Что будет если ехать с выключенными фарами
Перейти к содержимому

Что будет если ехать с выключенными фарами

  • автор:

Штраф за езду без ближнего света в 2023 году

Штраф за невключенный ближний свет

В этой статье будет рассмотрен штраф за невключенный ближний свет фар, а также штрафы за другие нарушения правил пользования световыми приборами.

В 2023 и 2024 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены световые приборы (дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары). Причем независимо от времени суток и условий видимости.

Рассмотрим штрафы за нарушение правил использования световых приборов:

  • Как избежать штрафа за неправильное использование фар?
  • Штраф за езду без света днем.
  • Штраф за выключенные фары ночью.
  • Штраф за дальний свет в городе.
  • Штраф за включение противотуманного фонаря.
  • Штраф за езду с одной фарой.

Как избежать штрафа за неправильное использование фар?

В первую очередь рассмотрим простой способ, который позволит водителю избежать штрафа за нарушение правил использования световых приборов. Для этого достаточно при посадке в автомобиль включить ближний свет фар.

В 2023 году правила дорожного движения разрешают использовать ближний свет (совместно с габаритами) днем и ночью в любых погодных условиях.

Кроме того, ближний свет фар является достаточным условием для того, чтобы не получить штраф за неправильное использование световых приборов.

То есть, если на автомобиле включен ближний свет фар и все лампочки в фарах работоспособны, то штраф ГИБДД, относящийся к световым приборам, наложен быть не может.

Штраф за езду без света днем

Наказание может быть наложено, если днем на автомобиле не включен:

  • ближний свет фар;
  • противотуманные фары;
  • дневные ходовые огни.

В 2023 году многие новые автомобили оборудуются системой автоматического включения фар при начале движения, так что вероятность нарушения минимальная.

Что касается автомобилей, находящихся в эксплуатации, то на многих из них дневных ходовых огней нет и ближний свет приходится включать вручную. Если водитель не включит фары, то нарушение он заметит далеко не сразу, т.к. днем отсутствие света из салона заметить довольно сложно.

Штраф за данное нарушение накладывается по статье 12.20 КоАП и представляет собой предупреждение или 500 рублей.

Штраф за выключенные фары ночью

Наказание может быть наложено, если в темное время суток или в условиях недостаточно видимости на автомобиле не включен:

  • ближний свет фар;
  • дальний свет фар.

Если автомобиль не оборудован дневными ходовыми огнями и использует вместо них ближний свет, то вероятность штрафа минимальная. Поскольку ближний свет включен постоянно, предпринимать дополнительных действий при наступлении темноты водителю не нужно.

Что касается автомобилей с дневными ходовыми огнями, то при наступлении темного времени суток водитель должен не забыть включить ближний свет фар. В противном случае он получит штраф по статье 12.20 КоАП — предупреждение или 500 рублей.

В любом случае вероятность нарушения не очень большая, т.к. водитель сразу же поймет, что дорога не освещается, и включит фары.

Штраф за дальний свет в городе

Еще одно популярное нарушение правил — неправильное использование дальнего света фар. Дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде с другим автомобилем (при расстоянии менее 150 метров);
  • в других случаях, если он может ослепить водителей попутных или встречных автомобилей.

Чаще всего штраф накладывается именно за использование дальнего света в городе. Он представляет собой предупреждение или 500 рублей.

Штраф за включение противотуманного фонаря

Задний противотуманный фонарь может использоваться только при недостаточной видимости.

При включении этого фонаря во всех остальных случаях будет наложено предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Штраф за езду с одной фарой

Рассмотрим еще одну ситуацию, которая довольно часто встречается на отечественных дорогах. У автомобиля не горит одна фара ближнего света или один габаритный огонь, т.е. просто перегорела лампа. Такое нарушение можно не заметить сразу, если автомобиль не оборудован системой автоматической проверки работоспособности световых приборов.

В описанном случае водитель нарушает не правила использования световых приборов, а требования пункта 3.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Документ запрещает эксплуатацию автомобиля в случае неработающей фары или загрязнения световых приборов. При этом наказание предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Подведем итоги данной статьи. За нарушение правил использования световых приборов в 2023 и 2024 году водитель получит минимальный штраф в размере 500 рублей. Однако не следует забывать, что если отсутствие света станет причиной дорожно-транспортного происшествия, то водитель автомобиля будет признан его виновником.

Ну а напоследок предлагаю Вам посмотреть забавное видео про водителя, который забыл включить ближний свет фар:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 25 ноября 2018
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Рекомендуем также прочитать: Штраф за ксенон в 2023 году Выполнение обгона по правилам дорожного движения ПДД для велосипедистов 2023 года Тонировка фар и штрафы за ее применение Новые штрафы за перевозку пассажиров, причинение вреда здоровью, отказ от мед. освидетельствования с 1 сентября 2013 года Правила использования световых приборов автомобиля

4 мая 2014 16:32

Штраф не может быть наложен за невключенный ближний свет фар на ТС при движении, так как можно двигаться на дневных ходовых огнях в светлое время суток. Ссылка на п.3.3. ПДД малоубедительная и в судебном заседании не пройдет, так как в пункте говорится об установленном режиме работы, а не о лампочке, так как последняя может быть не рабочей, но режим не будет нарушен. Напомню, что режимов на ТС может быть два — постоянной и прерывистый свет. Далее — в описанном ДТП виновником, вероятнее всего, будет признан водитель, двигавшийся по второстепенной дороге, если происшествие было в дневное время, так как на вопрос, почему водитель не заметил двигавшийся по главной дороге ТС, последний ничего путного в оправдании не сможет сказать. Если же горе-водитель ответит, что я не увидел днем ТС так как на нем не был включен ближний свет, то стоит усомниться в его здоровье и запретить управлять ТС. Он не замечает днем ТС, то речь про пешеходов, переходящих проезжую часть, вообще тогда не актуальна.

18 мая 2014 20:23

Как правильно себя вести, если сотрудник ГИБДД просит открыть багажник?

20 мая 2014 22:42

Олег, рекомендую ознакомиться:

30 мая 2014 09:41

Уважаемые, подскажите будет ли нарушением, если самостоятельно установишь дневные ходовые огни, которые сейчас продаются в авто-магазинах, и пользоваться днем ими, не включая ближний свет.

30 мая 2014 12:54

Можно, если установлены и работают в соответствии с Правилами допуска ТС к движению.

31 мая 2014 07:08

Блин, реально тупняк придумали с этими ДХО. На некоторых авто даже штатные ДХО надо разглядывать, чтобы в солнечный день увидеть. А они бензин, типа экономят. А еще на некоторых машинах включают ДХО и ездят с ними даже в сумерках, и не знают, что задние габариты у них при этом не работают, потому что включаются только лишь с включением ближнего света.

15 мая 2016 09:14

Можно ли использовать ПТВ совместно с ближним светом фар в дневное время при хорошей видимости?

С включенными ПТФ спереди красивее, но карается ли это ГИБДД?

16 мая 2016 21:36

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;

в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;

вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Получается, что нельзя.

Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

18 марта 2019 14:00

а какже быть велосепидистам. ведь их тоже касается включать и причём предумпреждения для велосепидиста нет а сразу штраф 800 рублей а фары и фанари не предусмотрены производителем а самовольно устанавливать неполучиться так как нет госта установки.

30 марта 2021 13:41

Если ночью включены туманки а ближний с габаритами выключены считается ли за нарушением

30 марта 2021 15:00

Андрей-621, добрый день.

Согласно ПДД в том иное время суток и в условиях недостаточной видимости. Почитайте.

5 апреля 2021 15:35

Андрей-621, да, это нарушение.

Удачи на дорогах!

17 июня 2022 21:42
Николай078

Подскажите пожалуйста, меня вчера остановил инспектор и выписал мне штраф за использование магнитных сеток, на передних боковых стёкол. Эксплуатация неисправного транспортного средства. 500р.

Мне сегодня пришёл штраф и я его оплатил,со скидкой 250р.

Вопрос: Что будет если я поставлю магнитные шторки и буду дальше с ними ездить.

18 июня 2022 00:47

Николай078, а причем тут ближний свет?

23 июня 2022 17:53

Николай078, добрый день.

Возможно повторное привлечение к ответственности.

Что грозит за выключенные фары ближнего света

Многие водители путаются, не зная, нужно ли включать ближний свет или дневные ходовые огни во время езды в городе и за городом. Расставляем точки над i в этом вопросе.

Наталья Селиверстова / РИА Новости

Сомневающихся отошлем к главе 19 Правил дорожного движения. Пункт 19.5 этого документа гласит: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни (ДХО)».

Между тем, пункт 19.4 уточняет, что допускается замена ближнего света противотуманными фарами. Таким образом, во время движения днем должны быть включены фары ближнего света, либо «противотуманки», либо дневные ходовые огни. Третьего не дано, иными словами, ограничиться включением лишь габаритных огней или вовсе не включать светотехнику во время движения днем как в городе, так и за его пределами нельзя. В противном случае нарушителям грозит наказание в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей.

Отсюда — логичный вопрос — как отличить габаритные огни от дневных ходовых огней? Ведь нередко бывает так — человек приобрел автомобиль, и не знаком с его оснащением. Начнем с того, что габаритные огни в отличие от ДХО тусклые и при ярком солнечном свете могут быть незаметными для других участников движения. Именно поэтому использовать только их при движении днем недопустимо. Кстати, ДХО впервые начали использовать в 70-х годах в Финляндии по причине плохой видимости, вызванной туманами. В России ДХО стали обязательными в 2010 году, когда ПДД дополнило соответствующее требование.

Еще один интересный факт — ближний свет вопреки устоявшемуся мнению менее заметен днем, чем штатные ходовые огни. Кроме того, использование светодиодных ДХО позволяет снизить нагрузку на АКБ (в сравнении с включенным ближним светом). Заметим также, что если на автомобиле не установлены или и вовсе не предусмотрены ДХО, владелец может установить их в автосервисе, либо самостоятельно (действующее законодательство не содержит требований по установке ДХО только в авторизованных сервисных центрах). Однако при этом необходимо соблюсти требования к размещению и яркости таких огней (маркировка, сила излучаемого света, площадь освещающей поверхности и т.д.).

А именно, для правильной установки дневных ходовых огней следует учесть, что расстояние от земли не должно быть меньше 25 см и не превышать высоту в полтора метра, ДХО должны быть расположены не менее 60 см друг от друга, а от края кузова авто до места установки огней не должно быть больше 400 мм. При соблюдении этих требований ГОСТа установка и использование ДХО будут легальными. Тем не менее помните, что если ходовые огни будут установлены не по ГОСТу, инспектор ГИБДД будет вправе выписать за это штраф, а в некоторых ситуациях даже отправить транспортное средство на штрафстоянку.

Заметим, что в продаже сейчас имеется большой выбор ДХО трех видов: с лампами накаливания, галогенными и светодиодными лампами. Последние предпочтительны, поскольку энергосберегательны — требуют в десять раз меньше электричества.

В то же время нужно понимать, что ретрокары, и в частности отечественный автотранспорт советских времен, могут не справиться с повысившейся электронагрузкой от ДХО. Могут, к примеру, достаточно быстро выйти из строя как генератор с аккумулятором, так и возникнуть проблемы с проводкой.

Кроме того, весьма вероятно, что вам придется предоставить сотрудникам ГИБДД документы, подтверждающие корректность установки, а также приложить немало усилий для того, чтобы собственно установить «неродные» ходовые огни. Ведь в ряде случаев для этого придется проделывать отверстия в бампере, разбираться с электроникой, запасаться разрешительными документами. Поэтому в случае с установкой ДХО на автомобили, где они не предусмотрены конструкцией и заводом-изготовителем, овчинка, как говорят, не стоит выделки.

Добавим, что если вы ездите днем на автомобиле с включенными ДХО, и ваше авто не оборудовано датчиком света, не забывайте включать ближний свет при въезде в тоннель. В противном случае вас может остановить экипаж ГИБДД сразу после того, как вы выедете из тоннеля. Наказание за это — предупреждение или штраф 500 рублей.

Камеры штрафуют за фары. Что надо знать, чтобы не получить штраф

Распознавать невключеные фары научились камеры в Москве. Технология популярна во многих регионах. Как нейросеть видит, что фары не горят, могут ли быть ошибки и как оспорить постановление рассказали разработчики и юристы

Фото: ЦОДД

Практика оформления штрафов ГИБДД за негорящие автомобильные фары распространилась на Москву. Об этом сообщили в департаменте транспорта столицы. Если камера сфотографирует автомобиль без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней, собственнику придет штраф. Согласно ст. 12.20 КоАП «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», езда без ходовых огней и ближнего света фар наказывается штрафом в 500 руб. На штраф действует скидка 50% первые 20 дней после оформления. По данным ГИБДД Москвы, комплекс установлен на Ростокинском проезде напротив дома 3, стр. 3. За три дня работы, с 17 октября, сотрудники отправили нарушителям 15 «писем счастья».

Каждый материал в дептрансе и в ГИБДД пообещали проверять вручную. Там также напомнили, что в большинстве современных автомобилей ходовые огни включаются автоматически. Остальным же водителям настоятельно рекомендовали внимательнее следить за работой световой оптики.

Где еще камеры штрафуют за неработающие фары

  • Крым;
  • Самарская область;
  • Нижегородская область;
  • Кемеровская область;
  • Тамбовская область.

Как в свою очередь объяснил в беседе с Autonews.ru представитель одной из компании-разработчика подобных устройств «Астралаб» Сергей Ласкин, интерес к технологии со стороны местных властей и ГИБДД есть также в следующих регионах:

  • Ульяновск;
  • Красноярск;
  • Омск;
  • Иркутск;
  • Тверь;
  • Кабардино-Балкария;
  • Волгоградская область;
  • Ивановская область;
  • Владимирская область;
  • Кострома.

При этом в МВД России в ответе на запрос Autonews.ru ранее отмечали, что дела об административных нарушениях по ст. 12.20 КоАП в автоматизированном режиме начали рассматриваться лишь в отдельных субъектах России. Поэтому говорить о сложившейся правоприменительной практике пока рано.

Включенные фары ближнего света или дневные ходовые огни нужны для безопасности на дороге — машина с ними лучше заметна в любую погоду.

Включенные фары ближнего света или дневные ходовые огни нужны для безопасности на дороге — машина с ними лучше заметна в любую погоду. (Фото: Autonews.ru)

Как нейросеть понимает, что фара не горит

Технология, которая способна максимально достоверно определить, включены фары или нет, достаточно сложная, объяснил участник отрасли Сергей Ласкин.

«Например, когда машина цвета «металлик» едет днем под яркими лучами солнца точно определить, горят ли это фары, или это просто отражается солнце — тяжело, — уточнил Ласкин. — Ведь камера может определить яркое свечение в районе автомобиля. Но точно ли это фары? И это уже задача для нейросети. Именно она находит сами фары и проверяет, есть яркое свечение именно в них, или нет».

В большинстве современных автомобилей ходовые огни включаются автоматически. Остальным же водителям придется внимательнее следить за работой световой оптики.

Фото: Яндекс.Карты

Для нейросети не составит труда определить точное расположение фары, уверен Ласкин. Он напомнил, что некоторые камеры с помощью нейротехнологий уже умеют определять тип транспортного средства и даже модели автомобилей.

«Нейросеть работает по принципу подобия — мы ей показали, условно, 20 разных фар в 20 разных ракурсах. И если в 21-й раз показать ей новую фару, которая еще не входила в data-set обучение, нейросеть все равно поймет, что этот объект очень похож на фару. Камера просигнализирует, что на 100% не уверена, поскольку такой сигнатуры еще не видела. Но даст понять, что видит сходство с несколькими образцами», — добавил собеседник.

По словам Ласкина, такая технология может работать и днем, и ночью. Он объяснил, что собрать качественные фотоматериалы получится в любое время суток, но признал, что сделанные ночью кадры будут более «доказательны для ГИБДД и судов». При этом если днем, это скорее педагогическая мера, то в темное время суток подробное нарушение может оказаться критичным и фиксация, по мнению эксперта, необходима.

«Днем неработающие фары не так опасны для участников дорожного движения. Хотя если днем въехать в темный длинный тоннель без включенных фар, это может привести к ДТП, — рассуждает Ласкин. — А ночью без осветительных приборов просто нельзя. Например, при поворотах и обгонах водители в первую очередь ориентируются на свет фар других автомобилей. А так — посмотрел по зеркалам — пусто, выезжаешь, и в тебя врезается такой товарищ, который просто забыл включить фары или они у него просто не работают».

Нейросеть способна быстро обучаться: чем больше изображений моделей фар ей покажут, тем выше будет точность.

Нейросеть способна быстро обучаться: чем больше изображений моделей фар ей покажут, тем выше будет точность. (Фото: Autonews.ru)

Ласкин также отметил, что не раз читал на автомобильных формах рассказы водителей, которые принципиально не включают фары дневного или даже ближнего света, чтобы сэкономить бензин.

В свою очередь генеральный директор ТрансСофтТелематика Кирилл Андреев добавил, что нейросеть скорее определяет, что попавшее в камеру изображение можно отнести к «изображению машины с включенными фарами» или нет в зависимости от наличия и взаимосвязи определенных частей в изображении. По его словам, нейросеть анализирует миллионы различных связей между точками и частями каждого изображения для принятия окончательного решения.

«Использование нейросетей для классификации изображений — достаточно популярный подход. В данном случае речь идет об отнесении фотографии транспортного средства к одному из классов: «с включенными световыми приборами» и «с выключенными», — уточнил Андреев.

Может ли нейросеть ошибиться

При анализе изображений с камер неросеть может встретиться с двумя классами ошибок, проанализировал по просьбе Autonews.ru Андреев. Первый — когда нейросеть фиксирует автомобиль с включенными фарами, как ложное нарушение. То есть водитель ничего не нарушил и будет вынужден оспаривать такой штраф. Ошибки второго рода — когда нейросеть, наоборот, считает, что нарушитель с выключенными фарами едет по правилам и фары горят.

«Для работы этой системы важно снижать количество ошибок первого типа, иначе уровень доверия к ней будет низок, — считает эксперт. Для большинства систем такого класса в этой задачи общая точность определения — 90-95%. То есть, участие человека для вынесения окончательного решения обязательно».

Также эксперт уточнил, что со временем нейросеть сможет лучше разбирать забрызганную грязью или залепленную снегом оптику. Но безошибочная работа без оператора все равно будет невозможна.

Сложные погодные условия, такие как снег или грязь могут доставить серьезные трудности для работы нейросетей при определении неработающих фар.

Сложные погодные условия, такие как снег или грязь могут доставить серьезные трудности для работы нейросетей при определении неработающих фар. (Фото: Autonews.ru)

В числе проблем Андреев также назвал узконаправленные фары, которые формируют пучок света с минимальным углом расхождения вверх. Они могут недостаточно сильно «светить» в камеру, чтобы нейросеть поняла, что фара работает. Также камеру могут сбивать блики от капота.

Когда можно оспорить штраф за фары

Чтобы фотоматериалы могли служить доказательством вины водителя совсем не обязательно, чтобы они были сняты только ночью, считает юрист Дмитрий Дугин. По его словам, если на изображении ясно видно, что фары не горят, это будет поводом для штрафа. При этом Дугин назвал такое наказание штрафом для совсем ленивых, которые забывают включать дневной свет.

«Иногда водитель может просто не знать, что у него фары вышли из строя. Если у него нет отдельного блока для влючения дневного света, он может просто не видеть, что фары у него не горят», — объяснил юрист.

Также Дугин обратил внимание на то, что могут случиться экстренные поломки.

«Я сам сталкивался с ситуаций, когда у меня в машине намок блок ксенона и одна фара просто выключилась прямо в дороге. Я быстро поехал на СТО, и тут выключилась вторая. В итоге передней оптике нет, только дневные огни. И это очень страшно. Но мне пришлось продолжить движение — не вставать же на магистрали. И трактовать такую ситуацию тот же инспектор ГИБДД может по-разному. Одно дело, если бы я так поехал по трассе в другой город и совсем другое — если я еду на ремонтную станцию в паре километров», — объяснил эксперт.

При получении штрафа в таком случае, по мнению юриста, доказать невиновность вряд ли получится.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *