Какую температуру мотора можно считать нормальной
После запуска мотора начинает греться охлаждающая жидкость (ОЖ). Она циркулирует по каналам внутри силового агрегата, аккумулирует тепловую энергию и отдает ее через радиатор. Из-за утечки антифриза и завоздушивания, блок цилиндров раскаляется, что может привести к прогару прокладки ГБЦ и другим неприятным последствиям. В статье пойдет речь о том, какая температура двигателя считается нормальной. Зная точные цифры, водитель сможет вовремя отреагировать на ситуацию. Это сократит расходы на ремонт, а может получится вовсе обойтись без «жертв».
Диапазон рабочих температур
В автомобилях девяностых и двухтысячных годов стоят моторы с эффективной системой отведения тепла. Поэтому нормальная температура после прогрева не поднимается выше 90 °C. Начиная с 2010-х европейские производители машин начали реализацию зеленой повестки. Чтобы снизить выбросы углекислоты в атмосферу, автомобили стали оснащать каталитическими нейтрализаторами и прочими системами дожига отработанных газов. Плюс детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) задумали изготавливать из новых материалов, способных выдержать серьезный перегрев. Из-за нововведений нормальная температура охлаждающей жидкости выросла. Силовые агрегаты начали нагреваться до 105 °C. И это считается нормой. Вывод:
Диапазон рабочих температур авто составляет 90-105 °C.
Если в двухтысячных почти на все транспортные средства устанавливали указатели температуры с цифровой или аналоговой шкалой, то новые авто получили урезанную версию. Типичный пример: Renault Logan первого поколения. Его шкала состоит из 9 делений. Вот как работает система:
9 плюс сигнальная лампа
Силовой агрегат нагревается до 80 °C или до 115 °C, а прибор на панели показывает все те же шесть «кирпичиков». При таких условиях легко проморгать момент установления критической температуры. У части автомобилей вовсе нет термометра, только индикатор перегрева. Самое время выяснить, почему тосол начинает кипеть.
Причины перегрева
В условиях движения по городу оптимальная температура автомобильных двигателей постоянно попадает в красную зону. Виной тому бесконечные пробки, напрочь перекрывающие дороги в часы пик. Система охлаждения хоть и называется жидкостной, но радиатор работает гораздо лучше, когда через соты постоянно проходят интенсивные потоки воздуха. Вынужденная остановка приводит к разогреву до 115-125 °C. Такой диапазон сложно назвать нормой. Есть и другие причины.
Утечка антифриза
При повседневной эксплуатации легковой машины каждые 15 тысяч километров из системы охлаждения испаряется 200 мл тосола. Достаточно долить нужный объем и продолжить движение. Но порой утечка становится катастрофической. Виной тому прохудившиеся резиновые патрубки, шланги, появление трещин в радиаторе охлаждения и отопления. Водителю приходится через десяток километров заливать в расширительный бачок новую порцию ОЖ. Особенно если потекла помпа — водяной насос.
Тосол уходит из радиатора
Утечка антифриза из радиатора
Устранить проблему можно своими силами. Простой осмотр поможет понять, где появилось повреждение системы. На патрубках будут заметны подтеки, капли антифриза. Если пробит радиатор, то спустя час стоянки под ним появится различимое пятно. Когда поврежден теплообменник отопителя, то печка плохо греет. Порой антифриз попадает в масло. Это можно определить по появлению эмульсии в картере силового агрегата и на крышке маслозаливной горловины.
Отказ вентилятора охлаждения
Порядка 105 °C — вот какая должна быть нормальная температура охлаждающей жидкости в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) современных авто. При нагреве до 110 °C автоматически включается вентилятор охлаждения, расположенный рядом с радиатором. Он позволяет снизить «градус» во время движения в пробке. Порой вентилятор перестает работать. Основные причины таковы:
- сгорел электрический двигатель;
- окислились контакты питания;
- вышло из строя реле управления;
- сломался датчик температуры.
Первые две причины можно отмести в сторону. Достаточно подключить вентилятор напрямую к аккумулятору. Если крутится, значит электродвигатель и контакты в порядке. Нужно проверять реле и датчик. Иногда перегорает предохранитель, его стоит осмотреть и заменить на новый.
Поломка термостата
В норме термостат перекрывает движение антифриза через большой круг, где размещен радиатор охлаждения. Это нужно для ускорения прогрева, чтобы теплоноситель не терял энергию. При достижении температуры 80 °C открывается задвижка прибора и тосол поступает в радиатор. В новых авто термостат может срабатывать при более высоком «градусе»: 90-95 °C. Сломанный термостат продолжает перекрывать магистраль, отчего жидкость не поступает в радиатор.
Изношенный и новый термостат
Старый и новый термостат
Диагностика прибора зависит от его конструктивных особенностей. Механические варианты проверяют, опуская в емкость с горячей водой. Если слышен щелчок, значит все работает. Установить причину поломки электронного терморегулятора можно на станции технического обслуживания (СТО).
Завоздушивание системы охлаждения
Иногда из-за нарушения герметичности в контур охлаждения попадает воздух. Тогда рабочая температура автомобильной охлаждающей жидкости увеличивается до пиковых значений. В радиаторе или в одном из патрубков образуется пробка, которая мешает тосолу циркулировать. Появляются проблемы с печкой и кондиционером: теплый воздух почти не попадает в салон. Чтобы выгнать пробку из системы, можно воспользоваться двумя способами:
- Открутить пробку внизу радиатора и погазовать 2-3 минуты. Заглушка предназначена для стравливания воздуха, но есть она не в каждой машине. Транспорт младше 10 лет не оборудован такой системой.
- Снять крышку расширительного бачка и запустить мотор на 5-10 минут. Верный признак — в антифризе видны пузырьки. Надо держаться подальше от места, откуда может брызнуть тосол во время прогазовки.
Если все прошло удачно, температура мотора перестанет расти бесконтрольно. Работа отопителя салона восстановится.
Засорение радиатора
Тосол на 60-70 % состоит из дистиллированной воды. Остальной объем занимают присадки, этиленгликоль. Даже деминерализованная вода при кипении может выделять твердые частицы. Со временем они забивают трубки радиаторов. Засорение образуется в результате коррозии. Если крышка расширительного бачка не герметична, в отверстия попадает абразивная пыль. Она скапливается в системе охлаждения.
Эмульсия в радиаторе печки
Забитый радиатор отопления
Чтобы очистить теплообменник двигателя внутреннего сгорания от минеральных отложений, можно промыть его с помощью специального состава. Вместо фабричных средств некоторые водители применяют раствор лимонной кислоты. Достаточно залить жидкость в расширительный бачок, дать движку поработать 15-20 минут, потом слить.
Что будет после перегрева
Перегрев не сулит ничего хорошего. У всех металлов есть температурный порог, после достижения которого структура становится пластичной или хрупкой. Уже при 120-125 °C появляются неприятные последствия:
- разваливается сетка катализатора;
- угорает моторное масло;
- на цилиндрах появляются задиры;
- «дубеют» и трескаются сальники.
При сильном нагреве может повести головку блока. Появятся зазоры, через которые будет вытекать масло, а может быть тосол. Еще одна проблема — прогар прокладки ГБЦ. Лучше не доводить до предела и вовремя устранять поломки.
Меры профилактики
Удаление грязи с внешней поверхности радиатора
Очистка сот радиатора
Ресурса охлаждающей жидкости хватает на 60-70 тысяч километров пробега. За это время дистиллированная вода выкипает, присадки выпадают в осадок, объем этиленгликоля увеличивается. В результате антифриз теряет смазывающие свойства, замерзает уже при –5 °C, а при +100 °C начинает кипеть. Стоит регулярно менять тосол. Подливать недостаточно. Дополнительные советы:
- Промывать радиаторы хотя бы раз в год.
- Регулярно восстанавливать герметичность соединений.
- Следить за исправностью термостата.
Если в машине установлен указатель температуры как у Renault Logan c «кирпичиками», лучше поставить цифровой прибор, показывающий точные цифры. Можно выбрать другой способ — использовать адаптер OBD-2 вроде ELM-327 и выводить данные на экран смартфона или бортовой мультимедиа-системы. Это позволит своевременно реагировать на перегрев.
Почему мотор не греется
Нормальная рабочая температура после прогрева должна быть как минимум 90 °C. На холостых оборотах допустимо значение 80 °C. Иногда из-за неисправностей стрелка термометра никак не хочет подниматься выше 50 °C. Водителю приходится долго ждать, пока наконец получится тронуться с места. Виной тому пара причин:
- не работает термостат;
- вентилятор охлаждения крутит постоянно.
Сломанный термостат зависает в одном положении. Большой круг охлаждения (через радиатор) всегда остается открытым. В результате теплоноситель быстро остывает. Надо заменить регулятор температуры на новый. Из-за сбоев в работе реле, вентилятор может включаться сразу после пуска мотора. Мощный воздухообмен приводит к снижению «градуса» тосола. Стоит отремонтировать вентилятор, чтобы он включался лишь при высокой температуре.
Эпоха автомобилей с воздушным охлаждением прошла. На российских дорогах сложно встретить раритеты наподобие заднемоторных спорткаров Porsche. Сейчас преобладающий тип охлаждения — жидкостный. Вот сколько градусов считается нормой: рабочая температура не должна выходить за рамки 105 °C. Моторы с близким расположением катализатора и турбонаддувом попадают под удар в первую очередь. Чтобы снизить «накал», водителям не стоит активно разгоняться, утапливать педаль газа в пол. Спокойная манера управления позволит силовому агрегату работать в нормальных условиях, особенно летом.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя
Главной функцией системы охлаждения авто является поддержание нормальной температуры двигателя при езде. Оптимальный температурный диапазон работающего мотора лежит в рамках от 80 до 90 градусов. Важной составляющей системы охлаждения является тосол или антифриз, которые обладают антикоррозийными и смазывающими свойствами, начинают замерзать при 40 градусах ниже ноля, кипят при температуре выше 108 градусов (в отличие от воды).
Во время поездки при достижении двигателем температуры 100 градусов следует немедленно его заглушить и остановится, так как достигается критическая температура после которой охлаждающая жидкость начинает закипать. Это может привести к серьезным повреждениям мотора и спровоцировать потребность в капитальном ремонте, поэтому каждый водитель должен знать, какова нормальная температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя.
При запуске мотора термостат полностью закрыт и циркуляция ОЖ происходит по малому кругу. С увеличением температурных показателей двигателя термостат начинает приоткрываться и тосол или антифриз частично выплескивается в большой круг. Когда охлаждающая жидкость нагревается до температурного диапазона от 80 до 90 градусов, она начинает движение только в большом круге за счет полного открытия термостата. Эта деталь частично или полностью закроется, когда мотор начнет остывать в процессе функционирования, и ОЖ снова перенаправится в малый круг. Таким способом контролируется нормальная рабочая температура двигателя.
Как видно, система охлаждения – это тоже важный компонент в любой машине, соответственно, ей необходимо уделять достойное внимание. С этой целью необходимо проходит регулярный осмотр на СТО особенно перед летом и зимой. Если у вас не хватает свободного времени на посещения автосервиса, звоните к нам. Специалисты нашей техпомощи смогут приехать в любой район Московской области со всем необходимым оборудованием и провести качественный осмотр всех систем вашего авто!
Сомневаетесь, что мы сможем вам помочь?
Просто позвоните и опишите свою проблему.
Мы точно скажем можно или нельзя решить вашу проблему на дороге и какие варианты решения существуют.
Температура охлаждающей жидкости
Специалисты SINTEC расскажут, при какой температуре замерзает и закипает антифриз. Какая температура охлаждающей жидкости должна быть в норме.
Зазоры всех деталей двигателя автомобиля рассчитаны на нагрев до рабочей температуры. По этой причине производительность, максимальная мощность и экономное потребление топлива обеспечиваются при достижении силовым агрегатом оптимального температурного режима. Нагрев мотора контролируется водителем через температуру охлаждающей жидкости. Уменьшает ресурс двигателя и является причиной многих неисправностей как недостаточно нагретый теплоноситель, так и перегрев системы охлаждения. Поэтому водитель всегда должен иметь информацию касательно состояния охлаждающей жидкости и отслеживать симптомы, указывающие на закипание теплоносителя.
Датчик для измерения нагрева ОЖ
- При наборе скорости происходят рывки.
- Повышается потребление топлива.
- Неустойчивая работа на холостом ходу.
- Не запускается мотор или запускается с трудом.
- Происходят нагрев силового агрегата до критического значения и полная остановка.
- Несмотря на высокую температуру, не включается вентилятор радиатора.
- При нажатии на педаль акселератора появляется детонация в цилиндрах.
Контроль температуры теплоносителя
Индикатор нагрева ОЖ на приборной панели имеет шкалу или сигнальную лампу, по которой водитель определяет как нагрев мотора до рабочей температуры, так и закипание охлаждающей жидкости. На шкале могут быть цифровые показатели или красная зона. Индикатор предоставляет возможность осуществлять контроль:
- Как происходит прогрев двигателя после стоянки автомобиля.
- Нагрева антифриза до рабочей температуры.
- Поддержания температуры в разрешенном диапазоне при разной нагрузке на мотор.
- Начала кипения антифриза.
Если система охлаждения и механизмы двигателя поддерживаются в исправном состоянии, то теплоноситель нагревается до 85–95 °С и эффективно циркулирует в системе. При повышенных нагрузках на мотор теплоноситель может временно нагреваться до 100 °С и больше. Данная температура должна поддерживаться в системе как при эксплуатации автомобиля в жару, так и при движении в холодное время года.
Движение стрелки прибора к красной зоне указывает на перегрев антифриза, поэтому водитель должен остановить машину, заглушить двигатель и разобраться с неисправностью. Нельзя допускать закипания ОЖ, поскольку для двигателя будут негативные последствия. Антифриз, доведенный до кипения, быстро испаряется, а его присадки перестают выполнять свои функции.
Как контролировать температуру ОЖ без датчика
Электронный датчик, измеряющий температуру антифриза, может в любой момент выйти из строя. Поэтому водитель должен уметь измерить степень нагрева охлаждающей жидкости для недопущения дорогостоящего ремонта. Зная, какая температура охлаждающей жидкости должна быть, можно использовать обычный бытовой, но лучше профессиональный мультиметр.
Если у прибора есть функция измерения нагрева поверхности, то он комплектуется термопарой. Для измерения нагрева жидкости мультиметром необходимо термопару зафиксировать к корпусу датчика измерения температуры, и через несколько минут на дисплее будет значение нагрева двигателя. Температуру антифриза можно измерить, если прикрепить термопару мультиметра к патрубку. При этом нужно обеспечить хороший контакт термопары с плоскостью измерения нагрева.
Прибор измеряет нагрев в широком диапазоне, поэтому может использоваться водителем. Если автовладельцу необходимо знать температуру силового агрегата в разных режимах работы и условиях эксплуатации, то необходимо воспользоваться дополнительным датчиком измерения температуры.
Важность соблюдения температурного режима
Если не принять своевременно меры по предотвращению повышения температуры охлаждающей жидкости, то возникнут негативные последствия для силового агрегата автомобиля:
- Закипание теплоносителя и усиленное испарение.
- Снижение эффективности отвода тепла от мотора.
- Перегрев и деформация деталей поршневой группы.
- Нарушение геометрии охлаждающего контура.
- Сокращение тепловых зазоров деталей.
- Заклинивание и остановка мотора.
При таких симптомах понадобятся квалифицированные работы в объеме капитального ремонта. При нецелесообразности ремонта двигатель подлежит замене. Если в системе охлаждения используется дистиллированная вода, то она закипит уже при 100 °С. Качественные антифризы Синтек характеризуются повышенной точкой кипения (не менее 110 °С), что намного безопаснее для двигателя. Охлаждающая жидкость синего и зеленого цвета не закипит при нагреве до 115 °С. Антифриз с органическими присадками может выдерживать до 125 °С.
Кипение ОЖ указывает на серьезные проблемы в двигателе автомобиля. Антифриз может закипеть в следующих случаях:
- Низкий уровень теплоносителя в расширительном бачке. Незначительное понижение объема жидкости связано с естественным испарением и устраняется доливкой небольшого количества очищенной воды или антифриза. Если уровень упал ниже отметки min, то в системе с большой вероятностью происходит утечка жидкости.
- Залипание термостата. Антифриз постоянно прогоняется по малому кругу без радиатора и не охлаждается. В результате нарушается тепловой баланс двигателя.
- Образование пробок из попавшего в систему воздуха при неграмотном заливе ОЖ в систему.
- Выход из строя вентилятора, создающего дополнительный поток воздуха.
- Загрязнение сот радиатора, из-за которого снижается эффективность передачи тепла в атмосферу от теплоносителя.
Поддержание оптимальной температуры
Система охлаждения эффективно отводит тепло от стенок цилиндров и поддерживает температуру антифриза в заданном диапазоне. После пуска холодного мотора ОЖ начинает циркулировать по малому кругу, в который входят следующие элементы:
- Рубашка охлаждения мотора.
- Водяной насос.
- Термостат.
- Теплообменник отопителя салона.
После прогрева теплоносителя до 80–85 °С начинает постепенно открываться термостат, направляя антифриз по большому кругу через радиатор. Благодаря множеству сот в радиаторе теплоноситель охлаждается и снова направляется к рубашке охлаждения двигателя. Если температура антифриза продолжает расти, то по сигналу датчика температуры блок управления включает вентилятор. Созданный принудительно поток воздуха более эффективно и быстро охлаждает циркулирующую жидкость.
При понижении температуры охлаждающей жидкости вентилятор выключается. При дальнейшем понижении степени нагрева теплоносителя начинает закрываться термостат, предотвращая его циркуляцию через радиатор. Таким образом, постоянно поддерживается оптимальная (рабочая) температура антифриза в любых условиях эксплуатации автомобиля.
С целью компенсации избыточного давления в системе, образующегося при нагревании теплоносителя, в контур подключается расширительный бачок. Компенсация давления происходит благодаря крышке с клапаном. Если антифриз остывает, то образуется разрежение в системе. Чтобы уравнять давление, срабатывает впускной клапан на крышке расширительного бачка. Если клапан крышки бачка выйдет из строя, то увеличивающееся давление повредит патрубки и шланги.
Устранение неисправностей в системе
Температура охлаждающей жидкости не должна быть больше или меньше установленного значения. В случае когда при движении на автомобиле водитель заметил, что горит сигнальная лампочка перегрева антифриза, а стрелка индикатора приближается к красной зоне, необходимо:
- Немедленно остановиться с соблюдением правил дорожного движения.
- Заглушить мотор.
- Принять меры для устранения проблемы.
В специализированном автоцентре мастера проведут визуальный осмотр и диагностику контура, а также всех элементов с целью устранения протечки жидкости. Специалисты выполнят тестирование радиатора и расширительного бачка на предмет наличия микротрещин. Также подлежит проверке электронный датчик, измеряющий температуру циркулирующего теплоносителя.
Для нормального функционирования и поддержания рабочей температуры антифриза система охлаждения должна регулярно обслуживаться. Необходимо своевременно менять антифриз через указанные производителями интервалы. Заливать в систему нужно только качественный теплоноситель. При использовании охлаждающей жидкости на протяжении длительного времени качество ее присадок ухудшается, поэтому состав теряет свои свойства. Должен регулярно проводиться визуальный контроль уровня жидкости в расширительном бачке.
Охлаждающая жидкость Синтек отвечает требованиям по качеству, очень быстро нагревается до рабочей температуры и обеспечивает мотору нормальный тепловой режим функционирования. Если знать, какова норма температуры охлаждающей жидкости, то можно поддерживать систему охлаждения в исправном состоянии и безаварийную работу двигателя в любых условиях эксплуатации.