Круглые отверстия в асфальте: зачем они нужны, и почему их подолгу не заделывают
На дорогах часто можно увидеть круглые отверстия в асфальте. Как правило, они представлены в форме цилиндра и располагаются с правой стороны. Это могут быть глубокие вырезы, которые не заделываются даже через определенное время. Однако после зимы такие цилиндры могут расползаться в более крупные отверстия. Возникает необходимость проведения ремонта. Рассмотрим, как появляются такие отверстия в асфальте.
Заметить отверстия в виде цилиндров, как правило, можно на свежем асфальтовом покрытии, которое только уложили. Среди специалистов они носят названия керны, хотя данный термин изначально был взят из геологии. На самом деле глубокие отверстия в форме цилиндров специально делают в асфальтовом покрытии, чтобы взять материал на исследование. Полученный цилиндр отправляется в лабораторию, где специалисты выясняют, отвечает ли новое покрытие на дороге требованиям современных стандартов. Это проба, позволяющая оценить качество материалов и самой работы.
Специалисты проделывают несколько отверстий по всей дороге, чтобы оценивать материал отдельно. Но в реальных условиях отмечается совершенно другая ситуация — несколько цилиндров вырезано на одном метре. Нет точного объяснения, с чем именно связано такое решение, так как фактически пробу берут на одном и том же участке, который может не показать скрытых дефектов.
Заметим, что брать пробы должна специализированная организация, которая в дальнейшем проводит исследования. Есть определенные требования к данной процедуре. Так, брать материал можно в срок до 30 суток после укладки покрытия — точная дата зависит от типа асфальта и смеси. Отличается на практике и глубина цилиндра. Для автомобильных колес такие отверстия на дороге не представляют опасности, так как имеют небольшие размеры. Но проблема заключается в том, что со временем отверстия размываются водой и увеличиваются. Проблема усугубляется в зимнее время, когда внутри образуется лед, который расширяет цилиндр. Цилиндрические отверстия через определенное время должны заделываться. Это обязанность подрядчиков, которая часто не исполняется. Сотрудники дорожной компании уже занимаются на других участках и не возвращаются на прежние, чтобы убрать дефекты.
Видео: Кто и зачем делает в асфальте круглые отверстия
Каждому водителю и пешеходу приходилось видеть загадочные отверстия в асфальте. Они могут быть круглыми или квадратными, и о причине их появления ходит масса слухов и домыслов. Одни полагают, что такие дырки делаются для компенсации теплового расширения асфальта, другие убеждены, что это элемент системы слива воды, а третьи считают, что кто-то умышленно портит дорожное покрытие. Но на самом деле все гораздо проще. Об этих таинственных отверстиях рассказывает автор ролика ниже.
Эти дырки по-научному называются кернами. Керн — это образец дорожного полотна, который берется после укладки покрытия с целью его исследования в лаборатории. Так заказчики оценивают правильность укладки асфальта, его характеристики и качество проведенных работ подрядчика. Раньше крены вырезались при помощи электропилы и были в основном квадратной формы, но сейчас используется бур, отсюда цилиндрическая форма. Крен может браться как из всей толщи асфальтового покрытия, так и из одного слоя.
В основном анализ и отбор кренов позволяет определить:
- качество использованного асфальта;
- максимальную прочность покрытия при сжатии;
- насколько прочное сцепление между слоями;
- какова толщина всего покрытия и его отдельных слоев;
- состав используемых материалов.
Причины для забора кренов тоже могут быть разными:
- Когда дорожное покрытие укладывают на территории впервые и требуется проанализировать и подобрать подходящий состав асфальта для следующих работ.
- Когда заказчик не доволен работой подрядчика и обвиняет его в некомпетентности, нарушении правил укладки или технологии выполнения работ, а также низкокачественной смеси. Все эти претензии подрядчик может оспорить, отдав крены на анализ в независимую лабораторию.
- Когда требуется оценить качество и состояние старого дорожного покрытия и решить, требуется ли ему ремонт, безопасно ли его использование или нужна полная замена асфальта.
С кренами теперь все стало понятно. А знаете ли вы, зачем на некоторых дорогах по краям делают «ребра»?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Зачем нужны эти «дырки» в асфальте и кто их делает?
Существует несколько версий предназначения таких отверстий. Кто-то на вопрос зачем в асфальте «дырки» объясняет это необходимостью компенсировать температурные расширения. Якобы такие лунки делают, чтобы во время смены климата в асфальте не появлялись различные дефекты в виде выпучивания и трещин. Другие говорят про необходимость наличия таких лунок в качестве дренажной системы для отвода влаги с поверхности дорожного покрытия. Третьи же объясняют, что «дырки» делают для того, чтобы проверить качество дорожного полотна и взять пробы для исследования. Что из этого правда, а что необоснованные домыслы — разберём в этой статье.
Все чаще в дорожном покрытии люди стали замечать идеально ровные круглые отверстия, просверленные рядом по 3 – 5 штук, иногда напоминающие по своему расположению то ли символ олимпиады, то ли знак биологической опасности, а иногда и просто просверленные хаотично.
Многим интересно узнать кто и для чего проводит буровые работы, а самое главное – почему их оставляют в таком виде и не заполняют асфальтом.
Нам приходилось слышать разные версии, вплоть до самых абсурдных и мистических. Говорят даже, что бабушки во дворах шепчутся, будто таким образом инопланетяне оставляют свои таинственные метки.
В действительности конечно все намного банальней.
Как говорится в известной поговорке, в России существует две проблемы. И одна из них – это дороги. В борьбе с этой проблемой, требования к качеству дорожного полотна постоянно растут. Вместе с ними совершенствуются и методы их контроля.
Сегодня для того, чтобы подрядчику сдать объект и подписать акт приема-передачи строительного объекта, одного визуального контроля уже давно не достаточно. Сначала ему необходимо предоставить результаты лабораторного анализа дорожного полотна на соответствие его современным требованиям ГОСТ.
Для такого лабораторного анализа из дорожного полотна извлекают цельные куски в виде цилиндрических столбиков. Называются эти столбики керны, а инструмент по их вырубке и извлечению – керноотборником.
Это портативная бурильная установка, рабочей частью которой является алмазная коронка внутри стальной трубы. После того, как достигается необходимая для бурения глубина, специальные щипцы захватывают керн и извлекают его наружу.
Реже для взятия проб дорожные рабочие используют швонарезчик. В этом случае лунки получаются квадратной формы, так как рабочей частью такого инструмента является не цилиндрической бур, а алмазный диск.
Взятие проб обычно производят в течение нескольких суток после завершения укладки нового полотна. В случае, когда дорожное покрытие многослойное, лунку бурят на всю глубину асфальта.
Затем такую пробу увозят в лабораторию и исследуют на различные показатели, главные из которых — это плотность и гранулометрический состав асфальта. Если качество соответствует ГОСТ, данные лабораторного контроля заносят в акт приёмки работ для предоставления заказчику.
Теперь поговорим про остальные популярные теории.
Версия про компенсацию температурных расширений не выдерживает критики, так как если оставить такие лунки надолго, то это может дать обратный эффект. Со временем лунки заполняются дождевой или талой водой. Вода превращается в лёд и просто «рвёт» асфальт, а небольшое отверстие становится ямой.
Еще один миф — дренажные системы в виде отверстий. Для отвода влаги с дорог существуют более современные системы, включающие в себя водопоглощающие колодцы и дренажные кюветы.
Но удивительно в этом способе другое. Почему эти лунки чаще всего оставляют в таком виде? По правилам они должны заполняться смесью из битума и каменной крошки, так называемым холодным асфальтом.
Ведь одно дело, когда такое отверстие находится на шоссе, машинам они никак не вредят, водители их чаще всего даже не замечают. И другой вопрос, когда такие отверстия появляются на тротуарах, придомовых территориях и в парках.
К примеру, лунку засыпало опавшими листьями и вот уже ребёнок на самокате влетает в неё на полном ходу и получает травму.
Откуда в асфальте появляются круглые дырки
Во время передвижения по улочкам родного города, некоторые водители, подмечают присутствие странных отверстий на поверхности асфальта. Причём сохранятся они, могут годами, а появляются, как правило, на недавно отремонтированном дорожном полотне. Но для чего они нужны? Попробуем разобраться.
Естественно, упомянутые отверстия, есть не что иное, как следы от взятых проб, дабы оценить качество асфальтового покрытия. Действующими стандартами, допускается его определённая толщина, при меньшем значении которой, дорогу попросту не допустят до эксплуатации. Поэтому специалистами, вырезается кусок асфальта, и тщательно измеряется. А вот следы их деятельности, зачастую, остаются на «добрую» память тем водителям, которые станут ежедневно ездить по неровностям. Особенно это касается тех участников дорожного движения, которые передвигаются на новомодных электросамокатах. Ведь проезд небольшого в диаметре колеса, по искусственно сделанной впадине в асфальте, может, закончиться весьма плачевно.
В лучшем случае, повреждения коснуться только техники, а в худшем – травмированием человека, вследствие падения. К тому же, в период межсезонья, когда на улице присутствует много осадков, попавшая в отверстия вода, замерзает ночью. В результате этого, асфальт буквально разрывает. И на месте скромного дефекта, начинает зиять настоящая яма.
Учитывая весь негатив, что несут дырки в дорожном покрытии, можно задаться вопросом – почему их вовремя не латают? Да потому что лаборатории, занимающиеся контролем качества дорожных работ, не имеют ни оборудования, ни специалистов, дабы заделать, оставшиеся после себя дефекты. К тому же, пробы берутся после того, как положенный асфальт, устоится в течение 1 – 2 недель. Поэтому ликвидировать отверстия, просто некому.
Оставить комментарий Отменить ответ
Свежие записи
- Код ошибки 8 на приборной панели ВАЗ 2114: расшифровка, самодиагностика
- Почему не работает вентилятор охлаждения радиатора на ВАЗ 2110: причины, 8 и 16 клапанов
- Почему не работает вентилятор охлаждения двигателя на ВАЗ 2114: причины, инжектор
- Спидометр не показывает скорость на Лада Гранта
- Перестал работать спидометр Нива Шевроле: причины, дергается стрелка