устройств и других работах по реконструкции все негабаритные сооружения, устройства и междупутья должны приводиться к требованиям габаритов приближения строений С и Сп.
3.2. Если переустройство инженерных сооружений (в основном тоннелей) в случаях, указанных в п. 3.1, под габарит С (Сп) вызывает значительное снижение пропускной способности участка на длительный срок для производства работ или неосуществимо (необходима перестройка их заново), то, в виде исключения, с разрешения в каждом отдельном случае Министерства путей сообщения, министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути, допускается осуществлять переустройство в соответствии с минимально допустимым очертанием А, приведенным на рис. 3, с обеспечением расстояния между осями главных путей — не менее 4100 мм.
Верхняя часть таких сооружений с учетом электрификации линий должна соответствовать требованиям п. 2.6.5 настоящей Инструкции.
4. РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ОСЯМИ СМЕЖНЫХ ПУТЕЙ
4.1. Расстояние между осями путей на перегонах двухпутных линий должно быть не менее 4100 мм. На трех- и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего пути должно быть не менее 5000 мм. При установке опор между этими путями следует учитывать формулу п. 4.4.
4.2. Расстояния между осями смежных путей вновь строящихся и реконструируемых станций следует принимать по нормам СНиП. (Требования СНиП для путей общей сети и внешних подъездных путей приведены в справочном приложении 2 к ГОСТ 9238-83.)
В п. 3 табл. 2 указанного приложения допущена опечатка, в этом пункте должно быть: «приемо-отправочные и сортировочно-отправочные пути».
При выборе величин расстояний между осями путей и указанных в СНиП следует учитывать, что подготовка сети к применению габарита Т уже ведется.
4.3. Расстояния между осями крайних главных путей станций по согласованию с МПС допускается принимать 4100 мм.
4.4. При расположении в междупутьях станций сооружений и
устройств в случаях, предусмотренных ГОСТ 9238-83 и настоящей
Инструкцией (см. п. 2.1.2 и 2.1.4), расстояние между осями смежных
путей должно быть достаточным для того, чтобы со стороны каждого
пути обеспечивался габарит приближения строений. Величина этого
расстояния S при установке опор, мачт, столбов, весовых будок,
стрелочных постов, постов централизации и блокировки и других
сооружений должна быть не менее:
S >= 2450 + а + 2450, мм,
где а — ширина сооружения или устройства поперек пути с учетом допусков на его установку, мм.
Для отдельных сооружений и устройств, например карликовых светофоров, размещаемых в местах нижних выступов габаритов приближения строений С и Сп (очертание габаритов по точкам 4-5-6-7-8), вместо указанного в формуле размера 2450 мм следует принимать соответственно размер 1920 мм (в кривых — с соответствующим уширением).
4.5. На вновь проектируемых и переустраиваемых станциях размещение вагоноремонтных установок типа РУ-4 должно предусматриваться на междупутьях шириной не менее 5300 мм (для существующих станций см. п. 5.3.6). На таких междупутьях не должна производиться установка опор и других устройств. При обоснованной необходимости размещения опор или других устройств расстояние до них от оси ближайшего станционного пути должно быть не менее 2450 мм.
4.6. При укладке рядом с главным путем временных технологических тупиковых путей расстояние до них следует определять из условия сохранения возможности и беспрепятственного пропуска по главному пути всех поездов, в том числе с негабаритными грузами. При полуширине В подвижного состава или оборудования, находящегося на временном пути, указанное расстояние в прямой должно быть не менее:
S >= 2450 + В + С, мм,
где: 2450 — ширина пространства от оси пути, которое может быть занято негабаритным грузом на главном пути;
С — зазор безопасности на возможные отклонения временного пути от проектного положения и перемещения находящегося на нем подвижного состава или оборудования; величина зазора определяется проектом и принимается не менее 150 мм.
4.7. На главных путях обгонных пунктов, имеющих расстояние между осями путей 4100 мм, стрелочные переводы, ведущие на боковые пути, нельзя проектировать в одном створе. Центры таких переводов должны быть сдвинуты относительно друг друга на расстоянии не менее 17 м (см. рис. 4а).
При укладке параллельных съездов на смежных путях с расстоянием между их осями 4100 мм расстояние между осями параллельных съездов должно быть не менее 4800 мм, а центры смежных стрелочных переводов сдвинуты относительно друг друга на расстояние не менее 13,5 м (см. рис. 4б).
4.8. В процессе эксплуатации допускается отклонение от нормативных значений расстояний между осями путей (4100, 4500, 4800 и 5300 мм) в сторону уменьшения на величину не более 50 мм.
5. МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ГАБАРИТНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К СООРУЖЕНИЯМ, УСТРОЙСТВАМ И РАССТОЯНИЯМ
МЕЖДУ ОСЯМИ ПУТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
ВОСЬМИОСНЫХ ПОЛУВАГОНОВ ГАБАРИТА Тпр И ЦИСТЕРН
5.1. Общие положения
5.1.1. Подготовка сети железных дорог к введению в эксплуатацию восьмиосных полувагонов габарита Тпр и цистерн габарита Тц предусмотрена Приказом Министра путей сообщения от 3 мая 1982 г. N 22Ц в период с 1983 г.
Приводимые в настоящей Инструкции минимально допустимые габаритные требования к сооружениям, устройствам и междупутьям при подготовке к эксплуатации восьмиосных полувагонов и цистерн указанных габаритов приняты в соответствии с нормами, утвержденными МПС по согласованию с ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта 02.01.1978 N А-430 и 04.01.1978 N А-429 и введенными в действие распоряжением МПС от 13.01.1978 N А-1180.
5.1.2. Минимально допустимые габаритные требования к сооружениям, устройствам и междупутьям предназначены для определения объектов, подлежащих обязательному переустройству до введения в эксплуатацию восьмиосных полувагонов и цистерн габарита Тпр и Тц.
5.1.3. Минимально допустимые габаритные требования к сооружениям, устройствам и междупутьям представляют собой минимальные внутренние очертания сооружений и нормы на расстояния между осями путей на перегонах и станциях, которым, как минимум, должны соответствовать существующие сооружения, устройства и междупутья к моменту введения в эксплуатацию восьмиосных полувагонов габарита Тпр и восьмиосных цистерн габарита Тц.
Основанием для их разработки явились следующие причины:
— превышение полувагонами габарита Тпр и цистернами габарита Тц размеров (по ширине и высоте) соответствующего существующего подвижного состава;
— наличие на сети железных дорог сооружений, устройств и междупутий, не отвечающих габаритным нормам (ГОСТ 9238-83) и приспособленным к работе только с существующим подвижным составом;
— невозможность переустройства в сжатые сроки всех имевшихся на сети железных дорог негабаритных сооружений и устройств под габариты приближения строений С (Сп) и достаточность размеров многих из них для пропуска вагонов габаритов Тпр и Тц.
5.1.4. Минимальные внутренние очертания сооружений и нормы на междупутья, приведенные в настоящей Инструкции, устанавливались исходя из размеров габаритов подвижного состава Тпр и Тц, а также строительных размеров 8-осных полувагонов и цистерн указанных габаритов. Эти строительные размеры и ряд других параметров составляют:
— для восьмиосных полувагонов габарита Тпр — ширина 3350 мм; высота 4350 мм; длина по кузову 17,95 м; база 10,55 м;
— для восьмиосных цистерн габарита Тц — наибольшая ширина по шпангоутам на высоте 3029 мм — 3598 мм; длина 18,09 м, база 10,52 м; поперечные размеры на других высотах цистерн указаны ниже.
Примечание. На высоте менее 3029 мм ширина цистерн уменьшается; начиная с высоты 1465 мм и менее она соответствует габариту 1-Т.
5.1.5. При подготовке к эксплуатации полувагонов габарита Тпр может возникнуть необходимость в устранении негабаритности сооружений, устройств и междупутий на перегонах и станциях, а к эксплуатации цистерн габарита Тц — сооружений, устройств и междупутий на перегонах. Требования к станционным междупутьям при подвижном составе габарита Тц сохраняются те же, что и при существующем подвижном составе, имея в виду, что в нижней зоне габарит Тц по размерам совпадает с действующим габаритом 1-Т.
5.2. Требования к габаритам сооружений и устройств
5.2.1. Все сооружения и устройства, отвечающие требованиям габаритов приближения строений С и Сп ГОСТ 9238-83, обеспечивают безопасную эксплуатацию подвижного состава любых типов, построенных с полным использованием габаритов Тпр и Тц.
5.2.2. Для обеспечения пропуска восьмиосных полувагонов габарита Тпр по участкам, имеющим сооружения и устройства, не отвечающие габаритам приближения строений С и Сп, следует применять контрольные очертания сооружений, показанные сплошными линиями на рис. 5 и 6 (ПР’ и ПР’п). Очертания, показанные на рис. 5 и 6 штриховыми линиями (ПР и ПРп), предназначены для подготовки и эксплуатации других типов подвижного состава, построенных с полным использованием габарита Тпр по высоте, т.е. более 4350 мм. Обеспечение этих очертаний должно предусматриваться во вторую очередь.
5.2.3. Для обеспечения пропуска восьмиосных цистерн габарита Тц по участкам, имеющим сооружения и устройства, не отвечающие габаритам приближения строений С и Сп, следует применять очертания приближения строений, приведенные на рис. 7 и 8 (Ц и Цп).
5.2.4. Размеры очертаний приближения строений, приведенные на рис. 5 — 8, даны для прямых участков пути. В кривых их следует принимать в соответствии с Приложением 2, табл. 14 — 17.
5.2.5. Размеры сооружений и устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия в рабочем положении с полувагонами габарита Тпр и цистернами габарита Тц, должны устанавливаться исходя из строительных размеров этих вагонов, указанных в п. 5.1.4.
5.2.6. В тех случаях, когда приведение высоких погрузочных платформ к расстоянию 1775 мм, предусмотренному очертаниями по рис. 5 и 6, требует их полного переустройства, разрешается применить меньшее расстояние, равное 1750 мм, получающееся путем учета между полувагоном (полуширина 3350 : 2 = 1675 мм) и краем платформы зазора 75 мм, принятого в качестве минимальной нормы в рамках железных дорог — членов ОСЖД.
5.2.7. В отдельных случаях, когда обеспечение очертаний, приведенных на рис. 5 — 8, вызывает необходимость капитального переустройства сооружений и устройств, допускается определять требуемые расстояния до них путем учета между строительной полушириной полувагона или цистерны (см. п. 5.1.4) и этим сооружением или устройством минимально допустимых зазоров, приведенных в табл. 1 — 2 настоящей Инструкции для конкретного подвижного состава.
5.3. Минимально допустимые расстояния
между осями путей при эксплуатации подвижного
состава габарита Тпр
5.3.1. Устанавливаемые ниже нормы минимально допустимых расстояний между осями путей распространяются только на существующие перегоны и станции.
5.3.2. Расстояние между осями главных путей на перегонах и станциях (в т.ч. не являющихся крайними) должно быть не менее 4100 мм.
Расстояние между осями смежных путей обгонных пунктов и разъездов должно быть не менее расстояния, установленного для перегонов.
5.3.3. Расстояние между осями главного или приемо-отправочного пути, предназначенного для безостановочного пропуска поезда, и смежного с ним пути должно быть не менее 5000 мм. При таком расстоянии во время следования поезда по станции со скоростью 61 — 120 км/ч выполнение трудовых операций по обработке состава на смежном пути должно быть приостановлено, а работники должны стоя пропустить поезд.
Меньшее расстояние (до 4100 мм) между осями указанных путей разрешается сохранять без переустройства при условии, что за 3 минуты до прохода поезда работники будут уходить с междупутья или во время прохода поезда смежный с ним путь будет свободен.
5.3.4. Расстояние между осями смежных приемо-отправочных и сортировочных путей должно быть не менее 4800 мм.
На приемо-отправочных путях при указанном расстоянии могут выполняться все трудовые операции по обработке составов, за исключением прохода работников по междупутьям при одновременном движении составов по обоим смежным путям. При такой ситуации работника должны остановиться и снова идти после прекращения движения по одному из путей.
На сортировочных путях при указанном расстоянии могут выполняться все технологические операции без ограничений.
Расстояние меньше 4800 мм, но не меньше 4650 мм между осями приемо-отправочных и сортировочных путей, за исключением путей, между которыми работают башмачники, разрешается сохранять без переустройства при условии соблюдения дополнительных требований безопасности:
— технологические операции выполняются персоналом только тогда, когда путь, смежный с тем, на котором обрабатывается состав, свободен, или подвижной состав на нем стоит; во время движения по смежному пути выполнение трудовых операций приостанавливается;
— проход работников по междупутью разрешается, когда один путь свободен, а если оба пути заняты, то только при стоящих составах; во время движения по одному из смежных путей работники стоя пропускают состав.
5.3.5. Расстояние между осями второстепенных станционных путей (пути стоянки подвижного состава, пути грузовых дворов) должно быть не менее 4500 мм. При таком расстоянии проход работников по междупутью разрешается только при стоящих вагонах.
5.3.6. Расстояние между осями путей, на междупутьях которых эксплуатируется вагоноремонтная установка РУ-IV (или другая, имеющая размеры по ширине не более, чем у РУ-IV), должно быть 5000 мм и более.
Расстояние между осями таких путей менее 5000 мм, но не менее 4800 мм, может быть сохранено в тех случаях, когда его увеличения нельзя достигнуть путем передвижки или снятия отдельных путей, а требуется проведение большого объема работ по реконструкции соответствующего парка станции. При указанных расстояниях между осями путей (5000 и 4800 мм):
— проход работников между подвижным составом и вагоноремонтной установкой разрешается только при стоящих вагонах;
— в зоне работы установки должны быть предусмотрены специальные средства оповещения работников о предстоящем передвижении состава по смежному пути.
5.3.7. При соответствии междупутий перегонов указанному в п. 5.3.2 расстоянию 4100 мм обеспечивается безопасный пропуск во встречном движении по смежным путям подвижного состава действующих габаритов, а также габаритов Тпр и Тц при сохранении установленных условий пропуска негабаритных грузов.
На перегонах, где норма 4100 мм не выдержана, безопасность пропуска во встречном движении 8-осных полувагонов габарита Тпр и цистерн габарита Тц будет обеспечиваться, если расстояния между осями путей будут не менее:
3850 мм — при эксплуатации полувагонов габарита Тпр;
4000 мм — при эксплуатации цистерн габарита Тц.
Сохранение на перегонах указанных междупутий (в местах, где приведение их к норме 4100 мм в установленные сроки трудноосуществимо из-за больших объемов работ) может быть временно допущено при установлении с их учетом предусмотренных Инструкцией МПС N ЦД/4172 1983 г. условий пропуска во встречном движении негабаритных грузов.
5.3.8. Если скорость движения по путям, указанным в п. 5.3.3, 60 км/ч и менее, требования к расстоянию между их осями следует принимать такие же, как и указанные в п. 5.3.4 для приемо-отправочных путей.
5.3.9. В тех случаях, когда расстояние между осями смежных приемо-отправочных и сортировочных путей не отвечает норме 4800 мм и его увеличение связано с крупными работами по реконструкции станций, необходимо обеспечить соблюдение условий, допускающих применение согласно п. 5.3.4 нормы 4650 мм.
5.3.10. В порядке исключения расстояния между осями смежных путей, на которых производится ограниченное число трудовых операций, могут быть уменьшены по сравнению с п. п. 5.3.3 — 5.3.6 и приняты по наибольшему значению S для трудовых операций, выполняемых в рассматриваемом междупутье. При этом в инструкции по технике безопасности для работников данной станции должно быть указано, какие трудовые операции разрешается и какие запрещается выполнять в рассматриваемом междупутье.
Ниже в табл. 3 приводятся расстояния между осями смежных путей S, необходимые при выполнении отдельных трудовых операций по обработке составов, положенные в основу норм п. п. 5.3.3 — 5.3.6.
5.3.11. Приведенные расстояния между осями путей даны для прямых участков пути, в кривых они должны быть увеличены по эксплуатационным нормам, приведенным в табл. 18 Приложения 2 к настоящей Инструкции.
│ N │ Трудовые операции │Расстояние S, мм, при скоростях дви-│
│п/п│ │жения обрабатываемого состава V и │
│ │ │состава на смежном пути V не более,│