передний или задний привод?! что выбрать!
Борьба мостов: передний или задний?
Чтобы максимально детально раскрыть потенциал и переднего, и заднего приводов, постараемся остановиться подробно на трех самых важных моментах: особенностях технической конструкции, влиянии на общие правила управления автомобилем и тонкостях поведения на скользком дорожном покрытии, где наиболее полно проявляется основное отличие двух приводов.
Сложное — враг хорошего?
Самым главным принципиальным отличием переднего привода от заднего является его простота. Двигатель здесь воздействует на передние колеса напрямую, поэтому они одновременно и ведущие, и управляющие. Задний привод имеет более сложную конструкцию: двигатель здесь вращает задние колеса с помощью карданного вала. При этом устройство отечественного заднего привода (модельный ряд ВАЗ включительно до «семерки») отличается от конструкции аналогичного привода иномарок (как правило, это большинство немецких автомобилей «Мерседес» и «БМВ»). У российских авто момент вращения между колесами распределяется через задний мост, а в зарубежных машинах используются специальные полуоси, схожие с теми, что используются в переднеприводных автомобилях.
Практическая ценность переднего привода — это его минимализм. За счет отсутствия лишних узлов — кардана и редуктора заднего моста, а также за счет более простой конструкции отдельных деталей (например, ШРУСы в переднеприводных машинах устроены проще, чем те же полуоси западных заднеприводных автомобилей) передний привод выигрывает по весу и долговечности конструкции. Но если придется столкнуться с неисправностью ходовой части переднеприводного автомобиля — готовьтесь к худшему: ремонт таких машин гораздо сложнее, чем заднеприводных.
Проблемы ведущего привода нет только у внедорожников
Есть у переднего привода и более существенный конструктивный недостаток: на автомобили с передними ведущими колесами нельзя установить мощный двигатель. Как правило, 200 «лошадей» для переднеприводных автомобилей — абсолютный предел: при установке двигателя большей мощности начинаются проблемы с перегрузками основных узлов ходовой части, из-за чего критически снижается управляемость машины. Задний привод, который в России часто называют классическим, можно оснастить и более мощным мотором, поскольку его техническая конструкция позволяет стабилизировать движение автомобиля с помощью сложных электронных систем.
«Вот новый поворот…»
Управление на дороге автомобилей с передним и задним приводом так же отличается, как управление самолетом и вертолетом: общие принципы одинаковы, но мелкие детали играют немаловажную, а иногда и решающую роль.
При условии движения по прямому участку дороги переднеприводной автомобиль уверенно набирает баллы: машина отлично слушается руля и малейшее изменение положения рулевого колеса мгновенно передается ведущим колесам. С передним приводом легче объезжать редкие выбоины, проще выполнять обгоны. Поскольку переднеприводной автомобиль тянется за ведущим мостом, он легче слушается водителя. Задний привод лишен возможности быстро реагировать на поворот рулевого колеса, поэтому автомобиль вынужден подтягивать задний мост за поворачивающими передними колесами. Зато при старте на прямой в выигрыше окажется заднеприводная машина, раньше схватившая крутящий момент на загруженный массой задний мост.
Когда дело доходит до поворотов, задний привод выбивается в явные лидеры. Во-первых, переднеприводные автомобили грешат недостаточной поворачиваемостью: на практике этот термин означает, что автомобиль с передним приводом будет входить в поворот по большему радиусу, чем его изначально задает водитель. Классический пример аварийной ситуации из-за такого упрямого характера переднего привода — снос передней оси на дороге с плохим покрытием (осыпающимся щебнем, грязевой или снежной кашей, ледяной коркой).
На гоночной трассе ведущий мост играет огромную роль
Чем круче поворот, тем сильнее очевидно преимущество заднего привода: классические авто быстрее набирают скорость после сбрасывания газа — ведь пик нагрузки приходится именно на ведущий задний мост, в то время как переднеприводные машины садятся на корму и буксуют («шлифуют») ведущими передними колесами. Впрочем, в поворотах не стоит сильно усердствовать и на заднеприводных автомобилях: им свойственна избыточная поворачиваемость и, как следствие, занос задней оси.
Все хрестоматийные примеры с крутым поворотом и прямолинейным стартом чаще всего оказывают влияние только на спортивных треках: понятно, что в условиях размеренной городской езды никто не будет считать лишние секунды. А вот зимой, когда снег и жидкая слякоть на дорогах заставляют ценить даже десятые и сотые доли секунды, разница между передне- и заднеприводными автомобилями может оказаться весьма существенной.
Встаем на коньки
Поведение представителей различных приводных систем на скользком покрытии тоже легче всего показать на примере ровного участка дороги и поворота. Переднеприводной автомобиль даже в условиях гололеда может уверенно идти по прямой на солидной скорости — склонности к заносу у него нет. Однако и здесь передний привод может преподнести коварный сюрприз: как только передние колеса начинают пробуксовывать, автомобиль мгновенно теряет управление. Предугадать возникновение такой ситуации можно по легким боковым смещениям машины и непривычно легкому хождению рулевого колеса.
Но самая страшная неприятность ждет владельца переднеприводной машины при повороте на дороге со скользким покрытием. Мало того что недостаточная поворачиваемость будет тянуть непослушный автомобиль на встречную полосу, так еще и весьма велика вероятность возникновения сноса. И здесь вам не поможет испытанный способ борьбы с заносом на классических машинах с задним приводом: ни сброс газа, ни выворачивание руля в противоположную заносу сторону не добавят переднеприводному автомобилю управляемости. Как это ни парадоксально, только увеличение тяги и поворот руля в сторону сноса смогут спасти авто с передним приводом. Если заднеприводную машину водитель пытается успокоить и выровнять относительно заноса, то с передним приводом такой фокус не пройдет — машину нужно силой заставить выбраться из сноса, поэтому сбрасывать газ и оставлять ведущие колеса без нагрузки в этом случае равносильно самоубийству.
На проблемном покрытии разница приводов хорошо чувствуется
Конечно, в подобных ситуациях водители оказываются не так часто, однако статистика показывает, что ДТП, возникшие по вине водителей, пересевших с заднего привода на передний и наоборот, — далеко не редкость. Главное — не забывать, как вести себя в критической ситуации на той или иной машине, ну и, конечно, поддерживать автомобиль в форме. Особенно это касается водителей переднеприводных машин — зимой им нужно регулярно проверять давление в шинах: этот критерий очень влияет на управляемость автомобиля в зимних условиях. И, конечно, обязательно переобуйте свой автомобиль в зимнюю резину. Причем не выборочно (передние или задние колеса), а полностью и не только на переднеприводных автомобилях. Хорошая «шиповка» не помешает автомобилю ни с задним, ни даже с полным приводом, так что экономить на собственной безопасности — просто глупо.
Задний привод оправдывает титул «классики»: автомобили, оснащенные таким приводом, могут удачно сочетать мощность и управляемость, однако только на дороге с хорошим покрытием — в гололед королем трассы становится переднеприводной автомобиль. Впрочем, это только до первого поворота — различные углы входа передних и задних колес передают пальму первенства заднеприводным автомобилям: их проще и привычнее удерживать под контролем.
Сама конструкция заднеприводного автомобиля проверена временем, однако она более громоздка. Карданная передача гарантирует своему владельцу потери в мощности, но задний привод изначально рассчитан на более мощные двигатели. Кроме того, эти машины уступают переднеприводным коллегам в проходимости. Зато переднеприводные машины сложнее ремонтировать.
Сегодняшняя ситуация на автомобильном рынке — как отечественном, так и мировом — говорит в пользу переднего привода. Хотя некоторые именитые мастодонты автомобильной отрасли, такие как «Мерседес» и «БМВ», не собираются отказываться от дедовских традиций и до сих пор выпускают автоновинки с классическим приводом на заднюю ось. Впрочем, немцы имеют на это полное право: если бы отечественные заводы смогли хотя бы на десятую часть клонировать и применить в наших машинах сложнейшие стабилизационные системы, используемые в современных заднеприводных «немцах», отечественная проблема заднего привода была бы решена раз и навсегда.
Чем отличается передний привод от заднего
Привод автомобиля — это одна из его технических характеристик. Это «движитель» любого транспортного средства, который состоит из источника энергии, передаточного механизма, аппаратуры управления, исполнительного механизма и рабочего органа.
Виды систем приводов автомобиля:
- Задний привод.
- Передний привод.
- Полный привод.
Наглядно по каждому виду привода ниже на Рисунке 1, Рисунке 2, Рисунке 3.
Рисунок 1. Полный привод автомобиля.
Рисунок 2. Передний привод автомобиля.
Рисунок 3. Задний привод автомобиля.
Подробнее остановимся на заднем приводе автомобиля и рассмотрим этот вид детальнее.
ЗАДНИЙ ПРИВОД АВТОМОБИЛЯ
Итак, заднеприводные авто – это авто с хорошей управляемостью, маневренностью, безопасностью и хорошей передачей мощности. Именно к таким и относятся грузовые Isuzu, Hyundai, Fuso, Hino. Да! Для всех этих грузовиков характерным и общим является задний привод.
Устройство заднего привода имеет упрощенную схему расположения элементов: двигатель – коробка – карданный вал и мост – дифференциал. Как следствие, заднеприводные авто имеют более правильное распределение массы и нагрузки.
Основными узлами заднего привода являются:
- Карданный вал.
- Задний мост с дифференциалом.
Если объяснять принцип работы заднего привода простыми словами, то выглядит это так: задние колеса транспортного средства соединены с двигателем, двигатель раскручивает колеса, после этого колеса приводят авто в движение. При этом, передняя ось движется накатом.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАДНИЙ ПРИВОД АВТО ОТ ПЕРЕДНЕГО ПРИВОДА
Во-первых, у авто с передним приводом двигатель всегда располагается вблизи передних колес, с задним – он может быть размещен где угодно. Чтобы понять, чем отличаются эти два привода, нужно рассмотреть их преимущества и недостатки.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАДНЕГО ПРИВОДА АВТО
Споры о том, какой привод лучше – это споры вне времени. Кто-то считает для себя, что переднеприводные, кто-то – заднеприводные, остальные и вовсе отдают предпочтение полному приводу. Однозначного ответа нет.
Что касается преимуществ заднего привода, ими являются недостатки переднего. К преимуществам заднего привода следует отнести:
- Высокий уровень сцепления транспортного средства с дорожным покрытием. В том числе, хорошая устойчивость на грунте.
- Облегченное движение на подъем, без дополнительных усилий.
- Водители отмечают сниженный уровень передачи вибрации от мотора на рулевое колесо.
- Для тех, кто занимается грузоперевозками — более равномерное распределение массы на все оси.
- Высокую маневренность автомобиля, легкость управления и безопасность (за счет низкого уровня вероятности заноса).
- Удобство облуживания автомобиля за счет более свободного подкапотного пространства.
Соответственно, все вышеперечисленные преимущества заднего привода и являются недостатками переднего привода.
НЕДОСТАТКИ ЗАДНЕГО ПРИВОДА АВТО
К ним принято относить:
- Первоначальная дороговизна агрегата, что удорожает конечную стоимость автомобиля.
- Ухудшенная проходимость в условиях снега, грязи. Тут же – склонность к заносу.
- Увеличенный расход топлива за счет большого веса конструкции.
Как вы успели заметить, количество преимуществ заднего привода в 2 раза превосходит количество его недостатков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день, автомобили с задним приводом считаются безнадежно устаревшими. Но, в то же время, заднеприводный автомобиль – это рабочая лошадка, которая не подведет в плохих дорожных условиях, не подведет вас в момент перегруза.
Если вы только планируете покупку автомобиля, проанализируйте преимущества и недостатки каждого вида привода, выделите для себя ключевые моменты и выбор придет сам собой.
Если же вы уже являетесь владельцем заднеприводного грузовика, например Хендай, Исузу, Фусо или Хино, обязательно сохраняйте контакты сети магазинов «Автотяга» и, при возникновении потребности в автозапчастях, обращайтесь к проверенным специалистам.
КОНТАКТЫ СЕТИ МАГАЗИНОВ «АВТОТЯГА»
Присоединяйтесь к нам
Задний привод авто – это конструкция трансмиссии автомобиля, которая обеспечивает крутящий момент от двигателя на задние колеса.
Чем отличается задний привод от переднего привода? Чем задний привод лучше переднего? Подробнее вопрос раскрываем в нашей новой статье >>>
В чём разница между полным, передним и задним приводом: преимущества и недостатки, особенности
Если упрощённо описать работу привода, то: двигатель передаёт крутящий момент на передние, задние или все колёса автомобиля. В зависимости от колёс, автомобили и подразделяются на:
Заднеприводные автомобили
Многие эксперты считают, что век заднеприводных автомобилей уже прошёл, но множество автолюбителей до сих пор предпочитают именно этот вид из-за неоспоримых преимуществ:
- В сравнении с переднеприводными автомобилями, заднеприводные являются более манёвренными. Это происходит потому, что вес распределяется равномерно на переднюю и заднюю ось. Также стоит отметить, что угол разворота больше именно у этого вида (на большой разворот тратится меньше поворотов руля).
- Авто, имеющие задний привод, быстрее разгоняются и лучше преодолевают даже крутые склоны.
- Чаще заднеприводные автомобили более мощные.
Спорным фактом является то, что занос заднеприводного автомобиля происходит гораздо легче. Существует термин «управляемый занос», знакомый водителям гоночных авто и любителям уличного дрифта. Ещё одним минусом можно вынести то, что заднеприводные автомобили более дорогие.
Переднеприводные автомобили
Начиная с момента создания в 1930-х, авто с передним приводом быстро завоевали рынок и сердца многих автолюбителей. Первое и для многих решающее преимущество – это, конечно, цена. Дешевле обойдётся не только покупка переднеприводного автомобиля, но и его ремонт. На сегодняшний день практически все автомобили бюджетного сегмента имеют передний привод.
Облегчённая во всех смыслах конструкция переднеприводного автомобиля позволяет потреблять меньше топлива, а также происходит меньше поломок. Нельзя не упомянуть и минусы переднеприводного автомобиля:
- Вес переднеприводного автомобиля распределён неравномерно, нагрузка приходится на переднюю часть. Из-за этого задние колёса имеют плохое сцепление с дорогой. Особенно осторожными владельцам нужно быть зимой. Занос переднеприводного автомобиля – неприятная и неконтролируемая ситуация, машину может закрутить на льду.
- В руль поступает намного больше вибраций от дороги, чем у предыдущего вида. К тому же, чтобы сделать манёвр, необходимо приложить больше усилий.
Полноприводные автомобили
Полноприводные автомобили имеют возможность поездки и в одном из перечисленных видов, но и подключать оба сразу.
К преимуществам авто с полным приводом можно отнести, во-первых, комфорт и высокую проходимость, а также устойчивость и контроль даже в условиях бездорожья. Недостатки вытекают из преимуществ: полноприводный автомобиль имеет самую высокую цену и расход топлива. Комфорт сопровождается также шумностью. В случае заноса полноприводного автомобиля скользят все колёса, что заметно усложняет выход из этой ситуации.
Нельзя выделить худший или лучший привод. У каждого водителя есть своя манера вождения и предпочтения. Любителям контролируемых заносов не будет важна повышенная стоимость заднеприводного автомобиля, а водители, предпочитающие средний ценовой сегмент, предпочтут переднеприводные.
Передний или задний привод: какой лучше выбрать
Планируя покупку машины, большинство автомобилистов обдумывают ее технические характеристики. Наряду с мощностью и объемом двигателя, типом трансмиссии и прочими параметрами, приходится выбирать передний или задний привод. Полемика о практичности и преимуществах одной из этих двух конфигураций в кругах автолюбителей и водителей-профессионалов ведется достаточно активно, и консенсуса пока нет.
Базовые сведения
Прежде чем мы сделаем попытку ответить на вопрос о том, что лучше – передний или задний привод, вспомним технические нюансы. Это поможет лучше разобраться в теме. Под словом «привод» подразумевается определенная сборка трансмиссии. Через нее двигатель передает вращение на пару колес – заднюю или переднюю. Если вращательный момент коммуницируется на задние колеса, они являются ведущими, и речь идет о заднеприводном автомобиле. Когда же вращательный момент передается на переднюю пару, ведущими являются передние колеса, значит, и автомобиль переднеприводный.
В эру раннего автомобилестроения все было просто. Первые машины выпускались исключительно с задним приводом, альтернатив не было. В первой половине ХХ века стали появляться и переднеприводные образцы, количество которых росло.
В настоящее время большинство легковых машин выпускаются именно на переднем приводе. Казалось бы, проблем быть не должно – выбирай марку, устраивающую по цене, и покупай. В то же время заднеприводные автомобили еще не исчезли с рынка – и с этим фактом приходится считаться. Вдобавок оказалось, что немалая часть водителей склоняется именно к такой конфигурации авто. Следовательно, вопрос о том, какой привод лучше – задний или передний, продолжает оставаться актуальным.
Задний привод: особенности, плюсы и минусы
Начнем обзор с лучших характеристик. Заднеприводным автомобилям свойственны:
Хорошая управляемость. Руль заднеприводных автомобилей является более чувствительным к воздействиям водителя.
Низкий уровень вибрации в момент движения. Достигается это благодаря рациональному расположению «начинки». Большинство механизмов, в том числе и те, которые нужны для тяги, находятся сзади, а спереди размещены узлы, ответственные за управление.
Плавное переключение скоростей.
Преимущества автомобилей с задним приводом проявляются и в начале движения, когда масса машины смещается назад. Вследствие разгрузки передних колес улучшается сцепление. Хорошая управляемость наблюдается и при снежных заносах.
Одним из главных недостатков авто с задним приводом является высокая цена. Она объясняется дорогим производством. Заднеприводные автомобили весят больше переднеприводных. Это увеличивает расход топлива. Комплектующие больше подвержены трению, значит, они быстрее изнашиваются, что заставляет лишний раз обращаться в автосервис.
Обратите внимание
Дополнительным негативным фактором является и то, что очень многие машины, оснащенные задним приводом, не новы, некоторые модели сняты с производства. Даже тот факт, что запчасти продолжают выпускаться, не улучшает эксплуатационных характеристик, потому что «начинка» все равно старая.
Внутри заднеприводных автомобилей мало места. Это связано с конструкцией, поскольку карданный туннель проходит через салон. Работая, система заднеприводного автомобиля включает большое количество жидкости. В итоге приходится постоянно контролировать состояние сальников. Если этого не сделать, они рискуют потечь и привести в негодность рабочие детали. Многие водители отмечают: заднеприводные автомобили хорошо управляемы, но с устойчивостью и проходимостью наблюдаются проблемы.
Передний привод: достоинства и недостатки
Если задний привод «толкает» машину, то передний «тащит» ее за собой. Одним из весомых преимуществ автомобилей данной конфигурации является цена. Производство таких модификаций значительно дешевле. На автомобилях отсутствует карданный туннель, что высвобождает салон.
При рассмотрении вопроса, что лучше – задний привод или передний, обязательно нужно отметить высокую курсовую устойчивость машин, оснащенных последним. Эта особенность является очевидным преимуществом. Она в полной мере проявляется в снегопады и на загрязненной дороге.
Гораздо рациональнее скомпонована «начинка» переднеприводных автомобилей. Например, отсутствуют сальники, что упрощает уход. При сильных морозах нет проблем с запуском мотора. При повороте передние колеса сразу приобретают нужную траекторию, что рационализирует использование энергии. Для сравнения: на заднеприводных машинах передние колеса идут по касательной траектории движения.
Казалось бы, набор преимуществ очевиден, но не все однозначно. Автомобили с передним приводом имеют и недостатки:
Маневренность, которая хуже, чем у заднеприводных машин. Этот фактор не усложняет движение критически, но определенный дискомфорт, особенно у новичков, все-таки может возникнуть.
Усиленная вибрация в салоне в момент езды. Ее продуцирует мотор из-за своего расположения.
Проблемы во время начала движения. Они проявляются в том, что, прежде чем тронуться с места, машина с передним приводом проседает назад. Это связано с недостаточным сцеплением. Результатом может быть стопорение машины на одном месте. Во дворе это не грозит серьезными последствиями, но на оживленном перекрестке чревато проблемой для участников движения, вплоть до создания аварийной ситуации.
Неравномерное распределение веса. Причиной этого является то, что большая часть агрегатов, «ответственных» за движение автомобиля, располагается спереди, там же сосредоточен и основной вес. Это грозит заносами, которые могут возникнуть на резких поворотах.
Ситуация, описанная в предыдущем пункте, довольно опасная. Чтобы снизить все риски, связанные с ней, необходимо выработать особую манеру езды. Заключается она в следующем: если ощущаете, что машину заносит, не спешите нажимать на педаль тормоза (тем более нельзя это делать резко). Дайте автомобилю набрать обороты, что приведет к его выравниванию (разумеется, на участках). Там, где есть крутые повороты, необходимо соблюдать скоростной режим и сильно не разгоняться.
Если руль машины не снабжен гидроусилителем, при ускорении он может дрожать. В таких случаях его нужно удерживать крепче. Серьезной проблемой является поломка штруса. Если на заднеприводном автомобиле его можно починить, то на переднеприводном сделать это нереально. Приходится проводить полноценную замену, что связано с дополнительными затратами.
Что в итоге
Если задний привод «толкает» машину, то передний «тащит» ее за собой. Одним из весомых преимуществ автомобилей данной конфигурации является цена. Производство таких модификаций значительно дешевле. На автомобилях отсутствует карданный туннель, что высвобождает салон.
При рассмотрении вопроса, что лучше – задний привод или передний, обязательно нужно отметить высокую курсовую устойчивость машин, оснащенных последним. Эта особенность является очевидным преимуществом. Она в полной мере проявляется в снегопады и на загрязненной дороге.
Гораздо рациональнее скомпонована «начинка» переднеприводных автомобилей. Например, отсутствуют сальники, что упрощает уход. При сильных морозах нет проблем с запуском мотора. При повороте передние колеса сразу приобретают нужную траекторию, что рационализирует использование энергии. Для сравнения: на заднеприводных машинах передние колеса идут по касательной траектории движения.
Казалось бы, набор преимуществ очевиден, но не все однозначно. Автомобили с передним приводом имеют и недостатки:
Маневренность, которая хуже, чем у заднеприводных машин. Этот фактор не усложняет движение критически, но определенный дискомфорт, особенно у новичков, все-таки может возникнуть.
Усиленная вибрация в салоне в момент езды. Ее продуцирует мотор из-за своего расположения.
Проблемы во время начала движения. Они проявляются в том, что, прежде чем тронуться с места, машина с передним приводом проседает назад. Это связано с недостаточным сцеплением. Результатом может быть стопорение машины на одном месте. Во дворе это не грозит серьезными последствиями, но на оживленном перекрестке чревато проблемой для участников движения, вплоть до создания аварийной ситуации.
Неравномерное распределение веса. Причиной этого является то, что большая часть агрегатов, «ответственных» за движение автомобиля, располагается спереди, там же сосредоточен и основной вес. Это грозит заносами, которые могут возникнуть на резких поворотах.
Ситуация, описанная в предыдущем пункте, довольно опасная. Чтобы снизить все риски, связанные с ней, необходимо выработать особую манеру езды. Заключается она в следующем: если ощущаете, что машину заносит, не спешите нажимать на педаль тормоза (тем более нельзя это делать резко). Дайте автомобилю набрать обороты, что приведет к его выравниванию (разумеется, на участках). Там, где есть крутые повороты, необходимо соблюдать скоростной режим и сильно не разгоняться.
Если руль машины не снабжен гидроусилителем, при ускорении он может дрожать. В таких случаях его нужно удерживать крепче. Серьезной проблемой является поломка штруса. Если на заднеприводном автомобиле его можно починить, то на переднеприводном сделать это нереально. Приходится проводить полноценную замену, что связано с дополнительными затратами.
Исходя из изложенного, делаем вывод о том, что ключевые преимущества переднеприводного автомобиля все-таки преобладают. Более низкая цена при улучшенной проходимости и упрощенной конструкции – весьма веские аргументы.
С другой стороны, начинающим водителям рекомендуется выбирать заднеприводные модели. Плавная езда и хорошая маневренность дадут возможность приобрести необходимые навыки. Заднеприводных автомобилей немало на вторичном рынке, что нивелирует их главный недостаток – высокую цену.
В настоящее время выпускается много легковых машин с полным приводом. В них сосредоточены лучшие свойства задне- и переднеприводных, но это уже тема другой статьи.