Сажевый фильтр DPF, FAP
Сажевый фильтр, DPF, FAP – назначение, устройство, принцип действия, регенерация сажевого фильтра.
Всем добрый день, сегодня мы узнаем, что называется сажевым фильтром в дизельных автомобилях.
Для чего нужен этот элемент для выхлопной системы двигателя, и самая главное какие задачи и функции выполняет сажевый фильтр.
Где в основном располагается устройство (САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР) в той или иной модели транспортного средства.
DPF (сажевый фильтр дизельного двигателя) требует регулярной очистки с помощью процесса, называемого регенерацией. Процесс является активным (принудительная регенерация) или пассивным.
Процесс регенерации сжигает накопленную сажу, которая осаждается в фильтре автомобиля, что снижает вредные выбросы выхлопных газов в окружающую среду.
Это также предотвращает выброс контрольного черного дыма, который мы видели много лет назад от дизельных автомобилей, особенно когда автомобиль разгонялся.
При высоких температурах скопившаяся сажа сгорает около 600 градусов Цельсия, оставляя только остаток золы.
Вот почему вы должны время от времени очищать сажу.
Что вызывает засорение дизельного сажевого фильтра (DPF)?
Причины могут быть различны, это и скорость, с которой автомобиль выпускает сажу, и качество масла, и стиль вождения, и качество топлива, и даже расположение сажевого фильтра.
Все вышеперечисленные причины приводят к блокировке фильтров дизельных транспортных средств и невозможности их полной регенерации.
Как правило, большинство проблем возникает с транспортными средствами, которые совершают городские поездки, поскольку процесс регенерации не происходит так, как следует.
Анализ причин засорения фильтра:
— Частые небольшие поездки, когда двигатель дизельного транспортного средства не нагревается.
— Неправильное и некачественное моторное масло.
— Когда уровень топлива низкий, активная регенерация обычно не происходит.
Существует два типа регенерации:
Активная регенерация
Активная регенерация является частью программы ЭБУ автомобиля, при её активации автоматически впрыскивается дополнительное топливо, что повышает температуру выхлопных газов, сжигающих захваченную и хранимую сажу.
Проблемы возникают, когда путь автомобиля короткий, так как процесс регенерации не проходит полный цикл.
Симптомы, на которые нужно обратить внимание и узнать, происходит ли активная регенерация автомобиля:
— Изменения в оборотах двигателя.
— Небольшое увеличение расхода топлива.
— Высокие холостые обороты.
— Кислотный запах исходит от выхлопа.
— Длительная работа вентилятора.
Пассивная регенерация
Пассивная регенерация происходит, когда автомобиль движется со скоростью в длительных поездках по трассе, что повышает температуру выхлопных газов до высоких уровней и полностью сгореть от накопившейся сажи, которая находится на фильтре.
Рекомендуется владельцам автомобилей с дизельным двигателем, регулярно давать своим автомобилям 30-50 минут устойчивой качественной скорости на автомагистрали, чтобы помочь и очистить фильтр.
Тем не менее, большинство водителей забывают об этом.
Именно поэтому производители разработали альтернативный вид регенерации.
Что делать, если активная и пассивная регенерация не работают?
Если у вашего автомобиля нет пассивной или активной регенерации, то загорается предупреждающая лампа, показывающая, что сажа полностью заблокировала фильтр.
Это время проверки вашего автомобиля. Желательно не игнорировать эти знаки, так как они могут привести к дорогостоящим повреждениям автомобиля.
Принудительная регенерация достаточно дорогая, так как вы должны проводить процесс в мастерской с помощью механика.
В заключении
Чтобы избежать всех проблем, связанных с засорением фильтра, перед вами 5 вещей, которые помогут вам избежать проблем.
— Всегда регулярно проверяйте клапан рециркуляции отработавших газов.
— Используйте правильное моторное масло.
— Чаще выезжайте на дальние расстояния.
Принудительная регенерацая сажевого фильтра
Решил опытом поделиться и написать по поводу сажевого фильтра в дизельных двигателях VAG. Вся информация почерпнута из личного опыта, кое что из паутины.
Итак, что такое сажевый фильтр и какой геморрой он может принести владельцу. Cажевый фильтр является неотъемлемой частью ЕВРО-4 и предназначен для снижения выброса сажи при сжигании дизельного топлива в двигателе. Может быть установлен как на двигатели с насос-форсунками, так и CR. Представляет собой банку в выпускной системе двигателя и содержит керамические трубки, с нанесенными на них катализатором химического процесса (обычно платина).
Катализатор позволяет снизить температуру химической реакции, в данном случае — сжигания частичек сажи. Керамические трубки попеременно заглушены на входе и выходе фильтра. Пористая структура трубок позволяет практически беспрепятственно проходить выхлопным газам, при этом частицы сажи задерживаются на стенках.
Сажевый фильтр может быть совмещен с основным катализатором, как это сделано, например, в Туареге на двигателях V6, или выполнен в виде отдельной банки, как это сделано, например, в Фаэтоне или в А6. В процессе эксплуатации сажевый фильтр забивается сажей, что приводит к затруднению выхода выхлопных газов. Для выжигания скопившейся сажи используется регенерация фильтра. Существует пассивная регенерация, при которой сажа сжигается в процессе движения машины под нагрузкой, например, при движении по трассе, при температуре 350-400 градусов и выше.
При движении по городу, где не удается разогреть сажевый фильтр до рабочей температуры, при заполнении фильтра используется активная регенерация. При этом контроллер начинает впрыскивать дополнительную порцию топлива после основной, перекрывает клапан EGR и изменяет алгоритм управления лопатками турбины. Топливо через выпускной коллектор попадает в основной нейтрализатор (катализатор окисления) и там сжигается, Температура в катализаторе повышается, и, как следствие, повышается температура в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться.
Тут необходимо отметить, что при неудачных регенерациях, при прерывании регенерации или при неисправности датчиков системы или катализатора окисления, часть несгоревшего топлива попадает в масло и разжижает его, причем со временем, уровень масла может подниматься достаточно значительно. Так что, причиной попадания топлива в масло и повышения уровня может быть не только текущие форсунки, уплотнительные колечки на насос-форсунках или тандемного насоса (для насос-форсунок), но и система регенерации. Естественно, что надо срочно менять масло и разбираться с причинами, для двигателя и турбины это как минимум не полезно, как максимум можно попасть на капиталку или замену мотора.
Для вычисления величины заполнения сажевого фильтра используется две модели, одна базируется на практическом измерении разницы давлений на входе и выходе сажевого фильтра с помощью дифференциального датчика, датчиков температуры и расходомера. Вторая модель рассчитывает заполнение на основе стиля вождения, температурных датчиков и кислородного датчика.
Коэффициент заполнения сажевого фильтра лучше контролировать в 075 группе измеряемых величин контроллера двигателя.
1) Температура перед турбонагнетателем > 100°C
2) Температура перед сажевым фильтром 100°C > T > 60°C
4) Температура после сажевого фильтра 60°C > T > 20°C
В общем случае, в системе выпуска находятся 3 датчика температуры, датчик кислорода и дифференциальный датчик. Некорректная работа любого из этих компонентов, датчика кислорода, расходомера, EGR и еще кучи всего приводит к невозможности или трудностям с регенерацией, включая и аварийную. Значения датчиков температуры и дифференциального датчика можно посмотреть в измеряемых величинах в группах:
067 Сажевый фильтр, значения ОГ 1
Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n
1) Температура перед турбонагнетателем > 690°C (через 10 секунд)
2) Температура перед сажевым фильтром > 150°C
3) Перепад давления на сажевом фильтре нет установок
4) Смещение разности давлений на выбеге нет установок
068 Сажевый фильтр, значения ОГ 2
Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n
2) Масса сажи макс.60 г *)
3) Настроечное значение сажи нет установок
4) не используется 074 Сажевый фильтр, значения ОГ 3
Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n
A Значения действительны только во время регенерации
1) Частота вращения двигателя [об/мин]
2) Температура перед турбонагнетателем > 690°C
3) Значение лямбда 1,0-2,0
4) не используется
Что касается индикации водителю о неисправностях в системе регенерации. При обнаружении неисправности (к сожалению, только явных, например обрыва) датчиков загорается значек с изображением двигателя (неисправность в выхлопной системе). В случае, если фильтр заполнен, контроллер пытался сделать несколько активных регенераций в движении, если попытки оказались не успешными (например, прерваны глушением машины), загорается иконка на экране БК c сажевым фильтром.
Во общем, надо, пока не поздно, отжечь на пустом шоссе. Если количество топлива в баке меньше четверти, то активная регенерация может не запуститься. Так что неисправный датчик уровня, показывающий меньше четверти бака, тоже может быть причиной. Если и это не помогло, то контроллер зажигает значок неисправности выхлопной системе, а через некоторое время и значок неисправности двигателя (спираль преднакала). Двигатель переходит в аварийный режим работы и начинает тупить, причем чем дальше, тем хуже.
Признаки дефектного сажевого фильтра:
Плавают холостые обороты, машина не тянет, увеличение расхода топлива, повышение уровня масла, ошибки по сажевому фильтру на приборной панели.
Устройство Сажевый фильтр устанавливается за выпускным коллектором, как правило, в непосредственной близости от двигателя. Основным конструктивным элементом сажевого фильтра является матрица, которая изготавливается из керамики (карбида кремния). Керамическая матрица имеет ячеистую структуру, состоящую из каналов малого сечения, попеременно закрытых с одной и с другой стороны. Стенки каналов имеют пористую структуру и выполняют роль фильтра. Матрица помещена в металлический корпус.
Принцип работы
При прохождении отработавших газов через сажевый фильтр, частицы сажи задерживаются на поверхности стенок матрицы. Нанесенный на стенки матрицы катализатор способствует окислению несгоревших углеводородов и угарного газа.
Очистка фильтра от накопившейся сажи происходит путем регенерации.
Различают активную и пассивную регенерацию сажевого фильтра.
При пассивной регенерации происходит непрерывное окисление сажи за счет действия катализатора и высокой температуры отработавших газов (350-500°С). При определенных режимах работы двигателя (небольшая нагрузка и др.) наблюдается недостаточно высокая температура отработавших газов и пассивная регенерация происходить не может. В этом случае осуществляется активная (принудительная) регенерация сажевого фильтра.
Активная регенерация происходит при температуре 600-650°С, которая создается при помощи системы управления двигателем. При данной температуре частицы сажи вступают в реакцию с кислородом с образованием углекислого газа.
Сигналом для включения процедуры прожига или регенерации сажевого фильтра служит величина сопротивления, которое фильтр создает протоку отработавших газов. Как только пропускная способность сажевого фильтра станет ниже нормы, начинается регенерация, заключающаяся в прожиге осевшей сажи.
Прожиг сажи начинается при температуре более 550 градусов, а температура отработавших газов в обычных режимах работы двигателя ниже. При достижении уровня забитости сажевого фильтра определенного значения в блок управления двигателем приходит сигнал о необходимости начала прожига сажевого фильтра, система питания после каждой подачи в цилиндры основной дозы топлива осуществляет еще и дополнительный впрыск. Дополнительная порция топлива догорает в выхлопном тракте, разогревая тем самым выхлопные газы до температуры, необходимой для выгорания сажи.
Сажевые фильтры на практике служат 120-150 тыс. км. Их замена стоит очень недешево.
Почему сажевые фильтры выходят из строя
Частые короткие поездки по городу не могут достаточно прогреть сажевый фильтр.
Для запуска автоматической регенерации нужно длительное время ехать по трассе, чтобы температурный датчик сажевого фильтра определил необходимую температуру.
Таким образом регенерация не происходит или происходит некачественно из-за слабо разогретого фильтра. Заставлять водителей целенаправленно создавать условия для запуска прожига проблематично.
Неисправный двигатель тоже может затормозить процесс регенерации.
Ошибка по клапану EGR или неправильно закрытая пробка топливного бака – и не будет регенерации. Сажа тем временем продолжает накапливаться, и ее удаление становится все более проблематичным. Полностью прожечь сажу не удается, остаток неизбежно накапливается.
Из опыта удаления забитых сажевых фильтров страдает больше всего первая секция керамического блока.
Некачественное топливо.
Количество сажи зависит от содержания серы в дизеле. При завышенных показателях фильтр быстрее забивается. В результате чаще происходит регенерация, а это ведет к увеличению уровня масла, так как часть топлива стекает по стенкам цилиндров в поддон. Свойства такого масла, естественно, ухудшаются.
Решение проблемы
1. Замена сажевого фильтра у дилера. Тут не радует цена и отсутствие гарантии, что новый фильтра отработает хотя бы средние 120-150 т. км
2.Запуск принудительной регенерации при помощи заводской диагностике. В случае физического износа сажевого фильтра занятие бестолковое.
3.Удаление сажевого фильтра физическое. Решение не работает без программного отключения прожига. Работает только с программным удалением, что требует перевода программы управления двигателя на режим без сажевого фильтра. Поэтому без возможности отключения функции сажевого фильтра в программе блока управления двигателем выбивать фильтр бесполезно.
Регенерация сажевого фильтра
Регенерация сажевого фильтра или же прожиг сажевого фильтра — услуга доступная в сервис центре SAZHA-OFF. Поведение автомобиля при регенерации сажевого фильтра программируется на заводе изготовителе. По ряду причин это процесс может давать сбой, вызывать постоянные ошибки и в последствии привести к необходимости дорогостоящего ремонта. В сервис центре SAZHA-OFF Вам помогут диагностировать и устранить все проблемы, связанные с регенерацией сажевого фильтра.
- Подробнее о регенерации
- Этапы работ
- Цены на регенерацию сажевого фильтра
- Симптомы проблем с регенерацией
- Гарантия
Что такое регенерация сажевого фильтра
Регенерация сажевого фильтра во всех современных автомобилях проходит автоматически, примерно каждые 2000-5000 км. Этот процесс запускается блоком управления двигателем при накоплении в сажевом фильтре некого количества (порядка 50-60г) углеродного материала или проще говоря — сажи. Сигнализирует об этом значок на приборной панели.
Существует два вида регенерации, активная и пассивная. Запуск активной регенерации происходит после срабатывания датчика дифференциального давления, который сигнализирует о том, что сажевый фильтр забит. При активной регенерации в сажевый фильтр подается дополнительное количество топлива, которое воспламеняется внутри и повышает температуру горения в сажевом фильтре, что позволяет выжечь нагар, копоть и сажу, накопившееся за время эксплуатации автомобиля, тем самым увеличивая ресурс сажевого фильтра.
Суть пассивной регенерации заключается в наборе автомобилем 3500 оборотов на 4 передаче и удержании их на протяжении 30-40 минут. В таком режиме автомобиль потребляет повышенное количество топлива, что так же способствует лучшему прогоранию сажи в сажевом фильтре. К сожалению в городской черте это вряд ли представляется возможным, а это в свою очередь приводит к более быстрому износу данного узла выхлопной системы.
При проблемах с регенерацией ключевым моментом является скорость обращения в сервис, если вы заметили что значок регенерации на приборной панели горит постоянно, или же загорается чаще чем обычно — необходимо обратится к специалистам. Потерянное время непременно приведет к загрязнению сажевого фильтра и в последствии к необходимости удаления или замене на новый.
Этапы работ
Необходимость регенерации сажевого фильтра проще всего выявить с помощью диагностики. Хотим отметить, что при предварительной записи на станцию, процедура диагностики — предоставляется бесплатно. Если в результате этой процедуры определяются ошибки по сажевому фильтру мы приступаем к первому этапу.
Первым делом, мы делаем и сохраняем у себя на компьютере резервную копию вашей прошивки. Это необходимо, чтоб в случае форс-мажорной ситуации мы могли восстановить прошивку на текущее состояние автомобиля. Либо если в результате проведения работ будет принято решение удалить и отключить сажевый фильтр.
Затем мы подключаемся Лаунчем к авто и находим в специальных функциях проведение регенерации. В зависимости от рекомендаций, действуем по инструкциям лаунча, процесс в основном автоматический и занимает немного времени.
В случае успешного восстановления работы регенерации, данные текущей прошивки сохраняются, а вам передается резервная копия прошивки, которая в дальнейшем хранится и у нас.
Если же после этой процедуры восстановить нормальную работу сажевого фильтра не удается, то в таком случае мы рекомендуем воспользоваться услугой удаления сажевого фильтра с перепрошивкой блока эбу., подробнее об удалении вы можете узнать тут — удаление сажевого фильтра.
Стоимость работ
Услуга | Цена, грн. |
Регенерация сажевого фильтра | от 200 до 400 грн |
Диагностика сажевого фильтра | Бесплатно |
Симптомы проблем с регенерацией
- Частая регенерация сажевого фильтра
- Появляется ошибка с предупреждением о незавершённой регенерации
- На панели приборов загорается индикатор сажевого фильтра, что может означать «не удаётся провести регенерацию»
- Падение мощности автомобиля, что тоже в свою очередь говорит о невозможности или не эффективности проведения регенерации
Гарантия
Регенерация сажевого фильтра не является процедурой со 100% гарантией результата. Ввиду того, что степень забитости сажевого фильтра постоянно растёт и зависит от многих факторов, гарантия, как таковая, на данную процедуру не распространяется.
Если вы хотите получить 100% гарантию на весь срок эксплуатации, вам следует обратить внимание на услугу удаление сажевого фильтра с последующим программным отключением эко систем автомобиля.
В любом случае, начинать ремонт автомобиля следует с диагностики. Для получения подробной консультации по вашему автомобилю заполните небольшой чек-лист и запишитесь на бесплатную диагностику.
Диагностика и ремонт блоков управления ДВС
Если вам требуется Регенерация сажевого фильтра, то вы нашли правильный сервис! «АвтоИнтерСервис» более 20 лет ремонтирует автомобили. Мы решим любые проблемы с вашим транспортным средством по справедливой и доступной стоимости. Позвоните нам сегодня (347) 274-79-31 и запишитесь на ремонт.
Стандарт выбросов выхлопных газов евро-5 введенный в 2009 году означает, что все новые дизельные автомобили, продаваемые с этого момента (а некоторые и раньше) оснащаются сажевым фильтром. Сажевый фильтр позволяет сократить выбросы вредных частиц до 80%. Однако, технология оказалась спорной, многие владельцы автомобилей столкнулись с очень дорогим ремонтом, связанным с засорением сажевого фильтра.
Эффективное функционирование сажевого фильтра часто зависит от стиля вождения. Это значит, что дизельные автомобили не всегда лучший вариант для тех, кто в основном передвигается в городских условиях, совершая много коротких поездок.
Сажевый фильтр-это по сути механизм захвата копоти, проходящей через выхлопную систему автомобиля. Как и все фильтры, сажевый фильтр должен очищаться на регулярной основе, этот процесс называется регенерацией. Регенерация осуществляется путем сжигания сажи в фильтре при помощи высокой температуры.
Регенерация дизельного сажевого фильтра
Существует две формы регенерации которые используют современные дизельные автомобили: пассивный и активный. При пассивной регенерации, данный процесс осуществляется автоматически, когда автомобиль движется на высоких скоростях, например на автомагистралях. Однако, так как многие редко путешествуют на большие расстояния, автопроизводители вынуждены развивать активную форму регенерации сажевого фильтра (через систему управления двигателем).
Активная регенерация происходит, когда ЭБУ определяет, что засор фильтра достиг определенного предела, например, 45 процентов своего потенциала. Затем система начинает процесс впрыска топлива, который повышает температуру выхлопных газов и сажа выгорает.
Прерывание регенерации
Однако эта система также может быть проблематичной, так как фаза активной регенерации занимает много времени. Если машина останавливается во время процесса регенерации, то цикл не завершается. Это может вызвать ошибку сажевого фильтра и на приборной панели автомобиля будет гореть сигнальная лампа. Использование неподходящего моторного масла или езда с недостаточным уровнем топлива может вызвать тот же эффект. Более современные дизельные автомобили могут иметь специальную присадку для облегчения процесса регенерации.
Неполные циклы регенерации могут привести к ухудшению свойств моторного масла, так как неиспользованное топливо будет перемешиваться с ним. Если Вы заметите увеличение уровня масла, этому может быть причиной прерванная регенерация сажевого фильтра.
Не игнорируйте контрольные лампы
Если просто не реагировать на контрольную лампу, то фильтр будет продолжать забиваться сажей. Когда ресурс достигает около 75% — возможность эксплуатации автомобиля будет ограничена. В этом случае необходимо очистить фильтр, эта операция должна осуществляться механиком автосервиса. Если фильтр достигнет ресурса около 85%, то фильтр нужно снимать для ручной чистки или полной замены.